Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына. Религия: что такое дух святой

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Кто такой Святой Дух?

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно - так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту - кому в какой ситуации молится? День Святого Духа - отличный повод разобраться.

В Священном Писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле. По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом , к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» - юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» - это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально - «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов. Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка - действительно, одна из функций адвоката. Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

А что говорят на эту тему богослужебные тексты сегодняшнего дня? «Дух Святой… Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости», «Дух Святой - свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения; Бог - и боготворящий; Огонь - от Огня исходящий; говорящий, действующий, распределяющий дарования».

Здесь появляется тема силы, света, которым Дух святой наполняет жизнь человека, различных дарований (подарков, талантов), которые Он посылает людям; «благости» (то есть доброты и чуткости к другим людям). В конечном итоге Дух Святой - «боготворящий» , то есть делающий людей богами, по выражению святителя Афанасия Великого.

Другой важный аспект состоит в том, что Святой Дух пребывает в Церкви, Он обеспечивает ее единство и цельность. Дух помогает преодолевать разобщенность: «когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа» (кондак праздника Троицы) и делает тех, кто ему послушен, единой Церковью.

У святых отцов

«Святой Дух - невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, - Он направляет тесным путем самоотвержения…» (Филарет Московский)

«Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)» (Феофан Затворник)

Итак, действие Святого Духа в человеке похоже на некоторое представительство, голос Божий в человеке. Действительно, мы видим, что слово «параклетос» употреблено осознанно, и юридическая аналогия неслучайна.

Кроме того, Святой Дух помогает человеку меняться («дух весны»), дает ему силы для роста.

Резюме

Итак, Святой Дух:

· обеспечивает единство верующих между собой;

· наполняет человека силой, светом; подает «плод духа» (Гал. 5:22);

· является источником «даров Духа» (1Кор. 12:1-10) - человеческих и сверхчеловеческих талантов и способностей.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке - знак его избрания Богом , как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» - цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной - такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог - это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники - древние и современные - понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога - как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.


Несмотря на то, что распятие Иисуса Христа причинило боль Его последователям, вселило ужас в их души, Его воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, распахнув свои сердца перед Спасителем и вознесшимся Царем.

Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя время в совместной молитве. И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2:2, 3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и любви к Иисусу Христу. Они с энтузиазмом начали провозглашать благую весть спасения. Встревоженные неожиданным шумом, местные жители вместе с паломниками из других стран поспешили к дому. Изумленные и смущенные, они слышали на своем собственном языке свидетельство о великих делах Бога из уст простых галилеян.»

«Непонятно, - говорили одни, - что все это значит?» Другие же насмехались: «Да они пьяны». Апостол Петр, находясь среди шумной толпы, возвысил голос: «Они не пьяны, потому что теперь только третий час дня. Ныне вы свидетели тому, как воскресший Христос, Которого возвысил Бог рукою Своею, дает нам Святого Духа» (Деян.2).

Является ли Дух Святой Личностью?


Библия открывает нам, что Святой Дух - это Личность, а не безликая сила. Такие выражения, как «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), подсказывают, что первые христиане воспринимали Его как Личность. Христос также говорит о Нем как о Личности. «Он прославит Меня, - сказал Христос, - потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14). Писание говорит о Триедином Боге, представляя как Личность Духа Святого (см. Мф. 28:19; 1 Кор. 13:13).
Дух Святой обладает личностными качествами. Он испытывает пренебрежение со стороны людей (см. Быт. 6:3). Он учит (Лк. 12:12), убеждает (см. Ин. 16:8), руководит делами Церкви (см. Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (см. Рим. 8:26), вдохновляет (см. 2 Петр. 1:21) и освящает (см. 1 Петр. 1:2). Эти действия могут быть присущи только Личности, а не безликой силе и влиянию, исходящему от Бога.

Святой Дух есть истинный Бог


В библейском повествовании о Святом Духе говорится как о Боге. Петр, обратившись к Анании, сказал ему: "...Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3,4). Иисус Христос назвал хулу на Духа непростительным грехом. В Евангелии от Матфея читаем: "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:31, 32). Эти слова Спасителя подчеркивают библейскую истину о том, что Святой Дух является Богом.

Согласно Писанию, Дух Святой наделен Божественными свойствами. Он есть сама жизнь. Апостол Павел называет Его "Духом жизни" (Рим. 8:2). Он есть истина. Иисус Христос назвал Его "Духом истины" (Ин. 16:13). Выражения "любовь Духа" (Рим. 15:30) и "Святой Дух Божий" (Еф. 4:30) показывают, что любовь и святость являются частью Его естества.

Святой Дух всемогущ. Он распределяет духовные дары "каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11). Дух Святой вездесущ. Он "пребудет" с Его народом "вовек" (Ин. 14:16). Никто не может скрыться от Него (см. Пс. 138:7-10). Он также всеведущ, потому что "Дух все проницает, и глубины Божий", и "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2:10, 11).

Дела Духа Святого связаны с делами Бога-Творца. Он участвует как в сотворении, так и воскрешении. Иов сказал: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Псалмопевец в молитве говорит: "Пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс. 103:30). Эта же мысль встречается у Павла: "Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

Только вездесущему Богу, а не безликой силе и не сотворенному существу подвластны законы мира, и Он явил это в чуде зачатия Иисуса девой Марией. В день Пятидесятницы единственный Богочеловек Христос, благодаря Духу Святому, мог одновременно присутствовать со всеми, желающими Его принять.
Внимательно читая Евангелие, мы видим, что значимость Духа Святого как Божества не уступает авторитету Отца и Сына и в апостольских благословениях (см. 2 Кор. 13:14), и в словах, произносимых в момент крещения (см. Мф. 28:19), и в описаниях Павлом духовных даров (см. 1 Кор. 12:4-6).

Дух Святой в Троице


Изначально Бог Дух Святой сосуществовал неслиянно и нераздельно в Святой Троице. Согласно Библии, подобно Богу Отцу и Богу Сыну, Бог Святой Дух имеет жизнь в Самом Себе. Но несмотря на то, что Личности Святой Троицы равны между Собой, каждая из них выполняет Свое особое служение (см. главу 2 этой книги).

Наиболее полно истина о Боге Духе Святом открывается через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как "Дух Христа", не притязая на Свои личные права и не защищая Собственные полномочия. Его деятельность в истории сосредоточена на спасительной миссии Христа. Дух Святой активно участвовал в рождении Христа (см. Лк. 1:35), подтвердил начало Его публичного служения при крещении (см. Мф. 3:16,17) и сделал достоянием человечества благословения искупительной жертвы Христа и Его воскресения (см. Рим. 8:11).

В Святой Троице Дух, видимо, является исполнителем. От Святого Духа (см. Мф. 1:18-20) был зачат Сын Божий, когда Отец отдавал Его миру (см. Ин. 3:16).
Дух Святой пришел осуществить Божий замысел относительно человека в этом мире и сделать его реальностью.

Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в Творении, о чем свидетельствует Его присутствие при сотворении земли (см. Быт, 1:2). От Него жизнь берет свое начало, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. В Священном Писании сказано, что, если бы Бог "обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее (земли) и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14, 15; ср. 33:4).

Творческое служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Бог преобразует и созидает человека силою Духа Святого. Следовательно, Дух осуществляет Божьи намерения в таинстве воплощения, творении и возрождении к новой жизни.

Дух Святой, обещанный миру


Согласно Божьему замыслу, Дух Святой изначально должен был обитать в человеке. Но грех Адама и Евы лишил их сада Едем-ского и общения со Святым Духом. Этот разрыв творения со своим Творцом привел допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт. 6:3).

В ветхозаветные времена именно Дух Святой своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению (см. Чис. 24:2; Суд. 6:34; 1 Цар. 10:6). Были случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей (см. Исх. 31:3; Ис. 63:11).

Бесспорно, истинные верующие всегда сознавали Его присутствие, но в библейских пророчествах говорится об особом излитии Духа "на всякую плоть" (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует собой новую эру.

Пока мир был подвластен дьяволу, наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: "Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мф. 3:11). Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14:16, 17). Есть ли основания говорить о том, что крещение Духом совершилось на кресте? Нет. В момент распятия голубь как символ Святого Духа не появился - спустилась лишь кромешная тьма, и были слышны лишь раскаты грома.

Только после Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на Своих учеников (см. Ин. 20:22). В Евангелии от Луки мы читаем: "И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24:49). Последователи великого Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями даже до края земли (см. Деян. 1:8).

Евангелист Иоанн писал: "Не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:39). По замыслу Божьему, излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь - Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он мог излить Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, "быв вознесен десницею Божию... излил" Святого Духа (Деян. 2:33) на Своих учеников, которые с волнением ожидали этого события и, собравшись, "единодушно пребывали в молитве и молении" (Деян. 1:5, 14). День Пятидесятницы, наступивший через пятьдесят дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики) находились... И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:2-4).

Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В Свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мф. 1:8-21), крещен Духом (см. Мк. 1:9-10), водим Духом (см. Лк. 4:1), совершал Свои чудеса посредством Духа (см. Мф. 12:24-32), принес Себя в жертву на Голгофе через Духа (см. Евр. 9:14,15) и был воскрешен Духом (см. Рим. 8:11).

Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто от всего сердца стремится к Нему.

Миссия Святого Духа


Вечером, накануне Своей смерти, Христос сказал ученикам, что скоро покинет их. Его слова встревожили учеников. Но Господь заверил их: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Не оставлю вас сиротами...» (Ин. 14:16,18).

Происхождение миссии. Новый Завет открывает истину о Святом Духе. Святой Дух называется «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ, пер.), "Духом Сына" (Гал. 4:6), "Духом Божьим" (Рим. 8:9), "Духом Христовым" (Рим. 8:9; 1 Петр. 1:11) и "Духом Иисуса Христа" (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает авторитетным правом посылать Духа Святого в этот мир - Иисус Христос или Отец?

Когда Христос открывает миссию Духа Святого в падшем мире, Он говорит о двух источниках. Во-первых, Он указывает на Бога Отца: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя" (Ин. 14:16, ср. 15:26 "от Отца"). Именно Крещение Святым Духом Спаситель назвал "обещанным от Отца" (Деян. 1:4). Во-вторых, Христос указывает на Самого Себя: "Я пошлю Его (Духа) к вам" (Ин. 16:7). Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына.
Его миссия в мире. Признать Христа Господом можно только посредством влияния Святого Духа. Павел писал: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Слово Божье уверяет нас, что через Святого Духа Христос, "истинный Свет", "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Его задача - "открыть миру правду о грехе, праведности и суде" (Ин. 16:8, англ. пер.).

Во-первых, именно Святой Дух способствует тому, чтобы мы осознали нашу греховность, обличает полное равнодушие ко Христу (см. Ин. 16:9). Во-вторых, Дух Святой побуждает людей принять праведность Христа. В-третьих, Святым Духом предупреждает нас о суде, что заставляет омраченный грехом разум испытать нужду в покаянии и обращении.

Пережив обновляющую силу покаяния, мы можем родиться вновь через водное крещение и крещение Святым Духом (см. Ин. 3:5). Это, бесспорно, является началом нашей новой жизни, ибо мы становимся храмом Духа Христа.

Миссия для верующих. Большинство библейских текстов, в которых говорится о Святом Духе, освещают вопрос Его взаимоотношений с Божьим народом. Оказывая освящающее влияние, Он ведет нас к послушанию (см. 1 Петр. 1:2). Однако для того, чтобы Его влияние было постоянным и созидательным, христианину необходимо учитывать определенные условия. Апостол Петр подчеркивает мысль о том, что Бог дает Духа тем, кто постоянно повинуется Ему (см. Деян. 5:32)1. Более того, верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его влияния в своей жизни (см. Деян. 7:51; Еф. 4:30; 1 Фее. 5:19).

Каково же участие Духа Святого в жизни христианина?


1. Он помогает верующим, духовно поддерживая их . Иисус Христос называет Духа Святого древнегреческим словом "Параклетос" (Ин. 14:16). В переводе на русский язык это слово означает "Помощник", "Утешитель", "Советник". Оно также может иметь значение "Ходатай", "Посредник" или "Адвокат".

Кроме Духа Святого, Священное Писание называет именем "Параклетос" только Самого Христа. Он наш Защитник или Ходатай перед Отцом. "Дети мои! - восклицает апостол Иоанн, - сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин. 2:1).

Как Ходатай, Посредник и Помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведет нас ко Христу и делает нас причастными Христовой благодати. Вот почему Дух Святой назван "Духом благодати" (Евр. 10:29). Святой Дух содействует тому, чтобы спасительная благодать Христова стала достоянием людей. Без этого немыслимо дело спасения человечества.

2. Он открывает истину о Христе . Иисус Христос говорит о Святом Духе как о "Духе истины" (Ин. 14:17; 15:26; 16:13). Он призван, по словам Христа, напоминать все, что Он говорил нам" (Ин. 14:26), и наставлять нас "на всякую истину" (Ин. 16:13). Он свидетельствует об Иисусе Христе (Ин. 15:26). "Он не от Себя говорить будет, - подчеркивает Христос, - но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13, 14).

3. Он делает реальным присутствие Христа . Дух Святой не только возвещает о Христе, Он делает реальным само присутствие Спасителя. Иисус сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Дух Святой, Ин. 14:16, 17) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7).

Будучи ограничен человеческими возможностями, Иисус не мог присутствовать в одно и то же время в разных местах. Вот почему Ему так необходимо было уйти. Посредством Духа Святого Он сможет присутствовать везде и всегда. Иисус сказал: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". Он заверил, что Дух пребудет с нами" и в нас будет: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:17, 18). "Дух Святой есть представитель Христа, не обремененный человеческим естеством, а потому независимый от обстоятельств".

Дева Мария зачала Иисуса Христа от Духа Святого. В день Пятидесятницы Дух Святой явил Христа-Победителя миру. Через Святого Духа осуществились обещания Христа: "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5) и "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Вот почему Новый Завет дает Духу Святому имя, которым Он нигде не назван в Ветхом Завете, - "Дух Иисуса" (Флп. 1:19).

Именно через Святого Духа Отец и Сын пребывают в сердцах Своих последователей (см. Ин. 14:23). Точно так же только через Духа Святого верующие могут пребывать во Христе.

4. Он руководит деятельностью Церкви . Поскольку Дух Святой своим влиянием делает явным присутствие Христа в жизни того или иного человека. Он - истинный Наместник Христа на земле. Именно Он, Святой Дух, как неизменный авторитет в вопросах веры и учения, ведет Церковь путями истины и добра в полном соответствии с принципами библейского учения. "Отличительной чертой протестантизма среди других религиозных конфессий, без которой не было бы протестантизма, является убеждение, что Дух Святой - это истинный наместник или преемник Христа на земле. Полагаться на церковную организацию, руководителей или мудрость человеческую - значит возвысить человека над авторитетом Бога".

Дух Святой реально и зримо участвовал в становлении перво-апостольской Церкви. В тот ответственный день поста и молитвы, когда избирались миссионеры для Церкви, "Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:1-4). Избранные служители выразили свою готовность повиноваться руководству Духа Святого. Книга Деяния говорит о них как о людях, "исполненных Духа Святого" (Деян. 13:9, ср. 52), деятельность которых находилась под Его Божественным водительством (см. Деян. 16:6, 7). Апостол Павел считал необходимым напомнить пресвитерам церкви о том, что Дух Святой избрал их быть благо вестника ми Божьими (см. Деян. 20:28).

Дух Святой играл исключительно важную роль в тех церквах, где возникали серьезные противоречия, угрожающие братскому единству. И действительно, в Писании сообщение о постановлениях первого церковного совета предварено словами: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15:28).

5. Он наделяет Церковь особыми дарами . Дух Святой наделил особыми дарами Божий народ. В ветхозаветные времена "Дух Господень" снисходил на отдельные личности, наделяя их мудростью и способностью руководить духовной и политической жизнью Израиля (см. Суд. 3:10; 6:34; 11:29 и т.д.), а также пророчествовать (см. Чис. 11:17, 25, 26; 2 Цар. 23:2). Дух Святой сошел на Саула и Давида, когда они были помазаны в правители Божьего народа (см. 1 Цар. 10:6,10; 16:13). Кроме того, согласно Священному Писанию, Дух Святой наделял отдельных людей различными дарованиями в области искусства (см. Исх. 28:3; 31:3; 35:30-35).

В раннехристианской Церкви Христос также ниспослал Церкви Свои благодатные дары через Святого Духа. Дух Святой распределял эти духовные дары, данные верующим, по своему усмотрению для пользы всей Церкви (см. Деян. 2:38; 1 Кор. 12:7-11).

Помимо этого Святой Дух наделял особой силой всех, кто возвещал Евангелие до концов земли (см. Деян. 1:8; см. главу 16 этой книги).

6. Он присутствует в сердцах верующих . Апостол Павел спросил учеников в Ефесе: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" (Деян. 19:2). Этот вопрос по сей день является решающим для каждого христианина.

Получив отрицательный ответ, Павел возложил руки на учеников и крестил их Духом Святым (см. Деян. 19:6).

Этот случай в миссионерской деятельности Павла показывает, что признание собственной греховности, возможное под влиянием Святого Духа, и присутствие Духа Святого в жизни человека - далеко не одно и то же.

Иисус Христос указал Никодиму на необходимость родиться от воды и Духа (см. Ин. 3:5). Непосредственно перед Своим вознесением Он дал указание крестить вновь обращенных "во имя Отца и сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Вот почему Петр сказал в своей проповеди, что при крещении должен быть получен "дар Святого Духа" (Деян. 2:38). Апостол Павел подтверждает важность крещения Святым Духом (см. главу 14 этой книги) и настойчиво призывает верующих "исполняться Духом" (Еф. 5:18).

Дух Святой, духовно преобразующий нас по образу и подобию Божьему, продолжает дело освящения, начатое при новом рождении. Бог спас нас по Своей милости "банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5, 6).
"Именно отсутствие Духа делает евангельское служение столь бессильным. Ученость, талант, красноречие, любая врожденная или приобретенная способность могут иметь место, но без Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, самые бедные и не-рбразованные из Его учеников обретут силу, взывающую к сердцам, если они воссоединятся со Христом и обретут дары Духа. Бог сделает их каналами для передачи самого возвышенного влияния во Вселенной".

Дух Святой имеет исключительно важное значение в жизни христиан. Все изменения в нашем сердце Иисус совершает через служение Духа Святого. И нам, верующим людям, необходимо постоянно сознавать, что без Святого Духа мы не можем делать ничего (см. Ин. 15:5).

Сегодня Дух Святой направляет наше внимание на величайший дар любви, который Бог предлагает в Своем Сыне. Он умоляет нас не сопротивляться Его призывам, но принять единственный путь, которым мы можем примириться с нашим любящим и добрым Отцом Небесным.

1 См. Arnold V. Wallenkampf, Hew by the Spirit (Mountain View, CA: Pacific Press, 1978), pp. 49, 50.
2 E. Уайт, Желание веков, с. 669.
3 Leroy E. Froom, The Coming of Comforter, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1949), pp. 66, 67.
4 E. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 21, 22.

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.

Восьмой член православного символа Веры гласит:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В западной традиции используется католическая формулировка:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».

Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.

Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.

Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.

Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):

1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.

2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.

3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).

4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины...» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое...» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.

Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):

1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.

2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:11) и "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.

3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?

Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него - это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.

Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им ), или о том, что Дух - Дух Христов (), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

    Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

    Когда же приидет Он, Дух истины… (). Он будет свидетельствовать о Мне (). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) - среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος - Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

    Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

    Святой Дух – мистика или реальность?

    Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

    Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

    Святой Дух в православии

    Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

    Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


    Признаки отсутствия Святого Духа

    Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

    1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
    2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
    3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
    4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
    5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
    6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
    7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

    Семь даров Святого Духа – православие

    Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

    1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
    2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
    3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
    4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
    5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
    6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
    7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

    Хула на Святого Духа

    Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

    Как стяжать благодать Святого Духа?

    Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

    Как общаться с Святым Духом?

    К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

    1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
    2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
    3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
    4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
    5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

    Православные молитвы Святому Духу

    На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

    Молитва призывания Святого Духа

    Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


    Молитва Святому Духу на исполнение желания

    Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


    Молитва о помощи Святому Духу

    Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


    Последние материалы сайта