Введение окна в окружающий мир проект. Презентация по окружающему миру на тему "Окна в окружающий мир" (4 класс). Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию представления о строении и значении органа зрения и правила сохранения зрения.

Задачи:

  • познакомить со строением и значением глаза;
  • способствовать развитию мышления;
  • продолжить формирование представления детей о здоровом образе жизни;
  • научить бережному отношению к своему здоровью.

Оборудование: иллюстрации строения органа зрения, муляж органа зрения.

Ход урока

Актуализация.

Какие органы чувств вы знаете?

О чём они нам сообщают? (Слайд1 - 5)

  • Орган обоняния – нос.
  • Орган слуха – ухо.
  • Орган вкуса – язык.
  • Орган осязания – кожа.
  • Орган зрения – глаза.

Слайды 6 – 8 (окно, картинки окружающего мира)

Что вы видите на экране? (Окно. А за окном? Окружающий мир.)

Тема нашего урока “Окна в окружающий мир

Какой орган помогает нам видеть окружающий мир? (Орган зрения)

Какой основной орган зрения? (Глаз)

Знаете ли вы, как устроен глаз?

Значит, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Обучающиеся называют цели урока. (Слайд9)

Цели: как устроен глаз, значение глаза, как ухаживать за глазами.

Глаз – это орган зрения.

Давайте рассмотрим, как устроен наш глаз.

(Объяснение учителем устройство глаза по рисунку) (Слайд10)

Внутренняя часть глаза – глазное яблоко. В глазном яблоке заключаются все основные части глаза.

Заднюю стенку тёмной камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка.

Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она имеет отверстие – зрачок, который регулирует проникновение света в глаз.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 43.

- Какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету?

(В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.)

- Вы знаете, почему днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое?

Ответит нам на этот вопрос консультант, который подготовил дополнительную информацию.

На сетчатке находятся 2 типа клеток колбочки и палочки.

Колбочки обеспечивают цветное и более чёткое зрение, т.к. каждая клетка связана со своим нервным окончанием.

Палочки работают при меньшем освещении, но дают менее чёткое зрение, т.к. несколько десятков палочек связаны с одним нервным окончанием.

Поэтому днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое.

За зрачком расположен хрусталик. Хрусталик выполняет роль линзы. Глазные мышцы изменяют форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получается чёткое изображение предметов.

Закрепление на муляже.

Перечислите части глаза, с которыми мы познакомились.

  1. глазное яблоко;
  2. сетчатка;
  3. роговица;
  4. цветная радужная оболочка;
  5. зрачок;
  6. хрусталик.

Ребята, закройте рукой правый глаз и посмотрите на меня. А теперь закройте рукой левый глаз и снова посмотрите на меня.

Что вы можете сказать? (Каждый глаз видит по-своему. Левый глаз видит предмет правее, а правый – левее.)

Клетки сетчатки посылают свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Он анализирует ее, и мы получаем представление о предмете.

- Что можно узнать о предмете с помощью глаз?

(Цвет, форму, размер. Как предмет двигается.) (Слайд 11-12)

Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите?

Как он защищён? Посмотрите друг на друга. Что вы видите?

(Брови и ресницы защищают нас от пота и пыли.

Если в глаз попала соринка, то мы начинаем часто моргать и слеза вымывает соринку.)

А сейчас ребята, вы поработаете в группах. Вам будут предложены различные ситуации. Из данной ситуации вы должны составить правила по охране зрения.

1 ситуация. Лёша лежит целый день на диване и смотрит телевизор.А Оля уже несколько часов сидит за компьютером и играет в игры.

Можно ли долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером? Почему?

(Нет. Мышцы хрусталика (глаза) напрягаются и устают от продолжительного неподвижного положения.)

Вывод: нельзя долго смотреть телевизор. (Слайд 13)

Вывод: нельзя долго сидеть за компьютером. (Слайд 13)

2 ситуация. Маша и Катя едут в автобусе и читают книгу.

Вывод: не читайте в транспорте. (Слайд 13)

3 ситуация. Коля лёг на диван, взял книгу и стал её читать.

(Нет. Мышцы рук устают и трясутся. Глаза напрягаются и устают.)

Вывод: не читайте лёжа. (Слайд 13)

4 ситуация. Ребята стали раскрашивать картинки в плохо освещённой комнате.

Как должно быть освещено рабочее место и почему?

(Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, т.к. падая с правой стороны, будет темно из-за тени.)

Вывод: читайте сидя за столом, в хорошо освещённой комнате, свет должен падать слева.) (Слайд 13)

5 ситуация. Девочка положила книгу на колени и стала её читать.

Почему при чтении вредно держать книгу близко или далеко от глаз?

(Мышцы хрусталика (глаза) сильно напрягаются и можно испортить зрение.)

Вывод: книгу при чтении надо держать не ближе 30 см и не дальше 40 см от глаз)

6 группа проводит исследование. Орган зрения по назначению схож с фотоаппаратом. Подпишите части органа зрения с частями фотоаппарата.

Проверка: (Cлайд 14).

Итог: Как называлась тема урока? “Окна в окружающий мир”.

Потому что глаза помогают видеть нам окружающий мир.

Вспомним цели урока. (Слайд 15)

И в заключение проведём гимнастику для глаз. (Слайд16)

Рефлексия.

Какой интересный момент понравился на уроке?



Ресницы и веки защищают глаз от пыли. Когда мы мигаем, слеза увлажняет глаз.

Установлено, что мы мигаем более 5000 раз в день.


Весь глаз по форме напоминает шар и называется ГЛАЗНЫМ ЯБЛОКОМ.

Большая часть глазного яблока находится в специальном углублении, которое называется ГЛАЗНИЦА .



Передняя часть глаза, а также та, которая под веками, покрыта специальной оболочкой, защищающей глаз от пыли, грязи и инфекции. Она называется КОНЪЮНКТИВОЙ.

Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ . Мы видим сквозь неё, как сквозь прозрачное стекло


Роговица покрывает цветную часть глаза - РАДУЖНУЮ ОБОЛОЧКУ. У всех людей она разного цвета.


В центре радужной оболочки находится чёрный с виду кружок, который называется ЗРАЧОК.

Зрачок представляет собой отверстие. Именно через него свет проходит внутрь глаза. Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – расширяется.


Оболочка белого цвета – это СКЛЕРА. Сквозь неё мы ничего не видим. Она защищает те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока.


В центре глаза расположена овальная линза - ХРУСТАЛИК. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет.



роговица

сетчатка

хрусталик


СЕТЧАТКА – это часть глаза с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате.

Изображение на сетчатке получается вверх ногами.


После этого ОПТИЧЕСКИЙ НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Зрительный центр находится в затылочной части головного мозга



За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу куклу», «Я вижу машину»

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока.



Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока.

– Прочитайте вопрос Лены на с. 42.

Выдвигают гипотезу.

– Какие противоречивые факты вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

Какую роль выполняет орган зрения в жизни человека? Почему у зверей главным органом чувств служит обоняние?

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?

– Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

– Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?

Отвечают на вопросы.

– Определите тему сегодняшнего урока.

Зрение .

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике.

– Назовите основной орган зрения. (Глаз.)

– Что можно узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет предмета, размер, форму, расположение в пространстве, направление его движения.)

– Как же устроен глаз? Как он выполняет такую сложную работу?

Работа по рисунку на с. 43 с использованием текста учебника.

По рисунку определяют строение глаза .

– Перечислите части глаза.

– Какая часть глаза самая объёмная?

– Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает его дно)?

Ответы с опорой на рисунок и текст.

– Чем глазное яблоко защищено спереди?

– Что расположено над роговицей?

– Что ограничивает радужная оболочка?

– Какова роль зрачка?

Опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями – большего и меньшего диаметра.

Вопрос: Через какое отверстие света проходит больше?

Наблюдают за распространением света через прорези.

1. Задание к нижним рисункам на с. 43 .

– Что расположено за зрачком?

Выполняют задание .

– Как вы думаете, в какой части глаза будут располагаться чувствительные клетки, которые воспринимают изображение?

– На сетчатке.

2. Выполнение задания к рисунку на с. 44. Учитель объясняет, как работают клетки сетчатки двух типов.

– Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?

– Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.

– Рассмотрите изображение идущей девушки на с. 44 и предположите, как наш глаз воспринимает движущийся предмет.

– Изменение изображения мы воспринимаем как движение.

– Рассмотрите рисунки внизу на с. 44 и определите, одинаково ли мы видим предметы правым и левым глазом.

– Каждый глаз видит немного по-своему.

– Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?

Используйте для ответа рисунок на с. 45.

– Да. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Орган зрения даёт наиболее полную информацию об окружающем мире.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 45.

2. Игра «Что было бы, если бы...?».

Учащиеся по цепочке задают вопросы, при ответах на которые из муляжа или схематического изображения глаза удаляется одна часть.

3. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 2 ученики должны обратить внимание на то, что, бросив взгляд на далёкие (или, наоборот, на близкие) предметы, мы должны дать глазу время привыкнуть, настроиться. Это означает, что хрусталик должен изменить свою кривизну . Подобно этому в старых фотоаппаратах-зеркалках приходилось крутить и настраивать объектив. Современные аппараты делают это сами, но им тоже требуется для этого некоторое время.

В задании 3 обращается внимание на необходимость переключаться время от времени с одной работы на другую. Относится это и к работе органа зрения. За час неподвижного стояния на месте устаёшь сильнее, чем за час прогулки, потому что при этом сокращены одни и те же мышцы. Точно так же вредно долго смотреть телевизор: мышцы хрусталика (глаза) устают от продолжительного неподвижного положения (они всё время сокращены).

Задание 4 посвящено правилам разумного поведения. Подобно катанию с горки такой высоты, при которой можно легко двигаться, но нет опасности разбиться, при чтении нужно руководствоваться теми же принципами. Держа книгу ближе 30 см или дальше 40 см от глаз, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика (глаза). Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.

Выполняя задание 5 , ребята ответят, что тёмные очки используют лишь при ярком солнечном освещении, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Оно должно быть освещено не слишком ярко и не слишком тускло.

В задании 7* мы предлагаем провести аналогию между строением фотоаппарата и глаза. Специфику устройства фотоаппарата ученики знают плохо, так как современные «мыльницы» выполняют настройку автоматически. Тем не менее аналогия между фотоплёнкой (хорошо знакомой школьникам) и сетчаткой кажется нам весьма важной. Также понятна аналогия между преломляющей лучи света линзой объектива и хрусталиком. Диафрагма в фотоаппарате соответствует изменению ширины зрачка, крышечка аналогична веку, а вся камера – глазному яблоку.

Слайд 1

Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Школа 2100
Окна в окружающий мир.
МБОУ г. Мурманска СОШ № 36 учитель начальных классов Пискунова О.В.

Слайд 2

Что я хочу узнать?
Как устроен наш глаз? Почему у детей портится зрение? Что надо делать, чтобы сохранить зрение хорошим?

Слайд 3

У наших глаз очень сложное и хрупкое строение.
Весь глаз по форме напоминает шар и называется - глазное яблоко
Большая часть глазного яблока находится в специальном углублении, которое называется ГЛАЗНИЦА.
Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой - РОГОВИЦЕЙ. Мы видим сквозь неё, как сквозь прозрачное стекло
Роговица покрывает цветную часть глаза - РАДУЖНУЮ ОБОЛОЧКУ. У всех людей она разного цвета.

Слайд 4

В центре радужной оболочки находится чёрный с виду кружок, который называется ЗРАЧОК.
Зрачок представляет собой отверстие. Именно через него свет проходит внутрь глаза.
Если свет яркий, то зрачок сужается.
Если свет слабый и тусклый – расширяется.

Слайд 5

В центре глаза расположена овальная линза - ХРУСТАЛИК. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет.
СЕТЧАТКА – это часть глаза с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате.
Изображение на сетчатке получается вверх ногами.

Слайд 6

После этого ОПТИЧЕСКИЙ НЕРВ передаёт изображение в мозг.
Зрительный центр находится в затылочной части головного мозга.
Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его. И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

Слайд 7

Самым распространённым заболеванием глаз среди школьников является близорукость или миопия.
Причины развития близорукости: Не соблюдение зрительного режима; Большие школьные нагрузки; Отсутствие естественного света в условиях Полярной ночи; Наследственные факторы.
Это когда изображение не достигает сетчатки, а фокусируется до неё. Поэтому предметы вдали получаются размытые, нечёткие.

Слайд 8

Рекомендации по охране зрения:
Делать гимнастику для глаз. Принимать витамины, укрепляющие зрение. Особенно в период Полярной ночи. Заниматься физкультурой и спортом. Почаще бывать на свежем воздухе.
Соблюдать зрительный режим: нельзя перенапрягать глаза. Не наклоняться низко при письме. Не читать лёжа и при плохом освещении Работать за компьютером не более 40 минут в день.

Слайд 9

Список литературы:
Атлас для начальной школы «Организм человека и охрана здоровья», Москва, Изд. «ОЛМА-ПРЕСС» 2000; Роберт Ротенберг Детская энциклопедия «Расти здоровым», Москва, Изд. «Физкультура и спорт» 1992; «Как вырастить здорового ребёнка», под редакцией В.П. Алферова, Ленинград. Изд. «Медицина», Ленинградское отделение 1991;

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как мы видим

Нарушения зрения

Сетчатка глаза имеет очень сложное строение. В ней находится 10 слоев клеток. Особенно важны клетки под названием колбочки и палочки. Палочки отвечают за восприятие света, а колбочки - за цветовое восприятие. Самое важное место сетчатки - это область наилучшего восприятия зрительных ощущений.Колбочки обеспечивают дневное и цветное зрение. Палочки - ночное и сумеречное. Заболевание под названием "куриная слепота" как раз и вызвано нарушением нормальной деятельности палочек. Давайте вспомним, что же это за заболевание с таким оригинальным названием. Человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете, но к вечеру, с наступлением сумерек, зрение ухудшается, а в темноте человек не видит совсем. Это все из-за палочек.

Цвет глаз Цвет глаз - характеристика, определяемая пигментацией радужной оболочки. Радужная оболочка состоит из эктодермального и мезодермального слоёв. От характера распределения в них пигментов и зависит цвет. Если малое содержание меланина, то глаза получаются синие. Зелёный цвет глаз определяется небольшим количеством меланина. Окраска радужной оболочки обычно неравномерная и бывает очень много разнообразных оттенков. В случае когда во внешнем слое радужной оболочки содержится много меланина, то цвет глаз - коричневый. Чем больше концентрация меланина, тем темнее глаз, в некоторых случаях он может быть почти чёрным.

Разный цвет глаз Гетерохромия - это различия в окраске радужных оболочек (а также волос или кожи). Она является результатом относительного избытка или недостатка меланина (пигмента).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлены интересные факты, исторические сведения, рекомендации по уходу за кожей, занимательные задания....

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"

презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Данная презентация ознакомит детей о том, как выращивали лен наши предки в старину в сельской местности, их пользе. Ознакомит детей с историей быта и культурой чувашского народа. Раскрывает знач...

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...

Последние материалы сайта