Черногория — славянская страна. Краткий очерк истории

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Собственно, у предков нынешних черногорцев поначалу все было точно так же. Брел себе по Европе народ из древней славянской Панонии (Закарпатья), воевал понемногу, кем-то вытеснялся с насиженных мест, кого-то сам вытеснял. Строил поселения, разводил скот, рыбачил, охотился. Перенимал опыт древних цивилизаций, учил младших.

Родовые связи в Черногории до сих пор очень крепки.

Почему же до сих пор, разговаривая с черногорцем, можно услышать: «Я гражданин Черногории, но я не черногорец, я бокелец!» Или: «Из маин я!». Откуда, отчего именно в европейской Черногории до XXI века дошло разграничение на на-родности и племена?

Национальность - это еще не все

Южные славяне с подачи византийского Императора Константина Багрянородного в XI веке стали называться «сербы». Впрочем, не Император изобрел это название народа - «лужицкие сербы», пятидесятитысячный славянский народ, до сих пор проживающий в Германии, получил свое общепризнанное имя по самоназванию. Так было и с балканскими сербами. Император просто использовал самоназвание одного из самых заметных народов, уже имевших к XI веку княжеские, а позже - монархические династии. Повезло сербам, что их назвали так, как и они звали сами себя. Существует множество других случаев, к примеру, латыши до сих пор называют русских «кривичи», по самоназванию исчезнувшего соседнего славянского племени. И никто в мире не называет финнов «суоми», по самоназванию, впрочем, они и не обижаются.

Но вот внутри славянских племен, вернее, не внутри, а между ними все было сложнее, в том числе в названиях народов. Например, раннефеодальные княжества Болгария и Македония формировалась с сильной ассимиляцией славянского народа с булгарами (родственниками нынешних татар) и македонцами большой Греции. В свою очередь те греческие македонцы уже со времен Александра Великого были ассимилированы с греками и всеми народами Пелопоннеса. Естественно, у болгарско-македонских царей был великий соблазн перехватить брэнд в названии нации от известного древнего экспансиониста Александра Македонского, что и было сделано. И вот уже современная Греция, справедливо имеющая в своем составе область Македонию, до сих пор судится со славянским государством Македонией за такое же название.

Еще пример. Хорватские славяне были ассимилированы с остатками граждан и рабов Рима области Далмации, с более поздними италийскими племенами, и получили собственное название. Хотя до раздела христианских конфессий на католическую и православную в 1054 году «хорват» - это была скорее народность среди сербов, а не национальность. До сих пор в Хорватии выделяются далматинцы, претендующие на генетическое наследство римлян, и другие народности.

Черногорцы, без сомнения, схватили свою долю генетики от иллирийских племен. Получили кое-что от турков и даже от монголов, осаждавших древний Улцинь. А также взяли от всех остальных, побывавших здесь, понемногу. Некоторые антропологи выделяют в европеоидной расе некую динарскую подрасу, которой и соответствует большинство современного населения Черногории. Поэтому на основании этноса идет процесс формирования национальности - а это уже и язык, и культура, и традиции.

Дело не в расе, не в генетике. Дело, конечно же, в самоидентификации людей, в том богатом культурном и историческом багаже, «опыте» народа, который он бережно охраняет и передает из поколения в поколение.

Посмотрим на эту самую самоидентификацию. Статистика - вещь сухая. Около 30% населения республики считает себя сербами. Албанцев - 7%. Бошняки или босанцы – еще 7% (принявшие ислам сербы, раньше на Балканах их национальность определяли как «мусульмане», по вероисповеданию - парадоксально). Ныне же многие местные мусульмане определяются как черногорцы мусульманского вероисповедания, что, конечно же, более логично и исключает путаницу между бошняками (славянами, мусульманами) и боснийцами (жителями Боснии и Герцеговины). Кстати, Черногория в период распада Югославии оказалась наиболее толерантной страной, если, конечно, не брать в сравнение моноэтническую Словению. Есть в стране хорваты, греки и многие другие. Национальностей и конфессий в Черногории довольно много, но здесь не было никаких серьезных межэтнических и национальных конфликтов, характерных для Боснии или Сербии. И это тоже характеризует традиции страны.

Народность - это история и география. И не только.

Итак, какие еще народности сейчас вы найдете среди жителей Черногории, среди черногорцев, которых в стране около 40%?

Прежде всего, брдяне. «Брдо» по-сербски - это гора. Поэтому все славянские жители севера Черногории называли себя брдяне, то есть «горный народ». Культурно и традиционно привязаны к сербам из южных районов Сербии, многие из них до сих пор относят себя именно к сербам, а не к черногорцам. Формировались как народность при последовательном включении славянских племен в регион княжества Рашка, княжества Зета, в Сербское Королевство в XI – XVII веках. Брдяне были крещены в XI веке вместе с жителями современной Сербии. После Вселенского собора 1054 года, окончательно разделившего христиан, брдяне отошли к православной конфессии. Самоназвание «брдяне» в настоящее время почти исчезло из обихода.

Бокельцы - наиболее понятное название народности, это жители залива, Боки Которской, и всего прибрежного района, кроме ареала Герцег-Нови. Формировались в ареале трех основных сильных средневековых городов Котора, Рисана, Пераста. Первые два из них вообще никогда не захватывались турками и восточного влияния на жителей избегли. Ни культурной, ни генетической ассимиляции со стороны османов в этих городах не было. Именно стойкость бокельцев позволяет современным черногорцам утверждать, что Черногория никогда полностью не была под султанами. Культура бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, испытала сильное влияние Венеции, «старшего брата» средневековых бокельских мореходов и торговцев. Бокельцы - давние союзники черногорцев. Внутри страны никогда не называют себя сербами, иногда - только в эмиграции (как многие белорусы и украинцы в эмиграции называют себя русскими). Бокельцы в подавляющем большинстве также православные, тем не менее именно среди них в Черногории часто встречаются католики. Самоназвание используется активно, вплоть до полной самоидентификации по национальности (не черногорец, не серб, а бокелец).

Герцеговинцы. Жители Герцег-Нови и его ареала, потомки подданных славянского герцога Стефана Косачи, с XIV-XV веков вышедших с Герцеговиной к морю в городе Нови. Старое название города Святой Стефан, новое – Герцег-Нови. Западный титул герцог, по которому получило название герцогство и народность, равен славянскому «воевода». Остатки средневековой Герцеговины в перипетиях истории разделены между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем у последней державы приставка «Герцеговина» - это атавизм. Жители страны боснийцы определяют свою национальность как бошняки, и даже в христианской части нынешней Боснии и Герцеговины, в Республике Сербской, народ определяет свою национальность как сербы, а не герцеговинцы. Герцеговинцы компактно остались только в Черногории. Они в свое время испытали влияние Венеции и Италии, но в меньшей степени, чем бокельцы. Герцеговинцы в основном православные. Самоназвание «герцеговинцы» используется редко, чаще при географической привязке к месту проживания.

Собственно черногорцы. Жители побережья от Грбаля (долина рядом с Тиватом) до города Бар, и на север - до Подгорицы. Народ формировался в период создания средневековых княжества Зеты и Дуклянского королевства в XV-XVIII веках. В трехсотлетний период формального пребывания под османской империей были периоды безвластия на территории страны, когда среди черногорцев преобладала тенденция относить себя к сербам, или к черногорским сербам. Этому способствовала консолидация в антитурецкой освободительной борьбе племен Черногории и кнежевин Сербии (в Сербии «кнежевина» - аналог черногорскому племени, см. ниже). Отзвуки этого можно найти в стихах великого черногорского поэта Владыки Петра II Петровича Негуша.

И все-таки, даже при всей стойкости бокельцев, за период первой (1918) и второй (1944) Югославии разделение на народности в значительной мере стерлось. Некоторые пожилые люди до сих пор с гордостью говорят: «Я югослав!», про народности вспоминают редко, тем более редко вспоминают об этом молодые люди. Но стоит перейти к племени - и вам с гордостью расскажут историю своего рода до 20 колена.

О племена, о нравы!

Так почему же среди черногорцев так стойко держится племенная идентификация?
Стремление славян к самоуправлению хорошо известно. Южные славяне еще до появления раннесредневекового деления образовывали жупы - эдакие самоуправляемые районы. Управлялись жупы жупским собором. Даже некоторые соверены возникли именно как избранное лицо от такого вот парламента. Например, Великий Жупан Стефан Неманя основал целую сербскую династию Неманичей, которая правила и Сербией и Черногорией. В этой династии позже были православные короли, даже коронованные католическим Папой Римским, настолько Ватикан признавал силу и мощь соверена.

Котор, опять же, поначалу успешно управлялся классическим славянским вече, впоследствии «модернизированным» на венецианский манер - с судьей, князем (на латинско-итальянский лад они позже назывались приор, комес, ректор). И такая демократия не мешала войску успешно оборонять город от захватчиков, а предпринимателям вести прибыльный бизнес. Впрочем, все это было до поры до времени, как и в Великом Новгороде на Руси.

В XV-XVI веках и Сербия, и Черногория оказались под властью османской империи. Если в Сербии при этом образовалась какая-никакая централизованная власть турецких санджаков (турецких областей, управляемых наместниками султана), то в Черногории ни турецкой, ни местной власти практически не было. Народ стихийно сопротивлялся туркам, черногорские гайдуки грабили турецкие караваны, пираты грабили корабли. Периодически города или монастыри со своими лидерами - священниками отбивали у турков целые регионы и правили там самостоятельно. Турки свирепствовали, но из своих крепостей и центров санджаков сделать ничего не могли с гордым горным народом. Напротив, к примеру, были случаи, черногорцы брали подгоричский санджак в осаду, добиваясь справедливого суда за расправу над единоплеменником.

Появилась необходимость ввести какое-то административное деление страны. Южные славяне раньше уже жили во власти славянских феодальных соверенов - черногорских князей Црноевичей, сербских князей и королей Неманичей, Воислав-левичей, боснийского короля Твртко и македонского царя Самуила. Власть эта была разрушена турецким нашествием. Восстановить власть, которая была призвана давать защиту и покровительство мирянам, было делом непростым в условиях оккупации. И тут вспомнили о старых племенах и жупах. Скотоводческие и прочие хозяйства объединялись вместе с жупанскими селами в племя, которое лишь отдаленно сохраняло признаки ранних родовых племен, а по сути являлось более современной единицей местного самоуправления. Племена в Черногории были разделены на несколько территорий, «нахий». Иерархия управления была такая: дом - братство - племя - нахия. Племена имели свои традиции и уклад хозяйства, избирали своих старейшин - сердаров, воевод, кнезов.

С этих пор отношения с турками стали договорными. Де-факто Черногория получила автономию. Филурию (налог) для султана собирали местные старейшины, служили в армии черногорцы только на своей земле.

Первая область племен находилась к юго-востоку от реки Зета, к западу от Скадарского озера и к северу от Боки Которской. Это регион Цетине и четырех нахий (Катунской, Риечской, Црмничской и Лешанской). Там проживали Цетинцы, Цуци, Чекличи, Негуши, Озриничи и Пьешивци.

Вторая область находиласть в горной части между реками Зета и Лим, там проживали племена Семи гор - Белопавличи, Пиперы, Морачаны, Кучи, Васоевичи, Ровчаны, Дробняки.

Баняне - Риджаны и Никшичи - племена древней Герцеговины.

Приморские племена - Маины, Поборы, Паштровичи и Грбляне.

Поэтому племенная организация, существовавшая в XV-XVIII веках, позволила создать крупные поселения и экономические единицы. До сих пор можно видеть и слышать «монастырь Подмаинэ», «соляной завод Кучи», « город Никшич », «село Глухи До». Можно заметить, что народности Черногории впоследствии формировались в основном из групп нахий, кроме «космополитов» бокельцев, включивших представителей всех племен, способных жить жизнью моря.

Возможности у племен были разными, однако самоорганизация народа позволила подготовить в стране борьбу за независимость и освобождение от османской оккупации. Например, для сражения с турками в 1613 году племя Кучи могло поста-вить под ружье 1650 чело¬век, Белопавличи - 800, Пипери - 700, Клименти-650, Хоти (североалбанское племя) - 600 человек. Для такой борьбы требовалась уже более серьезная консолидация сил и ресурсов. Консолидацию проводили владыки Черногории начиная с XVII века, однако дело шло туго. Племена погрязли в междоусобных распрях, как какие-нибудь сиу и могикане.

О самозванцах. Как "Русский царь Петр III" объединил племена черногорцев.

Удивительно удачно пресек межплеменные междоусо¬бицы самозванец Степан Малый. Некий врачеватель невысокого роста и неясного происхождения (позже говорили - беглый русский офицер) представился эмигрировавшим русским царем Петром III. Опираясь на популярность России в Черногории Степан Малый...объявил себя черногорским совереном и ввел в Черногории централизованную государственную власть. Племена Черногории, ревновавшие к возвышению своих, подчинились «русскому» варягу. Степан казнил за малейшие проявления непослушания, собирал дань и войско, один раз даже разбил турецкую армию. Князь Долгорукий прибыл в Черногорию из Петербурга, арестовал самозванца, но... вскоре выпустил его, будучи пораженным его успехами на поприще организации суверенитета державы. Степан невольно сделал хорошую подготовку: внутренние распри практически прекратились, и на базе религиозного объединения под властью православных владык в XVIII веке создалось теократическое, а еще двумя веками позднее и светское княжество.

При создании княжества племена имели разную судьбу. Например, те же Кучи отказались платить налоги первому светскому князю Черногории Даниле Петровичу Негушу. За бунт они были практически уничтожены, вырезаны были практически все мужчины племени числом около 300 человек. Остальные племена после этого смирились с княжеским бюджетом, и в стране появились и гвардия, и школы. Князь Данило, оставивший немало хорошего Черногории, даже в XIX веке жил по законам гор своего народа и правил огнем и мечом.

Память народа.

История черногорских племен не просто осталась в сознании людей. Она оставила современности памятники и действующие до сих пор храмы, монастыри и предприятия. Например, всемирно знаменитый остров-отель «Святой Стефан» создан сильным племенем Паштровичей на рифе как крепость и международный торговый город. Именно поэтому память о тех средневековых племенах с гордостью хранится в каждой черногорской семье. Хранится как символ истинного, внутреннего, природного, даже без волевых королей и диктаторов, стремления народа к свободе и суверенитету. Вот почему эта память о племенах в Черногории так прочна. Это не столько знание своего генеалогического древа, сколько знание вех жизни людей, сумевших выжить, самостоятельно организоваться, наладить и экономическую жизнь, и борьбу против оккупации. Это осознание национального достоинства своего народа.

Но претендующей, как и Черногория, на полную самостоятельность, на востоке – с Албанией. Южные границы Черногории омывает Адриатическое море.

Численность населения – около 700 тысяч человек. Страну населяют черногорцы (около 62 %), сербы (10 %), албанцы (6,5 %), бошняки (14 %), другие народы.

Основным вероисповеданием в Черногории является православное христианство, однако албанцы и бошняки исповедуют ислам.

Официально государственным языком в Черногории является черногорский, который на деле представляет собой один из диалектов сербскохорватского языка.

После состоявшегося 21 мая 2006 г. референдума Черногория является самостоятельной республикой, возглавляет которую президент. Высший орган законодательной власти – Скупщина.


Столица – Подгорица (Черногория).

Краткий очерк истории

Первые славяне на территории современной Черногории появляются в VI – VII веках н.э. в связи с великим переселением народов. Их племена приходят из-за Карпатских гор и сталкиваются с исконным населением – иллирийцами , а также пришедшими сюда в первых веках нашей эры римлянами, остготами, греками . В VII веке на Балканы приходят очень сильные племена двух славянских народов – сербов и хорватов , которые достаточно быстро подчиняют себе другие славянские племена и ассимилируют или теснят неславянское население. На новых территориях расселения сербы и хорваты создают ряд небольших государственных образований, которые не только охраняют внешние границы, но и стремятся расшириться за счет захвата территории других славянских и неславянских государств.

На территории современной Черногории сербское племя дуклян в начале IX века создает небольшое княжество Дукля , или Диоклея . Оно, как и другие сербские княжества, ведет завоевательную политику, но уже в конце IX века Дукля попадает в зависимость от Византии. В это время здесь утверждается христианство по восточному, православному образцу. При князе Воиславе (годы правления: 1031 – 1051) дукляне выходят из подчинения Византии. Вскоре они завоевывают сербские жупы Хум и Травунию (1) и в 1077 году образуют королевство Зета , получившее название по реке Зета, притоку р. Морача. Первым королем Зеты становится князь Михаил , который ведет активную завоевательную политику, покоряя сербские государства Рашку, Боснию, Требине. При его преемнике, короле Бодине (приблизительные годы правления: 1082 – 1101), под властью государства Зета объединяются все сербские земли. Однако уже в конце 80-х годов XII века расстановка сил меняется, и Зета входит в состав сербского государства Неманичей и вновь приобретает независимость только во второй половине XIV века после смерти Стефана Душана (1355). Независимым государством Зета управляют жупаны (князья) Балшичи (1366 – 1421) и Черноевичи (1430 – 1499). Во время правления последних на территории Зеты начинают претендовать Венеция и Османская империя. Поначалу славянам удается удержать свои земли, однако в 1444 году жители приморских городов вынуждены были признать верховную власть Венеции. Зета получает новое название – Монтенегро, что переводится с венецианского диалекта итальянского языка как «Черная Гора», «Црна Гора».

В конце XV века Черногорию, за исключением некоторых приморских городов, остававшихся во владении венецианцев, захватили турецкие войска (2). Однако черногорцы активно выступали против турок и уже к началу XVII века после войны между империями Габсбургов и османов (1593 – 1606) добились частичной независимости.

Во время турецкого правления в стране возобновились и усилились племенные отношения, при которых власть сосредоточивалась в руках племенных старейшин. Между племенами нередко возникали ссоры за земельные владения, вражда между черногорцами-христианами и черногорцами, принявшими ислам (потурченцами), имела и религиозную, и экономическую, и культурную основу. Сдержать эту борьбу смог только митрополит Данило Петрович Негош (годы правления: 1696 – 1735), сосредоточивший в своих руках власть не только церковную, но и политическую. Он стал основателем династии Негошей, во время правления которой власть переходила от дяди к племяннику. При Негошах – Петр I Петрович Негош (годы правления: 1782 – 1830), Петр II Петрович Негош (1830 – 1851) – укрепляются связи между Черногорией и Россией. В ходе австро-русско-турецкой войны (1781 – 1830) черногорцы выступают на стороне России против Османской империи и добиваются полной независимости от османов. В первой половине XIX века в Черногории укрепляется центральная власть, создается черногорская гвардия, учреждается Правительственный сенат старейшин племен, открываются светские начальные школы. Данило II (1851 – 1860) отказывается от духовного сана и становится первым светским правителем Черногории. Он провозглашает Черногорию наследственным княжеством, а его преемник Николай I (1860 – 1918) в 1910 году получает от Народной скупщины титул короля.

В начале ХХ века Черногория оказывается втянутой в балканские войны (1912 – 1913) и расширяет свои территории. Во время Первой мировой войны она выступает на стороне Сербии против Австро-Венгрии, но в январе – феврале 1916 года ее территория была оккупирована австро-венгерскими войсками. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 года Великая скупщина принимает решение о вхождении Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). При этом не учитывается мнение той части черногорцев («зелёных»), которая выступала за автономию своего государства и оставалась лояльной по отношению к свергнутой с трона в 1918 году династии Петровичей Негошей. В 1919 году «зелёные» подняли восстание против сербской армии и «белых» – черногорских сторонников сербской армии. Восстание было подавлено, однако раскол внутри Черногории сохранился и давал о себе знать во все последующие годы.

В апреле 1941 года территория Черногории оккупирована итальянскими, а в 1943 – немецкими войсками, однако уже в ноябре 1943 было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 – в Народную скупщину Черногории. В 1945 Черногория вошла в состав Югославии. 31 декабря 1946 была принята конституция Народной Республики Черногории.

Дальнейшая судьба Черногории тесно связана с судьбой Югославии в целом.

Новые трения между сторонниками автономии Черногории и сторонниками просербской ориентации возникли в середине 50-х годов ХХ века, затем – в конце 60-х годов. Однако тоталитарному правительству И. Б. Тито их удавалось сдерживать. После смерти правителя (1980) новым политическим лидерам Югославии не удается разрешить этнические, религиозные и политические противоречия, накопившиеся за много лет искусственного сосуществования югославских народов. В 1990 году к власти в югославских республиках приходят националисты, в связи с чем начинается стремительный распад государства, сопровождающийся военными действиями, и СФРЮ покидают Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В 1992 году Черногория вместе с Сербией сформировали Союзную Республику Югославии (СРЮ), однако Черногория так же, как и другие республики, стремится к политической самостоятельности. Идеи самостоятельности Черногории укрепляются после военного конфликта в Косове и бомбардировок НАТО территории Югославии в 1999 году. 5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.

После ухода с поста президента СРЮ С.Милошевича и прихода к власти В.Коштуницы снова возник вопрос о предоставлении Черногории самостоятельности. В феврале 2003 года СРЮ была ликвидирована, а вместо неё возникло Государственное Содружество Сербии и Черногории (СиЧ). Полной самостоятельности Черногория добилась только спустя три года, после проведения 21 мая 2006 г. референдума, на котором большинство жителей Черногории проголосовало за отделение от Сербии.

Примечания
1. Хум , или Хумская земля , - область, расположенная между г. Дубровником (Хорватия) и р. Неретвой (Босния и Герцеговина). Впервые упоминается в текстах Х века как жупа (округ, небольшое племенное княжество), управляемая сербским князем Михаилом Вишевичем. В конце Х века входила в государство западноболгарского царя Самуила, в начале XI века – Византии, со второй половины XI века – государства Дукля (Зета), с конца XII века – государства Неманичей, с 20-х годов XIV века – Боснии. С середины XV века территория, подвластная сербскому герцогу Степану Вукчичу (в том числе и Хум), стала называться Герцеговиной.
Травуния – одна из жуп, существовавших к Х веку на территории современной Боснии.
2. В 1499 г. Черногория официально включена в состав Османской империи.

Литература
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998.
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998.
Балканы в конце XIX – начале ХХ века. Очерки становления национальных государств и политической структуры в Юго-Восточной Европе. М., 1991.
Балканы между прошлым и будущим. М., 1995.
Вяземская Е.К., Данченко С.И. Россия и Балканы, конец XVIII в. – 1918 г. (советская послевоенная историография). М., 1990.
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990.
Грачев В.П. Сербская государственность в Х–XIV вв.: Критика теории «жупной организации». М., 1972.
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998.
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998.
Достян И.С. Россия и балканский вопрос: Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX в. М., 1972.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963.
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001.
Лещиловская И.И. Сербская культура XVIII века. М., 1994.
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000.
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992.
Павлюченко О.В. Россия и Сербия. 1888–1903. (Дипломатические отношения, общественные связи). Киев, 1987.
Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915 гг. М., 1990.
Раннефеодальные государства и народности // Южные и западные славяне, VI–XII вв. М., 1991.
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993.
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000.
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг., вып. 1–2. М., 1993.
Черногорско-русские отношения. 1711–1918, т. 1. Подгорица, 1992.
Шемякин А.Л. Радикальное движение в Сербии: зарождение, становление, первые шаги. М., 1993.

Черногория – маленькая славянская страна, некогда входившая в состав Сербии. В Западной Европе у нее другое название – Монтенегро, которое она получила от горы Ловчен, покрытой таким густым лесом, что издали казалась черной. А во времена Римской империи она называлась Дюкля.


На протяжении многих веков Черногории не раз приходилось терять, а потом отстаивать свою независимость. Византией она была признана первым независимым государством на Балканах. Затем была захвачена турками, но в результате ряда освободительных войн вновь обрела свободу. После Второй мировой войны как республика вошла в состав Югославии. И лишь 15 июня 2006 года Черногория стала независимым государством. Сегодня – это самое молодое государство в Европе.

Черногория расположена на юго-западе Балканского полуострова. Большая часть ее территории покрыта заповедными лесами и лугами. И лишь небольшой участок побережья Черногории, представляющего из себя узкую полоску земли, занимают скалы и горы, покрытые лесом. Адриатическое море, омывающее Черногорию, считается одним из самых чистых в Европе. Важнейшей достопримечательностью является Высокогорье, расположенное на севере страны. Высокие горы, богаты своими красивейшими озерами и реками, которые проделали в скалах удивительные по своей красоте каньоны. Центральную часть страны занимают равнины и низменности. Ландшафт и мягкий климат этой части страны наиболее пригоден для проживания. Здесь же находится и столица государства – Подгорица.

Между Черногорией и Россией всегда были дружеские отношения, менталитет двух народов очень схож по своему мировосприятию, вот почему отдых в этой гостеприимной стране становится все более и более популярным на российском рынке.
С 1992 года Черногория признана экологически чистым заповедником Европы.
Отдых в Черногории удовлетворит любого, даже самого притязательного туриста. Высоченные горы, покрытые никогда не тающим снегом – это то, что нужно для любителей зимнего отдыха. Для новичков в горнолыжном спорте существуют школы катания на горных лыжах и сноубордах. А как чудесно встретить Новый Год в зимней Черногории. Традиции черногорцев во многом похожи на наши. Те же праздничные гуляния с песнями и плясками, а затем посиделки за богато накрытым столом в уютном домике с камином.

Тем же, кому не хватает адреналина и острых ощущений предлагаются водные виды спорта. Так что поклонникам дайвинга есть где разгуляться. Ведь у берегов Черногории покоится много затонувших кораблей. А существующие здесь дайвинг-центры помогут обучиться этому экстремальному виду спорта. Есть и другие популярные виды экстремального отдыха: рафтинг – для любителей сплавляться по быстрым рекам, изобилующих опасными порогами, виндсерфинг – для покорителей морских волн, а также альпинизм и охотничий туризм.

- 47.64 Кб

ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: РАССЕЛЕНИЕ, ЯЗЫКИ, РАСА И РЕЛИГИИ.

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования.

В антропологическом отношении южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм - малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиатских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.

Население центральных и южных районов Болгарии относится к восточному варианту средиземноморского типа. Болгары-мусульмане по физическому типу не отличаются от болгар- христиан, что говорит о малом влиянии турецкого завоевания страны на антропологический облик современного населения. Славянские племена, жившие в древности в Центральной и юго-восточной Европе, в бассейнах Днестра, Дуная, Вислы и Эльбы, были известны античным авторам под именем венедов. В середине I тыс. н. э. в их произведениях встречаются особые названия для западных славян - склавины и для восточных - анты. Оба названия отражают разные варианты самоназвания славян.

южные славяне в большинстве своем исповедуют христианство различных направлений - православие, католицизм. Православие исповедуют сербы, большинство болгар, черногорцев и македонцев; католицизм -хорваты, словенцы, большинство словаков; протестантизм - некоторая часть словаков словенцев и хорватов; униатство - отдельные группы населения Польши и Словакии. Кроме перечисленных основных вероисповеданий христианства, здесь существует большое количество сект (обособленных религиозных общин), родственных по своему происхождению и вероучению тому или иному из вероисповеданий.

Проникший в Европу в XIV-XV вв. во время турецкого завоевания ислам был навязан турецкими властями части покоренного населения. К славянам- мусульманам относятся: помаки в Болгарии, часть македонцев-торбашей, часть черногорцев-лотуреченцев и часть населения Боснии и Герцеговины.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Зарубежные славяне становятся известны античным авторам с первых веков нашей эры - с начала эпохи Великого переселения народов. Прародина зарубежных славян, по мнению ученых, находилась в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части бассейна реки Припяти. BV в., как известно, были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к восточным границам бывшей Римской империи и Византии. К этому периоду относится начало расселения славян на юг и юго-запад.

В VI-VII вв. часть славян (западные) расселились за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу). Через так называемые Моравские ворота славяне продвинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики; на юго-востоке славяне вышли к низовьям Дуная и берегам Черного моря. К 580 г. южные славяне заняли значительную часть Балканского полуострова.

Государства у славян. На рубеже VI-VII вв. у западных и южных славян началось становление феодальных общественных отношений и государственных образований. К ним относятся: государство Само (623), в котором временно объединились предки чехов, словаков, лужицких сербов, части хорватов и словенцев, Первое Болгарское царство (681), Великая Моравия (начало IX в.), Чешское государство Пржемысловичей (Хв.), Сербское государство Неманичей (1168). В этих государствах возникают города, зарождается славянская письменность, складываются средневековые народности западных и южных славян.

Раздробленность балканских славянских государств облегчила их покорение турками-османами в XIV в. Это завоевание сопровождалось разрушением многих городов, истреблением и изгнанием местных жителей. В Родопских горах в XVI-XVIII вв. турецкие власти провели насильственную исламизацию части населения.

Турецкие поселенцы осели на лучших равнинных землях. Пребывание в составе Османской империи, произвол турецких феодалов, национальная и религиозная дискриминация - все это тормозило развитие производительных сил и культуры болгар, сербов, черногорцев и других народов, находившихся под турецким игом.

словацкие, словенские и значительная часть хорватских земель к середине XVI в. попали под власть Австрии (династии Габсбургов), что положило начало онемечиванию этих славянских областей. Важным элементом политики Габсбургов было создание централизованного государства и ослабление этнических особенностей в составе империи.

Конец XVIII и начало XIX в. стали вместе с тем временем интенсивного национального развития славянских народов зарубежной Европы. Борьба за сохранение и совершенствование славянских языков и культур связывалась с борьбой за права всех славян. В период «славянского возрождения» были созданы условия для формирования славянских наций. Этому способствовали такие факторы, как складывание внутренних рынков, развитие национальной буржуазии, расширение сферы деятельности ремесленных организаций, формирование литературных языков и литератур, различные проявления национально-освободительной борьбы.

Вопреки тяжелым условиям иноземного господства южные славяне смогли сохранить свои национальные языки и культуры. В 70-е гг. XIX в. при поддержке русского народа обрели свободу болгары, сербы, черногорцы. В 1918 г. после распада Австро- Венгрии объединились в одно государство Сербия, Черногория, Хорватия, большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г.- Королевство Югославия).

После Второй мировой войны Польше были возвращены ее исторические земли в Силезии, Поморье и другие, захваченные в свое время немецкими феодалами. Югославия получила часть словенских и хорватских земель, ранее находившихся под властью Италии. Рядом законов были обеспечены права лужицкого населения Германии на национальное и культурное развитие.

Серьезной проблемой является конфликтность отношений Сербии с этническими меньшинствами: албанцами в Косове и Метохии, венграми Воеводины, мусульманами Санджака (область, пограничная с Боснией). Межэтнические противоречия в Косове продолжаются более 20 лет.

Языковой состав

Сербохорватский язык

На протяжении многих лет «сербохорватский язык» был общепринятым государственным языком, который использовался в бывшей Югославии. Однако некоторые сказали бы, что это был скорее «псевдоязык», который создали коммунисты с целью смягчить националистические настроения на территории страны. Термин «сербохорватский язык» нечасто употребляется в наши дни; иногда его используют как обобщающий термин, чтобы обозначить семью родственных языков. Сербохорватский не считают языком, так как сейчас существуют государственные, общепринятые и самостоятельные языки, и многие люди, проживающие в странах бывшей Югославии посчитали бы этот термин политически некорректным или оскорбительным.

Сербия и Хорватия

Сербский язык понятен для людей, проживающих в Сербии, Боснии и Хорватии. Хорватский язык понимают в Хорватии, Боснии и Сербии. Разговорные варианты сербского и хорватского языков, в сущности, взаимозаменяемы, то есть сербы и хорваты понимают друг друга. Однако, из-за этнических противоречий между этими народами, а также из-за того, что перевод, сделанный на сербском языке, легко распознает хорват (и наоборот), документ, предназначенный им, следует переводить на оба языка. То же самое можно сказать о боснийском языке. Несмотря на то, что его понимают в Сербии и Хорватии, перевод документов на боснийском языке следует использовать исключительно для боснийского рынка.

Хорваты настороженно воспринимают любое иностранное влияние на хорватский язык. Они склонны к протекционизму и пуританству по отношению к своему языку. Как результат, хорватский язык, в отличие от сербского, не отличается использованием заимствованных или иностранных слов, а вместо этого создает собственные слова. Например, английское слово «computer» по-сербски переводится «kompjuter», что является транскрипцией английского слова. Вместо того, чтобы позаимствовать иностранный термин, хорваты создали неологизм «računalo».

Босния и Герцеговина

Население Боснии и Герцеговины составляют три этнические группы: боснийцы (мусульмане), хорваты и сербы. Мусульмане Боснии называют свой язык боснийским. Однако хорватское и сербское население Боснии говорит на хорватском и сербском языке соответственно. Все три языка являются официальными языками Боснии и Герцеговины. Так на какой же язык в этом случае лучше переводить документ? Это зависит от того, что конкретно вы переводите, но если у заказчика нет какого-то особенного целевого рынка в пределах Боснии и Герцеговины, то лучшим вариантом будет перевод на боснийский язык.

Черногория

Черногорцы разговаривают на одном из новейших языков мира - черногорском, который стал государственным языком Черногории в 2007г. и общепринятым - в июле 2009г. До того как стать официальным, черногорский язык считался грубым диалектом сербского языка. На самом деле, большая часть населения разговаривает на сербском языке, который раньше был государственным. На протяжении многих лет вопрос о статусе черногорского языка (станет он государственным или нет), был очень спорным, и не теряет своей остроты и сегодня.

Как и другие языки на территории бывшей Югославии, черногорский язык постоянно меняется. Две новые буквы были приняты в состав алфавита в июле 2009г.! До следующего этапа переписи населения может оставаться неясным, перейдет ли большая часть населения с сербского языка на черногорский. Переводы на черногорский язык, безусловно, можно выполнять, что порадует носителей и сторонников нового языка, но переводы на сербский - тоже хороший вариант для Черногории.

Македония

Первоначальный государственный язык Республики Македония - македонский. Македонский является наиболее широко распространенным языком в стране, хотя население разговаривает и на многих других языках. Перевод, предназначенный для этой области, достаточно выполнять на македонском языке. Однако, стремительный рост численности албанского населения на территории Македонии в будущем может привести к возрастающей потребности в документах на албанском языке.

Словения

Переводы для Словении следует выполнять на государственном словенском языке. Македонцы и словенцы, которые получали образование в период существования Социалистической Федеративной Республики Югославии, смогут понять как сербский язык, так и хорватский в отличие от тех, кто учился после середины 1980-х гг. Следовательно, переводы на сербский и хорватский язык не подойдут для этих стран.

ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Земледелие. Славяне с давних пор были оседлыми земледельцами и скотоводами. Но им свойственны и другие виды деятельности: охота, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы и т. п.

В раннефеодальную эпоху на славянских землях обработанные поля засевались несколько лет подряд. После их истощения обрабатывали другие поля. Со временем крестьяне перешли к более продуктивной двухпольной системе земледелия, когда половина полей распахивалась, а вторая половина - не засевалась (находилась «под паром») и использовалась в качестве пастбища. При более совершенной трехпольной системе существовал трехлетний севооборот. После озимых (культур осеннего посева) сеяли яровые (культуры весеннего посева), а третье поле оставляли «под паром».

Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. Пахали землю деревянным ралом. Со второй половины XIX в. появились усовершенствованные плуги с железным изогнутым отвалом. Сеялки стали использовать на рубеже XIX- XX вв. Бороновали землю примитивной деревянной бороной с деревянными или железными зубьями. Жали в старину серпами с гладким или зазубренным лезви­ем. В XIX в. в крестьянских хозяйствах распространились жнейки. Обмолот зерна у западных славян до середины XIX в. в основном производился цепом. У южных же славян существовали и другие способы. Так, в Сербии и Македонии разбросанные колосья вытаптывал скот. В отдельных районах молотили каменным или деревянным валиком. Чешская земледельческая культура с конца XIX в. стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, плодосменная система, сельскохозяйственные машины.

Славяне сеяли просо, пшеницу, овес, ячмень и др. У южных славян шире всего были распространены пшеница и с XVII в. кукуруза. В Польше, Чехии, Словакии выращивание кукурузы началось в XIX в. В это же время стала культивироваться гречиха. Из бобовых культур зарубежные славяне издавна выращивали горох, бобы, чечевицу. Позднее появилась фасоль. Эти культуры возделываются в славянских странах Центральной и юго-восточной Европы и в настоящее время.

Из технических культур славяне издавна возделывали лен и коноплю. В XVII в. в Болгарию турками был завезен табак. Второй специфической для Болгарии культурой была масленичная роза, завезенная из Малой Азии. Ее разводили с целью получения ценного парфюмерного сырья - розового масла.

На Балканах получило развитие шелководство и разведение тутового шелкопряда. Шелковичных червей в этих местах разводили еще во времена Византийской империи. В XVII-XVIII вв. началось массовое насаждение тутовых деревьев.

Большого искусства славяне, особенно на Балканах, достигли в выращивании овощей - капусты, свеклы, брюквы, чеснока, - которые в прошлом высаживались только на.огородах, а не в полях. В конце XIX в. в разных славянских странах, особенно балканских, появились овощи южного происхождения: томаты, перец, баклажаны. Картофель, возделываемый с XVIII в., стал у них одной из главных продовольственных культур только в XIX в. В XVIII в. в славянских землях зародилось товарное и специализированное огородничество, вскоре ставшее важным видом сельскохозяйственного производства.

Краткое описание

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи.
К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования.
В антропологическом отношении южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм - малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиатских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.

Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории (380,4 тыс. человек, 1991). Общая численность в Югославии - свыше 520 тыс. человек. 15 тыс. человек живут в США, куда они эмигрировали в XIX - начале XX вв., 5 тыс. человек - в Албании. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие - в основном православные; есть мусульмане.

Массовое переселение славянских племён на Балканы происходило в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцы и население Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захумляне, наречане) заняли бассейн южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южная часть побережья Адриатики. Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до XI века - Дукля, затем Зета, с XV века - Черногория) на протяжении средних веков были самостоятельными или входили в состав других югославских государств, а также Византии, Болгарии и Венеции. В 1499 Черногория была включена в состав Османской империи, но черногорцы вели упорную борьбу с Турцией, не признавая власти завоевателей. В этот период Черногория занимала территорию между Которской бухтой и Скадарским озером на юге и истоком реки Морача на Севере. Эта борьба, поддерживаемая с XVIII века Россией, привела к 1796 к фактической независимости черногорцев. До середины XIX века власть в Черногории носила светско-церковный характер (глава государства - владыка-митрополит). В 1918 Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), с 1945 - Народная Республика, затем - Социалистическая Республика в составе СФРЮ, после её распада в 1991 - Республика Черногория в составе Югославии (СРЮ).

По происхождению, культуре и языку черногорцы близки сербам, хотя длительная борьба с иноземными вторжениями, военизированный быт, географическая изоляция в горных областях и т. д. наложили отпечаток на их культуру.

Основу традиционного хозяйства составляло отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство, а также земледелие (главным образом зерновые, а позднее и технические культуры - табак, конопля, хлопок и др.). Для земледелия черногорцы расчищали и огораживали участки в предгорьях, приносили землю в корзинах. На склонах гор, в долинах и особенно на побережье Адриатики выращивали фрукты, в том числе цитрусовые, виноград и маслины. Занимались рыболовством. Развиты искусство резьбы по дереву и камню (резная мебель, посуда), ювелирное ремесло (украшения, оружие, пояса и т. д.).

В XX веке у черногорцев развивается промышленность, меняется социальный состав, формируется интеллигенция.

Традиционное сельское поселение имело преимущественно разбросанную планировку, позднее появились скученные сёла. Оно обычно делилось на кварталы, населённые родственниками. Временные поселения были на горных пастбищах. Жилище в различных областях различается по строительному материалу и планировке. На побережье и в горных областях - каменное, двух-, иногда трёхэтажное, верхний этаж (первоначально - однокамерный) - жилой, в нижних помещается кладовая, иногда - хлев. Встречаются одноэтажные однокамерные дома. Сохраняются дома-башни (кула). В северо-восточных лесных районах строились срубные дома (теперь почти повсеместно сменённые каменными) на высоком каменном фундаменте, с двух- или четырёхскатными крышами (жилые помещения - на первом, кухня и очаг - на втором этаже). Основное помещение в доме - куча, с очагом, где в основном проходила жизнь семьи.

Основу мужской одежды составляют белые рубаха и штаны, жилет, куртка (гунь), кафтан, маленькая круглая шапочка, гетры, обувь из цельного куска кожи с завязками (опанки). Женская одежда - туникообразная рубаха с разрезом на груди, жилет, юбка, фартук, шапочка. Существуют локальные варианты традиционного мужского и женского костюма. И мужчины, и женщины носили длинные матерчатые пояса и шерстяные покрывала (струка), различающиеся по рисунку и величине. Одежда, особенно праздничная, богата вышивкой, металлическими украшениями, в том числе монетами. Отдельные элементы национального костюма, например опанки, шапочки, сохраняются у современных крестьян.

Традиционная пища - хлеб, каши, кукуруза, картофель, фасоль, капуста. В Приморье едят больше овощей и рыбу, в горах - молочные продукты, особенно из овечьего молока. Свежее мясо ели мало, его заготавливали впрок на зиму - солили, сушили, коптили. На праздник жарили на вертеле барана или поросёнка.

Характерной особенностью Черногории ещё в XIX веке было существование родо-племенной организации. По-видимому, это позднее явление, возможно, связанное с османским завоеванием. Стара Черногора разделялась на четыре области - нахии, каждая из которых состояла из 10 и более "племён" (цекличи, цуци, негуши, озриничи, белопавличи, кучи, васоевичи и др.). "Племена" складывались из различных этнических компонентов, включая беженцев из других областей, особенно из Сербии и Герцеговины. Среди черногорцев велик и албанский компонент (особенно в племени кучей), в то время как часть черногорцев вошла в состав албанцев. Но, по народным представлениям, члены племени восходили к общему предку. Они делились на братства и роды, до образования централизованного государства имели своё управление и суд, до XIX века - военную организацию. Пользование племенными угодьями (коммунице) регулировалось обычным правом. Преобладала малая семья, местами встречались большие семьи (задруги). Женщина должна была беспрекословно подчиняться мужчине - отцу, брату, мужу и его родственникам и просто мужчине, уважаемому в обществе. Были распространены обычаи побратимства и посестримства. Сохраняются некоторые календарные и семейные обряды (с участием широкого круга родственников), празднуется семейная слава. Дольше, чем в других областях Югославии, у черногорцев сохранялся юнацкий эпос.

Последние материалы сайта