Простая техника изменения неудачного сценария жизни. Жизненный сценарий: как его изменить

09.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Жизненный сценарий (скрипт) формируются в семье и живет в подсознании людей. Он представляет собой модель поведения, который воспроизводится не по своей воле снова и снова с разными людьми и в разных ситуациях.

Как формируется жизненный сценарий

Сценарий формируется до пятилетнего возраста, когда подсознание ребенка наиболее восприимчиво, а сознательный критический ум недостаточно сформирован для того, чтобы фильтровать поступающую извне информацию. Семейная обстановка, культура страны, передаваемые сообщения в сказках и фильмах влияют на формирование того или иного скрипта. Усваивая социальные нормы, половые роли, ребенок впитывает искажения, оценки, страхи, бытующие в культурной и семейной среде.

Все мы помним сюжет из сказки о спящей красавице, когда на бал по случаю рождения королевской дочери пришли двенадцать фей и одна злая колдунья, которая явилась без приглашения и полностью поменяла судьбу девочки. Изначальное состояние живого существа, пришедшего в мир «Я — ОК. Ты — ОК» – состояние принца или принцессы. В результате искаженных сценариев наше отношение к миру начинает трансформироваться в сторону «Я — ОК. Ты — не ОК», «Я — не ОК. Ты — ОК» или «Я — не ОК. Ты — не ОК», а вместе с нашим отношением начинает трансформироваться и наша судьба.


Все сценарии рождаются из этих 4 позиций

А кто же в таком случае играет роль колдуньи?

Сценарий семьи

Каждый из нас в определенной ситуации занимает одну из трех позиций: «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого».

«Ребенок» – это наше эмоциональное, непосредственное начало, спонтанное, выражающее все свои чувства, импульсивное, неспособное самостоятельно контролировать свои влечения.

«Взрослый» – объективное начало, почти лишенное эмоций, способное беспристрастно оценивать ситуацию.

Все эти три начала присутствуют и в нас самих и, конечно, в наших родителях. И в формировании жизненных сценариев большую роль играет детское состояние родных. Неконтролируемые эмоции родительского «Ребенка» становятся источником нашего отношения к самим себе. В детстве мы воспринимаем родителей как безоговорочный авторитет, и их модель поведения кажется нам единственно верной, и она ложится в основу поведения внутреннего «Взрослого».

Нехватка любви, всевозможные обидные прозвища, критика в духе «У тебя руки-крюки. Ничего у тебя не получается. Какой из тебя актер — ни одной книжки не прочитал» ведут к настоящему превращению нас в «дураков», «безруких», «бездарных» и так далее. Неосознанные родители вбивают в своего ребенка ложные стереотипы, тем самым часто разрушая его веру в себя, а что самое ужасное — судьбу.


Самые частые родительские послания

В результате этого человек начинает то и дело искать во внешнем мире подтверждения родительским словам. Сценарий заставляет его быть не самим собой, а действовать словно под влиянием неведомой силы.

Как распознать и изменить жизненный сценарий

✔ Вспомните вашего любимого героя из сказок или фильмов: каким его чертам вы осознанно или неосознанно пытались подражать? Какие сказки вас привлекали в детстве? Нравится ли вам их финал? Та ли это судьба, о которой мечтаете лично вы? Напишите собственную сказку о вашем любимом герое с нужным вам концом. Обратите внимание на то, какую трансформацию придется пройти герою, чтобы достичь заветной цели.

✔ Понаблюдайте за своим телом – какие повторяющиеся реакции оно демонстрирует в похожих ситуациях. Какие слова или действия других вызывают желание сжаться, напрячься или перейти в агрессию? Вспомните ситуацию из детства, которая впервые вызвало у вас такую реакцию, когда были недовольны собой. Подумайте, какое ваше действие тогда вам бы понравилось, вызвало чувство справедливости и удовлетворенности.

Попробуйте проиграть эту ситуацию в воображении по новому сценарию. Проделайте это несколько раз с перерывами, пока новые собственные ощущения не покажутся такими же вероятными, как и первые. Постарайтесь почувствовать их отражение в вашем теле.

На сценарии можно повлиять лишь осознав причины их возникновения

Сценарий не является необратимым и неизменным, однако он может стать вашей судьбой, если пустить все на самотек.

Скрипты бессознательны, и повлиять на них можно только осознав причины их возникновения и закономерности различных событий в вашей жизни, которые им вызваны.

Затем задать себе вопрос: чтобы вы хотели иметь вместо этого. Не всегда это можно понять сразу. В этом случае рекомендуется искать в своем окружении правильные примеры — людей, на которых хотелось бы равняться и быть похожим. Это не значит, что нужно копировать поведение других или завидовать им – вы можете лишь брать лучшее, то, что возможно применить в своей жизни с пользой для себя.

Поначалу что-то будет казаться непривычным или даже вызывать сопротивление – ведь это выходит за рамки вашего привычного сценария. Но не беспокойтесь об этом. Чтобы сформировать свой новый, желаемый сценарий изначально необходимо увидеть другие возможные варианты, отличные от тех, к которым мы привыкли.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить ее так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы ее прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Если в вашей жизни повторяется одна и та же неприятная и тяжёлая ситуация, возможно, она прописалась как баг в вашем бессознательном и вы сами настраиваете себя на неудачу. Например, идёте в салон и заранее говорите себе: «Опять отвратительно подстригут!» и так и выходит или «Всё равно я не справлюсь, даже если меня возьмут на работу» и вам отказывают снова и снова.

Что делать, если вы постоянно сталкиваетесь с одними и теми же неприятными ситуациями?

Три неудачных ситуации

Выберите три похожих случая одного и того же неудачного события от глобального до небольшого, которое постоянно портит вам жизнь. Например, вас пригласили на собеседование. Вы отвечали спокойно, профессионально, начальник кивал и говорил о том, какие преимущества у данной должности. Но вот в середине разговора входит секретарь и говорит: «Иван Петрович! Вот ещё несколько соискателей и от главного тут…его протеже, из МГИМО. Я положу все резюме, вы посмотрите…» И вдруг вы поймали взгляд начальника и у вас всё сжалось внутри, ноги и руки стали ватными. Всё. Стойкое ощущение, что скорее всего, не возьмут. Вам задают вопросы, а вы уже без энтузиазма смотрите в окно и отвечаете какие-то дежурные фразы, лишь бы не молчать.

Такое случилось уже несколько раз? Тогда вспомните три собеседования, которые прошли очень похоже, по одному сценарию. В них присутствовал продолжительный отрезок, когда всё было хорошо, потом возник момент, когда вам ещё не отказали, но вы уже начали сомневаться, чувствовать, что всё плохо кончится.

Представьте, что вы видите эту ситуацию со стороны, не своими глазами. Вот в дверь постучали и вошёл человек в знакомом вам костюме и с сумкой, которую вы помните до мельчайших деталей.

Это вы. Посмотрите как бы сверху или сбоку на себя, как вы держались и говорили с начальником. Главная задача найти триггер - запускной момент этого неэкологичного поведения. Отметьте тот момент, когда вы вдруг начали вести себя иначе, либо развязно, будто работа вам и не нужна, либо обречённо, понимая, что вряд ли её получите. Например, всё было гладко, но вы услышали о конкуренте, и всё сжалось внутри, а перед глазами поплыло. Вы почувствовали, что всё будет, как обычно, и сказали себе: «Ну и чёрт с ним! Не очень то и хотелось, всё равно далеко от дома и т.д.» В среднем, триггер возникает в промежуток от нескольких секунд до трёх минут до неудачи. Вас будто осеняет: «Нет, не выйдет снова!» хотя вам никто и не собирался отказывать, вы уже записали себя в проигравшие заранее и знали, чем всё закончится. Это и есть триггер, точка срыва, запустившая неэкологичное поведение.

Пример триггера

Будет гораздо проще, если триггер является для всех ситуаций одинаковым, чаще всего бывает именно так, бессознательное фиксирует неудачи одним и тем же триггером. Я приведу пример. Во время курсов вождения, на дороге, я вдруг устаю и выполняю инструкции учителя очень плохо. Расстраиваюсь, портится настроение. Он говорит: «Ну что же ты? Тут надо было переключить скорость….» и вдруг я посреди дороги делаю нечто невообразимое. Я разом отпускаю педали и руль и просто сижу, как в ступоре. Он поражается: «Что же ты делаешь такое в потоке машин? Как можно было совсем остановиться резко посреди дороги, ты понимаешь, что если не ты врежешься, то в тебя сзади?» А я только в ужасе хлопаю глазами и ничего не делаю. Это и есть триггер - когда, почувствовав неладное, сразу посреди дороги, часто образной, бросаю все педали и руль и даже не пытаюсь ничего делать. За этим следует надвигающаяся катастрофа.

Идентичная ситуация была однажды на работе. Я что-то сказала начальнице, потом до меня дошло, что она примет это на свой счёт и больше никогда не будет мне доверять. Сказала и остановилась. Мне показалось, что я слышу, как в воздухе микрочастицы движутся. Она молчит, а я сижу перед компьютером и ничего не могу делать, просто смотрю на него, уже зная, что скоро мне придётся уйти с работы.

Переписать сценарий

Если вы обнаружили свой триггер, то основная часть работы сделана. Представьте ту же ситуацию, мысленно отрезав вторую часть сценария сразу после триггера, и заменив её на экологичную, такую, как бы вам хотелось. Например, снова возвращаемся к собеседованию и смотрим всё сначала со стороны. Вот открылась дверь и вы вошли, разговариваете. Опять в конце разговора входит секретарь и говорит точно ту самую фразу. А начальник в вашей фантазии резко обрывает секретаря: «Людочка! Унесите, пожалуйста, резюме, не потребуются. Мы сейчас с Василием подойдём вместе в отдел кадров. А протеже позвоните, скажите, что через три месяца будет вакансия…» и т.д. Триггер должен оставаться на месте. То есть, ощущение, что не возьмут есть, но вас берут. Даже если между триггером и катастрофой всего несколько секунд, там всегда есть зазор и нужно его оставлять.

Теперь повторяете этот же самый случай ещё с несколькими разными концовками. Опять смотрите на себя со стороны. Снова приходит секретарь и, увидев пачку резюме более удачливых соискателей, вы обмираете от ужаса. И теперь начальник пусть говорит что-то другое. Например, сразу после триггера говорит: «Отведите нашего нового сотрудника к бухгалтеру, Михаилу Александровичу…» или «Василий, мне кажется, мы с вами сработаемся. Давайте, с испытательным сроком. Как вы на это смотрите?» Каждый из этих новых сценариев посмотрите по три раза - сначала диссоциировано, а потом так, как будто вы проходите собеседование. Теперь вы на высоте, пусть бессознательное запомнит и усвоит, что вы удачливый человек и всё у вас в порядке. Провал для вас не норма, а огромная редкость и что-то из ряда вон.

Теперь представьте, что в будущем возникла похожая ситуация. Как бы проходило собеседование с вашим участием? Если в голову приходят положительные ситуации, значит, вероятность успеха высока и вы правильно выполнили технику. Подобные ситуации необходимо прорабатывать, так как они могут вызвать синдром приобретённой беспомощности, когда вы просто опустите руки и не будете даже пытаться что-то предпринять. опубликовано

Елена Барымова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

13 232 0 Одно из интереснейших понятий в психологии – жизненные сценарии. Когда мы разберем этот термин, то будем немного лучше понимать мотивы чужого поведения. Начнем с того, что человек – единственное существо, которое может совершать осознанный выбор. Причем он может быть как мелким (например, что одеть или поесть сегодня ), так и большой (жениться или не жениться ). Выбор бывает сделать или очень легко, или вообще невозможно. Ведь за каждым решением будут последствия, и не каждый может их спокойно принимать. Страх сковывает наши движения.

А что, если мы скажем: не всегда выбор осознанный. Интересно, не правда ли? Мы же всегда думали, что сами решаем свою судьбу. А так мы, получается, недалеко ушли от животных? Даже неприятно как-то. Нет, человек действительно отличается от братьев наших меньших. Он может осознанно делать выбор даже невзирая на сильнейший страх ответственности. Но это энергозатратный процесс. Намного проще жить по привычному сценарию, который в нас был взращен ближайшим окружением еще в детском возрасте. Вообще, это достаточно серьезная тема, и ее надо рассматривать последовательно. Давайте обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий по Берну?

Если расписать этот термин дословно, то все будет правильно. человека – это сценарий жизни. То есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях. Привычки, проще говоря. Сценарий – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Одна из его ключевых концепций – социально-психологические игры, которые люди творят друг с другом. Жизненный сценарий – это фактически то, как будет эта игра развертываться в представлении этого человека. У всех нас есть определенный план с четко прописанными деталями: какие люди должны быть в нашей жизни, что должны делать, какие реакции будут с вашей стороны, кого нельзя пускать. И мы вовлекаем других в ту драму, которую пишем сами. Но база жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве. Так говорил Эрик Берн.

Как и когда он формируется жизненный сценарий

Мы уже поняли, что жизненный сценарий начинает писаться в детском возрасте. Фактически то, что называют воспитанием, и является процессом привития ребенку определенного жизненного сценария. Обычно того сценария, по которому живут наши родители или лица их замещающие. Поэтому часто дети успешных родителей также добиваются успехов. То же самое касается и бедных семей. Впрочем, не всегда. Известно множество случаев, когда сыновья миллионеров становились чуть ли не бездомными в итоге, а дети из неблагополучных семей – миллионерами.

От чего это зависит? От стиля воспитания или хотя бы его наличия. Ведь часто богатые родители настолько заняты, что не уделяют внимания ребенку. Тогда его жизненный сценарий формируется на основе норм, которые приняты у его окружения. В подростковом возрасте ими могут быть девиантные (то есть, неуправляемые, проще говоря) лица как старше, так и ровесники. Когда воспитание почти отсутствует, речь идет о педагогической запущенности. Стоит помнить, что все имеет свою причину.

А что же случается с жизненным сценарием после того, как закончился подростковый возраст. Он уже сформирован или продолжает формироваться? Конечно, второй вариант правильный. Но не для всех. Есть две категории людей: авторы и жертвы . Первые берут ответственность за свою жизнь на себя, а вторые сваливают ее на внешние обстоятельства. Последние чаще не имеют никаких целей и живут по тому сценарию, который был сформирован еще ранее. Часто если понаблюдать за такими людьми, то они как жили десять лет назад, так и продолжают жить. Даже если есть какой-то опыт, то выводы, сделанные на его основе, вписываются в ту же шаблонную парадигму, которая была воспитана в них.

Например, человек что в 20 лет, что в 40 может после неудачного начинания говорить «Я ни на что не способен, поэтому никогда больше я не буду этого делать». В отличие от жертв авторы могут сильно измениться и за год. У них совсем другие модели поведения, и они готовы их менять в случае необходимости. Они могут понимать, что прежние привычки мешают им достичь желаемого, и потому приучают себя к чему-то новому.

Люди с позицией автора сильно меняются из года в год. Видно, что человек развивается и воспитывает сам себя. И тут идет ключ к ответу на вопрос «А формируется ли жизненный сценарий во взрослом возрасте». Мы ранее разобрали, что он появляется вследствие воспитания. Так вот, взрослый человек с позицией автора воспитывает сам себя и подходит к этому вопросу даже более тщательно, чем многие родители. Следовательно, он может кардинально поменять сценарий. Естественно, он будет его сам формировать.

Если на секунду задуматься, то можно легко определить, «от куда ноги растут»:

Пример # 1

Папа хотел мальчика, а родилась девочка, но амбиции воспитать себе наследника не утихла, и вот эта девушка сначала преуспевает в школьном кружке по карате, потом заканчивает технический ВУЗ и вот уже директор крупной корпорации, но, к сожалению, не один её роман не увенчался успехом. А все потому, что она не могла найти себе равного мужчину, такого же сильного и независимого. Она всегда чувствовала, что она доминирует в отношениях, а хотелось бы наоборот. И вот она уже на пороге у бизнес-центра, где проходит тренинг по развитию женственности.

Пример # 2

Женщина хотела родить ребенка для себя. Родила. Мальчик. Но, углубленная обида на мужчин не позволила ей завести новые отношения. В связи с чем, у мальчика не было образца мужского поведения, образца сценария поведения отца, мужа, партнера. Это непременно отразилось на его отношениях с женщинами.

Кто и что влияют на его формирование

Альфред Адлер считал, что жизненный сценарий формируется в первые пять лет жизни человека. Ну что ж, это пища для размышления своего жизненного пути и повод задуматься о воспитании своих детей смолоду.

Вообще, понятие жизненный сценарий невероятно масштабное, поэтому говорить, что на него влияет только один или два фактора, бессмысленно. Что еще влияет на формирование жизненного сценария?

  1. Семья . Пожалуй, это первый и самый главный автор нашего жизненного сценария. Именно в семье закладываются определенные установки, потерны, которые мы потом повторяем в своей жизни. Поговорка, что мужчина выбирает себе жену похожую на его маму, а женщина мужа, похожего на отца неспроста. Мы повторяем сценарии наших родителей в своей жизни. И не нужно говорить, что «я никогда не буду таким, как мои родители. Я не буду повторять их поведение», когда ваш отец хотел, чтобы вы стали адвокатом, а вас всегда тянуло в спорт, потом не удивляйтесь, когда вы также будете настаивать на том, чтобы отдать сына на хоккей, когда его будет тянуть к точным наукам.
  2. Социальное окружение . Чаще всего это друзья, хотя могут быть просто хорошие знакомые. Особенное значение в этом пункте занимают наставники, которых можно причислить в промежуточную позицию между друзьями и учителями. Это люди, которые многое повидали и сформировали качественный жизненный сценарий сами и готовы его передать своему близкому человеку. Довольно интересное наблюдение : все больше молодых девушек вступающих в брак уверены на корню, еще на этапе знакомства с парнем, что у них сложатся неудачные отношения со свекровью. В итоге так оно и получается. И они даже не стараются как-то изменить ситуацию. Ну а что, «у половины страны так…» уверенны они. Это все откуда? Из рассказов других, телевиденье, СМИ, подруги, мама и т.д.
  3. Учителя, тренеры и коучи . Это люди, для которых формирование жизненных сценариев других является профессиональной деятельностью. Они получают за это деньги. К категории учителей можно отнести школьных и университетских преподавателей (с последними ситуация может быть неоднозначной, потому что есть настоящие преподаватели, а есть лекторы. Последние не формируют жизненный сценарий напрямую, а лишь косвенно, и то не всегда ). Тренеры и коучи берут за результаты своих клиентов приличные деньги. Чаще всего к ним обращаются уже зрелые люди, которые и сами не против меняться. То есть, работа с тренером и коучем характеризуется ответственностью, разделенной пополам. Профессионал воздействует на человека, а другой намеренно поддается. Это отличает работу тренеров и коучей от обычного социального окружения, поскольку наши друзья и ближайшие люди влияют на нас неосознанно, мы не включаемся активно в процесс формирования собственного жизненного сценария. Разве что мы можем выбирать тех людей, которые на нас будут незаметно влиять.
  4. Живые источники информации. Это люди, которые не ставят себе за цель формировать жизненный сценарий другого человека (даже подсознательно не стремятся к этому), но они могут дать факты, сказать что-то, что вызовет резонанс в душе другого человека совсем случайно. Это могут быть случайные прохожие или те же лекторы в университетах.
  5. Неживые источники информации – СМИ, книги, видеоуроки, аудиокниги, статьи и все остальное, что переносит определенные факты, но при этом нет взаимодействия с живым человеком. Тут играет роль установка человека. Если он настроен самостоятельно менять свое мировоззрение, жизненный сценарий под воздействием прочитанного или услышанного, то они влияют, если нет – то он может много знать, но в его жизни так ничего и не изменится. Кроме того, здесь далеко не последнюю роль играет способность человека запоминать информацию.

Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг. Анализ жизненных сценариев невозможен и без этой классификации. Давайте рассмотрим виды детальнее:

  1. Не живи . Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
  2. Не будь собой . Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
  3. Не будь ребенком . Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо?
  4. Не взрослей . Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
  5. Не достигни этого . Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
  6. Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя . Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.

Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в оной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые делаются путем образования антонимической конструкции. Проще говоря, нужно исключить со смысла частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.

Как определить свой сценарий по жизни

На деле, мы все внутренне чувствуем собственный жизненный сценарий. Ведь подсознательно мы всегда сверяем действия с психологическими установками, в голове всегда нарисована система координат. Поэтому надо скорее не определять, а осознавать. Как это сделать. Есть множество самых различных методик. Но мы возьмем простую.

Для начала надо поставить цель . Многие этого не делают, и потому не анализируют себя. Чтобы определить свой сценарий, необходимо войти в позицию взрослого и чисто логически подумать, как вы поступаете в определенных ситуациях. Можете использовать приведенный выше классификатор (хоть это и не все сценарии). Подумайте, что из описанного выше относится к вам.

Хорошо, поставили цель. Теперь надо определить, почему вы сейчас этого не имеете. Собственно, жизненный сценарий – это то, что нам помогает или мешает достичь желаемого. Просто будет проще отталкиваться от реальных фактов вашей жизни. Работа очень тяжелая и глубокая. Желательно записывать свои мысли на листке бумаги.

А еще лучше вариант – составить ментальную карту. Схему, проще говоря. Подойдите к этому процессу творчески. Но с большой вероятностью у вас будет один из приведенных выше сценариев. Так уж сложилось, что в нашей воспитательной культуре подобные установки внушаются с завидной легкостью. Ведь так проще воспитывать. А поскольку родители идут по пути наименьшего сопротивления, то и дети также учатся этому, сие становится их жизненным сценарием.

  1. Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
  2. Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
  3. Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?

Расшифровка воспоминания:

Взрослый человек это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашего ЖС. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.

Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.

Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, но в меру. В ином случае можно внушить себе негативные установки, и тогда будет сложнее определить свой сценарий в дальнейшем. Если вы будете анализировать свои действия согласно приближению к цели или отдалению от нее, то картина вашего жизненного сценария вырисуется сама собой.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация не является исчерпывающей и окончательной. Сколько людей и судеб человеческих, столько и сценариев. Каждая жизнь требует индивидуального анализа и всех под одну гребенку нельзя подтянуть. Вы вполне можете давать собственные названия, поскольку творчество включает мозг на полную.

Как изменить Жизненный сценарий личности

Итак, мы определили жизненный сценарий и поняли, что он не соответствует тому, что вы желаете. Как же тогда изменить жизненный сценарий? Медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»), то посвятите этому хотя бы пять минут в день.

Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту.

Некоторые хотят изменить свою жизнь быстро, но это невозможно. Родители вселяли в вас эти установки не один год, а вы хотите их изменить за день? Так не бывает. Даже если один-два дня сможете пожить по другому сценарию, все равно вернется все на круги своя. А часть времени будет даже хуже, потому что вообще никаких сил не будет. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.

Очень хорошо это продемонстрировать на примере человека, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.

Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.

А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся. Кстати, очень важная ремарка: не нужно воспринимать определенный сценарий, как шаблон. То есть, если в голове сидит мысль «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер, а только новых для данного лица. Менять жизненный сценарий надо в парадигме того, который у вас сейчас есть.

То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.

Помните, что процесс самовоспитания намного сложнее, чем обычное воспитание. Себя переделать тяжелее, и потому не надо себя насиловать. Просто не выдержите. Тише едешь – дальше будешь, как говорится в известной пословице.

Сценарий отношений: какой он

Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же.

  1. Избегание негативной оценки . Суть следующая : человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
  2. Докажи свою любовь . Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
  3. Я всем должен . Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
  4. Неосознанность . Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
  5. Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость . В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим. Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.

И напоследок. Если вы заинтересовались данной темой, то вам стоит просмотреть и/или прослушать следующие материалы, которые мы подобрали специально для читателей нашего сайта. Ведущие психологи подробнейшим образом рассказывают простыми словами про сценарии жизни. Более подробно говорят о том, как формируется ЖС и что делать с тем, чтобы изменить бессознательные жизненные паттерны.

№ 1 Мнение профессионального психолога. Радио-интервью.

№ 2 Женские рассуждения и мнения о перемене жизненного сценария. Женский сценарий жизни.

№ 3 Семейный сценарий или сценарий отношений тоже берет начало из детства. Об этом и многом другом в следующем видео.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить её так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы её прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Последние материалы сайта