Екатерина 2 верховный тайный совет. Верховный тайный совет

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин “правительство” и почти неизвестен термин “кабинет”, но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону – 95 человек, но обычно это 75–80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней – юридический советник правительства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается “внутренний кабинет” – несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. “Внутренний кабинет” принимает решения от имени кабинета.

Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета (“внутреннего кабинета”). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд – хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент (“положены на стол парламента”), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

Тайный совет (существует при монархе) состоит из членов королевской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум – 3 человека), а от имени Совета монарх издает “приказы в Совете”. Этими приказами оформляются решения кабинета.

Её Величества Почтеннейший Тайный Совет - орган советников британской королевы. Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет.

Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете. Главными офицерами органа являются лорд председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства, член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк, подпись которого стоит на всех приказах, сделанных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

Тайный совет (Privy Council) - государственное учреждение в Англии, в настоящее время почти лишенное значения, но раньше игравшее очень важную роль. Его первоначальная история крайне туманна. Одно можно сказать с ю: появление Тайный совет совета было результатом дифференциации функции верховной власти, происшедшей при первых двух Эдуардах (127 2 -1327), и находится в связи с выделением трех судебных коллегий (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства) и упрочением парламента как самостоятельного политического элемента. Однако было бы неправильно утверждать, что тут произошло формальное : функции королевского совета очень легко смешивались с функциями судов и парламента. и ского Совета можно проследить в раннее средневековье, но более отчетливо он выступает при предшественнике первого Эдуарда, Генрихе I II, вследствие случайных условий. вступил на престол несовершеннолетним; для управления королевством регент, граф , собрал совет, в котором участвовали, наряду с папским легатом, великий юстициарий, канцлер, и казначей. После достижения королем совершеннолетия совет не был распущен, но его состав значительно расширился; в нем заседали, по всей вероятности, все придворные и коронные должностные лица, а также специально призываемые бароны и епископы. Генрих старался ввести туда и своих провансальцев, но это стремление встретило твердое со стороны парламента, который требовал, чтобы король при назначении членов совета руководствовался его указаниями. Генрих должен был подчиниться, особенно когда бароны под предводительством Монфора принудили короля согласиться на все их условия. Ко времени вступления на престол Эдуарда I Королевский Совет уже существовал под названием го Совета (Continual Council или Permanent Council; название Privy Council появляется впервые на исходе средних веков и постепенно вытесняет прежнее). При Эдуарде I в состав совета входят: , президенты трех ских судов, казначей, далее камергер, дворцовый казначей, гардеробмейстер, хранитель малой печати (lord privy seal), йский, епископы и бароны по специальному приглашению; порою призывались и менее крупные должностные лица. Функции Тайный совет совета в принципе определялись тем, что он должен был содействовать королю в отправлении правосудия, поскольку король в нем участвовал, а также помогать ему в рассмотрении подаваемых на его имя петиций. Фактически Тайный совет совет скоро стал разделять с королем заботы управления и судопроизводства, поскольку эти функции отправлялись им лично, без участия парламента и специальных судов. Тайный совет советам составлялись указы, подписываемые королем и нередко имевшие силу закона. Далее, совет вместе с королем заведовал международными сношениями и заботился об охране внутреннего мира; этот разряд дел не вызывал протестов со стороны парламента, но тем энергичнее восставал последний против вторжений Тайный совет совета в судебную сферу. Дело в том, что совета не была обставлена теми формальностями, которые были обязательны для судов общего права и в которых парламент видел гарантию законности. Поэтому так часты протесты против юрисдикции совета, заставившие короля в конце концов отменить юрисдикцию Тайный совет совета. Однако эта уступка была чисто формальной; inrisdictio extraordinaria продолжала существовать в филиальных учреждениях совета и в коллегиях, образовавшихся вокруг его отдельных членов (коннетабля, маршала, сенешаля). Парламенты неустанно протестовали и против этой формы чрезвычайной юрисдикции, тем более, что частные судилища, которых вначале была невелика, скоро стали вторгаться в сферу судов общего права. Не всегда, однако, совет являлся угрозой принципам, защитником которых был парламент; в эпоху усиления влияния парламентов, при Ричарде II и особенно при Генрихе IV, обязанным своей властью главным образом парламенту, последнему удавалось сажать в Королевский Совет людей по своему выбору; тогда он превращался в учреждение, ограничивающее власть короля и послушное парламенту. По мере того, как падает значение парламента (приблизительно со времен Генриха VI), Тайный совет совет постепенно становится таким, каким мы его знаем при Тюдорах, т. е. орудием а. Ослабление нижней палаты было одною из причин усиления Тайный совет совета; другою было падение знати, явившееся результатом кровопролитной войны Роз; совет наполнился новым м, послушным королю и совершенно лишенным политического влияния. При Тюдорах изменяется и состав совета. Теперь в него входят лорд канцлер, лорд казначей, лорд малой печати, лорд великий адмирал, лорд steward (гофмаршал), лорд президент совета и королевские секретари; придворные чины остались, но больше в качестве почетных членов; королю вообще предоставляется право привлекать в совет кого угодно, без всякого контроля со стороны парламента. "The King"s will is the sole constituent o f a privy Councellor", - говорит Кок. Не все должности имели одинаковое значение; должности лорда камергера и лорда верховного коннетабля были наследственны, но к администрации отношения не имели; последняя была уничтожена в 1521 году; должность лорда маршала отличалась от предыдущих только тем, что не была наследственной; должность другого камергера (King"s Chamberlain) была более влиятельна, но у него не было особых административных функций; совета не пользовался влиянием. Королевский секретарь сначала был незначительным чиновником, но очень скоро выдвигается на одно из первых мест, и должность его начинает соответствовать должности современных статс-секретарей, т. е. министров. После 1539 г. секретарей было уже двое; у каждого была своя ручная печать, которою припечатывались королевские рескрипты (warrant). Указ Генриха VIII (1526 г.) определял состав совета в 20 чел. (14 государственных и придворных должностей, 4 пэра, 2 епископа); но ввиду того, что полный состав совета трудно было собрать, ближайшее содействие королю лежало на обязанности половины этого числа. К функциям Тайный совет совета относилось рассмотрение всех дел, которые король по обычаю мог решать единолично, без парламента; а так как при Тюдорах власть парламента сделалась совершенно призрачной, то компетенция совета сильно расширилась. издал даже специальный статут (31 Henr. VIII; 1539), приравнивающий королевские указы, изданные "в совете" (см. ниже), к парламентским постановлениям. отменил этот статут, но от этого власть совета не сделалась меньше. При е он был положительно всемогущ. Суду Тайный совет совета при Тюдорах подлежали самые разнообразные дела. Звездная палата (см.) была его отделением наряду с судом высокой комиссии (High Commissions Court), созданным Елизаветой (оконч. организ. в 1583 г.) для защиты церкви, признавшей супрематию короля. В ее состав, кроме членов совета, входили еще 12 епископов, Она очень скоро сделалась грозным орудием в преследовании нонконформистов и вообще еретиков всякого рода и, не стесняемая ни обычаем, ни прецедентами, играла совершенно инквизиционную роль. К числу отделений совета принадлежали еще Ordinary Council, в котором разбирались гражданские дела, Court of the Lord Steward - гофмаршальский суд для преступлений, совершенных в королевских х, Court of Augmentation and Revenues of the Crown - для управления секуляризованными монастырскими землями, Северный совет и совет в Валлисе, созданные для предупреждения восстаний, и др. При Стюартах, которые постоянно обнаруживали стремление довести до абсурда абсолютистскую политику Тюдоров, Тайный совет совет вырождается в камарилью; из вполне конституционного учреждения, каким был "король в совете", Стюарты сохраняют почти одни совещания с фаворитами в "кабинете"; судебные делегации совета свирепствуют против правых и виновных; государственная необходимость, которой Тюдоры умели подчинять свои личные вкусы, отступает на задний план, и органы государства направляются на удовлетворение личных, часто мелких и вздорных целей. Если Тайный совет совет уже при Тюдорах возбуждал недовольство своею строгостью, то при Стюартах он сделался ненавистен народу, санкционируя незаконные преследования и вымогательства, исходившие от короля. Естественно при таких условиях, что после казни а поспешил уничтожить Звездную палату и суд верховной комиссии и вообще объявить отмененной юрисдикцию Тайный совет совета. Установление республики сделало ненужным и самый Королевский Совет. Реставрация его восстановила, но с некоторыми изменениями не в пользу королевской власти. Звездная палата не воскресла, равно как и суд верховной комиссии. В составе совета произошли перемены. Во главе его и теперь стоит лорд канцлер; лорд казначей фактически становится министром финансов, должность лорда президента только с 1779 г. делается постоянной; в совет вступает ; к двум статс-секретарям, должность которых по характеру все более и более приближается к должности министра, прибавляется в 1666 г. третий статс-секретарь, по военным делам. В начале реставрации была сделана попытка разделить совет на 4 комитета (иностранн. дел; морской и военный; жалоб; торговых дел), но после отставки а все это распалось и наступила опять пора кабинетской камарильи (Cabal Карла II), роковой для Стюартов. Неудачна была и попытка сэра Вил. Темпля сделать из совета посредствующее учреждение между королем и парламентом. По его проекту совет должен был составляться из 30 членов, половина которых назначалась бы королем, половина - парламентом. После революции 1688 г. впервые появляется освященное с тех пор обычаем противоположение "короля в парламенте" и "короля в совете". Это значило, что король в отправлении государственной власти обязательно должен получить или одобрение парламента, или санкцию совета. Советом стало называться не только первоначальное его ядро, но и все суды комиссии бюро, через которые осуществлялась короля. Теперь формальное разделение властей уже существовало. В этом.разделении на долю совета выпало главным образом заведование внешними и колониальными делами и исполнительными предписаниями. Осуществление верховных прав государства и законодательная отошли к парламенту. прерогативы совета были еще больше урезаны законом о несменяемости судей; полицейское децентрализовано и также ускользнуло из рук совета, сохранившего за собой только очень ограниченное количество функций. При отправлении их уже не было необходимости в прежнем устройстве, и из совета постепенно выделяется более тесная коллегия - кабинет. , в свою очередь, постепенно приходит в связь с парламентом и приобретает , зависящую от большинства палаты (см. о). Тайный совет совет продолжает существовать и до сих пор и привлекается в торжественное заседание кабинета для формальной ратификации или опубликования мер, которые могут по конституции исходить только от "короля в совете". За советом оставлено право принимать и рассматривать апелляционные жалобы по делам колониальным, духовным и административным. Затем в его состав входят некоторые комитеты в бюро, которые имеют большое значение; таково было до 1870 г. бюро народного образования; таким является и в настоящее время бюро торговли (board of trade). членов совета перешло за 200; однородности в составе нет и не может быть и коллегиальная работа при этих условиях едва ли возможна. О современном положении совета см. (V, 779).

Литература. Кроме общих сочинений Стэббса, Гнейста, Градовского, см. Nicolas, "Proceeding and ordinances of the Privy Council of England from 10 Rich. II to 33 Henr. VIII" (1834-37, 7 томов); Palgrave, "An essay upon the original autority of the King"s Council" (1834); Dicey, "The Privy Council" (1887); енко, "Английский Тайный совет совет и его история" (т. I, ч. I, СПб., 1888; ч. II, Варш., 1891).

Создание Совета

Указ об учреждении Верховного тайного совета издан в феврале 1726 г. Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц в число членов Верховного тайного совета включен был и зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально заявлено императрицей, мы вполне положиться можем.

Верховный тайный совет, главенствующую роль в котором занял Александр Данилович Меньшиков, сразу подчинил себе Сенат и коллегии. Правительствующий Сенат был принижен до такой степени, что указы туда посылались не только из Совета, но и из прежде равного ему Синода. Затем у Сената отняли титул «правительствующий», заменив его на «высокоповеренный», а потом просто «высокий». Верховный тайный совет еще при Меншикове старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Верховного тайного совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного тайного совета. Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.

Усиление власти, тестамент Екатерины

По тестаменту (завещанию) Екатерины I Верховному тайному совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя, только в вопросе о порядке наследия престола Совет не мог делать перемен. Но на последний пункт тестамента никто не посмотрел, когда верховники, то есть члены Верховного тайного совета, избрали на престол Анну Иоанновну.

Александр Данилович Меньшиков

При создании Верховный тайный совет включал в себя почти исключительно «птенцов гнезда Петрова», но ещё при Екатерине I графа Толстого вытеснил Меньшиков; затем, при Петре II сам Меньшиков оказался в опале и попал в ссылку; граф Апраксин умер; герцог Голштинский давно перестал бывать в Совете; из первоначальных членов Верховного тайного совета остались трое — Голицын, Головкин и Остерман. Под влиянием Долгоруких состав Верховного тайного совета изменился: преобладание перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.

Кондиции

В 1730 году, по смерти Петра II, из 8 членов Совета половину составляли Долгоруковы (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи). Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции. Против планов Долгоруковых, однако, выступила часть российского дворянства, а также члены Совета Остерман и Головкин. Против планов Долгоруковых, однако, выступила часть российского дворянства, а также Остерман и Головкин.

Князь Дмитрий Михайлович Голицын

В качестве следующей императрицы верховники избрали младшую дочь царя Анну Иоанновну. Она 19 лет жила в Курляндии и у неё не было фаворитов и партий в России. Всех это устраивало. Они также считали её достаточно управляемой. Пользуясь ситуацией, верховники решили ограничить самодержавную власть, потребовав от Анны подписания определённых условий, так называемых «Кондиций». Согласно «Кондициям» реальная власть в России переходила к Верховному тайному совету, а роль монарха впервые сводилась к представительским функциям.

Кондиции

28 января (8 февраля) 1730 года Анна подписала «Кондиции», согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну или заключать мир, вводить новые подати и налоги, расходовать казну по своему усмотрению, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола.

Портрет Анны Иоанновны на шёлке, 1732 г.

Борьба двух партий по отношению к новому государственному устройству продолжилась. Верховники стремились убедить Анну подтвердить их новые полномочия. Сторонники самодержавия (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир) и широкие круги дворянства желали пересмотра подписанных в Митаве «Кондиций». Брожение происходило прежде всего от недовольства усилением узкой группы членов Совета.

Анна Иоанновна рвёт Кондиции. Упразднение Совета

25 февраля (7 марта) 1730 большая группа дворянства (по разным сведениям от 150 до 800), в числе которых было много гвардейских офицеров, явилась во дворец и подала челобитную Анне Иоанновне. В челобитной выражалась просьба императрице совместно с дворянством заново рассмотреть форму правления, которая была бы угодна всему народу. Анна колебалась, но её сестра Екатерина Иоанновна решительно заставила императрицу подписать челобитную. Представители дворянства недолго совещались и в 4 часа дня подали новую челобитную, в которой просили императрицу принять полное самодержавие, а пункты «Кондиций» уничтожить. Когда Анна спросила одобрения у растерянных верховников на новые условия, те лишь согласно кивнули головами. Как замечает современник: «Счастье их, что они тогда не двинулись с места; если б они показали хоть малейшее неодобрение приговору шляхетства, гвардейцы побросали бы их за окно»

Анна Иоанновна разрывает Кондиции

Опираясь на поддержку гвардии, а также среднего и мелкого дворянства, Анна публично разорвала «Кондиции» и своё письмо об их принятии. 1 (12) марта 1730 года народ вторично принёс присягу императрице Анне Иоанновне на условиях полного самодержавия. Манифестом от 4 (15) марта 1730 Верховный тайный совет был упразднён.

(1726-1730); создан указом Екатерины I Алексеевны 8 февраля 1726 года формально в качестве совещательного органа при императрице, фактически решал все важнейшие государственные дела. При воцарении императрицы Анны Ивановны Верховный тайный совет пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен.

После смерти императора Петра I Великого (1725) на престол взошла его супруга Екатерина Алексеевна. Она не была способна самостоятельно управлять государством и создала из числа виднейших сподвижников покойного императора Верховный тайный совет, который должен был советовать государыне, как следует поступить в том или ином случае. Постепенно в сферу компетенции Верховного тайного совета было включено решение всех важнейших внутри- и внешнеполитических вопросов. Ему были подчинены коллегии, а роль Сената сократилась, что выразилось, в частности, в переименовании из «Правительствующего сената» в «Высокий сенат».

Первоначально Верховный тайный совет состоял из А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, А.И. Остермана, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, Д.М. Голицына и герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпа (зятя императрицы, мужа цесаревны Анны Петровны). Между ними развернулась борьба за влияние, в которой одержал победу А.Д. Меньшиков. Екатерина Алексеевна согласилась на брак наследника царевича Петра с дочерью Меншикова. В апреле 1727 года А.Д. Меншиков добился опалы П.А. Толстого, герцог Карл-Фридрих был отправлен на родину. Однако после вступления на престол Петра II Алексеевича (май 1727) последовала опала А.Д. Меншикова и в Верховный тайный совет вошли А.Г. и В.Л. Долгоруковы, а в 1730 году после смерти Ф.М. Апраксина - М.М. Голицын и В.В. Долгоруков.

Внутренняя политика Верховного тайного совета была направлена главным образом на решение проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, который страна переживала после длительной Северной войны и реформ Петра I, прежде всего в финансовой сфере. Члены совета («верховники») критически оценивали итоги петровских преобразований, сознавали необходимость их корректировки в соответствии с реальными возможностями страны. В центре деятельности Верховного тайного совета оказался финансовый вопрос, который верховники пытались решать в двух направлениях: путем упорядочения системы учета и контроля за государственными доходами и расходами и за счет экономии средств. Верховники обсуждали вопросы совершенствования созданных Петром систем налогообложения и государственного управления, сокращение армии и флота и другие меры, направленные на пополнение государственного бюджета. Сбор подушной подати и рекрутов был переложен с армии на гражданские власти, воинские части выведены из сельской местности в города, часть офицеров из дворян отправлена в длительные отпуска без выплаты денежного жалованья. Столица государства была вновь перенесена в Москву.

В целях экономии средств верховниками ликвидировали ряд местных учреждений (надворные суды, конторы земских комиссаров, вальдмейстерские конторы), сократили число служащих на местах. Часть мелких чиновников, не имевших классного чина, была лишена жалованья, и им было предложено «кормиться от дел». Наряду с этим были восстановлены должности воевод . Верховники пытались оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, разрешили ранее запрещенную торговлю через Архангельский порт, сняли ограничения на торговлю рядом товаров, отменили многие ограничительные пошлины, создали благоприятные условия для иностранных купцов, пересмотрели протекционистский таможенный тариф 1724 года. В 1726 году был заключен союзный договор с Австрией, который не несколько десятилетий определил поведение России на международной арене.

В январе 1730 года после смерти Петра II верховники пригласили на российский престол вдовствующую курляндскую герцогиню Анну Ивановну. Одновременно по инициативе Д. М. Голицына было решено осуществить реформу политического строя России путем фактической ликвидации самодержавия и введения ограниченной монархии шведского образца. С этой целью верховники предложили будущей императрице подписать специальные условия - «кондиции», по которым она лишалась возможности самостоятельно принимать политические решения: заключать мир и объявлять войну, назначать на государственные посты, менять систему налогообложения. Реальная власть переходила к Верховному тайному совету, состав которого должен был быть расширен за счет представителей высшего чиновничества, генералитета и аристократии. Дворянство в целом поддерживало идею ограничения абсолютной власти самодержца. Однако переговоры верховников и Анны Ивановны велись в тайне, что возбудило у массы дворян подозрение в заговоре с целью узурпации власти в руках аристократических фамилий, представленных в Верховном тайном совете (Голицыны, Долгорукие). Отсутствие единства среди сторонников верховников позволило прибывшей в Москву Анне Ивановне, опираясь на гвардию и часть придворных чинов, осуществить переворот: 25 февраля 1730 года императрица разорвала «кондиции», а 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Позднее большинство членов Верховного тайного совета (за исключением Остермана и Головкина, не поддержавших Голицыных и Долгоруковых) были подвергнуты репрессиям.

  • Вопросы Премьер-министра
    • Тайный совет
    • Правительство
      • Лорд-председатель Тайного совета : Ник Клегг
      • Канцлер казначейства : Джордж Осборн
      • Лорд-канцлер и министр юстиции: Кеннет Кларк
      • Министр внутренних дел: Тереза Мэй
    • Государственная гражданская служба
    • Официальная оппозиция
      • Лидер оппозиции: Эд Милибэнд
    • Суды Великобритании
      • Суды Англии и Уэльса
      • Суды Северной Ирландии
      • Суды Шотландии
    • Парламент Шотландии
        • Исполнительная власть Шотландии
    • Национальная ассамблея Уэльса
      • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
        • Правительство ассамблеи Уэльса
    • Ассамблея Северной Ирландии
      • Выборы 1998 , , , 2011
        • Исполнительная власть Северной Ирландии
    • Английские региональные ассамблеи
    • Резервные вопросы
    • Местное правительство
    • Власти Большого Лондона
    • Выборы: - -
    • Права человека
    • Международные отношения

    Её Величества Почтеннейший Тайный Совет (англ. Her Majesty"s Most Honourable Privy Council )- орган советников британской королевы . Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет .

    Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете . Главными офицерами органа являются лорд председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства , член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк, подпись которого стоит на всех приказах, сделанных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

    Совет также выполняет судебные функции. Судебный комитет Тайного Совета является высшей апелляционной инстанцией Великобритании и рассматривает вопросы мирского и религиозного права, а также высшей апелляционной инстанцией некоторых стран Британского Содружества. До создания в 2009 году Верховного суда, Судебный комитет рассматривал соответствие местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии конституционному праву Соединённого Королевства . Основную работу в Судебном комитете исполняют лорды-законники Палаты лордов, которых специально принимают в Тайный совет; в заседаниях могут участвовать также тайные советники, служившие судьями в составе гражданских апелляционных судов Англии, Шотландии и Северной Ирландии (Судебный комитет не рассматривает уголовные дела).

    История

    Клятва

    Тайным советникам при назначении произносят следующую клятву:

    Поклянитесь всемогущим Богом быть истинным и верным Слугой для Её Величества Королевы в качестве одного из Её Величества Тайного совета. Вы не будете знать и понимать любого рода вещи, попытку, совершение или произнесение, против Личности Её Величества, Чести, Короны или Королевского Достоинства, но вы будете пресекать и противодействовать тем же вещам поскольку хватит вашей власти, и либо заставите её быть раскрытой Самой Её Величеству, или тому из Её Тайного Совета, кого она назначит. Вы будете полностью во всём, что происходит, обсуждается и оговаривается в Совете, верно и правдиво раскрывать свой Разум и Мнение, согласно с вашим Сердцем и Сознанием; и вы будете хранить в тайне все дела, совершённые и доверенные вам, или те в Совете, что должны держаться в секрете. И если любые из указанных Договорённостей или Советов затронет кого-либо из Советников, вы не откроете этого ему, но будете молчать до момента, с согласия Её Величества или Совета, Публикации. Вы будете до последнего нести Веру и Верность Королевскому Величеству; и будете помогать и защищать все Юрисдикции, Верховенства, и Полномочия, данные Её Величеству и присоединённые Короне Актами Парламента, либо иными, от всех Иностранных Принцев, Лиц, Прелатов, Государств или Сил. И во всех делах, в общем, вы будете верными и правдивыми Служителями, должными Её Величеству. Да поможет вам Бог.

    Заседания

    Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда Суверен может присутствовать. Суверен приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве , Государственный советник может быть выбран из супруга Суверена и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования.

    На заседаниях Тайного совета, лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов (Orders), и Суверен просто говорит «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго. Полные заседания Тайного совета происходят только когда Суверен объявляет о своём браке или когда монарх умирает. В последнем случае, Тайный совет вместе с духовными лордами, светскими лордами , а также лорд-мэр Лондона , Олдермэн сити Лондона и представители Содружества объявляют о вступлении в должность нового Суверена.

    Функции

    Суверен осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом, и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для выдачи королевской санкции на законы, прошедшие законодательные органы зависимых территорий. Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете.

    В отличие от Указов-в-Совете существуют ещё Указы Совета. Они издаются не Сувереном, а членами Тайного совета без участия Суверена. Они издаются по отдельному разрешению актов парламента, и обычно используются для управления общественными учреждениями.

    Суверен выпускает королевские хартии (Royal Charter) по рекомендации Тайного совета. Хартии дают особый статус присоединяемым органам; например, дают местечкам статус города (city) и гор.посёлка (borough).

    Корона-в-Совете выполняет также некоторые судебные функции. Внутри Соединённого Королевства, Корона-в-Совете заслушивает апелляции от церковных судов, Адмиралтейского Суда по Cinque Ports, призовых судов и Дисциплинарной комиссии Королевского Колледжа хирургов-ветеринаров, апелляции на действия церковных комиссаров и апелляции на некоторые акты парламента (например, Акт о дисквалификации Палаты общин 1975). Корона-в-Совете также заслушивает апелляции от Королевств Содружества , британских заморских территорий, территорий Суверенных баз и зависимых территорий. Эти случаи теоретически решаются Короной-в-Совете, но на практике Судебным комитетом, который состоит из старших судей, членов Тайного совета. Юридический совет имеет прямую юрисдикцию над делами, относящимися к Акт о Шотландии 1998, Акт о правлении Уэльса 1998 и Акт о Северной Ирландии 1998.

    Права и привилегии членов

    Тайный совет - один из четырёх главных советов Суверена. Остальные:

    • судебный совет (англ. courts of law );
    • земский совет (Парламент);
    • великий совет (собрание всех пэров Королевства).

    Эти советы все ещё существуют, но великий совет не собирался с .

    Также Суверена консультируют несколько других тайных советов. Англия и Шотландия имели разные Тайные советы, но по Акту об объединении 1707 их соединили. Ирландия имела отдельный Тайный совет и после Акта об объединении 1800, но он был упразднён в , когда Южная Ирландия отделилась от Соединённого королевства; его преемником стал Тайный совет Северной Ирландии , который также прекратил работу после приостановки работы Парламента Северной Ирландии.

    Последние материалы сайта