Какая рыба ловится на озере шарташ. Путешествие вокруг озера Шарташ с Майдаником Б.З. Особый статус озера Шарташ

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Священник: Благословен Бог наш… .

Чтец: Аминь. Приидите, поклонимся… (3). Псалом 103: Благослови, душе моя, Господа… Слава и ныне: Аллилуия, Аллилуия, Слава Тебе, Боже… (3).
Священник во время чтения Предначинательного псалма на амвоне тайно читает 7 светильничных молитв.

Диакон: Мирная (Великая) ектения: Миром Господу помолимся…

Клирос: Аминь.

Чтец: стихословит рядовую (положенную по Уставу) кафизму.

Священник: Возглас: Яко Твоя держава… .
Клирос: Аминь.

Стихеры на Господи воззвах:
Канонарх: Глас N (по гласу первой стихеры Октая); Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..
Клирос: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… , Да исправится молитва моя…
Канонарх, чтец:Положи, Господи… (до пометы на 6).
Канонарх: стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит…
Клирос: поет окончание стиха: Яко у Тебе очищение есть и далее - первую стихеру Октая.

Примечание :
Всего поется 6 стихир (3 - Октая, 3 - Минеи). Перед каждой стихерой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а Клирос поет окончание стиха и очередную стихеру. При смене гласа стихеры (если следующая стихера другого гласа) или группы стихер, Канонарх перед стихом произносит: Глас N (по гласу стихеры, например, Минеи) и первую половину очередного стиха, Клирос допевает стих на новый глас и поет очередную стихеру на этот же глас.

Канонарх: Слава, глас N (по гласу стихеры-славы Минеи).
Клирос:Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (Слава:) Поется стихера-славник Минеи.
Канонарх: И ныне, глас тойже.
Клирос: И ныне: Богородичен: 1) по гласу стихеры-славы Минеи; 2) с учетом дня седмицы.

Примечание :
1) под среду и пятницу на И ныне: поется Крестобогородичен, который находится в Минее наряду.
2) Если в Минее наряду печатается Слава и ныне: Богородичен, то Устав определяет: Канонарх: Слава и ныне, глас N (по гласу Богородична Минеи наряду) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клирос: И ныне: поется Богородичен из Минеи наряду.

Клирос: Свете тихий... .
Диакон: Вонмем!
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему.
Диакон: Премудрость, вонмем, прокимен Псалом Давыдов (прокимен дня).
Клирос: Поет прокимен дня на соответствующий глас.
Диакон: Стих прокимна дня.
Клирос: Прокимен дня.
Диакон: Повторяет 1-й стих прокимна.
Клирос: Повторяет 1-й стих прокимна.

Чтец: Сподоби, Господи... .
Диакон: Просительная ектения: Исполним вечерния молитвы наша… .
Священник: Возглас: Яко благ и Человеколюбец... .
Клирос: Аминь.
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните!
Клирос: Тебе, Господи.
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: Господи, Боже наш, приклонивый небеса… .
Священник: Возглас: Буди держава царствия Твоего... .
Клирос: Аминь.

Стихеры на стиховне:






Канонарх: Слава, глас N (по гласу стихеры-славника Минеи).
Клирос:Слава: и поет стихеру-славник Минеи.
Канонарх: И ныне, глас тойже.
Клирос:И ныне: и Богородичен: 1) по гласу стихеры-славника; 2) с учетом дня седмицы.

Примечание :

Если в Минее на стиховне нет стихеры-славы, то Устав определяет: Канонарх: Слава и ныне, глас тойже. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клирос: И ныне: и поет Богородичен Октая.

Чтец: Ныне отпущаеши... Трисвятое по Отче наш... .


Клирос: Аминь. Тропарь святого (единожды). Слава и ныне: Богородичен: 2) с учетом дня седмицы; 3) с надписанием: по Ныне отпущаеши (или на вечерни) и на Бог Господь.



Клирос: Аминь.

Диакон:Премудрость!
Клирос: Благослови.

Утреня

Священник: Слава Святей… .
Чтец: Аминь. Слава в вышних Богу… (3).
Господи, устне мои отверзеши… (2).
Эксапсалмы (Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142): после первых трех псалмов и по окончании чтения Шестопсаломия: Господи, помилуй (3) Слава и ныне: Аллилуия... (3) .

Священник во время чтения Эксапсалмов тайно читает 12 утренних молитв: 6 - перед Престолом в Алтаре, 6 - на амвоне перед Царскими вратами.

Диакон: Мирная (Великая) ектения: Миром Господу помолимся… .
Священник: Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава… .
Клирос: Аминь.

Диакон: Бог Господь и явися нам... .
Клирос: Бог Господь и явися нам... во глас тропаря святого Минеи.
Диакон: стих 1-й: Исповедайтеся Господеви яко благ... .

Диакон: стих 2-й: Обышедше обыдоша мя... .
Клирос: Бог Господь и явися нам... .
Диакон: стих 3-й: Не умру, но жив буду... .
Клирос: Бог Господь и явися нам... .
Диакон: стих 4-й: Камень, его же небрегоша зиждущии... .
Клирос: Тропарь святого (дважды).
Слава и ныне: Богородичен
1) по гласу тропаря святого Минеи;
2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: по Ныне отпущаеши (или на вечерни) и на Бог Господь.


Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь; и читается первая Слава первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Первая Слава оканчивается словами чтеца Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Клирос: И ныне:. Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (3); Господи помилуй (3); Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Чтец: И ныне:; и читается вторая Слава первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Вторая Слава оканчивается словами чтеца Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Клирос: И ныне и присно и во веки веков. Аминь; Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (3); Господи помилуй (3); Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь; и читается третья Слава первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы. Третья Слава оканчивается словами чтеца Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь; Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (3).
Чтец: Господи, помилуй (3); и читает Седален Октая с надписанием: по первом стихословии, Слава и ныне: Богородичен Октая там же.
Клирос: Господи помилуй (3), Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.
Чтец: Господи, помилуй (3); и читает Седален Октая с надписанием: по втором стихословии, Слава и ныне: Богородичен Октая там же.

Здесь может читаться третья рядовая кафизма, положенная по Уставу в период с 22 сентября по 20 декабря по старому стилю. Порядок ее исполенения такой же, как и первой кафизмы. После прочтения кафизмы читается седален Октая по третьем стихословии.

Клирос: Господи помилуй (3), Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Чтец: И ныне:;

Псалом 50.

Канон:

На вседневной утрени читаются каноны: два канона Октая и третий канон - святого Минеи (но если в Минее 2 канона, то читается 2 канона Октая и 2 канона Минеи. Больше четырех канонов не читается).
На вседневной утрени по Уставу канон читается на 14 тропарей с ирмосом: первый канон Октая - на 6 тропарей с ирмосом, второй канон Октая - на 4 тропаря без ирмоса и канон святого Минеи - на 4 тропаря без ирмоса.
Катавасия по 3, 6, 8, 9 песням канона. Катавасией служит ирмос последнего канона (то есть канона Минеи).

По 3-й песни:
Диакон: Малая ектения: Паки и паки... .
Священник: Возглас: Яко Ты еси Бог наш… .
Клирос: Аминь.
Чтец: Седален святого Минеи, Слава и ныне: Богородичен канона Минеи.

По 6-й песни:
Диакон: Малая ектения: Паки и паки... .
Священник: Возглас: Ты бо еси Царь мира… .
Клирос: Аминь.
Чтец: Кондак и икос канона Минеи.

По 8-й песни:
Диакон: Богородицу песньми... .
Клирос: Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа… с припевом: Честнейшую херувим…
Во время пения Честнейшую совершается полное каждение храма.

По 9-й песни:
Клирос: Достойно есть яко воистину…
Диакон: Малая ектения: Паки и паки... .
Священник: Возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя… .
Клирос: Аминь.
Чтец: Светилен (Ексапостиларий) дневной: с учетом дня седмицы.
Слава: Светилен святого Минеи (если есть).
И ныне: Богородичен егоже (то есть писанный при светильне святого Минеи).

Примечание:

Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Светилен (Ексапостиларий) дня, затем Слава и ныне: Богородичен егоже. Под среду и пятницу читается Крестобогородичен, который находится в Приложении Октая при светильне дневном.

Чтец: Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) со слов: Хвалите Господа с небес… .
Тебе слава подабает… .
Слава Тебе, показавшему нам свет.
Вседневное славословие (седмичная редакция): Слава в вышних Богу… .

Диакон: Просительная ектения: Исполним утреннюю молитву нашу... .
Священник: Возглас: Яко Бог милости и щедрот… .
Клирос: Аминь.
Священник: Мир всем!
Клирос: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним!
Клирос: Тебе, Господи.
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: Господи святый, в вышних живый… .
Священник: Возглас: Твое бо есть еже миловати... .
Клирос: Аминь.

Стихеры на стиховне:

Канонарх: Глас N (по гласу первой стихеры на стиховне Октая) и возглашает первую фразу первой стихеры (Октай).
Клирос: поет первую стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 1-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 1-го стиха и 2-ю стихеру Октая.
Канонарх: возглашает 2-й стих (до последней запятой).
Клирос: поет окончание 2-го стиха и 3-ю стихеру Октая.
Канонарх: Слава и ныне, глас тойже. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Клирос: И ныне: и поет Богородичен Октая, а в среду и пяток - Крестобогородичен.

Чтец: Благо есть… Трисвятое по Отче наш... .
Священник: Возглас: Яко Твое есть царство...
Клирос: Аминь.
Тропарь святого.
Слава и ныне: Богородичен:
1) по гласу тропаря святого Минеи;
2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: в конец утрени.

Диакон: Сугубая ектения (сокращенная) : Помилуй нас, Боже... .
Священник: Возглас: Яко Милостив... .
Клирос: Аминь.

Диакон: Премудрость!
Клирос: Благослови.
Священник: Сый Благословен Христос Бог наш...
Клирос: Аминь. Утверди Боже...

Детально: последование утрени для клироса - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых читателей.

8 апреля 2018 года. Светлое Христово Воскресение ПАСХА. (doc rtf pdf) Последование включает: Полунощницу, Заутреню, Часы, Литургию и Пасхальную вечерню.

7 апреля 2018 года. Благовéщение Пресвятой Богородицы в Великую Субботу. (doc rtf pdf) Включает вечерню Великой Пятницы с выносом Плащаницы.

Последнее обновление страницы: 10.08.2017 18:14:44

Тексты, собранные на этой странице, помещаются в следующих видах.

  • В виде сверстанной и полностью готовой к печати публикации в формате PDF. Ссылки для скачивания этих файлов обозначены значком. Для просмотра и печати файлов в этом формате необходимо иметь программу Adobe Acrobat Reader.
    Внимание ! Не рекомендуется открывать тексты в окне браузера с помощью браузерных плагинов для просмотра PDF-файлов, поскольку они могут некорректно отображать надстрочные знаки. Необходимо скачивать тексты на компьютер.
    Для практического удобства тексты выкладываются не только в цветном виде, но и в черно-белом для печати на лазерных принтерах. В черно-белом варианте красный цвет заменен серым с 40-50%-ной плотностью. Практика показывает, что эта плотность в большинстве случаев обеспечивает оптимальный внешний вид текста. Перед печатью следует убедиться, что на вкладке «Графика» используемого драйвера принтера в качестве значения параметра «Передача полутонов» установлено «Точная» (в англоязычном варианте – «Fine»), иначе буквы, выделенные серым цветом, будут печататься с очень грубым растром.
  • В виде исходного текста той же публикации, сохраненного в межплатформенном формате RTF (Rich Text Format), пригодном для корректировки таких файлов любыми программами обработки текстов. Ссылки для скачивания таких файлов обозначены значком. Все церковно-славянские тексты отформатированы шрифтами семейства Orthodox; для примечаний, как правило, использован Елизаветинский шрифт.

Последование Божественной литургии

  • Текст в формате RTF

Последование всенощного бдения

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная цветная брошюра в формате PDF:

Великий пост

Великий канон прп. Андрея Критского

  • Текст в формате RTF

Последование молебного пения в Неделю торжества Православия

  • Текст в формате RTF
  • Брошюра в формате PDF:

Последование литургии Преждеосвященных Даров

  • Текст в формате RTF

Страстная седмица

Последование утрени в Великий Четверток

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра с нотами в формате PDF:

Последование часов, вечерни и литургии в Великий Четверток

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра с нотами в формате PDF:

Последование утрени в Великий Пяток

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра с нотами в формате PDF:

Последование утрени в Великую Субботу (Погребение Плащаницы)

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра с нотами в формате PDF:

Последование часов, вечерни и литургии в Великую Субботу

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра с нотами в формате PDF:

Последование вечерни в неделю Пятидесятницы

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра для клироса (с нотами) в формате PDF:
  • Сверстанная брошюра для священнослужителей в формате PDF:

Молебны и акафисты

Последование малого освящения воды (Водосвятный молебен):

  • Текст в формате RTF
  • Сверстанная брошюра в формате PDF:

Акафист свт. Николаю:

  • Для домашнего чтения:
  • Для пения в храме:
  • В гражданской орфографии:
    • текст в формате RTF

Оглавление [Показать]

Разное

  • Келейные книжицы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Серия рукописных книжиц, составленных и собственноручно написанных о. Иоанном (Крестьянкиным), содержащих любимые молитвы Батюшки, покаянные размышления и святоотеческие наставления.

Устав-схема Всенощного Бдения

Краткий устав-схема Всенощного бдения

Вечерня великая (в соединении с утреней)

Отверзаются царские врата. Каждение алтаря.

Диакон: Востаните.

Хор: Господи, благослови.

Священник: Слава Святей…

Приидите, поклонимся… (трижды). Каждение всего храма.

Хор: Благослови, душе моя, Господа… (псалом 103-й).

Закрываются царские врата.

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся. Яко подобает Тебе… (возглас).

Пение 1-го антифона 1-й кафизмы. И чтение 1-й кафизмы

Ектения малая: Паки и паки… Яко Твоя держава…

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах.

(Каждение всего храма.)

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата. Вход с кадилом.

Свете Тихий

Прокимен.

Закрываются царские врата.

Паримии (если есть).

Ектения сугубая: Рцем вси… Яко Милостив и Человеколюбец…

Сподоби, Господи…

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву… Яко Благ и Человеколюбец…

Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши… Трисвятое. Отче наш… Яко Твое есть Царство…

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)

Благословение хлебов (если была лития).

Буди Имя Господне…

Благословлю Господа… (Псалом 33-й), кончая словами: …не лишатся всякого блага.

Благословение Господне на вас… Аминь.

Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая. Яко подобает Тебе всякая слава…

Бог Господь, и явися нам…

Малые ектении.

Отверзаются царские врата.

Полиелей. Хвалите Имя Господне… Величание (если есть).

Каждение всего храма.

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися…

Ектения малая. Яко благословися Имя Твое…

Степенны (антифоны).

Вынос Евангелия.

Прокимен.

Чтение Евангелия.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше…

50-й псалом.

Слава. Молитвами Апостолов…

И ныне. Молитвами Богородицы…

Помилуй мя, Боже… (1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя… Милостию и щедротами…

Закрываются царские врата.

После 3-й песни канона малая ектения. Яко Ты ecu Бог наш…

После 6-й песни канона малая ектения. Ты бо еси Царь мира…

По 8-й песни канона:

Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим.

Каждение всего храма.

Величит душа Моя Господа…

По 9-й песни канона малая ектения. Яко Тя хвалят вся Силы небесныя…

Ексапостиларий (светилен).

Всякое дыхание…

Стихиры на хвалитех. И ныне. Богородичен.

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет.

Славословие великое.

Тропарь отпустительный и Богородичен.

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже… Яко Милостив и Человеколюбец…

Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву… Яко Бог милости и щедрот…

Премудрость. Благослови. Сый благословен…

Утверди, Боже…

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Честнейшую Херувим…

Слава Тебе, Христе Боже… Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий. Многолетие.

Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

Краткий устав-схема Часов

Первый час

(После отпуста утрени.)

Пс. 5: Глаголы моя внуши, Господи…

Пс. 89: Господи, прибежище был еси нам…

Пс. 100: Милость и суд воспою…

Слава, и ныне.

Аллилуиа (трижды).

Господи, помилуй (трижды).

И ныне – Богородичен: Что Тя наречем…

Стопы моя направи… Да исполнятся…

Трисвятое

Отче наш.

Кондак праздника или святого.

Господи, помилуй (40 раз).

Иже на всякое время…

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Честнейшую Херувим…

Боже, ущедри ны…

Христе, Свете истинный…

Взбранной Воеводе…

Слава Тебе, Христе Боже…

Слава, и ныне.

Господи, помилуй (трижды).

Благослови. Отпуст.

Третий час

Благословен Бог наш…

Царю Небесный…

Трисвятое.

Отче наш.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 16: Услыши, Господи, правду мою…

Пс. 24: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…

Пс. 50: Помилуй мя, Боже…

Слава, и ныне.

Аллилуиа (трижды).

Господи, помилуй (трижды).

Слава – тропарь праздника или святого.

И ныне – Богородичен: Богородице, Ты еси лоза…

Господь Бог благословен…

Трисвятое.

Отче наш.

Кондак праздника или святого.

Господи, помилуй (40 раз).

Иже на всякое время…

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Честнейшую Херувим…

Именем Господним благослови, отче.

Молитвами святых отец наших…

Владыко, Боже Отче Вседержителю…

Шестой час

(После молитвы третьего часа.)

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 53: Боже, во имя Твое спаси мя…

Пс. 54: Внуши, Боже, молитву мою…

Пс. 90: Живый в помощи Вышняго…

Слава, и ныне.

Аллилуиа (трижды).

Господи, помилуй (трижды).

Слава – тропарь праздника или святого.

И ныне – Богородичен: Яко не имамы дерзновения…

Скоро да предварят ны…

Трисвятое.

Отче наш.

Кондак праздника или святого.

Господи, помилуй (40 раз).

Иже на всякое время…

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Честнейшую Херувим…

Именем Господним благослови, отче.

Молитвами святых отец наших…

Молитва: Боже и Господи сил…

Девятый час

Благословен Бог наш…

Царю Небесный…

Трисвятое.

Отче наш.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся (трижды).

Пс. 83: Коль возлюбленна селения Твоя…

Пс. 84: Благоволил ecu, Господи, землю Твою.

Пс. 85: Приклони, Господи, ухо Твое…

Слава, и ныне.

Аллилуиа (трижды).

Господи, помилуй (трижды).

Слава – тропарь праздника или святого.

И ныне – Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы…

Не предаждь нас до конца…

Трисвятое.

Отче наш.

Кондак праздника или святого.

Господи, помилуй (40 раз).

Иже на всякое время…

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Честнейшую Херувим…

Именем Господним благослови, отче.

Боже, ущедри ны…

Молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш…

Диакон: Благослови, владыко.

Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи помилуй . (На каждое прошение.)

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем , всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Хор: Аминь.

Антифоны изобразительные

Первый антифон

Вседневные антифоны (они напечатаны после изобразительных,) положено петь в будни,за исключением особых указаний.

Благослови, душе моя, Господа./ Благословен еси, Господи. / Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его.

Благослови, душе моя, Господа, / и не забывай всех воздаяний Его.Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющаго вся недуги твоя.Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: / обновится, яко орля, юность твоя.. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.. Щедр и милостив Господь, /долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, / яко цвет сельный, тако оцветет. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его / творити я.Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа, ангели Его, / сильнии крепостию, творящии слово Его, / услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа, вся дела Его, /на всяком месте владычества Его.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя, имя святое Его. / Благословен еси, Господи.

Ектения малая

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей:

Хор: Аминь

Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Второй антифон

Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в них же несть спасения. Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут. вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.

Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим Г осподь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Господу Иисусу Христу

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь

Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Третий антифон. Блаженны

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищий духом, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, / яко тии утешатся.

Блажени кротции, / яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.

Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на небесех Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антифоны вседневные (будничные)

Антифон 1-й

Благо есть исповедатися Господеви. .

Благо есть исповедатися Господеви,/ и пети имени Твоему, Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

1Возвещати заутра милость Твою,/ и истину Твою на всяку нощь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Яко прав Господь Бог наш,/ и несть неправды в Нем. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

И ныне и присно и во веки веков. Амин. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Антифон 2-й

Господь воцарися, в лепоту облечеся. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Господь воцарися, в лепоту облечеся,/ облечеся Господь в силу, и препоясася. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Ибо утверди вселенную,/ яже не подвижится. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Свидения Твоя уверишася зело:/ дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Слава, и ныне:

Песнь Господу Иисусу Христу

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, / и изволивый спасения нашего ради / воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, / непреложно вочеловечивыйся; / распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, / един Сый Святыя Троицы, / спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Антифон 3-й

Приидите возрадуемся Господеви,/ воскликнем Богу Спасителю нашему. Спаси ны, Сыне Божий,/ во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Предварим лице Его во исповедании,/ и во псалмех воскликнем Ему: Спаси ны, Сыне Божий,/ во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Яко Бог Велий Господь,/ и Царь Велий по всей земли. Спаси ны, Сыне Божий,/ во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Яко в руце Его вси концы земли,/ и высоты гор Того суть. Спаси ны, Сыне Божий,/ во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете. Спаси ны, Сыне Божий,/ во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Вход с Евангелием

Диакон: Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Диакон (возглашает): Премудрость, прости.

Хор: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа.

Тропари и кондаки

чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.)

Диакон: Вонмем.

Чтение Апостола. Когда чтение закончится, иерей говорит чтецу: Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа, глас…

Хор поет “Аллилуиа”- трижды на указанный глас, чтец произносит аллилуиарий (особые стихи, напечатанные там же, где и прокимены (в конце Апостола, например).) хор: “Аллилуиа”, чтец - второй стих аллилуиария, хор пост в третий раз “Аллилуиа”.

Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста).

Священник, благословляя его, произносит: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь.

Иерей: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа. Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: От (имя) святаго Евангелиа чтение.

Хор:

Иерей: Вонмем.

И читается Евангелие. По окончании чтения

хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Ектения сугубая

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй .

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй . (Трижды, на каждое прошение)

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях. зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

В некоторые дли церковного года (кроме двунадесятых и храмовых праздников) за сугубой ектенией читается следующая ектения об усопших, при открытых царских аратах и с кадильницей:

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи помилуй . (на каждое прошение).

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Бсзсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи .

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй .

Иерей: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих (имени), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Царские врата закрываются

Ектения об оглашенных

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви.

Хор: Господи, помилуй , (На каждое прошение,).

Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.

Огласит их словом истины.

Открыет им Евангелие правды.

Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.

Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи .

Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь .

Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдитс; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй .

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Малая ектения

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй . (На каждое прошение).

О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Отверзаются царские врата

Хор: Аминь , и поет Херувимскую песнь ( Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется “Вечери Твоея Тайныя…”, а в Великую субботу - “Да молчит всякая плоть…”.)

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…

Великий вход

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), (имя епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иерей: Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и прирно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Просительная ектения

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй . (На каждое прошение) .

О предложенных честных Дарех Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи. (На каждое прошение).

Прощения и оставления грехов и прегрсшений наших, у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во реки веков.

Хор: Аминь .

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему .

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа , Троицу Единосущую и Нераздельную .

Диакон: Двери, двери, премудростию вонмем.

Открывается завеса царских врат

Символ веры

1Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погрсбенна. воскресшаго в третий день по Писанием. 6И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино Крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити.

Хор: Милость мира, Жертву хваления .

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних .

Иерей: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. (На литургии св. Василия Великого эти возгласы начинаются словами: “Даде святым Своим учеником и апостолом, рек…”.)

Хор: Аминь.

Иерей: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь .

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Хор: Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш .

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

(В двунадесятые праздники и их попразднства вместо “Достойно…” поется припев и ирмос 9-й песни канона (так наз, “застойник”),- они указаны в службах праздников. В Великий четверг поется ирмос 9-й песни “Странствия Владычня…”, в Великую субботу - «Не рыдай Мене, Мати…”, в Неделю ваий - “Бог Господь…”.

Если же литургия св. Василия Великого, вместо “Достойно… поем: “О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.”)

Иерей: В первых помяни Господи, Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального епископа ), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоей истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Всликолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Ектения просительная

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй . (На каждое прошение).

О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.

Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.

О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна,.у Господа просим.

Хор: Подай, Господи . (На каждое прошение).

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.

Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:

Хор (или все молящиеся): Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните,

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Закрываются царские врата и завеса.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Святая святым.

Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Причастны

(Любой причастен заканчивается троекратным “аллилуиа”. Устав о пении причастных стихов находится в богослужебных книгах вместе с уставом о прокимнах и аллилуариях, и за редким исключением подобен последним, т. е. когда читается два Апостола, поется два причастна, однако “аллилуиа” поется только после второго. Праздничные причастны указаны в службах праздников.)

В воскресенье: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В понедельник: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Во вторник:

В среду:

В четверг:

В пятницу: Спасение соделал еси посреде земли, Боже.

В субботу: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

В праздники Богородицы: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В праздники апостолов: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В дни памяти святых: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Открываются царские врата.

Диакон, вынося Святую Чашу, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите!

Передает Чашу священнику.

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.( В пасхальную седмицу поется “Христос воскресе… ”.)

Иерей (и с ним все, желающие причаститься): Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Причащая мирян, иерей говорит: Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную.

Хор (во время причащения): Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите .(В Великий четверг поется “Вечери Твоея тайныя…”; а пасхальную седмицу - “Христос воскресе…”.)

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое,

Хор; Видехом Свет истинный,/ прияхом Духа Небеснаго,/ обретохом веру истинную,/ Нераздельней Троице покланяемся:/ Та бо нас спасла есть .(Вместо “Видехом свет истинный…” от Пасхи до отдания поется “Христос воскресе из мертвых…”; от Вознесения до отдания - тропарь Вознесения; а Троицкую родительскую субботу - “Глубиною мудрости…”)

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша/ хваления Твоего, Господи,/ яко да поем славу Твою,/ яко сподобил еси нас причаститися/ Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам;/ соблюди нас во Твоей святыни,/ весь день поучатися правде Твоей./Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. (В Великий четверг вместо “Да исполнятся…” поется “Вечери Твоея тайныя…”; в пасхальную седмицу “Христос воскресе…”.)

Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй .

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем,

Хор: О имени Господни .

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй .

Молитва заамвонная

Иерей (стоя пред амвоном}: Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды )(На пасхальной седмице поется “Христос воскресе…”)

Псалом 33

(На пасхальной седмице поется многократно “Христос воскресе..”.)

Хор: Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя./да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите, и видите, яко благ Господь;/ блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша:/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидйте, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи.скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающий на Него.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.(На Пасху, в пасхальную седмицу и в отдание Пасхи вместо “Слава Тебе, Христе Боже…” священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ”, а хор заканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”. От Недели о Фоме до отдания Пасхи священник произносит: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе”, я хор поет “Христос воскресе…” (Трижды)

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослови .

Иерей произносит отпуст (в воскресенье)

Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (или: проголосовавших: 3

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, 1 отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» 2 (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20). Затем «Слава, и ныне», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»… - «Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» - «Предстательство христиан непостыдное…».

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Благословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветхом Завете заповедано было Богом, «да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано» (Исх. 30, 7). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», то есть дверью, и кадит престол.

Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. «Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и священник, егда имать рещи: «Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения священник произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: «Яко милостив…» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…».

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, а именно: третий, тридцать седьмой, шестьдесят второй, восемдесят седьмой, сто второй и сто сорок второй . Оно предваряется следующими литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из пятидесятого псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмия (то есть 3, 37 и 62).

Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (то есть 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

После шестопсалмия следует великая ектения «Миром Господу помолимся», после которой диакон произносит «Бог Господь…» со стихами.

Хор в ответ поет: «Бог Господь…» (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если священник служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь» со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом. 1

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следующем порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на «Слава, и ныне» - Богородичен (по гласу тропаря) из четвертого приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» - тропарь другому святому - (один раз) и на «И ныне» - Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» - святому, «И ныне» - празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды) 1 , «Господи, помилуй» (трижды).

Далее читается седален. 2 Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после третей песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.). После седальна последней кафизмы читается 50 псалом, за которым следует канон.

Канон состоит из девяти песней. Первый стих каждой песни называется ирмосом , то есть «связью» - образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.

Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» является указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Одиннадцатая глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия » - «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после третьей, шестой, восьмой и девятой песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, то есть ирмос поется только в качестве катавасии. В девятнадцатой главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После третей, шестой и девятой песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (то есть третья, шестая и девятая) сопровождаются: третья - ипакои и седальном, шестая - кондаком и икосом; девятая - светильном и экзапостиларием. 1

Во время чтения восьмой песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 глава).

Хор поет: «Величит душа моя Господа…».

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами «Величай, душе моя…». Об этом подробно рассказывается в двадцатой главе Типикона «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После девятой песни, если совершается вседневная служба, поется «Достойно есть…», а затем - малая ектения. Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами. После ектении положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая (шестнадцатая) глава «О светильных на утрене. По девятой песни, после «Достойно» како глаголются в седмице; кроме недели». В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» - светилен Минеи, на «И ныне» - «Богородичен», а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется светилен Октоиха, на «И ныне» - Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование

святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются «хвалитными ».

«Хвалите Господа с небес…» (148);

«Воспойте Господеви песнь нову…» (149);

«Хвалите Бога…» (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне из Октоиха - особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш…». После возгласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в пятьдесят второй главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» Затем: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Оригинал: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/voskhodu-solnca-i-solnca

Мы беседуем с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской духовной семинарии Алексеем Кашкиным о православном богослужении. Тема нашего сегодняшнего разговора - утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл.

Всему живому свойственно откликаться на восход солнца, и человек не исключение; но человек при этом разумен и духовен. Утреннее богослужение, наверное, издревле пришло в нашу церковную жизнь?

Да, переход от ночи ко дню освящался богослужением с ветхозаветных времен, а у христиан утреня появилась в первые века христианства. Конечно, изначально ее чин отличался от сегодняшнего: от того времени в нашем чинопоследовании остались только отдельные псалмы, например, псалом 62, воспетый Давидом в пустыне Иудейской:Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя . С древних времен лучшие духовные поэты, гимнописцы - например, Роман Сладкопевец - составляли песнопения для утрени. Сегодня утреню можно назвать основным богослужением суточного круга (напомним, что Божественная литургия не входит в суточный круг): она самая продолжительная, и именно на нее приходится максимальное количество праздничных песнопений. Студийский и Иерусалимский уставы закрепили утреню в современном виде, а с момента появления Иерусалимского устава Церковь в особенно торжественные дни - воскресные, великие праздники и дни памяти наиболее почитаемых святых - совершает ее в составе всенощного бдения, то есть вечером.

- С какого момента всенощного бдения начинается утреня?

Возглас «Благословение Господне на вас» относится еще к вечерне. Начало утрени - ангельское славо­словие и за ним чтение шестопсалмия. Почему эти шесть псалмов - 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й - читаются именно в начале утрени? Первая часть всенощного бдения, вечерня - это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие - это переход к Новому Завету. Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему (Лк. 2 , 14): Слава в вышних Богу, и на земле мир ), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте. Шестопсалмие, как говорит Типикон,- это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Шестопсалмие призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже - во время полиелея.

- Что ждет нас после шестопсалмия?

Мирная ектения («Миром Господу помолимся…»), такая же, как и на вечерне. И затем песнопение Бог Господь, и явися нам (Пс. 117 , 27). Эти слова из псалма символически указывают на Пришествие в мир Спасителя. Далее поются тропари празднику, который уже настал. И затем читаются кафизмы, то есть определенные части Псалтири. Как уже сказано, утреня символически изображает новозаветное время - время по Пришествии Христа; а псалмы - это ветхозаветные тексты. Поэтому момент чтения Псалтири перед полиелеем может восприниматься как подготовительный и отчасти покаянный.

- Что такое полиелей?

Это наиболее торжественная часть не вседневной, а именно праздничной утрени, то есть той, что в нашей практике совершается накануне праздников и вечером в субботу. В это время храм максимально освещен; совершается каждение всего храма; псалмы, которые поются на полиелее, прославляют, хвалят Господа. В состав полиелея входят псалмы 134‑й (Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа ) и 135‑й, в котором много раз повторяется припев или рефрен яко в век милость его . По-гречески милость - «элеос». А «поли» означает «много», отсюда и само слово - полиелей.

Затем в храме звучит величание праздника. По субботам прославляется воскресный день - день, когда мы воспоминаем Воскресение Христово - и к полиелею добавляются воскресные песнопения. Если уточнить терминологию, то полиелеем надлежит называть лишь эти два псалма - 134‑й и 135‑й, но не будет большой ошибки, если мы назовем полиелеем всю наиболее торжественную и радостную часть утрени - до канона. То есть именно ту часть, которая приобщает нас к событию праздника. Здесь звучит прокимен, стихира праздника; читается Евангелие праздника, по субботам - те страницы, которые повествуют о Воскресении Христа. Это сердцевина утреннего богослужения. А затем читается молитва литии (напомним, что лития - усиленное моление на вечерне) «Спаси, Боже, люди Твоя», в которой перечисляются имена наиболее чтимых святых. С 2011 года - с момента учреждения празднования Собору Саратовских святых - мы, саратовцы, слышим в своих храмах имена тех из них, кто входит в Собор.

- Теперь о каноне утрени…

Канон - это сложное гимнографическое произведение, состоящее в нашей практике из восьми песней. Его содержание - разностороннее осмысление празднуемого события; он показывает событие праздника в разных смысловых аспектах. В каноне находят отражение многие богословские идеи, связанные с празднуемым событием. Именно поэтому канон можно назвать центральным песнопением праздника.

Многие каноны написаны выдающимися церковными авторами VII-IX веков и по сей день занимают достойное место в нашем богослужении. К канону утрени нужно относиться максимально внимательно: к сожалению, в практике у нас во время канона совершается елеопомазание, которое отвлекает многих прихожан и мешает им воспринимать слова канона.

Многим нашим прихожанам свойственно некое потребительское или даже магическое отношение к этому действию. Человек, у которого нет времени или желания стоять всю всенощную, норовит забежать на одно только помазание - и дальше по своим делам. А есть ли в таком забегании смысл?

Обряд помазания на утрене давний, он известен с XIII–XIV века. Правда, тогда он совершался не во время, а после утрени. Как уже сказано, утреня была тогда другой, наиболее торжественным ее моментом, вершиной был именно конец, и за ним следовало помазание. При этом елей брали из лампады, горящей перед иконой праздника. Таким образом, это была своего рода печать, приобщение человека к торжеству Церкви. Сейчас у нас помазание совершается тоже после самой торжественной части утрени, но не в конце: оно совмещается с целованием Евангелия и иконы праздника, которое в старину предписывалось совершать после величания. Масло при этом используется то, которое освящалось на вечерне, хотя освящение на вечерне по смыслу - это именно освящение пищи (вспомним: «Благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей…»). Но, как и в минувшие века, этот обряд приобщает христиан к радости, к празднику. Никакого дополнительного смысла в помазании нет. С этой точки зрения, игнорировать праздничное богослужение и забегать в церковь на одно только помазание - действие, лишенное смысла. Помазание елеем на утрене не является таинством, елей не обладает целительным действием. Беда наша, наверное, в том, что у нас нет подлинного внимания к богослужению, к молитвословию, к тем смыслам, которые оно содержит, и потому наше сознание ухватывается за действие, за что-то вещественное - это легче воспринимается.

И все же мы ждем не только помазания. Мы всегда с волнением ожидаем, когда запоют «Честнейшую херувим» и зазвонят в колокола…

Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» с припевом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» - это, к сожалению, единственная из девяти библейских песней, которые раньше пелись на утрене и которые поются теперь только Великим постом. Возможно, она оказалась выделена из всех, потому что Богородица почитается гораздо больше всех праведников Ветхого Завета. «Честнейшую херувим…» - это на самом деле ирмос Космы Маюмского, написанный для девятой песни Канона Великой Пятницы, но он стал жить своей, отдельной от бого­служения Страстной Седмицы жизнью и поется теперь с Песнью Богоматери. Эта песнь во время утреннего богослужения - свидетельство особого, сугубого почитания Богородицы; Великим постом она поется с земными поклонами.

Мы приблизились к самому радостному моменту утрени: к возгласу священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» и к Великому славословию…

Это, по сути, вторая вершина утрени после полиелея. Великое славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение» - это очень древний текст, примерно IV века, он составлен из многих библейских стихов: на всяк день благословлю Тя (Пс. 144 , 2), благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118 , 12). Очень красивое песнопение, торжественный момент. Как и во время полиелея, храм максимально освещен - включается паникадило. Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» - это благодарность Богу за наступление нового дня.

В конце утрени, перед отпустом, мы слышим песнопение «Утверди, Боже, святую православную веру…». В старину оно было многолетием, провозглашаемым государю, патриарху, архиерею. Отпуст - краткое молитвословие, начинающееся словами «Христос истинный Бог наш…». Это итог всего богослужения, черта, которую подводят под ним. И это пастырское благословение верующим после богослужения.

Газета «Православная вера» № 22 (522)

Алексей Кашкин

Марина Бирюкова

Последние материалы сайта