Факты о звуке физика. Интересные факты про звук, которые вы могли не знать. Белый шум и не только

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Есть интересные факты о звуке как о физическом явлении воспринимаемом человеком органами слуха.

Звуки для человека имеют важную информацию получаемую из окружающего мира. В медицине, например, широко применяется .

Интересные факты о звуке не доходят до современного человека, оставаясь где-то на страницах школьных учебников и детских энциклопедий.

Одной из самых интересных тем физики можно назвать свойства и возможности звуковых волн.

Факты о свойствах и возможностях звуковых волн

Вот, например, такой интересный факт: мы привыкли считать, что глухие люди – это те, которые не слышат звуки. Но все не совсем так, глухие вполне воспринимают их и могут даже иметь музыкальный слух. Пример тому – известный великий композитор, Бетховен, который использовал нехитрое изобретение для распознавания звука.

Людвиг ван Бетховен

Известно, что великий композитор написавший более 240 сочинений, из которых – девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов в 45 лет потерял слух. Так вот после 45 лет Бетховен приставлял к роялю конец палки, в то время как другой ее конец брал в зубы. Таким образом, звук вибрационным путем передавался через костные шары зубов и черепа и доходил до самого внутреннего уха, которое было здоровым.

Для подобного эксперимента, вы можете взять в зубы механические наручные часы и закрыть уши. Тиканье часов превратится в гулкие удары, настолько сильным оно будет казаться. Удивительно, что практические глухие и полностью глухие люди могут говорить по телефону при помощи распознавания вибраций. Они прижимают трубку не к раковине уха, а к височной кости. Люди с нарушениями слуха могут быть и отличными танцорами, так как колебания проникают во внутреннее ухо не только через раковину, но и через все кости скелета, к ногам через пол.

Забавный факт с инфразвуком

Немало интересных фактов в себе таит тема инфразвуковых волн. Инфразвуком называют колебания ниже, чем частота в 16 Гц. Эти волны отлично передаются по воде, поэтому с их помощью общаются многие морские животные, прекрасно ориентируясь на низких глубинах и широких водных пространствах. Инфразвук распространяется даже на сотни километров. Ученые увлеченно проводят исследования на тему влияния инфразвука на человека.

Есть в истории очень известный случай, связанный с инфразвуком.

Роберт Вуд

Однажды в девятнадцатом веке в каком-то театре ставилась пьеса о Средневековье, в связи с чем знаменитый на то время физик Р. Вуд (1868-1955) получил заказ на огромную органную трубу, метров сорока длиной. Настолько длинная труба нужна была для издавания очень низких, почти не воспринимаемых человеческим ухом звуков. Звуковая волна в сорокаметровой трубе приблизительно составляет около 8 Гц.

Но во время спектакля произошел конфуз: инфразвук, который выдал инструмент не был слышен, но при этом стал вторить альфа-волнам мозговой активности, сработала . Мало кто знал тогда, что этот альфа-ритм, созданный искусственно так повлияет на людей: у зрителей началась паника и они все разбежались, даже не досмотрев спектакль.

Более причудливые факты

Интересные и жуткие факты:

  • в безвоздушном пространстве звуковые волны не распространяются, потому что нет ничего, чтобы им отталкиваться
  • мухи не слышат звука
  • животные с большими ушами слышат лучше, чем животные с маленькими ушами
  • слух лисы настолько хорош, что она может услышать скрип мыши на расстоянии 100 метров. Она может даже поймать звук мыши скребущей под землей!
  • эхо возникает, когда звуковые волны отскакивают от объекта, а не поглощаются
  • если вы постоянно кричите в течение 8 лет, 7 месяцев и 6 дней, вы произведете достаточно звуковой энергии, чтобы нагреть чашку кофе
  • самый громкий естественный звук на земле – это извержение вулкана

Теперь, когда вы узнали все эти удивительные и интересные факты о звуке, вы знаете, об огромной роли звука в нашей жизни, а может испортить нам жизнь.

Звуки это самое первое, с чем сталкивается человек, появляясь на свет. И самое последнее, что слышит, покидая мир. А между первым и вторым проходит целая жизнь. И вся она построена на шумах, тонах, бряцании, грохоте, музыки, в общем, полной какофонии звуков.

Вот десять самых интересных фактов о них.

1. Их уровень измеряют в децибелах (дБ). Максимальный порог для человеческого слуха (когда наступают уже болевые ощущения), это интенсивность в 120-130 децибел. А смерть наступает при 200.

2. Звук и шум не одно и то же . Хотя обычным людям кажется и так. Однако для специалистов между этими двумя терминами – большая разница. Звук - это колебания, воспринимаемые органами чувств животных и человека. А шум - это беспорядочное смешение звуков.

3. Наш голос в записи иной, потому что мы слышим «не тем ухом». Это звучит странно, но это так. А все дело в том, что когда мы говорим, то воспринимаем свой голос двумя путями - через внешний (слуховой канал, барабанную перепонку и среднее ухо) и внутренний (через ткани головы , которые усиливают низкие частоты голоса).

А во время прослушивания со стороны задействован только наружный канал.

4. Некоторые люди могут слышать звук вращения своих глазных яблок . А также свое дыхание. Это происходит из-за

порока внутреннего уха, когда его чувствительность повышена сверх нормы.

5. Шум моря, который мы слышим через морскую раковину , на самом всего лишь звук крови, протекающей по нашим сосудам. Такой же шум можно услышать, приложив к уху обычную чашку. Попробуйте!

6. Глухие все же могут слышать. Один только пример этого: знаменитый композитор Бетховен , как известно, был глухим, однако мог создавать великие произведения. Каким образом? Он слушал… зубами! Композитор приставлял к роялю конец трости, а другой конец зажимал в зубах - так звук доходил до внутреннего уха, которое у композитора было абсолютно здоровым, в отличие от уха внешнего.

7. Звук может превращаться в свет . Такое явление называется «сонолюминесценция». Возникает, если в воду опустить резонатор, создающий сферическую ультразвуковую волну. В фазе разрежения волны из-за очень низкого давления возникает кавитационный пузырёк, который некоторое время растёт, а затем в фазе сжатия быстро схлопывается. В этот момент в центре пузырька возникает голубой свет.

8. «А» - самый распространённый в мире звук . Он есть во всех языках нашей планеты. А всего в мире их насчитывается около 6,5-7 тысяч. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском.

9. Нормой считается, когда человек слышит негромкую разговорную речь с расстояния не менее 5-6 метров (если это низкие тона). Или при 20 метрах при тонах повышенных. Если вы плохо слышите, что говорят с расстояния 2-3 метров, стоит провериться у сурдолога.

10. Мы можем не замечать, что теряем слух . Потому что процесс происходит, как правило, не одномоментно, а постепенно. Причем на первых порах ситуацию еще можно исправить, однако человек не замечает, что с ним «что-то не так». А когда наступает необратимый процесс, поделать ничего уже нельзя.

Конец формы

Фи­зи­ка 9 класс

Тема урока: Ме­ха­ни­ка. Ко­ле­ба­ния и волны. Зву­ко­вые волны

Про­дол­жа­ем изу­чать ме­ха­ни­ку. Мы на­хо­дим­ся в главе 7, «Ко­ле­ба­ния и волны». Па­ра­граф 7, ко­то­рый се­год­ня по­свя­щен зву­ко­вым вол­нам. Зву­ко­вые волны – это осо­бые волны, ко­то­рые вы­зы­ва­ют ко­ле­ба­ния среды, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся нашим ор­га­ном слуха – ухом. Раз­дел, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся в фи­зи­ке этими вол­на­ми, на­зы­ва­ет­ся аку­сти­ка. Про­фес­сия людей, ко­то­рых в про­сто­на­ро­дье на­зы­ва­ют слу­ха­ча­ми, на­зы­ва­ют аку­сти­ка­ми. Зву­ко­вая волна – это волна, рас­про­стра­ня­ю­ща­я­ся в упру­гой среде, это про­доль­ная волна, и, когда она рас­про­стра­ня­ет­ся в упру­гой среде, у нас че­ре­ду­ют­ся сжа­тие и раз­ря­же­ние. Пе­ре­да­ет­ся она с те­че­ни­ем вре­ме­ни на рас­сто­я­ние. К зву­ко­вым вол­нам от­но­сят­ся такие ко­ле­ба­ния, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют­ся с ча­сто­той 20 Гц и 20 тыс. Гц. Я на­пи­са­ла, что этот диа­па­зон будет на­зы­вать­ся слы­ши­мый звук. Этим дли­нам волн со­от­вет­ству­ет в той среде, о ко­то­рой мы го­во­ри­ли, воз­дух при t = 20 °C со­от­вет­ству­ет 17 м длина волны и 20 тыс. Гц ча­сто­та – 17 мм. Су­ще­ству­ют еще такие диа­па­зо­ны, ко­то­ры­ми за­ни­ма­ют­ся аку­сти­ки, – ин­фра­зву­ко­вые и уль­тра­зву­ко­вые. Ин­фра­зву­ко­вые – это те, ко­то­рые имеют ча­сто­ту мень­ше 20 Гц. И уль­тра­зву­ко­вые – это те, ко­то­рые имеют ча­сто­ту боль­ше 20 тыс. Гц. Каж­дый об­ра­зо­ван­ный че­ло­век дол­жен ори­ен­ти­ро­вать­ся в диа­па­зоне ча­стот зву­ко­вых волн и знать, что если он пой­дет на УЗИ, то кар­тин­ка на экране ком­пью­те­ра будет стро­ить­ся с ча­сто­той боль­ше 20 тыс. Гц. Ин­фра­звук – тоже важ­ные волны, ко­то­рые ис­поль­зу­ют для ко­ле­ба­ний по­верх­но­сти (на­при­мер, чтобы раз­ру­шить ка­кие-ни­будь боль­шие объ­ек­ты). Мы за­пус­ка­ем ин­фра­звук в почву – и почва дро­бит­ся. Где такое ис­поль­зу­ет­ся? На­при­мер, на ал­маз­ных при­ис­ках, где берут руду, в ко­то­рых есть ал­маз­ные ком­по­нен­ты, и дро­бят на мел­кие ча­сти­цы, чтобы найти эти ал­маз­ные вкрап­ле­ния. Зна­чит, ско­рость звука за­ви­сит от усло­вий среды и тем­пе­ра­ту­ры. Я спе­ци­аль­но вы­пи­са­ла эти важ­ные рас­хож­де­ния, ко­то­рые про­ис­хо­дят с вол­ной, если мы берем дру­гую среду или уве­ли­чи­ва­ем тем­пе­ра­ту­ру. По­смот­ри­те, в воз­ду­хе ско­рость звука при t=0 °C V= 331 м/с, при t=1 °C ско­рость уве­ли­чи­ва­ет­ся на 1,7 с. Если вы – ис­сле­до­ва­тель, то вам могут при­го­дить­ся такие зна­ния. Вы, может быть, даже при­ду­ма­е­те ка­кой-ни­будь тем­пе­ра­тур­ный дат­чик, ко­то­рый будет фик­си­ро­вать или будет рас­хож­де­ния тем­пе­ра­ту­ры ме­рить путем из­ме­не­ния ско­ро­сти звука в среде. Я го­во­ри­ла: чем плот­нее среда, чем более се­рьез­ное вза­и­мо­дей­ствие между ча­сти­ца­ми среды, тем быст­рее рас­про­стра­ня­ет­ся волна. Мы в про­шлом па­ра­гра­фе об­су­ди­ли это на при­ме­ре воз­ду­ха су­хо­го и воз­ду­ха влаж­но­го. По­смот­ри­те, в воде ско­рость, для воды V = 1400 м/с. Звук, если мы его будем рас­про­стра­нять (сту­чать по ка­мер­то­ну, на­при­мер, или по же­лез­ке ка­ким-ни­будь пред­ме­том в воде и в воз­ду­хе), то ско­рость рас­про­стра­не­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся почти в 4 раза. По воде ин­фор­ма­ция дой­дет быст­рее в 4 раза, чем по воз­ду­ху. А в стали и того быст­рее, по­смот­ри­те, V = 5000 м/с = 5 км/с. Я, чтобы вы это за­пом­ни­ли, спе­ци­аль­но на­пи­са­ла такой ма­я­чок – Илья Му­ро­мец. Вы зна­е­те из былин, что Илья Му­ро­мец поль­зо­вал­ся (да и все бо­га­ты­ри, да и обыч­ные рус­ские люди и маль­чи­ки РВС Гай­да­ра), поль­зо­ва­лись очень ин­те­рес­ным спо­со­бом об­на­ру­же­ния объ­ек­та, ко­то­рый идет да­ле­ко еще, при­бли­жа­ет­ся, но рас­по­ла­га­ет­ся еще да­ле­ко. Звук, ко­то­рый он из­да­ет при дви­же­нии – поезд либо кон­ни­ца вра­же­ская, еще не видно и не слыш­но этой кон­ни­цы. Илья Му­ро­мец, при­пав ухом к земле, может ее услы­шать. По­че­му? По­то­му что по твер­дой земле пе­ре­да­ет­ся звук с боль­шей ско­ро­стью, зна­чит, быст­рее дой­дет до уха Ильи Му­ром­ца и он смо­жет под­го­то­вить­ся к встре­че непри­я­те­ля. Самые ин­те­рес­ные зву­ко­вые волны – му­зы­каль­ные звуки и нему­зы­каль­ные шумы. Какие пред­ме­ты могут со­здать зву­ко­вые волны? Если мы возь­мем ис­точ­ник волны и упру­гую среду, если мы за­ста­вим ис­точ­ник звука ко­ле­бать­ся гар­мо­ни­че­ски, то у нас воз­ник­нет за­ме­ча­тель­ная зву­ко­вая волна, ко­то­рая будет на­зы­вать­ся – звук му­зы­каль­ный. Вы, зна­е­те эти ис­точ­ни­ки зву­ко­вых волн: на­при­мер, стру­ны у ги­та­ры или стру­ны у рояля. Это, может быть, зву­ко­вая волна, ко­то­рая со­зда­на в за­зо­ре воз­душ­ном трубы (на­при­мер, ор­га­на или трубы, ду­хо­вых ка­ких-ни­будь ин­стру­мен­тов). Из уро­ков му­зы­ки вы зна­е­те ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На­зы­ва­ют­ся в аку­сти­ке тоны. Обо­зна­ча­ют­ся та­ки­ми бук­ва­ми. Самое уди­ви­тель­ное, что все пред­ме­ты, ко­то­рые могут из­да­вать тоны, у всех них будут осо­бен­но­сти. Чем они раз­ли­ча­ют­ся? Они раз­ли­ча­ют­ся дли­ной волны и ча­сто­той. Если эти зву­ко­вые волны со­зда­ют­ся не гар­мо­ни­че­ски зву­ча­щи­ми те­ла­ми или не свя­за­ны в общую ка­кую-то ор­кест­ро­вую пьесу, то такое ко­ли­че­ство зву­ков будет на­зы­вать­ся шумом. Ха­о­ти­че­ская смесь зву­ков – это шум. По­ня­тие шум есть бы­то­вое, есть фи­зи­че­ское, оно очень по­хо­же, и по­это­му мы его вво­дим как от­дель­ный важ­ный объ­ект рас­смот­ре­ния.

Пе­ре­хо­дим к ко­ли­че­ствен­ным оцен­кам зву­ко­вых волн. Какие у му­зы­каль­ных зву­ко­вых волн ха­рак­те­ри­сти­ки? Эти ха­рак­те­ри­сти­ки рас­про­стра­ня­ют­ся ис­клю­чи­тель­но на гар­мо­ни­че­ские му­зы­каль­ные ко­ле­ба­ния. Итак, гром­кость звука . Чем опре­де­ля­ет­ся гром­кость звука? Я здесь на­ри­со­ва­ла рас­про­стра­не­ние зву­ко­вой волны во вре­ме­ни или ко­ле­ба­ния ис­точ­ни­ка зву­ко­вой волны. Он рас­по­ла­га­ет­ся здесь и на­чи­на­ет ко­ле­бать­ся, при этом ко­леб­лет­ся гар­мо­ни­че­ски, вы­зы­ва­ет му­зы­каль­ный звук. При этом, если мы до­ба­ви­ли в си­сте­му не очень много звука (стук­ну­ли ти­хо­неч­ко по ноте фор­те­пи­а­но, на­при­мер), то будет тихий звук. Если мы гром­ко, вы­со­ко под­ни­мая руку, вы­зо­вем этот звук, сту­кая по кла­ви­ше, по­лу­чим гром­кий звук. От чего это за­ви­сит? По-мо­е­му, всем по­нят­но, что все будет за­ви­сеть от ам­пли­ту­ды ко­ле­ба­ния ис­точ­ни­ка звука. У ти­хо­го звука ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний мень­ше, чем у гром­ко­го звука А т < А гр .

Сле­ду­ю­щая важ­ная ха­рак­те­ри­сти­ка му­зы­каль­но­го звука и лю­бо­го дру­го­го – вы­со­та . От чего за­ви­сит вы­со­та звука? Вы­со­та за­ви­сит от ча­сто­ты. Мы можем за­ста­вить ис­точ­ник ко­ле­бать­ся часто, а можем за­ста­вить не очень быст­ро ко­ле­бать­ся, со­вер­шать за еди­ни­цу вре­ме­ни мень­шее ко­ли­че­ство ко­ле­ба­ний. По­смот­ри­те, как я это ма­те­ма­ти­че­ски на­ри­со­ва­ла на доске. Пер­вый низ­кий звук ко­леб­лет­ся таким об­ра­зом. Здесь раз­верт­ка во вре­ме­ни. Ко­ле­ба­ния про­ис­хо­дят тут, можно за­ста­вить стру­ну так ко­ле­бать­ся. Мы будем ко­ле­ба­ния опи­сы­вать таким об­ра­зом. При этом то вир­ту­аль­ное, то, чего нету, а есть толь­ко в нашем со­зна­нии, раз­верт­ка во вре­ме­ни, мы ее таким об­ра­зом на­ри­со­ва­ли.

У меня длина волны одной укла­ды­ва­ет­ся в такой про­ме­жу­ток вре­ме­ни. У вто­рой волны я спе­ци­аль­но ам­пли­ту­ду сде­ла­ла оди­на­ко­вой, чтобы гром­кость звука была оди­на­ко­вой. Ока­жет­ся, что если мы умуд­рим­ся за то же время со­вер­шить два ко­ле­ба­ния ис­точ­ни­ком звука, то звук по­лу­чит­ся вы­со­кий. По­это­му можно сде­лать ин­те­рес­ный вывод. Если че­ло­век поет басом, то у него ис­точ­ник звука (это го­ло­со­вые связ­ки) ко­леб­лет­ся в несколь­ко раз мед­лен­нее, чем у че­ло­ве­ка, ко­то­рый, на­при­мер, жен­щи­на, ко­то­рая поет со­пра­но. У нее чаще ко­леб­лют­ся го­ло­со­вые связ­ки, по­это­му вы­зы­ва­ют чаще очаги сжа­тия и раз­ря­же­ния в рас­про­стра­не­нии волны. Есть еще одна ин­те­рес­ная ха­рак­те­ри­сти­ка зву­ко­вых волн, ко­то­рую фи­зи­ки не изу­ча­ют. Это тембр . Вы зна­е­те и легко раз­ли­ча­е­те одну и ту же му­зы­каль­ную пьесу, ко­то­рую ис­пол­ня­ют на ба­ла­лай­ке или на ви­о­лон­че­ли. Чем от­ли­ча­ют­ся эти зву­ча­ния или чем от­ли­ча­ет­ся это ис­пол­не­ние? Мы по­про­си­ли в на­ча­ле экс­пе­ри­мен­та людей, ко­то­рые из­вле­ка­ют звуки, де­лать их при­мер­но оди­на­ко­вой ам­пли­ту­ды. Гром­кость звука чтобы была оди­на­ко­ва. Это так в ор­кест­ре, если не тре­бу­ет­ся вы­де­ле­ния ка­ко­го-то ин­стру­мен­та, все иг­ра­ют при­мер­но оди­на­ко­во, в оди­на­ко­вую силу. Так вот тембр ба­ла­лай­ки и ви­о­лон­че­ли от­ли­ча­ет­ся, по­то­му что звук, если бы мы его на­ри­со­ва­ли, ко­то­рый из­вле­ка­ют из од­но­го ин­стру­мен­та из дру­го­го, мы бы на­ри­со­ва­ли с по­мо­щью диа­грамм, то ничем бы не от­ли­чал­ся. Но вы легко от­ли­ча­е­те эти ин­стру­мен­ты по звуку. Еще один при­мер, по­че­му тембр важен. Два певца, ко­то­рые за­кан­чи­ва­ют один и тот же му­зы­каль­ный вуз, кон­сер­ва­то­рию, у оди­на­ко­вых пе­да­го­гов, учи­лись оди­на­ко­во хо­ро­шо на пя­тер­ки. По­че­му-то один ста­но­вит­ся вы­да­ю­щим­ся ис­пол­ни­те­лем, а дру­гой всю жизнь недо­во­лен своей ка­рье­рой, пы­та­ет­ся сде­лать что-то лучше. На самом деле это опре­де­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но их ин­стру­мен­том, ко­то­рый вы­зы­ва­ет как раз го­ло­со­вые ко­ле­ба­ния в среде, т.е. у них от­ли­ча­ют­ся го­ло­са по темб­ру. Если тембр го­ло­са таков, что он вы­зы­ва­ет у всех осталь­ных людей ка­кие-то силь­ные эмо­ции (на­при­мер, самая про­стая эмо­ция – это му­раш­ки по коже бе­га­ют), если даже такое фи­зи­че­ское из­ме­не­ние среды при пе­ре­да­че от певца к вам в уши этого ко­ле­ба­ния вы­зы­ва­ет у вас из­ме­не­ние кож­но­го по­кро­ва, вы мо­же­те смело счи­тать, что этот че­ло­век – гений. Спа­си­бо за вни­ма­ние.


Звук – это призывающий и творческий символ. Многие мифы о творении свидетельствуют, что Вселенная была создана с помощью звука. Согласно Гермесу Трисмегисту, звук был первым, что потревожило предвечную тишину, и посему он являлся причиной всего созданного в мире, предшествуя свету, воздуху и огню. В индуизме звук Аум привел космос к бытию.

Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл – в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120...130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

Звук, который вы слышите, когда «ломаете» суставы, фактически является звуком разрывания пузырей газа азота.

Первое определение скорости распространения звука в воздухе было произведено французским физиком и философом Пьером Гассенди в середине XVII в - она оказалась равной 449 метрам в секунду. Звук рева тигра можно услышать на расстоянии 3 км.

Интересный факт: быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь «музыкальный слух». Великий композитор Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.

Томас Эдисон считал свой аппарат для записи и воспроизведения звука игрушкой, непригодной для серьезного практического применения.

Громкая музыка, звучащая из наушников, очень нагружает нервы в слуховой системе и в мозге. Этот факт приводит к ухудшению способности различать звуки, причем сам человек даже не ощущает, что его слуховое здоровье ухудшается.

Кузнечики издают звук при помощи задних ног.

Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь – 70 децибел, оркестр – 80 децибел, а реактивный двигатель – от 120 до 140 децибел.

Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары - настолько оно усилится.

Гранит проводит звук в десять раз лучше, чем воздух.

Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90-100 децибел).

Громкий храп может достигать того же уровня звука, что и отбойный молоток. Ударяясь о барабанную перепонку в ухе, звук колеблет ее, и она повторяет колебания воздушных волн.

Человек способен услышать звук, даже если барабанная перепонка под его воздействием отклонилась на расстояние, равное радиусу ядра атома водорода.

Заключение

Итак, подведем итог, звук - это распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Звук – это один из видов информации, который человек получает из окружающего мира с помощью органов чувств. Человек начинает воспринимать звуки и реагировать на них ещё до своего рождения. Представление о многих вещах и предметах впервые создаются в сознании человека именно на слух. В утробе матери каждый из нас познаёт голоса родителей, их речь, звучание многих предметов и явлений из окружающего мира. Только спустя время ребёнок сможет увидеть, пощупать и попробовать на вкус то, о чём он знает изначально только на слух. Первое знакомство с окружающим миром – это самое важное знакомство, и этот «первый раз» связан именно со звуком. Об этом стоит помнить при создании звуковой рекламы, поскольку звуковое сообщение является наиболее естественным и простым для восприятия большинства людей, а, следовательно – и наиболее действенным.

С приобретением жизненного опыта звуки начинают вызывать эмоции и переживания. Но некоторые звуки заставляют реагировать инстинктивно. Для животных некоторые звуки являются неоспоримым доказательством опасности. В кошке, например, шуршащие и царапающие звуки будят охотничий инстинкт. Человек так же инстинктивно реагирует на звуки, окружающие его: вздрагивает от резких и громких звуков, неуютно себя чувствует в полной тишине, покрывается мурашками от негромких, но неожиданных звуков и т.д. Одни звуки вызывают страх: гром, крики, звериный вой. Другие, напротив, располагают к спокойствию и расслаблению: звук морских волн, журчание ручья, спокойное дыхание, шелест деревьев, пение птиц. Одни звуки, известные и повсеместные, становятся нейтральными и обыденными, а новые и неизвестные – напротив, вызывают тревогу и смятение.

В мире существует большое количество предметов, имеющих своё неповторимое звучание. Ведь вы без труда с закрытыми глазами по звуку сможете определить десятки предметов и явлений, не говоря уже о голосах знакомых вам людей: от родных и близких, до известных актёров и певцов.

Без звука жизнь невозможна.

Список используемой литературы

1. Брюханов А.В., Пустовалов Г.Е., Рыдник В. Толковый физический словарь. Основные термины: около 3600 терминов. М.: Рус. яз., 1987.

2. Вилли К. Биология М.: Мир, 1968.

3. Дубровский И. М., Егоров Б. В., Рябошапка К.П. Справочник по физике. - Киев: Наукова думка, 1986.

4. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1994.

5. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике 10-е изд., М.: Наука, 1988.

6. Льоццы М. История физики. - М.: Мир, 1970.

8. Мясников Л.Л. Неслышимый звук.

9.Пирс Дж. Почти всё о волнах.- М.: Мир, 1976.

10. Разговор муравьёв. "Наука и жизнь", 1978, No.1, стр. 141

11. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. 2-е изд. - М.: Наука, 1983.

12. Элементарный учебник физики: Учеб. пособие. В 3 т. / Под ред. Г.С. Ландсберга: Т.III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. 11-е изд.--М.: Наука. Физматлит, 1995.

13. Энциклопедический словарь юного техника Cост. Б. В. Зубков С. В. Чумаков. - 2-е изд., М.: Педагогика, 1987.

Интересные факты о волнах.

Волны в основном образуются под действием дующего над водой ветра. Величина волн зависит от силы ветра, от того, как долго он дует, и от расстояния, на котором дует ветер. Сильные ветры, дующие на водными поверхностями большой протяженности, порождают большие волны.

Волны образуются, когда ветер толкает воду на поверхности перед собой, а сила тяжести заставляет воду оставаться на месте, как бы толкая ее обратно. Под действием этих двух сил волны двигаются вверх и вниз. (Верхушки волн называются гребнями, а основания — подошвами.)

Волнующаяся вода, хотя и выглядит так, будто она движется, на самом деле, если не считать движения вверх и вниз, не очень-то и движется. Капли, из которых состоит волна, приводимые в движение энергией ветра, движутся как бы по кругу, а вершиной такого круга является гребень волны.

Чайка, сидящая на волне, будет подниматься и опускаться с волной, но вперед, к берегу, двигаться не будет.

Однако, когда волны достигают береговой линии, на их движение воздействует мелкое океаническое дно, и в таких случаях говорят, что волны "разбиваются" о берег. Здесь вода движется вперед с определенной силой, накатывая на берег или ударяясь о скалы. Гребни волн, разбивающиеся в белую пену, называются барашками.

Вообще волны на поверхности воды, будь то море или океан, образуются по разным причинам. Самые распространенные на поверхности морей это ветровые и приливные волны. Ветровые образуются под действием ветра уже от 0.7м/сек. на поверхность воды, создавая при этом рябь высотой 3-4 мм и длинной 45-50 мм.

Движение ветра у самой поверхности воды не устойчивое, поэтому воздух распадается на отдельные горизонтальные вихри, которые в свою очередь создают пульсационное давление над водой, приводящее к образованию капиллярных волн.

Чем воздействие ветра будет сильнее и продолжительнее, тем быстрей произойдет переход из капиллярной волны в гравитационную. А вот под действием притяжения Луны и Солнца возникают приливные волны.

Во время шторма волны оказывают давление от 3 до 30 тысяч килограммов на 1 квадратный сантиметр. Волны прибоя иногда выбрасывают обломки скал весом до 13 тонн на высоту 20 метров.

На протяжении только западного побережья Франции энергия одного удара волны соответствует мощности 75 миллионов киловатт. Ученые думают над тем, как подчинить эту силу человеку. Во Франции намечается построить гигантскую "приливную" гидроэлектростанцию с плотиной длиной в 18 километров. Мощность этой электростанции предполагается довести до 12 миллионов киловатт.

Интересно, что в результате строительства "приливной" гидроэлектростанции, как полагают, Земля замедлит вращение вокруг своей оси на один день в 2 тысячи лет.

Любопытно, что на больших глубинах в океане возникают волны высотой до 100 метров, однако на поверхности воды эти волны незаметны.

Наиболее высокие цунами (японское название огромных морских волн, являющихся спутниками прибрежных землетрясений или землетрясений где-нибудь в открытом океане) наблюдаются в бассейне Тихого океана.

Высота их доходит до 30 метров. Цунами проникают примерно на километр в глубь побережья. Их нашествию подвержены Японские, Алеутские, Гавайские, Филиппинские, Курильские острова и отчасти Камчатка.

Звуки это самое первое, с чем сталкивается человек, появляясь на свет. И самое последнее, что слышит, покидая мир. А между первым и вторым проходит целая жизнь. И вся она построена на шумах, тонах, бряцании, грохоте, музыки, в общем, полной какофонии звуков.

Вот десять самых интересных фактов о них.

1. Их уровень измеряют в децибелах (дБ). Максимальный порог для человеческого слуха (когда наступают уже болевые ощущения), это интенсивность в 120-130 децибел. А смерть наступает при 200.

2. Звук и шум не одно и то же . Хотя обычным людям кажется и так. Однако для специалистов между этими двумя терминами – большая разница. Звук - это колебания, воспринимаемые органами чувств животных и человека. А шум - это беспорядочное смешение звуков.

3. Наш голос в записи иной, потому что мы слышим «не тем ухом». Это звучит странно, но это так. А все дело в том, что когда мы говорим, то воспринимаем свой голос двумя путями - через внешний (слуховой канал, барабанную перепонку и среднее ухо) и внутренний (через ткани головы , которые усиливают низкие частоты голоса).

А во время прослушивания со стороны задействован только наружный канал.

4. Некоторые люди могут слышать звук вращения своих глазных яблок . А также свое дыхание. Это происходит из-за

порока внутреннего уха, когда его чувствительность повышена сверх нормы.

5. Шум моря, который мы слышим через морскую раковину , на самом всего лишь звук крови, протекающей по нашим сосудам. Такой же шум можно услышать, приложив к уху обычную чашку. Попробуйте!

6. Глухие все же могут слышать. Один только пример этого: знаменитый композитор Бетховен , как известно, был глухим, однако мог создавать великие произведения. Каким образом? Он слушал… зубами! Композитор приставлял к роялю конец трости, а другой конец зажимал в зубах - так звук доходил до внутреннего уха, которое у композитора было абсолютно здоровым, в отличие от уха внешнего.

7. Звук может превращаться в свет . Такое явление называется «сонолюминесценция». Возникает, если в воду опустить резонатор, создающий сферическую ультразвуковую волну. В фазе разрежения волны из-за очень низкого давления возникает кавитационный пузырёк, который некоторое время растёт, а затем в фазе сжатия быстро схлопывается. В этот момент в центре пузырька возникает голубой свет.

8. «А» - самый распространённый в мире звук . Он есть во всех языках нашей планеты. А всего в мире их насчитывается около 6,5-7 тысяч. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском.

9. Нормой считается, когда человек слышит негромкую разговорную речь с расстояния не менее 5-6 метров (если это низкие тона). Или при 20 метрах при тонах повышенных. Если вы плохо слышите, что говорят с расстояния 2-3 метров, стоит провериться у сурдолога.

10. Мы можем не замечать, что теряем слух . Потому что процесс происходит, как правило, не одномоментно, а постепенно. Причем на первых порах ситуацию еще можно исправить, однако человек не замечает, что с ним «что-то не так». А когда наступает необратимый процесс, поделать ничего уже нельзя.

Последние материалы сайта