В культурологии и философии наибольшее. Философские основы развития культурологии. Культурология и социология

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Один из главных нацистских идеологов, обергруппенфюрер СС, имперский министр продовольствия и сельского хозяйства с 1933 по 1942 год, глава Управления рас и поселений СС.


Дарре родился 14 июля 1895 года в пригороде Буэнос-Айреса. Его родителями были Рихард Оскар Дарре (1854-1929) и Эмилия Берта Элеонора Дарре, урожденная Лагергрен (1872-1936), наполовину шведка, наполовину немка. Его отец переехал в Аргентину в 1888 году по делам торговой компании. Глава семейства был пьяницей и бабником, поэтому родительский брак не был счастливым, однако семья жила очень обеспеченно, а дети получили прекрасное образование. Рихард Дарре-младший владел четырьмя языками – немецким, испанским, английским и французским. В 1912 году семья Дарре вернулась на родину из-за ухудшения международных отношений. Когда мальчику было 9 лет, родители отправили его учиться в немецкий Хайдельберг, а в возрасте 11 лет он стал учеником престижной школы King"s College School в английском Уимблдоне, в которую принимали только детей с академическими наклонностями. В 1914 году Дарре учился в Немецкой колониальной школе Витценхаузена, готовившей специалистов для африканской колонизации, где и пробудился его интерес к сельскому хозяйству. С началом войны Дарре ушел добровольцем на фронт, несколько раз был ранен, демобилизовался в чине лейтенанта. После войны Дарре хотел вернуться в Аргентину, чтобы заняться сельским хозяйством, но это оказалось невозможным, потому что инфляция "съела" семейные капиталы. В 1922 году Дарре продолжил

обучение в университете Галле и в 1929 получил степень по животноводству.

Дважды был женат. Первый брак с Альмой Штаадт, школьной подругой сестры, продлился 5 лет и закончился в 1927 году разводом; второй женой Рихарда Дарре стала Шарлотта Фрейн фон Виттингхофф-Шелл, которая пережила его. В первом браке у Дарре родились две дочери.

Первоначально Дарре примкнул к националистическому движению "Фёлькише бевегунг". Именно это натолкнуло Дарре на идею, позже известную как "Blut Und Boden", "кровь и почва", заключавшуюся в том, что будущее нордической расы связано с землей. Его первая книга, поразившая шефа СС Генриха Гиммлера, вышла в 1928 году. Она рассматривала крестьянство как жизненный источник нордической расы, уделяло внимание сохранению лесов и требовала расширения территорий. Эта идея захватила умы руководителей нацистской Германии и привела к экспансии на Восток.

В 1925 году Дарре вступил в НСДАП и стал активным нацистским деятелем. В 1930 году он проводил успешную политику рекрутирования членов НСДАП из фермерского населения Германии, чтобы привлечь умы и голоса людей, которым в будущем предстояло вытеснить славян с восточных территорий. В отличие от Гиммлера, Дарре не разделял увлечения оккультизмом правящей верхушки Третьего рейха, однако в своих книгах резко высказывался против христианской религии, пров

озглашавшей равенство людей перед Богом.

После прихода нацистов к власти Дарре занялся тем, в чем прекрасно разбирался – он занял пост министра сельского хозяйства; стал руководителем Управления рас и поселений СС и лидером имперского крестьянства. Помимо освоения новых территорий и создания успешных хозяйств, Дарре сыграл ведущую роль в создании расистских и антисемитских организаций в рамках СС, а также разработал идеологическую основу для нацистской политики захвата новых территорий. Под влиянием Дарре глава СС Гиммлер утвердился в плане создания избранной германской расы путем селекции, что привело к гибели десятков миллионов людей иных национальностей в годы Второй мировой войны. В 1936 году Дарре получил золотой партийный значок НСДАП, который был отличительным знаком высшего партийного руководства. В 1942 году Дарре подал в отставку. Официальной причиной было состояние здоровья, однако на самом деле Дарре оспаривал приказ Гитлера об уменьшении пайков в трудовых лагерях.

Дарре был арестован в 1945 году и осужден на Нюрнбергском процессе. Он избежал серьезных обвинений, например, в геноциде, но, тем не менее, был приговорен к 7 годам тюремного заключения. В 1950 году Дарре был освобожден досрочно, работал консультантом по агрохимии. Умер Рихард Дарре в Мюнхене в 1953 году от рака печени, вызванного алкоголизмом

22 июня – 4 мая Рождение: Буэнос-Айрес , Аргентина Смерть: Мюнхен , Бавария , ФРГ Место погребения: Гослар Имя при рождении: Ricardo Walther Oscar Darré Отец: Рихард Оскар Дарре (1854, Берлин - 1929, Висбаден) Мать: Эмилия Берта Элеонора Лагергрен (1872, Буэнос-Айрес - 1936, Бад-Пирмонт) Супруга: Альма Штаадт (1922-1927),
баронесса Шарлотта фон Виттингхофф-Шелль (с 1931) Дети: две дочери от первого брака Партия: НСДАП Образование: Галльский университет Профессия: агроном Военная служба Годы службы: - Принадлежность: Германская империя Род войск: артиллерия Звание: лейтенант Сражения: Первая мировая война Награды:

Рихард Вальтер Оскар Дарре́ (нем. Richard Walther Darré ; 14 июля - 5 сентября ) - руководитель Главного расово-поселенческого управления СС . Рейхсминистр продовольствия (1933-1942). Обергруппенфюрер СС (9 ноября 1934).

Биография

Происхождение. Ранние годы

Родился в семье предпринимателя, руководителя торгового дома Hardt & Co. Рихарда Оскара Дарре и его жены Эмилии Берты Элеоноры Лагергрен. Рихард Дарре, потомок французских гугенотов , в 1680 г. переехавших из Северной Франции в Курпфальц , родился в Берлине , в 1888 г. переехал в Аргентину. Эмилия Лагергрен, наполовину шведка, наполовину немка, родилась в Аргентине . Дядя Дарре по материнской линии был бургомистром Стокгольма . По словам самого Дарре, брак родителей не был счастливым .

Помимо Рихарда в семье было ещё трое детей, среди них:

  • Ильза (1900, Буэнос-Айрес - 1985, Бремен). Жена Манфреда фон Кнобельсдорфа , коменданта замка Вевельсбург .
  • Эрих (1902-после 1946), референт Главного управления СС по вопросам расы и поселения .

Образование

До 10 лет посещал немецкую школу в буэнос-айресском квартале Бельграно . Затем Дарре послали в Германию (в 1912 г. туда вернулась и поселилась в Висбадене оставшаяся часть семьи).

Помимо родного немецкого свободно владел испанским, английским и французским языками.

Первая мировая война

В 1914 г. вступил добровольцем в армию (1-й Нассауский полк пешей артиллерии). Участник Первой мировой войны на Западном фронте , сначала служил на 4-й батарее 111-го полка пешей артиллерии 56-й пехотной дивизии водителем , телефонистом и наблюдателем. Как вспоминал сам Дарре, во время обстрела его как-то засыпало в окопном туннеле, но в итоге он дешево отделался . Получив отпуск в начале 1916 г., Дарре приехал к родителям в Висбаден и с удивлением обнаружил пришедшую на его имя из аргентинского консульства повестку в аргентинскую армию , в которой, однако, было сказано, что он числится в отпуске до окончания учёбы и что ему зачтется служба в германской армии .

До конца войны командовал артиллерийской батареей. В июле 1917 г. был ранен двумя осколками гранаты в левую ногу. Согласно официальной биографии, 31 июля 1917 г. в ходе знаменитого наступления англичан двумя орудиями три часа сдерживал их превосходящие силы до подхода основных частей своей армии . 19 октября 1918 г. из-за тяжелой болезни был эвакуирован в тыл и больше на фронт не вернулся.

После окончания колониальной школы собирался вернуться в Аргентину , чтобы заняться фермерством , но тяжелое финансовое положение семьи не позволило ему сделать это. По окончании учёбы в 1928-1929 гг. работал сельскохозяйственным оценщиком германского посольства в Риге .

Карьера в национал-социалистическом движении

31 декабря 1931 года был назначен главой созданного Расового управления СС . 29 июня 1933 года Рихард Дарре, как глава Управления аграрной политики НСДАП издаёт закон о наследовании, по которому земельные участки от 7,5 до 125 гектаров могут пожизненно закрепляться за их владельцами и передаваться в наследство только при условии, что владельцы могут доказать чистоту своей крови до 1800 года . Под действие этого закона попадает более 60 % всей сельскохозяйственной территории Германии.

После войны

Был почетным гражданином (лишен звания в 2013 г.) «имперского города крестьян» Гослара .

Семья

  • 1-я жена - Альма Штаадт, одноклассница его сестры Ильзы (1922-1927, две дочери);
  • 2-я жена - баронесса Шарлотта фон Фиттингхофф-Шеель, секретарша Пауля Шульце-Наумбурга (с 1931).

Награды

  • Железный крест 2-го класса (1916)
  • Крест военных заслуг 1-й степени с мечами
  • Крест военных заслуг 2-й степени с мечами
  • Медаль За выслугу лет в НСДАП в бронзе и серебре
  • Почётная сабля рейхсфюрера СС

Сочинения

  • Das Bauerntum als Lebensquell der nordischen Rasse. München: J.F. Lehmann, 1929.

Голландская версия:

  • Het boerendom als levensbron van het noordras. Gravenhage: Volk en Bodem, 1943.
  • Neuadel aus Blut und Boden. München: J.F. Lehmann, 1930.

Голландская версия:

  • Nieuwe adel uit bloed en bodem. Gravenhage: Volk en Bodem, 1943.
  • Stellung und Aufgaben des Landstandes in einem nach lebensgesetzlichen Gesichtspunkten aufgebauten deutschen Staate. München: J.F. Lehmanns Verl., 1930.
  • Das Zuchtziel des deutschen Volkes. München: J.F. Lehmanns Verl., 1931.
  • Zur Wiedergeburt des Bauerntums. München: J.F. Lehmanns Verl., 1931.
  • Landvolk in Not und seine Rettung durch Adolf Hitler. München: Eher, 1932.
  • Damaschke und der Marxismus. München: Eher, 1932.
  • Das Schwein als Kriterium für nordische Völker und Semiten. München: J.F. Lehmanns Verl., 1933.
  • Rede des Reichsernährungsministers und Reichsbauernführers Darré, Richard Walther. Berlin: Amt f. Agrarpolitik d. Reichsleitg d. NSDAP., 1933.
  • Walther Rathenau und das Problem des nordischen Menschen. München: J.F. Lehmanns Verl., 1933.
  • System der politischen Ökonomie. Bd. 1-3; Allg. Volkswirtschaftslehre. Berlin: Zeitgeschichte, 1933.
  • Rassenzucht. München: J.F. Lehmann, .
  • Ziel und Weg der nationalsozialistischen Agrarpolitik. München: Eher, 1934.
  • Zur Wiedergeburt des Bauerntums. München: J.F. Lehrmanns Verl., 1934.

Болгарская версия:

  • Възраждане на сѣлячеството. София: Нова Европа, 1942 (вышла под одной обложкой с работой «Кръвъ и земя») .
  • Unser Weg. Berlin: Zeitgeschichte, .
  • Rede des Reichsbauernführer R Walther Darré, gehalten auf dem Ersten deutschen Reichsbauerntag in Weimar am 21. Hartung 1934. Berlin: Stabsamt d. Reichsbauernsführers, 1934.
  • Im Kampf um die Seele des deutschen Bauern. Berlin: Steegemann, 1934.
  • Die Grundlagen des preußischen Staatsbegriffes. Goslar: Blut u. Boden Verl., .
  • Rede des Reichsbauernsführers R Walther Darré auf dem 4. Reichsbauerntag. Berlin: Reichsnährstand Verl. Ges., 1936.
  • Der Schweinemord. München: Eher, 1937.
  • Rede des Reichsbauernführers R. Walther Darré auf dem 6. Reichsbauerntag in Goslar 1938. Berlin: Reichsnährstand Verlags-Ges., 1938.
  • Nordisches Blutserbe im süddeutschen Bauerntum. . München: F. Bruckmann, 1938.
  • La Race. Paris: Sorlot, 1939.
  • Blut und Boden. Berlin: Industrieverl. Spaeth & Linde, 1939.

Болгарская версия:

  • Кръвъ и земя. Възраждане на сѣлячеството. София: Нова Европа, 1942.
  • Deutsches Bauerntum. Goslar: Blut u. Boden Verl., . 2. Aufl.
  • Nordisches Blutserbe im süddeutschen Bauerntum. Die Ostmark. München: F. Bruckmann, 1939.
  • A Német Birodalom és a délkeleteurópai államok együttmüködése a mezögazdaság terén. Budapest: Magyar-német Társaság, 1940.
  • 80 Merksätze und Leitsprüche über Zucht und Sitte aus Schriften und Reden. Goslar: Blut u. Boden Verl.,
  • Vom Lebensgesetz zweier Staatsgedanken (Konfuzius u. Lykurgos). Goslar: Verl. Blut u. Boden, 1940.
  • Erkenntnisse und Werden. Goslar: Verl. Blut u. Boden, 1940.
  • Marktordnung überwindet Welthandelswirtschaft. : , 1940.
  • The national Food Estate. London: Thornton Butterworth, .
  • Um Blut und Boden. München: Eher, 1940.
  • Neuordnung unseres Denkens. Goslar: Verl. Blut u. Boden, .

Голландская версия:

  • De nieuwe grondslag van ons denken. Amsterdam: Westland, 1943.
  • Aufbruch des Bauerntums. Berlin: Reichsnährstand Verlag-Ges. m. b. H., 1942.
  • Zucht als Gebot. Berlin: Verl. Blut u. Boden, 1944.
  • (als C. Carlsson) Bauer und Technik // Klüter Blätter, Deutsche Sammlung. Lochham bei München: Türmer Verlag, 1951 (Sonderdruck aus Mappe 10/1951) .

Напишите отзыв о статье "Дарре, Рихард"

Примечания

Литература

  • Reischle H. Reichsbauernführer Darre der Kämpfer um Blut u. Boden. Berlin, 1933 (официальная биография) .
  • Залесский К. А. СС. Охранные отряды НСДАП. - М .: Эксмо , 2005. - 672 с. - 5000 экз. - ISBN 5-699-09780-5 .
  • Хайнц Хёне . . - М .: ОЛМА-ПРЕСС , 2003. - 542 с. - 6000 экз. - ISBN 5-224-03843-X .
  • Anna Bramwell: Blood and Soil. Walther Darre and Hitler’s Green Party. The Kensal Press 1985
  • Robert M. W. Kempner, Carl Haensel: Das Urteil im Wilhelmstraßen-Prozess. Schwäbisch Gmünd 1950

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дарре, Рихард

Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.
Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты, торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.
Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.
Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дым, чью то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.
На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто жо это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» – на секунду блеснуло в душе Пьера.
– Tirailleurs du 86 me, en avant! [Стрелки 86 го, вперед!] – прокричал кто то. Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, – одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.
Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.
Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.
Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.
Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления.
Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви.
Перед вечером караульный унтер офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.
С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Это состояние было испытываемо Пьером прежде, но никогда с такою силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, – сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти.
Вокруг него в темноте стояли люди: верно, что то их очень занимало в нем. Ему рассказывали что то, расспрашивали о чем то, потом повели куда то, и он, наконец, очутился в углу балагана рядом с какими то людьми, переговаривавшимися с разных сторон, смеявшимися.
– И вот, братцы мои… тот самый принц, который (с особенным ударением на слове который)… – говорил чей то голос в противуположном углу балагана.
Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он видел пред собой то же страшное, в особенности страшное своей простотой, лицо фабричного и еще более страшные своим беспокойством лица невольных убийц. И он опять открывал глаза и бессмысленно смотрел в темноте вокруг себя.
Рядом с ним сидел, согнувшись, какой то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. Человек этот что то делал в темноте с своими ногами, и, несмотря на то, что Пьер не видал его лица, он чувствовал, что человек этот беспрестанно взглядывал на него. Присмотревшись в темноте, Пьер понял, что человек этот разувался. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера.
Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим движеньями, разувшись, человек развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него.
– А много вы нужды увидали, барин? А? – сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы. Маленький человек в ту же секунду, не давая Пьеру времени выказать свое смущение, заговорил тем же приятным голосом.
– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так то, милый мой. А живем тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть, – сказал он и, еще говоря, гибким движением перегнулся на колени, встал и, прокашливаясь, пошел куда то.
– Ишь, шельма, пришла! – услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. – Пришла шельма, помнит! Ну, ну, буде. – И солдат, отталкивая от себя собачонку, прыгавшую к нему, вернулся к своему месту и сел. В руках у него было что то завернуто в тряпке.
– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.

Арийский миф III рейха Васильченко Андрей Вячеславович

Вальтер Дарре

Вальтер Дарре

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и его друг Вальтер Дарре, позже ставший имперским руководителем крестьян и имперским министром сельского хозяйства, сформулировали в начале 30-х годов мировоззренческие основы «нового ордена». Оба были большими поклонниками агрономии. Оба состояли в фёлькише-организациях. Оба были последовательными сторонниками «восточного расширения» Германии. В свое время Гиммлер был активистом организации «Артаманен», а Дарре выступал идеологом союза «Башмак» («Бундшу»). Вальтер Дарре сформулировал не только символическую диаду «Кровь и почва», но также написал две работы, которые стали первой идеологической программой только нарождавшихся охранных отрядов - СС. В обеих книгах («Крестьянство как жизненный источник нордической расы», «Новое дворянство из крови и почвы») он указал в конце 20-х годов эсэсовцам будущий путь развития: расовая чистота и восточная колонизация. Кроме всего прочего, он описывал крестьянство как самый важный слой немецкого общества, который постоянно пополнял нацию «хорошей кровью». Вторым компонентом стала идея абсолютного превосходства «нордической расы». Веру в существование шести различных «основополагающих рас» Вальтер Дарре почерпнул из недр «нордического движения» и из работ расоведа Гюнтера, который позже стал самым именитым расовым теоретиком Третьего рейха. В своем «Кратком расоведении немецкого народа» Ганс Фридрих Карл Гюнтер предложил концепцию расового деления населения Европы. Идеи о расовой селекции он пропагандировал через собственную организацию «Северное кольцо». Интересно, что Вальтер Дарре и многие другие видные сотрудники РуСХА были членами этого малоизвестного союза, Кроме этого, не стоит забывать, что при выработке расовых принципов С С Гиммлер и Дарре использовали собственный сельскохозяйственный опыт (оба были дипломированными агрономами).

Дарре родился в 1895 году в семье берлинского торговца, имевшего свое дело в Аргентине. Раннее детство он провел в этой латиноамериканской стране, а в десятилетнем возрасте вернулся в Германию. В 1914 году он был зачислен в колониальную школу в г. Вейтценхаузен, где собирался, подобно Гиммлеру, получить сельскохозяйственное образование. Но изучение аграрных премудростей было прервано, когда его мобилизовали в армию. Ужасы войны, позиционные бои не отбили у молодого человека желания продолжать свое образование. В мае 1919 года он возвратился в колониальную школу. Интересно, на что он надеялся? После поражения в войне Германия потеряла все колонии, и ее выпускники были обречены

пополнить гигантскую армию безработных. Учебу Дарре закончить не удалось, и он был вынужден покинуть учебное заведение. До 1922 года он бродяжничал, нанимаясь на сезонные работы в крупные поместья.

Когда СС в 1931 году стали превращаться из боевой организации в политическое объединение, Гиммлер решил создать Расовое управление СС. Молодой рейхсфюрер СС поставил во главе новой 3 структуры своего приятеля Вальтера Дарре. Чтобы осуществлять «отбор нордического идеала», Гиммлер отдал эсэсовцам приказ сочетаться браком только с расово выдающимися девушками, что было прямым заимствованием из книги Дарре «Новое дворянство», в которой автор изображал «новыми аристократами» наследственное дворянство. Немного позже вышло распоряжение, чтобы расовому отбору подвергался любой претендент на вступление в СС. Таким образом, и будущий эсэсовец, и его избранница подвергались антропологическим исследованиям на предмет расового соответствия «высоким идеалам СС». Благодаря этим шагам Гиммлер и Дарре приблизились к своей заветной цели - построить «элитарный нордический орден».

Расовый отбор внутри СС имел два следствия. Во-первых, оно приводило к специфическому самосознанию и самоопределению эсэсовцев как «биологической элиты» и «новой прослойки господ». Прием в СС являлся результатом строгого отбора, когда кандидаты на вступление в «черный орден» отвечали «научно» признанным критериям, что стало наглядным доказательством последовательного культивирования расистского мышления. Во-вторых, в соответствии со строгими стандартами создавалась модель, которая в случае начала войны могла переноситься на гражданское население завоеванных стран. При этом особое значение имело то, что процедура отбора была стандартизирована под СС, то есть в ультрасовременном, естественно-научном духе. На основе этого идеологического «мечтания» был приобретен практический опыт «научных освидетельствований», Осенью 1939 года расовые эксперты СС были предупреждены, что при «очистке» Европы они должны прибегать к самым последним методам и разработкам.

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Опала Вальтера Дарре 1938 год для РуСХА во многом стал переломным. Это было связано прежде всего с тем, что Вальтер Дарре был снят Гиммлером с должности начальника Главного управления по вопросам расы и поселений. Новым шефом РуСХА был назначен начальник штаба оберабшнитта

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

ВАЛЬТЕР ВЕНЬЯМИН (1892-1940)Узнав в 1940 г. о самоубийстве своего друга Вальтера Вениямина, великий драматург и соавтор композитора Курта Вейля Бертольт Брехт якобы заявил, что его смерть была первой утратой, понесенной немецкой литературой от рук Гитлера.Вальтер Веньямин был

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Вальтер Дарре Историю создавало германское крестьянство Вспоминая сегодня борьбу штедингского крестьянства за свою свободу семьсот лет тому назад, мы должны прежде всего упомянуть факт, имеющий важное значение для всех немцев: нынешняя историография пытается

автора Воропаев Сергей

Арндт, Вальтер (Arndt), (1891–1944), немецкий врач и ученый. Родился 8 января 1891. Изучал естественные науки в университете Бреслау. В 1914 получил степень доктора медицины. Во время 1-й мировой войны был военным медиком в полевом госпитале, в октябре 1914 попал в русский плен. Через два с

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Браухич, Вальтер фон (Brauchitsch), (1881–1948), генерал-фельдмаршал гитлеровской армии (1940). Родился 4 октября 1881 в Берлине в семье офицера. В армии с 1900. Участник 1-й мировой войны на штабных должностях, затем служил в рейхсвере. В 1931 получил звание генерал-лейтенанта, командовал

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Вальтер, Бруно (Walter), (1876–1962), немецкий дирижер. Родился 15 сентября 1876 в Берлине. В молодые годы испытал сильное влияние композитора Густава Малера. В 1913-22 Вальтер был музыкальным руководителем Государственной оперы в Мюнхене. В 1936-38 он являлся главным дирижером Венской

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Варлимонт, Вальтер (Warlimont), генерал-майор германской армии, один из ближайших и преданных офицеров Гитлера. Родился в 1895. В 1937, будучи полковником одного из управлений Военного министерства, Варлимонт разработал и подготовил план реорганизации вооруженных сил Германии,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Венк, Вальтер (Wenk), генерал германской армии. Родился 18 сентября 1900 в Виттенберге. В 1911 поступил в кадетское училище в Наумберге, в 1918 - в военное училище в Грос - Лихтерфельде. В 1920 вступил рядовым в рейхсвер, в 1923 произведен в унтер - офицеры. В мае 1933 Венк в звании

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Вефер, Вальтер (Wever), (1887–1936), генерал-лейтенант авиации, первый начальник генерального штаба Люфтваффе. Родился в Позене (ныне Познань, Польша). Военную службу начал в кайзеровской армии в 1905. В 1914 воевал на Западном фронте в должности командира взвода. В 1915 Веферу было

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гемпп, Вальтер (Gempp), (1878–1939), начальник берлинской пожарной охраны. Прослужив более 27 лет в Берлинском управлении пожарной охраны и став ее руководителем, Гемпп сделал ее весьма уважаемой организацией. Вскоре после поджога рейхстага 27 февраля 1933 он навлек на себя гнев

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гропиус, Вальтер (Gropius), (1883–1969), выдающийся немецкий архитектор, теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Покинул Германию после прихода нацистов к власти. Родился 18 мая 1883 в

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Дарре, Рихард-Вальтер (Darre), (1895–1953), рейхсляйтер, руководитель Центрального управления сельскохозяйственной политики НСДАП. Родился 14 июля 1895 в Буэнос-Айресе, Аргентина. Учился в реальной школе в Гейдельберге и евангелистской школе в Бад-Годесберге. В 1911 по обмену

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Модель, Вальтер (Model), (1891–1945), генерал-фельдмаршал (1944) германской армии. Родился 24 января 1891 в Гентине. В армии с 1909, участник 1-й мировой войны. Одним из первых поддержал Гитлера и всегда оставался верен нацистскому режиму.С ноября 1940 командовал 3-й танковой дивизией,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Новотный, Вальтер (Nowotny), (1921–1944), летчик-истребитель Люфтваффе. В 1942 в звании 1-го лейтенанта был назначен в 54-й истребительный полк. В 1943 - капитан, в 1944 - майор, командовал 52-м полком истребительной авиации. По официальной статистике Люфтваффе уничтожил 258 самолетов

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Вальтер Новотни Вальтер Новотни умер. Наш враг, каким он был для нас в нормандском и германском небе, умер после ожогов в госпитале в Оснабрюке. Люфтваффе, чьим героем он был, ненадолго пережило его смерть, которая была, так сказать, поворотной точкой воздушной войны. Тем

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Вальтер Функ Функ был пианистом из уважаемой семьи и бывшим финансовым издателем. Как и большинство других подсудимых, Функа обвинили в совершении «аморальных поступков», доказывающих его «добровольное участие в Общем плане», – таких, как принятие от Гитлера подарков

Дарре родился 14 июля 1895 года в пригороде Буэнос-Айреса. Его родителями были Рихард Оскар Дарре (1854-1929) и Эмилия Берта Элеонора Дарре, урожденная Лагергрен (1872-1936), наполовину шведка, наполовину немка. Его отец переехал в Аргентину в 1888 году по делам торговой компании. Глава семейства был пьяницей и бабником, поэтому родительский брак не был счастливым, однако семья жила очень обеспеченно, а дети получили прекрасное образование. Рихард Дарре-младший владел четырьмя языками – немецким, испанским, английским и французским. В 1912 году семья Дарре вернулась на родину из-за ухудшения международных отношений. Когда мальчику было 9 лет, родители отправили его учиться в немецкий Хайдельберг, а в возрасте 11 лет он стал учеником престижной школы King"s College School в английском Уимблдоне, в которую принимали только детей с академическими наклонностями. В 1914 году Дарре учился в Немецкой колониальной школе Витценхаузена, готовившей специалистов для африканской колонизации, где и пробудился его интерес к сельскому хозяйству. С началом войны Дарре ушел добровольцем на фронт, несколько раз был ранен, демобилизовался в чине лейтенанта. После войны Дарре хотел вернуться в Аргентину, чтобы заняться сельским хозяйством, но это оказалось невозможным, потому что инфляция "съела" семейные капиталы. В 1922 году Дарре продолжил обучение в университете Галле и в 1929 получил степень по животноводству.

Дважды был женат. Первый брак с Альмой Штаадт, школьной подругой сестры, продлился 5 лет и закончился в 1927 году разводом; второй женой Рихарда Дарре стала Шарлотта Фрейн фон Виттингхофф-Шелл, которая пережила его. В первом браке у Дарре родились две дочери.



Первоначально Дарре примкнул к националистическому движению "Фёлькише бевегунг". Именно это натолкнуло Дарре на идею, позже известную как "Blut Und Boden", "кровь и почва", заключавшуюся в том, что будущее нордической расы связано с землей. Его первая книга, поразившая шефа СС Генриха Гиммлера, вышла в 1928 году. Она рассматривала крестьянство как жизненный источник нордической расы, уделяло внимание сохранению лесов и требовала расширения территорий. Эта идея захватила умы руководителей нацистской Германии и привела к экспансии на Восток.

В 1925 году Дарре вступил в НСДАП и стал активным нацистским деятелем. В 1930 году он проводил успешную политику рекрутирования членов НСДАП из фермерского населения Германии, чтобы привлечь умы и голоса людей, которым в будущем предстояло вытеснить славян с восточных территорий. В отличие от Гиммлера, Дарре не разделял увлечения оккультизмом правящей верхушки Третьего рейха, однако в своих книгах резко высказывался против христианской религии, провозглашавшей равенство людей перед Богом.

После прихода нацистов к власти Дарре занялся тем, в чем прекрасно разбирался – он занял пост министра сельского хозяйства; стал руководителем Управления рас и поселений СС и лидером имперского крестьянства. Помимо освоения новых территорий и создания успешных хозяйств, Дарре сыграл ведущую роль в создании расистских и антисемитских организаций в рамках СС, а также разработал идеологическую основу для нацистской политики захвата новых территорий. Под влиянием Дарре глава СС Гиммлер утвердился в плане создания избранной германской расы путем селекции, что привело к гибели десятков миллионов людей иных национальностей в годы Второй мировой войны. В 1936 году Дарре получил золотой партийный значок НСДАП, который был отличительным знаком высшего партийного руководства. В 1942 году Дарре подал в отставку. Официальной причиной было состояние здоровья, однако на самом деле Дарре оспаривал приказ Гитлера об уменьшении пайков в трудовых лагерях.

Дарре был арестован в 1945 году и осужден на Нюрнбергском процессе. Он избежал серьезных обвинений, например, в геноциде, но, тем не менее, был приговорен к 7 годам тюремного заключения. В 1950 году Дарре был освобожден досрочно, работал консультантом по агрохимии. Умер Рихард Дарре в Мюнхене в 1953 году от рака печени, вызванного алкоголизмом.

Учебное пособие для вузов

ЧАСТЬ I

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЁ ПРЕДМЕТ

Основные понятия : Актуальность исследования культуры и культурология. Призвание культурологии и подходы к пониманию культуры и культурологии. Уровни постижения культуры. Предмет и задача культурологии. Основные направления в культурологии.

Актуальность исследования культуры и культурология

Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования – «философия культуры». Наряду с философией, феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии).

В двадцатом столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Причиной поворота знания к гуманитарной проблематике стал системный кризис общества, ведущей ценностью которого несколько столетий было научно-техническое знание, технократия. Возродились к активной жизни ненаучные формы сознания, в том числе религия и мистика. Появилось осознание недостаточности идей линейного и циклового развития человечества. Рост национального самосознания, как элемент стремительно разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку сравнения, субординации культур. Стали искать единую природу локального многообразия равноценных, интенсивно взаимодействующих культур. Неоднозначные результаты деятельности технократии поставили задачей компенсировать гуманитарными знаниями узкую профессионализацию. Возникла острая необходимость в выверенных практических действиях по созданию иного типа общества, другого характера планетарной культуры, следовательно, формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

Современная культурология выходит из состава философии, формируя свой предмет и соответствующие методы исследования. Культурология, как новейшая отрасль гуманитарной науки, ещё не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания. Сравнительно недавно культурология получила знаковое подтверждение статуса самостоятельной науки; исследователям культуры стали присваивать учёную степень по культурологии.

Общее понятие о культурологии также неоднозначно; во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой. В первом приближении можно сформулировать три подхода. Первый определяется философской традицией рассмотрения культуры. Культурология, понимаемая как общая теория, отождествляется с философией культуры. Иногда культурологию рассматривают как часть философии культуры, исследующую многообразие культуры посредством систематизации, типологии феномена. Философы рассматривают историю культуры (культур) как одну из типологий культуры. В таком варианте культурология совпадает с аксиологией культуры, приближается к культурантропологии и социологии культуры. Второй подход рассматривает культурологию как обозначение комплекса самостоятельных дисциплин, изучающих аспекты и формы культуры. Целью культурологии является изучение социально-исторического бытия культуры, результатом - накопление, систематизация знаний о культуре. Третий подход рассматривает культурологию как самостоятельную отрасль гуманитарно-социального знания. Данный подход существует с постановки проблемы Л.Уайтом и предполагает выявление предмета культурологии, её места среди отраслей социально-гуманитарного знания.

Этапы исследований и уровни достижения культуры

Существуют различные методологии рассмотрения предмета культурологии: аксиологическая, праксеологическая, регулятивная, семиотическая. В соответствии с типами современного философствования сложились модели рассмотрения культуры и культурологии: классическая (абсолютизация рационального, научного аспекта), неклассическая (герменевтика) и постклассическая (феноменология, постмодерн).

В отечественной традиции культурологических исследований можно выделить два этапа. Первый, начиная с шестидесятых годов прошлого века, рассматривает культуру с позиций аксиологии и деятельностного подхода. Согласно аксиологическому подходу культура предстаёт в качестве совокупности значимых достижений человечества (ценностей). В рамках деятельностного подхода культура рассматривается в контексте субъективно-личностного или объективно-общественного становления. В единстве взаимодействия субъективного и объективного культура предстаёт в качестве специфически человеческого способа деятельности. С девяностых годов (второй этап) на постсоветском пространстве получили распространение разработки в русле концепций западной традиции культурологии: семиотики, культурантропологии, структурализма, синергетики, межкультурной коммуникации.

Можно выделить три уровня постижения культуры. Начиная с познания феноменов локальной культуры, культуролог восходит к пониманию и усвоению смысла, духа культуры. На втором уровне исследуется коммуникативный характер культуры, социализация (или становление) личности, общества посредством механизмов общения. Высший, сущностный уровень культуры есть основа культуры. Основа неочевидна, поэтому есть разные версии её понимания. Одни сущность культуры видят в языке, другие в священном (религии, мистике), третьи в символе, четвертые в ценности и так далее.

Культурологов объединяет осмысление культуры как интеграционной основы общества и личности. Из смысла культуры вытекают принципы-аксиомы её бытия: создание, обновление, сохранение, почитание и передача культуры.

Следовательно, предметом культурологии как самостоятельной науки является становление и развитие культуры как присущего человеку способа жизнедеятельности. Культура как способ жизнедеятельности человека (человечества) есть специфическая форма бытия живой природы. Иногда исследователи, подчёркивая отличную от природы специфику культуры, называют её способом внебиологической деятельности человека. Первичность феномена жизни, разумеется, не отрицается: человек, чтобы стать культурным, должен, как минимум, быть биологическим существом. Само понятие «жизнь человека» несёт в себе единство родового (биологического) и видового (социокультурного). Культурология ставит своей задачей создание модели «механизма» бытия культуры. Смысл, вкладываемый в слово «механизм», или в возможные слова-синонимы «код», «ген» и другие состоит в единстве двух моментов: понимания бытия культуры и возможности адекватно (компетентно) управлять культурными процессами.

Основные направления в культурологии

Согласно предмету и задаче культурологии, новая гуманитарная наука является теоретической дисциплиной, оперирующей системами описанных артефактов (фактов) культуры. Иначе говоря, культурология не занимается сбором и описанием артефактов культуры; она создаёт концепции культуры, используя имеющиеся обобщения совокупности артефактов. Поэтому культурология является стилем философствования и тесно связана с философией посредством философии культуры. Философия и философия культуры, в частности, является методологией культурологии. Культурология занимает срединное место между философией и конкретными науками, описывающими артефакты культуры. Такая специфика характерна для культурологии в целом, то есть как для теории, так и для истории культуры. Историческое развитие культуры для культурологии не самоцель, а предпосылка объяснения современной культуры и моделирования оптимальной культуры будущего.

Для культурологии как науки особое значение имеют достижения культурантропологии и этнологии. Культурантропология, в понимании ведущих представителей данной отрасли знания, исследует конкретные ценности и механизмы передачи культурных навыков. В зависимости от подхода к пониманию культурологии, культурантропология может быть частью культурологии, или совпадать с содержанием последней. Этнология (или этнография) есть описание и изучение различных народов. Зачастую термином «этническое» обозначают культурную единицу.

С девятнадцатого века в антропологических и этнографических исследованиях культур утвердился эволюционизм, существенно потеснив органицизм. Социолог-эволюционист Г. Спенсер выделяет регулятивную систему социального организма, обеспечивающую социальный контроль. Социальный контроль повседневного поведения людей, полагает исследователь, существует с первобытного времени и остаётся более эффективным, чем выделившиеся из него институты государства и церкви. Спенсер надеялся, что в будущем федерация высших наций сможет запретить такое проявление варварства, как войны между народами и этим укрепит основы социокультурной цивилизации. Э. Тэйлор (Тайлор) исследовал первобытную культуру, в которой видел начала становления человека. В настоящее время представляют высшую ценность его идеи о человечестве как неотъемлемой части природы и единстве человека независимо от расовых, этнических и культурных различий. Л. Морган, создатель теории первобытного общества, утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, поскольку, по его мнению, родовая организация, как начало человечества, обязательна для всех групп первобытного общества.

В двадцатом веке складывается цивилизационный подход к изучению культуры. Появление подхода российские культурологи связывают с творчеством Н.Я. Данилевского. Культурно-исторический тип Данилевского, согласно традиции органицизма, есть самостоятельная замкнутая и потому враждебная по отношению к другим культура-цивилизация. О. Шпенглер рассматривает цивилизацию в качестве этапа умирания культуры. Каждая культура рождается, растёт, расцветает, дряхлеет и умирает, как любой организм жизни. Культура-организм замкнута. А. Тойнби видит в цивилизации конкретно-исторический тип общества, в основе которого определённый тип культуры, прежде всего религии. Отвечая на вызовы природы, полноценная цивилизация проходит этапы своего бытия. Сообщества (элита и пролетариат) ущербных цивилизаций и цивилизаций на исходе своего развития не способны консолидироваться для решения проблем своего бытия. Отрицая органицизм, М. Вебер считает основой хозяйственной жизни тип религиозно-этических норм. Религия – социокультурный институт, совмещающий черты системы ценностей и социального института. Понятия, в том числе типы культур, цивилизаций есть идеально-логические категории, которые соотносятся с реальностью жизни, но не совпадают. М. Вебер создал социологию науки, которую П.А. Сорокин отождествляет с социологией культуры. П.А.Сорокин выделяет два основных культурных типа – сенситивную и идеациональную культуры, - которые сменяют друг друга посредством идеалистической культуры - промежуточного смешанного типа.

Л. Фробениус – основатель культурно-морфологической школы и исследователь африканской культуры. Согласно воззрениям школы, конкретная культура создаётся природой под влиянием видов хозяйственной деятельности человека, но независимо от его воли. Человек – носитель, но не создатель культуры. Следовательно, методом послойного проникновения можно выявить изначальную культуру и позднейшие наслоения, привнесённые извне. В. Шмидт на основе этнографических данных создал концепцию прамонотеизма. Согласно концепции, изначальной формой религии был монотеизм (единобожие). Осколки древних представлений о едином Боге-творце приобрели образ предков, культурных героев в мифах и религиях первобытных народов. Д. Фрэзер уделяет особое внимание духовной культуре первобытного общества. Этнограф разделяет магию и религию и противопоставляет их. Как эволюционист, он полагает, что умственное развитие человечества эволюционирует от магии к религии и затем к науке.

Социальная и культурная антропология. Функционалистское направление

Б. Малиновский, создатель функциональной теории культуры, полагает, что культура появилась как жизненная функция для решения практической задачи; он связывает биологические первичные потребности с артефактами культуры и вторичными потребностями, порождаемыми культурой. Каждая культура есть целостность, отличающаяся способами удовлетворения потребностей и характером передаваемых вторичных потребностей (традиция). А. Радклифф-Браун, в отличие от Б. Малиновского, особое внимание уделяет исследованию структуры общества и общественных отношений, понимаемых в связи с функциями социальных институтов. Основоположник антропологического подхода к изучению культуры Ф. Боас противопоставляет свой метод сравнительно-историческому методу эволюционной школы. Боас полагает, что изучение культуры связано с описанием феноменов и накоплением эмпирических фактов. Культуру каждого народа следует изучать во всех аспектах, в том числе с учётом физических характеристик этноса. Крупный представитель структурного функционализма Э. Дюркгейм решающую роль в социальной интеграции отводил идеалам и верованиям. Религией он называет систему всех верований и практик, санкционированных обществом и обязательных для каждого члена общества. Главная функция так истолкованной религии – обеспечивать солидарность. Создатель структурной антропологии К. Леви-Строс исследует мышление «примитивного» человека. Мифология у первобытного человека, как идеология у цивилизованного человека, является фундаментальным содержанием коллективного сознания. Создатель школы структурного функционализма Т. Парсонс предлагает теорию культуры. Культура – все духовные и материальные достижения людей. Достижения являются результатом действий на уровне социальной и собственно культурной систем. Культура, благодаря нормативному и символическому характеру, является важнейшим регулятором общества. М. Шелер, основоположник философской антропологии, разрабатывает концепцию социологии культуры. В сфере духовной культуры господствует логика смысла. Человек есть нерасторжимое единство жизненного и духовного начала. Религия, философия и наука являются равноценными видами знания в духовной культуре. Антрополог Х. Плеснер подчёркивает эксцентричность бытия человека, которая состоит в социальности, историчности и экспрессивности, понимаемых им в качестве ведущих антропологических определений человека. Согласно воззрениям А. Гелена, человек есть система функций. Действуя, человек создаёт культуру, которая принадлежит природе человека и невозможна вне человека. Целесообразная деятельность человека наряду с ожидаемыми результатами может приносить полезные побочные плоды; они осознаются как полезные и закрепляются в целесообразной деятельности. Так человек одновременно освобождает себя от опасностей и создаёт институты культуры. К. Ранер полагает, что человек существует как вопрос о бытии, как открытость бытию. Источник культуры и творчества видит в процессе преодоления человеком своей недостаточности на путях интуитивного постижения Бога. Э. Ротхакер стремится представить человека живой исторической личностью. Целостность личности состоит в единстве животного, бессознательного и сознательного слоёв человека. Человек открыт миру. Человек – творец и носитель культуры посредством языка и заинтересованного переживания действительности. Культура – форма выражения творческого ответа человека на вызов природы. Культура есть стиль жизни человека.

Э. Кассирер в центре своей философии культуры ставит понятие символа. Решение проблем культуры и бытия человека видит в отыскании специфики символической формы. Г. Риккерт выделяет культуру как сферу опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями. Ценности у него выступают принципом, определяющим бытие, познание и деятельность. Ценности определяют величину индивидуальных различий.

Философия культуры в экзистенциализме

М. Хайдеггер трактует историческое и художественное событие в качестве узла, в котором истина бытия является возможностью, привлекающей человека для реализации этой возможности и одновременно осуществления самого себя. Поэтому поэзия и искусство выступают хранителями бытия и собеседниками философии. Язык мысли и поэзии начинается с зова мира, ожидающего, чтобы человек дал ему слово, то есть стал посредником в выражении смысла бытия. А. Камю считает, что человек обречён на жизнь в отчуждённом мире, смысл жизни в котором придаёт истина человека. Абсурд как мироощущение есть ясный разум, осознающий свои пределы. Философ полагает, что уделом современного человека, живущего в нерелигиозной (десакрализованной) истории, является бунт: я бунтую, следовательно, мы существуем. Бунт есть элемент цивилизации, поскольку революция может утверждаться только в цивилизации, а не в терроре или тирании. В бунте человек утверждает себя как личность, живущую по законам красоты и добра. Особое значение придаёт художественному бунту, поскольку в искусстве художник по-своему переделывает мир. Красота и свобода помогут обрести новый гуманизм: выйти из изоляции, обрести солидарность и установить социальную справедливость. К. Ясперс предлагает идею коммуникации, которую трактует как соотнесённость существований (экзистенция). Коммуникация – личностное истинное общение. Мыслитель предлагает преодолеть традиционное противоречие философствования между знанием и верой понятием и обоснованием философской веры. Философская вера есть выделение специфики философского мировоззрения. Ясперс верит в общечеловеческую коммуникацию, в которой люди преодолеют зло и утвердят социокультурное добро. Возможно, это произойдет в процессе кризиса-перехода к новому качественному состоянию личности, культуры и истории. Кризис-переход – сущность понятия «осевое время», предложенного философом. Проблему «Восток-Запад» Ясперс разрешает суждением, что два самостоятельных и равноценных типа духовно-культурной связи человека и общества дополняют и питают друг друга в исторической динамике взаимодействия. Т. Элиот понимает под культурой образ жизни народа, живущего в одном месте. Созидательная энергия человека определяется потенциалом духовной элиты. Духовная элита как творческое начало складывается из умных, талантливых, нравственных представителей всех социальных групп общества. Есть духовная элита, значит, культура будет развиваться.

Й. Хейзинга обратил внимание на исследование мифов и фантазии в культуре и истории. Мыслитель выделяет интеллектуальный аспект игрового начала. Игра – то, что поддерживает идеал, определяет духовную культуру эпохи. Обращается внимание на связь образования и забавы в древнегреческом языке. В забаве (игре), человек, минуя сложные определения и процедуры, сводит вместе, в одно целое противоречивые явления. Проблема «игра-серьёзность» неразрешима и невыразима, поскольку игра может открыть и закрыть соотношение человека и бытия. Игра, понимаемая как часть ритуала, мышления и языка, есть собственно человеческое бытие; игра позволяет расширить возможности разума человека. Но игра, как и лекарство, знает меру. Нормальная игра предполагает: равновесие духовных и материальных ценностей, направленность на общий идеал и господство над природой. Избыток игры - безмерное ребячество – состояние, в которое погружается современная цивилизация. Условием очищения современного человечества Хейзинга называет разумное самоограничение.

Психологические и психоаналитические направления

В. Вундт, один из основателей экспериментальной психологии, считает, что социальное бытие личности проявляется в языке, религии, быте. Стремление индивида к личным целям сталкивается с интересами других людей, поэтому у истории нет закономерности. Исходный пункт исследования – психическое, то есть опыт, понимаемый как совокупность субъективных процессов, осознаваемых обычно в результате самонаблюдения. Эксперимент неприменим для исследования сложных процессов (речь, мышление). В сфере сознания действует психическая причинность, а поведение определяется психической силой – апперцепцией. Сложные проявления психической жизни должны быть объектом изучения самостоятельной отрасли знания - психологии народов, изучающей психику по продуктам культуры. Вундт собрал огромный материал по истории языка, мифов, обычаев. З. Фрейд, создатель психоанализа и психоаналитического подхода к культуре, полагает, что ценности и артефакты культуры есть результат преобразования психической энергии человека. Искусство и религия как формы культуры, выступая в качестве самотерапии, нейтрализует природную агрессивность на уровне подсознания. Переизбыток культуры, в первую очередь, жёсткая регламентация взаимоотношений полов приводит к возникновению индивидуальных и общественных неврозов. К. Юнг, основатель аналитической психологии, выделяет коллективное бессознательное – главное из опыта прежних поколений, закрепляющееся в структурах мозга. Архетипы сознания есть общечеловеческие первообразы-образцы. Динамика архетипов является основой феноменов духовной культуры. Э. Берн, развивая идеи психоанализа, сосредоточил внимание на межличностных отношениях. Человек в процессе общения играет, находясь в одном из трёх трансактных состояний – взрослый, родитель, ребёнок. Ведущая проблема культуры – содействие личности в освобождении от «детских» игр и усвоении перспективных игр сообщества.

М. Блок и Л. Февр, основатели школы анналов (по названию издаваемого ими журнала, анналы – хронология), рассматривают всестороннее познание общества в качестве пути к познанию истории. Л. Февр выделяет общество и цивилизацию, основные категории познания материальной и духовной жизни людей. Цивилизации (культуры) отличаются своими особенностями, самостоятельной системой миросозерцания. Образ мира, в том числе прошлое, настоящее и будущее, творимый в каждой цивилизации, обладает объективностью. Чтобы понять специфику цивилизации, необходимо реконструировать её инструментарий, то есть систему миросозерцания и познания. Школа анналов, таким образом, уделяет особое внимание изучению повседневности. П. Нора, преемник и преобразователь традиции школы анналов, больше внимания уделяет не повседневности, а «местам памяти» - ведущим событиям национальной истории, - для понимания скорее современности, чем прошлого этнической культуры.

Концепция К. Маркса получила своё истолкование в разнообразных подходах к исследованию культуры у тех мыслителей, которые называют себя последователями марксизма. Г. Маркузе занял критическую позицию по отношению к советскому марксизму и реальностям капитализма. В современном мире, считает он, господствует тоталитаризм и техника, они превратили человека в «одномерное» существо. Массовая культура обезличила человечество. Современный человек утратил способность к конструктивной революции-преобразованию, поэтому в стихийных и организованных конфликтах участвуют социокультурные аутсайдеры, способные лишь разрушать. М. Хоркхаймер отвергает концепцию революции в борьбе с тотальностью и авторитарными режимами. Не народы и классы, а индивиды, способные объединяться из чувства солидарности, составляют конкретную историческую реальность. Критическое мышление, как единственно свободное, превращается в политику. Философия должна стать критической теорией. «Культурный материализм» больше других обращает внимание на технико-экономическую сторону культуры. Л. Уайт, один из основателей культурологии, рассматривает культуру как саморазвивающуюся систему со своими законами функционирования. Технологическая подсистема культуры является ведущей; она определяет две другие – социальную и идеологическую – подсистемы. Культура (цивилизация) есть процесс-результат степени энергетической вооружённости человека.

Религиозная культурология

Э. Жильсон связывает будущее культуры с возрождением влияния религиозно-нравственных ценностей. Философы разных времён и народов постигают первопринципы бытия. Природа философских заблуждений в абсолютизации относительного знания. Вершину мысли видит в творчестве Фомы Аквинского, соединившего достижения философии древности с христианской философией. Последующее развитие философии рационализма утратило живительную связь с источниками и привело к культу науки со времён Р. Декарта, И. Канта. Сторонники и противники науки в философии позитивизма и альтернативных ей направлений потеряли способность к конструктивному решению проблем. Помочь может лишь возвращение и развитие томизма. Неотомист Ж. Маритен полагает, что в разрушении ценностной основы средневековой культуры повинны рационализм Р. Декарта и учение М. Лютера. Эмпирическая традиция питает негативные явления культуры современного мира. Мыслитель разделяет идеалы интегрального гуманизма о солидарности в корпорациях, христианизации культуры и сближения религий. Социокультурный идеал Маритена получил признание у теологов католической церкви. Представитель диалогического персонализма М. Бубер отстаивает религиозные ценности иудаизма и христианства. Двойственность человека, отчуждение личности от мира природы и социума лежат в основе диалогического персонализма. Задачу философии Бубер видит в раскрытии отношения человека к себе и окружающим, в изменении образа жизни на пути формирования искренних отношений между людьми и единства, выражаемого в понятии «Мы». Лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер свой принцип благоговения перед жизнью дополняет утверждением о божественном происхождении духа человека. Старый рационализм он предлагает заменить новым вариантом мистики, предполагающим веру в святость жизни. Задача новой мистики – возродить творческую активность личности, утвердить её бытие в негуманной цивилизации. Критерий развития культуры – гуманизм и оптимизм. (Подробнее о конфессиональном направлении в культурологии смотрите в разделе «Культура и религия»).

Постмодернизм в культурологии

М. Фуко полагает, что язык в культуре выступает в нескольких состояниях: как вещь, как средство выражения мысли, как самостоятельная сила в познании. Превращения языка вместе с жизнью и трудом угрожают единству человека. Власть неоднозначна; власть-знание порождает реальность и способы её познания. Фуко ищет варианты свободного поведения морального субъекта в реальной системе установлений и стратегий поведения. Человек страсти (чувствующий, желающий) формируется как моральный субъект из отношений к своей душе, телу, окружающим, общественному долгу. Эстетика современного существования есть мораль конкретного поступка. Ж. Деррида объектом критики выбрал тексты метафизики, в которых бытие понимается как присутствие. Условием преодоления метафизики считает метод деконструкции. Критикуя понятие бытия как присутствия, Деррида утверждает, что чистого настоящего не существует: прошлое и будущее присутствуют в настоящем. Настоящее не совпадает с самим собой; повтор, копия, след не вторичные, а изначальные явления. Стирая следы отсутствия, метафизическое мышление создаёт присутствие как таковое. Чтобы указать границы метафизики необходимо испытание текста как такового. Ткань текста создаётся в игре значений. Мыслитель создаёт экспериментальные тексты, которыми стремится показать свой метод выявления подлинной реальности языка и культуры в наслоениях, привнесённых текстами метафизики.

Зарождение культурологических наук в России относят к началу прошлого столетия, когда изучение культуры выделилось в направление социальных, исторических и филологических наук. Значительное влияние на культурологическую мысль того времени оказали взгляды выдающихся писателей и философов. В советский период историко-филологические направления получили развитие в трудах историков культуры, археологов, литературоведов, языковедов, востоковедов и этнографов. Социальное направление культурологических наук развивалось психологами, историками, этнографами, социологами.

На постсоветском духовно-интеллектуальном пространстве, в том числе в Казахстане, культурологические науки находятся в стадии выделения из философии культуры, исторических, социологических, филологических и иных гуманитарных и социальных наук.

Высокая образовательная ценность культурологии не вызывает сомнения у международного сообщества; культурология, например, по объёму учебных часов является одной из ведущих дисциплин обязательного для профессионального высшего образования цикла гуманитарного знания. Факт становления культурологии как науки представляет определённую сложность для формирования государственного образовательного стандарта культурологической подготовки и его учебно-методического обеспечения. Существующий государственный стандарт культурологического образования нацеливает на изучение основных понятий теории культуры, знакомство с основными направлениями мировой и отечественной культурологии, знание ведущих аспектов культуры, а также основных этапов и закономерностей бытия мировой и отечественной культуры (цивилизации). Учебный комплекс «Основы культурологии» является учебно-методической основой курса согласно нормам государственного общеобязательного стандарта культурологического образования.

Практические советы преподавателям

Преподавателю культурологии известно, что монистическую традицию однозначного подхода к формированию содержания учебных курсов гуманитарного, социального знания сменяет принцип плюрализма. Ведущая проблема учебной реализации плюрализма в образовании, по нашему мнению, заключается в том, что каждый из множества вариантов понимания, в данном случае культуры, предполагает собственную логику развёртывания содержания. Поскольку нельзя объять необъятное, остаётся стремиться к максимуму. Преподавателю курса, как и автору учебной книги (учебника) по культурологии, приходится самостоятельно искать оптимальное сочетание содержания и методики преподавания. Представляется, что поиск должен осуществляться в границах триады: между (1) характеристикой множества моделей культуры, (2) системным изложением теории и истории культуры на основе любой, но одной концепции и (3) сокровищницей артефактов культуры, значительную часть которых студенту нужно увидеть и услышать. Содержание курса и профиль учебного заведения подскажут методологию и методику преподавания культурологии.

Представляется, что в структуре культурологии как учебной дисциплины вуза и колледжа целесообразно выделение следующих разделов: теория культуры, история культур, культура и религия.

Теория культуры включает информацию о предмете учебной дисциплины и изложение основ теории культуры (основные понятия и концепции культурологии; понятие сущности, динамики, структуры, типов культуры). Полагаем, что в этом разделе принципиально важно раскрыть указанные выше моменты; субординация материала и наименование частей теории культуры вторичны, поскольку являются вариантами оптимальной группировки проблем содержания.

История культур раскрывает собственно культурные основы ведущих мировых культур Древности и Современности с выделением специфики традиционной культуры различных народов. В содержании этого раздела можно и нужно избегать необоснованного повторения посвященных культуре частей всемирной истории, как известно, изучаемой студентами параллельно с культурологией. Почему избегать? В практикуемых курсах культурологии и истории России зачастую одни и те же события рассматриваются с позиций подходов отечественной истории. Между тем, культурология, как интегральная наука, используя артефакты культуры, выявленные гуманитарным знанием, в том числе историей, согласно своему предмету рассматривает историю культур на ином уровне обобщения - в качестве механизма динамики культуры человечества. Соответствуя специфике культурологии, особое внимание следует уделить колыбели культуры человечества - цивилизациям Евразии, в том числе Центральной Азии. Культуры и цивилизации Евразии предпочтительнее раскрывать, ориентируясь на предложенные К. Ясперсом принципы бытия планетарной культуры с дихотомией её составляющих культур: древних и «осевых» (современных), Востока и Запада. Представляется, что эта типология ближе к сущностному пониманию культуры человечества, чем европоцентристская традиция, подгоняющая мировую историю и культуру под закономерности истории Западной Европы с общеизвестными этапами от первобытного общества по новейшее время.

Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование).

Последние материалы сайта