Обращение к митрополиту в официальном письме. Правила обращения к духовным лицам и церковной переписки

14.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ


В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон - помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня...» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая - более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил...», «Отец Богдан посоветовал...» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

В какой форме - на «ты» или на «вы» - нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!»

Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Обращение в монастырях

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику , который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение - «Ваше Высокопреподобие» - это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» - если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному , первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко» : «Владыко» - это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте...» В именительном же падеже - Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам...»

В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу,
митрополиту, Патриарху

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...»

К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.»

В правом углу листа ставится дата и указание святого, память которого Церковь чтит в этот лень или другой церковный праздник, выпавший на этот день. К примеру:

Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя Афанасия (Сахарова) к архиепископу Онисиму (Фестинову):

17 июля 1957 года
пос. Петушки Владимирской обл.
Св. благоверного великого
князя Андрея Боголюбского

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО
И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма...

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем Афанасием (Сахаровым).

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Церковь Православную и за Русскую землю.

Обращение к монахам

Монахи и монахини, живущие в монастыре, называются насельниками и насельницами. Однако для того, чтобы правильно к ним обратиться, следует знать о существующем в монастырях духовном разделении. Так, существуют простые послушники и послушницы, рясофорные монахи и монахини, мантийные монахи и монахини, а также схимонахи и схимонахини. Кроме того, в мужском монастыре некоторые монахи имеют священный сан диакона или священника.

В мужском монастыре

При обращении к наместнику называют его должность, например: «Отец наместник, благословите». Можно называть наместника по имени: «Отец Павел, благословите». Допускается также называть его просто батюшкой.

В официальной речи к наместнику обращаются в зависимости от его духовного сана: к архимандриту или игумену – «Ваше Высокопреподобие»; к иеромонаху – «Ваше преподобие».

В разговоре с третьим лицом наместника называют «отец наместник» или по имени – «отец Петр».

К благочинному следует обращаться с названием должности – «отец благочинный» или называя имя – «отец Никон». Иногда его называют «батюшка». В разговоре с третьим лицом благочинного называют «отец благочинный» или называя имя – «отец Николай».

К духовнику обращаются по имени – «отец Серафим» или просто «батюшка». В третьем лице упоминают должность – «духовник» или имя – «отец Серафим».

К казначеям, ризничим, экономам и келарям, имеющим постриг, но не рукоположенным, обращаются, упопиминая должность: «отец казначей», «отец эконом» и т. п. Если кто-то из них имеет священнический сан, к ним можно обращаться «батюшка». К любому монаху, имеющему постриг, обращаются «отец», к простому послушнику – «брат», если он в пожилом возрасте – «отец».

К иеромонаху обращаются «отец» с добавлением имени или «батюшка».

В женском монастыре

К игуменье обращаются «мать» с упоминая имени или «матушка». Обращение «матушка» в женском монастыре употребляют только по отношению к игуменье.

В миру матушкой называют только жену священника. Не следует обращаться так к простым прихожанкам, работающим на кухне или в швейной мастерской.

К монахиням обращаются «мать» с добавлением имени. К послушницам обращаются «сестра».

Обращение к епископу

Епископа в православии называют ангелом Церкви. Поэтому он заслуживает, соответственно, более почтительного отношения. Обращаясь к архиерею, следует говорить «Владыко». В третьем лице его называют «Владыка» с добавлением имени.

В официальной речи епископа следует называть «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Преосвященство».

При обращении к архиепископу и митрополиту следует говорить «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Высокопреосвященство».

Обращаясь к патриарху, говорят: «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Святейшество». Начиная разговор с епископом, следует прежде всего попросить у него благословения: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письма к епископу начинают фразой: «Владыко, благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите». Прошение епископу следует писать в следующей форме:

«Его Преосвященству Преосвященнейшему (имя)

Епископу (название епархии)

Прошение»

Прошение Патриарху пишут следующим образом:

«Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

Прошение»

Заканчивать прошение или письмо надо словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...»

Подписываться следует: «Смиренный послушник Вашего Преосвященства...», если пишущий находится на церковном послушании. В нижней части письма ставят дату по старому и по новому стилю, при этом указывают имя святого, память которого чтится в этот день. Например: «5/18 июля 2005 г. по Р. Х. Прп. Сергия Радонежского». Чтобы попасть на прием к епископу, надо прийти в епархиальное управление, найти секретаря или заведующего канцелярией и сообщить причину своей просьбы о приеме.

Перед входом в кабинет епископа следует произносить молитву: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Затем нужно перекреститься на иконы в красном углу, после чего можно подойти к епископу и попросить благословения.

В епархиальном управлении всегда находится много священников. Не нужно просить благословения у каждого из них, особенно если при этом присутствует архиерей. В этом случае достаточно приветствовать их наклоном головы.

Когда епископ выходит из кабинета, к нему подходят за благословением. При этом следует соблюдать порядок: сначала благословение получают священники по старшинству сана, затем миряне – мужчины, а потом женщины.

Если епископ с кем-нибудь беседует, нельзя прерывать его просьбой о благословении. Следует подождать окончания разговора. Собираясь на прием к епископу, нужно заранее обдумать свою просьбу и обращение, чтобы изложить их кратко, без лишних слов и жестов.

По окончании приема снова просят благословения и крестятся на иконы в красном углу, после чего могут уйти.

Из книги Домострой автора Сильвестр

8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям. И священникам, и монахам, и всем христианам Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом,

Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

Из книги Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) автора Костомаров Николай Иванович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Очерки неформальной социотехники автора Кордонский Михаил

Из книги Цивилизация Древней Индии автора Бэшем Артур

Обращение к читателю Это книга о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов… может, даже милиционеров… Для всех, взыскующих понять, - как сказал один из наших героев.Не ищите в книге перечня и описания всех

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

ОБРАЩЕНИЕ АВТОРА Для автора большое удовольствие видеть, как выходит в свет перевод на французский язык труда, опубликованного недавно в Лондоне издателями Сиджвиком и Джексоном.По традиции английского издательства эта работа предназначалась для широкой публики,

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Обращение к христианству Для наших дней характерна веротерпимость, многочисленные христианские группы Японии: протестанты, католики, православные или независимые (то есть чисто японские) - живут и молятся свободно. В целом можно сказать, что действия христиан оказались

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Обращение на «ты» Обращение на «вы» или на «ты» является непосредственным инструментом установления контакта между собеседниками, выражает отношение к человеку, определяет статус и престиж. Речевой этикет определяет уровень общения между людьми: дружеский, деловой,

Из книги В глубь фантастического. Отраженные камни автора Кайуа Роже

Обращение к читателю С возрастом все отчетливее возникает ощущение стремительно утекающей сквозь пальцы жизни. Бесконечный летний день детства и суетливый «взрослый» день – совершенно разные во всех смыслах. Со временем происходит и переоценка сделанного в жизни. И то,

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

II. Обращение к эмблеме Предыдущие размышления, думается, позволяют поближе рассмотреть, какими путями фантастическое проникает в искусство. Я не утверждаю, что это происходит обязательно вопреки воле автора, хотя такой случай и возможен; но я убежден: сообщение, которое

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Раздел:
ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
6 -я страница

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВНЫМ ЛИЦАМ
И ЦЕРКОВНОЙ ПЕРЕПИСКИ

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
- вопросы верующих и ответы святых праведников.


К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.

Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту - «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами.
При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.
Неуместно, когда священник представляется: отец Павел.
Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (греч. Πανοσιολογιωτατε - Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.).
К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (греч. Πανοσιοωτατε - Ваше Преподобие).
К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (греч. Αιδεσιμολογιωτατε - Ваше Преподобие) и «Иерологитате» (греч. Ιερολογιωτατε).
К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (греч. Αιδεσιμωτατε- Ваше Преподобие) и «Евлабестате» (греч. Ευλαβεστατε).
К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате» (греч. Σεβασμωτατε), к викарному архиерею: «Теофилестате» (греч. Θεοφιλεστατε), такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате» (греч. Πανιερωτατε).

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»;
к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной).

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные - на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется).

Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей:
1) указания адресата, обращения (адрес-титул),
2) рабочего текста,
3) заключительного комплимента,
4) подписи и даты.

1. Адрес-титул.
В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул - это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например:
«Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху),
«Ваше Величество» (в письме к монарху),
«Ваше Превосходительство» и т. д.

2. Рабочий текст.
Рабочий текст пишется в произвольной форме, соответствующей случаю.

3. Комплимент.
Комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается письмо.

4. Подпись и дата.
Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.
Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест.
Например: «† Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский».
Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
После подписи можно написать: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
Игумен
Архимандрит
Протоиерей
Протопресвитер
Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)
Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
Архиепископ
Митрополит
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра)
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви - Патриарха, Митрополита, Архиепископа - всегда пишется с прописной буквы.
Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.
Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество» (точнее даже: «Ваше Всесвятейшество»), все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка».
Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.
Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество».

В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан.
Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).
Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.
Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера.
Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание.
Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения.
Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки - здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.
Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица - «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи).
То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас - прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента - фразы, завершающей текст.
Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения.
Примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне.
Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

Ниже приведены примеры адрес-титулов и комплиментов, используемых при переписке.

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:

  • Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
  • Дорогой и глубокочтимый Владыко!
  • Дорогой и досточтимый Владыко!
  • Дорогой и сердечночтимый Владыко!
  • Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
  • Многоуважаемый батюшка, отец...!
  • Возлюбленный о Господе брат!
  • Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
  • Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
  • Достопочтеннейшая о Господе...!
  • Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!
  • Благожелательно о Господе приветствую мать игумению...!

  • Примеры комплимента:
  • Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим...
  • Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю...
  • Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю...
  • С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник...
  • Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся...
  • Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник...
  • С братской любовью о Христе...
  • Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю...
  • Благословение и милость Господня да пребудет с Вами...
  • С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный...
  • Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный...
  • Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный...
  • Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный...
  • Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный...
  • Вашего Преосвященства недостойный послушник...
  • Вашего Преосвященства смиренный послушник...
  • Вашего Преосвященства нижайший послушник...

  • Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

    Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью» , как правило, используются в письмах к равным по сану;
    письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением» ,
    а письма мирян или священнослужителей к архиерею - комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения» .

    Формы обращения, принятые в инославном мире.

    1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

    2. Официальный титул кардинала - «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ... (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

    3. Официальный титул архиепископа - «Его Светлость, Лорд Архиепископ... (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ...»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    4. Официальный титул епископа - «Его Преосвященство Лорд Епископ... (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ...»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул - «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

    Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

    Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

    К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

    Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».



    Что должен знать православный христианин:












































































































































    САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
    Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность .
    Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь.
    По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.

    Символ Веры

    Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
    Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов , и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

    Символ Веры читается так:

    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
    5. И воскресшаго в третий день, по писанием.
    6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
    8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
    9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
    11. Чаю воскресения мертвых,
    12. И жизни будущаго века. Аминь

  • Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  • И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  • Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  • Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
  • И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  • И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  • И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
  • И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  • В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
  • Признаю одно крещение для прощения грехов.
  • Ожидаю воскресения мертвых,
  • И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
  • «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» ()

    Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином.

    Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании , вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно - вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь.
    Если по вашему слову горы не двигаются - вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно . По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы - небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается - вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.

    По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся.

    Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

    Ваше Святейшество!

    Мы, православные христиане России и Зарубежья, просим Вас обратить внимание на кампанию по целенаправленному очернению репутации известного проповедника протоиерея Владимира Головина, а также десятков тысяч христиан, которые слушают его проповеди и молятся по соглашению православными акафистами. На XXVI Международных рождественских чтениях священнослужитель Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин выступил с незаявленным в официальной повестке докладом на тему «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина», который практически полностью состоял из противоречащих правде слухов, заимствованных с раскольнического сайта vseeresi.com (всеереси.ком). Через несколько дней после его выступления была организована полноценная травля протоиерея Владимира Головина в сети Интернет. О том, что каждое обвинение доклада от коммерческих мотивов молитвы по соглашению и ее неканоничности до стремления о. Владимира к гуруизму и лжестарчеству не соответствует действительности, высказались уже и служители Русской Православной Церкви, и десятки тысяч православных христиан по всей России и за ее пределами. Проигнорировав 9 заповедь и евангельский завет «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17), о. Александр бросил тень на единство Русской Православной Церкви, образ православного священника и репутацию десятков тысяч православных христиан, которые помимо литургии, утреннего и вечернего правила приняли решение понести молитвенный труд в виде келейной молитвы по соглашению акафистом Господу Богу, Божьей Матери или православным святым. Мы живем в разных городах и странах, ходим в православные храмы разных епархий, окормляемся у разных духовников, преподаем в воскресных школах, поем на клиросе, входим в приходские собрания, возглавляем ревизионные комиссии храмов и не видим своей жизни вне Русской Православной Церкви, но о. Александр и его сторонники называют нас сектантами. Мы подходим к одной Чаше, вместе участвуем в церковных таинствах, молимся за священноначалие и Русскую Православную Церковь, а нас называют раскольниками. Мы встаем на всемирную молитву за Россию в день Казанской иконы Божьей Матери, а нам говорят, что наше понимание молитвы утилитарно и не соответствует многовековому опыту Православия. МЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ, а нас пытаются отделить от общей массы православных христиан за то, что мы принимаем решение молиться чуть больше, вставать на молитву не смотря ни на что с десятками и сотнями тысяч других православных христиан в определенное время еженедельно вне зависимости от желания, самочувствия и жизненных обстоятельств. Многие из нас пришли в храмы своих епархий и воцерковились после проповедей о. Владимира Головина, но разве можно называть за это головинцами? Разве этому учит Христос в притче о блудном сыне? Протоиерей Владимир Головин своим словом привел множество людей к литургической жизни. Тысячи православных христиан после проповедей о. Владимира пересмотрели свои взгляды в отношении целомудрия, гражданских браков, абортов, в результате соборной молитвы создали семьи в Господе. За молитвенный труд многие получили от Бога дар родительства и, что немаловажно, с рождения воспитывают детей в духе православия, причащая и приучая их к жизни со Христом. Проповедями о. Владимира уже воцерковленные люди, сердечно переживающие неверие своих близких, смогли зажечь в их сердцах огонек веры, привести к порогу храма, к первой исповеди, к Причастию, а кого-то и вовсе принять православную веру. Вы однажды сказали: «Не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к Небу, если бы Небо не отвечало». Это действительно так! Если бы Господь не благословлял молитву по соглашению, то не было бы того, что описано выше. Православные храмы не пополнялись бы людьми, опытно узнавшими, как Господь близок и как любит нас, грешных. Ведь именно к этому призывает о. Владимир. А скольких людей он вернул в лоно Русской Православной Церкви из раскольнических сообществ! Не счесть. Словами же о. Александра Новопашина сейчас совершаются совсем иные дела: верующие оставляют молитву, разочаровываются в священниках, которые осуждают своих братьев в непозволительной риторической манере, люди меняют отношение к посту, глядя, как новосибирский клирик и его сторонники в первую седмицу Великого поста и Страстную пятницу пишут скабрезные тексты на своего брата во Христе. Воистину, «Не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые… Итак, плодам их узнаете их» (Мф. 7:18, 20). Сказано: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), поэтому мы просим Вашего отеческого покровительства и заступничества! Сердечно просим Вас ознакомиться с прилагаемыми материалами и разобраться в происходящем со свойственной Вам заботой о своей пастве. Мы всецело доверяем Вам и уповаем на Ваше объективное мнение.

    Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

    Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия...

    В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

    Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

    Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

    Существует три степени священнослужителей:

    1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

    2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

    3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

    Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

    Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

    Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

    Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

    Белое духовенство

    Монаществующее духовенство

    Форма обращения

    Диакон, архидиакон, протодиакон

    Иеродиакон

    Отец (имя)

    Иеромонах

    Ваше преподобие, отец (имя)

    Протопресвитер, протоиерей

    Игумен, архимандрит

    Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

    Игумения

    Досточтимая матушка (имя)

    Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя)

    Архиепископ, митрополит

    Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя)

    Патриарх

    Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя)

    Монах, послушник

    честной брат (отец) (имя)

    Монахиня, послушница

    сестра (имя)

    Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.

    К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»

    В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни - «Христос Воскресе!», в дни предпразднств - «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых - «с праздником», на Страстной неделе - «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»

    Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».

    Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.

    Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».

    Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.

    Последние материалы сайта