К 400 летию царской династии романовы петр 1. Бескорыстной, глубокой любовью. Прославление царственных страстотерпцев

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В этом году исполняется 400 лет с момента венчания на царство первого монарха династии Романовых. Во многих странах мира в течении лета прошли праздничные мероприятия в честь 400 летия дома Романовых и благотворного влияния России на Европу, Америку и весь мир. Юбилейные мероприятия в течение года проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Париже, Нью-Йорке и других городах. Празднование 400-летия дома Романовых совпало со скорбным юбилеем — 95 лет назад, в июле 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.

По этому случаю на торжественные мероприятия собирались представителями дворянского рода, войны и ветераны, церковные иерархи, представители русскоязычной диаспоры, потомки известных дворянских фамилий, члены организаций соотечественников и прихожане. Состоялись молитвенное поминовение царственного рода Романовых, а также произносилась общехристианская молитва «Отче Наш».

Без малого четыреста лет назад в начале 1600-х годов на Руси случилась Большая смута. Это было время слабой власти, междоусобиц, пустой казны, коррупции. В стране хозяйничали разбойники, в Астрахани баламутил донской казак Заруцкий, в Смоленске гарнизоном стояли поляки, Новгородом владели шведы. Именно в это время нижегородский князь Пожарский и представитель среднего сословия Минин организовывали свои народные ополчения для наведения порядка в стране и оказания помощи центральной власти. В Москве же Земский собор избирает на царство 16-летнего Михаила из боярского рода Романовых, положившего начало новой династии. Наречение нового монарха на царство произошло в 1613 году году. В этом же году костромской крестьянин Иван Сусанин спасает жизнь царя, заведя польский отряд, посланный убить царя Михаила, в непроходимое болото…

С 1917 года Российский Императорский Дом находится в вынужденном изгнании, но продолжает существовать на своих незыблемых исторических духовных, правовых и традиционных основах. После революции Российский Императорский Дом сохранил статус исторической институции и порядок наследования достоинства Главы Династии и сама принадлежность к Дому сохраняются основанными на положениях династического права. На настоящий момент Российский Императорский Дом состоит из двух лиц: Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая Княгиня Мария Владимировна; Е.И.В. Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович.

Обращаясь к соотечественникам Глава Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыня Княгиня Мария Владимировна сказала следующее: «Мы вправе с честью вспоминать вклад Нашей Династии в историю Родины. Было также много серьёзных ошибок, досадных просчётов и тяжких грехов. В них Мы каемся перед Богом и просим прощения у Народа за себя и за своих Предков.

Царская Россия в 1917 году, конечно, не являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращённости нравов. Напротив, она лишь многократно усилила низменные инстинкты и пороки, прославляя насилие и уничтожая без пощады религиозные морально-этические устои и благие обычаи, служившие прежде ограничением для торжества зла.

Чудовищный эксперимент построения некоего нового общества на основе безбожия и тоталитаризма потерпел неизбежный крах. Но, к сожалению, семена материализма, обильно посеянные за десятилетия господства богоборчества, продолжают давать ядовитые всходы, и их плоды зачастую оказываются едва ли не ужаснее, чем при коммунистическом режиме. Пока мы находимся лишь в самом начале преодоления Второй Великой Смуты.

Обрести правильный курс невозможно без обращения к опыту предшествующих поколений. Юбилеи различных исторических событий даны нам для осмысления прошлого и извлечения из него уроков.

Оценивая жизненный путь святых и героев прошлого, все мы должны понять, что и сегодня нам необходимо научиться находить не то, что разобщает, а то, что сближает нас, уважать, слышать и понимать друг друга, не изощряться во взаимных обвинениях, а совместно искать пути преодоления трудностей и бедствий».

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, говоря о значении празднования 400-летия Дома Романовых, сказал Кириллу: «Данное празднование, как и отмечаемое в нынешнем году 1025-летие Крещения Руси, просто необходимо для того, чтобы мы, верные чада России, в Отечестве и в рассеянии сущие, лишний раз заинтересовались своей богатейшей историей, вспомнили о высоких идеалах наших предков и обогатились как в духовном, так и в интеллектуальном смысле. Празднование любой памятной даты, а также и анализ отмечаемого события, всегда должно приводить к обновлению сил, оживлению и внутреннему обогащению».

К этому юбилею в Успенском соборе патриарх Московский и всей Руси Кирилл провел богослужение, во время которого звонари Кремля 400 раз ударили в старый колокол времен воцарения Михаила на московском престоле. «Мы собрались сегодня в особое время вспоминая события страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша вошла в такую полосу исторических событий, которая могла завершится полным уничтожением государственности народа нашего, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции», - сказал патриарх Кирилл после литургии.

По его словам, только милость Божья помогла России пройти через это испытание, сохранив себя. Патриарх напомнил верующим, что человек спасается не «делами закона», а верой в Христа, и неверно думать, будто для спасения достаточно лишь покрасить яйца, испечь кулич и поставить «свечечку». Патриарх не исключил, что Господь провел народ через Смутное время, потому что успехи России и укрепление Церкви в XVI веке вызвали у многих уверенность в том, что все это «само собой происходит». После тяжелейших испытаний «народ встрепенулся» и обратился к Богу с верой и молитвой, пояснил глава РПЦ.

То же самое, по словам патриарха, происходило и перед революцией 1917 года - «когда тоже думали, что все в порядке - и храмов много, и монастырей, и верующих миллионы». «Господь провел нас и в этот раз через тяжелейшие испытания именно для того, чтобы мы поняли - не делами внешними, не делами закона, но верой в Господа нашего Иисуса Христа спасаемся», - сказал Патриарх всея Руси. Он предостерег современников от подобных ошибок.

Для славян христиан будет весьма познавательным знать автора известного христианского молитвенного псалма из сборника «Возрождения» под № 81, под названием «Научи меня, Боже, любить». Автором этого произведения является загадочный титул под кратким названием К.Р. Оказывается К. Р. — поэтический псевдоним великого князя Константина Константиновича Романова (1858- 1915). Внук одного императора, племянник другого, двоюродный брат третьего и двоюродный дядя последнего российского императора. Член Российского Императорского дома, генерал, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук поэт, переводчик и драматург. Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Одно перечисление регалий делало невозможным размещение собственной фамилии на обложках поэтических сборников. Но именно то же обстоятельство породило самое короткое поэтическое имя в истории русской литературы: К. Р. Единственный из всего Романовского клана, он оставил о себе память в истории русской поэзии. Для человека царскородного круга то было совсем необычно и непривычно. «Призвание поэта для меня высшая и святейшая из обязанностей», — записал в дневнике великий князь и оставил на память поколений много христианских стихов, один из которых поют сегодня многие русскоязычные христиане протестанты.

«Песнь Возрождения» № 81

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

На официальном сайте http://imperialhouse.ru Российского Императорского Дома Вы можете получить информацию о его нынешнем состоянии и деятельности, мировоззрении, истории и династическом праве, узнать позицию Главы и Членов династии Романовых по различным вопросам и проблемам современной жизни.

21 февраля (6 марта по новому стилю) 1613 года на престол взошел первый из Романовых - царь Михаил Федорович. Сегодня отмечается 400-летие со дня воцарения этой династии на российском престоле, когда начался величайший этап нашей истории длиной в триста четыре года. И если российской государственности уже 1150 лет, то правлению Романовых отдано более четверти всего этого периода.

400 лет назад Россия выбрала себе царя. 6 марта 1613 года Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов — первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени.

Корни рода

Род Романовых имеет древнее происхождение и пошел от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы. [Андрей Иоаннович Кобыла (Камбила) – сын перешедшего на русскую службу в XIII веке Князя Прусского Гланды-Камбилы Дивоновича (уточнение от Старый очень)].Сыновья Андрея Кобылы стали основателями многих боярских и дворянских родов, в том числе Шереметевых, Коновницыных, Колычевых, Ладыгиных, Яковлевых, Боборыкиных и других.

Романовы же пошли от сына Кобылы Федора Кошки. Его потомки сначала назывались Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем Захарьиными.

Анастасия Романовна Захарьина была первой женой Ивана IV Грозного. Она одна умела усмирять нрав Ивана Грозного, и после того, как ее отравили и она умерла в возрасте 30 лет, Грозный сравнивал с Анастасией каждую следующую свою жену.

Брат Анастасии, боярин Никита Романович Захарьин стал называться Романовым по имени своего отца Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина.

Так вот, первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.

Царь Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых.

Воцарение Романовых: версии

Так как Романовы, благодаря браку Анастасии, были связаны родственными отношениями с династией Рюриковичей, во времена правления Бориса Годунова они подверглись опале. Отец и мать Михаила были насильно пострижены в монахи. Он сам и все его родные были сосланы в Сибирь, однако впоследствии были возвращены.

После окончания Смутного времени в 1613 году Земский собор избрал Михаила Федоровича новым государем. Тогда ему было всего 16 лет. Кроме него на престол претендовали польский королевич Владислав (будущий Владислав IV), шведский королевич Карл Филипп, а также представители многих знатных боярских родов.

В то же время Мстиславские и Куракины сотрудничали с поляками во время Смуты, Годуновы и Шуйские были родственниками недавно свергнутых правителей. Представитель рода Воротынских член «Семибоярщины» Иван Воротынский, по официальной версии, подал самоотвод.

По одной из версий, кандидатура Михаила Романова считалась компромиссной, кроме того, род Романовых не так запятнал себя в Смутное время, как другие знатные роды. Однако этой версии придерживаются не все историки – они считают, что кандидатура Михаила Романова была навязана Земскому собору, да и собор не представлял в то время все русские земли, а на ход заседаний оказали большое влияние казачьи войска.

Тем не менее, Михаил Романов был избран на царство и стал Михаилом I Федоровичем. Он прожил 49 лет, за годы его правления (1613 – 1645) царю удалось добиться преодоления последствий Смутного времени, восстановить централизованную власть в стране. Были присоединены новые территории на востоке, а также заключен мир с Польшей, в результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

Цифры и факты

Большинство русских царей и императоров из династии Романовых прожили достаточно короткую жизнь. Больше 50 лет прожили только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II, а больше 60 лет — Екатерина II и Александр II. До 70 лет не дожил никто.

Петр I Великий.

Екатерина II прожила самую долгую жизнь и скончалась в возрасте 67 лет. При этом она по рождению не принадлежала к династии Романовых, а была немкой. Меньше всех прожил Петр II – он умер в 14 лет.

Прямая линия наследования престола у Романовых пресеклась еще в XVIII веке, все российские императоры начиная с Петра III принадлежали к Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Гольштейн-Готторпы были немецкой герцогской династией и в определенный момент истории породнились с Романовыми.

Дольше всех (34 года) страной правила Екатерина II — 34 года. Меньше всех правил Петр III – 6 месяцев.

Иван VI (Иоанн Антонович) был младенцем на престоле. Он стал императором, когда ему было всего 2 месяца и 5 дней, вместо него правили его регенты.

Больше всего самозванцев выдавали себя за Петра III. После того, как он был свергнут, он умер при невыясненных обстоятельствах. Самым известным самозванцем считается Емельян Пугачев, который возглавил в 1773-1775 годах крестьянскую войну.

Из всех правителей больше всего либеральных реформ проводил Александр II, и в то же время на него было совершено больше всего покушений. После серии неудачных покушений террористам все-таки удалось убить царя – он погиб от взрыва бомбы, которую народовольцы бросили ему в ноги на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Расстрелянный большевиками последний император Николай II, а также его жена и дети были причислены Русской православной церковью к лику святых как страстотерпцы.

Династия Романовых в лицах

Михаил I Федорович

Первый русский царь из династии Романовых
Годы жизни: 1596 – 1645 (49 лет)
Годы правления: 1613 – 1645


преодоление последствий Смутного времени; восстановление централизованной
власти в стране; присоединение новых территорий на востоке; мир с Польшей, в
результате которого польский король перестал претендовать на русский престол.

Алексей I Михайлович

Сын Федора Михайловича. За отсутствие больших потрясений в стране в годы его
правления был назван Тишайшим
Годы жизни: 1629 – 1676 (46 лет)
Годы правления: 1645 – 1676

Достижения и государственные инициативы:
военная реформа; новый свод законов – Соборное уложение 1649 года; церковная
реформа патриарха Никона, которая вызвала раскол церкви.

Федор III Алексеевич

Сын Алексея Михайловича. Имел слабое здоровье, отчего рано умер
Годы жизни: 1661 – 1682 (20 лет)
Годы правления: 1676 – 1682

Достижения и государственные инициативы:
перепись населения страны 1678 года; отмена местничества — распределения
служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков; введение
подворного обложения прямыми налогами; борьба с раскольниками.

Софья Алексеевна

Регент над Иваном V и Петром I, которые оба признавались царями. После
смещения постриглась в монахини
Годы жизни: 1657 – 1704 (46 лет)
Годы правления: 1682 – 1689

Достижения и государственные инициативы:
подписание «Вечного мира» с Польшей, по которому Киев признавался частью
Русского царства; — борьба с раскольниками.

Сын Алексея Михайловича и старший брат Петра I. Имел слабое здоровье и не
интересовался государственными делами
Годы жизни: 1666 – 1696 (29 лет)
Годы правления: 1682 – 1696 (соправитель Петр I)

Последний русский царь и первый император Российской империи (с 1721 года).
Один из самых известных правителей России, коренным образом изменивший
историческую судьбу страны
Годы жизни: 1672 – 1725 (52 года)
Годы правления: 1682 – 1725

Достижения и государственные инициативы:
масштабные реформы по коренному переустройству государства и общественного
уклада; создание Российской империи; создание Сената – высшего органа
государственной власти, подчинявшегося императору; победа в Северной войне со
Швецией; создание военного флота и регулярной армии; строительство
Санкт-Петербурга и перенос столицы в Петербург из Москвы; распространение
образования, создание светских школ; издание первой в России газеты;
присоединение к России новых территорий.

Екатерина I

Жена Петра I. Принимала мало участия в государственных делах
Годы жизни: 1684 – 1727 (43 года)
Годы правления: 1725 – 1727

Достижения и государственные инициативы:
создание Верховного Тайного Совета, с помощью которого приближенные
императрицы фактически управляли государством; открытие Академии наук, создание
которой было задумано при Петре I.

Внук Петра I, последний прямой потомок дома Романовых по мужской линии. В
государственных делах в силу юного возраста участия не принимал и предавался
развлечениям, вместо него правили его приближенные
Годы жизни: 1715 — 1730 (14 лет)
Годы правления: 1727 — 1730

Анна Иоановна

Дочь Ивана V. В годы ее правления процветал фаворитизм.
Годы жизни: 1693 — 1740 (47 лет)
Годы правления: 1730 – 1740

Достижения и государственные инициативы:
роспуск Верховного тайного совета и создание кабинета министров; учреждение
Канцелярии тайных розыскных дел; преобразования в армии: ограничение службы для
дворян 25 годами, создание новых гвардейских полков, учреждение Шляхетского кадетского корпуса.

Иван VI (Иоанн Антонович)

Правнук Ивана V. Был императором во младенчестве при регентстве фаворита Анны
Иоановны Эрнста Бирона и своей матери Анны Леопольдовны, был свергнут, свое
детство и остаток жизни провел в тюрьмах
Годы жизни: 1740 — 1764 (23 года)
Годы правления: 1740 – 1741

Елизавета I Петровна

Дочь Петра I, последняя наследница престола из династии Романовых по
прямой женской линии.
Годы жизни: 1709 — 1761 (52 года)
Годы правления: 1741 – 1761

Достижения и государственные инициативы:
упразднение кабинета министров и восстановление роли Сената; реформа
налогообложения, уничтожение внутренних таможенных пошлин и сборов; расширение прав дворянства; создание первых русских банков; присоединение новых территорий в Средней Азии к России.

Внук Петра I и сын его старшей дочери Анны Петровны. Из-за непопулярных мер
во внешней политике и в армии потерял поддержку правящих кругов и вскоре после
восшествия на престол был свергнут собственной женой Екатериной, которая также
приходилась ему троюродной сестрой
Годы жизни: 1728 — 1762 (34 года)
Годы правления: 1761 – 1762

Достижения и государственные инициативы:
упразднение Тайной канцелярии; начало секуляризации церковных земель; издание «Манифеста о вольности дворянства», расширявшего привилегии этого класса; прекращение преследования старообрядцев.

Екатерина II

София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, дочь
прусского-генерала-фельдмаршала и жена Петра III. Свергла своего мужа через 6
месяцев после того, как он взошел на престол
Годы жизни: 1729 — 1796 (67 лет)
Годы правления: 1762 – 1796

Достижения и государственные инициативы:
губернская реформа, которая определила территориальное устройство страны до
революции 1917 года; максимальное закрепощение крестьянства и ухудшение его
положения; дальнейшее расширение привилегий дворян («Жалованная грамота
дворянству»); присоединение к России новых земель – Крыма, Причерноморья,
части Речи Посполитой; введение бумажных денег – ассигнаций; развитие
образования и науки, в том числе создание Российской академии; возобновление
гонений на старообрядцев; секуляризация церковных земель.

Сын Петра III и Екатерины II. Был убит офицерами в результате заговора, о чем
широкой общественности не было известно до начала ХХ века
Годы жизни: 1754 — 1801 (46 лет)
Годы правления: 1796 – 1801

Достижения и государственные инициативы:
улучшение положение крестьянства; создание Государственного казначейства;
отмена части привилегий дворянства, дарованных Екатериной II, военная
реформа.

Александр I

Сын Павла I и любимый внук Екатерины II. Именно в годы его правления Россия
победила в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном
Годы жизни: 1777 – 1825 (47 лет)
Годы правления: 1801 – 1825

Достижения и государственные инициативы:
восстановления действия «Жалованной грамоты дворянству»; учреждение
министерств вместо коллегий; «Указ о вольных хлебопашцах», благодаря которому
помещики получили право освобождать крестьян; создание военных поселений для
комплектования армии; присоединение новых территорий, в том числе Грузии,
Финляндии, Польши и др.

Николай I

Брат Александра I. Взошел на престол после отречения второго своего старшего
брата Константина, тогда же произошло восстание декабристов
Годы жизни: 1796 – 1855 (58 лет)
Годы правления: 1825 – 1855

Достижения и государственные инициативы:
подавление восстания декабристов; усиление цензуры; создание Третьего
отделения канцелярии для политического сыска; война на Кавказе; улучшение
положения крестьян – их было запрещено ссылать на каторгу и продавать поодиночке
и без земли; присоединение к России устья Дуная, черноморского побережья Кавказа
и Закавказья; неудачная Крымская война.

Александр II

Сын Николая I, активно проводил политические реформы и был убит в результате
теракта народовольцев
Годы жизни: 1818 – 1881 (62 года)
Годы правления: 1855 – 1881

Достижения и государственные инициативы:
отмена крепостного права в 1861 году; земская реформа — вопросами управления
на местах стали заниматься земства; создание единой системы судов; создание
городских дум в городах; военная реформа и появление новых видов вооружений; присоединение к империи Средней Азии, Северного Кавказа, Дальнего Востока; продажа Аляски США.

Александр III

Сын Александра II. После убийства своего отца свел на нет многие его
либеральные реформы
Годы жизни: 1845 – 1894 (49 лет)
Годы правления: 1881 – 1894

Достижения и государственные инициативы:
сворачивание многих реформ в области местного самоуправления, судебной
системы, образования; усиление надзора за крестьянами; бурный рост
промышленности; ограничение фабричной работы малолетних и ночного труда
подростков и женщин.

Николай II

Последний русский император, сын Александра III. На время его правление
пришлись все три русские революции, после революции 1917 года отрекся от
престола и был убит большевиками в Екатеринбурге вместе со своей семьей
Годы жизни: 1868 – 1918 (50 лет)
Годы правления: 1894 – 1917

Достижения и государственные инициативы:
всеобщая перепись населения 1897 года; денежная реформа, установившая золотой
стандарт рубля; неудачная русско-японская война; ограничение рабочего времени на
предприятиях; издание Манифеста 17 октября 1905 года, дарующего всему населению
страны основные гражданские права и свободы; создание Государственной думы;
вступление в Первую мировую войну.

Факты и мифы

Самой страшной тайной Романовых была «русская железная маска» — несостоявшийся русский император Иван Антонович. По завещанию бездет­ной Анны Иоанновны (умерла в 1740 г.) её наследником должен был стать сын её племянницы. В годовалом возрасте мальчик был свергнут с престола дочерью Петра I Елизаветой. Иван провёл всю жизнь в заточении и был убит охраной в 1764 г. при попытке освобождения заговорщиками.

Княжна Тараканова — самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Находясь в Европе, заявила о претензиях на престол в 1774 г. Была похищена по приказу Екатерины II и привезена в Россию. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.

Строго говоря, прямая ветвь рода Романовых пресеклась после смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. С тех пор династию правильнее называть Гольштейн-Готторп-Романовской. Славянской крови в её представителях практически не было, что не мешало некоторым из них быть глубоко русскими людьми.

Самый подделываемый «бренд» в истории Романовых — свергнутый в 1762 г. император Пётр III. Известно более 40 самозванцев, прикрывавшихся его именем. Самый известный лже-Пётр — Емельян Пугачёв.

По легенде, Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а инсценировал свою смерть и ещё полвека прожил в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича. Правда это или нет, неизвестно.

После революции 1917 года Российский Император­ский Дом лишился политической власти, но сохранил роль исто­рической институции.

«Статус нынешнего Российского Императорского Дома признаётся всеми современными монаршими Домами. Его глава — Государыня Великая княгиня Мария Владимировна (1953 г. р.), праправнучка императора Александра II.

Её дед Кирилл был двоюродным братом Николая II и возглавил династию после гибели царя, его сына Алексея и родного брата Михаила, — рассказал Кирилл Немирович-Данченко, советник Канцелярии Е.И.В. по взаимодейст­вию с общественными организациями и органами государственной власти РФ. — Второй член Дома — наследник Цесаревич и Великий князь Георгий Михайлович (1981 г. р.), её сын.

Все остальные потомки членов династии в соответствии с династическими законами правами на престол не обладают и к Императорскому Дому не принадлежат (главенство Марии Владимировны оспаривает Николай Романов, сын князя императорской крови Романа Петровича. Он является президентом организации «Объединение рода Романовых». — Ред.). Общее количест­во человек, в чьих жилах течёт кровь Романовых, во всём мире больше 100. Тех, кто по праву носит эту фамилию, — около 15.

Великая княгиня Мария Владимировна и Великий князь Георгий Михайлович

Мария Владимировна проживает в Испании. С 2003 г. на родине династию представляет Канцелярия Российского Императорского Дома, целью деятельности которой является содействие интеграции Дома в общественную жизнь России. Мария Владимировна неоднократно приезжала в Россию, с 1992 знакома лично с Владимиром Путиным. После его избрания президентом имели место краткие встречи, но какой-либо беседы пока не было.

Великая княгиня и её сын являются гражданами Российской Федерации, декларируют свою полную лояльность Конституции и существующей власти, выступают против реституции и надеятся на развитие сотрудничества Император­ского Дома с современным государством имеет перспективу».

В XIX веке, который ознаменовался победой над Наполеоном и успехами в ряде других войн, а также отменой крепостного права в 1861 году, фамилию Романовых носили Павел I (1796-1801), Александр I (1801-1825), Николай I (1825-1855), Александр II (1855-1881) и Александр III (1881-1894). Последним из великой династии стал император Николай II, остававшийся на троне с 1894 года до самой февральской революции, когда он был свергнут с престола и когда самодержавие пало вместе с расстрелом большевиками всей царской семьи. После того, как в ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы были расстреляны в доме Ипатьева, около 30 женщин-самозванок объявили себя «чудом спасшейся великой княжной» Анастасией Николаевной, и все впоследствие были разоблачены.

Николай II с детьми

Император Николай II и цесаревич

http://www.youtube.com/watch?v=vN9-elpjzCQ
Первым городом, где прошли приуроченные к юбилею торжества, стала Кострома. Там в прошлую субботу открылась выставка «Архивы великой княгини Ксении Александровны» с дневниками сестры Николая Второго, которые никогда ранее не выставлялись. В них живо описаны личные переживания княгини времен революции и каждый посетитель может прочесть ее записи - в оригинальном виде, сквозь специальные прозрачные кейсы или же в синхронном печатном варианте, помогающем понять неразборчивый почерк Ксении.

Сегодня старинные колокола прозвучали в московском Кремле - в Успенском соборе патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил богослужение, а затем звонари Кремля ровно 400 раз ударили в «Реут», отлитый в 1622 году. На божественной литургии присутствовала возглавляющая с 1992 года Российский императорский дом великая княгиня Мария Владимировна Романова, которая прибыла в Россию для участия в торжествах по случаю 400-летнего юбилея. Круглую дату празднуют также в Челябинске, где местный краеведческий музей открыл «Романовский зал», в Екатиренбурге и многих других городах России. Российский императорский дом решил, впрочем, что отмечать юбилей следует скромно, без излишней помпезности, сосредоточившись на благотворительных и социальных программах.

Императрица Александра Федоровна и цесаревич

В уходящем 2013 году в России широко отмечается 400-летие династии Романовых , правившей нашей страной в течение 300 лет. Проходят конференции, научные симпозиумы, круглые столы и церковные молебны. Резко активизировались разнообразные «наследники» дома Романовых. Они ездят по стране, награждают потешными орденами, даруют дворянство и даже обещают «вернуться на царство».

Апогеем нынешних торжеств стала грандиозная выставка «Православная Русь. Романовы. Моя история» , организованная в выставочном комплексе Манеж г.Москва. К дверям Манежа каждый день выстраивалась очередь в 13-18 тысяч человек. Всего же за 20 дней работы её посетило более 300 тысяч человек. Один из организаторов выставки, историк Александр Мясников, отмечает: «В последующие дни планируется показать выставку в 15 городах России. Точный график пока не определен, поскольку из-за большого интереса сроки проведения в Манеже продлевали два раза».

Интересно, что более древние династии Рюриковечей и Гединиминовичей, правившие Россией еще большее время, никогда не были удостоены подобных юбилейных торжеств.

Выставка «Православная Русь. Романовы. Моя история» выдержана в панегирическом стиле — правление династии Романовых представлено как необычайно плодотворный, положительный и спокойный период в истории России. Все исторические проблемы связаны лишь с происками «врагов», среди которых кроме анархистов, террористов и большевиков называются и … старообрядцы .

Однако, наверное, стоит поразмышлять о роли самих Романовых в истории русской Церкви, церковного Раскола и судьбах миллионов русских старообрядцев.

Восшествие на престол

В 2013 году исполняется 400 лет воцарения династии Романовых, история которой исчисляется со дня восшествия на престол первого царя — Михаила Федоровича . В произведениях старообрядческих авторов события, связанные с воцарением и царствованием Романовых, освещаются неоднозначно.

Журнал «Церковь » за 1913 год в публикациях, посвященных празднованию 300-летия Царствующего дома, отмечал, что события Смутного времени стали первым серьезным испытанием православной веры на Руси. Все попытки потрясти, подменить веру на иную вызвали сильнейшее противление: «Народ понял, что надвинулась гроза, которая может смести его обрядность, обычаи, — понял это и встал, как один человек, и смел всех врагов».

В одной из статей Ф.Е.Мельников указывает, что Русская Церковь периода Смуты «была старообрядческой по всему и решительно во всем до самого мелкого штриха… Ни одно из преданий, обрядов и обычаев Стоглавым собором и митрополитом Макарием не были нарушены. А в них-то и была сила, именно против них и ополчились враги русской Церкви, народа и государства».

Пока в ходе смутного времени в стране царили беспорядки на политическом и экономическом поприще, народ находил в себе силы терпеть. Однако как только государственная власть согласилась на изменения в религиозной области (в данном случае — на уступки католичеству), возмущение и противостояние измене стало делом всеобщим.

Старообрядческие авторы отмечают, что крах Лжедмитрия и его последователей, иностранных интервентов и бояр-изменников начался с крайне «малозначительных», на современный взгляд, церковных перемен. Уже с первых шагов «чудесно спасшегося Димитрия» русские люди стали подозревать неладное. К иконам он подходил прикладываться не с поклоном, по русскому обычаю, а становился на колени. Крестное знамение исполнял он непривычным образом, как тогда говорили «странным».

Однако наибольшее изумление постигло русский людей, когда в ходе церемонии бракосочетания Димитрия и дочери польского магната Марины Мнишек, а также последующего за ними чина Венчания на царство, венценосные супруги публично отказались подойти к причастной Чаше. Отказ от причастия Святых Тайн окончательно убедил верующих людей, что царь — ненастоящий. Случись бы такое событие в наше время, или даже 100-200 лет назад — никто бы и не обратил внимание. Но в святой, тогда еще старообрядческой, уважительной к христианской букве и обряду, допетровской Руси такое поведение рассматривалось как вызывающее и чужеродное.

Интересно, что и некоторые религиозные фигуры смутного времени стали идейными предшественниками Никоновых реформ. Позабытый и стыдливо исключенный ныне из всех патриарших синодиков патриарх Московский Игнатий в 1605-1606 гг. вел тайные переговоры с католиками. Он согласился на изменения некоторых церковных обрядов, разрешил обливательное крещение, допустил царице Марине остаться католичкой, и вообще вел дело к изменению всего церковного строя на католический лад. По счастью, русское духовенство и народ воспротивились такому повороту дел. По низвержению Лжедмитрия патриарх Игнатий был лишен кафедры и впоследствии, после побега из России, принял унию.

Публицист В.Сенатов пишет, что в исцелении России от болезни смуты, в возрождении государства, в избрании царя нельзя отыскать политических или государственных мотивов: «Над ними господствовали мотивы религиозные.. Политическое единство было к этому времени растерзано на бесчисленное множество отдельных клочков. Защита отечества получила характер священный, религиозный. Сознание, что в таких условиях великой разрухи попирается сама вера, искореняются вековечные её предания, рушатся её обычаи, уставы, уклад, — это послужило прочной спайкой всего русского народа».

Немаловажно, что делегаты на Земский собор, созванный для избрания нового царя, прежде чем приступить к соборным заседаниям наложили на себя трехдневный пост, чтобы очистить себя от греховных помышлений и подготовиться к принятию важного государственного решения. Разумеется, на соборе обсуждалась кандидатура не одного лишь безызвестного на тот момент Михаила Федоровича Романова.

В качестве кандидатов на престол были предложены высокопоставленные царственные особы королевских домов Европы. Например, весьма вероятным кандидатом на избрание был шведский принц Карл Филипп, которого поддержал герой ополчения князь Пожарский. Однако замедление Карла Филиппа с принятием православия поставило под сомнение его кандидатуру и 21 февраля (3 марта) 1613 года царем был избран Михаил Федорович Романов.

Избрание нового царя было запечатлено целым рядом исторических документов и особой грамотой печати, на которой располагался символ древней православной веры — двуперстие, которым русские святители собственно и благословляли всех прежде бывших со времен Владимира князей и царей.

Период правления Михаила Романова в религиозном и церковном смысле стал весьма плодотворным. Возобновил свою деятельность Московский печатный двор, основанный еще во времена Ивана IV и русского первопечатника праведного Ивана Федорова. Были изданы все двенадцать месячных Миней, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г., а книга за август — в 1630 г.

Ставя во главу угла наполнение книгами всех приходов Русской Церкви, правительство Михаила Романова щедро рассылало их по городам для раздачи в церквях, монастырях и торговым людям в лавки. Приказано было брать за книги «деньги по той цене, во что те книги стали в печати, без прибыли, чтоб теми книгами св.Божия церкви просвещались и имя бы Божие славилось, а за них бы, государей, Бога молили». В некоторые же особо удаленные или бедные церкви и монастыри книги рассылались вовсе бесплатно. Вообще же во время Михаила Федоровича было напечатано книг больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания.

При Михаиле Федоровиче был продолжен курс Стоглавого собора на закрепление церковного предания и ограждения его от проникновения инославных и еретических заимствований. Большое значение имело решение Собора 1620 года, которое установило обязательность полного крещения всех католиков и прочих христиан, имеющих обливательное крещение. Это стало оправданной реакцией на повсеместное распространение обливательного «крещения», которое, как во времена иконоборческой ереси, уже перестало быть явлением случайным и переродилось в угрозу церковному учению о таинстве крещения.

Первые шаги были сделаны на ниве отечественной православной апологетики. С многочисленными правками была издана «Кириллова книга», призванная отразить распространяющиеся латинские и лютеранские учения. Насилие, учиненное католиками над русской Церковью в смутное время, а также трагическое положение православия в западно-русских землях заставили духовную и государственную власть собраться всеми силами, чтобы остановить не только в настоящем, но и в будущем подобные попытки.

Так, например, в печатные книги были внесены постановления Стоглавого собора, слова Максима Грека, Петра Дамаскина, касающиеся крестного знамения. Эти усилия принесли несомненные плоды во времена реформы Никона, когда большинство населения страны оказало сопротивление реформам патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Отмечая роль Михаила Федоровича в церковной жизни, историк старообрядчества Сенатов с сожалением назвал его «первым из дома Романовых и последним, к прискорбию русского народа, государем древлеправославного исповедания».

Отступничество царского дома

Историки и философы до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему следующий представитель династии Романовых, сын Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, не только легко и непринужденно отверг святоцерковное предание, но и с помощью Никона и приглашенных греческих иерархов предал его проклятию. Публицист Б.Кутузов называет виновниками некоторых учителей, имевших влияние на будущего царя.

Другие указывают на приехавших за милостынею греков, лестью зарабатывающих многочисленные дары от государева дома. Третьи во всем винят патриарха Никона, возжелавшего стать «восточным папой». Как бы то ни было, необычайная перемена в религиозных воззрениях Алексея Михайловича, воспитанного истовым старообрядцем, до сих пор остается загадкой для историков.

Общество XVII века было куда более консервативным, нежели нынешнее, а «предания отцов», передаваемые по наследству, были не фразой литературного этикета, а самим смыслом существования, не только церковной, но и светской элиты. Не было другого пути у православного русского князя или царя, как поддержание отеческой духовной традиции, ибо это и формировало само их право на верховную власть, власть, принятую из рода в род от Бога, Церкви и народа.

Сделавшись отступником, Алексей Михайлович сделал и всех последующих царственных особ из дома Романовых в той или иной степени отступниками от отеческой веры, веры, в которой и был благословлен род Романовых на царство. Уже Головинская редакция «Сибирского летописного свода», составленная по приказу воеводы Головина в 80-х годах XVII века, сообщает об указе Алексея Михайловича:

«Во 184 году февраля в 19 день пришол государской указ к боярину и воеводам к Петру Михайловичу Салтыкову с товарищи о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено роспрашивать и приводить трикраты. И буде не повинятся и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь».

Такие же, и даже более жестокие, «узаконения» были приняты и при последующих Романовых. Наибольшей жестокостью отличался документ «12 статей» царевны Софьи, в котором большинство статей грозят смертной казнью через сожжение. Русскому человеку, хранящему святоцерковное предание и обычаи древней христианской Руси, грозили самые страшные кары за верность отеческим традициям. И люди бежали в леса, в горы, за близкие и дальние рубежи родной Отчизны.

Во времена первого императора Петра I положение староверов стало лишь немногим лучше. Действительно, некоторые центры старообрядчества, такие как Выг, могли существовать спокойно благодаря значительным поборам, выплачиваемым в пользу чиновничества и государственной казны.

Но в других местах, например, на нижегородчине, развернулись опустошительные и разрушительные гонения. Только на Керженце в результате т. н. «питиримового гонения» было уничтожено 94 поселения и скита.

Согласно своду церковных законов Российской империи, староверцам было запрещено занимать какие либо должности даже на селе, записанные в «раскол» должны были платить удвоенные подушные подати, и получили обидное прозвище «двоеданов».

Петр ввел в действие ряд дискриминационных законов, некоторые из которых действовали вплоть до начала XX века. В подписанным царем Духовном регаменте появляются статьи, указывающие на необходимость поражения в гражданских правах для всех лиц, придерживающихся Старой Веры: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю, непрестанно зло мыслящих» .

При Петре I особенно широко расцвели работы по фальсификации отечественной истории, в общем присущие царствованию и других Романовых.

Так, по прямому указанию царя местоблюститель патриаршего престола рязанский митрополит Стефан (Яворский) , нижегородский архимандрит Питирим (впоследствии митрополит) изготовили поддельные деяния вымышленного Киевского собора 1151 года , который якобы осудил древнерусские обряды. «Открытие» сего исторического факта было решено приписать уже умершему архиепископу Димитрию Ростовскому.

По свидетельству историка П.П.Пекарского, Петра весьма вдохновляла идея исторических фальсификаций. В своей записной книжке царь указал: «написать книгу о ханжах и изъявить блаженства (кротость Давыдову и проч.), что не так, как они думают, и приплести к требникам, а в предисловии явить то дельцем Ростовского со товарищи».

Подложное деяние вымышленного собора получило наименование «Соборное деяние на еретика Мартина Армянина» . «Подлинность» этого лжесвидетельства была подтверждена киевским митрополитом Иоасафом (Краковским) и Киевским Собором. 31 января 1718 «Деяние на еретика Мартина» было торжественно доставлено в Москву. Здесь оно было подписано двенадцатью российскими архиереями. Еще одним поддельным документом стал Требник, якобы принадлежавший московскому митрополиту Феогносту, жившему в XIV веке.

Правления наследников Петра — Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы — ничем не улучшили положение древлеправославных христиан.

Многое переменилось в царствование императрицы Екатерины II. Наконец-то с шеи многострадального старообрядчества, уже получившего прозвище «двоеданов», был снят тяжкий хомут двойной подушной подати. Старообрядцы получили право вернуться на Родину и заселитьcя на обширные территории в Поволжье и других местах.

Они смогли селиться в городах, что впоследствии привело к появлению в 70-е годы XVIII века таких духовных центров, как Рогожское и Преображенское кладбища . Наконец, получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Впрочем, и тут не обошлось без перегибов. Желая переселить трудолюбивых старообрядцев назад в Россию, императрица не остановилась перед посылкой войск и разорением старообрядческих поселений, расположенных на зарубежных территориях рядом с границами страны. В 1764 году произошла вторая «ветковская выгонка», когда с территории Ветки были изгнаны десятки тысяч христиан.

Впрочем, Екатерина, благодаря заступничеству её любимого фаворита князя Потемкина, даровала старообрядцам возможность свободно селиться на территории Малороссии. Многие древлеправраславные приходы современной Украины были основаны именно в те времена.

Относительно спокойно протекала жизнь древлеправославных христиан во времена императоров Павла и Александра I . Особенно значимым стало правление императора Павла. Как указывает историк В.Сенатов, это был первый император, «который взглянул на старообрядчество как на живую народную массу, имеющую свои собственные побуждения и задачи, с которыми так или иначе необходимо считаться».

Павел имел несколько встреч с руководителями старообрядческих общин и высказал пожелание начать реформу, которая была бы нацелена на поэтапное освобождение старообрядчества от вероисповедальных ограничений и других несправедливостей, накопившихся в предшествующие полтора столетия. К сожалению, вмешательства влиятельных духовных лиц из Синода Греко-Российской церкви и последующая гибель императора не позволили этим планам сбыться.

Правление Николая I стало одним из самых тяжелых для старообрядческой Церкви. Император поставил перед собой задачу полностью уничтожить старообрядчество. Главное трагедией царя было то, что он, по натуре патриот, подверг гонениям самый патриотичный, самый преданный Отчизне класс русского народа.

Был принят ряд жесточайших мер. Чиновник по делам раскола П.И.Мельников писал в те годы: «Многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего состояния прадедов были отобраны».

Рассказывали, что когда Николай узнал о том, что старообрядцам Австро-Венгрии удалось восстановить трехчинную иерархию и принять греческого митрополита, он насколько разозлился, что, схватив стул в своем кабинете, расколол его на множество кусков, истошно крича: «Так я уничтожу "раскол"».

Духовные центры старообрядчества на Иргизе, Выгу, Керженце были разорены. В 1854 году император не постеснялся подписать закон, по которому старообрядцам воспрещалось состоять в купеческих гильдиях и, следовательно, заниматься предпринимательством. В начале 1855 года уже был готов указ о полной конфискации храмов Рогожского кладбища, но Бог судил иначе. Николай I скоропостижно скончался.

Царствование Александра II оказалось в целом более спокойным для древлеправославных христиан, хотя и было омрачено кощунственным опечатанием алтарей храмов Рогожского кладбища.

3 мая 1883 г., уже в царствование Александра III, появился закон об общем положении старообрядчества в государстве и его религиозных правах. Он подтверждал прежнее постановление 1874 г., отменявшее многие ограничения николаевского царствования, и даже предусматривал новые послабления. Старообрядцы получали гражданских прав: они могли заниматься промышленностью и торговлей, получать паспорта на общих основаниях.

На пути к признанию Старой Веры?

7 ноября 1903 года старообрядческие уполномоченные подали Николаю II прошение о распечатании алтарей Рогожского кладбища . Обеспокоенный непонятным, ненормальным положением своих поданных, царь, наконец, созвал Особое совещание, посвященное проблемам старообрядчества. На нем Государь впервые узнал всю правду о миллионах незаслуженно гонимых гражданах России.

Как вспоминали очевидцы, этот разговор произвел на Николая II тяжелое впечатление. По словам и поведению императора было заметно, что он неприятно удивлен и расстроен. Получая информацию из Св.Синода, Государь не знал реальной картины жизни огромной части россиян. Чтобы еще раз убедиться в реальности происходящего, Царь поручил министру внутренних дел П.Д.Святополку-Мирскому подготовить для него отдельный доклад и сообщить его в приватной беседе.

Подробное расследование, подготовленное Святополком-Мирским, еще раз убедило Николая в срочной необходимости дарования свободы старообрядчеству. Во время беседы царь был бледен и печален. Он «ужасно о них сожалел, говорил, что никогда не знал, что умирающим в больницах не позволяют причащаться, потому что священники не допускаются».

Когда светлейший князь рассказал о запечатанных алтарях, Государь воскликнул: «Это ужасно!». Супруга Святополка-Мирского писала впоследствии: «Государь на все соглашался, и только обрадовался, когда Петр Дмитриевич заговорил о веротерпимости и свободе совести, сказал, что это всегда были его воззрения».

Царь благословил дарование свободы всем древлеправославным христианам. Позже он утвердил Особый журнал Особого совещания, в котором среди прочего отметил, что враждебное отношение староверов к господствующей Церкви «осложнялось постоянным обращением Церкви к светской власти за помощью».

Однако долгожданное освобождение настало для старообрядчества лишь в 1905 году, когда император Николай II подписал знаменитый указ «Об укреплении начал веротерпимости» , когда были распечатаны алтари многих старообрядческих храмов, а сами христиане наконец-то получили долгожданную свободу вероисповедания.

Древлеправославные христиане не забыли сделанного для них Николаем II. В страшные дни февраля 1917 г., когда от Государя отвернулись все — и Пра-вительство, и Государственная Дума, и армия, и Синодальная Церковь, — мно-гие старообрядцы остались верны императору. Когда представители Государ-ственной Думы А. Гучков и В. Шульгин прибыли в ставку Николая и потребо-вали отречения от престола, вся охрана царя, состоящая из казаков-староверов, умоляла его не отрекаться.

Русские богатыри, прошедшие не одну войну, со слезами на глазах упали на колени и молили царя остаться. Очевидцы события передают, что последними словами царя перед отречением было: «Мне не про-стят старообрядцы, что я изменил своей клятве».

Современный исследователь профессор Дмитрий Поспеловский так комментирует слова императора: «Отрекаясь от престола, царь вспомнил не об официально возглавляемой им Русской Православной Церкви, а о старообрядцах… Интересно, понял ли он в тот момент, какую роковую ошибку совершали его предшественники, пресле-дуя в течение почти 250 лет старообрядцев, то есть именно то религиозное течение русского народа, которое благодаря своему принципиальному консер-ватизму должно было бы быть главной опорой династии?»…

К сожалению, осознание ошибочности гонений на староверов пришло к Романовым слишком поздно. Если бы освобождение старообрядчества наступило за 100-150 лет до роковых событий русских революций, то весьма вероятно, что российское общество никогда бы не достигло такой уровня разобщенности, бездуховности, социальной и религиозной розни.

Даже если бы освобождение старообрядчества состоялось за 20-30 лет до знаменитого указа 1905 года, то последствием этого был бы экономический подъем, подобный подъему 1913 года, во многом обязанного старообрядческому предпринимательству. В этом случае Российская империя успела вступить в XX век передовой, индустриальной державой и смогла бы избежать многих экономических, а, следовательно, и политических потрясений.

Однако история не терпит сослагательного наклонения. 1917 год стал не только концом печального правления царской династии, но стал началом еще более мрачных времен для всех народов страны.

Фонд Российского Императорского Дома

Создан под Высочайшим покровительством всех членов Императорской фамилии как официальный
благотворительный «Фонд Российского Императорского Дома»
Попечительство под главенством наследников великой династии станет независимым голосом благотворительного сообщества, информировать государство о проблемах и нуждах в этой сфере, готовить законодательные инициативы.
Созданный «Фонд Российского Императорского Дома» - это совместная работа коллектива единомышленников, возрождающий вековые традиции благотворительности семьи Романовых.

Все благотворительные проекты фонда, целевые программы по распределению средств, собранных фондом находятся под покровительством и патронажем всех членов Императорской семьи и при их живом и личном участии. Российская Императорская семья дает Фонду свои рекомендации и пожелания и самостоятельно определяет благотворительные цели. В рамках программы Фонда, к 400-летию окончания смуты, возрождению государственности и призвания на царство Династии Романовых, планируются ряд мероприятий и торжеств с участием членов Императорской семьи в России, Великобритании, Соединенных Штатах Америки и Испании.

Канцелярия Главы Российского Императорского Дома

В октябре 2011 г. Глава Дома Романовых Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна назначила К.К.Немировича-Данченко, являющегося советником канцелярии Е.И.В. по взаимодействию с общественными организациями и органами государственной власти РФ координатором подготовительных мероприятий празднования 400-летия Дома Романовых С 6 октября 2012 года начал свою работу координационный сайт общественной подготовки празднования 400-летия преодоления Смуты, восстановления Российской Государственности и призвания на царство Дома Романовых.

Фонд «400-летие Дома Романовых» (Екатеринбург)

Медаль «400 лет. За верность Дому Романовых»

Утверждена и выпущена медаль к 400-летию дома Романовых «400 лет. За верность Дому Романовых»: «Александр I» , и другие аналогичные медали с изображением Петра I, Екатерины II, Александра II, Павла I, Николая II .

Медаль «В память 400-летия Дома Романовых»

Академия русской символики «МАРС» разработала и выпустила памятную медаль «В память 400-летия Дома Романовых». За основу взят сюжет медали «В память 300-летия царствования дома Романовых », что бы подчеркнуть преемственность традиций в истории и фалеристике. На аверсе (лицевой стороне медали) - погрудные портреты императора Николая II в форме 4-го лейб-гвардии императорской фамилии стрелкового полка и царя Михаила Фёдоровича в бармах и шапке Мономаха. По окружности медали - бусы из чередующихся точек и чёрточек. На оборотной стороне медали надпись: «В память 400-летия Дома Романовых 1613 - 2013». Диаметр медали - 28 мм .

Подготовка к торжествам в Костромской области

Эмблема Романовского фестиваля 2011 года (Кострома)

Подготовка к торжествам в Ярославле

Подготовка к торжествам в Волгоградской области

Романовские чтения (Кострома)

Обложка сборника материалов «II Романовские чтения: Центр и провинция в системе российской государственности» (2009)

С 2008 года в Костроме в конце марта проводятся в формате научной конференции Романовские чтения, которые стали результатом сотрудничества администрации Костромской области , Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова и Фонда российской государственности и 400-летия династии Романовых. Чтения собирают исследователей, в центре внимания которых вопросы становления и развития российской государственности, взаимоотношения государства, общественных и религиозных институтов, исторические связи выдающихся россиян с костромской землей, история городов и сел малой родины.

Прошедшие Романовские чтения получили положительный отклик исследователей, что позволило расширить круг научного поиска и привлечь авторитетных специалистов в области истории, археологии, краеведения, музееведения, филологии. Опыт их работы отражен в трёх фундаментальных сборниках научных трудов: «I Романовские чтения: История российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения» (2008) , «II Романовские чтения: Центр и провинция в системе российской государственности» (2009) , «III Романовские чтения: Династия Романовых и российская культура» (2010).

IV Романовские чтения «Романовы в судьбах российских земель» прошли 24-25 марта 2011 года . В 2012 году темой очередных V Романовских чтений предлагается выбрать «Власть и общество: проблемы социальной истории России», которые привлекут к участию представителей общественных организаций, политических партий, религиозных объединений, органов местного самоуправления. Наконец, в 2013 году в Костроме должна пройти Международная научная конференция «Романовы в исторической судьбе России», посвященная юбилейной годовщине - 400-летию восстановления российской государственности и начала правления династии Романовых.

См. также

Примечания

  1. Денис Бабиченко Решать вопрос о праздновании 400летнего юбилея Дома Романовых Владимир Путин доверил своему сменщику . Россия . Дело № 001. Новый Восточно-Европейский Архив (24.04.2007). Архивировано
  2. www.Imperial-Charity.com Обращение главы Дома Романовых к соотечественникам . Российский Императорский Дом. Проверено 14 мая 2012.
  3. Официальный сайт Советника Канцелярии Главы Дома Романовых по взаимодействию с органами государственной власти РФ и общественными организациями и координатора подготовки 400-летия Дома Романовых К.К.Немировича-Данченко . Российский Императорский Дом. Архивировано из первоисточника 26 октября 2012.
  4. Фонд "400-летие Дома Романовых" . пресс-центр "ТАСС-УРАЛ" (03.02.2004). Архивировано из первоисточника 15 августа 2011. Проверено 4 сентября 2010.
  5. ФОНД 400-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ НА УРАЛЕ . infrus.ru. Архивировано из первоисточника 20 июня 2012. Проверено 4 сентября 2010.
  6. Цели . Фонд 400-летия Романовых на Урале. Архивировано из первоисточника 20 июня 2012. Проверено 4 сентября 2010.
  7. В Костромской области готовятся к празднованию 400-летия династии Романовых в 2013 году , Интерфакс , «REGIONS.RU/Новости Федерации» (20 января 2008). Проверено 2 апреля 2011.
  8. Обращение Главы Дома Романовых к Соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности.
  9. Медаль Александр I-выпущена к 400-летию Дома Романовых
  10. Медали . ИП Пчукян (22.07.2010). Архивировано из первоисточника 20 июня 2012. Проверено 4 сентября 2010.
  11. 400 лет Дому Романовых . Награды (ордена, медали, знаки) . РОО «Академия русской символики МАРС». Архивировано из первоисточника 6 декабря 2012. Проверено 23 ноября 2012.
  12. В Костроме завершился Романовский фестиваль
  13. Итоги конкурса на лучший эскиз горельефа памятника Ивану Сусанину подведены в Костроме . Вести-Кострома . ГТРК "Кострома". Архивировано из первоисточника 15 августа 2011. Проверено 2 сентября 2010.
  14. Ольга Николаевна Куликовская-Романова Выступление Ольги Николаевны Куликовской-Романовой на "Царском вечере" в Международном фонде Славянской письменности и культуры 22 июля 2010 года . Благотворительным фондом имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны.

2013 год - год 400-летнего юбилея воцарения на русский престол династии Романовых и возрождения Российской государственности. На долгие годы отзвуки «смутного времени» отразились на судьбах отдельных крестьянских семей Заонежья, стоявшего у истоков зарождения исторических событий. Вовлечение в политические дела, происходившие в Москве, местных жителей было связано с заточением матери будущего царя Михаила Романова (1613–1645 гг.) в древнем селении Толвуя.

Инокиня Марфа Ивановна, сосланная царём Борисом Годуновым в далёкий Заонежский край, провела здесь пять лет (1601–1605 гг.), что стало ранним примером своеобразной политической ссылки в Карелию. Помогая опальной боярыне в трудные времена всеобщей разрухи в России, толвуйские жители оказали своё бескорыстие, не страшась наказания. Впоследствии жизнь достойно наградила их за эти услуги.

События развивались стремительно. 27 марта 1613 года в Костроме в Троицком соборе Ипатьевского монастыря её сын - Михаил Романов - принял от Московского посольства скипетр русских царей.

После освобождения Москвы от поляков пострадал от «литовского разорения» и Север России. Здесь бесчинствовали черкасы (казаки): уничтожали деревни, грабили, убивали людей; оскверняли церкви… Об этом рассказали «матери царёвой» вызванные ею в Москву толвуйские и кижские крестьяне со священником Ермолаем Герасимовым.

В 1614 г. «по упрошению» матери своей, благодарной заонежанам за их великие услуги ей во время заточения и тронутой их бедственным положением», царь Михаил Феодорович наградил их именными жалованными грамотами на угодья и льготы.

В грамоте сообщалось: «Попу Ермолаю и сыну его Исаку имъ и дътямъ ихъ и внучатамъ, въ ихъ родъ во въки неподвижно» пожалована в вотчинное владение дворцовая волостка в Чёлмужском Петровском погосте, реки для рыбной ловли… и обширное пространство земли около Чёлмужи, равное 10 144 десятинам 452 саженям. Крестьяне тоже получили вотчины, но в 12 раз меньше, чем один о. Ермолай с сыном…Все вотчинники объявлялись свободными от въездов бояр, воевод и приказных людей, а также от пошлин, тягла и податей, «ограждаются отъ обидъ, подъ страхомъ великой Царя и Государя опалы на тъх, кто учнётъ дълать черезъ царскiя жалованные грамоты и крестьянъ изобидитъ».

Так по-царски награждены были заонежане. Бедняками явились они в Москву, а ушли обельными, свободными вотчинниками с убеждением, что «за Богом молитва, а за Царём служба не пропадёт».

Именные жалованные грамоты с государственными вислыми печатями красного воска были с подписью самого Царя: «Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея России».

Вскоре, прошло всего 6 лет, последовала новая милость от Великой Государыни. Отец Ермолай Герасимов с сыном Исаком были вновь вызваны в Москву. Отец Ермолай - простой погостский «поп» - был назначен ключарём Кремлёвского Архангельского собора, а сын - ключарём - подьячим Казанского дворца. В почётной должности Архангельского ключаря отец Ермолай Герасимов состоял до смерти в 1627 году.

В 1631 г. царица Марфа Ивановна представилась и была погребена в усыпальнице рода Романовых в Новоспасском монастыре. Но со смертью её не прекратились знаки царской признательности к своим заонежским подданным. Пожалованные Царём Михаилом Феодоровичем грамоты подтверждались последующими Государями до Петра Великого.

Категория обельных крестьян была ликвидирована после революционных событий 1917 года. В древности белой землёй называлась земля безоброчная, за которую владелец не платил оброк в казну, которая была его собственностью.

Обельные крестьяне и вотчинники Олонецкой губернии служили живыми историческими памятниками признательности русских царей к своим подданным за их заслуги. К 1892 году у обельных вотчинников Ключарёвых числилось 19 мужчин и 29 женщин; всего - 48 душ. Проживали они в деревне Исаковская Повенецкого уезда в 11 домах. Владели усадебной, пахотной, сенокосной землёй, лесом, землёй под дорогами, под озёрами, реками, ручьями и заливами, под моховым болотом.

До 1861 года в крепостной зависимости было 80 душ обоего пола.

В 1892 г., по сведениям полиции, обельных крестьян и вотчинников числилось всего 1164 души обоего пола, проживающих в уездах: Петрозаводском - 407 мужчин, 431 женщина; Повенецком - 19, 29; Вытегорском - 138, 137. Итого: 564, 500.

Общественное управление обельных крестьян было вверено одним лишь сельским старостам. В Петрозаводском уезде обельные утверждались полицией. Здесь они освобождались от военной службы и от всех денежных и натуральных повинностей.

Обеленной земли первоначально при малом количестве населения было вполне достаточно, и экономическое положение обельных могло возбуждать зависть в соседях. Но в конце XVII столетия отмечалось, что заонежские обельные «… хотя и не платят никаких податей, но находятся в крайней бедности. Будучи долгое время освобождёнными от всяких повинностей, привыкли к лени, к водке и не умеют серьёзно работать».

Главными причинами обеднения обельных явилась постепенная утрата ими своих льгот, что привело со временем к подчинению податному обложению, сравнявшему их с остальной крестьянской массой. Недостаток пожалованной земли при размножении потомства, продажа или заложение без возврата земли предками заставляли их хлопотать об упрочении земельного положения. Права обельных регулярно подтверждались законами в Полном Собрании Законов Российской Империи до 1837 года.

Парадоксально то, что чёлмужские крестьяне называли себя «боярами», потомками настоящих бояр в связи с упоминанием в 1375 году о чёлмужском боярине Григории Семёновиче, новгородском посаднике.

Проживающие в Чёлмуже Петровского погоста потомки священника Ключарёва в отличие от других имели обширные владения. Жили они в одном селении с государственными крестьянами, которые им завидовали и старались навредить: травлей покосов, кражей сена, ломали изгороди… Обельные вотчинники боялись жаловаться из боязни мести. Прежде у вотчинников Ключарёвых доходной статьёй считался лес, но он был давно вырублен. Скота было мало: имели по одной - две коровы. Хлеб рос плохо без внесения удобрения, на приобретение которого не хватало средств. Большинство вотчинников обеднели. Замечается среди них пьянство, леность и небрежность. Устье реки отдавалось в аренду рыбопромышленникам, которые заколами и сетями заграждали доступ рыбы в реку, отчего вотчинники лишились прежнего хорошего дохода. Известно, что чёлмужские сиги отличались необыкновенным вкусом, их подавали к царскому столу, отправляли в Англию и во Францию.

В 1894 году подтвердилось бедственное состояние обельных: «… живут очень бедно, хозяйство у них запущено». В Чёлмуже дома убогие, и вся деревня производит впечатление убогости.

У Ключарёвых сохранились древние портреты инокини Марфы Ивановны и Царя Михаила Фёдоровича. Портреты были приобретены для Олонецкого естественно-промышленного и этнографического музея в Петрозаводске.

В церкви Чёлмужского погоста сохранилась «… узкая и длинная (½ х 1½ аршин) икона с двумя рядами священных изображений: вверху двунадесятых праздников, а внизу Спасителя - сидящего на престоле, Божией матери, Иоанна Предтечи, Святого апостола Петра и Павла и других святых. Икона пожертвована Царём Михаилом Феодоровичем, и об этом свидетельствует внизу её следующая надпись: „сiя Богоспасительная святая икона пожалована от Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея Россiи, въ лето 7122 марта 8 дня, Обонежской пятины Толвуйскому священноiерею Гермолаю Герасимову дворцовому ключарю владети въ родъ ихъ“. Икона без ризы, письмо её древнее».

Имея со стороны царской власти такое расположение, семейство вотчинников Ключарёвых использовало силу своей жалованной грамоты на протяжении многих лет. И при особом случае, когда старцы Палеостровского монастыря завладели некоторыми угодьями Ключарёвых, внук Ганка Ключарёв бил челом Великому Государю Петру Первому. Указом Петра в 1696 году было и впредь «…повелено владеть Ганке Ключарёву со сродники угодьями, пожалованными им царём Михаилом Феодоровичем».

На жалованной грамоте Сидоровых сохранилась более поздняя царская надпись: «Подтверждаю сiе Пётръ. Сiе подтверждение учинено на Петровских заводахъ февраля въ 28 день 1719 году».

Таким образом, доблестные услуги предков заонежан, проявленные самоотверженно и бескорыстно, не за страх, а за совесть в трудные для России времена разрухи и лихолетья, были по достоинству оценены царской властью.

Но, к сожалению, даже в начале XX столетия признавалось, что эта мало исследованная страница истории о заточении родоначальницы династии Романовых в Заонежье была известна лишь немногим местным жителям и тем, кто специально занимался отечественной историей. Тем не менее, такое знаменательное событие должно стать общим достоянием.

Судьба заонежских обельных крестьян с начала XVII века является исторической памятью, связанной именно с этим периодом истории.

С этой целью, к предстоящему 300-летнему юбилею Царствующего Дома Романовых летом 1910 года Олонецкий Статистический Комитет в составе председателя - Олонецкого губернатора Н. В. Протасьева, любителя родной старины; секретаря Комитета И. И. Благовещенского, И. Г. Лазука и Н. С. Шайжина были командированы в Заонежье для выявления сведений о сохранившихся памятниках старины XVII в. и более раннего времени, а также объектов, связанных с именем инокини Марфы Ивановны.

В конце 1912 года состоялся доклад губернской управы о подготовке к знаменательному событию. Губернское собрание постановило:

  • Построить в г. Петрозаводске особое здание - «Дом Романовых», в котором поместить существующий историко-этнографический и церковно - археологический музей и будущий земский кустарный музей. Для здания место планировалось отвести в центре города. План и фасад здания в соответствии с его идеей и предназначением разработать предполагалось обществом архитекторов.
  • На изготовление адреса ассигносовать - 500 рублей.
  • Приобрести до 800 экземпляров брошюр Н. С. Шайжина «Заонежская заточница Царица Марфа» - для рассылки по народным библиотекам.
  • Организовать чтения для учащихся и народа с целью разъяснения смысла торжества и заслуг перед Россией Дома Романовых.
  • На чтениях предусмотреть раздачу народу и в школах брошюр, листков и портретов.
  • Ходатайствовать перед Императорской археологической комиссией о командировании в село Чёлмужи архитектора для надзора за перестройкой Чёлмужского храма.

Для поднесения адреса была избрана депутация в количестве 10 лиц. Изготовление обложки для адресата предлагалось сделать из карельской берёзы с инкрустацией в древнерусском стиле.

В «Журнале…» упоминалось о том, что ещё в 1909 году Олонецкое губернское земство сдало на устройство памятника в Костроме 1000 рублей.

На месте заточения инокини Марфы в селе Толвуе предлагалось устроить молитвенный дом, богадельню для призрения сирых и убогих или соорудить часовню. Местом для постройки богадельни могло бы стать и древнее село Чёлмужи, рядом с церковью Богоявления, построенной 305 лет тому назад и сохранившейся от времени пребывания инокини Марфы в Толвуйском погосте.

Для этой церкви Государь Император Николай Второй пожаловал икону Николая Чудотворца и святого Михаила Малеина работы в Москве с надписью: «икона сiя пожалована Его Величеством Николаем Александровичем в 1912 году».

Годом раньше, в 1911 г., Повенецкое земство в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, перед реставрацией Чёлмужской церкви известило об этом Государя Императора. Царь ответил: «Благодарю Повенецкое земство за его молитвы и за предпринимаемое имъ доброе дело».

Беспокойство, вызванное уничтожением археологических древностей в процессе ремонтных и реставрационных работ, происходящих без наблюдения со стороны архитектора, на примере церкви в селе Чёлмужи исключалось. Перестройка храма и освящение его в день празднования 300-летия династии Романовых предполагалось произвести под наблюдением архитектора Милеева.

За доблестные заслуги и за верноподданническую любовь, проявленные бесстрашно в тяжёлые времена для России, заонежане на долгие годы обрели внимание и заботу со стороны царствующей династии Романовых. В данном случае жизнь словно подтвердила известные слова: «За Богом молитва, а за Царём служба не пропадёт».

Предки заонежан внесли свою лепту в исторические события, находясь у их истоков и обогатив память по истории легендарного Заонежья.

В настоящее время судьба Заонежья с его богатой историей, но со слабо развитой инфраструктурой - отсутствием дорог, электроснабжения, жилья, новых туристических объектов - вызывает тревогу. Перспектива развития Заонежья предусматривает выявление объектов культурно-исторического наследия и их включение в сферу культурно-познавательного туризма.

Данный материал дополняет объем информации об исторических событиях, связанных с возрождением Российской государственности после лихолетья Смутного времени.

При подготовке материала использована литература: Шайжин Н.С. Заонежская заточница Великая Государыня инокиня Марфа Ивановна, в мире боярыня Ксения Ивановна, мать царя Михаила Феодоровича. К 300-летнему юбилею Царственного Дома Романовых. // Петрозаводск. 1912. С. 20. Обельные крестьяне и обельные вотчинники в Олонецкой губернии. // Олонецкий сборник. Вып. 3. Петрозаводск.1894. С.8-9. Благовещенский И.И. Память о предках царствующего Дома Романовых в Заонежье. // Известия Общества Изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск. 1913. С.59-60. Журналы Олонецкого губернского земского собрания… С.183. Известия Общества Изучения Олонецкой губернии… С. 61-62. Поэты и цари. // Литературная газета. 2012. 14-20 марта.

Виола ГУЩИНА, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии

Последние материалы сайта