Главный элемент комплекса усадьба некрасова г п. Государственный литературно-мемориальный музей Некрасова "Карабиха": обзор, история и особенности

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

March 18th, 2017

26.07.2016
Карабиха — третий некрасовский музей, в котором мне посчастливилось побывать. И если Чудовскую Луку я посетил до того, как приступил к ведению мебельного блога и фотографированию мебели для него, то уж я приходил дважды и нафотографировался там вдоволь. Так что теперь у нас есть возможность проследить в некрасовских интерьерах кое-какие параллели.

Приглашаю пройти в Большой дом.

Гардеробная
В гардеробной нас встречает вешалка , или гардеробная стойка , типичной для XIX века конструкции (подобные вешалки мы встречали и Напомню, что выступающая вперед перекладина совмещает в себе две утилитарные функции. Во-первых, это барьер для тростей. Во-вторых — дополнительная опора, препятствующая опрокидыванию вешалки под тяжестью многочисленных пальто.

Вспоминая рассказ о том, какое большое количество посетителей одновременно бывало у Некрасова в санкт-петербургской квартире, и сравнивая с карабихским вариантом, я поймал себя на мысли о том, что представленная в экспозиции квартиры вешалка не могла обеспечить прием гостей.
Ну сами посудите. Это вешалка из приемной в Санкт-Петербурге.

А мы снимаем верхнюю одежду и обувь, оставляем все в гардеробной и проходим в приоткрытую дверь кабинета.

Кабинет Николая Алексеевича Некрасова
Мы в помещении, которое служило кабинетом сначала для Николая Алексеевича, а впоследствии — для его брата Федора.
Рабочее место поэта здесь как бы спрятано. Действительно, первое, на что обращаешь внимание, входя в кабинет, — это распахнутая дверь, ведущая на балкон. Вспоминаешь внешний вид дома, и становится понятно, что кабинет — центральное помещение второго этажа.
Слева и справа от двери расположены парные трюмо с трехчастными зеркальными полотнами и консольными полочками. Внешний вид трюмо эклектичен, а в резном декоре обрамления верхних овальных зеркал просматриваются асимметричные детали, характерные для стиля рококо.

И лишь потом взгляд устремляется налево, в угол, где расположено рабочее место поэта. Но вновь наше внимание отвлечено от мебели. Его оттягивает на себя живописное изображение головы лошади (Н. Е. Сверчков, 1856 г., копия). Чудесный, выразительный портрет.
И только теперь нам предстоит рассмотреть три мемориальных предмета мебели, которые принадлежали Некрасову, ранее находились в его санкт-петербургской квартире, а после смерти поэта были перевезены его братом в Карабиху.

Первая мемория — двухтумбовый письменный стол из карельской березы (Н. Штанге, Санкт-Петербург, 1860-е гг.). Тумбы представляют собой, с одной стороны, основательные, а с другой — ажурные конструкции. В каждой из тумб три небольших выдвижных ящика скомбинированы с точеными ножками, которые дополнительно укреплены Н-образными проножками. Столешница покрыта красным сукном. Интересно, что красивый сам по себе материал, имеющий неповторимый и очень декоративный рисунок, — карельская береза — скрыт под слоями черного лака. Декоративности столу, помимо точеных ножек-проножек, придает плоская резьба, выполненная в стиле русского узорочья.

Вторая мемория — кресло Некрасова (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Сиденье, прямоугольная вставка в спинку и накладки на локотники мягкие, обиты сафьяном. Напомню, что сафьян — кожа козы, отлично выделанная, обладающая безупречной лицевой поверхностью, обычно выкрашенная в один из ярких цветов. По нижнему краю сиденья проложена бахрома ярко-красного цвета. Можно предположить, что ранее она лучше подходила к цвету сафьяна, который мог выгореть, выцвести от времени и от использования. В деревянной раме кресла просматриваются те же мотивы, что и в точеных элементах стола, но в отличие от стола проножки кресла изогнуты. Как и стол, деревянные части кресла покрыты черным лаком.

Наконец, третья мемория. Это корзина для бумажного мусора (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Стилистика корзины эклектична. Так, восьмигранная форма может отсылать нас к мавританскому стилю. С другой стороны, каждая грань представляет собой пластину с прорезным (на тканевом фоне) деревянным декором в виде двуглавого грифона, держащего герб с инициалами «НН» в центре.

Возьму на себя смелость и выдвину малонаучную версию, объясняющую возможную связь грифонов и инициалов — с именем Некрасова. Корзина могла быть сделана на заказ по типовому для мастера проекту (назовем его дизайном с грифонами). При этом в резной узор могли быть вписаны инициалы заказчика, то есть НН.

И вновь, мысленно возвращаясь в Петербург, ловлю себя на двух соображениях.
Взгляните, как выглядит рабочее место Некрасова в его петербургском кабинете. Во-первых, мы сразу обращаем внимание на значительные стилистические отличия между мебелью Карабихи и Петербурга. Отличия в конструкции также велики: в Петербурге Некрасов пользовался письменным столом — бюро и, возможно, стулом с гнутой рамочной спинкой и скругленным сиденьем с плетеной вставкой.

Но это ладно. А как быть с тем, что музейщики и в Петербурге, и в Карабихе гордятся тем, что имеют дело с мемориальными письменными столами Некрасова, происходящими из санкт-петербургской квартиры? Это во-вторых.

Ничего не остается делать, как верить и тем, и другим.

Но продолжим осмотр кабинета. Перед нами авторская копия портрета Николая Алексеевича Некрасова работы И. Н. Крамского (Санкт-Петербург, 1877 г.).
Портрет является центром симметричной композиции, притягивающим к себе большое количество фотографий и объединяющим вокруг себя два шкафа с библиотекой Некрасова.

Шкафы исключительно живописны. Нижние, глухие части дверок представляют собой необыкновенно фактурные филенки. Здесь и выпуклые вазы с пышными букетами цветов, и растительные гирлянды, и резьба различного рисунка по контуру филенки, и декоративно проработанные угловые «накладки», и картуши.

В разрыв полукруглого фронтона, украшающего верхнюю часть шкафов, помещена квадратная ваза-урна, стоящая на квадратном же постаменте. По фризу проложена бесконечно вьющаяся растительная резьба.

И вновь хочется провести параллель с обстановкой петербургской квартиры поэта.
Вспомним, как выглядит фрагмент интерьера редакционной приемной, и сразу отметим роль резного декора в украшении некрасовских книжных шкафов . Это вам не простые толстовские книжные шкафы из Ясной Поляны.

В углу кабинета организована зона для отдыха за чаепитием и чтением газет.

Обратим внимание на стулья . Их сиденья выполнены в технике плетения из соломки (соломка наверняка новодельная), а спинки оформлены в виндзорском стиле.

Дальний родственник таких стульев имеется и в Санкт-Петербурге.
Стоит себе один-одинешенек в просторной зале рядом с булевской тумбой.

Осмотр кабинета завершаем взглядом на люстру, которую отправляем в двадцать восьмую

История Большого дома тесно переплетена с судьбой не только Николая Алексеевича, но и его брата Федора. Так что не удивляйтесь названию следующего помещения.

Спальня Федора Алексеевича Некрасова
Как я уже неоднократно замечал, интерьеры спален нечасто воссоздаются в музейных экспозициях, а кровать в музеях является одним из самых редких предметов мебели.
Вот и сейчас в помещении мужской спальни представлен женский туалетный столик , или трюмо-комод (1830-е гг.). Чтобы разрешить возможное когнитивное противоречие, добавлю, что перед нами вещь не мемориальная, а типологическая. Рассмотрим столик поближе.

От комода столику достались два широких ящика со ступенчато изменяющейся (для удобства сидения) в середине глубиной. От трюмо — зеркало в прямоугольной раме с двумя стойками по бокам (вероятно, для дополнительных свечей). Зеркало возвышается на надстройке с ящичками для драгоценностей, называемой в мире итальянской мебели словом alzata. Форма ящичков надстройки повторяет форму ящиков комода.

Но есть в спальне и некрасовская мемория. Это столик (1880-1900 гг.), ранее использовавшийся в столовой как закусочный, а сейчас приспособленный под витрину.

Смею предположить, что верхняя часть столешницы — новодел (крышка витрины), а нижняя часть, с резным декором по периметру, — историческое подстолье. Ритм вертикальных элементов резьбы повторяется в балюстраде, которой украшена Н-образная проножка, а форма маленьких балясинок повторяет форму больших точеных ножек.

Люстра, как и положено в спальне, небольшая, аккуратная, дающая приглушенный свет.

Из спальни проходим в зал охоты. Движемся по Г-образному коридору, в котором висит вот такая люстра.

Зал охоты
Соответствующее настроение залу придают атрибуты охотничьей жизни, как то: охотничья сумка, рожок, чучела птиц и рога добытых животных, изображения всевозможных сценок и

собственно ружья. Эти ружья вместе с

настенными часами были куплены Некрасовым и подарены крестьянам-охотникам.

Остальные предметы в зале типологические, например сундук-саквояж в комбинированной деревянной и металлической оплетке, боковины которого скромно и даже несмело украшены двумя нарисованными контурными линиями разной толщины.

На сундуке покоится дорожное бюро , или дорожный секретер , красного дерева (первая четверть XIX в.). Его конструкция настолько непроста, что я позволю себе развернутую цитату из музейного описания данного предмета.
«Крышка откидывается на металлических кронштейнах. Планшет под откидной доской крепится на петлях с помощью латунных замочков. Ящик раскладывается на две части со скошенными боковыми стенками, соединенными двумя латунными петлями. В боковых стенках передней части имеются пазы для доски с сукном, запирающейся латунной пластинкой. Вторая часть имеет внутренний вынимающийся ящик с многочисленными отделениями для канцелярских принадлежностей. Под ним — съемная доска с отделением для бумаг. Секретер запирается на внутренний металлический замок».

Похожий, но гораздо более простой секретер встретился мне , что в Гатчине.


Люстра из зала охоты.

Кабинет Натальи Павловны Некрасовой
Из сугубо мужского помещения мы попадаем в помещение исключительно женское, которое в свое время занимала супруга Федора Алексеевича — Наталья Павловна.
Три предмета указывают нам на то, что хозяйка помещения — дама. Первый из них — швейная машинка марки «Зингер», издали выглядящая даже воздушно.

Воторой — миниатюрный, элегантный, очень аккуратный дамский письменный стол (конец XIX в.).

На утонченных, заостренных книзу ножках; с красной подушечкой — подставкой под ноги, вмонтированной в центральную проножку; с небольшим ограждением по задней стороне, в углах которого помещены оригинальные подсвечники.
Стол подлинный, принадлежал семье Некрасовых.

Третий предмет — люстра с ажурным абажуром.

Спальня Натальи Павловны Некрасовой
Альков для размещения в нем кровати оформлен четырьмя колоннами и занимает чуть ли не бо́льшую часть пространства. Но отсутствие в помещении самой кровати в очередной раз подтверждает мою спальную теорию.
Тем не менее мы будем вознаграждены возможностью увидеть подлинные вещи семьи Некрасова.

Вглубине алькова — мемориальный туалетный столик (середина XIX в.).

И в очертаниях элементов столика в целом, и в линиях его декора — во всем присутствует форма овала с зауженной талией. Будь то зеркало, или столешница, или контуры накладной резьбы на дверцах тумб. Некоторые элементы столика зооморфны, например стилизованные под морских коньков полочки под свечи или напоминающие лапы животных тяжеловесные ножки-опоры.

Внимательный читатель заметил, что стулья с плетеными вставками в сиденье и спинку, окружающие туалетный столик, — родные братья стулу, мимо которого мы только что прошли в кабинете Натальи Павловны.

Еще один мемориальный предмет — бельевой шкаф , или комод (вторая половина XIX в.). Формы комода просты: ящики плоские, ручек нет, вместо них использовались ключи. Из декора только рисунок шпона, перетекающий с ящика на ящик, да каннелюрированные накладки на ребра.

Люстра спальни.

Гостиная
По наличию тех или иных предметов мебели можно сразу сделать вывод о том, чем могло быть занято время посетителей гостиной: игрой на рояле или в карты, рукоделием, беседами и прослушиванием граммофонных записей.
Что касается рояля старейшей фортепианной фирмы Германии «Рениш» (1870-е гг.), то он не принадлежал Некрасову.

Поэтому обратим большее внимание на банкетку простых и строгих форм, с характерными для классицизма перекрестиями в локотниках.

Кстати, в гостиной Панаевых, что в музее Некрасова в Петербурге, тоже есть интересная банкетка, но только уже ампирная.

Рядом с камином организована зона рукоделия.
Каминный экран , выполненный в стиле модерн с характерными для него линиями-пузырями и линиями ириса, относится к началу XX века и не сочетается с другими предметами мебели, относящимися к предшествовавшим ему большим классическим стилям. Возможно, брат поэта, Федор Алексеевич, владевший Карабихой и доживший до расцвета модерна, поддался очарованию новомодного стиля, который просуществовал недолго, но был чрезвычайно популярен в свое время.

Перед нами дамский столик для рукоделия (первая половина XIX в.). Ранее он принадлежал княгине А. В. Голицыной и находился в имении Гагаринские Новоселки, Переславского уезда.
Утилитарный предмет мог бы быть совсем неказистым, если бы не был изготовлен из карельской березы и не имел «задумки». Так, издалека можно обмануться, оценивая на глаз высоту подстолья. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что «нижний ящик» вовсе не ящик, а откидная крышка, а четыре темные точки на ней, издалека кажующиеся ручками, на самом деле — отверстия-выемки, в которые помещаются настоящие ручки расположенных выше ящичков. А потом оказывается, что если присмотреться еще более внимательно, то и для ручех трех самых верхних и самых узких ящичков тоже находятся выемки на откидной крышке.

Центральное композиционное место гостиной занято гигантским зеркалом-трюмо (середина XIX в.). Зеркало было привезено Федором Алексеевичем Некрасовым из дома купца Трунова. Можно только представить себе, какого высокого достатка был тот купец, который владел невероятных размеров зеркалом в золоченой резной рококошной оправе, со столиком с мраморной столешницей на еще более богатых резных ножках-лапах, соединенных хитроумной резной проножкой. Трудно вообразить.

Но в этом месте моего рассказа нам придется представить себе еще кое-что. Речь о других, парных зеркалах-трюмо второй половины XIX века, которые принадлежали семье Некрасова и сейчас находятся за моей спиной. Одно из них мы можем видеть отраженным в только что изученном нами купеческом трюмо. Мы вынуждены довольствоваться лишь отражением, так как некрасовские зеркала просто невозможно сфотографировать с близкого расстояния.

С игрой на рояле и рукоделиями мы отчасти разобрались. Переходим к беседам за чаепитиями, которые могли происходить за этим овальным чайным столиком . Его столешнице, но особенно ножкам приданы чрезвычайно прихотливые формы. Кресла (как и находящиеся в гостиной стулья) типичные барочные. Диван с фанерованной, украшенной низкопрофильной резьбой спинкой и стилизованными под рог изобилия локотниками — ампирный.

Зона игр образована ломберным столиком типовой конструкции: точеные ножки, немного отличающиеся от столика к столику формой и видом декоративной резьбы; невысокое подстолье; обитая зеленым сукном и, должно быть, складывающася крышка.

Последниее из перечня занятий — прослушивание граммофонных записей — было возможно благодаря присутствию в гостиной граммофона-патефона-тумбочки (начало XX в.). На то, что, наравне с каминным экраном, это более поздний предмет, нам указывают типичные для модерна линии накладного металлического декора.

Кстати, какими интересными бывают конструкции подобных граммофонов-тумбочек, можно увидеть в музее Щербова, о котором я уже упоминал.

Люстра.

Столовая
Столовая не порадовала нас столовой мебелью. Здесь только напольные часы да бюро-секретер (XIX в.). Дистанционно изучая бюро, по форме крышки-столешницы, край которой повторяет волнообразные изгибы ящиков, понимаем, что она выдвижная, а не откидная. Значит, рабочая зона с внутренними ящичками должна закрываться гибкой рейчатой крышкой-задвижкой, которая в мире итальянской мебели называется serrandina.

Взглядом на люстру закончим нашу экскурсию по Большому дому Карабихи.

Говорят, отсюда, с площадки «бельвю», раньше вдали был виден Но то ли дымка держится в воздухе, то ли леса выросли, а Ростова мы не увидели, как ни старались.

Тогда я решил вернуться в дом и подняться на его крышу, в бельведер. Но и отсюда Ростова не увидел.

Зато увидел верхний регулярный парк, отдельно стоящие фигурки моих родственничков и

Восточный флигель, в котором находились личные комнаты Николая Алексеевича и о которых, дай бог, когда-нибудь напишу.

Спасибы
Теперь же, по уже устоявшейся традиции, хочу искренне поблагодарить одного человека, без помощи которого и особенно в условиях тотального отсутствия какого бы то ни было путеводителя написание моего рассказа о мебели Карабихи было бы затруднено.
Я говорю о нашем экскурсоводе и впоследствии моем заочном бескорыстном и очень надежном консультанте.
Спасибо вам, Яна, за поддержку моего мебельного начинания.

Экскурсовод:

Приобретение усадьбы

«Мы находимся в охотничьем домике Некрасова. Я расскажу, когда поэт впервые приехал на новгородскую землю.

В 40-х годах 19 века начинающий литератор Николай Алексеевич Некрасов познакомился с таким же начинающим литератором Панаевым. У Панаева в Боровичском уезде была небольшая усадьба, и он стал часто приглашать к себе Некрасова.

Они совершали совместные походы в лес, занимались возрождением журнала «Современник». Именно тогда у Некрасова возникла мысль приобрести дом недалеко от Петербурга, где можно будет отдыхать, работать, охотиться. Он объездил все окрестности Петербурга, но ничего подходящего найти не мог.

В 1870 году Николай Алексеевич узнал, что в окрестностях Чудова. где он неоднократно бывал, местные помещики выставили на продажу усадьбу и попросили её посмотреть. Некрасов приехал со своей будущей супругой Фёклой Анисимовной Викторовой. Усадьба понравилась, и он решил её приобрести. От Петербурга до Чудова по Николаевской железной дороге можно было добраться на 3,5 часа, это было по тем временам удобно и быстро.

До этого писателю приходилось отлучаться надолго в Ярославскую губернию, где у него было родовое имение Карабиха. которое он приобрел 1861 году.

Чудовская усадьба занимала огромную территорию, примерно 177 га. В центре 2-этажный дом, который не перестраивался и сохранился в прежнем виде до настоящего времени. На территории было много разных построек: хозяйственный двор, конюшня, псарня, яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи.

Увлечение охотой

С 1871-го по 1876-й год Некрасов приезжал сюда, когда открывался сезон охоты. А происходило это почти круглый год. В осенне-зимний период обязательно была охота на медведя. Более 40 лет своей жизни Некрасов увлекался охотой. Отец с детства приучал сына к лесу, и тот о лесе много знал, хорошо держался в седле, метко стрелял. Охота для него была делом привычным.

Когда современники обвиняли поэта, человека верующего, в жестокости по отношению к животным, он объяснял свою страсть тем, что охота спасала его от хандры и депрессии. Он был человеком замкнутым, постоянно погружённым в себя, охота помогала ему жить и творить.

Сестра поэта, Анна Буткевич, говорила, что охота для него была не забавой, а возможностью знакомиться с жизнью русского народа. На охоте его всегда сопровождали крестьяне. Поднималась целая деревня, до 120 человек.

Из каждого похода в лес писатель приносил богатый материал: разные истории, анекдоты. Он общался с крестьянами, изучал простую разговорную речь. Всё увиденное и услышанное записывал, потом использовал в своем творчестве.

У Некрасова была особенная страсть к медведям, на которых предпочитал охотиться в одиночку. И ему удавалось привозить из леса серьёзные трофеи. Об этом он сообщал в письмах своим родным и друзьям. Однажды он написал брату Фёдору, что принёс из леса 3-х медведей общим весом более 600 кг. Доктору Боткину, который его лечил, он подарил чучело медведя огромных размеров. В письме описывались параметры этого медведя — рост более 3-х метров. Это чучело установлено в медицинской академии. Некрасов был человеком решительным и смелым. Таким он был не только на охоте, но и в жизни.

У него была огромная коллекция итальянского, немецкого, французского оружия, на приобретение которого он тратил немалые деньги. Рядом в экспозиции мы видим охотничью сумку — ягдташ и специальные непромокаемые сапоги.

Убранство дома

Приезжая сюда, Некрасов день-два отдыхал от городского шума. В рабочем кабинете подлинный дубовый стол и лампа под белым абажуром. Некоторые вещи в этом доме сохранились благодаря личному егерю Некрасова — Миронову.

Хочу обратить ваше внимание на обои. Когда писатель приобрёл этот дом, то пригласил мастеров из Санкт-Петербурга. Они утепляли стены и обклеивали их бумажными обоями. Крестьяне из новгородской глуши, заходя в дом, поражались его внутреннему убранству. Геометрический рисунок обоев был полностью восстановлен реставраторами. Вместо шкафа при Некрасове здесь стояла печь с итальянскими изразцами.

В этой комнате подлинный гарнитур из карельской берёзы. В доме имеются 3 предмета, сделанных руками китайских мастеров. Например, эта ширма. На каждой секции сюжет, который вышит вручную.

Во время Великой Отечественной войны многое было уничтожено. Но в этом доме был немецкий штаб, рядом, в здании школы, были конюшни. Вся усадьба, все насаждения были сметены с лица земли, сохранились только 2 эти постройки.

Это одна из самых просторных комнат, которая соединяет спальню, кабинет и столовую. Дальше — рабочая комната. Это единственная комната, где писатель мог уединиться, особенно в последние годы, когда тяжело болел.

В этом доме Некрасов написал много стихотворений. Из наиболее известного можно назвать стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Там есть такие строки: «Я лиру посвятил народу своему…». Здесь же он работал над частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая называется «Пир на весь мир».

Болезнь

У Некрасова было онкологическое заболевание, от которого он впоследствии скончался. Болезнь заставляла его жестоко страдать.

В июне 1876 года Некрасовы приехали сюда, в Чудовскую Луку. Здоровье не позволяло уезжать далеко от Петербурга. Писатель почувствовал себя плохо и обратился к доктору за помощью. Доктор посоветовал поехать на лечение в Гатчину, а потом в Крым. Всё ещё оставалась надежда, что болезнь отступит, но она только усугублялась.

В Петербург из Крыма Некрасов вернулся в октябре 1876 года абсолютно разбитым человеком. Из Петербурга он уже не уезжал вплоть до своей кончины 27 декабря 1877 года.

Зинаида Николаевна Некрасова

Комната, где мы сейчас находимся, — это женская рабочая комната. Весной 1870 года поэт познакомился в Фёклой Анисимовной Викторовой. Друзья и родные не одобряли его выбора. Она была слишком молода, на 25 лет младше Некрасова. Долгое время он её никуда не выводил, а позже дал ей другое имя, более благозвучное, — Зинаида Николаевна.

Понимая, что его дни сочтены, а незавершённой работы много, Николай Алексеевич продолжал писать. К своей работе стал привлекать жену. Была она поначалу женщиной малообразованной. Он нанимал для неё учителей. Её обучали истории, литературе, орфографии, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. И впоследствии жена стала помощницей Николая Алексеевича.

За полгода до смерти Некрасова, в апреле 1877 года, они обвенчались. Это единственная женщина в жизни поэта, которая официально носила его фамилию.

Под этим именем – Зинаида Николаевна Некрасова — она вошла в историю и прожила еще долгие 38 лет после кончины мужа. Сюда, в Чудовскую Луку, они всегда приезжали вместе. Они везде были вместе, между ними не было переписки. В этой комнате она вышивала, занималась рукоделием, сюда приглашала девушек из деревни. Здесь стоит столик китайского мастера из бамбука с инкрустацией слоновой кости.

Зинаида Николаевна была охотницей. Некрасов и её приучил к своему любимому делу. На диване вы видите шляпку из чёрного бархата со страусиными перьями. Это часть её охотничьего костюма.

В 1877 году, в год смерти поэта, но ещё при его жизни, вышел сборник стихов «Последние песни» который он посвятил своей жене в благодарность за те годы, которые она провела рядом с ним.

С именем Зинаиды Николаевны связана печальная история. В мае 1875 года на охоте она случайно застрелила любимого пса Некрасова — Кадо. Николай Алексеевич его очень любил и называл подарком судьбы. В переводе с французского Кадо — подарок. Когда пёс погиб, поэт привёз плиту из красного гранита и похоронил его напротив окон кабинета. После этого случая Некрасов на охоту больше не выходил. Собак было очень много. Можно было найти замену, но, видимо, изменилось его отношение к самой охоте.

Что касается Зинаиды Николаевны, то её судьба сложилась трагично. После смерти мужа, по завещанию, усадьба должна была отойти ей, но права на наследство предъявила сестра Некрасова. В память о брате она решила сделать здесь школу.

Зинаида Николаевна поселилась в Петербурге. Хотела уйти в монастырь. Сначала уехала в Киев, потом в Одессу, в Саратов. Попала в секту к баптистам. Распродала всё своё имущество, отдала в секту деньги, а, когда попросила обратно, её с позором выгнали. Она нищенствовала, голодала. Снова о ней стало известно в 1914 году. Она не вышла замуж, не родила детей и всю жизнь хранила память о своем великом супруге. Умерла в январе 1915 года, её могила в Саратове наВоскресенском кладбище.

Семейные вечера

Сейчас мы находимся в гостиной, где хозяин принимал гостей. Здесь однажды был Салтыков-Щедрин, который приобрёл имение в Сябреницах. Они здесь гуляли, купались в Керести. Собирались в этой гостиной, играли в карты, пили чай, слушали игру Зинаиды Николаевны на клавикорде. Вечера проводили по-семейному, здесь был устроен литературный салон.

Не секрет, что Некрасов увлекался карточными играми, и если здесь за ломберным столиком собиралась компания и играли в азартные игры, чтобы скоротать время, то в Петербурге партии продолжались по несколько дней, вплоть до недели, и там уже выигрывались и проигрывались миллионы.

Но Некрасов не был игроманом. Он никогда не терял ни воли, ни разума. Умел вовремя остановиться, и вообще был человеком достаточно расчётливым, прагматичным. Он просчитывал каждый свой последующий шаг, был удачливым игроком и выигрывал крупные суммы. С ним боялись играть.

Здесь представлены разные виды карт. В карты он отыгрывал то, что было проиграно его предками. Грешнево — родовое имение Некрасовых — было отыграно Николаем Алексеевичем. Игра в карты была тоже источником дохода. По просьбе гостей Зинаида Николаевна играла на клавикорде. Это редкий инструмент, у него костяные клавиши, красивое звучание.

Другие экспонаты дома-музея

Здесь чучело медведицы. Она была убита во время зимней охоты 1895 году. Никто не ожидал её появления. Когда появилась, её попытались застрелить, но ружье дало осечку, и её уложили подручными средствами — кинжалами, с помощью собак. Такие крупные экземпляры встречаются до сих пор. Платили в те времена за шкуру медведя 5 руб, за волка — 3 рубля. Когда Некрасов охотился, то тоже платил помощникам: 35 копеек взрослым и 25 копеек детям. Дичь, которую приносили из леса, он раздавал крестьянам.

Когда Некрасов в 50-х годах приехал однажды на Новгородчину, то был удивлён, что здесь очень глухое место и люди не знают, что такое порох. Местные охотились «методом брюха» на мелких животных. Видели добычу, наскакивали на неё сзади и придавливали. Так кормились.

На втором этаже были только гостевые комнаты. Их было три, 2 из них восстановлены. Это спальня, Здесь ночевали только родственники и близкие друзья. Кто приезжал на охоту, снимали домики или останавливались в гостевых домах.

Вот коврики ручной работы чудовских умельцев 2-й половины 19-го века. В доме отсутствовали привычные нам удобства. Туалетные принадлежности стояли в каждой комнате. На берегу Керести была построена баня, но её использовали нечасто.

Это женский комод с подсвечниками. В каждой комнате стояла печь. Обратите внимание на стулья с широкой спинкой, низкими ножками и изогнутыми подлокотниками. Это дамское кресло. Дама в пышной юбке могла положить подол платья на этот подлокотник.

Люди сюда приезжали творческие. Для них была устроена библиотека, где можно было поработать и посидеть с книгой. Здесь подлинное зеркало, подсвечник в виде медведя, томик стихов Некрасова, прижизненное издание, 1873 год. Книжный шкаф с полным собранием энциклопедического словаря.

Некрасов много путешествовал. Здесь представлен дорожный чемодан-кофр, мини-шкаф, куда можно вместить массу вещей. Он очень удобный, но тяжёлый. Без вещей весит 50 кг. Сделан из дерева, обтянут кожей и обит железом.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее географического центра Ярославля (по старому Московскому шоссе), близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.
До начала XVIII век: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское.
1711 год: владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных.

усадьба Карабиха, музей Некрасова
40-е года XVIII в.: по заказу Голицына Николая Сергеевича неизвестный архитектор начинает строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получает название «Карабиха», а село становится одноимённым.
1785 год: имение переходит в наследство его сыну Голицыну Михаилу Николаевичу, назначенному в 1801 году ярославским гражданским губернатором, брату Голицына А. Н. известного фаворита Александра I
Начало XIX века: Голицын М. Н. начинает реконструкцию родового имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.
После смерти М. Н. Голицына усадьба остаётся без хозяина и ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем на службу на Кавказе, а когда вернулся, предпочитал другие усадьбы. После его смерти в 1859 году его жена Дарья Андреевна продала усадьбу.

«Некрасовский» период
1861 год: Н. А. Некрасов приобретает усадьбу для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов.
1861—1875 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос» (поэма посвящённая поэтом своей сестре Анне), «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие.
1875 год: Некрасов в последний раз посещает свою усадьбу. Навещает могилу матери в Аббакумцево, осматривает основанную им сельскую школу. Побывал в Грешнево, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир.


«Посленекрасовский» период
1918 год: усадьба национализирована и отнесена к памятникам истории, но после Гражданской войны здесь размещается совхоз «Бурлаки».
5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Как результат была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея.
1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.
6 июля 2002 года: в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 10-летней реставрации открывается Большой дом усадьбы.
3 июля 2010 года: в день XLIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 14 лет реставрации для посетителей открыл двери мемориальный Восточный флигель усадьбы.

Архитектура
Барский дом в Карабихе
Территория музея включает в себя следующие площади:
экспозиционно-выставочная площадь — 401 м²
временные выставки — 151 м²
фондохранилища — 201 м²
парки — 15 га
«Карабиха» — единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик и относящийся к усадьбам дворцового типа, характерного для эпохи классицизма и распространённого, в основном, в окрестностях Москвы. Композиция ансамбля слагается из трёх составляющих: главный дом и два флигеля, ранее соединённых между собой двухэтажными галереями.

Архитектура усадебного комплекса включает в себя следующие объекты:

Центральная усадьба: здесь сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII — началу XIX веков.
Здания флигелей: сохранены элементы более раннего периода. Например, фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII — начала XVIII веков.
Верхний парк: расположен перед домом, французского типа: здесь кустарники и деревья аккуратно подстрижены, расположение каждого объекта геометрически чёткое.
Нижний парк: расположен за домом, английского типа: создает впечатление «дикорастущести», но каждое дерево растет на определённом планировщиком месте. На большой поляне этого парка Н. А. Некрасов устраивал чтения.
Верхний и нижний Большие пруды.
Каскад «Гремиха» — ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды и водопады
Хозяйственные постройки (каретник, конный двор, кузница и др.).

Коллекция
Собрание музея насчитывает около 25 тысяч экземпляров, среди которых:
предметы интерьера, усадебной обстановки
личные вещи жителей усадьбы, портреты
значительная коллекция любительских фотографий 1880—1920 годов с видами усадьбы и портретами её владельцев
свыше 15 тыс. единиц редких книг и журналов XVIII — начала XX веков (здесь представлены первые издания Н. А. Некрасова, множество прижизненных и посмертных изданий, 7 книг из личной библиотеки поэта, а также журналы, в которых Н. А. Некрасов сотрудничал, и журналы, которые он издавал)
коллекция стеклянной и хрустальной посуды XIX века (23 предмета). Этот клад нашли во время реставрации здания в 1996 году
письмо А. И. Мусина-Пушкина владельцу усадьбы М. Н. Голицыну (1808 год). Его вместе с другими документами и фрагментами фарфоровой посуды реставраторы нашли в 1997 году.

Карабиха, крестьянский дом

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЭТАПЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ
5 декабря 1946 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н.А. Некрасова в связи со 125-летием со дня его рождения». В числе прочих мероприятий, Ярославскому облисполкому поручено реставрировать усадьбу «Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей. Первый директором был назначен Анатолий Федорович Тарасов.
На основании Распоряжение Совета Министров РСФСР № 850 р от 28.02.1959 в середине 1959 г. Ярославский мемориальный музей Н.А. Некрасова включен в состав организованного Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на правах филиала. С декабря 1969 г. - Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 367 от 04.09.1987 г. «О создании Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» в Ярославской области» музей стал самостоятельным юридическим лицом. В 2001 г. создан филиал «Абакумцево-Грешнево». С января 2012 г. музей стал Государственным автономным учреждением культуры Ярославской области.
Фонд музея, насчитывающий более 50 тыс. ед. хранения, имеет в своем составе несколько коллекций: редкой книги, историко-бытовую, изобразительную, документальную, фотоматериалов.
Начало формирования положено значительным количеством предметов (в основном мебели), переданных при создании музея из краеведческого музея и от Детского дома, располагавшегося в 1940-е гг. в усадьбе. В 1940-1960-е от родственников поэта, проживавших в усадьбе в эти годы, поступили предметы интерьера, книги, документы и фотографии семьи Некрасовых. В последующие годы фонды музея комплектовались в основном типологическими предметами, периодическими изданиями и книгами XVIII-XIX в., предметами крестьянского быта из окрестностей Карабихи, Грешнева, Абакумцева.
В период с 1992 по 1995 годы в состав музея входил филиал «Литературная жизнь края» - мемориальный дом-музей М. Богдановича.
Усадьба «Карабиха» - это комплекс усадебных построек дворцового типа. В архитектурном плане делится на две части: жилая - Центральный дом, Восточный и Западные флигели; хозяйственная - конюшня, оранжерея, кузница, людская. В истории создания четко прослеживается два строительных периода: II пол. VIII - начало XIX века (голицынский) и последняя треть XIX - начало XX века (некрасовский).
Территория усадьбы включает помимо архитектурного комплекса 2 парка: регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом, фруктовый сад. При усадьбе существовал винный завод.
В 1862 - 1875 гг. поэт посещал Карабиху в летние месяцы. Здесь созданы поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники», «Мороз, Красный нос»; стихотворения «Калистрат», «Возвращение», «Орина, мать солдатская»; работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе, в гостях у Некрасова, в разное время побывали А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-щедрин, Д.В. Григорович, И.Ф. Горбунов.
Открытие литературного отдела музея произошло 9 января 1949 г. 9 декабря 1951 г. открылся мемориальный отдел. Автором экспозиций был А.Ф. Тарасов. В 1971 г. в связи со 150-летием со дня рождения Н.А. Некрасова была построена и открыта экспозиция литературного отдела «Жизнь и творчество Некрасова. 10 декабря 1999 г. на средства фонда Сороса в музее был открыт первый в России детский литературный «Музей деда Мазая». Авторы - Н.Н. Пайков, Т.А. Полежаева. 6 июля 2002 г. в Центральном доме усадьбы была открыта новая экспозиция «Не бойся горького забвенья…». Авторы - М.Д. Данилова, Н.М. Сорокина, О.М. Кокорнова. 3 июля 2010 г. открыта мемориальная экспозиция после реставрации здания. Авторы - М.Д. Данилова, Н.М. Сорокина.
Первая экспозиция в Грешневе была создана в 1968 г.; автор - З.А. Колесова. В 1970 и 1979 гг. - реэкспозиция (И.К. Соколова). В 1988 г. - экспозиция «Грешнево и его окрестности» (С.В. Смирнов). В 1992 г. существующая экспозиция была дополнена выставкой «Родовое поместье Некрасовых (хроника документов)», автор В.И. Яковлев. Первая экспозиция в Абакумцеве по истории школы была создана в 1979 - 1980 гг., автор И.К. Соколова. В 1997 г. после аварии здание музея было законсервировано.
С 1966 г. в музее ежегодно в первую субботу июля проводится Всероссийский Некрасовский праздник поэзии.
С 1989 г. музей издает историко-литературный сборник «Карабиха», проводит научные конференции «Некрасов в контексте русской культуры», «Русская усадьба XVIII - начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации». Материалы конференции постоянно издаются.


БИОГРАФИЯ
Биография Н.А. Некрасова
1821-1838. Детство
1816
11 ноября - венчание Алексея Сергеевича Некрасова с Еленой Андреевной Закревской (1803-1841) в церкви местечка Юзвин Винницкого повета Волынской губернии
1820
15 января - в семье А.С. и Е.А. Некрасовых крещен первенец - сын Андрей (1820-1838), старший брат и друг детства поэта
1821
январь - в семье Некрасовых родилась дочь Елизавета (1821-1842), любимая сестра поэта
28 ноября - родился Николай Алексеевич Некрасов, великий русский поэт
14 декабря - совершен раздел имущества между детьми Сергея Алексеевича Некрасова: Сергеем, Дмитрием, Алексеем Некрасовыми, Еленой Певницкой и Татьяной Алтуфьевой
1823
11 января - Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта, уволен от воинской службы с мундиром майора "за нездоровьем" по собственному его прошению
24 апреля - в семье Некрасовых по рождении крещена дочь Анна (1823-1886), младшая сестра поэта
1824
21 мая - в семье Некрасовых родился сын Константин (1824-1884), младший брат поэта
7 октября - крещены в церкви села Сеньки Балтского повета Каменец-Подольской губернии братья Николай и Константин Некрасовы
1826
22 августа - коронация в Москве императора Николая I
осень - переезд семьи Некрасовых с Украины в ярославское имение Грешнево
1827
19 марта - в семье Некрасовых родился сын Федор (1827-1913)
1828
21 мая - Николаем Некрасовым написано первое четверостишие
1829-1831
приучение отцом старших сыновей к охоте на зверя и птицу и к верховой езде; обучение их в родительском дому началам грамоты, письма, счета и Закона Божия


1832
17 августа - поступление братьев Андрея и Николая Некрасовых в первый класс Ярославской гимназии при Ярославском Демидовском высших наук училище
1834
июнь - Николай Некрасов в числе 13 учеников из 33 переведен из 4-го в 5-й класс, брат его Андрей за неуспеваемость оставлен в классе на второй год
21 июля - старший соученик братьев Некрасовых по гимназии Федор Успенский, приглашенный для дополнительных занятий с ними, утонул в Ивановском озере во время охоты на уток с отцом поэта А.С. Некрасовым
1836
8 января - в двухмесячном возрасте умер сын Некрасовых Евгений
июнь - Н. Некрасов выпускных экзаменов не держал, отчего в следующий класс не переведен
сентябрь - декабрь - Н.Некрасов за первое учебное полугодие не аттестован из-за прогулов
1837
июнь - Н. Некрасов на выпускные экзамены не явился, в дальнейшем гимназию не посещал
1838
19 мая - отец поэта А.С. Некрасов поступил из кандидатов исправником в ярославский уездный земский суд
20 июля - отъезд Н. Некрасова с рекомендательными письмами в Санкт-Петербург для поступления на учебу в среднее специальное военно-учебное заведение - Дворянский полк - без испытательных экзаменов


1838-1844. Первые годы в Петербурге

1838
август-сентябрь - Н. Некрасов посетил адресатов ярославских рекомендательных писем; узнал о том, что в 1838 году набора в Дворянский полк производиться не будет
сентябрь - выход 10 номера журнала "Сын отечества", где впервые было опубликовано стихотворение "Мысль" с примечанием, которым Н. Некрасов был чрезвычайно доволен: "Первый опыт юного, шестнадцатилетнего поэта"
15 ноября - вторая публикация стихов Н. Некрасова из "ярославской тетради", переданной Н.А. Полевому ("Человек", "Безнадежность")
ноябрь - обманом изгнан с квартиры унтер-офицера на Разъезжей улице и оказался в ночлежке петербургских нищих на Васильевском острове. Первые "заработки" Н.А. Некрасова написанием прошений за крестьян "из куска хлеба" на Сенной площади и в казначействе
конец ноября - знакомство с Д.И. Успенским и переезд к нему на квартиру на Малой Охте
декабрь - попытки зарабатывать черновой литературной работой в "Сыне отечества" и "Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду"
1840
январь - Ф.А. Кони привлек Н.А. Некрасова в качестве вспомогательного литсотрудника для работы в редактируемом им журнале "Пантеон русского и всех европейских театров"
6 февраля - вышла из печати книжка "Мечты и звуки. Стихотворения Н.Н."; она вызвала журнальные отклики Н.А. Полевого, Л.В. Бранта, П.А. Плетнева, Ф.Н. Менцова, В.В. Межевича, В.Г. Белинского. Из восьми рецензий одна (литературного обозревателя "Журнала Министерства народного просвещения" Менцова) была откровенно восторженной; пять других отличались краткостью и носили сдержанно-одобрительный характер, и только разгромный отзыв Межевича - в ту пору литературного приятеля Некрасова, - отказавшего поэту вообще в каком бы то ни было даровании, да суровая оценка Белинским всей эпигонско-романтической поэзии и совет юноше писать прозой - больно задели самолюбие начинающего стихотворца
5 июля - напечатана первая повесть Н.А. Некрасова "Макар Осипович Случайный"
24 июля - поданы документы на вступительные экзамены в Петербургский университет на юридическое отделение, в результате вступительных испытаний в трех экзаменационных комиссиях Петербургского университета Н.А. Некрасов в число студентов университета не принят
сентябрь - работа над первым театральным обзором и первым автобиографическим рассказом "Без вести пропавший пиита"
конец года - знакомство Н.А. Некрасова с режиссером Александринского театра Н.И. Куликовым и его семьей
1841
январь-февраль - Ф.А. Кони привлек Н.А. Некрасова к работе по организации редакции своих изданий
январь - июль - Н.А. Некрасовым написано 3 повести и 4 рассказа, 4 водевиля, 3 театральных обзора, полтора десятка рецензий на прочитанные книги и спектакли
начало июля - Н.А. Некрасов извещен из дому о предстоящем замужестве своей сестры Елизаветы, хлопочет о средствах, позволивших бы ему наконец появиться дома, и "на коне"
27 июля - свадьба Елизаветы Некрасовой и заседателя ярославской уголовной палаты подполковника С.Г. Звягина; в записи о венчании в качестве свидетеля со стороны жениха указан Н.А. Некрасов, однако на свадьбу сестры он опоздал
29 июля - смерть матери поэта Елены Андреевны Некрасовой от чахотки
1842
январь - апрель - написаны повесть, водевиль, театральный обзор, полтора десятка книжных рецензий
1843
январь - июнь - Н.А. Некрасов вошел в литературный круг В.Г. Белинского; написаны фельетон в стихах и прозе, театральные обзоры, рецензии на новые книги, опубликован автобиографический рассказ "Помещик двадцати трех душ", написана первая часть автобиографического романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова"
июнь - август - Н.А. Некрасов у огородника под Петербургом впервые на лето снял избу под дачу
сентябрь - ноябрь - работа над второй частью романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова", опубликована одна глава ("Необыкновенный завтрак"); мелкие литературные заработки
декабрь - написан годовой книжный обзор в двух статьях
1844
Н.А. Некрасов принял на этот год на себя неофициальную редакцию "Литературной газеты", вел постоянные фельетоны "Хроника петербургского жителя", "Петербургские дачи и окрестности" и "Петербургская хроника", написаны рецензии на новые книги, театральные обзоры, создан последний водевиль "Петербургский ростовщик"

1845-1852. Журнальный крест

1845
февраль - май - под редакцией Н.А. Некрасова вышел из печати альманах "Физиология Петербурга" (в двух частях), составленный из трудов русских литераторов
начало октября - у Н.А. Некрасова возникла идея издать вместе с Д. Григоровичем и Ф. Достоевским сатирический альманах "Зубоскал"
конец года - работа над стихотворениями "В дороге", "Родина", "Псовая охота", "Колыбельная песня"
1846
январь - вышел из печати альманах "Петербургский сборник"
май - поездка И.И. Панаева, А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова в казанское имение Г.М. Толстого; принятие там решения об издании нового журнала во главе с Белинским
10 сентября - начало переговоров с П.А. Плетневым о приобретении у него прав на издание журнала "Современник"
12 октября - согласие министра народного просвещения на передачу редакции "Современника" профессору А.В. Никитенко
22 октября - заключение договора между И.И. Панаевым и издателем "Современника" П.А. Плетневым об аренде журнала
конец года - подготовка материалов для издания нового журнала
1847
1 января - выход из печати № 1 журнала "Современник" под новой редакцией
15 февраля - объяснение Н.А. Некрасова с В.Г. Белинским по поводу желания критика стать равноправным дольщиком доходов с журнала, будучи тяжело больным и лишенным возможности "отработать" эти доходы
июнь - задумано издание "Иллюстрированного альманаха" в стихах и прозе как бесплатного приложения к годичной подписке на "Современник"
1848
начало года - А.Я. Панаева стала гражданской женой Н.А. Некрасова
февраль - в III Отделение поступают первые доносы на политическую неблагонадежность редакторов и направления журнала "Современник"
22 февраля - в России получено известие о революционном возмущении в Париже
6 марта - донос Ф.В. Булгарина на своих литературных конкурентов - "О цензуре и коммунизме в России"
1849
22 марта - цензурное разрешение "Литературного сборника с иллюстрациями", изданного редакцией журнала "Современник"
1850
январь - помещение в "Современнике" статьи Н.А. Некрасова "Русские второстепенные поэты", открывшей России талант Ф.И. Тютчева
3 - 4 января - приезд к брату в Петербург Федора Алексеевича Некрасова и вступление его в должность заведующего конторой "Современника"
март - попытки Н.А. Некрасова познакомиться с А.Н. Островским после публикации его первой комедии, чтобы пригласить к сотрудничеству в "Современнике"
лето - Н.А. Некрасов жил на даче под Петербургом, общение с А.В. Дружининым, И.С. Тургеневым, В.А. Милютиным
вторая половина года - активная работа Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой над романом "Мертвое озеро"
1851
продолжение работы над романом "Мертвое озеро"
Н.А. Некрасов начал регулярно играть в коммерческие карточные игры
1852
январь - Н.А. Некрасов принят в действительные члены петербургского Английского клуба
21 февраля - в Риме умер глава русской реалистической литературы Н.В. Гоголь, под воздействием вести о смерти Гоголя Н.А. Некрасов написал стихотворение "Блажен незлобивый поэт..."
июль - Н.А. Некрасовым дана высокая оценка повести "Детство" неизвестного писателя Л.Н. Т[олстого]
август - написана поэтическая декларация "Муза"

1853-1861. Возвращение

1853
январь - поездка в Москву по делам журнала
март - первые серьезные признаки горловой язвы у Н.А. Некрасова
весна (?) - у Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой родился второй их сын (умер осенью того же года)
середина апреля - Н.А. Некрасов уехал в "переданное" ему отцом сельцо Алешунино Владимирской губернии, где много охотился. Возникновение замысла стихотворения "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" и романа "Тонкий человек", запись первоначальных набросков жизненных ситуаций, впечатлений, встреченных характеров
начало августа - приезд Н.А. Некрасова в Грешнево поохотиться; практическое подтверждение "потепления" в отношениях сына с отцом - А. С. Некрасовым
10-12 августа - отъезд из Ярославля в Москву, а оттуда в Петербург
осень - знакомство с молодым публицистом Н.Г. Чернышевским
4 октября - Турцией объявлена война России
ноябрь - ухудшение здоровья Н.А. Некрасова: кашель, ослабление голоса, резкое похудение; предпринимаются неадекватные средства лечения вследствие ложного диагноза
1854
13 марта - прошение Н.А. Некрасова и И.И. Панаева шефу III Отделения А.Ф. Орлову о дозволении журналу "Современник" обзора политических событий, на которое Главным управлением цензуры дан отказ в июле
15 марта - Англией объявлена война России
апрель - Н.А. Некрасов в Ярославле, отсюда ездит охотиться по Ярославской, Костромской, Владимирской губерниям
1855
7 мая - в Ярославле окончена поэма Н.А. Некрасова "Саша"
конец мая - для лечения искусственными минеральными водами Н.А. Некрасов по настоянию врачей выехал в Москву, куда к нему приехала А.Я. Панаева
1856
начало года - у Н.А. Некрасова появился план "обязательного соглашения" между журналом "Современник" и И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, Д.В. Григоровичем, А.Н. Островским об отчислении известного процента с прибыли журнала помимо платы за печатный лист каждому "участнику" в случае его исключительного сотрудничества в "Современнике"
11 августа - отъезд за границу на лечение: Берлин, Вена, вновь сближение с А.Я. Панаевой; венские врачи рекомендуют Некрасову провести зиму в Италии
1859
конец июня - начало августа - Н.А. Некрасов в Ярославской губернии
октябрь - И.С. Тургенев свой новый роман "Накануне" отдал не в "Современник" Н.А. Некрасова, а в "Русский вестник" М.Н. Каткова
середина декабря - после сибирской каторги и ссылки в Петербург возвратился Ф.М. Достоевский
1860
3 января - в газете А.И. Герцена "Колокол" напечатано стихотворение Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"
19 февраля - адресованная Н.А. Некрасову письменная просьба И.С. Тургенева не печатать статьи Н.А. Добролюбова о его романе "Накануне"
23 ноября - Н.А. Некрасов перед министром народного просвещения Е.П. Ковалевским возбуждает вопрос о новом издании своих "Стихотворений", представленных в цензуру около года назад
1861
21 января - по настоянию Н.Г. Чернышевского доход с "Современника" стал делиться на четыре части: Н.А. Некрасову, И.И. Панаеву, Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову
28 февраля - Н.А. Некрасов присутствовал на похоронах Т.Г. Шевченко и написал стихотворение в память покойного
июль - август - Н.А. Некрасов в Ярославской, Костромской, Владимирской губерниях, охотился, много работал. В этот сезон им написаны "Коробейники", "Крестьянские дети", "Свобода", "Тургеневу", "Похороны", "Слезы и нервы"; в Мстёре с купцом И.А. Голышевым поэт обсуждал возможность выпуска дешевых книжек для народного чтения
1862-1866. На переломе
1862
2 января - выступление Н.А. Некрасова на литературном вечере в пользу "недостаточных студентов"
21 марта - Н.А. Некрасов утвержден единоличным редактором "Современника"
весна - Н.А. Некрасовым ведутся переговоры об аренде усадьбы Карабиха
30 ноября - умер отец поэта, А.С. Некрасов
20 декабря - Н.А. Некрасов вернулся из Ярославля в Петербург
1863
12 января - цензурное разрешение третьего издания стихотворений Н.А. Некрасова
февраль - публикация в "Современнике" стихотворения "Бессонница" (из поэмы "Рыцарь на час")
3 февраля - Н.А. Некрасов получает из Петропавловской крепости рукопись романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?", который был напечатан в 3-5-м номерах "Современника"
около 10 мая - Н.А. Некрасов уехал в Карабиху; в приведенной в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны "Мороз Красный нос", "Орина, мать солдатская", задумана поэма "Кому на Руси жить хорошо"
1864
20 февраля - восторженный отзыв на поэму "Мороз Красный нос" в письме к Н.А. Некрасову М.С. Волконского, сына декабриста
начало сентября - конец октября - Н.А. Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
2 -5 ноября - участие Н.А. Некрасова в большой медвежьей охоте в Новгородской губернии
осень - написана поэма "Железная дорога"
зима - работа над второй частью сатирического цикла "О погоде"
1865
20 февраля - А.Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Н.А. Некрасову свои права на издание журнала "Современник"
середина мая - 30 августа - Н.А. Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
ноябрь - в "Современнике" помещена поэма Н.А. Некрасова "Железная дорога"
1866
6 апреля - на заседании Литературного фонда Н.А. Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II
22-23 мая - Н.А. Некрасов уехал в Карабиху
1 июня - журналы "Современник" и "Русское слово" официально запрещены
13 июня - Н.А. Некрасов договорился с издателем Н.В. Гербелем об удовлетворении подписчиков "Современника" четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира
15-20 июня - Н.А. Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии "Медвежья охота", обращающейся к характерам и нравственному наследию "людей сороковых годов"
1867-1875. Служение
1867
8 декабря - подписание договора об аренде журнала "Отечественные записки" с признанием Н.А. Некрасова "гласно ответственным редактором" издания
1868
ноябрь - декабрь - выходит в свет 5-е издание стихотворений Н.А. Некрасова
вторая половина года - привлечение к сотрудничеству в "Отечественных записках" молодого критика Н.К. Михайловского

пруд в Карабихе

1869
январь - февраль - публикация в "Отечественных записках" первых глав поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
середина апреля - отъезд Н.А. Некрасова в Париж
апрель - И.С. Тургенев опубликовал свои "Воспоминания о В.Г. Белинском", где предвзято и оскорбительно описаны отношения Некрасова и Белинского
начало мая - заказ статей политэмигранту В.А. Зайцеву для "Отечественных записок"
май-август - Н.А. Некрасова переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн
30 августа - приезд Н.А. Некрасова из Дьеппа в Париж, отбытие в Россию
1870
9 января - в Париже умер А.И. Герцен
февраль - в "Отечественных записках" опубликованы IV и V главы поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
зима - сближение Н.А. Некрасова с Ф.А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)
около 20 июня - после 20 августа - Н.А. Некрасов с Зиной в Карабихе. Написана поэма "Дедушка"
1871
20-21 мая - отъезд Н.А. Некрасова и Зины в Карабиху
23 июля - завершение работы над поэмой "Княгиня Трубецкая"
около 10 августа - Н.А. Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю
3-13 сентября - Н.А. Некрасов снова охотился в Чудове
октябрь - ряд статей и сатира Н.А. Некрасова "Недавнее время", опубликованные в "Отечественных записках", вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве
1872
апрель - Н.А. Некрасов долго "готовил" поэму "Княгиня Трубецкая" к прохождению через цензуру
весна - чтение М.С. Волконским Н.А. Некрасову "Записок" своей матери М.Н. Волконской
после 10 июня - отъезд в Карабиху
17 июля - закончена вторая часть поэмы "Русские женщины" - "Княгиня М.Н. Волконская"
8 августа - отъезд из Карабихи в Москву, а оттуда в Петербург
начало сентября - Н.А. Некрасов на охоте в Чудове
24 октября - Н.А. Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы
1873
5 июля - Н.А. Некрасов через Париж отправился в Дьепп, а затем в Киссинген
14 июля - в Царском Селе умер Ф.И. Тютчев
июль - написаны главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо" - "Дёмушка" (в Висбадене),
"Бабья притча" (в Дьеппе)
3 - 4 августа - завершена глава "Волчица" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
1874
апрель - Н.А. Некрасов просил у Ф.М. Достоевского его роман "Подросток" для "Отечественных записок"; едва не арестован четвертый номер журнала
17 мая - арестован майский номер "Отечественных записок"
21 мая - решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда - частью на авансированные Н.А. Некрасовым средства
июнь - август - Н.А. Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой "Уныние"; написан цикл "Ночлеги", поэма "Горе старого Наума"
14 сентября - В.М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н.А. Некрасову, их отношения прервались
1875
2 февраля - Н.А. Некрасов избран помощником председателя Литературного фонда
зима - заметно ухудшилось физическое состояние Н.А. Некрасова, усилились его душевные переживания
начало мая - Н.А. Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы "Современники"
20 мая - предложение Н.А. Некрасова включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда
конец мая - начало июня - Н.А. Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Федору Алексеевичу в Карабиху
1 - 2 августа - Н.А. Некрасов выехал из Карабихи в Москву, а оттуда в Чудово
около 20 августа - Н.А. Некрасов вернулся из Чудова в Петербург
1876-1877. Последние песни
1876
лето - ухудшение здоровья Н.А. Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С.П. Боткину, отъезд вслед за С.П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту
сентябрь - октябрь - Н.А. Некрасов в Ялте; работает над главой "Пир на весь мир" поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
28 -29 октября - встреча с А.Н. Островским в Москве
30 октября - возвращение Н.А. Некрасова в Петербург
ноябрь - цензурное запрещение "Пира на весь мир", попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Н.А. Некрасову петербургских и харьковских студентов


1877
13 января - в присутствии свидетелей и нотариуса Н.А. Некрасовым продиктовано духовное завещание
январь - в "Отечественных записках" опубликована подборка новых стихотворений Н.А. Некрасова под заголовком "Последние песни", последовавшие за этим сотни телеграмм и писем со всей России в адрес Некрасова
1 февраля - написан проспект "прощальной" книги с названием "В черные дни"
начало февраля - Н.А. Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова
7-16 февраля - И.Н. Крамской работал над портретом Н.А. Некрасова
23 марта - посещение Некрасова Ф.М. Достоевским
4 апреля - Н.А. Некрасов на дому официально обвенчан с Ф.А. Викторовой (Зиной)
конец мая - Н.А. Некрасова посетил И.С. Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом
2 июля - Некрасовы на лето переехали на Строгановскую дачу под Петербургом
15 ноября - поэта вновь посетил Ф.М. Достоевский, заставший Некрасова и М.Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере "Отечественных записок"
ноябрь - написано стихотворение "Осень" о поездах, идущих с балканского фронта
конец ноября - начало декабря - написано несколько последних стихотворений
15 декабря - последняя телеграмма брату Федору Алексеевичу
26 декабря - Н.А. Некрасов попрощался с домашними
27 декабря - в 20 часов 50 минут Н.А. Некрасова не стало
30 декабря - тело поэта предано земле на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.


Как проехать, где находится:
Адрес:
150522, Россия, Ярославская обл., п/о Красные Ткачи,
д. Карабиха, ул. Школьная, д.2а

Проезд:
Из Ярославля с автовокзала автобус №105,110 на Карабиху,
маршрутное такси №157.
Расположено в 15 км. к югу от Ярославля.
На автомобиле по трассе Москва-Ярославль, правый поворот по пути из Ярославля.

РЕЖИМ РАБОТЫ
Экспозиции и выставки музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» открыты для посетителей с 10:00 до 16:30 каждый день кроме понедельника. Время работы кассы с 10:00 до 16:00. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.

Музей-заповедник Н.А. Некрасова усадьба «Карабиха» находится в 15 километрах, к югу от Ярославля, по старому Московскому шоссе близ посёлка городского типа Красные Ткачи.
До начала XVIII века в окрестностях усадьбы располагалось село Богородское. В начале XVIII века владельцами села и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных . В сороковых годах XVIII века по заказу князя Николая Сергеевича Голицына начинается строительство усадьбы на Карабитовой Горе. Усадьба была спроектирована и построена как одна из самых крупных в Ярославской губернии. К сожалению, имя архитектора, автора проекта усадьбы, не сохранилось. Название усадьба получает по названию горы -- Карабиха . Со временем название Карабиха переходит и на село, в котором находится усадьба .

Усадебный комплекс "Карабиха"

Усадебный комплекс "Карабиха " является единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII века, в котором сохранен первоначальный архитектурный облик . Усадьба Карабиха относится к усадьбам дворцового типа , что характерно для эпохи классицизма. В ансамбль усадьбы входят жилой дом, хозяйственные постройки, два парка (пейзажный и регулярный) и система прудов.

Основу архитектурного ансамбля составляют главный дом и два флигеля . Когда-то между домом и флигелями находились крытые двухэтажные галереи, объединявшие постройки в единое строение. Главный усадебный дом представляет собой двухэтажное каменное здание с фронтонами на колоннах, бельведером и верандами.

Сразу за домом - отлогий спуск к реке Которосли. Интерьер Большого дома сохранил элементы оформления, относящиеся к концу XVIII - началу XIX века . Флигели, в свою очередь, сохранили элементы, свойственные более раннему архитектурному периоду - фрагменты барочных наличников, полуциркульное завершение оконного проема в Восточном флигеле . Все это свойственно более раннему периоду (XVII - началу XVIII века ). Конный двор, располагавшийся на территории усадьбы, был построен в начале XIX века изначально представлял собой симметричную композицию, состоявшую из трех частей -- центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен двухэтажный жилой дом.

Два парка , входящие в состав усадебного комплекса условно названы Верхним и Нижним. Верхний парк, расположенный перед домом, является парком французского типа - аккуратный, ухоженный, кустарники и деревья пострижены, каждый объект имеет четкое расположение. Нижний парк находится за домом и обладает чертами, свойственными английскому парку - с одной стороны, производит впечатление запущенности, однако каждое дерево растет на определенном ему изначально месте. Именно в этом парке, на большой поляне , Н.А. Некрасов проводил чтения

По краю Нижнего парка проходит водный каскад Гремиха - ручей протекающий через Верхний и Нижний пруды и образующий мелкие пруды и водопады

Некрасов и усадьба Карабиха

Как уже говорилось, основателями и первыми владельцами усадьбы Карабиха были князья Голицыны . В начале XIX века Михаил Николаевич Голицын начинает реконструкцию имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней .

После смерти М. Н. Голицына в 1827 году, усадьба остаётся бесхозной, приходит в упадок и ветшает. Владельцем усадьбы становится сын Михаила Николаевича - Валериан Михайлович . Однако он был арестован как участник движения декабристов и сослан в Сибирь а затем рядовым на Кавказ . Был амнистирован в 1856 году с возвращением княжеского титула. После приезда из ссылки предпочитал Карабихе другие усадьбы. Валериан Михайлович умирает в 1859 году и его вдова Дарья Андреевна продает усадьбу.

В 1861 году усадьбу приобретает Николай Алексеевич Некрасов . Усадьба приобретается им для летнего отдыха. Все хозяйственные заботы берет на себя брат поэта - Федор Некрасов, поселившийся вместе с Николаем Алексеевичем.
С 1861 года по 1875 год Николай Алексеевич Некрасов проводит в усадьбе десять летних сезонов . Здесь он создает поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Здесь же работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе Карабиха были написаны стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие.
Последний раз Некрасов был в своей усадьбе в 1875 году. В тот приезд он навестил могилу матери, в селе Абакумцево , осмотрел созданную им сельскую школу, побывал в Грешнево - родовой усадьбе дворян Некрасовых . После этого поэт в усадьбу уже не приезжал.

Карабиха — новейшая история

После революции, в 1918 году усадьба была национализирована и отнесена к памятникам истории. Однако, как тогда часто бывало, исторический памятник служил новой власти вполне прагматично -- после Гражданской войны здесь размещался совхоз «Бурлаки» .
В 1946 году, в связи со 125-летием Николая Алексеевича Некрасова, Совет Министров СССР принимает постановление «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения» Одним из результатов этого постановления было проведение реконструкции усадьбы и организация в Карабихе мемориального музея Николая Алексеевича Некрасова . Первое время этот музей был филиалом краеведческого музея , а с 1 января 1988 года, музей усадьба Н.А. Некрасова была преобразована в литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха » с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.

Спустя 14 лет, 6 июля 2002 года , в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии, был открыт после десятилетней реставрации Большой дом усадьбы .

Фонды музея насчитывают более 20 тысяч предметов, среди которых личные вещи жителей усадьбы, портреты, предметы интерьера, усадебной обстановки. Особое место в экспозиции занимает большая коллекция любительских фотографий конца XIX - начала XX веков с видами усадьбы и портретами её владельцев .
В библиотечных фондах экспозиции представлено свыше 15 тыс. единиц редких книг и журналов XVIII — начала XX веков. Среди имеющихся здесь книг представлены первые издания Н. А. Некрасова , множество прижизненных и посмертных изданий, а также 7 книг из личной библиотеки поэта, выпуски журналов, с которыми Н. А. Некрасов сотрудничал, и журналы, которые он издавал.

В процессе реставрации усадьбы в конце XX века экспозиция пополнилась также коллекцией стеклянной и хрустальной посуды XIX века (23 предмета) и письмом А. И. Мусина-Пушкина владельцу усадьбы М. Н. Голицыну. Письмо датировано 1808 годом.

Последние материалы сайта