Сызранская икона. Об иконописании в Сызрани конца XVIII-XIX веков. Биография А.А. Бочкарева

21.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ранней весной 2016 года мы совершили небольшую вылазку в город Сызрань. Сызрань — это второй по времени основания (1683 г.) город в нашей области. Изначально он создавался как очередной город-крепость на волжских берегах. Места здесь были степные, беспокойные, Самарскую крепость, построенную за сто лет до Сызрани, неоднократно осаждали кочевые племена. Сызранская крепость была возведена для укрепления здешних мест. Через несколько десятилетий на Средней Волге была построена еще одна крепость — Ставрополь.

Сызрань, как и другие волжские крепости, была построена на возвышенности у слияния двух рек, Сызранки и Крымзы, недалеко от места впадения Сызранки в Волгу. В отличие от Самары, здесь сохранился каменный Кремль, сейчас это одна из главных достопримечательностей города. Здесь же находится и старейший в наших местах Свято-Вознесенский мужской монастырь. В общем, в Сызрани есть что посмотреть.

Вознесенский монастырь — Сызранский Кремль — Краеведческий музей — Орловы-Давыдовы — Сызранская школа иконописи — Прогулка по историческому центру

Свой путь по Сызрани мы начали с Вознесенского монастыря, приехав сюда на такси от железнодорожного вокзала. После посещения монастыря мы прошли по берегу реки Сызранки к Кремлю, потом прогулялись по главной исторической улице Сызрани — Советской, и вернулись на вокзал. Получилась компактная, но насыщенная однодневная прогулка.

Как уже говорилось, Вознесенский мужской монастырь является старейшим монастырем Самарской области, он был основан в конце XVII века, почти сразу после постройки Сызранской крепости. Сохранившиеся каменные постройки в монастыре относятся в основном к середине XIX века, кроме церкви в честь Феодоровской иконы Божией матери, построенной в XVIII веке. Восстановительные работы в монастыре еще продолжаются.

История Свято-Вознесенского мужского монастыря тесно связана с чудотворной Феодоровской иконой Божий Матери Кашпирской. Это одна из главных святынь Самарской области. Икона была обретена в начале XVIII века на источнике около села Кашпир Сызранскаго уезда и два столетия пребывала в Вознесенском монастыре. Позднее она была перенесена в сызранский Казанский кафедральный собор, где и находится в настоящее время, а в монастыре хранится ее список.

По дороге к Кремлю мы заглянули ещё в один старинный сызранский храм — церковь Ильи Пророка. Сохранившиеся до наших дней каменное здание церкви относится концу XVIII века. Церковь красивая, очень спокойная и гармоничная внутри. К сожалению, фотографированию мешает плотная застройка вокруг нее.

Но вот наконец мы пришли в Сызранский Кремль — историческое сердце города. Для наших краев это большая достопримечательность, поскольку других крепостей-Кремлей в среднем и нижнем течении Волги не сохранилось.

Внутри Сызранского Кремля. Слева Спасская башня, справа церковь Рождества Христова. По центру — Казанский кафедральный собор, уже за пределами Кремля

Стены и башни Кремля были деревянными и только главная, воротная башня была построена из камня; она и сохранилась до наших дней. В середине XVIII века, с утратой военного значения сызранского Кремля, воротная башня была перестроена в церковь во имя Спаса Нерукотворного и стала, соответственно, называться Спасской башней. Изначально башня была двухъярусной, при перестройке в церковь к ней были пристроены еще два яруса и шатровая крыша. Получилась церковь довольно необычной формы, два «восьмерика» на двух «четвериках».

Вторая старинная церковь в Кремле — храм Рождества Христова, построенный в начале 18-го века. Он долгое время был кафедральным собором Сызрани, пока в середине XIX века не был построен новый Казанский Собор.

Под кремлевским холмом находится довольно большая набережная, как принято говорить, «излюбленное место отдыха горожан»…

Естественно, гуляя по Сызрани, мы не могли пройти мимо краеведческого музея, располагающегося в старинном купеческом особняке неподалеку от Кремля.

Музей произвел на нас приятное впечатление. Наряду с краеведческими материалами здесь неплохая художественная коллекция. Это и неудивительно, поскольку она представляет собой часть коллекции Орловых-Давыдовых, которая была передана сюда после революции из усадьбы Орловых в Усолье (о ней я когда-то ).

Как истинные любители музеев, мы попытались посетить еще один сызранский музей, но, к сожалению, эта попытка не удалась. Дело в том, что перед поездкой в Сызрань я, к своему удивлению, узнал, что здесь в XIX веке была иконописная школа со своим особым стилем. Поиск в интернете показал, что в Сызрани есть свой музей иконы. Именно его мы и пытались безуспешно найти, но по указанному адресу находились какие-то хозяйственные постройки. Работники краеведческого музея тоже не знали о существовании музея сызранской иконы. В общем, запутанная история…
Тем не менее тема нас заинтересовала, и мы постарались приложить некоторые усилия в этом направлении. Оказалось, что небольшая коллекция сызранской иконы представлена в Самарском художественном музее. Естественно, мы сходили в музей, и, как оказалось, наши усилия были потрачены не зря. Действительно, сызранская икона имеет свой, довольно интересный стиль.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Особенности сызранской иконописной школы, безусловно, связаны с тем, что она создавалась старообрядцами. В XIX веке в русской иконе практически полностью восторжествовал живописный, академический стиль изображения. Старообрядцы же сохранили связь с канонической византийской школой, что явно видно по сызранским иконам. Однако здесь не было просто какого-то механического повторения образцов, в сызранской иконе очевидно присутствует свой особый живописный синтез. Для сызранских иконописцев характерна тонкая проработка деталей, что было не свойственно для канонической русской и византийской иконописи, но при этом сызранские мастера избегали и натурализма, свойственного академическому стилю. Экскурсовод в музее говорил о влиянии Палеха на сызранскую икону, однако специалисты скорее отрицают такую связь, и мы по своим впечатлениям склонны согласиться с ними. Палехские мастера ушли в яркую декоративность и внешнюю красивость, для лучших же образцов сызранской иконы свойственна сдержанность в красках и внутренняя глубина. Такое вот интересное явление…

Богоматерь Троеручица. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея. В боковых клеймах скорее всего изображены патрональные святые, тезоименные заказчику иконы и покровительствующие ему и его домочадцам. Это характерная черта старобрядческих икон, и, в частности сызранских.

Св. Иоанн Предтеча. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Богоматерь Всех скорбящих радость. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Семь отроков Эфесских. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Сретение Господне. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Распятие с предстоящими и четыре иконы Богоматери. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Итак, потратив некоторое время на поиски так и не найденного нами музея сызранской иконы, мы вернулись к Кремлю и прошлись по главной торговой улице купеческой Сызрани — Большой, ныне Советской. Улица Советская представляет собой образец провинциальной архитектуры конца XIX — начала XX века. Можно сказать, музей под открытым небом. Даже модерн имеется. В настоящее время большинство домов отреставрировано, приведено в порядок и выглядит вполне достойно. Жаль проводов многовато, мешают фотографированию, но это проблема всех провинциальных городов.

Сызранский обыватель

Однако наш день в Сызрани заканчивается, пора возвращаться домой…

25 июня 1713 г. список иконы чудесным образом был обретен у села Кашпир под Сызранью. Случилось это при следующих обстоятельствах.

Местные пастухи стали замечать некое сияние над водным источником недалеко от берега Волги. Оно пропадало, как только люди подходили ближе. Но в одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло при приближении пастухов. Изумленные, они увидели икону Царицы Небесной, стоящую на камне.

На другой день кашпирцы, пригласив духовенство, перенесли икону в приходской храм, но ночью она чудесным образом перенеслась на прежнее место. После молебна образ возвратили в храм, а потом крестным ходом доставили в Христорождественский собор г. Сызрани. И снова через несколько дней святыню увидели у источника. Исполнившись благоговения, сызранцы совершили очередной крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь. При этом было два знамения: исцелилась прокаженная девица, умывшись водой из родника, и, по молитвам Владычицы, утихомирилась буря на Волге - спаслось множество людей, решивших добраться до Сызрани на лодках. Благочестивые жертвователи украсили икону драгоценною ризою.

Икона находилась в монастыре до разорения его после Октябрьской революции. Не оскверненная безбожниками, она была спрятана верующими.

В 1944 г. открылся вновь Сызранский Казанский собор. Сюда и перенесли спасенный образ. И поныне хранится он там. Со святым образом Феодоровской Божией Матери связано 15 великих чудес.

Св. источник, до недавнего времени засыпанный, расчищен. На нем поставлен сруб. Возобновились сюда крестные ходы. Планируется восстановление часовни.

Ежегодно 25 июня и 14 марта (по ст. стилю, 8 июля и 27 марта - по новому) в Казанском кафедральном соборе г. Сызрани проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы Богородицы - великой святыни города.

В п. Новокашпирском начато строительство церкви во имя чудотворного образа.

Тропарь (глас 4):

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людии, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереем, и вся люди Твоею достояние от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, дево, христианом похвало.

Транскрипт

1 СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ СЫЗРАНСКАЯ ИКОНА Королева А.Д. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Саратов, Россия OLD BELIEVERS ICON OF SYZRAN Koroleva A.D. Saratov State University Saratov, Russia Что значит икона для православного сознания это рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживание, жалость, сострадание, умиление, восхищение и т. п., а соответственно, и стремление к подражанию изображенным персонажам. Также икона несет в себе эстетическое предназначение благоукрасить храм. Цель христианского искусства очищение, катарсис (греч. καθαρσις). Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Икона прежде всего церковный литургический образ, который занимает важное место в православном богослужении и в повседневной молитвенной жизни. Слово икона происходит от греч. eikōn образ, изображение. Искусство иконописи имеет глубокие корни. Почитание икон основывается на постановлении VII Вселенского собора (787г.), где было дано строгое богословское обоснование иконы, которое сводится к тому, что в результате Боговоплощения люди смогли в лице Иисуса Христа созерцать самого Бога. В иконе нет стремления к индивидуальному самовыражению, мастериконописец оставался чаще всего анонимным. Самым важным в писании 1

2 икон является точное следование канону, который зафиксирован в собрании иконописных образцов лицевых подлинниках. Для иконы характерны: подчеркнутая условность изображения, обратная перспектива; отсутствие внешнего источника света (свет исходит от ликов и фигур); символическая функция света (голубой цвет небес, золото символ святости, красный жертвы Христа или же царского достоинства); единовременность изображения (все события происходят одновременно). Русская икона в своем традиционном виде сохранялась, прежде всего, в среде старообрядчества. Староверы берегли древнюю икону, свободную от нововведений, высоко чтили и сохраняли своеобразное понимание ее красоты. После реформы Никона в середине XVII века русское православие раскололось на два течения: старообрядческое и новое, поддержанное государством. Верующие, которые придерживались старых церковных обрядов, подвергались гонениям, но после указа Екатерины II 1762 года старообрядцы были приглашены для заселения берегов Волги. К концу XVII века в Среднем Поволжье появляются первые старообрядцы, а в конце ХIХ века в Самарской и Симбирской губерниях их насчитывается уже несколько десятков тысяч. Сызрань являлась одним из старообрядческих центров Поволжья, экономическим и торговым регионом, где получает свое развитие иконописное ремесло. Первые упоминания об иконописных мастерах Сызрани появляются в конце XVIII века. В это время своим мастерством иконописи прославился священнослужитель Ильинского храма Алексей Афиногенов, который писал иконы для своего храма и местных церквей. Со второй пол. XIX века иконописью в Сызрани занимались монахини женского Сретенского монастыря, в то же время свое развитие получила сызранская старообрядческая иконописная школа. Сравнивая сызранскую школу с другими старообрядческими направлениями в иконописи (Ветковская, Невьянская, Поморская, Сибирская 2

3 школы), можно точно утверждать, что местная школа имеет свои традиции в написании икон, которые не встречаются в других мастерских. Художественная, историческая, эстетическая и духовная ценность сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция не столько в технике, сколько в ее духовной составляющей. Основой для иконы использовали ковчежную доску из кипариса. Основа из кипариса считалась самой прочной из всех пород дерева, о чем и говорит хорошая сохранность сызранских икон. Большинство работ снабжено двойной каймой с орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки. Ромашка представляется в виде круга, вокруг которого расположены лепестки. Этот солнечный цветок используется как орнаментальная розетка, часто ее дополняли другими декоративными элементами, в сызранской иконе это лепестки и трилистник. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменяется золотой каймой. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Присутствие патрональных святых свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Часто на иконах среди святых изображается образ ангела хранителя. Шрифт, который встречается на сызранской иконе, - вытянутый полуустав (поморская вязь). Сызранская икона имела особенный колорит он более разнообразен, чем кажется вначале, но преимущественно преобладает сдержанная цветовая гамма. Возникновение этой школы тесно связано с деятельностью сызранского потомственного иконописца и духовного наставника поморской общины Д.В. Попова (Порфиров). Он обучил целую плеяду мастеров иконописцев, являющиеся продолжателями сызранского письма. Среди его учеников была чета Дьяконовых, которая в дальнейшем 3

4 работала в г. Казани; также осевшие в г. Самаре отец и сын Качаевы, а это означает, что происходило распространения традиционных черт сызранской иконописи за пределы Сызранского уезда. Рассмотрим работу А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими". Икона выполнена в конце ХIХ века. На обратной стороне иконы сохранилась бумажная марка: "Похвальный отзыв Казанской ремесленно-сельскохозяйственной выставки. Иконописец А.П. Качаев, Сызрань". Данная надпись позволяет нам точно определить мастера, который выполнял данную икону. А.П. Качаев являлся учеником Д.В. Попова, а это значит, что данную икону можно отнести к сызранской иконописной школе. Основание, т. е ковчежная доска, выполнена из кипариса. Сама икона выполнена в традиционной технике с использованием темперной краски, с преобладанием темно-коричневых тонов. Характерной особенностью для сызранской иконы является присутствие двойной каймы, одна из которых украшена растительным орнаментом в виде стилизованной ромашки. Все фигуры на иконе симметрично расположены. В центре фигура восседающего Господа Вседержителя в возрасте проповедничества, изображенная в традиционных одеждах, с раскрытым текстом Евангелия, и благословляющая рукой, сложенной в двоеперстие. В ногах Вседержителя коленопреклонены Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. По правую руку от Господа Вседержителя расположена Богородица, по левую же Иоанн Предтеча, их образы склонены в молении. В руках они держат развернутые свитки. За спиной Вседержителя расположены фигуры ангелов. Выше расположены с правой стороны: фигуры Иоанна Богослова и Апостола Петра; с левой стороны: Апостола Павла, Иоанна Златоуста. Раскрытый текст Евангелия, развернутые свитки, Поморский полуустав (поморская вязь) с характерными декоративными завитками вокруг буквиц относит икону к поморской иконописи. Особенность написания имени Спасителя "постароверски" с одним "I" (1С ХС), в отличие от "никонианского" титла "IИС ХС" не является атрибутивным признаком, так как православные 4

5 иконописцы ХIХ-ХХ веков употребляли традиционное написание имени Христа, подражая древним мастерам. В его технике написания икон можно проследить черты сызранской иконописной школы. Наибольшую известность получили его ученики - братья Бочкаревы. Александр Архипович Бочкарев начал свое обучение иконописному ремеслу в 80-е годы XIX века. Уже в 1889 году он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, и его коллекция была удостоена похвальной грамоты. Благодаря этой выставке о сызранской школе иконописи узнала вся страна. В конце ХIХ века Бочкарев открыл в Сызрани свою иконописную мастерскую (Бочкаревская школа иконописи), где он обучал учеников. Его ученик, известный иконописец из Хвалынска, Г.А. Комиссаров писал свои иконы «по пошибу» сызранской старообрядческой школы. А.А. Бочкарёв Г.А. Комисаров «Святитель Николай Чудотворец» «Святитель Николай Чудотворец» (частная коллекция А.А. Кирикова) (частная коллекция А.А. Кирикова) 1898г. Сызрань 1896г. Хвалынск Сравним икону Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец». В этих двух иконах мы видим традиционные приемы написания образа Святителя Николая Чудотворца, где фигуру святого представляют по пояс, правой рукой благословляющего двоеперстно, а левой рукой поддерживающего Евангелие. Святитель 5

6 Николай одет в крестчатую ризу, вверху в медальонах располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325г. Традиционным являются изображать святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, эта черта встречается в иконе Г.А. Комиссарова. А на иконе А.А. Бочкарёва, святитель изображен с раскрытым Евангелием, такое написание относит её к старообрядческой иконописи ХIХ века, написанной в традициях живописи ХVII в. Этим двум иконам присущи сдержанность колорита, лаконичность композиции, удлиненная пропорция фигуры. На полях иконы А.А. Бочкарёва присутствуют патрональные святые, можно предположить, что икона выполнена на заказ, среди святых расположена фигура ангела-хранителя (часто изображаемого на сызранской иконе). На обеих иконах присутствует широкая пологая лузга, что так же присуще сызранской школе. По тёмному фону лузги, ограниченному по краям тонкими белильными линиями, нанесен золотой орнамент (чередующиеся стилизованный цветок ромашки и завитки в форме трилистника), это встречается на иконе Г.А. Комиссарова, а на иконе А.А. Бочкарева используется на пологой лузге только золотая полоса. Давая анализ икон Г.А. Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и А.А. Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец», А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими" можно проследить черты стилистического сходства, устойчивые художественные традиции, что дает основание рассматривать сызранскую иконопись как самостоятельную школу. После наивысшего расцвета сызранской старообрядческой школы, в конце 30-х годов XX века она прекращает своё существование, связи с кончиной самого А.А. Бочкарёва, основателя сызранской школы иконописи, и принудительного отказа его сына от написания икон. Несмотря на всё это, произведения этой школы дошли до нашего времени. Поначалу сызранская школа была известна в узких круга людей, интересующихся иконописью, но 6

7 в настоящие время меценаты и коллекционеры активно занимаются возрождением этой школы иконописи. Под руководством Леонида Глухова в городе Сызрани действует Культурно-просветительная организация «Возрождение», участники которой пишут иконы в традиции сызранской школы. В неё были приглашены молодые специалисты из соседнего села Холуй для восстановления техники письма этой школы. Известным коллекционером сызранской иконы является А.А. Кириков, его коллекция насчитывает более 60 икон данной школы. Проводятся выставки, посвященные сызранской школе иконописи, так в Самаре была проведена выставка икон Сызранской старообрядческой школы, где А.А. Кириков представил своё собрание икон, так же был издан каталог выставки. В 2010 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, прошла выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги». Главная цель проведение выставок, познакомить широкую публику с тем сохранившимся наследием, которое оставили после себя сызранские мастера иконописи. Литература: 1. Мочалова Е.Г, Кириков А.А. Старообрядчество и Сызранская школа иконописи//город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики, т. I. Сызрань, С А.А. Кириков//Каталог выставки «Сызранская икона».- Самара, с.: ил. 3. Е.Г. Мочалова. Сызранская Икона//Информационный вестник. Самарская область. Этнос и Культура С Г.Молчанова. Местная иконопись//красный Октябрь. Декабрь


ПАЛЕХСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИКОНОПИСИ «Знаний, полученных за годы учебы в Палехском художественном училище, было не достаточно. Помогали Трудолюбие, Стремление бережно изучать Иконописное дело Старых Мастеров,

2 декабря 2016 779 В кафедральном соборе Ижевска появился образ всех святых годичного круга богослужения Фото: Ижевская и Удмуртская епархия На иконе, установленной в Михайловском соборе столицы Удмуртии,

Сложно представить Христианскую религию, прежде всего Православную, лишив ее поклонения святому образу Иконе. Восторг перед Иконой это постижение целостности бытия, радость смирения, единение с высшим

Карелин В.Г., Мельников Н.П. Произведения иконописи Троицкой церкви в Мире (Материалы к Каталогу движимых памятников Беларуси) В настоящем сообщении использованы материалы обследования действующих храмов

Русская икона XIV и XV в. Высший этап Феофан Грек Мощь, сила, энергия, порыв Андрей Рублев Лиризм, мягкость, плавность Дионисий Праздничность, торжество Феофан Грек Конец 14 начало 15 века высшая точка

»ÒÚËÌÌÓÂ Î Ó ÂÒÚ˪ Недавно в мастерскую «Канон» поступила на реставрацию интересная и редкая по сюжету икона «Пир царя Ирода» (собрание С.А. Фролова, илл. 1). 1 На ней изображено одно из событий Нового

Урок 5 модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКиСЭ. 4класс. Тема: Во что верят православные христиане.

Ювелирный Интернет Магазин Дари Золото Модель (код): Цена: 7"616 руб Золотая икона `Ангел Хранитель`. Размер 2,7 см. Размер без ушка 2,0 см. Золотая нательная икона требует особого исполнения.

Самостоятельная работа к теме «Кухня иконописца: как писался святой образ на Руси? Техника и технология древнерусской живописи» Используя материалы курса и электронные ресурсы напишите эссе - фантазийное

1 Начальная ступень «История Христианской Церкви» (70 часов). Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. История христианской церкви является основополагающей дисциплиной в системе

Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626-1686). Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 2 Володарского муниципального района Нижегородской области Рассмотрена на заседании Утверждено Методического совета Приказом по МБОУ

Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви Управление образования городского округа «Город Якутск» ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Ф.И.О. Дата Школа, класс Учитель

К.А. Федорова Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов ПРАОТЕЧЕСКО - ПРОРОЧЕСКИЙ И ДЕИСУСНЫЙ ЧИНЫ ИКОНОСТАСА XVII И XIX ВЕКОВ ИЗ СОБРАНИЯ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

Экспертное заключение о группе изделий ООО «ФРЕЗА» MasterTree, предложенных к рассмотрению в качестве произведений народного художественного промысла 20 февраля 2017 г. На искусствоведческую экспертизу

МБОУ ДО «Детская художественная школа 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету

Утверждаю Директор ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Е.Л. Духанина 2012 г. Календарно-тематическое планирование работы молельной комнаты в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» на 2012-2013гг. СЕНТЯБРЬ Тема:

ПЛАН РАБОТЫ кафедры лаковой миниатюрной живописи на 2016-2017 учебный год Научно-исследовательская работа Наименование работы (тема) Научный Срок Форма п руководитель выполне представления /п Ответственный

«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 01.04.19 Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с портретом» Цель: обобщить представления родителей о роли портретной живописи в эстетическом развитии дошкольников.

Рабочий лист по теме: «Культурное наследие христианской Руси» Откуда на Русь пришло христианство? Задание первое. Восточные славяне обычно называли Греческим царством, а - Царьградом. Это было сильное,

Календарно-тематическое планирование. Наименование темы. Кол-во часов Введение в предмет. 2 Россия наша Родина. 3 Самая главная встреча. 4 Введение в православную традицию. 5 Есть только одна книга. 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 36 имени генерала А.М. Городнянского г. Смоленска КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 4 класс (программа Б.М.

Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7 классов. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего

Текст 5 СИМОН ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ Задание 1. Знаете ли вы значения данных слов и выражений? Напишите напротив каждого из них перевод на родной язык. в отличие от кого? чего? (предлог) воспроизводить / воспроизвести

Православная икона [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2002. - (Электронная библиотека. Т.4). - CD. Этот диск - вклад издательства ДиректМедиа в возрождение православных традиций России.

Роль Александро-Невского Новоярмарочного собора в жизни Нижнего Новгорода «Храм это Дом Божий, Храм это школа благочестия..» (Поучение протоиерея Василия Ермакова) Выполнила: Матвеева Варвара, ученица

Облачение священнослужителей Церковнослужитель в красном (пасхальном) стихаре. Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное

«Сибирская православная иконопись» Возрождение духовных ценностей, традиционных для русского общества; В старину иконы называли «книгами для неграмотных». Сегодня языку иконописи, тому, кто изображен на

Троице-Сергиевой Лавры, на иконе «Сретение» в ГТГ, затем на гиматиях Илии и Моисея на иконе «Преображение», приписываемой Феофану Греку. 9190829591319 И сегодня лучше определить для икон удобное, красивое

Иконы www.for3d.ru Наименование Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель для ЧПУ Икона 0104 Святой

Иконы www.for3d.ru Наименование Цена, руб Икона 0001 Николая Чудотворца stl - 3d модель для ЧПУ 1650.0 Икона 0097 Лик Христа stl - 3d модель для ЧПУ 2450.0 Икона 0103 Александра Невского stl - 3d модель

Проект набора колоколов Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря Иконографическая программа новых колоколов с лицевыми изображениями для колокольни Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального

20 октября 2017 1054 Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне» Фото: public domain Теперь полотно представлено с новым названием «Амвросий Медиоланский

Тема проекта Андрей Рублев как символ православного миросозерцания Автор: Главщикова Настя Школа: ГБОУ Школа 1883 «Бутово» Класс: 7 Руководитель: Ерзылева Ирина Алексеевна Почему в современном мире оскверняют

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Направление подготовки бакалавров «Лазерная техника и лазерные технологии» 1.Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования

ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Русские народные промыслы Подготовила и провела куратор 7 класса: Басова И.А. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: Цель: Познакомить ребят с историей русских народных промыслов,

1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов икон древнего святого. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных

Проект - исследование Храм Христа Спасителя и его Храм историческая Христа и архитектурная Спасителя ценность

Разработка урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона» Выполнила учитель ОРКСЭ МБОУ ООШ 18 п. Заводской МО Ейский район: Соседка Н.Ю. 2017 г. Урок 15. Тема урока: «Икона».

Путешествие в Город мастеров Жемчужины русских промыслов Народные промыслы России Карта «Народные промыслы центральной России» «Плат Узорный» Павловский Посад город в Московской области, известен с XIV

Преподобный Андрей Рублев, иконописец Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

К 6 0 0 - Л Е Т И Ю О С Н О В А Н И Я О Б И Т Е Л И Ферапонтов монастырь в ликах и лицах ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ. 8 (АКАФИСТА) ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИНИАН 15 АРХИЕПИСКОП ИОАСАФ 20 БЛАЖЕННЫЙ ГАЛАКТИОН 31 ПРЕПОДОБНЫЙ

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени

Год книги. Наследие. Псалтирь Год книги - это повод вспомнить, что вначале было все-таки слово... В череде просветительских и культурных мероприятий, которые будут сопровождать этот год, главными действующими

Икона Божией Матери «Млекопитательница» В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на святой Афонской

Открытое приглашение к участию в международном иконографическом конкурсе на тему: «Воскресение Иисуса Христа» Общая информация о конкурсе Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП) (www.eiao.org) является

1 Платок и православие Платок и русская женщина Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось

1. Цель и задачи практики Целью творческой практики является создание эскизов проекта ансамбля икон. Задачами данной практики являются: творческое переосмысление стилистических, цветовых и композиционных

1 «Устройство православного храма и богослужение» (112 часов) Начальная ступень Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. «Устройство православного храма и богослужение» изучает

Министерство культуры РФ Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» Рабочая программа по дисциплине ВЧ. 03 Основы

ÓÄÊ 281.93 ÁÁÊ 86.372 Ï68 Ñåðèéíîå îôîðìëåíèå Êîíñòàíòèíà Êàëåíäàðåâà Ï68 Ïðàâîñëàâíûå ïðàçäíèêè / àâò.-ñîñò. Â.À. Èçìàéëîâ. Ìîñêâà : Ýêñìî, 2015. 64 ñ. (Ðåëèãèÿ. Ïðàâîñëàâíàÿ âåðà äëÿ íà èíàþùèõ). ISBN

1. Цель и задачи практики Целью копийной практики является написание списков с древних икон. При этом ставятся следующие задачи: изучение рисунка, живописных особенностей, техники и композиции древней

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 25» г. Химки 141410, Московская область, город Химки, Молодежный проезд, д. 4, телефон 8-498-720-48-10 Творческая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного

Сообщение написано семьёй Богуш Тема: «Житие преподобного Сергия Радонежского» Толковый словарик Житие описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем

УРОК 5: «Во что верят православные христиане» ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ Проповедовать учить. Собор святых славных и всехвальных апостолов от 70-ти. Икона Апостол посланник. Так называли учеников Иисуса Христа

Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для уровня среднего общего образования создана на основе: - программы для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев по учебному

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Палехское художественное училище имени М. Горького» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ 03. «Основы иконописи»

ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ Серия коллекционных медалей: «ОБРАЗЫ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ» состоит из двух серий медалей: 1 серия медали весом 1 кг и диаметром 100 мм, 2 серия медали диаметром 2 тр.унции и 5

10 сентября в Москве, в Центральном музее древнерусского искусства и культуры им.А.Рублева, открылась выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги».
В коллекции представлено более двухсот образов, выполненных в основном мастерами нашего города этому письму во второй половине XVIII – начале XX века. Выставка явилась значительным событием в культурной и музейной жизни столицы.
Сызранская икона является мощной духовной составляющей имиджа нашего города наряду с сохранившимися зданиями кремля и православных храмов. Однако не все знают о том, что такое явление, как Сызранская школа иконописи на протяжении долгого времени замалчивалось. Образов, писанных мастерами города, нет в музейных коллекциях и храмах. Более того, совсем недавно Сызранскую икону относили к «Палеху», «Мстере» или – обобщенно – к «Поволжью».
В чем же дело? Почему такое замечательное явление русской художественной культуры, как сызранская икона, долгое время оставалось анонимным?
За ответом мы обратились к самому большому знатоку сызранской иконы Андрею Александровичу Кирикову. И вот что он сказал:
- Дело в том, что Сызрань была одним из старообрядческих центров Поволжья. Она оказывала существенное влияние на духовную жизнь всего региона. Скорее всего, именно икона стала одним из инструментов распространения влияния старообрядческих общин города на соседей. Именно поэтому на официальном уровне не было признания Сызранской иконописной школы.
Андрей Александрович – уроженец Ульяновска (ранее Симбирск – центр губернии, в состав которой Сызрань входила до 1928 г.). Первую сызранскую икону он приобрел, когда еще не имел паспорта. И вот уже более 30 лет отдает своему любимому занятию все свободное время. А его было не так много в прошлом, когда Андрей Александрович служил офицером в ракетных войсках. Мало и сейчас, когда он занимается бизнесом. Тем не менее, Кириков не только собирает образа сызранского письма (да еще и меднолитую пластику), но и отдает ее в очень хорошие руки на реставрацию. В том числе - художнице нашего города Наталье Пятковой. Андрей Александрович не устает доказывать, что Сызранская школа должна занять подобающее ей место в иконописной географии России. Венцом его 30-летнего собирательства и стала выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги», организованная Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г.Москва) под эгидой Министерства культуры РФ.
Следует заметить, что музей этот располагается на территории Спасо-Андроникова монастыря, в котором имеется самое древнее сохранившееся сооружение столицы – храм во имя Спаса Нерукотворного (XV век). А в казематах обители был в свое время заточен протопоп Аввакум, не принявший нововведений патриарха Никона.
Впервые коллекция Сызранской иконы – всего более 200 образов – выставлена на всеобщее обозрение. Причем первоначально открыть экспозицию планировалось в конце мая. Но устроители отказались от этой мысли и перенесли выставку на сентябрь. Для того, чтобы именно этой значительной экспозицией открыть сезон. И они не ошиблись: успех был ошеломляющим! Многочисленные столичные знатоки русской художественной культуры были потрясены сызранской коллекцией!
Художественная, историческая и духовная ценность Сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция с характерным для него одухотворением, сдержанным колоритом, лаконичностью композиции, удлиненными пропорциями фигур, изысканной симметричностью архитектурных кулис. Совершенно точно можно утверждать, что элементы декора сызранской иконы оригинальны. Они не встречаются больше ни в каких других школах и промыслах. Именно по ним мы можем безошибочно идентифицировать образа как сызранские.
Сызранская икона исполнялась на ковчежной доске, как правило, из кипариса. Поверхность тщательно обрабатывалась, оклеивалась поволокой и залевкашивалась (левкас – название грунта в русской средневековой живописи).
Писалась икона темперой, то есть красками, в которых связующим компонентом является эмульсия из воды и яичного желтка. В качестве пигмента использовали вещества органического происхождения – глину, сажу, мел, веточки вишни и т.п. Технология темперы не допускает исправления ошибок, поэтому искусство иконописца (в отличие от живописца) предполагает долгую выучку и большую практику. Искусная рука, верный глаз и глубочайшее любовнейшее знание, переданное от отца сыну, от поколения к поколению, - вот что делает иконописца творцом русского искусства.
Сызранские образа имеют широкую пологую лузгу, спускающуюся от поля иконной доски в ковчег. Большинство работ снабжены орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменен на золотую кайму. Для сызранского образа характерна также двойная опушь (кайма) по полям. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Кстати, последнее свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Шрифт, которым подписывалась сызранская икона, - вытянутый полуустав. Таким писали старинные книги.
Итак, сызранская икона имеет характерные черты, присущие старообрядческому образу вообще, и свои, оригинальные, элементы. Ее «визитная карточка» – узорочье по лузге в форме ромашки и трилистника; образ Ангела-хранителя, который по преимуществу присутствует, а также особая колористика – она более разнообразна, чем кажется вначале. Не редкость на сызранской иконе – белый фон и многоцветье. Такой образ ярок, праздничен. Здесь нет «уныния». Колористика сызранской школы близка современному восприятию декора.
Иконы сызранского письма отнюдь не провинциальны. Они отвечают самому взыскательному вкусу ценителей иконописи.
А.А.Кириков выявил, что географию сызранской иконы представляли и мастера (всего около 70 человек) из различных близлежащих населенных пунктов. Кроме Сызрани, это Тереньга, Старый Тукшум, Сенгилей, Карсун (Симбирской губернии), Хвалынск (Саратовской), Кузнецк (Пензенской). Идеи, выдвинутые в среде сызранских мастеров, были столь значительны, что на них ориентировались иконописцы и в Казани, и на Верхней Волге.
К сожалению, в местном краеведческом музее Сызранская икона представлена лишь единичными экземплярами. Вот уж воистину: что имеем – не храним…
Выставка Сызранской иконы в Центральном музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева будет экспонироваться 3 месяца. У многих сызранцев, совершающих командировки или частные поездки в столицу, есть возможность познакомиться с духовным творчеством своих земляков-предшественников.

Сызранская икона - настоящее творение искусства, которое является ярким представителем старообрядческой иконописи. Однако об этих творениях мало кто знает. Андрей Кириков решил положить этому конец и показать всем, какое богатство есть в мире.

Сызранская икона - настоящее творение искусства, которое является ярким представителем старообрядческой иконописи. Однако об этих творениях узнали уже довольно поздно, во второй половине XIX, но первые упоминания появились еще в начале века. На сегодняшний день Сызранские иконы приобрели много поклонников за свой особый стиль и необычайное великолепие. Самой большой коллекцией этих творений владеет Андрей Кириков, который приложил немало усилий, чтобы показать их миру. Ведь в связи с постоянными преследованиями старообрядцев, которые писали эти иконы, Сызранские иконы долго скрывались, и знали о них только самые великие знатоки подобных духовных ценностей. Это послужило причиной тому, что их не выставляли на выставках, музеях и тщательно скрывали от общественности.

Андрей Кириков решил положить этому конец и показать всем, а особенно русскому народу, какое богатство есть в мире. Именно поэтому он проявил инициативу создания фильма «Тайна Сызранской иконы». Он снят в популярном детективном жанре с очень интригующим сюжетом. Благодаря этому многие люди смотрели его и проявили интерес к старообрядческой иконописи. Таким образом, Андрей Кириков достиг своей цели - Сызранской иконой заинтересовались многие ценители искусства и люди из простого народа. Но по-другому и быть не могло, ведь эта религиозная живопись, созданная в византийском и древнерусском стиле, обладает необыкновенной красотой. Это послужило причиной организации выставки, где все смогли увидеть иконы Сызранской школы, которые так долго скрывались.

Старообрядческие работы можно узнать среди всей живописи по особой стилистике и своеобразным приемам исполнения. Все Сызранские иконы писались на доске из кипариса с ковчегом, при этом ее поверхность специально обрабатывалась, окрашивалась и профилировалась. Только после этого на доске начинали писать, и то исключительно темперой, что позволяло вырисовывать с особой точностью даже мельчайшие детали. Затем икона покрывалась лаком, благодаря чему эти творения отлично сохранились до наших дней. Их отличительной чертой является двойная опуш по полям и украшение орнаментной лузгой, на некоторых экземплярах имеется золотая кайма. Все это придает им еще большую привлекательность и ценность. Теперь, благодаря активной работе Андрея Кирикова, всю эту красоту смогут увидеть многие люди. Однако его самое большое достижение в том, что все его действия способствуют восстановлению пробелов в истории и культуре России.

Последние материалы сайта