Аксенова букварь для коррекционных школ. Чтение А. К. Аксёнова, Букварь. Звездный билет Василий Аксенов

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сходных звуков и букв.

На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др.

Большинство слогов, которые читаются на первом этапе, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Для лучшего усвоения значения слова используют различные пособия (натуральные предметы, картины), демонстрацию действий.

Параллельно с усвоением навыков чтения дети учатся писать элементы изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.

Первые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на данном этапе занятий, связанные со звуковым анализом, ассоциацией звука с буквой, с необходимостью плавно и вместе тем достаточно быстро произносить один звук за другим (ГГ, ГС), соблюдая при чтении правильное направление движения глаз. Особенно сложным оказывается усвоение прямого открытого слога (СГ). При его чтении ученик должен увидеть сразу две буквы, настроить артикуляционный аппарат на уклад гласного и произнести два звука в пределах одного произносительного акта. Преодоление этих трудностей требует длительной работы и ряда специальных приемов.

Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический.анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность.

Для выявления наличия звука в слове используют следующие приемы.


Линия УМК "Обучение грамоте".


Содержание учебника способствует развитию разговорной речи,...

Читать полностью

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Линия УМК "Обучение грамоте".
Учебник реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Переработанное издание букваря состоит из двух частей. В добукварный раздел вошли задания, направленные на развитие и формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, диалогической речи, графомоторных и графических умений. Система заданий букварного раздела обеспечивает поэтапность формирования лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом усвоения звуковой и графической системы языка вводится слоговой метод, рассчитанный на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую зрительную память обучающихся.
Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скрыть

Джон Хакворт – инженер нанотехнологий крадет копию "Иллюстрированного Букваря Для Благородных Девиц" для своей дочери Фионы. Букварь, на самом деле – суперкомпьютер построенный на нанотехнологии, и предназначавшийся для образования дочери Лорда Финкеля-Макгроу в Нео-Викторианском обществе будущего. Но Хакворт теряет Букварь до того как он может передать его Фионе. И теперь "книга" попадает в руки Нелл, девочки из бедной семьи, чья жизнь после этого меняется бесповоротно, как и судьба всего человечества… (Роман получил премию Хьюго в 1996 году)

Александр Молчанов

Занимательность, живость письма и остроумие не совсем те свойства, которых мы по умолчанию ждём от книги, озаглавленной «Букварь». Была бы доходчивой и полезной, и на том спасибо. Однако «Букварь сценариста» Александра Молчанова - редкое исключение из этого правила: внятный, удобный и по-хорошему утилитарный, он в то же время послужит изумительно приятным, остроумным и увлекательным чтением, в том числе для тех, кто даже в самых честолюбивых мечтах не видит себя в роли сценариста, пружинисто шагающего по красной ковровой дорожке навстречу заслуженной…

Вокальный букварь Е. Пекерская

“Вокальный букварь” предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой профессии (актеры, педагоги, лекторы, юристы). В этой работе суммированы вокальные советы лучших педагогов и упражнения, используемые при поиске необходимых ощущений, что делает ее практическим и медицинским справочником в работе с голосом.

Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй Людмила Стрелкова

Мы надеемся, что эта книга поможет ребёнку и в какой-то мере воспитывающему взрослому войти в мир эмоциональной культуры, овладеть способами и приёмами в проявлении и понимании эмоций, чувств в тех формах, которые приняты или были приняты в обществе (особенно в том самом Прошлом) и которые являются этически и эстетически ценными в различных социальных ситуациях. Кому и для чего предназначена эта книга? Конечно, детям и взрослым. Для чтения и дальнейших совместных размышлений и деятельности. Но для каких детей? Детей старшего дошкольного (но можно…

Ожог Василий Аксенов

Роман Василия Аксенова «Ожог», донельзя напряженное действие которого разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму шестидесятых – семидесятых годов и «столице Колымского края» Магадане сороковых – пятидесятых, обжигает мрачной фантасмагорией советских реалий. Книга выходит в авторской редакции без купюр.

Звездный билет Василий Аксенов

Блистательная, искрометная, ни на что не похожая, проза Василия Аксенова ворвалась в нашу жизнь шестидесятых годов (прошлого уже века!) как порыв свежего ветра. Номера «Юности», где печатались «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», зачитывались до дыр. Его молодые герои, «звездные мальчики», веселые, романтичные, пытались жить свободно, общались на своем языке, сленге, как говорили тогда, стебе, как бы мы сказали теперь. Вот тогда и создавался «фирменный» аксеновский стиль, сделавший писателя знаменитым. Пусть и нынешний читатель…

Московская сага. Поколение зимы Василий Аксенов

Московская сага. Тюрьма и мир Василий Аксенов

«Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» - эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Их действие охватывает едва ли не самые страшные в нашей истории годы: с начала двадцатых до начала пятидесятых - борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии. Вместе со страной семья Градовых, три поколения российских интеллигентов, проходит все круги этого ада сталинской эпохи.

Московская сага. Война и тюрьма Василий Аксенов

«Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» - эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Их действие охватывает едва ли не самые страшные в нашей истории годы: с начала двадцатых до начала пятидесятых - борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии. Вместе со страной семья Градовых, три поколения российских интеллигентов, проходит все круги этого ада сталинской эпохи.

Москва Ква-Ква Василий Аксенов

В новом романе Василия Аксенова есть все, что вы захотите. На пятачке у слияния Москвы-реки и Яузы уместились гидропланы и подводные лодки, джазовые оркестры и зэковские «шарашки», чемпионки Олимпийских игр по гребле на байдарках и укротительницы тигров, пластинки на рентгеновских костях и чемодан, набитый миллионами долларов, засекреченный академик и сам Иосиф Виссарионович. И все это мелькает в метельном кружении: гайдуки Тито, латышские стрелки, грузинский коньяк «Греми», туркменские ковры, эротика на грани дозволенного, философские споры…

Комплект учебных пособий по чтению и письму для первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлен по программе 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой. В данный комплект вошли альбом для добукварных занятий, учебник по чтению «Букварь» и тетради – прописи для обучения письму.

1. Добукварный период, согласно программе, рассчитан на первую четверть (если учащиеся не занимались в нулевом классе). При этом на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму без разделения данных занятий на отдельные предметы (чтение и письмо), как это было принято ранее. Данная позиция обусловлена, во-первых, тем, что коррекция сенсомоторной сферы учащихся и их речи направлена одновременно на подготовку обучения как чтению, так и письму. Во-вторых, включение в занятия упражнений, нацеленных на исправление недостатков слухового восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, артикуляции звуков, мелкой моторики руки, дает возможность варьировать деятельность детей в пределах одного урока, предупреждая утомление первоклассников и снижение их интереса к занятиям.

2. Выделение трех этапов обучения грамоте (вместо четырех) связано с временными границами учебного года (вторая, третья, четвертая четверти). При сильном составе класса учащиеся могут закончить обучение грамоте, уложившись в данные сроки. Однако, как указывает программа, третий этап изучения звуков и букв может быть перенесен на первую четверть второго года обучения. В этом случае послебукварный период продолжится всю вторую четверть второго класса. Данные изменения заложены в первую очередь в программе в связи с приходом в специальную школу детей с более сложными дефектами. Новые программные требования учтены и в первой учебной книге «Букваре».

3. В добукварный период предпочтение отдается игровым заданиям и упражнениям, так как у начинающих обучаться детей ведущей продолжает оставаться игровая деятельность. Опора на игровые сюжеты помогает первоклассникам адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Вместе с тем, доля учебных заданий постепенно увеличивается, что готовит учащихся к работе с первой учебной книгой «Букварем».

4. Основной целью книги для чтения явилось развитие речи учащихся. При этом имеется в виду не только формирование словаря и грамматического строя школьников, но и коммуникативной функции их речи. Для реализации последней задачи в «Букварь» включены тексты с диалогами, которые могут быть использованы для подготовки первоклассников к формированию у них умения вести разговор, к развитию первоначального умения читать по ролям.

5. В книгу включено значительное количество упражнений по формо- и словообразованию. Это важный участок работы с первоклассниками, предупреждающей ошибки в грамматическом строе речи умственно отсталых детей и восполняющей те пробелы речевого развития, которые спонтанно не устраняются, как это происходит у дошкольников с нормальным интеллектом. С этой целью введены упражнения по добавлению последнего слова предложения не только с опорой на картинку, но и по смыслу, составление предложений по схемам в связи с сюжетными картинками, чтение слов, значение которых раскрывается с помощью предметных картинок или текста.

6. Во все три составных части комплекта включены задания, требующие решения простейших проблем, направленных на развитие мыслительных возможностей первоклассников. Здесь и дорисовывание предмета по его части, выбор рисунков по их описанию, исключение лишнего предмета, определение по тексту, кто прав или не прав, вывод о том, можно ли это сделать или нельзя и т.д.

7. Тексты для чтения, включенные в «Букварь», носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для детей по содержанию. Здесь забавные случаи с различными животными, описание их примечательных качеств, игры детей, их хорошие и плохие поступки, профессии близких людей, характер их деятельности и т.д.

8. Для развития интереса школьников к первой книге для чтения в нее включены различные игровые задания: загадки, разбросанные кубики с буквами, из которых нужно собрать определенное слово, кроссворды, стихотворения с наглядным представлением содержания каждой строчки, введение условных обозначений в виде мальчика Володи, который «участвует» в работе школьников, привлекая внимание детей к выполнения тех или иных заданий и др.

9. В «Букварь» включены герои многих народных и литературных сказок, а также тексты, связанные с этими героями. Это потребует от учителя, воспитателя и родителей предварительного пересказа сказок, о героях которых пойдет речь в «Букваре». Авторы надеются, что рисунки и тексты, связанные со сказками, явятся стимулом для обязательного знакомства детей с данными сказками, расширения их кругозора и развития речи.

10. Большое внимание в «Букваре» уделено развитию важнейшей операции для формирования чтения и письма – звукослоговому интонированию (проговариванию) слов. С этой целью все вновь появляющиеся на страницах книги слоги и слова сопровождаются схемами. Первоначально эти схемы заполнены буквами, что дает школьникам опору при проговаривании звуков. В дальнейшем учащиеся с ориентировкой на схему интонируют звуки слога или слова, заполняя схему изученными буквами (все звуки слов, предлагаемых для установления последовательности звукового ряда, даются в сильной позиции).

11. Выделение звука из слова производится только из начала и конца слова. Это зафиксировано в схемах, приведенных в «Букваре». Средняя позиция звука в слове исключена из анализа. Как показала практика, а диссертационное исследование Е.Н. Буслаевой подтвердило данное наблюдение учителей, школьникам легче протянуть каждый звук слова, чем услышать его в средней позиции. При этом польза данной аналитической операции для умственно отсталых учащихся сомнительна. Она практически не нужна ни для чтения, ни для письма.

12. Некоторые подвижки произведены в порядке изучения звуков и букв. В частности, в значительной степени разведены по времени свистящие и шипящие. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия исследование В.И.Бельтюкова и Л.В.Неймана показало, что наиболее сложными для дифференциации являются звуки /С/ и /Ш/. Эта позиция ученых была учтена при определении последовательности введения знаков. Кроме того, на более поздние сроки отодвинуто изучение звука и буквы Р, в связи с отсутствием, как правило, этого звука в речи учащихся, а также сложностью его постановки и введения в речь. Следует отметить, что все основные закономерности порядка изучения звуков и букв, сформулированные первым методистом специальной школы М.Ф.Гнездиловым, в новой книге для чтения первого класса сохранены.

13. Большая работа заложена в «Букваре» по различению гласных и согласных звуков и букв, их обозначающих. Для различения данных групп звуков вводится различный цвет гласных и согласных буквенных знаков при первоначальном знакомстве с ними, в цветовом варианте эти же буквы даются в схемах. На всех «Володиных» страницах гласные и согласные буквы размещаются в домиках под крышами того же цвета. Дополнительно для протягивания и пропевания гласных звуков введены прямые и волнистые линии. Все наглядные опоры, приведенные в «Букваре», облегчают дифференциацию данных групп звуков и букв, что в дальнейшем поможет детям, во-первых, читать прямые слоги с опорой на гласную, во-вторых, легче овладеть правилами правописания гласных и согласных букв (четко различая их) во втором и последующих классах.

14. Кроме аналитико-синтетического метода обучения грамоте, обеспеченного в «Букваре» выполнением различных операций по звуковому анализу и синтезу, в книге широко представлен слоговой метод, ориентированный на более сохранную механическую память учащихся. Слоговой метод представлен разнообразными слоговыми таблицами, где слоги заключены в сетку, которая помогает зрительно более четко воспринять каждый слог и возвращаться к слоговым структурам, читая их по вертикальным или горизонтальным линиям.

15. Для лучшего запоминания букв в «Букварь» включены рисунки предметов, по абрису сходные с изображениями буквенных знаков и имеющих в своем названии начальный звук, обозначенный данной буквой.

16. Впервые в комплект для специальной школы включены прописи для обучения письму (три тетради в соответствии с тремя этапами букварного периода). На каждой странице представлены упражнения в написании элементов букв и собственно букв, бордюры, как тренировочные упражнения, а также задания игрового характера, направленные на развитие воображения учащихся (дорисовывание фигур). В прописи включены задания на списывание с печатного и рукописного шрифта.

17. В прописях вводятся одновременно написания прописных и строчных букв, что исключает расхождение в их изучении при чтении и письме. Кроме того, начиная с первых страниц «Букваря» и прописей предлагаются задания на чтение и написание предложений, имен собственных, что предполагает использование заглавных букв.

18. В связи с трудностями, присущими умственно отсталым учащимся в графическом изображении рукописных букв, авторы ввели некоторые упрощения в написании ряда букв: А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ.

Представленный учебный комплект написан на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой и предназначен для обучения грамоте умственно отсталых детей в специальных школах VIII вида. Весь комплект книг состоит из «Альбома» для добукварных занятий; «Букваря», являющегося книгой для формирования первоначальных навыков чтения; «Прописей», рассчитанных на каждый этап обучения грамоте и помогающих учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения.

Комплект учебных материалов для учащихся первого класса сопровождается «Методическим пособием для учителей», в котором представлены методические рекомендации по использованию учебного пособия.

ПРОГРАММА

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук - лук, стол - стул, палка - лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва ). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х .
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
о, м, с .
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р .
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла ).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом ).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р .
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т .
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил ).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик ).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д .
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ .
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле ).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э .
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Последние материалы сайта