Как взять благословение у священника. Зачем православные просят благословения у батюшки

18.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как попросить благословение у батюшки?

  1. Благослови, честный отче!
  2. Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова отец: отец Алексий, либо (как это принято у большинства церковного народа) батюшка. К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово отец Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

    Обращение благословите - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом здравствуйте. Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, поклонившись, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: Бог благословит, либо Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей

    Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением то есть креститься на священника.

    Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

    В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться Ваше Преподобие, а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются Ваше Высокопреподобие или Ваше Преподобие, если наместник иеромонах. К епископу обращаются Ваше Преосвященство, к архиепископам и митрополитам - "Ваше Высокопреосвященство". В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально владыко, а к наместнику монастыря отец наместник или отец игумен. К Святейшему Патриарху принято обращаться Ваше Святейшество. Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Благословение имеет разные значения. Например, одно из значений - это приветствие. Здороваться с батюшкой за руку по церковным традициям может только равен ему по сану, все остальные диаконы при встрече получают от него благословение.Стоит от метить, что просить благословения у священника можно не только тогда, когда он одет в рясу, это можно сделать и когда он в гражданском одеянии на улице или дома. Конечно, если говорить об благословении как об обряде, то батюшка обязательно должен быть в рясе и проводится оно должно только в стенах храма. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ У БАТЮШКИ? Многие люди сначала просят благословение, но потом говорят, что оно ничего не дает. Дело в том, что нужно знать «правила» как попросить благословения у батюшки. Ведь если просить благословение на работу, не имея ее или на женитьбу не имея жениха, то понятное дело, что вы не сможете ощутить таинство этого обряда. Также следует помнить, что нельзя приходить на благословение в момент причащения. Такой обряд можно совершать после Литургии. И так как же правильно просить благословения у батюшки: На примере работы, перед тем как получить благословение у батюшки, вы сначала должны найти работу, а потом прийти к нему и просить напутствие на то, чтобы у вас там все получалось. Священник обязательно должен дознаться не принесет ли она вред вашему здоровью, а если это касается женитьбы, то священник спросит не относится ли он к другой вере. После этого он одобрит это и скажет: «Бог благословит». КАК ПРОИСХОДИТ ОБРЯД? Благословение как обряд – это крестовое знамение, которое делают епископы и священники. Во время благословения священнослужитель делает это рукой. При этом он складывает пальцы так, чтобы они изображали ИС ХС. Это значит, что через священника нас благословляет сам Господь. Поэтому мы должны принимать благословление с благоговением. Нужно отметить, что в древние времена без благословения священника не совершались браки, люди не отправлялись в путешествие и т.д. Считалось, что без этого обряда жизнь человека подвергается сильной опасности и никакое дело не будет иметь успех. Ведь как известно молитва и благословение, это самый сильный способ защитить себя в любом месте и городе.Сегодня же чтобы получить благословение лично, не во время службы, нужно складывать руки крестом (правую ладонь кладут на левую, ладонями вверх). При этом нужно произнести такие слова: «Благословите батюшка». После его получения нужно обязательно поцеловать священнику руку. Это символизирует как будто мы сами целуем невидимую руку Христа. У КАКОГО СВЯЩЕННИКА БРАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ? Иногда бывает так, что, придя в церковь и видят несколько священников вместе, человек теряется к кому из батюшек обратится. В первую очередь обратите внимание на их чин. Кто выше по чину у того и берется благословение. Если рядом будет стоять иеромонах и архиерей, то обращаться нужно к архиеерею. У еромонаха такой полноты нету. Так как епископская благодать приравнивается к апостольской. Также если рядом будут стоять иерей и протоиерей, то обращаться нужно к протоиерею. А если игумен и иеромонах, то рекомендуется обратиться с просьбой о благословении к игумену. МОЖНО ЛИ ЧИТАТЬ АКАФИСТ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СВЯЩЕННИКА? Очень многих прихожан интересует вопрос о том, обязательно ли брать благословение на чтение акафиста. На самом деле все зависит от частоты чтения. Если человек его просто иногда захочет прочитать, то благословение не является обязательным. А если это чтение будет происходить регулярно, то следует обязательно обратится к священнику и получить на это благословение.

Если встречаешь священника на улице, нужно ли просить у него благословение? И что делать, если этот человек вам незнаком, да и непонятно, священник ли он?

Всем затрудняющимся в данном вопросе разъяснения дает протоиерей Иоанн Гориа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Одесса.

Взять благословение никогда не бывает лишним. Если встречаешь священника, которого знаешь, то есть смысл подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите!» К тому же этой встречей можно воспользоваться, чтобы решить духовный вопрос, который вчера-позавчера не решил. Можно батюшку спросить, коль такая возможность случилась – но не задерживая его на целый час, а за несколько минут. А если мы встречного не знаем, но по его образу догадываемся, что он священник, то можно, проходя мимо, просто преклонить главу из уважения к его сану.

«Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы»

До революции священники ходили по улицам в подрясниках и с крестами, и все знали, что это идет священнослужитель. Можно было взять у него благословение, познакомиться со священником с другого прихода и т. д. Сегодня, если нужно идти по личным делам, священники, как правило, надевают штатское. Не будешь же по магазинам и по базарам ходить в рясе, вызывая интерес у людей, что батюшка покупает!

Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы. Он, с одной стороны, хочет взять благословение, с другой - не знает, как себя повести.

Это на самом деле счастье – увидеть священника на дороге! Своего рода милость Божья. В советское время священника обычно на улице можно было увидеть, только когда он ехал покойника отпевать. Сложился стереотип, что если батюшка куда-то идет, то это очень страшно и неприятно. В представлении многих людей на священнике есть некое клеймо, и его избегают. От этого стереотипа нужно избавляться.

Так что, если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!» - а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

«Нужно определить, кто из священников старший»

Часто миряне не знают, как им поступать, когда присутствует много священников. Если их трое-четверо, то есть смысл взять благословение у всех. А если священников десять-пятнадцать, то нужно определить, кто старший, и взять благословение у него, а остальным просто поклониться и поздороваться с ними. Взять благословение только у своего знакомого молодого священника, а у остальных не брать – будет неправильно.

Например, если среди священнослужителей с крестами один с панагией – это епископ, и благословение следует брать у него. Если не можете выделить старшего, нужно сказать: «Добрый день, батюшки, благословите!». А старший священник ответит: «Бог благословит!».

Так что если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!», а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.

Записала Марина Богданова

Владыка, как «работает» благословение? Если, например, врач предписывает есть мясное, а батюшка благословляет строгий пост, кого слушаться?

Как вы сказали, «работает» по слову Священного Писания: «По вере вашей да будет вам». Человек верит, что через священника или архиерея получит прямой ответ от Господа, и готов это слово в точности исполнить.

Давайте вспомним, для чего вообще нам нужен пост. Посты установлены Церковью для пользы человека, чтобы освятить его, оградить от влияния злых духов, ведь «сей род ничем не исходит» – только молитвой и постом.

Можно сказать, что - это и наше послушание церковное. Святые отцы определили именно такое количество постов и постных дней, чтобы помочь спасению души, и если мы доверяем им, доверяем Церкви, значит, выполним все постановления. Если примем, что пост - это благословение Церкви, нам будет легко его соблюдать. Многие церковные люди говорят, что с нетерпением ожидают поста, а когда он заканчивается, чувствуют некую скорбь: так не хочется с ним разлучаться, настолько ты привык, настолько тебе легко.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, в какой-то момент может показаться, что Иисус Христос пренебрегал постом, потому что не постился, как другие, и вёл образ жизни не такой, как окружающие: посещал дома грешников и мытарей, всё время был на людях, в центре внимания. И когда фарисеи упрекали Его, Господь отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Но надо помнить, что служение Христа на земле было кратким – чуть более трёх лет, поэтому Он сконцентрировался на самом важном. Когда же оставил Своих учеников, вознёсся на небо, тогда вернулись все посты и установления, и апостолы стали их соблюдать, как и было предсказано: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Высшая цель поста - это, как я уже сказал, освящение человека, примирение с Богом, пребывание в Его любви. Но без физического упражнения достичь такой духовной высоты невозможно. Вот для чего нужен пост: он дисциплинирует, учит самоограничению, самопожертвованию.

Когда же человек болеет, сама болезнь становится для него неким ограничением, ставит его в такие условия, когда он чем-то стеснен, бывает, не может даже с постели подняться, жить полноценной жизнью, и должен смиряться. Недуг лишает мирских радостей, приводит в состояние покоя, когда мы углубляемся в себя, ищем духовные корни болезни, задумываемся над своей жизнью. К этому, собственно, ведёт и пост. Так что можно сказать, кто болеет, тот уже постится.

Кого слушать: врача или священника. Если человек доверяет Церкви, возлагает всю свою надежду на Бога, что Бог направит ум этого священника, вразумит правильно дать благословение, он идёт и спрашивает. И каждый священник, наверное, когда просят благословение, подходит к этому очень серьёзно, ведь тебе готовы довериться полностью, а ты, как священнослужитель, должен взять на себя ответственность, что человеку делать дальше.

Когда я даю благословение, прежде всего узнаю, как человек живет, какой у него график, сколько свободного времени на молитву, чтобы благословение не было непосильной нагрузкой.

Любой священник, если желает помочь, постарается вникнуть в жизнь человека и подберет такое молитвенное правило и такую меру воздержания в пище, которые помогут выздороветь и физически, и духовно. И если человек с верой принимает благословение духовника, тогда всё у него получается.

Но безрассудно доверять тому, что скажет батюшка, не надо. Нужно смотреть, преподается ли благословение в церковной традиции, насколько оно соизмеримо с силами самого человека, его жизненного графика, физических и нравственных, душевных сил.

10 акафистов не благословляю

- Как вы сами определяете, когда надо давать благословение, а когда нет?

Человек, который ищет благословения, должен понимать, что тем самым он добровольно отдает себя в послушание духовнику.

Вот приходят за благословением читать в день 10 акафистов. Я не благословляю. Потому что человек может иметь такое благое желание, и ему кажется, что он это осилит. Но начинать нужно всегда с малого. Вначале читайте один, потом, возможно, будет больше, и так далее.

Или просят благословение не есть мяса. Если человек церковный и понимает, на какой шаг идет, и у него есть для этого возможности – тогда такое благословение дается. Оно поможет верующему идти по этому пути, так как дальше придут искушения, и ему не обойтись без помощи Божьей.

Даёте ли вы благословение, если знаете, что человеку будет трудно услышать и принять ваше слово? Или пожалеете?

Это уже будет в некоторой степени епитимия, лекарство для души. Каждый священнослужитель должен заботиться о здоровье своих прихожан, духовных чад, и иногда приходится давать такие благословения, которые, на первый взгляд, могут людям не нравиться.

Например, просит кто-то или освобождения от поста. Жалуется, что недостаточно сил, но священник видит, что это от малодушия, и в этот момент человека нужно просто поддержать. Духовник не даёт благословения и тем самым укрепляет веру. А человек потом удивляется, как ему удалось всё выдержать, и радуется тому, как мудро с ним священник поступил, что не дал повода расслабиться.

Мы все немощны и ищем послабления. Каждый оправдывает себя даже перед своей совестью. Но это - убаюкивание себя, а нужно трезво посмотреть, взбодриться, и тогда даже то, что на первых порах казалось невозможным, с благословением становится реальным. В данном случае благословение - это как молитвенное укрепление человека в деле, в его служении, в его жизни.

На что нельзя благословить

Не является ли поход к священнику «за благословением» попыткой переложить ответственность за свою жизнь и поступки на другого человека?

Да, в некоторой степени ответственность ложится на духовника, но лично я стараюсь придерживаться позиции, что любое благословение должно быть принято с согласием. Если человек не готов довериться, лучше повременить и благословения не давать. А если вижу, что люди готовы, всё у них для этого есть, но нет решимости, в таком случае слово пастыря становится для них как толчок, и дальше они с радостью идут по этому пути. Бывает, человеку трудно сделать первый шаг и когда, доверившись духовнику, он этот шаг делает, то выходит на качественно иной уровень, более высокий.

Такое благословение, например, иногда нужно студентам, которые окончили семинарию, женились, но не решаются принимать священный сан.

- Доводилось ли вам давать такое благословение, которое бы полностью меняло жизнь людей?

Люди сами должны решать, как им менять свою жизнь. Священник может быть только советчиком.

Вот буквально в этом году ко мне обратилась семейная пара за благословением на усыновление. Они думали только одного ребенка взять, а оказалось, что в детдоме находятся ещё четверо его родных братиков и сестричек, и самый маленький болен СПИДом. И эти родители очень переживали, смогут ли понести такой крест. Они советовались со священником, потом подошли ко мне. Это было перед началом Великого поста. И мы с ними решили так: весь Великий пост будем усиленно молиться об этом, чтобы Господь открыл Свою волю, а мы за это время укрепимся в вере, определимся с намерениями, и тогда уже будет видно.

Когда наступила Пасха, супруги подошли ко мне и сказали, что… готовы. И тогда уже я дал им архиерейское благословение.

Был и такой случай. Один бизнесмен колебался, брать ли в семью ещё одного ребенка из детдома. И также, после молитвы, как следует всё обдумав и посоветовавшись, он получил такое благословение.

В ситуации решительного выбора священник не может делать его за своих духовных чад. Ты пускаешь неродного ребенка в свою семью и будешь стараться окружить его любовью и заботой, чтобы он почувствовал себя родным - на это нельзя благословить. Человек должен быть готов.

Есть люди, которые боятся и желают переложить тяжелый жизненный выбор на плечи священника. Когда с такими вопросами приходят ко мне, стараюсь объяснить, что в своей жизни мы сами должны принимать решения.

Как вы относитесь к тому, что духовник не благословляет, например, жениться? Или наоборот, рекомендует конкретным юноше и девушке создать семью? Действительно ли священники обладают каким-то духовным даром или, может, это житейский навык такой - видеть, кто кому подходит, и какой путь кого ждет?

Если говорить о церковной традиции, то Православная Церковь знает старцев, которые имели дар прозорливости, из собственного духовного опыта видели, кто может подходить друг другу по темпераменту, характеру, совместимости. Но в настоящее время этот дар присутствует только у отдельных личностей.

Может, священник знает сокровенную духовную жизнь молодого человека и девушки, видит их настроение, что они симпатизируют друг другу, но не имеют решимости. Тогда он может попробовать им предложить создать семью. Но это при единственном условии - что люди ведут церковный образ жизни, слово духовника для них авторитетно, и в дальнейшем они смогут также с ним советоваться.

Но есть и очень пагубная практика, я бы сказал, душевредная, когда священник берет на себя право решать судьбы людей: одним благословляет жениться, другим уходить в монастырь, иным говорит, что не нужно детей рожать, поскольку наступили последние времена. Кто такое может знать? Мы что, пророки? Пророки - «до Иоанна» (Мф. 11:13), а дальше всё, пророчество прекратилось, и сейчас человек каждый день должен уповать на милость и волю Божью.

Мы не можем прекратить исполнять свои прямые обязанности. Если есть семья, пусть в ней рождаются дети. Если молодой человек хочет служить Богу в монастыре, не нужно преграждать ему доступ и благословлять жениться только потому, что священник так рассудил. Можно посоветовать повременить, испытать себя, пожить в обители в качестве послушника, но вершить судьбы людей - категорически неприемлемо.

Учитесь мыслить самостоятельно

По каким вопросам можно обращаться за благословением: только по очень важным или по всем? Спрашивают ли у вас, например, купить или продать поросят, вышивать ли в воскресенье? Что вы отвечаете?

Да, бывают и такие вопросы. Но они только на первый взгляд кажутся недостойными внимания, а на самом деле, это жизнь человека, и для него это очень важно.

Преподобный Амвросий Оптинский мог часами говорить с женщиной об индюшатах. Когда его спрашивали: «Батюшка, здесь же столько людей ждут вас для разговоров на серьезные духовные вопросы», он отвечал: «Понимаете, её индюшата - это вся ее жизнь, мы и говорим о её жизни, о том, что её беспокоит».

Так и человек переживает, волнуется: удастся ли ему совершить сделку - продать квартиру или даже тех же поросят. И для большей уверенности в помощи Божьей он подходит за благословением.

Но желательно, чтобы христианин имел некий навык и по мелким бытовым вопросам не бегал за советами, а решал сам. Должен быть внутренний стержень, чувство, которое подсказывает человеку, согласуются ли его поступки и слова с православной церковной традицией, стои т ли он сам на твердом камне Евангельских заповедей или уклонился в сторону.

Так и у нас. Бывает, спрашивают, можно ли на праздники на дачу съездить. Стараюсь вникать в каждый вопрос, но наставлять людей так, чтобы впоследствии они сами могли рассмотреть, противоречат ли их намерения заповедям Божьим, уставу церковному, и если нет, то можно действовать, и не обязательно при этом каждый раз заручаться благословением священника. Не всё ребёнка молочком кормить, он должен расти и вкушать уже твердую пищу.

Что делать человеку, если он получил благословение, с которым, скажем так, не согласен, и понимает, что так поступать не сможет. Можно ли «отменить» благословение?

Совет на будущее: с каким бы то ни было вопросом о благословении подходите только к тому священнику, которого вы хорошо знаете и которому доверяете.

Иное дело, если священник свое благословение навязал или как-то по-иному принуждает вас к его исполнению. В таком случае можно обратиться к архиерею.

Но всё же, чтобы не попадать в такие ситуации, нужно воспитывать в себе доверие к священнику и ответственность за свою жизнь. Если вопросы реально сложные, взвесьте всё как следует и примите решение, а затем просто спросите у священника совет. Когда ситуация непростая, мнение людей может пролить свет на проблему, в том числе, и бесценный духовный опыт батюшки.

Беседу вела Юлия Коминко

Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Последние материалы сайта