Самые масштабные техногенные катастрофы 20 века. Крупнейшие аварии и катастрофы XX века. Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

23.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.

Самая ужасная авиакатастрофа

Столкновение двух “Боингов” 747

Человечеству неизвестно более страшной авиакатастрофы, чем та, которая произошла 27 марта 1977 года на острове Тенериф, относящемуся к Канарской группе. В этот день в аэропорте Лос-Родео произошло столкновение двух “Боингов”-747, один из которых принадлежал компании «КЛМ», другой – “Пан Американ”. Эта страшная трагедия унесла 583 жизни. Причинами, которые привели к этой беде, является роковое и парадоксальное стечение обстоятельств.

Лос-Родеосский аэропорт этим злополучным воскресеньем был серьезно перегружен. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, к тому же радиосвязь страдала от серьезных помех. Из-за этого командир “Боинга” «КЛМ» неправильно истолковал команду прервать полет, что стало роковой причиной столкновения двух маневрировавших самолетов.

Лишь немногим пассажирам удалось спастись через пробоины, образовавшиеся в самолете “Пан Американ”. У другого “Боинга» отпали крылья и хвост, что привело к падению в ста пятидесяти метрах от места аварии, после чего его тянуло еще триста метров. Обе летающие машины загорелись.

На борту “Боинга” «КЛМ» находилось 248 пассажиров, ни один из которых не выжил. Самолет “Пан Американ” стал местом гибели 335 человек, среди которых весь экипаж, а также знаменитая модель и актриса Ив Мейер.

Страшнейшая из техногенных катастроф

Шестого июля 1988 г. в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных истории нефтедобычи. Она произошла на нефтяной платформе «Ріper Alpha», которую построили в 1976 году. Число жертв составило 167 человек, компания понесла убыток около трех с половиной миллиардов долларов.

Самое обидное, что количество жертв могло бы быть намного меньше, если бы не обычная человеческая глупость. Произошла большая утечка газа, за нею последовал взрыв. Но вместо того чтобы сразу после начала аварии остановить подачу нефти, обслуживающий персонал ждал команды руководства.

Отсчет шел на минуты, и вскоре вся платформа корпорации «Occidental Petroleum» была охвачена огнем, загорелись даже жилые помещения. Те, кто мог бы выжить после взрывной волны, сгорели заживо. Выжили только успевшие прыгнуть в воду.

Самая ужасная авария на воде

Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.

Вильгельм Густлофф

Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.

Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.

Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.

Крушение “Вильгельма Густлоффа” (видео)

Наибольшая трагедия экологического характера

Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.

Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.

Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Куда исчезло Аральское море: странные символы на высохшем дне (ВИДЕО)

Ядерная катастрофа

Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.

Чернобыль 1986

Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…

Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.

Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.

Авария на ЧАЭС 1986: Чернобыль, Припять – ликвидация (ВИДЕО)

Катастрофа над Черным морем: Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение

Крушение Ту-154 Министерства обороны РФ

Не так давно произошла катастрофа самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию. Она унесла жизни 64 талантливых артистов ансамбля имени Александрова, девяти известных ведущих телеканалов, главы благотворительной организации – знаменитой Доктора Лизы, восьми военных, двоих госслужащих, всех членов экипажа. Всего в этой страшной авиакатастрофе погибло 92 человека.

Этим трагическим утром в декабре 2016 года самолет дозаправился в Адлере, но неожиданно разбился сразу после взлета. Расследование велось долго, ведь необходимо было знать, какова причина катастрофы Ту-154.

Комиссия, расследовавшая причины аварии, среди обстоятельств, приведших к катастрофе, назвала перегрузку самолета, усталость экипажа и низкий профессиональный уровень подготовки и организации полета.

Результаты расследования катастрофы Ту-154 Министерства обороны России (ВИДЕО)

Подводная лодка «Курск»

Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.

12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.

За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.

Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Подлодка Курск: что случилось на самом деле? (ВИДЕО)

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.

В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.

В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Пароход Адмирал Нахимов: крушение корабля – Русский Титаник (ВИДЕО)

Нефтяная платформа, взорвавшаяся в Мексиканском заливе

Самые страшные экологические катастрофы мира в 2010 году пополнились еще одной, случившейся в Мексиканском заливе в восьмидесяти км от Луизианы. Эта одна из самых опасных для экологии аварий техногенного характера. Случилась она 20 апреля на нефтеплатформе «Deepwater Horizon».

В результате разрыва труб в Мексиканский залив вылилось порядка пяти млн., баррелей нефти.

В заливе образовалось пятно размером 75000 кв. км, что составило пять процентов всей его площади. Катастрофа лишила жизни 11 человек, 17 получили увечья.

Катастрофа в Мексиканском заливе (ВИДЕО)

Крушение «Concordia»

Четырнадцатого января 2012 г. список страшнейших происшествий в мире пополнился еще одним. Возле итальянской Тосканы круизный лайнер «Коста Конкордия» напоролся на выступ скалы, в результате чего у него образовалась пробоина размером в семьдесят метров. В это время большинство пассажиров находились в ресторане.

Правый бок лайнера начал погружение в воду, затем его выбросило на отмель через 1 км от места крушения. На корабле находилось более 4000 людей, которых эвакуировали всю ночь, но спасти удалось не всех: 32 человека все же погибли и сто пострадали.

Costa Concordia – крушение глазами очевидцев (ВИДЕО)

Извержение Кракатау в 1883 году

Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.

Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.

Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.

Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.

Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.

Самое мощное Извержение Вулкана Кракатау (ВИДЕО)

Землетрясение в Спитаке в 1988

Седьмого декабря 1988 года список «Лучшие катастрофы в мире» пополнился еще одной, произошедшей в армянском Спитаке. В этот трагичный день подземные толчки буквально за полминуты «стерли» с лица земли этот город, до неузнаваемости разрушили Ленинакан, Степанаван и Кировакан. Всего пострадали двадцать один город и триста пятьдесят сел.

В самом Спитаке землетрясение имело силу в десять баллов, на Ленинакан обрушилось девятибальная, а на Кировакан – восьмибальная, практически всю остальную часть Армении – шестибальная стихия. Сейсмологи подсчитали, что во время этого землетрясения высвободилась энергия, соответствующая силе десяти взорвавшихся атомных бомб. Волну, которую вызвала эта трагедия, зафиксировали научные лаборатории практически всего мира.

Эта природная катастрофа 25000 человек лишила жизни, 140000 – здоровья, а 514000 – крыши над головой. Сорок процентов промышленности республики вышло из строя, разрушены школы, больницы, театры, музеи, дома культуры, автомобильные и железные дороги.

На помощь были призваны военные, медики, общественные деятели всей страны и зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Активно собиралась гуманитарная помощь по всему миру. По всей пострадавшей от трагедии территории были развернуты палатки, полевые кухни и медпункты.

Самое печальное и поучительное в этой ситуации то, что масштабы и жертвы этой страшной беды могли бы быть во много раз меньше, если бы сейсмическая активность данного региона была принята во внимание и все строения были возведены с учетом этих особенностей. Неподготовленность спасательных служб также внесли свою лепту.

Трагические дни: землетрясение в Спитаке (ВИДЕО)

Цунами в 2004 году Индийский океан – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка

В декабре 2004 года на побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии и других стран обрушилось разрушительное цунами страшной силы, вызванное подводным землетрясением. Огромные волны опустошило эту местность и принесли смерть 200000 человек. Самое обидное, что большинство погибших дети, так как в этом регионе высокая пропорция детей на количество населения, к тому же дети физически слабее и меньше, чем взрослый человек, способны сопротивляться воде.

Наибольшие потери понесла провинция Ачех в Индонезии. Там разрушены практически все постройки, погибли 168000 людей.

В географическом плане это землетрясение было просто огромным. Сдвинулось до 1200 километров породы. Сдвиг происходил двухфазно с интервалом две-три минуты.

Количество жертв оказалось так велико, потому что по всему побережью Индийского океана не было общей системы оповещения.

Нет ничего страшнее бедствий и трагедий, которые лишают людей жизни, крова, здоровья, разрушают промышленность и все, над чем человек трудился долгие годы. Но часто выясняется, количество жертв и разрушений в таких ситуациях могло быть намного меньшим, если бы все относились добросовестно к своим профессиональным обязанностям, в некоторых случаях необходимо было заранее предусмотреть план эвакуации и систему оповещения местных жителей. Будем надеяться, что в будущем человечество найдет способ, как избежать таких страшных трагедий или уменьшить урон от них.

Цунами в Индонезии 2004 год (ВИДЕО)

Recommended for you


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный технический университет»

в г. Сызрани

Реферат на тему:

Крупнейшие катастрофы XX - XXI веков

Выполнила:

студентка гр. ТББ-202

Рассказова Е.Э.

Проверил:

Лукьянов Е.А.

Введение

4. Шаттл «Челленджер»

Заключение

Введение

Наша планета существует уже 4,5 млрд. лет. Весь этот огромный интервал времени на ее поверхности постоянно происходили сложные физико-химические процессы, возникла жизнь, сформировалась атмосфера, содержащая кислород, развились сложно организованные животные и растения. Все эти изменения происходили очень медленно, растягиваясь па сотни миллионов лет. Изучение катастрофических явлений позволяет объяснить некоторые особенности эволюции нашей планеты. В настоящее время наука и техника достигли такого высокого уровня, что мы уже можем предугадывать многие природные катастрофы, а в скором времени, несомненно, научимся и предупреждать их. Однако, тот же самый технический прогресс породил много, и в том числе такой новый термин как “техногенная катастрофа”.

Сегодня технологические катастрофы - это одна из глобальных проблем человечества. С каждым днём они становятся более глобальными и мощными наряду с развитием науки и техники. Последствия этих катастроф, в большинстве случаев, необратимы. В погоне за комфортом и богатством люди не обращают внимания на последствия этой гонки и сами же страдают из-за этого. Избежать этих катастроф не удастся, но возможно уменьшение их количества, за счёт более разумного и рационального подхода человека к своей деятельности.

1. Авария на Чернобыльской АЭС

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа - взрыв на Чернобыльской АЭС.

Это разрушение произошло 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне -- Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.

В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» -- основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.

Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды иода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.

Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР. Всё это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор.

Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент -- что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны -- и уж тем более о мониторинге происходящего.

2. Катастрофа шаттла «Колумбия»

На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряла связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП № 33 Космического центра им. Джона Кеннеди во Флориде -- она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 км при скорости 5,6 км/с. Все семь членов экипажа погибли.

В течение нескольких месяцев после трагедии учёные НАСА искали причины катастрофы. Они пришли к выводу, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы, также называемые плазмой в некоторых источниках, проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики левой стойки шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели шаттла.

Значительную роль в расследовании причин катастрофы сыграли данные, сохранившиеся в дополнительной системе фиксации бортовых параметров (Modular Auxiliary Data System (MADS)), установленной только на «Колумбии», как на самом первом лётном экземпляре серии. Система предназначалась для записи показаний бортовых датчиков с целью их детального послеполётного анализа, что было важно в первых испытательных полётах. Блок, фиксирующий показания датчиков на магнитный носитель, не будучи особым образом защищён, чудом уцелел, выполнив роль «чёрного ящика».

Все найденные обломки челнока в настоящее время хранятся в Космическом центре им. Джона Кеннеди.

3. Крушение танкера «Prestige»

На третьем месте снова экологическая катастрофа.

13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии. Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти. Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы. Последствия катастрофы считаются более тяжелыми, нежели в аналогичной катастрофе танкера Эксон Валдез.

В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы, над ликвидацией последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в € 4 млрд.

Хайме Доресте (Jaime Doreste), адвокат испанской неправительственной организации «Экологи в действии» заявил, что все последствия для здоровья и окружающей среды от нефтяного пятна не были обнародованы. В исследовании, опубликованном испанскими экологами в 2010 году, сообщается, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания легких.

4. Шаттл «Челленджер»

Четвертое место - гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к детонации компонентов топлива. Вопреки распространенному заблуждению, «шаттл» не взорвался, а разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Мгновенного взрыва всего топлива также не произошло: горение компонентов топлива продолжалось ещё некоторое время после полного разрушения бака и самого «шаттла». Боковые ускорители уцелели и продолжали летать вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, герметичная и более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, вероятнее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что 3 его члена (Майкл Дж. Смит, Эллисон С. Онидзука и Джудит А. Резник) пережили разрушение «шаттла» и были в сознании -- ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было. Следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы -- она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете. Астронавты не могли выжить при ударе жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

После катастрофы программа «шаттлов» была свёрнута на 32 месяца. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная Комиссия Роджерса (под руководством госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса (англ. William Pierce Rogers)). Комиссия пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA. Руководителям NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец, поставляемых подрядчиком «Morton Thiokol», однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур того утра и не доложили вышестоящему начальству об этих опасениях. Комиссия Роджерса выдала NASA девять рекомендаций, которые необходимо было выполнить для возобновления полётов шаттлов.

За запуском наблюдало множество зрителей, ведь среди экипажа на корабле находилась Криста Маколифф, первый участник проекта «Учитель в космосе». Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалой масштабностью: одно из исследований показало, что 85% опрошенных американцев узнали о крушении в течение часа после него. Катастрофа стала предметом множества обсуждений в области безопасности полётов и порядочности на производстве. На основе произошедших событий в 1990 году был снят телефильм «Челленджер».

5. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha -- произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.

В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которой шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить, огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

6. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez

На шестом месте - разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez -- произошел 24 марта 1989. Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море вплоть до аварии буровой установки DH в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года.

Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В этом районе обитал лосось, морская выдра, тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в проливе принца Вильгельма.

Было определено множество причин, которые привели к возникновению инцидента.

Exxon Shipping Company не смогла осуществить надзор за капитаном судна, экипаж танкера плохо отдохнул и его было недостаточно. NTSB установил, что это вообще широко практикуется в промышленности и побудила Exxon выполнять рекомендации безопасности.

Третий помощник не смог точно выполнить манёвр судна, возможно из-за усталости или чрезмерного объёма работы.

Exxon Shipping Company не смогла соответствующим образом обеспечить работу радара системы предупреждения столкновений (RAYCAS) компании Raytheon. Если бы он функционировал, то предупредил третьего помощника о угрозе столкновения с Блайт-рифом, так как на соседней с Блайт-рифом скале был установлен радарный отражатель, чтобы лодки, входящие в пролив шли по курсу.

Первые действия по очистке заключались в использовании диспергентов, поверхностно-активных веществ и растворителей. 24 марта частная компания распыляла с вертолёта диспергент. Поскольку поверхность моря была спокойной, больших волн не было, и диспергент не перемешивался с нефтью, его использование было прекращено. Однако проверка имела относительный успех: из 113 400 л нефти образовалось 1134 л отстоя, который мог быть удалён. На ранних стадиях был проведён ликвидационный поджиг нефти, изолированной от остального региона огнестойким ограждением. Он был достаточно успешным, однако к дополнительному сжиганию нефти не стали прибегать из-за неподходящей погоды.

К механической очистке приступили сразу же после катастрофы, используя боны и скиммеры, но скиммеры не могли быть готовы раньше 24 часов, прошедших после аварии, толстый слой нефти, перемешанный с бурыми водорослями засорял оборудование.

Компания Эксон повсеместно критиковалась за вялые усилия по очистке. Джон Девенс, мэр Вальдеса, заявил, что его земляки чувствовали себя преданными неадекватным ответом компании на возникший кризис. Тем не менее, Эксон потратил на мероприятия по очистке такую сумму, которая превысила какие бы то ни было расходы при предыдущих нефтяных утечках. Более 11 тысяч местных жителей штата Аляска работали вместе с сотрудниками Эксона по всему региону, пытаясь спасти окружающую среду.

На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.

7. Взрыв бомбардировщика-невидимки B-2

Седьмое место - взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила $105 миллионов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

8. Крушение пассажирского поезда Metrolink

Восьмое место -- Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Причиной аварии стала невнимательность машиниста «Метролинк», отвлекшегося на SMS, из-за чего поезд проехал на красный свет. В результате 25 человек погибло, а денежные потери компания «Метролинк» составили 500 миллионов долларов США, включая выплаты родственникам погибших.

9. Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля на мосту Wiehltal в Германии

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов.

По сообщению полиции, ДТП произошло близ города Гуммерсбах близ Кельна на западе страны. По предварительной версии, виновником аварии стала спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, и она оказалась между бензовозом и его прицепом. В результате автопоезд также занесло, он пробил ограждение и рухнул с моста.

По счастливой случайности ни один из находившихся внизу домов не пострадал. Водитель и пассажир спортивного автомобиля бежали с места ДТП. Позже два молодых человека в возрасте 25 и 29 лет были задержаны. Расходы на временный ремонт составили $40 млн., а полная замена будет стоила $318 млн.

10. Крушение парохода «Титаник»

Крушение парохода «Титаник» -- морская катастрофа, произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана, более чем в 600 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Трагедия случилась под конец пятого дня следования «Титаника» по трансатлантическому маршруту Саутгемптон -- Нью-Йорк. В 23:40 14 апреля во время первого рейса самый большой на тот момент океанский лайнер с 2208 людьми на борту по касательной столкнулся с айсбергом и получил серьёзные повреждения обшивки корпуса. Спустя 2 часа 40 минут -- в 2:20 15 апреля полностью ушёл под воду. Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

Причины крушения:

1. Погодные условия. В ту ночь отсутствовала луна, которая могла осветить айсберг, и вперёдсмотрящие заметили бы его раньше. Отсутствовало волнение, при котором местонахождение айсберга выдавали бы белые «барашки». Сам айсберг незадолго до столкновения, возможно, перевернулся, и его надводная часть стала тёмной. Причиной запоздалого обнаружения айсберга могло послужить возникновение верхнего миража в виде ложного горизонта, на фоне которого айсберг был плохо заметен.

2. Характер повреждений. В результате столкновения «Титаник» получил шесть узких пробоин, протянувшихся вдоль правого борта более чем на 90 м. Длина повреждений предопределила гибель лайнера. Затопление пяти носовых отсеков вызвало дифферент на нос, поэтому вода стала переливаться поверх переборок в уцелевшие отсеки.

3. Высокая скорость в опасной зоне. Несмотря на предупреждения с других судов, «Титаник» не снизил скорость при входе в зону, занятую дрейфующими льдами (правила безопасного мореплавания этого не требовали). Если бы корабль шёл на меньшей скорости, он успел бы совершить манёвр и избежать контакта с айсбергом.

4. Ошибка вахтенного помощника. Уильям Мёрдок перед столкновением отдал приказы Лево на борт и Полный назад (возможно, Стоп машина). Остановка центрального винта значительно снизила эффективность руля, поскольку водяной поток перестал обтекать перо руля. Для достижения более высокой манёвренности при повороте влево необходимо было реверсировать левый винт, а правым и центральным продолжать работать вперёд. Также существует версия, что Титаник не затонул, если бы Мёрдок не отдал приказа Лево на борт. Врезавшись в айсберг Титаник серьезно повредил бы нос, один водонепроницаемый отсек мог быть затоплен. но корабль остался бы на плаву.

5. Игнорирование последнего ледового предупреждения. Поскольку основными задачами радистов «Титаника» были отправка и приём частных телеграмм, они не уделяли должного внимания ледовым предупреждениям с других судов. Передачу последнего ледового предупреждения, которое было отправлено за полтора часа до столкновения с айсбергом, радист Джек Филлипс прервал в тот момент, когда радист «Калифорниэна» намеревался сообщить координаты обширной зоны скопления льда, находившейся прямо по курсу «Титаника».

Заключение

Сколько еще ядерных катастроф ждет человечество впереди и не пора ли нам остановится ради того чтобы просто жить и дать жизнь нашим детям?

Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. И кроме того, техногенные аварии и катастрофы крайне негативно влияют на окружающую среду, резко повышая уровень загрязнения и уничтожая целый ряд различных форм жизни.

По Далю катастрофа это - “переворот, перелом; важное событие, решающее судьбу или дело, более случай гибельный, бедственный”. В истории вселенной и нашей планеты катастрофы играли первостепенную роль и часто эти катастрофы оказывались переломными событиями для планеты, который предопределяли ход её развития в дальнейшем.

В начале XX века человек начал активно вмешиваться в планетарное развитие Земли, посредством своей деятельности, которая зачастую приводила к техногенным катастрофам. Этот, уже не “естественный” вид катастроф служит в роли катализатора для природных катастроф.

Скептики могут сказать, что в вселенских масштабах наша Земля практически ничего не значит и, поэтому все катастрофы которые происходят с ней никак не сказываются на общем ходе развития вселенной и нам, собственно не о чём беспокоится. Но нам жить тут, на Земле(ну, по крайней мере ближайшие лет 200) и поэтому надо сделать всё возможное, чтобы не ускорять процессы развития Земли(тенденция которых - деградация планеты), а наоборот, прикладывать все силы, чтобы затормозить эти процессы, или, хотя бы, не вмешиваться в них..

Ведь механизм «экологических» катастроф предельно прост. Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

чернобыльский авария челленджер нефтяной

Список использованных источников

1. Крупнейшие техногенные катастрофы // Режим доступа: whoyougle/texts/largest-technogenic-accidents/

2. Квартальнов В.А. Техногенные катастрофы сегодня и в будущем // Режим доступа:istroy/docu/ecology/

3. http://lifeglobe.net/blogs/details?id=637

4. http://dvamira.net/world/87

5. Ядерные испытание по странам // Режим доступа: ru./wiki/

6.http://www.chaskor.ru/article/katastrofy_byli_est_i_budut_no_ih_budet_bolshe_25234

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Опрокидывание войскового транспорта "Лафайет" при тушении пожара. Сравнительно незадолго до катастрофы "Лафайета" при аналогичных обстоятельствах погибали корабли (английский грузо-пассажирский пароход "Сеговия").

    реферат , добавлен 02.05.2006

    Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация. Опасная обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия. Понятие территориальной чрезвычайной ситуации. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

    презентация , добавлен 21.12.2010

    Виды и классификация стихийных бедствий, аварий и катастроф. Причины возникновения аварий на объектах с содержанием радиоактивных веществ. Мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий. Спасательные и другие неотложные работы при такого рода авариях.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2014

    Особенности, характеристики и социальные последствия ядерных катастроф. Наиболее крупные мировые техногенные катастрофы ХХ века. Экспериментальное исследование осведомленности населения о ядерных катастрофах и их возможных социальных последствиях.

    реферат , добавлен 28.06.2011

    Способность ядерного взрыва мгновенно уничтожить или вывести из строя незащищенных людей, открыто стоящую технику, сооружения и различные материальные средства. Основные поражающие факторы ядерного взрыва. Средства и методы защиты от ядерного взрыва.

    презентация , добавлен 05.09.2010

    Ядерные реакторы подводных лодок, принципы действия, конструкция. Устройство водо-водяного реактора, используемого на подводных лодках. Немного из истории отечественного военно-морского флота. Катастрофы на атомных подводных лодках, причины гибели.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Авария на атомной подводной лодке К-141 "Курск": спасательные работы, версии возможных причин аварии, идентификация погибших, итоги операции подъёма. Другие аварии на советских, российских и иностранных атомных подводных лодках. Причины аварийности.

    реферат , добавлен 22.10.2014

    Оценка поражающих факторов ядерного взрыва и химической обстановки при аварии на химически опасном объекте. Определение основных параметров. Прогнозирование степени опасности в очаге поражения взрывов твердых взрывчатых веществ и газопаровоздушных смесей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Данные уровня радиации и видов излучения. Расчет границ очага ядерного поражения и радиуса зон разрушения после воздушного ядерного взрыва. Определение величины уровня радиации после аварии. Расчет коэффициента защиты здания при проникновении излучения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2014

    Параметры ударной волны при разрыве железнодорожной цистерны. Вычисление эффективного энергозапаса горючей смеси. Плотность горючей смеси и стехиометрическая концентрация. Определение ожидаемого режима взрывного превращения и основных параметров взрыва.

Двадцатый век «богат» на такие события, как кровопролитнейшие войны, разрушительные техногенные катастрофы, сильнейшие природные катаклизмы. Эти события страшны и количеством человеческих жертв, и размером ущерба.

Самые страшные войны 20 века

Кровь, боль, горы трупов, страдание – вот что принесли войны 20 века. В прошлом веке произошли войны, многие из которых можно назвать страшнейшими и самыми кровопролитными за всю историю человечества. Масштабные военные конфликты продолжались на протяжении всего двадцатого века. Некоторые из них были внутренними, а в некоторых принимали участие несколько государств одновременно.

Первая Мировая война

Начало Первой Мировой войны практически совпало с началом века. Её причины, как известно, были заложены в конце девятнадцатого века. Интересы противоборствующих союзнических блоков столкнулись, что привело к началу этой длительной и кровопролитной войны.

Тридцать восемь из пятидесяти девяти на тот момент существовавших в мире государств были участниками Первой Мировой войны. Можно сказать, что в неё был вовлечён практически весь мир. Начавшись в 1914-ом, она окончилась только в 1918-ом году.

Гражданская война в России

После того как в России произошла революция, в 1917-ом году началась Гражданская война. Она продолжалась вплоть до 1923-го года. В Средней Азии очаги сопротивления удалось погасить только в начале сороковых годов.


В этой братоубийственной войне, где между собой сражались красные и белые, погибло только по скромным подсчётам около пяти с половиной миллионов человек. Получается, что Гражданская война в России унесла жизней больше, чем все наполеоновские войны.

Вторая Мировая война

Войну, начавшуюся в 1939-ом году и окончившуюся в сентябре 1945-го года назвали Второй Мировой. Она считается самой страшной и самой разрушительной войной двадцатого века. Даже по осторожным подсчётам в ней погибло не менее сорока миллионов человек. Предполагается, что число жертв может достигать семидесяти двух миллионов.


Из семидесяти трёх на тот момент существовавших государств мира в ней принимали участие шестьдесят два государства, то есть около восьмидесяти процентов населения планеты. Можно сказать, что эта мировая война самая мировая, если можно так выразиться. Вторая Мировая война велась на трёх континентах, в четырёх океанах.

Корейская война

Война в Корее началась в конце июня 1950-го года и продолжалась до конца июля 1953-го года. Это было противостояние между Южной и Северной Кореей. По сути, данный конфликт являлся опосредованной войной между двумя силами: КНР и СССР с одной стороны и США с их союзниками с другой.

Корейская война стала первым военным конфликтом, где две сверхдержавы столкнулись на ограниченной территории, не применяя ядерного оружия. Война окончилась после подписания перемирия. Официальных заявлений об окончании этой войны нет до сих пор.

Самые страшные техногенные катастрофы 20 века

Техногенные катастрофы время от времени происходят в разных уголках планеты, унося человеческие жизни, разрушая всё вокруг, нанося зачастую непоправимый вред окружающей природе. Известно о катастрофах, в результате которых оказались полностью уничтоженными целые города. Подобные катастрофы происходили в нефтедобывающей, химической ядерной и др. промышленности.

Чернобыльская авария

Одной из самых страшных техногенных катастроф прошлого века считается произошедший взрыв на Чернобыльской АЭС. В результате той страшной трагедии, случившейся в апреле 1986-го года, в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивного вещества, оказался полностью разрушенным четвёртый энергоблок атомной станции.


В истории ядерной энергетики эта катастрофа расценивается как самая крупная в своём роде и по экономическому ущербу, и по количеству пострадавших и погибших.

Бхопальская катастрофа

В начале декабря 1984-го года на химическом заводе в городе Бхопал (Индия) произошла катастрофа, которая позже была названа Хиросимой химической промышленности. На заводе производились средства, уничтожающие насекомых-вредителей.


Четыре тысячи человек умерли в день аварии, ещё восемь тысяч на протяжении двух недель. Почти пятьсот тысяч человек отравились спустя час после произошедшего взрыва. Причины этой страшной катастрофы так и не были установлены.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

В начале июля 1988-го года на нефтяной платформе Piper Alpha произошёл сильнейший взрыв, в результате чего она полностью сгорела. Эта катастрофа считается самой крупной в нефтедобывающей отрасли. После утечки газа и последовавшего за этим взрыва из двухсот двадцати шести человек выжили только пятьдесят девять.

Самые страшные природные катаклизмы столетия

Природные катаклизмы могут нанести не меньший вред человечеству, чем крупные техногенные катастрофы. Природа сильнее человека, и периодически она напоминает нам об этом.

О крупных природных катаклизмах, которые произошли до начала двадцатого века, мы знаем из истории. Сегодняшнее поколение стало свидетелем множества природных бедствий, произошедших уже в двадцатом веке.

Циклон «Бола»

В ноябре 1970-го года пронёсся самый смертоносный из когда-либо зарегистрированных тропических циклонов. Он охватил территорию индийской Западной Бенгалии и восточного Пакистана (сегодня это территория Бангладеша).

Точное число жертв циклона невыяснено. Эта цифра колеблется от трёх до пяти миллионов человек. Убойная сила шторма была не в мощности. Причина огромного числа погибших в том, что волна затопила низко расположенные острова в дельте Ганга, стирая деревни с лица земли.

Землетрясение в Чили

Крупнейшим в истории признано землетрясение, произошедшее в 1960-ом году в Чили. Его сила по шкале Рихтера – девять с половиной баллов. Эпицентр находился в Тихом Океане всего в ста милях от Чили. Оно в свою очередь вызвало цунами.


Погибло несколько тысяч человек. Стоимость произошедших разрушений оценивается в более чем полмиллиарда долларов. Произошли сильнейшие оползни. Многие из них изменили направление рек.

Цунами на побережье Аляски

Сильнейшее цунами в середине двадцатого века произошло у берегов Аляски у бухты Литуйя. Сотни миллионов кубометров земли и льда обрушились с горы в залив, что вызвало на противоположном берегу бухты ответный всплеск.

Образовавшаяся полукилометровая волна, взмыв в воздух, вновь погрузилась в море. Это цунами - самое высокое в мире. Его жертвами стали всего два человека только из-за того, что в районе Литуйи отсутствовали человеческие поселения.

Самое страшное событие 20 века

Самым страшным событием прошлого века можно назвать бомбардировки японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия произошла 6 и 9 августа 1945-го года соответственно. После взрывов атомных бомб эти города почти полностью превратились в руины.


Применение ядерного оружия показало всему миру, какими колоссальными могут быть его последствия. Бомбардировка японских городов – первое применение ядерного оружия против человека.

Самый страшный взрыв в истории человечества, по данным сайт, тоже дело рук американцев. «The Big One» взорвали во время холодной войны.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.


Цунами на Аляске

Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но век торжества человеческого гения принес и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней. Это тот случай, когда плоды технического прогресса обращались против своего создателя – человека, который слишком самоуверенно и легкомысленно относился к своим творениям. Перечислить все эти случаи за один раз невозможно - их сотни. Поэтому здесь приведены лишь некоторые, самые известные и масштабные примеры техногенных катастроф, ставшие историей.

"Титаник"

Кораблекрушения - самый "старый" вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков и сейчас счет погибших кораблей идет на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Еще бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как "Титаник". Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слшком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

1 мая 1915 года из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер "Лузитания” с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. "Лузитания”, гордость судостроительной компании "Кьюнард Лайн”, в 1907 заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели "Титаника”, понимая, что их корабль не сможет соперничать с "Лузитанией” в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересек Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 году корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.


Английский пассажирский лайнер "Лузитания" ("Lusitania")

Когда началась первая мировая война, "Лузитания”, несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Она перевозила граждан нейтральных государств и была безоружна, что относило ее к мирным судам. Но главный расчет был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдет от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учел возможности появления подводных лодок. 7 мая "Лузитания” была торпедирована немецкой субмариной.

Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Все случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблем.

6 декабря 1917 года – черная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт "Монблан”, направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо.И так случилось, что во время входа в порт, "Монблан” столкнулся с норвежским грузовым пароходом "Имо”, который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с маневрами. Возможно, что на этом бы все и кончилось, если бы не груз "Монблана”.

Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось … 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на "Монблане” вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве корабля. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы "Монблана” удирали с него так, будто за ними гнались черти.

В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблем словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трех с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел аж за 22 километра!


Возможно это единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а еще через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс! К несчастью, подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась еще несколько раз. Причина все та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.

В 1944 году в порту Бомбея из-за пожара на борту (опять!) взлетел на воздух английский военный транспорт"Форт Стайкин”, до отказа забитый боеприпасами. А спустя три года такая же трагедия произошла в промышленном городе Техас-Сити на юге США. Там загорелся и взорвался стоящий в порту французский пароход "Гранкан”, на котором был груз удобрений - 2300 тонн аммиачной селитры. Итог этих взрывов – разрушенные порты и городские постройки, тысячи убитых и раненых... Причем основное число жертв пришлось на тех, кто в момент катастрофы был на берегу. Как и в Галифаксе, люди сбежались в порт посмотреть на пожар. Участь "Монблана” так никого и не научила осторожности. Свою роль здесь сыграло и роковое неведение. В Галифаксе никто не знал про тротил на "Монблане”. А в Техас-Сити никто и не догадывался, что аммиачная селитра, это безобидное на вид удобрение, оказывается, может так взрываться! Правильно говорят: незнание – страшная сила!

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени - "Максим Горький”. Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи, идея создания которой появилась в 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности Алесея Горького. Самолет действительно поражал воображение. При длине более 30 метров и размахе крыльев в 63 метра, 8-моторный "Максим Горький” мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день самолет совершал очередной прогулочно-демонстрационный полет. На его борту находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров - сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Этот полет стал для них последним. Через несколько минут после взлета в "Максима Горького” врезался истребитель сопровождения, который ошибся в выполнении сложного маневра – пилоту, специально для прессы и Сталина, приказали выполнить "мертвую петлю” вокруг гигантского самолета. Стремление к показухе стоило жизни 47 человек.

К сожалению, не один "Максим Горький” пал жертвой "гигантомании”, которой отличался 20 век. 6 мая 1937 года произошла катастрофа немецкого супердирижабля "Гинденбург”. Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия 20-го века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно "Гинденбург”. Но и до трагедии с "Титаником” затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто "Титаник” был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. "Гинденбург” тоже был своеобразным летающим "Титаником”, он также считался самым роскошным и, главное, надежным воздушным судном. (Увы, от слепой веры в надежность машин человек, похоже, так и не избавился).

Дирижабль имел поистине невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода! Это действительно был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания. Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. "Гинденбург” выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк.


Момент взрыва "Гинденбурга”

Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Так как "Гинденбург” летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам - своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило "гордость и величие Германии”. Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде "Гинденбурга” больше не создавалось

Вышеупомянутая "Лузитания” была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно "Лакония”, на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и женами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек. Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный "рекорд” по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу "Вильгельм Густлов”.

30 января 1945 этот роскошный 208-метровый лайнер был торпедирован советской подлодкой под командованием знаменитого Александра Маринеско. В тот момент на судне находились элитные подразделения фашистских подводников, высшее военное командование, тысячи беженцев и раненых – всего более восьми с половиной тысяч человек. После попадания торпед судно, считавшееся непотопляемым, затонуло примерно за час. По разным сведениям, спаслись меньше тысячи пассажиров…

В XX-м веке, после создания ядерного оружия мир оказался втянут в истеричную гонку вооружений между Советским Союзом и США. В странах-гигантах спешно строились секретные центры по разработке и постройке атомных бомб. Однако, ученые и военные не всегда отдавали себе отчет в том, как могут быть опасны такие "атомные игры". В сентябре 1957 в закрытом городке Челябинск (ныне Озерск) произошел мощный взрыв на предприятии "Маяк". Это происшествие, предвосхитившее Чернобыль, скрывалось более 30 лет. И только недавно выяснилось, что этот комбинат занимался производством оружейного плутония.

Из-за взрыва контейнера с отходами в воздухе оказались около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Огромное радиационное облако подхватило ветром и разнесло на площади 1000 квадратных километров, покрыв Свердловскую и Тюменскую области. Были заражены десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, из-за аварии пришлось эвакуировать население многих окрестных сел. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Однако, о том, какое пагубное влияние радиация оказывает на организм, в то время знали мало. И долгое время смерть от лучевой болезни была для врачей загадкой.

27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолетами разных авиакомпаний. Из-за терракта в соседнем Лас-Пальмасе тамошний аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приему и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась еще и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолеты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлетной полосе одновременно оказались два "Боинга-747”. Один из них принадлежал голландским авиалинииям, второй – американской компании "Пан Американ”. Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский "Боинг” начал разгоняться для взлета, в то время как прямо на него по взлетной полосе медленно двигался американский аэробус. "Американец” просто заблудился в тумане и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся и как с нее съехать.

Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский "Боинг”, идя на скорости более 200 километров в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в "американца”. Из пассажиров и экипажа голландского самолета не выжил никто, из американского чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экиипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.

В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако, дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль "Челленджер" с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа "Челленджера" были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

На 73-й секунде полета, на высоте 17000 метров из-за неполадок в двигателях "Челленджер" взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение. Позднее следствие установит, что технические неполадки случались на "Челленджере" и раньше. И в день старта у челнока снова были технические проблемы. Однако НАСА, вместо отмены старта и полной проверки всех систем, лишь отложило пуск на несколько часов. Американцы, помня, что предыдущие инциденты заканчивались благополучно, надеялись что "пронесет" и в этот раз. Но история неумолимо свидетельствует, как часто человеку приходится расплачиваться за надежду на "авось".

Человек редко учится на своих ошибках. И поэтому он с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли. Очередным доказательством этого стал факт того, что Челябинский взрыв был не единственным случаем, когда из-за небрежности на свободу вырывался самый страшный враг человека, созданный его же руками - радиация. Как известно, Советский Союз одним из первых пытался "приручить" атомную энергию, направить ее не только на разрушение, но и на пользу человека. Вслед за СССР атомные электростанции как грибы стали расти во многих странах мира. Но вскоре человечество убедилось, что "мирный атом" относительно безопасен до тех пор, пока он упрятан в реакторы. На воле же он - все тот же невидимый и всепроникающий убийца, от которого нет спасения.

26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и леквидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.

Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия...

ХХ столетие "отметилось” еще и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать "катастрофой века”, произошла с филиппинским паромом "Дона Пас”. На ее фоне случившееся с "Титаником" - мелкий инцидент. 20 декабря 1987 года это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется еще и дешевизной местных морских перевозок.

Но в тот день "Дона Пас” не добралась до порта. Из-за ошибок в управлении (паромом в тот момент управлял не капитан, а его ученик) "Дона Пас”, не доходя примерно 180 километров до Манилы, столкнулась с танкером "Виктор”, перевозившим более миллиона литров нефти. От столкновения и последующего взрыва нефти оба судна затонули в течение нескольких минут. Эта трагедия унесла жизни около 4000 человек. Хотя есть утверждения, что жертв было больше.

Одна же из последних и самых известных катастроф – гибель парома "Эстония”. Выполняя рейс Таллин - Стокгольм, судно попало в шторм, и затонуло ночью 28 сентября 1994 года. Из 1051 пассажира спаслись только 137. Но в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что паром погиб не от шторма, а из-за неплотно закрытых грузовых ворот, через которые на борт судна въезжают машины. Под ударами волн створки не выдержали, и вода хлынула на автомобильную палубу. Это и привело к тому, что надежный, современный паром затонул так быстро и неожиданно. Кстати, неплотно задраенные грузовые ворота не первый раз стали причиной гибели парома. В 1953 и 1987 годах английские паромы "Принцесса Виктория” и "Геральд оф фри Энтерпрайз” затонули именно по той же причине. Подобная халатность стоила жизни в общей сложности 330 пассажирам.

Последние материалы сайта