Благовещение пресвятой богородицы история праздника кратко. Смысл праздника благовещение пресвятой богородицы для православных христиан. Описание церковного праздника

29.03.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения - 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость - Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение – один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта по новому стилю (7 апреля).
Благовещение Пресвятой Богородицы стало самостоятельным праздником в середине VII века, и послужило постоянным сюжетом для религиозной живописи.
Благовещение – всегда праздник в единственном числе, то есть, установлен по православному календарю в строго определенный день. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии непорочное зачатие и рождение сына Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Когда настало время Сыну Божию сделаться человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Гавриил сказал ей слова, которые Церковь ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! – сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения ее девства. – Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» – отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”
У Господа не остается бессильнім никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса. Еваегелие от Луки 1:26-35
Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! –
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил:
“Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”

Благовещение – зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На Благовещение прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся благодарения Господу Богу и воздают почитания его посланнику Архангелу Гавриилу, послужившему таинству спасения.
Праздник Благовещения прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божества с человечеством.
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.
По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: “Радуйся, благодатная!

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

«Благовещение» означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Библия, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
От 7 апреля (25 марта по ст.ст.) до 7 января (25 декабря по ст.ст.), т.е. до Рождества Христова – ровно девять месяцев.
Событие, о котором идет речь, случилось, согласно Писанию, спустя четыре месяца после обручения Марии с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом (Мария, объявившая о своем желании остаться Девой и посвятить себя Богу, была поручена его заботе).
Мария жила в доме Иосифа в городе Назарет, вела там скромную и благочестивую жизнь, как и при храме, где воспитывалась до этого. И вот в один из дней, когда Дева читала Священное Писание, к ней явился ангел и обратился со следующими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил ей, что она обрела величайшую благодать – стать матерью Сына Божия. Мария смутилась от этих слов и спросила, как может родиться сын у той, которая не знала мужа. Гавриил ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Примечательно то, что, узнав волю Божию, Дева Мария проявила глубокую веру и смирение, ответив: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38).
Церковь считает, что в этот день и начинается Евангельская история: вместе с благой вестью было положено начало спасения человеческого рода.
Церковь начала праздновать Благовещение не позднее 4 века. Изначально праздник назывался по-разному («Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии»), в 7 веке ему было дано наименование «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Почему на Благовещение запускают белых голубей?

Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал Патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня же те голубей, которых запускает Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того, как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в группы и затем возвращаются в свои питомники в столице и Подмосковье.

Постные послабления

Обратите внимание на то, что церковный устав разрешает постящимся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы есть рыбу.

Использованы материалы сайтов Patriarchia.ru, Pravmir.ru.

У православных христиан 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы. Спеките фигурки жаворонков

Благовещение – благой день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа и о том, что Она избрана стать матерью Сына Божьего.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.
К ней явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1, 28)

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в недрах Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Если говорить о народных традициях, то на праздник Благовещения было принято выпускать птиц из клеток на волю. В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц и в праздник, после Божественной литургии, их выпустить.

К этому дню пекли фигурки жаворонков из постного теста, вырезали и клеили бумажные фигурки ангелов, в честь Архангела Гавриила.

Напомним, 28 апреля у православных вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в народе называют “Вербным воскресением”, Великая Пасха в этом году празднуется 5 мая.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус). Мария трактуется как «новая Ева»

Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου] ; лат. Annuntiatio - возвещение) - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение 7 апреля по григорианскому календарю (в XX-XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

ПО КАНОНИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения . Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства ), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа . Николай Кавасила так комментирует эти слова:
Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет»

По апокрифическим источникам

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в следующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его». (Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её будущим женихом Исааком).
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
[править] Примыкающие сюжеты

Встреча Марии и Елизаветы

Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (см. Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).

Иосиф Обручник:

Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».

Символическое значение

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира (подробнее о числе см. ниже) - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа .

Праздник Благовещения

Современное название праздника - Εὐαγγελισμός («Благовещение») - стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη - «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следует отметить, что в греческом и церковнославянском языке слово «Благовещение» требует после себя родительного падежа, при переводе же на русский язык возможны как родительный, так и дательный падеж, то есть - «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Обычно в современных изданиях используется первый вариант, очевидно не без влияния церковнославянского языка, однако известно употребление и второго.
Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») - было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»

Определение даты и история установления праздника

Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.

Другие даты празднования Благовещения

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду:
В амвросианском обряде Благовещение Богородицы отмечается в последнее (шестое) воскресенье Адвента, то есть в воскресенье, находящееся в интервале между 18 и 24 декабря.
В испано-мосарабском обряде согласно некоторым источникам Благовещение предписано отмечать дважды - кроме 25 марта праздник с таким названием (Благовещение блаженной Марии Девы) указан и для 18 декабря, то есть ровно за неделю до Рождества Христова. Эта дата является основной, празднование в этот день было официально подтверждено в 656 году Десятым Толедским собором, так как традиционная для христианского мира дата 25 марта попадала на Великий пост или пасхальный период. Празднование Благовещения 25 марта не указано ни в одном из известных рукописных мосарабских источников, однако в Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos (XI в.) в этот день предписано совершать память Зачатия Господня. В первом печатном миссале кардинала Хименеса (1500 год) празднование «Благовещения блаженной Марии» указано как для 18 декабря, так и для 25 марта, что сделано, вероятно, под влиянием Римского обряда. В новом (реформированном) испанском миссале дата 25 марта не отмечена никакой памятью, а на 18 декабря назначено празднование «Святой Марии». По своему содержанию данный праздник является своеобразным предпразднством Рождества Христова, тема благовещения ангела св. Деве не развита, а основной темой молитв и гимнов в этот день является Боговоплощение.
В восточно-сирийском обряде существует целый шестинедельный период Благовещения, включающий в себя четыре воскресенья до и два после Рождества Христова. Собственно Благовещению посвящено второе из предрождественских воскресений.

Празднование

В Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49, на литургии Лк.1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчеркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

Гимнография

Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передает Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Греческий оригинал Современный церковнославянский перевод
Тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον, καὶ τοῦ ἀπ’ αἰῶνος μυστηρίου ἡ φανέρωσις· ὁ Υἱὸς τοῦ Θεοῦ, Υἱὸς τῆς Παρθένου γίνεται, καὶ Γαβριὴλ τὴν χάριν εὐαγγελίζεται. Διὸ καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτῷ, τῇ Θεοτόκῳ βοήσωμεν· Χαῖρε Κεχαριτωμένη, ὁ Κύριος μετὰ σοῦ. Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от вѣка та́инства явле́ніе; Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благода́ть благовѣству́етъ. Тѣмже и мы с ним Богоро́дицѣ возопіи́мъ: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!
Кондак праздника Τῇ Ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια, ἀναγράφω σοι ἡ Πόλις σου, Θεοτόκε. Ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, ἵνα κράζω σοι· Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε. Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!
Кондак праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но в реальности современный текст - более поздний (хотя и сохраняет первоначальную концовку Χαῖρε, Νύμφη ἀνύμφευτε) и является проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах русской богослужебной традиции его также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный», хотя её нет в уставном последовании.
Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Данная молитва входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечерни.

Благовещение Пресвятой Богородицы - православный праздник, который имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднует Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения описаны в Евангелии апостолом Лукой - в этот день вспоминают о том, как Архангел Гавриил Деве Марии возвестил благую весть о зачатии и рождении Ею Богомладенца — Иисуса Христа.

Божественная история знакома практически всем, но в канун Благовещения Пресвятой Богородицы предлагает Вам еще раз ее вспомнить, а также ознакомиться с историей, традициями и приметами праздника.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дева Мария, которая была отдана Творцу начиная с рождения, на всей Вселенной бесспорно самая целомудренная — она жила и воспитывалась до 14 лет в Иерусалимском храме.

Марии, когда пришло время покинуть храм, нашли в мужья престарелого благочестивого плотника Иосифа, который должен был Ее чистоту и невинность оберегать.

Посему, Дева Мария, когда Архангел Гавриил возвестил ей, что Она у Бога обрела величайшую благодать — быть Материю Сына Божия, смущаясь, спросила у Ангела, каким образом это зачатие получится.

В пример Архангел привел бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, в преклонном возрасте шесть месяцев назад зачавшую ребенка, и тем самым уяснить, что нет предела возможностям у Господа.

Всемилостивую волю услышав в речах Архангела, Мария промолвила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Святое зачатье содеялось, как считают на сегодняшний день, в момент произнесения этой фразы Девой Марией.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Иосиф, узнав, что Мария носит ребенка, хотел тайно ее отпустить, но Ангел Господень явился во сне ему и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся Марию принять, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он людей Своих спасет от грехов их…"

Иосиф так поступил, как ему Ангел велел — принял жену свою. Все, как предсказывалось, так и случилось — у них родился сын, и его нарекли Иисусом.

История праздника

Предполагают, что праздник установили апостолы, так как изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками, имеются в росписях катакомб, где на молитву собирались первые христиане.

Однако праздновать стали Благовещение Пресвятой Богородицы особо — значительно позже. Способствовало этому открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Древние христиане праздник называли по-разному — Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Западе, так и на Востоке.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, и к концу VII века в Византии он был одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Востоке, так и на Западе считается 25 марта (по-старому стилю 7 апреля). Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество, поскольку праздник Рождества Христова исторически был установлен значительно раньше.

Число это также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года, как исторические события.

Традиции

С давних времен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы особо почитался на Руси. В этот день, по древней традиции, люди выпускали на волю птиц из сетей и клеток. Обычай этот был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Крестьяне, на Благовещение Пресвятой Богородицы, по традиции, по числу домочадцев пекли в семье просфоры — пресный церковный хлеб, который затем освещали в храме.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Съедали освещенный хлеб дома натощак, а крошки, по традиции — добавляли в семена и корм домашним животным. В народе считали, что урожай благодаря этому будет богатым, а скот — здоровым и плодовитым.

В народе Благовещение Пресвятой Богородицы воспринимали как праздник весны — начало нового сельскохозяйственного года. Зерно, по традиции, люди освящали перед посевом, ставя благовещенскую икону рядом с зерном.

В этот день в старину "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер люди считали лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Люди били в колотушки, звонили в колокольчик, медную посуду, чтобы защитить скотину от волков. В народе бытовала примета, что волки держаться будут на том расстоянии, на которое распространится звук.

Приметы

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы в народе был окружен множеством примет. Главная примета гласит — все земельные работы и по дому запрещены. В старину люди говорили, что даже птица гнезда не вьет в этот день, потому что это грех.

По легенде, кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо, в наказание она больше не может вить гнезда, и вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Во многих домах, по традиции, накануне и в день Благовещения Пресвятой Богородицы старались не зажигать огонь, но, чтобы привлечь удачу в печи, по приметам, следовало сжечь несколько щепоток соли.

В праздник Благовещения люди считали, что радуются ангелы на небесах, и даже в аду грешников перестают мучить. От зимнего сна пробуждается земля и раскрывается навстречу весне. А с обитателями земли вместе пробуждается и всякая нечисть.

Посему в Благовещение Пресвятой Богородицы проводили обряды, которые защищали от болезней и зла. Хорошей приметой было умыться талой водой, окурить зимнюю одежду дымом и так далее.

Огонь считался лучшей защитой от змей, поэтому мусор, накопившийся за зиму было принято сжигать. По приметам, на Благовещение нельзя также уронить ни одной крошки, иначе спаса от насекомых не будет.

© photo: Sputnik /

На Благовещение Пресвятой Богородицы было принято гадать на счастье - запекали мелкую денежку в церковной просфоре и кому она достанется, тому счастье улыбаться будет весь год.

Под иконами ставили благовещенскую освященную воду, так как верили, что она поднимет на ноги и больного, отпаивали ею же и скотину.

В старину считали, что целый год освященная вода не портится, если только колдун или человек с темными помыслами к ней не прикоснется.

На Благовещение Пресвятой Богородицы плохой приметой является пересыпание зерна из мешка в мешок и давать взаймы, посему делать это категорически запрещалось.

В этот день хозяйка сгоняла кур помелом с насеста, чтобы они неслись к Пасхе.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Немало связано примет с урожаем и погодой. Так, по примете, курицы будут плохо нестись, если накануне ночью небо темное без звезд. Приметой к урожаю пшеницы является солнечный день на Благовещение.

По приметам, дождь в праздник - к грибной осени, к хорошей рыбалке. Гроза в праздник указывает на теплое лето и хороший урожай орехов. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов.

По приметам, мороз на Благовещение Пресвятой Богородицы указывал на хороший урожай яровых и огурцов.

О чем молятся

Молятся перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

7 апреля Святая Православная Церковь молитвенно чтит великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

Событие Благовещения
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу — Обручнику, или хранителю Ее девства. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой.
Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца», то есть архангел возвестил теми же словами, в каких предсказал об этом событии задолго до него пророк Исаия (Ис. 7:14). По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Свт. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Мария в недоумении (по мнению свт. Григория Неокесарийского (III в.), опасаясь нарушения её девства) спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35-37). Тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Прав. Николай Кавасила (XIV в.) так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Своей покорностью и согласием, по мнению свт. Афанасия Великого (IV в.), Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «…на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса (Лк. 1:26-35).
Косвенно о событии Благовещения упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал. 4:4).
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил.

Определение даты и история установления праздника
Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (по старому стилю), которое с IV в. считается днем Рождества Христова.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI в. как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у свт. Григория Неокесарийского есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и свт. Иоанн Златоуст (IV-V вв.) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV в. Базилики Благовещения. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV в. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.
В VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. К концу VII в.- это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников. Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) и Феофана, митрополита Никейского (XIV в.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.
Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Сохранились беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.), свт. Германа Константинопольского (VIII в.), прп. Иоанна Дамаскина и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. (блж. Августину Иппонскому, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственной). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Событие Благовещения в святоотеческой традиции
«Благовещение», как было обозначено выше, означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».
Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Священное Писание, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
В греческих сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Благовещения обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Снова радость благовестия» (известно под именами святителей Иоанна Златоуста (IV-V вв.) и свт. Григория Неокесарийского, и второе — слово свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.) «Есть сегодня радость всех». Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и другие святоотеческие чтения, например, свт. Григория Неокесарийского, свт. Прокла Константинопольского (V в.), проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому и свт. Иоанну Златоусту. Слова на Благовещение писали и более поздние авторы, например: свт. Софроний Иерусалимский; свт. Герман, Патриарх Константинопольский, чья проповедь «На Благовещение» содержит 2 диалога Пресвятой Девы Марии с архангелом и с праведным Иосифом Обручником; прп. Феодор Студит (VIII-IXвв.); свт. Григорий Палама (XIV в.); св. прав. Николай Кавасила (XIV в.); свт. Московский Филарет (Дроздов) (XIX в.) (он сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1:3), так что «слово твари низводит в мир Творца») и многие другие.
Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения — его догматический аспект. Во всех словах на Благовещение подчеркивается, что основное событие Благовещения — свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Благовещения не Богородичным, а Господским праздником. Из-за тесной связи между Благовещением, Боговоплощением и Рождеством Христовым, некоторые проповеди вполне могли быть написаны не для чтения на Благовещения, а для праздника Рождества Христова (например, слово свт. Прокла Константинопольского или проповедь свт. Льва Великого). Святые отцы часто подчеркивают роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту; эта сторона события ярко выражена в словах свт. Григория Паламы и св. Николая Кавасилы. Некоторые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа Константинопольского и кондак прп. Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресвятая Дева и архангел, но и праведный Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Благовещения в истории, отцы Церкви не ограничиваются догматическим истолкованием евангельского повествования — нередко они (например, прп. Феодор Студит) делают из него практические нравственные выводы.

Иконография праздника
Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III вв., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV вв.). Как Благовещение, интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага в Равенне (после 400 г.), где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног.
Схема, сложившаяся в раннехристианский период, не претерпела существенных изменений в византийском, балканском и древнерусском искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. Во 2-й пол. XII в. в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб — символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами — «Вертоград заключенный» — символический образ рая и Богородицы (Песн. 4:12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар. 10:18) — также символ Богородицы.
Стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении наиболее полно выражено в русской иконе «Благовещение Устюжское» (XII в.). В небесном сегменте изображен Иисус Христос, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий (верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят). Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в. также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, которая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» — плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы.
Исключительное значение праздника Благовещения, который святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду других, отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне; Софийский собор в Киеве).
В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.)). В росписи новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник — один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня.
В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса. Сцена Благовещения нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из церкви Больницы Богородицы в Охриде (Македония) с архангелом Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского монастыря). На Руси формируется иной тип царских врат, где Благовещение помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена которых носят 2 византийские Литургии, либо 4 евангелиста.
Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей. Один из древнейших храмов на Руси — церковь Благовещения на Городище в Новгороде (XII в.). В честь Благовещения нередко освящали и надвратные церкви (Церковь на Золотых воротах в Киеве (XI в.)).
Примечательно, что и в Калужской митрополии множество храмов освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, например: собор в г. Боровске (XVIII-XIX вв.), собор в г. Мещовске (XIX в.), храмы в г. Козельске (XIX в.), г. Мещовске (XVII в.), с. Курилово Жуковского района (XVIII в.), а также ныне недействующие, но посвященные Празднику: с. Хохлово Мещовского района (XVIII в.), д. Заборовка Перемышльского района (нач. XX в.), д. Андреевское Ферзиковского района (XVIII в.) и другие.

Почему на Благовещение запускают белых голубей?
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии.
В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось грехом.
В постсоветской истории Русской Православной Церкви этот обычай был возрожден в 90-е годы XX в., и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях - Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву. После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии - символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо - непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Стоит отметить: важно быть хорошим примером для своих чад, и тогда не нужно будет долго обучать их православным традициям - они впитают их с молоком матери.

Обычаи и традиции на Благовещенье

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали - боялись небесной кары.

Благовещение - символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры , которые потом освящали на службе в церкви . Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение - самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем - и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

Один из Двунадесятых праздников в православном календаре. Благовещение - «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (н. ст. или 25 марта по ст. стилю). Благовещение отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной седмице Великого поста или Светлой седмице.

Видео Благовещение Пресвятой Богородицы из цикла "Лето Господне"

История праздника Благовещения

Пресвятая Дева Мария до 14 лет воспитывалась при Иерусалимском храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священнослужители хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80 старцу Иосифу Обручнику, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

После обручения спустя 4 месяца Марии явился архангел Гавриил и войдя к Ней, сказал: «Радуйся Благодатная!. Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Впервые Благовещение появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: Свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта (ст. стиль), потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение - это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха - Господственная Пасха; иногда встречается неправильная этимология - Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому.

Первые изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II - 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Открытие Св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен Свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

На иконе Благовещения Пресвятой Богородицы изображается Дева Мария и Архангел Гавриил. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки.

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Богородице с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира: «Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Благовещение положило начало спасению рода человеческого, в лице же Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Заступницу за них пред Её Божественным Сыном. Хотя торжественное празднование Благовещения был введено в IV веке, иконы, изображающие эти события, появились в Церкви гораздо раньше.

Храмы Благовещения Пресвятой Богородицы в Кашине

В Кашине в 1686-1688 годах была построена каменная Никольско-Благовещенская церковь на Зборовской горе на месте деревянного храма. Рядом расположилась восьмигранная звонница.

В 1929 году церковь подверглась разорению, в 1932 году лишилась колокольни, а в 1935 году была полностью разрушена.

Другая Благовещенская церковь расположена близ Кашина в селе Апраксино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородице в Апраксине построена в 1695 году, в 18-19 веках неоднократно реконструировалась и преобразовывалась в стиле классицизма.

Благовещенская церковь в селе Апраксино у Кашина

В 1930 году храм был закрыт и в нем разместилось картофелехранилище для чего был вырыт подвал. В результате таких непродуманных действий стены и свод получили многочисленные трещины, в 1990-м году в здании произошел пожар после которого оно было окончательно заброшено. Лишь в 2007 году состоялась передача церкви Тверской епархии и начаты ремонтные работы, которые, к сожалению, в настоящее время приостановлены на неопределенный срок.

Стихи на праздник Благовещения

Благовещение, протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое -

День великий на Руси,

С ним ты чувство молодое

В чёрством сердце воскреси;

Отзовись душой, как младость,

Грудью полною своей

На сияющую радость,

На улыбку вешних дней.

Соблюдая праздник строго,

В этот день твердит народ,

Что и пташка хвалит Бога

И гнезда себе не вьёт;

В этот праздник, выйдя к полю

С горстью полною зерна,

Добродушно птиц на волю

Выпускала старина.

Приближенье дней пасхальных

Проясняет хмурый взгляд,

Из сторонок чужедальных

В гости ласточки летят.

И внушая мысль о братстве,

О дарах любви благой,

Будто спорят о богатстве

Небо с грешною землёй.

Все внимают чутким слухом

Гимну зорьки золотой,

Опушились нежным пухом

Ветви вербы молодой.

И глядит на нас, сияя

Недоступностью чудес,

Эта вечность голубая

Торжествующих небес.

Благовещенье, Валерий Брюсов

Ты была единая от нас,

Днем Твоей мечтой владела пряжа,

Но к Тебе, святой, в вечерний час

Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,

Дева, предреченная пророком.

Гавриил, войдя, склонился ниц

Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,

Ты покорно опустила очи.

Буди Мне по слову твоему,

Благовещение, Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,

Вербы забелели.

Или точно горя нет,

Право, в самом деле?

Благовестие и смех,

Закраснелись почки.

И на улицах у всех

Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,

Отнятых у снега.

Снова мир и свеж, и нов,

И повсюду нега.

Вижу старую Москву

В молодом уборе.

Я смеюсь и я живу,

Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля

Звон плывет волною.

А во рвах живет земля

Молодой травою.

В чуть пробившейся траве

Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве,

Это праздник света!

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения Пресвятой Богородицы

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Последние материалы сайта