Архитектурный образ древней руси презентация. Презентация на тему "архитектура древней руси". Владимирская архитектурная школа

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Слайд 2

Развитие городов

Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 3

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева в сер. 12 века.

Слайд 4

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Слайд 5

Архитектура. Живопись

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид боярских хором.

Слайд 6

Архитектура. Живопись.

В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Слайд 7

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 8

Архитектура Древней руси XI-XIV веков

  • Слайд 9

    Раздробленность Руси

    «И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
    «В Ростовской земле – князь в каждом селе».

    В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
    Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
    Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

    Слайд 10

    Архитектура Древней руси

  • Слайд 11

    Стили архитектуры

    Новгородский стиль:

    • мощь, монументальность;
    • невысокие, крепкие;
    • 5-ти или одноглавые;
    • вместо закомар скатное перекрытие;
    • украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
    • Арки и треугольники на барабанах.

    Владимиро-Суздальский стиль:

    • храмы стали выше и стройнее;
    • стены более тонкие и лёгкие;
    • вместо скромных украшений;
    • богатая каменная резьба на стенах;
    • аркатурный пояс;
    • вытянутые барабаны.
  • Слайд 12

    Новгородская архитектурная школа

  • Слайд 13

    «Господин Великий Новгород» - приемник Киева

    Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
    XI век – эпоха «трёх Софий».
    Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.

    Слайд 14

    Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

    • Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
    • Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
    • Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
    • Внутри расписан фресками.
  • Слайд 15

    Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

    • заказчик кн. Всеволод;
    • плинфа, известняковая плита;
    • Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
    • Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.

    В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.

    Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).

    Слайд 16

    Строительство храмов в XIII веке

    С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:

    • одноглавые;
    • невысокие;
    • небольшие в объёме;
    • трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.

    Примеры архитектуры:

    • Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
    • Церковь Симеона в Зверином монастыре;
    • Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
  • Слайд 17

    Украшения новгородских храмов

    • фигурные ниши;
    • розетки-углубления;
    • крестики из кирпича;
    • на барабанах;
    • маленькие арки;
    • треугольники на барабанах.
  • Слайд 18

    Примеры русской архитектуры

    • Церковь Рождества Христова на Кладбище;
    • Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

    Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.

    Слайд 19

    «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
    В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»

    И.Э. Грабарь

    Слайд 20

    Владимирская архитектурная школа

  • Слайд 21

    Храмы Владимиро-Суздальской земли

    В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
    Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.

    Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:

    • Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
    • Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
    • Использовали белый камень богато украшали стены.

    Золотые ворота во Владимире.

  • Слайд 22

    Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157

    • Строили мастера из Галича;
    • Строился как крепостной бастион;
    • Имеет форму куба, осевая симметрия;
    • Одноглавый, четырёхстолпный;
    • Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
    • Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
    • Узкие окна-бойницы;
    • Храм-богатырь.
  • Слайд 2

    Киевская Русь (10-11 вв)

    Главным культовым зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.), увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика.

    Слайд 3

    Владимиро-Суздальское княжество (12 в)

    Центром городского ансамбля во Владимире был Успенский собор, стены которого украшены каменной резьбой и фресками работы Андрея Рублева.

    Слайд 4

    Одним из выдающихся памятников Владимиро-Суздальского княжества является храм Покрова Богородицы на реке Нерли (1165 г.). Его отличают стройность, легкость и компактность.

    Слайд 5

    В сходном по типу Дмитриевском соборе во Владимире (1193-1212) больше массивности. Стены собора богато украшены резными рельефами.

    Слайд 6

    Новгородская республика (12-14 вв)

    Архитекторы Великого Новгорода стремились к строгости и лаконизму форм, простоте украшений. В 14 веке расцвета достигает иконопись (Феофан Грек) Церковь спаса на Ильине улице. 1374.

    Слайд 7

    Псков (13-15 вв)

    Для архитектуры Пскова также характерны простота форм, скромность украшений, тесная связь с народными традициями. Такова церковь Василия на горке (1413 г.)

    Слайд 8

    Московское княжество

    С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве. При Иване Калите возводится деревянный Московский Кремль и первые каменные соборы.

    Слайд 9

    В 15 в. Аристотель Фиораванти возводит Успенский собор, также строятся Архангельский и Благовещенский собор.

    Архитектура Древней Руси

    Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна




    История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.


    Крестово-купольный храм в своей основе представляет прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами.


    С восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа - абсиды , в средней из которых размещался алтарь , отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса - хоры , где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались нефами , которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение - нартекс .



    Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича - плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)


    По свидетельству русской летописи - Десятинную церковь - построили приехавшие из Византии "мастера от грек". Об этом подробно, сообщает "Повесть временных лет": "В лето 6497 (989)... Володимер... помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами..." . Однако после пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название - церковь Успения Богородицы , Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.


    По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями - "гульбищами". По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.


    Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной.

    Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.






    Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.

    Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.




    Отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

    Церковь Спаса на Нередице 1198



    Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня - известняка.

    Свято- Покровский женский монастырь



    Город Владимир в этот период стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев. Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164) и несохранившиеся Серебряные ворота .


    Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор , превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм (1158-1160), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пятикупольного (1185-1189). Вокруг старого храма были построены новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.





    Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества - Дмитриевский собор (1194-1197), Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен.




    Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы,

    Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

    Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

    Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

    Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола

    Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.



    Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), возведен сыном князя Всеволода - Святославом Всеволодовичем. В нем декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.




    Домашнее задание

    Ответить на вопрос «Особенности архитектуры московского княжества»

    Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

    • Составила: учитель
    • Основ православной культуры
    • МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна
    • Оглавление
    • Введение
    • Церковь Бориса и Глеба
    • Дмитриевский собор
    • Успенский собор
    • Дворец Андрея Боголюбского
    • Золотые ворота
    • Храм Покрова на Нерли
    • Рождественский собор Суздальского Кремля
    • Заключение
    • Введение
    • Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий.
    • Период имеет внутреннюю хронологию:
    • - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века);
    • - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли);
    • - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.
    Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
    • От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
    • Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.
    • Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.
    • Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.
    • Борис и Глеб
    • Фрагмент иконы Владимир,
    • Борис и Глеб
    • из церкви Бориса и Глеба
    • в Кидекше
    Дмитриевский собор
    • Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.
    • Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.
    • Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.
    • Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.
    • В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).
    • Голова апостола Петра.
    • Фрагмент фрески Дмитриевского собора
    • во Владимире
    • Ангел, копия фрески
    • (Дмитриевский собор, г. Владимир)
    Успенский собор
    • Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.
    • В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами...
    • Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
    • Фреска в алтаре
    • Успенского собора
    Дворец князя Андрея Боголюбского
    • На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.
    • При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в.
    • Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.
    • После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.
    • Явление Богородицы
    • князю Андрею Боголюбскому
    • Иконы Св. и Благоверного
    • Андрея Боголюбского
    • Андрей Боголюбский
    Золотые ворота
    • Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
    • Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
    • С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.
    Храм Покрова на Нерли
    • Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
    • "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
    • Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
    • Фреска храма Покрова на Нерли
    Рождественский собор Суздальского Кремля
    • Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г.
    • В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.
    • XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.
    • В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.
    • С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
    • Фрески Рождественского собора
    Заключение
    • Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства.
    • Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства.
    • Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.
    • Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.
    • Использованная литература:
    • 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.
    • 2.Православная энциклопедия. М., 2007г.
    • 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.
    • 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal
    • 5. goldinfo.com.uaJPG.
    • 6. www.uer.varvar.ruJPG.
    • 7. www.hramy.ru
    • 8. www.rus-sobori.ru
    • 9. www.temples.ru

    Слайд 1

    Архитектура Древней Руси

    Слайд 2

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    2
    Киевский собор СвятойСофии, XIв. Украина, Киев
    На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.

    Слайд 3

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    3
    Собор Святой Софии в Новгороде 1045-1052 Новгород
    Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына - Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.

    Слайд 4

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    4
    Собор Покрова на Нерли, 60-e XII века Влад.обл.
    Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка, дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег.

    Слайд 5

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    5
    Золотые ворота, 1164 Владимир
    Золотые ворота - выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера.

    Слайд 6

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    6
    Успенский собор 1185-1189 Владимир
    Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль, возведенный на ней более 500 лет назад, неповторим по своей красоте и великолепию. Здесь и величественные храмы-богатыри, и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты.

    Слайд 7

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    7
    Храм Покрова на рву зодчие Барма, Постник 1555-1561 Москва
    Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить у стен московского Кремля церковь о восьми главах - по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие томились в ордынском плену. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником - это тоже был праздник. Летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Ходят легенды, что после окончания строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они больше ничего подобного построить не смогли.

    Слайд 8

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    8
    Колокольня Ивана Великого, зодчие Фрязин, Бон 1508, достр. в 1600
    В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь "под колоколы" Иоанна Лествичника. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.

    Слайд 9

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    9
    Церковь Вознесения в Коломенском 1628-1653 Моск.обл
    Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен - от 2 до 4 метров. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. В плане здание представляет собой равноконечный крест.

    Слайд 10

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    10
    Церковь Покрова в Филях, 1692-1694 Москва
    В архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина - середина века и вторая половина - конец века. Для первого этапа характерно сложение "классического" типа древнерусского посадского храма - небольшого 5-главого бесстолпного здания с "ложным пятиглавием", ярко расцвеченного, с обилием декоративных деталей, с построением "кораблем" из трех частей: колокольня, трапезная, церковь. Ярким образцом такого типа храма является церковь Троицы в Никитниках в Москве или церковь Рождества в Путинках. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Здесь в каменной архитектуре используются традиционные формы русского деревянного зодчества: "восьмерик на четверике", соединение церкви с колокольней под одним куполом - "церковь иже под колоколы", любовь к резному узорочью, красивый центрический план. Самым замечательным памятником "нарышкинского барокко" является церковь

    Слайд 11

    12.02.2016
    http://aida.ucoz.ru
    11
    Кижский погост, Преображенская церковь, зодчий Нестор 1714-1764 Кижи
    По своему типу Преображенская церковь - это летний (или холодный) храм. В ней служили только в особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых. Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. После окончания строительства мастер Нестор забросил топор в Онежское озеро, чтобы никто больше не смог построить ничего подобного. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.

    Последние материалы сайта