Внеклассные мероприятия по истории. Предметные недели в школе. История

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Правила рассказывания о событии

Рассказ о каких-либо событиях, последовательности каких-либо поступков, действий называется повествованием. Обычно это некоторый рассказ, он имеет сюжет, в нем действуют персонажи, он отвечает на вопросы - Что произошло? Что было сначала, что потом, чем все закончилось?

Для того, чтобы подготовить рассказ-повествование, надо соблюдать следующие правила.

1. Сделать вступление, в котором рассказать о месте и участниках события, о котором вы будете рассказывать (Я расскажу вам о случае, который произошел - где? когда? с кем?)

2. Рассказать об общей обстановке, в которой начались события (Например, «Мы поехали на электричке всей нашей компанией за город. Погода была хорошая, было тепло, хотя небо немного хмурилось»).

3. Перейти к рассказу о событиях в их последовательности (Вдруг.... Потом.... Я..... Мои товарищи.... После этого....). Использовать описание предметов, обстановки, участников событий.

4. Рассказать об отношении участников событий к этим событиям, об их настроении, смене настроений о ходу событий (Сначала никто не обратил на это внимания... Потом мы все очень заволновались... Девочки испугались... Тогда мы успокоились...Потом нам вдруг всем стало очень смешно.... и т.д.).

5. Описать, чем закончилось событие или происшествие, какова развязка.

6. После развязки рассказчик может сделать вывод из всего повествования, а может закончить фразой типа «Вот такая (интересная, забавная, необычная, неожиданная и т.д.) история произошла....(тогда-то, там-то, с тем-то)».

Эти правила лишь намечают основные элементы рассказа-повествования. Четкую последовательность перечисленных пунктов соблюдать не обязательно. Для увеличения интереса к рассказу отдельные элементы рассказа можно менять местами, пункты 3 и 4 можно совмещать в процессе рассказа, вывод для некоторых типов повествований может и не потребоваться. Но основные компоненты, перечисленные выше, обычно в рассказ-повествование включают.

Если вы повествуете о лично увиденном , то у такого рассказа есть некоторые особенности.

Особенно важно:

· приводить больше подробностей;

· описывать внешние признаки предметов, действующих лиц, используя эпитеты (художественные определения);

· рассказывать о своих переживаниях, эмоциях в разные моменты происходившего;

· говорить достаточно эмоционально.

Иногда нам приходится рассказывать о вымышленных событиях . Вымышленные рассказы призваны в основном развлечь слушателей, но они имеют большую учебную ценность – на них можно хорошо учиться риторике, отрабатывать самые разные риторические приемы.

Когда мы рассказываем о вымышленных событиях, для нас важнее всего, чтобы это было интересно слушателям. При этом важно передать не столько хронологию событий, сколько свое отношение к событию и его участникам.

В рассказе о вымышленных событиях наиболее важно:

· говорить эмоционально;

· говорить связно;

· стараться, чтобы рассказ походил на действительные события - говорить уверенно, без больших пауз.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Рассказ о событиях – это повествование.

2. Повествование – это рассказ о том, что было в действительности.

3. Повествование – это рассказ о том, что случилось с рассказчиком или о том, что он лично наблюдал.

4. Компоненты рассказа-повествования могут меняться местами для придания рассказу выразительности.

5. Компоненты рассказа-повествования не могут меняться местами, так как тогда будет нарушена логика повествования.

6. Рассказ о лично пережитом должен быть эмоциональным.

7. В повествовании не следует приводить много подробностей и описывать внешние признаки людей и предметов.

8. При рассказе о лично пережитых событиях надо рассказывать о своих эмоциях в разные моменты описываемых событий.

9. Рассказы о вымышленных событиях в основном носят развлекательный характер.

10. При рассказе о вымышленных событиях связность речи –основное условие успеха.

2. Расскажите, как вы в детстве ездили со своим другом в деревню, пошли гулять, а ваш друг был в красной куртке. На пути вам встретился молодой бык…

Вывод : хорошо уметь быстро бегать.

Добавьте необходимые подробности, чтобы рассказ был интересным.

Рассказ ведите по правилам монолога-повествования, переходя от пункта к пункту.

3. Подготовьте выступление на тему «Интересный случай на улице». Продолжительность 1-2 минуты.

Начало рассказа : Недавно я стал свидетелем одного интересного случая на улице...

Варианты концовок :

Чего только не увидишь на улице!

Никогда не знаешь, чего ожидать от маленьких собачек!

Теперь всегда буду переходить улицу только по переходу!

И я сделал вывод - лучше ходить пешком, чем ездить на машине!

Вывод: наши машины лучше иномарок.

Лучше, наверно, не вмешиваться в чужие дела.

Наверно, действительно, лучше на улице не знакомиться.

Я сделал вывод - уж если покупать машину, так иномарку.

Теперь больше никогда не буду переводить старушек через дорогу.

Таким образом, лучше всегда переходить дорогу по переходу.

4. Произнесите монолог, начинающийся словами «Однажды я...». Постройте его в соответствии с правилами рассказывания о событии. Длительность 1-2 минуты.

5. Игра «Рассказ по цепочке».

Участники произносят первую фразу рассказа (например, «Я проснулся утром, открыл глаза и увидел, что у меня дома в кресле сидит инопланетянин») и бросают мяч своему товарищу, который должен продолжить рассказ еще одной фразой; тот передает мяч следующему и т.д., чтобы получилось связное повествование.

6. Прочитайте начальные фразы рассказа об увиденном. Продолжите рассказ от своего имени; рассказывайте о случившемся так, как будто это было с вами:

Темнело. Я сидел в лодке посередине реки. Клевало отлично. Сняв с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить ее в ведро и вдруг невольно обомлел. Из воды на борт лодки легли две женские руки с маникюром…

Я сидел у окна и с упоением читал книжку, которую мне дали до завтрашнего дня. Вдруг кто-то настойчиво постучал в мое окно. Было уже половина одиннадцатого вечера. А живу я на пятом этаже...

Я зашел в комнату и увидел на подоконнике открытого окна конверт. На конверте было написано мое имя, но не было обратного адреса. Не было и имени отправителя. Я взял конверт в руки и открыл его....

Я подошел к подъезду своего дома и увидел, что перед дверью сидит огромная лохматая собака. Она сидела спокойно, невозмутимо, но загораживала собой вход в подъезд. Обойти ее было невозможно...

7. Вспомните и расскажите:

о своем первом дне в первом классе, о своих впечатлениях;

о своем первом дне в институте;

о выпускном вечере в школе;

о своем первом экзамене;

как и когда вы научились кататься на велосипеде, как это было;

как вы научились плавать.

8. Расскажите, как вас с товарищем (подругой) похищали на выходные дни инопланетяне.

9. Расскажите прозой какое-либо стихотворение так, чтобы это походило на случай, который был с вами.

Например: расскажите, как зимним вечером вы встретили на прогулке маленького мальчика с лошадью, который перевозил дрова (на основе стихотворения «Мужичок с ноготок».)

10. Расскажите, как вас приглашали сниматься в кино вместе со Шварценеггером (Мадонной, Чаком Норрисом, Брюсом Ли, Луи де Фюнесом и т.д.).

11. Расскажите, как на отдыхе вы познакомились с В.Жириновским, А.Пугачевой или другим известным лицом.

12. Перескажите фильм или мультфильм от лица разных героев. Добавляйте факты и подробности, которые вам понадобятся.

13. Вы - известный врун барон Мюнхгаузен. Расскажите о своих приключениях.

14. Составьте рассказы по первой и последней строке:

Дятел высунул голову из дупла.............. В бухту входил эсминец.

Дождь смыл все следы...................... На кровати лежал отбойный молоток.

Я проснулся и открыл окно............ Слон медленно удалялся, помахивая хоботом.

Я включил телевизор и уселся поудобнее в кресле ….. Офицер отдал честь, щелкнул каблуками и удалился и т.д.

По улице с огромной скоростью несся «Запорожец»… «Мерседес» с достоинством врезался в дерево.

15. Рассказ «Интересное событие в моей жизни».

Составьте минутный рассказ о следующих событиях, произошедших недавно с вами; объясните, почему именно с вами произошло это событие.

Вам пришлось выступить в качестве переводчика приехавшей в ваш город зарубежной эстрадной звезды.

Вам пришлось провести урок физкультуры в 3-ьем классе вашей бывшей родной школы.

Вам пришлось играть в настольный теннис за сборную факультета, хотя вы шахматист.

Вас попросили взять для городской газеты интервью у укротителя тигров, гастролирующего в вашем цирке.

Вас попросили выступить в качестве ведущего на городском вечере, посвященном Дню пожилых людей.

Вам пришлось в метель ехать на занятия вместе с группой спецназа в боевой машине пехоты.

В выходные дни вам пришлось осваивать игру в бейсбол.

Вы оказались на телевидении участником ток-шоу «Не хочу учиться, хочу жениться».

Тема 14. Протокольно-этикетное выступление

и его основные особенности

Протокольно-этикетные выступления - это такие, которые имеют целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала.


Похожая информация.


ПОЛОЖЕНИЕ о проведении недели истории

I. Общие положения

1.1. Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

1.2. Задачи предметной недели:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

II. Организация и порядок проведения предметной недели

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с графиком принятом на педагогическом совете школы и утвержденном директором школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее чем за две недели до начала ее проведения.
2.3. Организатором предметной недели является учитель истории.

2.4. Участниками предметной недели являются:

Все учителя, преподающие предмет по которому проводится предметная неделя;

Ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

Конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по трём возрастным категориям: младшей (5-6 кл.), средней (7-8 кл.) и старшей (9-11 кл.);

Нетрадиционные уроки по предмету;

Просмотр кинофильмов по тематике предмета;

Экскурсионные мероприятия в музей крестьянского быта (начальные классы);

Общешкольный вечер с использованием информационных технологий.

2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
2.7. Итоги конкурсов на знание предмета подводятся в последний день предметной недели.

2.8. оглашение итогов предметной недели и награждение победителе проводится на общешкольной линейке.

2.9. По окончании предметной недели на заседании методического объединения и педагогического совета проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

2.10. По итогам предметной недели заместителю директора школы по учебной работе, который курирует ее проведение, сдаются следующие документы:

План предметной недели;

Тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами;

Планы или сценарии открытых мероприятий;

Анализ итогов предметной недели.

План проведения недели истории

День

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9-11 классы

Понедельник Вторник - Дни

исторической игры

«Мифы Древней Греции»

понедельник

«Загадки Клио»

понедельник

«Мировая история и я»

вторник

«Мировая история и я»

вторник

«Хочу все знать»

вторник

Среда Музейный день

Проведение интернет – экскурса по музеям мира.

Пятница Вечер истории

Общешкольный вечер в форме игры «Что? Где? Когда?»

Историческая игра «Мифы Древней Греции» (5 – 6 класс)

1. Изобретенный в Китае прибор, который помогал в далеких путешествиях.

2.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства был известен только китайцам.

3. Книга из папируса, свернутая в трубку .

4. Священное животное в Древнем Египте, которому на лапы надевали кольца

5. Название воина из личной охраны персидского царя.

6. Эта звезда появлялась на горизонте в Египте, предупреждая людей о разливе Нила.

7. Древнейшее из «семи чудес света».

8. Ассирийская статуя, охранявшая вход в царский дворец.

9. Предмет, который, по мнению древних египтян, защищал от злых духов и несчастий.

10. Священное число в Древнем Двуречье.

11. В древности это - лекарственный напиток, горький, вязкий на вкус, восстанавливает силы.

12. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным.

13. Это животное почитается в Индии с древнейших времен. Символ могущества и безопасности государства .

Игра «Мировая история и я» (7-8 класс)

    Жителей, каких стран в старину на Руси называли немцами?

    Редчайший случай в истории авиации произошел в США: самолет пострадал от столкновения… с рыбой. Как это могло случиться?

    Обычно в минуту определенной опасности люди кричат на родном языке. Однако иногда и русский человек в этой ситуации кричит по-чагатайски. Скажите на чагатайском языке слово, которое кричат в момент опасности.

    Как известно, картофель в Европе приживался с трудом. В России случались даже картофельные бунты, которые возникали как реакция на насильственное насаждение картофеля. Отказывались сажать картофель и французские крестьяне. Чтобы новая культура получила распространение в крестьянских хозяйствах, агроном Антуан Пармантье, живший в XVIII веке, придумал остроумный способ. Он посадил картофель на государственных землях и выставил вокруг вооруженную охрану. Это привело к тому, что очень скоро картофель появился на крестьянских огородах. Каким образом?

    Кто был изображен на русской копейке, введенной в обращение после денежной реформы 1535-1538 годов?

    Фараон, воспротивившейся исходу евреев из Египта, был подвергнут богом десяти египетским казням. Вот девять из них:

    Вода в Ниле превратилась в кровь;

    Нападение жаб и лягушек;

    Египтян покусали мошки;

    Нападение диких зверей (песьих мух);

    Моровая язва;

    Нарывы у людей и скота;

    Град;

    Саранча;

    Тьма египетская;

Но они не убедили фараона. Назовите десятую казнь, которая его убедила.

    В первый день каждого месяца в Древнем Риме полагалось платить проценты по долгам. Долги эти записывались в специальные долговые книжки. Как эти книжки назывались?

    Древние ассирийцы, вместо того чтобы обращаться к врачам, выносили заболевшего человека на площадь и там оставляли. Причем пройти мимо больного, не подойдя к нему, никому не разрешалось. Чем объясняется такой странный обычай?

    Френсис Дрейк при встрече с королевой Викторией поднял руку и прикрыл ей глаза. После объяснения смысла этого жеста корсаром королева даровала ему титул. Как Дрейк объяснил свой жест? Что он означает сейчас в Англии?

    В XIV-XVI веках его носили мужчины. Начиная с XVII века его стали носить женщины. Названий у него много: шторник, кумашник, клиник, пестряк, наколоточник, шубка и др. о чем идет речь?

    Почему в Древнем Египте символом справедливости служил страус?

    Что в древнем Самарканде новорожденным мазали медом, а что клеем?

    зачем в Афинах рабочие разбрасывают по ночам вокруг Парфенона специально доставленные из карьера куски мрамора?

    Какую деталь костюма в XIII веке на день пришивали, а на ночь отпарывали?

Конкурс «Хочу все знать» (9-11 класс)

    В развитии письменности большая роль принадлежит растениям. С древнейших времен люди писали на папирусе и бересте. Как мы знаем, основным сырьем для получения бумаги в настоящее время является древесина, преимущественно ель. Кем была подсказана мысль об использовании древесины в качестве сырья для изготовления бумаги?

    Для чего первые египетские пирамиды делали ступенчатыми?

    Говоря «деньги не пахнут», древние римляне тем самым хотели сказать, что не имеет значения, каким способом эти деньги получены. А в средние века считали, что «деньги пахнут грехом». Объясните, почему существовал такой взгляд в средние века?

    В 1206 году на собрании войск ханом монголов был избран Тэмуджин, получивший титул Чингис-хана. Он провел многочисленные реформы с целью создания боеспособной армии. Одной из таких реформ стало введение законов Ясы. Примерно три четверти законов Ясы направлены на наказание одного преступления. Что же это за преступление, за которое предусматривалась казнь, а в лучшем случае ссылка в Сибирь?

    В 1666 году королева Англии Елизавета издала указ: погребать мертвых только в шерстяной одежде. За нарушение этого указа был установлен штраф: 5 фунтов стерлингов. В чем причина такого указа

    Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек розовые. Откуда пошел этот обычай?

    Философ древности, основатель тайного союза, символом которого была пятиконечная звезда, знаток Египта… Процитируйте утверждение этого философа, которое должен знать каждый старшеклассник.

    Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

    После какого события древние скифы вселялись в дома, а мы из них выселяемся?

    Какой год в истории России был самым коротким и почему?

    Откуда пошло выражение « На Шипке все спокойно »?

    В каких случаях в военной переписке начала XIX века дата на письме указывалась вверху, а в каких – внизу?

    В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: « За доблесть », « За отвагу », « За храбрость » и т. д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова « За любовь и Отечество »?

    В XVIII-XIX веках в России широкое распространение получила так называемая « служба без жалования ». Это означало, что дворяне только числилось на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Меньшиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность?

    Какую одежду древние греки называли варварской?

Сценарий вечера истории «Что? Где? Когда?»

Цель игры:

Развитие у школьников интереса к истории;

Обогащение знаний по предмету;

Развитие умений работать в группе;

Развитие эрудиции у школьников;

Оборудование:

- конверты с вопросами;

- игровой стол с волчком;

- презентация;

Компьютер;

Демонстрационный экран.

Предварительная подготовка:

Составление презентации;

Формирование команды;

Выбор вопросов для игры.

План проведения:

1. Вступительное слово ведущего

2. Первый раунд

3. Музыкальная пауза

4. Второй раунд

5. Театральная пауза

6. Третий раунд

7. Подведение итогов

Звучит музыка из теле. игры «Что? Где? Когда?». Выходит ведущий.

    Добрый вечер, ребята, участники и гости нашего вечера. В завершение недели истории мы проводим вечер истории в форме игры «Что? Где? Когда?». За игровой стол приглашается 1-я команда игроков. Хранителем времени сегодня будет один из старшеклассников. Выбор вопросов будет осуществляться при помощи волчка. За правильный ответ команда игроков получает одно очко и приз. В случае неправильного ответа очко присуждается команде зрителей. Игра идет до 10 очков.

Первый раунд.

Вопросы:

    Известно, что в Древней Греции женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже появляться на этих соревнованиях. Тем не менее однажды некая Галлипатейра решила обойти закон. Она переоделась в мужское платье и выступила в одном из состязаний, но была разоблачена и приговорена к смертной казни. К счастью, ввиду больших спортивных заслуг её мужа и сыновей, она была помилована. Но с этого момента в правила Олимпийских игр было внесено серьезное изменение. Какое?

    Когда некий болтун попросил блистательного оратора Сократа обучить его своему искусству, тот назначил двойную плату за обучение. А когда болтун спросил о причине, объяснил…Что ответил Сократ?

    Черный ящик. Сначала для этих целей служила перчатка, затем, по прошествии нескольких веков, утенок или любое другое мелкое животное. Что собой представляет это сейчас? Что в черном ящике?

Второй раунд

    Русская народная загадка спрашивает: «На что глядят, а не видят? Про что ведают, а не знают?» Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Когда я есть, ее еще нет, когда она есть – меня уже нет». О чем идет речь?

    В разные времена это изобретение имело в народе разные названия: «костотряс», «паук» и др. А в переводе с латинского это слово означает «быстрая нога». О чем речь?

    Блиц. – Период с 1725 по 1762 год называют эпохой «дворцовых переворотов». Что означает это понятие?

Назовите овощ, который в России прозвали чертовым яблоком.

В корабельном уставе Российского флота записана команда: «Склянки бить!» О чем речь?

Третий раунд

    В судебном зале древних Афин находился сосуд с водой, с небольшим отверстием внизу. К этому сосуду был приставлен специальный человек. Какую функцию он выполнял?

    В 39-81 годах жил римский император Тит. Правил он всего два года, но оставил о себе самую светлую память и был прозван «любовью и отрадой рода человеческого». Тит считал, что никто от него не должен уходить огорченным. Особенно он прославился одной знаменитой фразой. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, Тит воскликнул: «Друзья, я потерял …». Продолжите фразу.

    Еще в древнерусских записях XI века упоминается слово «блюдо». Блюда были стеклянные, деревянные, оловянные, серебряные, керамические. К тому же времени относится выражение «сидеть в блюде». Что оно означало?

    Некоторым знатным дамам в XVI-XVII вв. приходилось ездить в карете, высунув голову наружу. С чем это связано?

    Есть такая игра – шахматы. Впервые о шахматах упоминается в древнеиндийских рукописях VI века нашей эры. Название этой игры состоит из двух слов: «шах» и «мат». А как переводится это название?

    За что генерал Михаил Дмитриевич Скобелев получил прозвище «белый генерал?

Подведение итогов игры.

Данную презентацию можно использовать для проведения урока мужества в средних и старших классах. Материал содержит подборку карикатур военных лет, посвященных Сталинградской битве.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 7 класса. Подходит для любого УМК по истории 7 класса.В методической разработке 6 тем. В каждой из тем вопросы с разным уровнем сложности. Побеждает команда (или участник), набравший к концу игры большее количество баллов.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: используя исторический материал к 100-летию революций в России, продолжить работу по воспитанию уважения к Отечеству и его историю.

  • Личностная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать и положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализируя их;
  • Метапредметная: развитие способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи:
  • Предметная: актуализация предметных знаний по истории революций; расширение и углубления этих знаний.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка посвящена исследовательской работе школьников. Но она ставит широкий круг задач кроме исследования: приобщения школьников к посещению музеев, умению видеть картину, работать с нею. Экскурсия посвящена русскому искусству, это тема по истории, которую школьники изучают по программе. В экскурсии достигается задача: увлечь учеников живописью, научить прочитывать картины, понимать символы искусства. Экскурсия разработана в соответствии с историко-культурным стандартом.

Возможно ли возрождение фашизма в нашей стране сегодня? Каковы причины такого явления в Европе, в России после того, как наш народ совершил такой подвиг, и освободил мир от нацизма и фашизма?

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей творится зло. Методическая разработка может помочь учителю в воспитании школьника в противостоянии идеям фашизма. Материал разработки можно использовать для проведения урока по вопросам культуры советского общества в 60-80-х годах ХХ века в 11 классе.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цель мероприятия: показать школьникам героизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны. Мероприятие предназначено для учащихся 6-10 классов.

Разработку можно использовать не только для проведения общешкольного мероприятия, но и для классного часа.

Целевая аудитория: для учителя

Викторина разработана как элемент интегрированного урока истории и физической культуры и составлена по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?» Презентация содержит гиперссылки и анимацию. Каждое действие в отдельном слайде осуществляется по щелчку мыши. При правильном ответе на вопрос теста осуществляется переход к следующему вопросу. При ответе на вопросы, если ответ дан неверно, есть возможность второй попытки. Такая возможность отсутствует при ошибочном ответе на вопросы с «несгораемой суммой баллов».

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация рассказывает об истории создания ПЕРВОГО памятника в истории России. Этот памятник, сооружённый в 18 веке по велению императрицы Екатерины второй, более известен как Медный всадник и посвящён императору Петру 1. Учащиеся узнают интересные факты об истории этого знаменитого на весь мир памятника, а также легенды и мифы о нём. Закрепить материал помогут вопросы и задания. Презентацию можно использовать не только на уроках по истории и культуре Санкт - Петербурга, но и при изучении истории России 18 века.

В последнее время активизируется поиск и широкое использование методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории вообще и внеурочной работы по предмету в частности.

Неделя истории – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей .

Задачи проведения Недели истории:

  • усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;
  • сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;
  • развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

Для того, чтобы неделя истории прошла удачно, требуется большая подготовка:

  • необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
  • определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
  • составить план проведения Недели истории, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.

Учителю при составлении плана Недели истории необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию Недели истории нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.

Проведение Недели истории – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:

  • определение содержания работы;
  • постановка учащимся заданий;
  • указание основных источников получения знаний;
  • помощь в выборе форм работы;
  • консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
  • изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;
  • участие в оформлении собранного учащимися материала;
  • использование этого материала в учебной работе.

При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.

Поэтому внеурочная работа по истории, частью которой является Неделя истории, требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и поможет стать настоящим мастером своего дела.

Неделя истории способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь: находить нужную книгу в библиотеке, составлять библиографию по теме, пользоваться справочной литературой, готовить рефераты по нескольким источникам, выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией и т.д. Приобщать к исследовательской работе.

Неделю истории нельзя назвать относительно новой формой работы, тем не менее, она вносит неоценимый вклад во внеурочную работу с учащимися. Проводится заседание предметного кружка, активизируется работа политинформаторов (хорошо забытое старое), организуются тематические вечера, конференции или «круглые столы».

Во время проведения исторической Недели учащиеся выпускают стенные газеты по предмету. Например, один класс выпускает газету по «Истории Древнего мира», другой по «Истории Средних веков» и т.д. Можно провести конкурс на лучшую стенную газету. А также, используя компьютер можно выпускать настоящую школьную газету, необходимым тиражом. В которой, публикуются, например, заметки о новых археологических открытиях, исторические кроссворды, ребусы, рисунки, стихотворения, эссе, рассказы о походах по родному краю, результаты участия школьников в исторических олимпиадах, одна из любимых школьниками рубрик «Нарочно не придумаешь» и многое другое. Выпуск школьной газеты наверняка заинтересует учащихся и учителей, станет не только атрибутом Недели истории, а постоянным увлечением.

Также учащиеся, которые побывали в исторических местах в нашей стране, а может быть и за рубежом могут продемонстрировать фоторепортажи с использованием интерактивной доски.

В Неделю истории можно включить и такое мероприятие, как проведение радиожурнала, только представьте себе, как на переменах учащиеся будут слушать не музыку в сотовых телефонах, а интересные сведения из истории разных эпох.

Такие мероприятия, как экскурсия по родному краю, поход в музей тоже могут стать интересными и запоминающимися в ходе Недели истории. Экскурсией можно поощрить отличившихся ребят, которые приняли активное участие в подготовке и проведении исторической недели.

В настоящее время очень много разработок различных мероприятий, открытых уроков можно прочитать в газетах, журналах, методической литературе, но в данном случае следует соблюсти баланс и не надо браться сразу за множество форм работы, мероприятий. На первый взгляд, это кажется интересным, разнообразным, но каждое мероприятие, каждый день Недели истории, и даже каждый час требует большой подготовки и продуманности. Необходимо рассчитать свои силы и силы детей. План Недели истории должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у учащихся появляется неверие в реальность намеченного, исчезает интерес к работе.

Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными: игры-реконструкции, конкурсы лучших макетов, викторины, литературно-исторический монтаж, парад военных разных эпох, исторический КВН, историко-литературные вечера, например «Судьбы поэтов на фоне истории России», «Жёны декабристов» и др., открытый урок «круглый стол», деловые игры, уроки пресс-конференции, например по теме «Как возродить Россию», «Российские реформы: вчера, сегодня, завтра» и т.д. Всё зависит от возрастных особенностей учащихся, их склонностей, настроения, желания.

Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели истории.

Представляем разработки мероприятий, которые можно использовать при проведении Недели истории: в 5-х классах игра «Стенка на стенку»; 6-х классах КВН «Путешествие в Средневековье», 7–9-х классах современная версия интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

«Стенка на стенку»
игра по истории Древнего Китая и Индии

Цель игры: повторить, обобщить, закрепить изученный материал по истории Древней Индии и Китая. Освоение учащимися игровых педтехнологий.

Задачи игры:

  • повторение материала, закрепление знаний, умений, навыков;
  • умение работать в команде, группе, развитие творческих способностей учащихся;
  • усвоение игровых дидактик и правил игры.

Участники: школьники 5–6-х классов, жюри, ведущий, болельщики.

Оформление: музыка Китая и Индии; рисунки и поделки учащихся по теме «Древний Китай и Индия», высказывания и портреты Конфуция и Будды, иллюстрации с изображением памятников архитектуры.

Оборудование : иллюстрации с изобретениями, кроссворд, контурная карта, загадки (Приложение 1).

Домашнее задание: сформировать две команды, дать название командам, выбрать капитанов и их помощников, подготовить выставку рисунков и поделок, сценку по теме «Философы Древнего Китая и Индии».

Ведущий игры представляет команды, жюри и объясняет правила игры.

Ведущий: Уважаемые участники, мы приветствуем вас на игре «Стенка на стенку»! Вы уже догадываетесь, что вам придётся посоревноваться между собой. Да, это действительно так и тема нашего соревнования «История Древнего Китая и Индии». Игра состоит из четырёх туров. А это значит, что перед каждой командой возникнет четыре стены, четыре препятствия из сложных, но интересных заданий. Ваша задача – справиться с этими заданиями и прорваться через заслон. В первом туре участвовать от команды будут капитаны, во втором туре – их помощники, а в третьем и четвёртом вся команда. Я желаю вам успеха! «Стенка на стенку» начинается!

(Команды занимают свои места и выбирают капитана.)

Ведущий: Начинаем первый тур «Важные открытия» и вызываем для преодоления препятствий капитанов. Перед вами стена с иллюстрациями, на которых представлены известные открытия и изобретения прошлого. Капитан одной команды должен выбрать открытия, которые состоялись в Древнем Китае, а капитан другой команды, которые были сделаны в Древней Индии. Но это лишь часть задания, также необходимо кратко прокомментировать данные открытия, для того чтобы выполнить вторую часть задания капитаны могут обратиться за помощью к участникам своей команды.
(Капитаны выполняют задание, жюри подводит итог.)

Ведущий: Начинаем второй тур «Отгадай кроссворд», название этого конкурса говорит само за себя. Действительно необходимо отгадать гигантский кроссворд, причём один на две команды. Вызываем помощников капитанов. Один участник отгадывает вопросы по горизонтали и это вопросы из истории Древней Индии, а другой участник отгадывает по вертикали вопросы из истории Древнего Китая. Итак, конкурс начинается, кто быстро и правильно выполнит задание, тот и будет победителем.

(Жюри подводит итог конкурса.)

Ведущий: Третий тур – командный «Создай карту страны», действительно перед вами пока лишь огромная контурная карта, ваша задача, используя материалы, которые у вас имеются нанести границы Древней Индии и Китая на контурную карту, обозначить реки, горы, крупные города, пустыни, строения, всё, что вы знаете о той или иной стране.

(Жюри подводит итог конкурса «Создай карту страны».)

Ведущий: Трудно найти людей, которые бы не любили загадки, сегодня тоже не обойдётся без них. Итак, перед вами следующая стена «Исторические загадки и ребусы», полная тайн и загадок из истории Древнего Китая и Индии. Из каждой команды по очереди выходят участники и выбирают по одной загадке и ребусу. Если участник не сможет дать правильный ответ, право предоставляется сопернику.

Ведущий: Вот и подходит к концу наша историческая игра, все стены, которые закрывали от нас сведения об истории Древней Индии и Китая, сегодня удалось преодолеть ребятам. У нас остался лишь последний конкурс «Театральный». Каждая команда заранее получила домашнее задание подготовить мини-спектакль об учении Конфуция и Будды. Сейчас вы представите свои постановки на суд зрителей и жюри.

(Подведение итогов, награждение.)

Путешествие в Средневековье
викторина по истории Средних веков для учащихся 6-х классов

Музыкальное оформление: музыка из кинофильма «Город мастеров».

Оформление: высказывания великих людей о средневековье, оформление сценической площадки под средневековый замок.

Оборудование : рисунки с головными женскими уборами и мужской средневековой одеждой, два рисунка с изображением пира, конверты с литературными загадками, два кроссворда, вопросы «Блиц – турнира».

Участники: ведущий, два глашатая, две команды по семь участников, жюри, болельщики.

Домашнее задание: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана, приготовить макет средневекового замка, разыграть сценку из жизни средневекового общества.

Звучит музыка, исполняется средневековый танец, на сцену выходят ведущий и два глашатая с фанфарами .

Глашатаи: Всем! Всем! Всем!

Ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри, команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Путешествие в Средневековье». Одни считают Средние века временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые пространства, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне. Именно в Средние века были созданы такие литературные произведения, как: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Божественная комедия» Данте. Средневековье, это – сложная и противоречивая эпоха. И мы, надеемся, что «Путешествие в Средневековье» поможет нам лучше понять то далёкое время, увидеть живых людей, глубже и ближе познакомиться с их жизнью, бытом и нравами. Итак, начинаем!

Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов) . Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!

Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри) .

А начнём мы викторину с домашнего задания, показа сценок, которые должны были подготовить команды. И мы надеемся, что через эти сценки ощутим жизнь средневековых людей.

Глашатаи: I тур! I тур! I тур! «Театральные подмостки! Театральные подмостки!»

(Команды представляют заранее подготовленные сценки, жюри оценивает выступление команд).

Глашатаи: II тур! II тур! II тур! «Конкурс капитанов! Конкурс капитанов! Конкурс капитанов!»

Ведущий: Уважаемые капитаны! Действительно победа в следующем туре зависит только от вас. Мы приветствуем вас аплодисментами и просим пройти к нам. Внимательно послушайте задание и посмотрите на иллюстрации.

Задание 1. Перед вами виды средневековых головных уборов. Назовите их. Как вы думаете, почему мода на них всё время менялась? (Приложение 2)

Задание 2. Перед вами средневековая мужская одежда. Назовите её элементы. Что было общего в средневековом костюме всех сословий? (Приложение 2)

(Капитаны дают ответ, жюри подводит итоги.)

Глашатаи: Внимание! Начинаем «Блиц – тур!» Внимание! Начинаем «Блиц-тур!»

Ведущий: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды и каждого участника в отдельности. Каждый представитель одной команды должен задать исторический вопрос участнику другой команды. В конкурсе, таким образом, должны будут принять участие все члены обеих команд. «Блиц-тур» проводится в быстром темпе «вопрос – ответ». Если участник не отвечает на заданный вопрос, он выбирает одного болельщика в зале, который может ему помочь.

Примерные вопросы:

  1. Состязание средневековых рыцарей (Турнир)
  2. Народный герой средневековой Чехии (Ян Жижка)
  3. Отрезок времени, равный 100 годам (Век)
  4. Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
  5. Кочевые арабы (Бедуины)
  6. Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)
  7. Все работы на феодала (Барщина)
  8. Церковный суд в средневековье (Инквизиция)
  9. Священный город христиан (Иерусалим)
  10. Священный город мусульман (Мекка)
  11. Человек, дающий деньги под проценты (Ростовщик)
  12. Сбор в пользу государства (Налог)
  13. Новая религиозная философия, возникшая в средние века (Схоластика)
  14. Владения римского папы (Ватикан)

Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты «Блиц-тура» и общий итог.

Глашатаи: IV тур! IV тур! IV тур!

Ведущий: IV тур называется «Загадка из Средних веков». Каждой команде вручается конверт, где находится литературная загадка. Ваша задача, как можно быстрее открыть конверт, прочитать загадку, обсудить варианты и дать правильный ответ.

Загадка 1. О ком А.Майков написал это стихотворение?

Бой, кипел… Она скакала
На коне, на вороном –
Гордо поднято забрало,
С орифламмой и копьём,
И везде, где чуть опасно,
Уж, звенит, на страх врагам,
Этот звонкий, этот ясный
Женский голос по рядам.

Загадка 2. О каком событии начала XV века идёт речь в стихотворении А.Майкова?

В длинной речи доктор чёрный,
Перебрав все истязанья,
Предлагал ему соборно
Присудить колесованье,
Сердце, зла источник, кинуть
На съеденье псам поганым,
А язык, как зла орудье,
Дать склевать нечистым вранам
Самый труп предать сожженью,
Наперёд прокляв трикраты,
И на все четыре ветра
Бросить прах его проклятый…

(Представители от команд дают ответы, жюри оглашает результаты.)

Глашатаи: Внимание! Внимание! Внимание! Vтур! V тур! V тур!

Ведущий: Следующее задание по нраву придётся тем, кто любит решать кроссворды. Представителям от команд получить кроссворды и приступить к их выполнению. (Приложение 2) Желаем удачи!

(Жюри оценивает правильность выполнения кроссвордов, сообщает результаты конкурса и общий итог.)

Глашатаи: VI тур «Пир на весь мир»! VI тур «Пир на весь мир»!

Ведущий: Представьте, что вы живёте в средневековую эпоху. Как бы вы накрыли праздничный стол? Это вам сейчас предстоит сделать, дорисовав рисунок.

(Командам вручаются листы, на которых изображены средневековые застольные сцены, но столы пусты, их задача расположить кушанья и яства популярные в средние века на столах.)

(Жюри проверяет, правильно ли были выбраны средневековые кушанья и объявляет результаты.)

Глашатаи: VII тур – заключительный! VII тур – заключительный!

Ведущий: Одним из домашних заданий было, приготовить макет средневекового замка и представить его. Это наш последний конкурс и именно он повлияет на исход игры. На сцену приглашаются по одному участнику от команд для представления макета.

Ведущий: Вот и закончилось наше «Путешествие в Средневековье». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!

(Под аплодисменты проходит награждение команд.)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
(7–9-й классы)

Участники: две команды знатоков учителей и учеников, болельщики, ведущий, помощники ведущего.

Музыкальное оформление: музыкальная заставка к телепередаче «Что? Где? Когда?», номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы.

Оборудование: ящик чёрного цвета, волчок, конверты с вопросами, значок скрипичного ключа для музыкальной паузы, двойное табло с цифрами от ноля до шести.

Оформление: плакат с изображением совы и названием игры, таблички с номерами сотовых телефонов.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы приветствуем вас в клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня состоится грандиозное сражение между командой учащихся и командой учителей. Команда учителей приготовила свои вопросы, интересные и познавательные, команде знатоков предстоит на них ответить. Итак, встречаем команду знатоков 7–9-х классов!
Полная тишина в зале. Начинаем игру. Счёт ноль – ноль.

(Один из знатоков раскручивает волчок и зачитывает номер вопроса, на который указала стрелка.)

Ведущий: После того как вы заслушаете вопрос – обсуждение три минуты, капитан, прослушав все версии, выбирает одну и либо сам даёт правильный ответ, либо, предоставляет это право, любому из участников команды. Если мои помощники услышат подсказку от болельщиков, то вопрос снимается, а счёт становится один – ноль в пользу команды учителей. Итак, слушаем внимательно первый вопрос.

  • ведущий зачитывает вопрос, команда знатоков отвечает, на табло появляется счёт;
  • счёт, с каким будет проходить игра невозможно предугадать, ведущий должен быть готов к любому повороту событий, в том числе и иметь запасные конверты с вопросами, например на случай подсказки или спорного решения вопросов;
  • при дальнейшем проведении игры рекомендуем использовать вопрос о предмете из чёрного ящика, музыкальную паузу, сектор «зеро», когда ведущий может убрать всю команду, за исключением одного участника или сам от себя задать вопрос команде;
  • для того чтобы участники немного отдохнули и расслабились в перерывах между вопросами можно взять небольшие интервью у болельщиков (за кого болеют? почему? какой вопрос понравился больше всего? кто на данный период наиболее сильный игрок в команде? и др.);
  • если, есть возможность спонсорской помощи, к месту пришлись бы и подарки, например, книги, диски с учебными программами по истории. Подарки можно вручать между разыгрыванием вопросов, как команде, так и отдельным участникам, так и учителям, которые выигрывают тот или иной вопрос, либо в конце игры при подведении итога;
  • при соблюдении данных рекомендаций игра «Что? Где? Когда?» может стать интересным, захватывающим событием;
  • очень важна предварительная подготовка к мероприятию. Это отбор знатоков (перечень вопросов в Приложении 3). Отбор может проходить как итоговое повторение в форме урока – аукциона, либо после уроков, как отдельное мероприятие, где учащиеся набирают жетоны за каждый правильный ответ;
  • очень большую роль играют вопросы, которые составляют учителя. Необходимо учитывать тот фактор, что вопрос по истории может вызвать затруднение, например, у учителя математики или физики, а шесть историков в школе вряд ли можно найти. Поэтому в данном случае необходимо выбрать предметы максимально приближенные к истории, например: литература, обществознание, биология (связать с антропологией), география;
  • чтобы игра носила современный характер в заключении можно выбрать путём SMS-сообщений самого лучшего игрока и вручить приз симпатий, номера для голосования заранее приготовлены.

Таким образом, с помощью данной игры учащиеся расширяют своё мировоззрение, отрабатывают навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, учит изложению полного ответа перед аудиторией, сближает уч-ся и учителей в совместной познавательной деятельности.

Литература

1. Короткова М.В. Дидактические материалы по истории Средних веков. М., 2004. С. 56, 84, 159, 189, 192.
2. Кочетов Н.С. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2001. С. 3–7.
3. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. М., 2003. С. 32–33.

Последние материалы сайта