Древнерусская культура презентация по истории. Презентация "древнерусская культура". Исторические условия формирования

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Устное народное творчество

Что мы подразумеваем
под термином УНТ?
Песни
Былины
Сказания
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный
добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в
стольный Киев-град.
Дай подъехал он ко славному ко
городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не
проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А. Васнецов. Три богатыря.
Вы узнали отрывок?

Летописание

Каждый крупный город
вел свою летопись.
Вражда между князьями
приводила к тому, что
в летописях
искажались отдельные
события. Огромную
роль для нашей
истории сыграл,
написанный в н.12 в.
монахом Нестором,
труд «Повесть
Временных лет».
Страница из
летописи
Летопись – погодная
запись событий
Нестор

Письменность и грамотность.

Письменность у восточных
славян зародилась до
принятия христианства.
Славянскую азбуку создали
византийские монахи Кирилл и
Мефодий. При церквях и
монастырях были открыты
школы. Появляются первые
рукописные книги.
Алфавиты кириллица и глаголица
Миниатюра
из рукописной книги.

Письменность и грамотность.

Грамотность была
распространена не
только среди феодалов,
но и среди горожан. Об
этом говорят
многочисленные
берестяные грамоты, а
также надписи-граффити
на стенах.
Граффити – древние надписи
бытового характера, рисунки,
нацарапанные на стенах
зданий и пр.
Граффити

Берестяные грамоты

Зодчество и живопись.

Скандинавские историки
называют Русь страной
городов. Летописи
сообщают о 24 городах
в Киевской Руси.
Самый крупный из них –
Киев.
Город киевского князя
Ярослава Мудрого
окружали высокие
земляные валы общей
протяженностью 3,5
километра.
План Киева
в середине XII века.

Золотые ворота в Киеве

Золотые
Это- мощная
ворота
были с
боевая башня
возвышавшейся над
главным
нею церковью
въездом
в
Благовещения -
Киев.
вызывала восторг
современников и
навевала ужас на
врагов своей
неприступностью
Здесь находился парадный въезд
"в город Ярослава".

Софийский собор в Киеве. XI век.

Софийский собор был
построен по образцу
византийского.
В плане храма основу
составлял крест, образованный
основным и боковыми
нефами.
Центральный купол окружали
размещенные чуть ниже
четыре средних купола, за
которыми еще ниже стояли
восемь малых. Так
однокупольный византийский
храм преобразовывался в
многокупольную пирамиду.
Реконструкция.

Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Общий вид

Зодчество и живопись.

Собор Святой Софии
расположен в самом
центре города.
Сохранились и через
века дошли до нас 260
кв.м. мозаик и 3
тысячи кв.м. фресок.
Мозаика – картина из
вдавленных в сырую
штукатурку стекловидных
камешков (смальты)
Фреска – картина,
написанная водяными
красками по сырой
штукатурке
Мозаики Софийского
собора в Киеве

Иконопись
Иконы, как правило писались на
липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались
плоскими и неподвижными,
использовались особая
система изображения
пространства (обратная
перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде
круга (нимб).
Адриан святой. Фреска
Софийского собора в Киеве

Иконопись

Чтобы неукоснительно
следовать канону,
иконописцы
пользовались в виде
образцов либо
древними иконами,
либо иконописными
подлинниками.
Канон – свод
положений, норм,
правил.
Иоанн Златоуст. Мозаика
Софийского собора в Киеве.
Мог быть “лицевым” и
“словесным”

Софийский собор в Новгороде

Главный православный храм
Великого Новгорода, созданный
в 1045-1050 годах.
В Новгороде,
расположенном
на
Выстроена София
севере страны,
новгородская
в
втором
по
основном ииз камня, и
значению
величине
городе
только арки
Киевского
порталов, и оконных
государства, в
проёмов
выложены
1052
построен
из кирпича,
а своды
собор
Св.Софии.
в интерьере частично из камня,
частично из кирпича.

Художественное ремесло

Гривна Владимира Мономаха
Эпоха Киевской Руси
ознаменовалось расцветом
художественных ремесел,
среди которых видное место
заняла обработка металлов,
в частности ювелирное дело,
центром которого стал Киев.
Основы металлических
изделий выполнялись
техникой литья, которую
использовали для создания
как уникальных, так и
изделий массового
употребления. Для первых
применяли восковую модель,
для вторых – каменные
формочки.

Художественное ремесло

Сережкаподвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава
Всеволодовича
Воин в доспехах
Кольчуга оборонительный
доспех из продетых
друг в друга
железных колец.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема

6 слайд

Описание слайда:

ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема

7 слайд

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД

10 слайд

Описание слайда:

ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД

11 слайд

Описание слайда:

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества - мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАД ИТОГИ

12 слайд

Описание слайда:

Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема

13 слайд

Описание слайда:

Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремль Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема

28 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД

29 слайд

Описание слайда:

МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема

Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)

Культура Древней Руси

учитель истории

МАОУ СОШ д. Ореховно


Особенности культуры:

1.Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян:

Древние мифы и сказания

Традиции резьбы по дереву и камню

Искусство кузнецов и гончаров.

2.Влияние Византии

На культуру.


  • Песни
  • Сказки
  • Былины (поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей)
  • Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.

  • Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.


  • Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине 9 века проникла на Русь.

  • Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827-869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815-885, Моравия) - братья из города Солуни (Салоники), создатели славянской азбуки, создатели языка и проповедники христианства.
  • Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
  • Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
  • Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

  • «Повесть временных лет»:
  • … Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…

  • Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности.На Русь стали приезжать церковные грамотеи. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

  • Книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам- уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только очень богатые люди.

  • письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей.
  • Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород.

  • Иларион- первый киевский митрополит- уроженец Руси, крупный литератор. Он создал целый ряд произведений в жанре слова- торжественного и поучающего обращения.
  • « Слово о законе и благодати», впервые произнесенное в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. Через все произведение красной нитью проходит идея величия Руси.

  • была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: « Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими народами.

  • Литературные описания жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и после смерти.

  • Деревянное зодчество- искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек- клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.

  • Каменное строительство началось на Руси в конце 10 века после принятия христианства. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.
  • «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.»
  • («Повесть временных лет»)
  • Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.
  • Руины Десятинной церкви

  • Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.
  • Внутреннее убранство
  • Современный вид храма

  • Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии (построен в 1045-50), выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Построен в "Детинце" (кремле; в основном из камня, плинфа использована преимущественно в кладке сводов).
  • Это единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений.
  • София стала символом Великого новгорода.

  • Фрески- картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.
  • Мозаика-картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

  • Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами- копья, мечи, щиты, кольчуги.

искусство русских ювелиров

Отличалось высоким уровнем. Ювелиры- это мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду.. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника:

  • Зернь- на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков- зернышек.
  • Скань- рисунок нанесен тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.

  • Древнерусского государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции.
  • Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Список литературы : Данилов А.А. Косулина Л.Г «История России. С древнейших времен до конца XYI века» М.,2013 информационные источники : http://www.google.ru/search?q= древняя+русь+картинки & newwindow =1&biw=1280&bih=887&tbm= isch&imgil =zG-fZxfhAItFYM%253A%253B8mvf2f5azxkd8M%253Bhttp%25

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История культуры Культура Руси в IХ - начале ХIII в. (домонгольский период) тема 1 Автор: Архипова Ирина Евгеньевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 13 Краснооктябрьского района г. Волгограда

Письменность По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском. Памятник святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу в Москве на Славянской площади

Где учили грамоте? Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Материалы для письма В то время писали на пергамене (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

Литература Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие» . Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. «Изборники» 1073 и 1076 годов - древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

Жанры литературы летописание житие (агиография) слово (поучение) торжественное красноречие нравоучительное красноречие хождения (хожения)

Летописание Ле́топись (или летопи́сец) - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет» , составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

Жития святых Важными для древнерусского человека были жития святых. Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печорского монастыря Феодосия. Псковская икона XIV век (Русский музей) Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Слово (поучение) Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя).

Слово о Полку Игореве «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между князьями в их неподчинении великому киевскому князю. Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

Хождения (хожения) Хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). Паломничество игумена Даниила в Палестину сформировало понимание средневековым русским человеком мира и своей души.

Музыка 2 направления: народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах; христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.

Архитектура С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1-й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

Самым ранним из сохранившихся памятников является 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Вид на Софийский собор (современный вид) Апсиды собора. Открытая древняя кладка Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Собор святой Софии в Новгороде Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (современный вид) Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893-1900 гг.

Изобразительное искусство Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые - начало 1050-ых гг.

Ремесло Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Была освоена сложнейшая техника обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи. Развивалось оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д. Появилось ювелирное производство (кольца, браслеты, кресты, перстни). Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен. Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Повседневная жизнь Повседневная жизнь древнерусского народа отражалась в устном народном творчестве – фольклоре. Его корни уходят в далекое языческое прошлое: праздник Масленицы, Ивана Купалы, рождественские колядки, свадебные песни, гадания. До нас дошли различные обряды, загадки, заклинания, заговоры. Именно тогда зародились сказки о лисе волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д.

Литература Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. - С. 35-44. Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43-55. Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html


Последние материалы сайта