Как вырастить новые нейронные связи: нейропластичность мозга. Нейробика - система упражнений для развития нейропластичности мозга - школа - g

30.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Если кто-то масштабируется в меандрах мозговой сети до уровня нейронов, то обнаруживаются другие аспекты связности мозга. Чтобы прийти к такому выводу, исследователи были заинтересованы в первичной зрительной коре, области, которая получает информацию, предоставленную глазом, и где развивается наше зрительное восприятие. Используя методы визуализации мозга и измерения электрической активности, они смогли отображать и характеризовать синаптические связи этой особенно плотной области нейронов. Вот как они обнаружили простое правило: нейроны тем более связаны, что ведут себя одинаково.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

То, что верно на уровне нейронов, не соответствует шкале мозга

Напомним, что есть сотни областей мозга, которые соединяются друг с другом через пучки аксонов, чтобы обеспечить наши двигательные, сенсорные и когнитивные функции. Чтобы понять, что происходит между этими областями, нельзя просто рассматривать анатомические связи. Мы также должны интегрировать электрическую динамику, которая установлена ​​между ними. Другими словами, необходимо определить области, которые «загораются» одновременно во время выполнения заданной задачи.

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Теория графов: мощный инструмент для изучения сетей

Но чтобы понять ценность своей работы, сначала нужно узнать о концептуальных инструментах, используемых исследователями, работающими в сетях. Первым из этих понятий является теория графов, которая позволяет характеризовать сети. Теория графов - математическая теория, объекты которой имеют приложения во всех областях, связанные с понятием сети. Граф - это набор точек с именами узлов, соединенных ребрами. Края могут быть ориентированы или нет. Набор ребер между узлами образует фигуру, похожую на сеть.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

Мы различаем различные типы сетей с учетом их формы и их свойств. Согласно теории графов, мозг может быть представлен как сеть, узлы которой состоят из областей мозга и краев связями аксонов, которые их соединяют. Эта сеть имеет ряд характерных свойств.

Первая - это плотность: она определяется соотношением между количеством фактических соединений и количеством потенциальных соединений. Мы будем говорить о разбросанной сети, когда эта плотность низкая. Другим важным свойством является сила соединения: он измеряется количеством нейронов, участвующих в соединении. Это может быть от нескольких десятков до более 100. Если учесть силу соединения, можно сказать, что график взвешен. Наконец, можно учесть направление соединения, которое может быть входящим или исходящим.

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Маленький мир: опыт Мильграма

Затем мы будем говорить о ориентированном графе. Чтобы попытаться навести порядок в сетях, мы создали большие категории на основе их формы и их свойств. Опыт заключался в том, чтобы отправить письмо из центра Соединенных Штатов на восточное побережье не по почте, а путем ручной передачи личных знаний. Цель состояла в том, чтобы определить среднее число посредников для того, чтобы письмо достигло своего пункта назначения. К всеобщему удивлению, ему было всего шесть. Отсюда популярная идея «шести степеней разделения», которая гарантирует, что на нашей планете цепь, соединяющая двух человек, имеет не более 5 связей.

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

Кроме того, некоторые узлы, называемые концентраторами, имеют большое количество соединений. Эти хабы играют особую роль в распространении информации. Модель человеческого мозга. Проект стоимостью 11 миллионов долларов соберет лучших нейробиологов в международной исследовательской группе в течение следующих 15 лет. Цель: установить, как нейроны берут информацию из внешнего мира.

Как мозг решает, что делать? Это будет большой вопрос, на который многие ученые из разных стран мира попытаются ответить и собраться в крупнейшей виртуальной лаборатории мозга - международной исследовательской группе под названием «Международная лаборатория мозга».

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

Работа, которая, если она принесет ощутимые результаты, заставит науку сделать огромный шаг вперед в понимании процесса, лежащего в основе жизни. В полевых условиях команда специалистов будет разделена на две отдельные группы: одна будет заниматься практической частью, проводя эксперименты в лаборатории; другой будет управлять теоретической частью с анализом моделей исследования. Подход к работе хочет ответить, скажем, первым участникам, на трудность, с которой сталкивается одна исследовательская лаборатория перед огромной массой проблем для решения.

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Бывает так, что даже если многие неврологи работают над одними и теми же проблемами, практический подход к экспериментам в лаборатория отличается от случая к случаю, часто делая серьезное сравнение между различными результатами невозможным. Для экспериментов на животных, например, будут использоваться морские свинки из того же запаса, которые будут обучены, проверены и классифицированы таким же образом. Что касается результатов, они будут проанализированы с помощью программного обеспечения, общего для всех исследователей, которое будет совместно использоваться совместно с остальной группой.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Это невролог Джакомо Риццолатти и философ Коррадо Синигалья, безусловно, была книгой. Книга собирает специализированную литературу в виде эссе, которое обозначало этапы долгой исследовательской поездки вокруг открытия и интерпретации канонических нейронов и зеркальных нейронов, и на этих страницах ничего не пропало: многочисленные группы энтузиастов найдут здесь все эксперименты с соответствующими теоретическими предположениями, результаты и интерпретации которых с энтузиазмом следили за развитием в течение этих лет, многих любопытных людей, привлеченных нейронами эмпатии? из которых они читали в газетах или слышали во время собраний или презентаций, был бы доступен всеобъемлющий и ясный инструмент для анализа состояния этих исследований, которые коренным образом изменили то, как мы понимаем архитектуру и функционирование мозга. Главный аргумент, по которому сформулированы семь глав книги, состоит в том, что мозг, который действует, также является, прежде всего, мозгом, который включает в себя. Смысл и масштаб этого тезиса лежат в основе нейронного механизма, идентифицированного нейрофизиологами Университета Пармы, координируемого Джакомо Риццолатти. В серии исследований, проведенных за последние двадцать лет, исследователи обнаружили в премоторной коре обезьяны, а затем и человека существование двух групп нейронов, активных в ходе выполнения объектно-связанных действий: это простые и знакомые жесты, такие как схватывание чего-то рукой или приведение пищи в рот. Удивительно, что эти две группы премоторных нейронов активируются даже в отсутствие какого-либо явного выполнения действия во время чисто наблюдений: нейроны первой группы реагируют на видение объекта, которому действие может быть направлено на действие второго наблюдение за другим человеком, который выполняет те же действия. После авторов мы можем привести пример чашки кофе: премоторные нейроны активируются, когда мы схватываем ручку, но для некоторых из них активация срабатывает также благодаря простому наблюдению чашки, помещенной на стол для других, также путем наблюдения наш сосед, который хватает его, чтобы выпить кофе. В обоих случаях задействуются как моторные, так и перцептивные бимодальные нейроны, активность которых может быть описана одним и тем же механизмом симуляции: во время наблюдения объекта активируется схема двигателя, соответствующая его характеристикам, как если бы наблюдатель вошел в это взаимодействие; таким же образом, при наблюдении действия другого человека, нейронная система наблюдателя активируется так, как если бы он сам выполнял то же действие, которое он наблюдает. В свете этого механизма нейронного моделирования роль, играемая во всей когнитивной системе, может быть истолкована двигательной системой, обычно связанной исключительно с планированием и выполнением действий: бимодальные нейроны, идентифицированные в премоторной коре, сильно связаны в высокоуровневых когнитивных процессах, особенно в перцептивном распознавании объектов и действий и в понимании их значения. Таким образом, жесткая граница между когнитивными и моторными перцептивными процессами отсутствует, что в течение многих лет характеризовало интерпретацию мозговой архитектуры: восприятие, понимание и действие унифицированы в унитарном механизме, где, собственно, мозг, который действует, также и прежде всего мозг, который включает в себя: Понимание объектов касается их функционального значения или доступности, канонические нейроны позволяют сразу понять возможности взаимодействия, которые объекты предлагают воспринимающему субъекту. речь идет о цели, лежащей в их основе: зеркальные нейроны позволяют сразу понять намерения других людей, позволяя предсказать их будущее поведение. Книга достоверно воспроизводит основные эксперименты, проведенные на обезьяне и на человеке. Очевидно, что методы, используемые очень разные: в то время как у обезьян можно сделать запись отдельного нейрона через Внутрикорковый вставки электродов в организме человека будут использовать только неинвазивные методы визуализации головного мозга, таких как позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии которые позволяют визуализировать активность целых областей мозга, но не отдельных нервных клеток. В четвертой главе описаны действия и понимание двух центральных экспериментов для определения роли зеркальных нейронов в понимании цели, лежащей в основе действий. Первый позволил проверить существование зеркального механизма не только в моторном и визуальном режимах, но и слуховой, когда обезьяна находится в темноте и слушает шум, создаваемый действием: сам нейрон? когда животное ломает арахис, когда видит, что кто-то нарушает его, и когда он слышит звук кого-то, нарушающего его, независимо от того, как тот же нейрон активируется, чтобы кодифицировать абстрактную концепцию разрыва, которая совпадает с целью с намерение действия. Второй эксперимент вместо этого позволил различать схватывающий жест, предназначенный для приведения пищи в рот или для помещения ее в контейнер: во время выполнения того же действия зеркальные нейроны активируются по-другому в зависимости от цели конец действия, в частности, намерение принести пищу в рот или переместить ее в контейнер. Набор этих экспериментов позволяет утверждать, что система зеркальных нейронов способна кодифицировать не только наблюдаемый акт но и намерение, с которым оно выполняется? Тема обмена эмоциями вместо этого посвящена последней главе книги: Признание эмоций других покоится на наборе нейронных цепей, которые по разному разделяют это зеркальное свойство, уже обнаруженное в случае понимания действий. удались экспериментально изучить некоторые основные эмоции: результаты ясно показывают, что наблюдается в другом выражении боли или отвращение активирует тот же нейронный субстрат, лежащий в основе восприятия первого лица одного и тот же вида эмоций другое подтверждение приходит от клинических испытаний на пациентах. страдающих неврологическими заболеваниями: когда способность пробуждать и выражать данную эмоцию теряется, ее также невозможно распознать, когда ее выражают другие. Непосредственное понимание эмоций других людей является необходимым условием для этого эмпатического поведения, которое лежит в основе значительной части нашего межличностные отношения. Не ограничиваясь функционированием некоторых нервных клеток, зеркальные свойства пронизывают всю церебральную систему: та же логика, которая позволяет сочетать исполнение и понимание действий в одном нервном механизме, позволяет описать эмоциональное разделение и, возможно, явление сознания. Однако в этом случае уместно задуматься о том, как Риццолатти и Синигалья понимали взаимосвязь между наукой и философией. Квази-редакционная функция была приписана философскому методу? прояснить экспозицию и гарантировать надлежащее использование таких терминов, как «намерение» или «прагматическое понимание» или «эмпатия», которые, безусловно, принадлежат скорее лексике философа, чем ученому. философии перекрывает все «присущий философское содержание, которое возникает спонтанно от» воздействия научных экспериментов: предложение двух авторов не состоит в создании междисциплинарного диалога между философией и нейробиологии, но в сильном утверждении, что наука сама по себе философия, Франческа Гарбарини Как мы понимаем действия других? В последние годы нейронауки предлагают самые убедительные ответы. Автор, нейрофизиолог, обнаружил определенный тип клеток, зеркальных нейронов, наделенных особенностью активации как при наблюдении за действиями, так и в том случае, когда мы делаем это сами. Они находят так много нашего индивидуального и социального поведения, но это также включает трансформацию на пути понимания восприятия, действия и познания, поскольку исследование зеркальных нейронов показывает, что области мозга, ответственные за действие, также способны воспринимать и знать. Существует шесть сложных функций мозга, которые можно идентифицировать как умственные функции.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Последние материалы сайта