Атомарная теория демокрита. Контрольная работа атомистическое учение демокрита. Атомизм Демокрита: основные положения

30.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования Российской Федерации

Казанский Государственный Технический Университет

На тему: «Учение Демокрита. Понятие «атом», «пустота».

Выполнила:

Хазова К.В.

Г. Альметьевск, 2007г.

Введение

Демокрит родился около 470-469 г. до н.э., умер в IV в. до н.э. Он был

младшим современником Анаксагора и старшим - Сократа. Демокрит был ученым-

энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в

философии. Родом он был из города Абдеры - греческой колонии на Фракийском

побережье. Получив наследство, отправился в путешествие, побывал в ряде

стран (Египте, Вавилоне, Индии). где пополнял свои знания о природе и

человеке. Вернувшись, встретил осуждение за растраченное богатство (против

него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве). На

судебном процессе Демокрит прочитал судьям свое сочинение «Мирострой»,

и судьи признали, что он взамен денежного богатства накопил мудрость,

знания, по суду был оправдан и даже вознагражден деньгами.

Демокрит написал около семидесяти сочинений, но ни одно не дошло до нас

в полном виде. Имеются фрагменты из них, дающие представление о его учении.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая

в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как

полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа. Но

Вкратце эту концепцию можно изложить следующим образом. Демокрит

считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают,

другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота -

между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо

свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого

движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в

мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по

форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению. Так, А отличается

от Р формой, АР от РА порядком, Ь от Р-положением. Величина у атомов тоже

различна; на Земле они малы, причем настолько, что органы чувств не в

состоянии их воспринимать. Таковы пылинки, имеющиеся в комнате, невидимые

обычно, но заметные в луче света, подающем в темную комнату. Их

незаметность в обычных условиях дает основание считать, что они не

существуют, на самом же деле они имеются; таковы и атомы. Атомы бывают

самой разной формы (А и Р, например); они могут быть шарообразны, угловаты,

вогнуты, выпуклы, крючкообразны, якореобразны и т. п. Из разных атомов и

разного их числа, путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если

бы они находились в состоянии покоя, то объяснение многообразие вещей было

бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь

в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения;

одним из видов движения является вихрь. Само движение безначально и не

будет иметь конца.

Теперь перейдем к более детальному изучению принципов, характерных для

философии Демокрита.

Атомизм Демокрита и парадоксы Зенона

Парадоксы Зенона оказали существенное влияние на Демокрита. Демокрит

попытался решить вопрос о возможности движения, вводя иную, чем у элеатов,

предпосылку: не только бытие, но и небытие существует. При этом он мыслил

бытие как атомы, а небытие как пустоту. Демокрит, по-видимому, стремился с

помощью учения об атомах предложить также решение парадоксов бесконечности

Зенона. В самом деле, в любом теле существует как угодно большое, но

конечное число атомов, а потому, казалось бы, должен существовать и

объективный предел деления, так что апории «Ахиллес» и «Дихотомия» должны

как будто утратить свою силу. Однако демокритовское учение об атомах не

дает оснований для преодоления парадоксов бесконечности, носящих строго

логический характер. Демокрит предложил свое решение, обойдя ту

предпосылку, из которой исходил Зенон: он ввел такое упрощение проблемы,

которое не допускалось в рамках зеноновой постановки вопроса, однако

открывало перспективу обхода возникших здесь трудностей. Если элеаты

рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченно-теоретически,

то теория Демокрита с самого начала была ориентирована на объяснение

явлений эмпирического мира. О том, насколько плодотворным был предложенный

Демокритом способ рассмотрения природы, свидетельствует дальнейшее развитие

науки, в котором программа Демокрита сыграла очень важную роль.

Демокрит уточняет пифагорейское понятие монады: ведь пифагорейцы тоже

исходили из допущения неделимых начал - единиц, но им не был ясен вопрос о

том, являются ли эти единицы вещественными элементами, физическими

частицами или только математическими точками, не имеющими измерений. А

соответственно они не могли поставить и вопрос о природе континуума. В

самом деле, если любая линия и ее часть, так же как и любое тело, состоит

из этих неделимых единиц неизвестной природы, то неясно также, конечное или

бесконечное множество этих единиц составит тот или иной отрезок или тело.

Ибо если единицы эти - точки «без частей», то даже бесконечное множество их

не образует величины, если же они - не математические точки, а физические

«камешки», то в теле определенной величины их может быть большое, но

конечное число.

Парадоксы Зенона как раз и выявили эту проблему. И теперь Демокрит,

уточняя пифагорейское понятие единицы, приходит к выводу, что «единицу»

надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. В этом

случае любой отрезок линии, так же как и любое тело трех измерений, может

состоять из очень большого, но всегда конечного числа неделимых физических

«монад» («единиц») - атомов.

Многие историки философии полагают, что принцип атомизма направлен

против положения Анаксагора о неограниченной делимости вещей. Такую точку

зрения высказывает, в частности, В. Лейнфельнер. «Усилия атомистов, - пишет

он, - направлены против основной аксиомы Анаксагора, согласно которой все

вещи неограниченно делимы. Из единств, которые, так сказать, постоянно

разламываются, раскалываются, не может быть построено никакое тело; должны

существовать минимальные единства неделимого характера. Агрегация, как и

диссоциация, требует минимальных неделимых частиц, атомов». Вопрос, однако,

осложняется тем, что учение Анаксагора о «семенах» имеет также и ряд общих

моментов с теорией атомистов, так что можно рассматривать его как

комплиментарное по отношению к атомистике Демокрита. Не случайно возник

спор относительно того, кто на кого оказал влияние: Левкипп ли на

Анаксагора или же Анаксагор на Демокрита. Однако независимо от того,

выступал ли Демокрит как критик Анаксагора, или же он заимствовал у

Анаксагора некоторые аспекты его учения о «семенах», отвергая другие

аспекты этого учения, цель его состояла в том, чтобы разработать такое

учение о структуре континуума, которое избегало бы противоречий, указанных

Зеноном, и уточняло бы пифагорейское представление о «монаде».

Как известно, Демокрит был не первым, кто выдвинул учение об атомах;

его предшественником был Левкипп, живший предположительно с 500 по 440 г.

до н.э. и бывший современником Пифагора, Парменида, Зенона, Анаксагора.

Имеется важное свидетельство Аристотеля относительно теоретических

источников возникновения атомизма в целом, в том числе и атомизма Левкиппа.

Оно не противоречит предположению что атомисты развили свое учение, чтобы

избежать противоречий, указанных элеатами. К тому же, это свидетельство

Аристотеля проливает дополнительный свет на ситуацию в науке V в. до н.э.

«Наиболее методически, - пишет Аристотель в работе «О возникновении и

уничтожении», - построили свою теорию, руководствуясь одним общим принципом

при объяснении явлений, Левкипп и Демокрит, исходя из того, что сообразно

природе, какова она есть. Некоторые из древних полагали, что необходимо

(логически), чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустота не

существует, а при отсутствии отдельной пустоты невозможно движение, равно

как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что отделяло бы

их друг от друга... Исходя из таких рассуждений, некоторые (ученые) вышли

за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что нужно следовать

разуму. Поэтому они говорят, что целое едино и неподвижно... Заметим, что с

логической точки зрения все это последовательно, но с точки зрения фактов

такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Левкипп же был убежден, что у него

есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами (в то же

время) не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни

движение, ни множественность вещей. Признав все это в согласии с явлениями,

он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что

движение невозможно без пустоты, а пустота - это несуществующее, однако,

ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом

смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а

представляет собой бесконечные по числу (частицы), невидимые, вследствие

малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота

существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а

разъединяясь, к уничтожению». Таким образом, Аристотель связывает появление

атомизма - и не только Демокрита, но и Левкиппа - с критикой учения

элеатов; чтобы возможно было мыслить движение, возникновение и уничтожение

вещей, Левкипп и Демокрит допустили существование неделимых частиц - атомов

И пустоты, в которой движутся атомы и без которой они немыслимы.

Атомизм, таким образом, возникает отнюдь не в результате эмпирических

наблюдений (например, движения мельчайших пылинок в солнечном луче), а в

результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические

наблюдения привлекаются уже потом, в целях демонстрации, и играют роль

наглядных моделей атомистической теории. «Учение Демокрита, - пишет Э.

Кассирер, - возникло не благодаря ослаблению, а, напротив, благодаря

усилению строгих понятийных требований элеатов, благодаря их более точному

проведению и их более последовательному применению к явлениям. Он пытается

восстановить не непосредственный чувственный мир - последний резче, чем

когда-либо раньше, характеризуется как продукт неистинного познания: он

познает и представляет в твердых логических очертаниях все общее понятие

опыта и эмпирического бытия.

В этом смысле учение атомистов - это дальнейший шаг на пути

освобождения философского и научного мышления от мифологических

представлений; раннее пифагорейство, пытаясь все сущее объяснить с помощью

чисел, в гораздо большей степени привлекало на помощь числам мифологические

образы, чем это делали элеаты, а тем более атомисты. Однако при этом у всех

философов досократического периода (за исключением, может быть, элеатов, да

и то только отчасти) есть одна общая черта: отсутствие логический рефлексии

по поводу своих научно-теоретических построений. Эту их особенность

отмечает и Э. Кассирер: «Однако при всей свободе и широте взгляда... все до

сих пор пройденные фазы (Кассирер имеет в виду греческую философию до

Сократа) характеризуются общей связывающей их границей. Все они превращают

только на продукт, а не на процесс этого преобразования. Функция чистого

понятийного мышления еще полностью скрывается за ее результатами и еще не

достигает обособленного, сознательного определения».

Действительно, ни у пифагорейцев, ни у атомистов нет сознательно

производимой рефлексии по поводу тех научных и философских понятий, с

помощью которых они хотят обрести истинное знание о мире. Есть, правда,

вполне осознанное различение истинного знания и ложного и вполне

последовательное отделение тех путей, посредством которых обретается

истинное знание, от путей «мнения», «темного знания». Но никогда (даже у

элеатов) не подвергается специальному анализу тот процесс, благодаря

которому открывается этот самый «путь истины».

Атомы и пустота

Согласно Демокриту, Вселенная - это движущаяся материя, атомы веществ (бытие - to on, to den) и пустота (to uden, to meden); последняя так же реальна, как и бытие (см. 13, 146; 173; 189 и др.). Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Системе Демокрита, как и другим древнегреческим философским учениям, были присущи диалектические черты. В. И. Ленин увидел элемент диалектики уже в самом различении атомов и пустоты. По его мнению, Гегель, излагая учение Левкиппа, уловил «зерно истины»: в атомистике имеется «оттенок („момент“) отдельности; прерыв постепенности; момент сглажения противоречий; прерыв непрерывного, атом, единица... „Единица и непрерывность суть противоположности“...» (3, 29, 238).

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснить возникновение и изменение вещей. Правда, у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества - это не только простое соединение и разъединение (13, 239). Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления - в изменении количества между-атомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое (там же, 343; 344). Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos - «неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела» (см. 64, 173). Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок (см. 13, 200-203); только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств - цвета, запаха, вкуса и т. п.

Симпликий ясно говорит нам о том, что «пифагорейцы и Демокрит не без основания, отыскивая причины чувственных качеств, пришли к формам (т. е. к атомам)» (schemata), которые Демокрит иногда называл также абдерским словам rysmoi - «фигуры» или ideai - «идеи», «виды» (там же, 171. См. также CXV; CXVI; 198), подчеркивая их основной отличительный признак. Сведение строения материи к более элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение.

Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита?

Изучая свидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии послужили первоисточником многих более поздних сообщений о философии греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форм атомов, в других - также о различии их порядка и положения (см. 80, 124; 125). Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такие группы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также в разном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим (см. 13, 238-248). И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но именно из этой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составу органических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, в котором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от порядка расположения в их молекулах аминокислот, причем число возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно. Фундаментальные частицы материи, существование которых предполагал Демокрит, соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического элемента и некоторых более сложных соединений.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка об атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах, или «математическом атомизме», Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику» (13, 108). Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы, фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые - иначе они бы не сцеплялись друг с другом (см. там же, 226; 227; 230; 233). Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части - точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома - «амера» (бесчастная) (там же, 120; 124). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело - например, невидимый атом, - такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.

Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них - плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством (см. там же, XIV), Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Архимед (см. 49 и 23, 35-41).

Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически (см. 73); но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными» (13, 147). Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.

О вечном движении говорили уже ионийские философы. Однако этот взгляд был у них еще связан с гилозоизмом. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании - живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение - это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов, вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать» (см. там же, комм. к 311). Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя произвольное отклонение атомов от прямой.

В своей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа, выдвинутого предшествующей философией (сформулированного Мелиссом и повторенного Анаксагором),- принципа сохранения бытия: «ничто не возникает из ничего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И если элейцы считали, что этот принцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему», то Демокрит относил его к реальному, объективно существующему миру, природе.

Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна. Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления - это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира - это уже ярко выраженный материализм, такое философское мирообъяснение было в условиях древности максимально противоположно мифологическому.

Из книги Дао физики автора Капра Фритьоф

Глава 14. ПУСТОТА И ФОРМА Классическая механика исходила из представлений о твердых и неделимых частицах, движущихся в пустоте. Современная физика пересмотрела эту картину самым кардинальным образом, существенно изменив наши взгляды не только на частицы, но и пустоту.

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

АНУ (АТОМЫ) Теория атомов (ану) считается оригинальной для Канады, ее считают даже отличительной чертой его философской системы. Ану в его системе занимают место танматр философии санкхьи. Хотя идея об атомах была известна и философии ньяи (Ньяя-сутры, IV, 2, 4-25), но вполне

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла на своей голове большую корзину, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но вес не изменил ритмичное покачивание ее поступи. Походка была грациозной, легкой и плавной. На руке были большие металлические браслеты,

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2.7. Вещи и атомы (Демокрит) Мы уже знаем, что первые греческие философы считали видимые нами детали окружающего мира не подлинной реальностью, а порождениями или формами единого невидимого первоначала. У Фалеса таким первоначалом было мировое вещество – вода, у

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Демокрит. Вещи и атомы Мы уже знаем, что первые греческие философы считали видимые нами детали окружающего мира не подлинной реальностью, а порождениями или формами единого невидимого первоначала. У Фалеса таким первоначалом было мировое вещество – вода, у Анаксимена –

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 12. «Только атомы и пустота…» (Демокрит) Примирил элейскую и гераклитовскую точки зрения философ Демокрит Абдерский. Он осуществил синтез двух воззрений. Подобно Гераклиту он считал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но, вслед за

Из книги Карлос Кастанеда. Расколотое знание автора Джелдашов Василий

Образ 1. Пустота «Почему пустота мешает увидеть шаблон?Нагваль сказал, что всё в мире – сила, притяжение или отталкивание. Для того чтобы нас отталкивали или притягивали, мы должны быть похожи на парус или воздушный змей на ветру. Но если в нашей светимости дыра, сила

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла большую корзину на своей голове, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но ритмичное покачивание ее поступи не изменилось из-за груза. Она красиво держала равновесие, ее походка была легкой и плавной. На ее руке были

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПУСТОТА? В человеческом сознании живет ложное понятие - ПУСТОТА, которое часто ассоциируется с НЕБЫТИЕМ. "Исчезают яко дым" - поется в церковном песнопении.Умер человек, "испустил дух", и дух этот канул в небытие, в пустоту. Но всякая жизнь есть ОГОНЬ. Огонь

Из книги Учение о бытии автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

b. Одно и пустота Одно есть пустота, как отвлеченное отношение отрицания к себе самому. Но от пустой непосредственности, от такого бытие одного, которое также утвердительно, пустота отличается как простое ничто; и так как они находятся в отношении, именно в самом одном, то

Из книги Для чего мы живем? [Взгляд с позиции субъективного реализма] автора Захаров Константин Валерьевич

Материя и пустота Мир предстает перед нами непрерывной чередой сменяющих друг друга явлений, за которыми угадывается единая изменчивая сущность. Единство следует уже из того, что все явления, несмотря на их видимое разнообразие, сходятся в одной точке, которую

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Вещи и атомы. Демокрит Мы уже знаем, что первые греческие философы считали видимые нами детали окружающего мира не подлинной реальностью, а порождениями или формами единого невидимого первоначала. У Фалеса таким первоначалом было мировое вещество – вода, у Анаксимена –

Из книги Из ранних произведений (1835 – 1844) автора Энгельс Фридрих

Глава третья. Атомы-начала и атомы-элементы В своей вышеупомянутой статье об астрономических понятиях Эпикура Шаубах говорит: «Эпикур вместе с Аристотелем проводил различие между началами (?????? ?????, Диоген Лаэрций, X, 41) и элементами (????? ????????, Диоген Лаэрций, X, 86). Первые

Из книги Сны воинов пустоты автора Филатов Вадим

Сон седьмой Пустота встречается с ничто Нисида Китаро (1870–1945) «Человек становится личностью благодаря ощущению взора пустоты». Судзуки Тору Однажды японский философ 20 века, основатель

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

4. «Только атомы и пустота…» (Демокрит) Примирил элейскую и гераклитовскую точки зрения философ Демокрит Абдерский. Он осуществил синтез этих двух воззрений. Так же, как и Гераклит, он считал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но, вслед за

Уже из мы видим, насколько атомы в представлении древних греков отличны от того, что видела в атомах наука относительно недавних времен и что вкладывает в понятие атома или элементарной частицы наука нашего времени. Для науки XVIII в. атомы-это одинаковые, однородные, точечные массы, движущиеся по законам механики. Современные понятия «химические свойства», «реакционная способность» не могли существовать в системе греческого атомизма. Теория строения или структуры вещества, на которой основывается современная физическая химия, не имеет ничего общего с античным пониманием формы, а представление о «химической связи» навсегда осталось бы непонятным греческому ученому. Итак, атомы - формы, вечно движущиеся в бесконечной пустоте, - это общая основа всего античного атомизма.
Творцами первой атомистической теории в древней Греции считают Левкиппа (начало V в. до н. з.) и Демокрита (около 460 - 370 до и. э.) - уроженца фракийского порта Абдеры. Демокрит развил это учение и распространил на все области знаний. Для многих древнегреческих философов Демокрит был образцом ученого, теоретика, исследователя, который предпочитал бескорыстное искание истины всем жизненным благам. Его жизнь известна нам из многочисленных рассказов и легенд. В одной из этих легенд говорится, что философ ослепил себя, чтобы его мысленное внимание, созерцающее движения невидимых атомов, не отвлекалось обманчивыми видениями внешнего мира. Демокрит очень много путешествовал, приобретал знания по разнообразным предметам, проводил исследования в геометрии, медицине, астрономии и грамматике. Свое сочинение «Малый Диакосмос» он завершил в 420 г. до н. э. Здесь излагались основы атомистического учения в связи с теориями происхождения мира и Земли. Демокрит принял три основных постулата (атомы, пустота и движение) как начала, которые объясняли физические явления. Согласно Демокриту, нельзя уже дальше спрашивать, почему это так, а не иначе. Мы должны принять эти начала, как в геометрии принимаем некоторые недоказуемые аксиомы, чтобы иметь возможность затем выводить из них многочисленные теоремы.
«Начало вселенной - атомы и пустота… - так передает нам учение Демокрита один из поздних греческих писателей. - И ничто не возникает из небытия, не разрушается в небытие. И атомы бесчисленны по разнообразию величии и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля»1. Римский писатель Цицерон рассказывает, что демокритовы атомы, т. е. «неделимые вследствие твердости тела, носятся в бесконечном пустом пространстве, в котором вовсе нет ни верха, ни низа, ни середины, ни конца, ни края, причем атомы в пустом пространстве носятся таким образом, что вследствие столкновений они сцепляются между собой, из чего возникает все то, что есть и что ощущается. Это движение атомов должно мыслить не имеющим начала, но существующим вечно».
Это учение должно быть в конечном счете дать схему, с помощью которой легко объяснять все, что происходит в мире. Но для этого следовало исключить из движения атомов всякую неопределенность и случайность. Иначе нельзя будет вывести (объяснить) то или иное явление из движений атомов. Демокрит считал, что хотя движение атомов хаотично, однако в этом хаосе есть только одна причина изменения движения атома - столкновение его с другим атомом. И если бы можно было проследить путь атома и знать все движения, которые получаются в результате таких столкновений, тогда легко предсказать все, что произойдет в мире. Поэтому в мире не может быть ничего случайного, и мы можем проследить необходимую обусловленность любого самого «невероятного» происшествия. Так, «когда некий житель города Абдеры погиб от того, что пролетавший в это время орел уронил ему на голову черепаху, Демокрит отрицал случайность этого события. Он говорил, что было необходимым именно в этот момент выйти из дома обреченному человеку, именно в такую-то минуту орлу почувствовать голод и отправиться за добычей, было необходимо, далее, что солнце, клонящееся к закату, осветило лысину прохожего и отблеск ее попал в глаза пролетавшему орлу, который принял лысину за камень и бросил черепаху, чтобы разбить ее панцирь».
Эта система объясняла любое событие, которое могло произойти в мире. Поэтому Демокрит говорит, что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол». Слепой рок, не преследующий никаких своих целей, по и не знающий ничего о человеческих целях, управляет миром. Именно это всегда и смущало позднейших мыслителей, и мы увидим дальше, как обходят этот вывод другие атомисты.
Подобно тому как видимые случайности есть результат и проявление невидимой необходимости, многообразие чувственных впечатлений может быть, согласно Демокриту, объяснено на основе учения о сочетании атомов. Дело в том, что атом сам по себе не тепел и не холоден, он бесцветен и безвкусен. Вкус, запах, звук зависят от формы и расположения атомов. Они
являются результатом взаимодействия атомов, исходящих из вещи, и атомов человеческого тела. Ученик Аристотеля Теофраст рассказывает: «Демокрит, приписывая форму каждому вкусу, считает сладкий вкус круглым и имеющим большую величину, кислый же - имеющим большую форму, шероховатым, многоугольным и не круглым. Острый вкус - соответственно его названию- острый по форме составляющих его атомов, угловатый, согнутый, узкий и некруглый. Едкий вкус - круглый, тонкий, угловатый и кривой. Соленый вкус - угловатый, большой, согнутый и равнобедренный. Горький же - круглый, гладкий, имеющий кривизну, малый по величине. Жирный же - узкий, круглый и малый».
Именно особенности формы атомов в различных сочетаниях приводят к многообразию качеств. Маленькие, круглые, легкоподвижные атомы огня всюду проникают, все разделяют, разрывают (и тем самым причиняют жгучую боль человеческому телу). Большие, тяжелые и угловатые атомы земли малоподвижны, плотны и легко слипаются в один комок. Атомы вообще могут быть кривыми, якореобразными, крючковатыми, вогнутыми, выпуклыми и т. д.
«Помимо своей формы, атомы, согласно Демокриту, различаются еще положением, или поворотом, как например, буквы Е и Ш (буква Ш получается из Е поворотом на 90°), и порядком или взаиморасположением, как, например, АВ и ВА. Фигура, положение и порядок - три основных источника разнообразной формы предметов, которые могут получаться при сочетании атомов в сложные структуры реальных тел. Сравнение атомов с буквами, а образования множества реальных тел из атомов со слаганием слов и текстов (например, трагедия или комедия) из небольшого числа неделимых букв - это очень точное, глубокое и понятное сравнение; оно часто приводится атомистами для пояснения их основной идеи. Лучше всего говорит об этом в своей поэме «О природе вещей» римский атомист Лукреций:
Так и в наших стихах, постоянно, как можешь заметить, Множество слов состоит из множества букв однородных,
Но и стихи, и слова, как ты непременно признаешь, Разнятся между собой и по смыслу, и также по звуку.
Видишь, как буквы сильны лишь одним изменением порядка.
Что же до первоначал, то они еще больше имеют Средств, чтоб из них возникали различные вещи.
Так с помощью атомов-букв Демокрит пытается читать книгу природы. Если атомов много и они расположены плотно, возникает тяжелое и плотное тело; редко расположенные атомы создают легкое и мягкое тело. Разряжение атомов воспринимается как потепление, наоборот, сгущение - как охлаждение.
Демокрит принимает четыре основных простых цвета: белый, черный, красный и зеленый, сочетанием которых можно получить любой другой цвет и оттенок. Поскольку каждому простому цвету соответствуют однородные атомы, анализ цветового состава тела мог бы быть использован как способ анализа атомистического состава тела - наподобие нашего спектрального анализа.
Однажды образовавшиеся тела, например Солнце, Луна, Земля, могут существовать довольно долгое время и действовать друг на друга. Так, от сочетания солнечной теплоты, земной влаги и ила началось, если верить Демокриту, брожение и гниение, в результате которого образовались первые растения, а затем также и живые организмы.
Имеется несколько свидетельств, говорящих о том, что Демокрит думал объяснить с помощью атомистической гипотезы не только жизнь, но также и душу, и ум, и даже самих богов, которые мыслились им как наиболее общие, наиболее стойкие и наиболее прекрасные скопления атомов.
Так возникает первая картина мира на основе атомистического учения, картина вечно подвижной узорчатой ткани событий и явлений, складывающейся и причудливо изменяющейся в бесконечном кружении, сплетении, сочетании и разъединении абсолютно твердых и неизменных, геометрически правильных телец. Картина, напоминающая бесконечные узоры снежинок, мелькание пылинок в солнечном луче, как об этом рассказывает Лукреций:
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный луч проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сражениях и битвах, В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья.
Впрочем, это уже нечто большее, чем только поэтический образ. Эта картина по своему физическому механизму представляет собой, как мы знаем, картину броуновского движения, и с помощью очень похожего опыта доказывали реальность атомов в XIX в. Поразительно, что сущность опыта была ясна уже Лукрецию:
Знай же: идет от начала всеобщее это блужденье, Первоначала вещей сначала движутся сами,
Следом за ними тела из мельчайшего их сочетаиья. Близкие, как бы сказать, по силам и началам первичным, Скрыто от них получая толчки, начинают стремиться, Сами к движенью затем понуждая тела покрупнее, Так, исходя от начал, движение мало-помалу Наших касается чувств и становится видимым также Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете, Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит.
Хотя у самого Демокрита мы не находим такого понимания, однако картину движения пылинок в солнечном луче он также приводит.
Вы помните, что для Демокрита очень важен один момент в понимании атома, а именно: атом есть тельце с идеальной геометрической формой.

В натурфилософский период развития античной философии создаются первые атомистические учения Демокрита и Левкиппа. Атомисты считали, что все в мире состоит из мельчайших, далее неделимых частиц - атомов.

Демокрит был учеником великого врача и философа Древней Греции -Гиппократа. Он создал первое наиболее известное атомистическое учение, в котором предложил свое понимание строения природы.

Демокрит считал, что есть атомы и пустота. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших неизменных, вечно существующих частиц (атомов), которые безграничны числом. Атомы имеют определенный вес, форму, объем. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Атомы однородны, неделимы и неизменны. Существуют атомы вещества, атомы пространства (амеры), атомы времени (хрононы). Каждое тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, поэтому и тело имеет конечный объем. Человек тоже есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов.

Демокрит отождествляет причинную обусловленность явлений и необходимость, т.е. причиной является необходимость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все появляется на каком-нибудь основании в силу необходимости. Случайность - это лишь "неизвестная человеческому разуму причина, и древние, в наведении истинных причин явлений, приписывали их либо судьбе, либо богам, когда эти явления представлялись им особенно грозными и величественными. По Демокриту, в основе всего лежит естественное начало. Бесконечная цепь причин и следствий создает неотвратимую необходимость. Все происходит согласно этой неотвратимой необходимости, случайность отсутствует.

Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. По Демокриту, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий - мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание, по мнению Демокрита, достигается только разумом.

Древний атомизм явился результатом размышлений над определенными философскими вопросами. Он вобрал в себя более ранние философские идеи. Новые идеи, возникшие в рамках атомистической теории, содержали в себе достоинства старых, причем таким образом, что прежние неудачи отпадают. Другое философское достижение атомистов состоит в открытии атомарного, элементарного. С чем бы мы не имели дело - с физическим явлением или теорией - всегда есть элементарное: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

Таким образом, в древнегреческой философии раннего, натурфилософского периода на первом месте находится чувственно-материальный космос, который исследуется в виде своих материальных элементов. Душа и сфера духовного почти не рассматриваются, находятся на втором плане философских размышлений.

Последние материалы сайта