Церковь в армении на горе. Храмы армении. Древний монастырь сурб-хач

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Христианство появилось в Армении в первом веке н. э. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Христианство исповедует, по приблизительным оценкам, около 98,7 % верующего населения Армении, 94,7 % являются последователями Армянской Апостольской Церкви, и 4 % являются последователями других деноминаций христианства.

Во время недавней поездки в Армению мы посетили 3 монастыря. Вот о них я и расскажу в этом посте.

1. Начну с Татевского монастыря, который является одним из символов Армении. Чтобы добраться до него нужно ехать 250 км от Еревана, преодолевая горные перевалы по извилистому серпантину. Раньше добраться было еще труднее, но путь сократила канатная дорога "Крылья Татева" открытая в октябре 2010 года в рамках программы возрождения Татева. Заплатив около 500 рублей за проезд туда и обратно вы садитесь в кабинку и за несколько минут "пролетаете" 5752 метра над над ущельем реки Воротан. На машине этот путь занимал 40 минут. Примечательно, что местные жители могут пользоваться дорогой совершенно бесплатно.

2. Начинается, занесенная в книгу рекордов Гинесса, самая длинная в Европе реверсивная канатная дорога неподалеку от деревни Алидзор. Кабина вмещает до 25 человек и движется со скоростью 37 км/час. В самой высокой точке над рекой Воротан до земли 320 метров.

3. Название "Крылья Татева" возвращает нас к старой легенде названия монастыря. По легенде, после того, как работы по постройке монастыря были завершены, мастер-строитель встал на край ущелья реки Воротан и воскликнул: "Огни, Сурб, та тэв". В переводе с армянского это означает "Да ниспошлет Святой Дух крылья!" После этих слов армянин бросился в пропасть. К счастью, у парня в процессе падения выросли крылья, а монастырь получил название "Татев", что значит "Дай крылья", а подвесная дорога в свою очередь "Крылья Татева".

4. Вернемся к монастырю. Татевский монастырь был основан еще в IX веке, а в 14-16 веках стал важнейшим центром науки и просвещения в Армении. В конце 14 века на территории монастыря был основан крупный университет. Помимо пятиста монахов, в Татевском монастыре обитали философы, музыканты, художники, переписчики манускриптов.

5. У входа на территорию возвышается Надвратная церковь Святой Богоматери, построенная еще в 11 веке. Это поминальная часовня, которую в Армении традиционно сооружали над могилами святых и мучеников.

6. Здесь располагались конюшни и кельи монахов.

7. Кафедральный собор Святых Петра и Павла — самое величественное сооружение на территории монастыря Татев. Построенный на закате арабского правления собор явился свидетельством мощи и амбиций возрожденного Армянского царства, планка устремлений которого находилась на уровне высочайшего на тот момент армянского храма. Особое внимание зодчие уделили убранству храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 г. внутренние стены храма были украшены фресками, которые сегодня практически полностью утрачены.

8. Свод крыльца кафедрального собора.

9. Внутреннее убранство поражает своей простотой и аскетизмом.

10. Поминальные свечи.

11. Церковь Сурб Аствацацин была возведена в восьмидесятые годы XI в. на крепостной стене над древней монастырской гробницей. С раннего средневековья в христианской Армении существовала традиция сооружать над могилами известных духовных лиц, святых и мучеников скромные по размерам поминальные церкви и часовни. Этим, собственно, и обусловлены небольшие размеры и расположение татевской церкви Пресвятой Богородицы. В прошлом столетии церковь пострадала дважды: в 1931 г. она была повреждена землетрясением, в 1968 г. разрушена новыми сейсмическими толчками — в 1970-х церковь была восстановлена.

12. К южному фасаду кафедрального собора обители примыкает Церковь Сурб Григор Лусаворич, или Святого Григория Просветителя. Это наиболее раннее из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно хронике, церковь была возведена в 1295 году вместо здания, построенного в 836—848 гг. сюникским князем Пилипосом и разрушенного землетрясением в 1138 г. Храм был восстановлен в конце XIII в. династией Орбелян.

13. С помощью rodham делаем селфи у ущелья и идем к выходу. В свое время турецкие завоеватели сбрасывали здесь в пропасть женщин, не желающих принять мусульманство, а начале 20 века во время геноцида армян в монастыре прятались от турецкой армии армянские девушки.

14. На территории монастыря находится также Гробница Сурб Григор Татеваци и знаменитый Гавазан, он же "качающаяся колонна". Колона построена по принципу шарнирного механизма и способна раскачиваться. Возраст старого Гавазана насчитывал более 1000 лет.

15. Более подробный рассказ о Татевском монастыре вы услышите от гида во время его посещения, а мы опять садимся в кабинку "Крыльев Татева" и отправляемся обратно.

16. Вид на деревню Алидзор.

17. Следующий монастырь на нашем маршруте был монастырский комплекс Нораванк. Путь к нему не такой сложный как к Татевскому монастырю. Нораванк расположен в 120 км от Еревана и асфальтированная дорога проложена непосредственно к входу в монастырь. Комплекс построен на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор.

18. Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII - начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII-XVIII веках.

19. Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Карапета в 1275 году. В ней также установлены гробницы семьи Орбелянов, в том числе великолепная надгробная плита с резным изображением человека-льва, датированная 1300 годом. Ею накрыта усыпальница Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение с полукруглым алтарем и сводчатым потолком, который подпирается арочными стенами. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря окружена хачкарами и изображениями голубей на барельефах.

20. Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), расположена под углом к церкви Св. Карапета и ее притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика.

21. В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году. Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара - изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы

22. Еще одним монастырем на нашем пути был монастырь Севанаванк на северо-западном побережье озера Севан в провинция Гехаркуник. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

23. В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

24. Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём имеется духовная семинария имени Вазгена I. До наших дней сохранились небольшие трехапсидные крестово-купольные Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Резные деревянные двери церкви Аракелоц и резные капители её гавита хранятся в Историческом музее в Ереване.

Вот вкраце и все, что я хотел вам показать. Повторюсь, что все расказать и показать в посте невозможно, нужно там побыватьи увидеть все своими глазами. Не пожалеете!

Хочется поблагодарить всех организаторов блог-тура: проект

Пожалуй, в Армении уникален каждый камень, настолько она самобытна. Не случайно многие и многие туристы из года в год приезжают сюда за отменной кухней, чистым воздухом и радушным приемом. Но обо всем этом мы писали в других разделах, здесь же мы хотели бы рассказать об еще одной особенности Армении — армянских христианских храмах.

То, что Армения приняла христианство в 301 году — это общеизвестный факт. Но то, что армяне начали возводить христианские храмы и монастыри еще до официального принятия христианства знают не все. Самые ранние армянские храмы датированы I веком нашей эры.

Мы составили краткий гид по самым знаменитым армянским храмам, чтобы вы знали, как подготовить свой маршрут

Монастырь Гегард (Гегардаванк)

Монастырь был основан в IV веке на месте пещерного горного источника, это и дало ему первое название: некоторые и по сей день именуют его Айриванк (дословно: "Пещерный Монастырь"). Настоящее его название Гегардаванк (дословно: "Монастырь Копья") — происходит из его истории. Некогда апостолом Фаддеем было привезено в Армению знаменитое копье Лонгина (сейчас хранится в Эчмиадзине), которым было пронзено тело Иисуса Христа. За свою историю монастырский комплекс перенес не одно разрушение и восстановление: пытались разрушить его пришедшие в IX веке арабы, многочисленные землетрясения уничтожали комплекс почти до самого основания. Гегард - один из самых больших комплексов в Армении, и возможно, самый живописный.

Монастырь Сагмосаванк

Этот монастырь расположился высоко в горах у реки Касах. Существует легенда о том, что монастырь был основан Григорием Просвятителем в IV веке. Говорят, что он молился в этом месте под светом Небесной Лампады. Исторические факты говорят нам о том, что старейший храм монастыря Сурб Сион был возведен в XII веке. Примечтально в этом месте абсолютно все: храм Сагмосаванк и по сей день является действующим, туристы могут своими руками потрогать его тысячелетние камни, а вид на ущелье реки Касах и водопад будет сниться вам еще долго. Помимо самой старой церкви в комплекс монастыря Сагмосаванк входит книгохранилище 1255 года, церковь Св. Аствацацина 1235 года постройки и притвор (1250 год).

Монастырь Ованаванк

Совсем недалеко от Севанаванка расположился монастырь Ованнаванк. Годом его основания считается 1216 год. Сегодня в составе монастырского комплекса совсем старые постройки, например, Базилика Сурб Григор V века, в ней размещен иконостас, что является редкостью для армянских средневековых храмов. Главная церковь монастыря — Сурб Карапет, ее стены богато украшены христианскими барельефами.

Монастырь Агарцин (Агарцнаванк)

Посещение этого монастыря экскурсоводы очень часто совмещают с заездом , ведь Агарцин находится всего в 18 километрах от него, в живописнейшем Агарцинском ущелье. Этот комплекс построек, как и многие монастыри Армении, считается памятником армянской средневековой архитектуры. Самые ранние монастырские здания датированы XI веком. К ним относится церковь Сурб Григор. Главная церковь Агарцинаванка - Сурб Асватцацин (Св. Богородицы), она была построена в 1281 году. Помимо монастырских построек на территории комплекса расположено несколько хачкаров — особых резных крестов. По данным археологов в монастыре расположена усыпальница рода Багратуни. Об этом свидетельствуют надгробные плиты с именами знаменитых армянских царей.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис — один из древнейших монастырей Армении. Он расположился на Памбакском хребте, в северо-западной части горно-климатического курорта Цахкадзор. Принято считать, что первая постройка на этом месте появилась в XI веке, строительство же длилось еще несколько веков. Монастырский комплекс состоит из четырех основных построек. Самым старым считается храм Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1003 году. Небольшая церковь Ншан так же датирована XI веком, а небольшая часовня на территории монастыря является усыпальницей Григора Магистроса Пахлавуни. Четвертая церковь монастыря Кечарис - это Церковь Воскресения, которая была построена примерно в 1220 году. Известно, что все настоятели монастыря захоронены именно в ней.

Памятники армянского храмового зодчества, к которым относится монастырь Сурб Хач отличает особая композиция и уникальный стиль. Сооружений древних периодов осталось не так много, тем ценнее и интереснее станет посещение этой обители. Она ведет свою историю с 14 века, и в ней отразились яркие черты традиционной армянской архитектуры.

История постройки

В 12-13 веке мощное древнее государство Армения приходит в упадок из-за постоянных нападений иноземцев, и это приводит к большой миграции населения и распространению армянской культуры на другие территории. Большая группа армян переселилась в Крым, где в то время правила которая одной из своих миссий считала распространение католицизма. Армянские христианские переселенцы в знак тихого сопротивления уходили вглубь Крыма, и вследствие этого происходит значительный рост новых православных монастырей. Мужской монастырь Сурб Хач в Крыму был заложен в 1358 году. Он служил прибежищем и духовным центром для армян, покинувших свою Родину. Обитель является самым крупным памятником армянской культуры в Крыму. В 15 веке, когда турецкие захватчики разоряли земли полуострова, монастырь уцелел, потому что даже у недругов не поднялась рука разрушать такое место силы. В 17-18 веках обитель несколько раз перестраивается и растет. Постепенно Сурб Хач становится крупным центром паломничества Черноморского побережья. В 1778 году происходит большое переселение армян из крымских земель на Нижний Дон по велению императрицы Екатерины Второй. И братство монастыря собирает свои пожитки и тоже перебирается со своим народом на Дон, где открывает обитель с таким же именем. В самом конце 18 века крымский монастырь возобновляет свою работу, и хотя он уже не был епархией, но сохранил свое духовное и практическое значение для армян, которые остались в Крыму. Перед революцией Сурб Хач владел 4 тысячами десятин земли. Но после переворота в 1925 году монастырь, как религиозное учреждение, был ликвидирован. В советское время здесь размещались разные учреждения: от пионерского лагеря до больницы для туберкулезников. В годы Второй мировой войны фашисты, которые разрушали все на своем пути, не решились уничтожить такое намоленное место. В конце 80-х годов Сурб Хач начинают реставрировать, в 1994 году здесь возобновляются богослужения. Сегодня монастырь открыт для посещений и молитвы, здесь продолжаются служения, но монастырское братство здесь больше не живет.

Архитектурный комплекс

Армянский монастырь Сурб Хач сегодня состоит из нескольких зданий: церковь, трапезная, дом для проживания братии, а также сад с фонтанами. Комплекс обители находится в очень красивом месте - крымском лесу на склоне горы Грыця. Старинные стены обладают удивительной энергетикой и силой. Здесь очень тихо, здания потрясают не красотой, а именно величественностью и духовной мощью. На стенах комплекса можно увидеть множество резьбы, росписей, изящных украшений. Гармоничность и легкость брутальным каменным стенам придают резные лестницы и воздушные переходы. Сегодня обитель пребывает в запустении, и это только добавляет постройкам шарма. Стены, поросшие мхом, опоры, увитые диким виноградом, горные источники - все это настраивает на умиротворенный лад. Комплекс производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и духом старины.

Церковь Святого Знамения

Сурб Хач строился вокруг Сурб-Ншан, церкви св. Знамения. Местная легенда рассказывает, что однажды люди увидели в небе над склоном горы святой крест, он указывал на место, в котором забил чистейший родник. В честь такого знамения и была построена первая церковь из дерева, позже на ее месте возник каменный храм. Стихотворная надпись, высеченная на камне вокруг купольного «барабана», рассказывает, что храм был построен в 1358 году. Архитектура собора является продолжение средневековых армянских традиций, она узнаваема по пирамидальному шатру из камня, установленному на высоком граненом «барабане». Храм сложен из крупных серых камней, крыша покрыта красной черепицей. Лаконичная и мощная постройка является органичной частью каменной ограды, которая когда-то выполняла оборонительные функции. На стенах собора сохранились средневековые росписи. На них можно увидеть изображение Святой Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, со святыми вокруг. Также на одном из фрагментов сохранился церкви - ягненок с крестом.

К основному зданию примыкает прямоугольный притвор (гавит), в который вели прежде два входа. Стены притвора украшены резьбой в виде крестов. Тема данного христианского символа здесь прослеживается повсюду. Ведь и сам монастырь, и гора, на которой он стоит, названы в честь Святого Креста. Над притвором возвышается колокольня, в которую из гавита ведет каменная лестница, украшенная резьбой. Притвор и колокольная датируются началом 15 века.

Трапезная

С другой стороны монастырского двора, напротив церкви св. Знамения, находится монастырская трапезная. Когда-то монастырь Сурб Хач был пристанищем для сотен людей, и поэтому ему была нужна большая комната для кормления братии и паломников. Сейчас трапезная представляет собой двухэтажное здание с большим подвальным помещением. Но второй этаж был надстроен только в 19 веке, в нем размещались комнаты для странников и паломников. Само пространство трапезной состоит из двух залов. Северный зал оборудован большим камином с аркой, здесь же разместилась печь. В южном находится лестница в подвал, а также вход в привратницкую. Рядом с трапезной можно увидеть фонтан, северная стена здания соединена с каменной оградой монастыря.

Жилые корпуса

В былые времена монастырь Сурб Хач был очень посещаемым местом, и для размещения паломников и братии нужны были специальные помещения. К южной стене храма примыкают кельи монахов. Корпус был построен в конце 17 века и состоит из двух этажей. На первом находились 8 комнат разного назначения. Кельи второго этажа имели выход на общий открытый балкон. Интерьер братского корпуса весьма аскетичен, динамику помещения создают ряды арочных перекрытий. С юга к братскому корпусу примыкает одноэтажное здание монастырской гостиницы. Оно было разрушено в середине 20 века, а в 80-х годах восстановлено по сохранившимся чертежам.

Монастырский сад

Во времена своего рассвета монастырь Сурб Хач славился садами с многочисленными фонтанами. Сегодня от былого великолепия осталось немногое. Здесь можно увидеть остатки древних дорожек, почти незаметную планировку посадок и два фонтана из камня. Фонтаны - прямоугольные сооружения с каменным фасадом, украшенным резьбой. Для обеспечения сооружений водой в монастыре работал керамический водопровод, по которому подавалась вода из источников. От трапезной к фонтанам когда-то вела 5-маршевая лестница, сегодня из них сохранились фрагменты лестницы и четыре террасы из камня.

Древний монастырь Сурб Хач в Старом Крыму является уникальным и легендарным местом. Здесь находился старинный каменный крест - хачкар (камень-крест). Он является главной реликвией обители, но при переселении братия увезла этот нелегкий священный предмет с собой в новый монастырь на Дон. Поэтому в Крыму сегодня можно увидеть только его многочисленные изображения.

От обители можно добраться к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря - Сурб Стефанос 14 века.

Возле монастыря Сурб Хач протекает горный источник, который,согласно легендам, обладает чудодейственной силой. Вода в роднике кристально чистая, и ее спокойно можно пить.

Как добраться

Как найти монастырь Сурб Хач? Адрес обители условный: Старый Крым, Кировский район. Ехать нужно от городка Старый Крым по грунтовой дороге в юго-западном направлении. Несмотря на то что монастырь Сурб Хач, контакты которого найти невозможно, является памятником истории и архитектуры, музеем, здесь нет телефона и интернета. Поэтому остается надеяться на навигаторы и добрых людей, которые всегда укажут дорогу.

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны - Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, - обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность - здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. "Все мы - дети Бога без различия пола и возраста", - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. "Уход из мира - дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь", - сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

"Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу - он это осознал", - сказал отец Мартирос.

"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь - это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя".

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей - 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. "Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II", - сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом - вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

"Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем", - говорит сестра Аида.

"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы - четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно - с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой "церковной цензуры" на просмотр передач нет - просто мы сами выбираем, что нам больше подходит".

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. "Да, у нас здесь все свое", - сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят - все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. "Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия", - сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. "Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны - это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. "Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи". По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. "Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом - создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри".

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. "Я бы с радостью ушла в монастырь - не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения - но я думаю, что права", - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни - пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше - лучше было бы для всех нас".

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

"Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно - мы будем только рады. А если нет - придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении", - сказала сестра Аида.

Сегодня я хочу рассказать вам об уникальном месте, которое в этом году мне довелось посетить, о древнем армянском монастыре Сурб-Хач.

Как-то я ездила по делам в Феодосию, и вез меня не вполне обычный крымский водитель (как правило водители такси - крымские татары), а бывший старатель, то есть добытчик золота, который уже «отстарался» и решил в конце-концов переехать из заснеженной Сибири в Крым. У него в запасе было много интересных историй и «старательских» баек. Как бы между прочим, в какой-то момент он заметил: «А сейчас проезжаем Сурб-Хач. Вы там бывали? - спросил он. - Удивительное место, намоленое, там люди ни с того, ни с сего плачут, кто-то в обморок падает...» Его слова мне сильно врезались в память.

В монастырь, который находится в 3,5 км от города Старый Крым, можно приехать самостоятельно (на машине, например). На месте можно попросить настоятеля провести экскурсию и внести пожертвование. А можно отправиться на экскурсию по городу Старый Крым из Судака, и частью ее будет посещение этого монастыря (в высокий сезон с июня по август экскурсии проводятся регулярно, можно уточнить наличие мест в любом экскурсионном бюро на набережной). От Судака путь займет 30-40 мин на машине или автобусе.

Вид на монастырь из импровизированного кафе под открытым небом:

Немного из истории обители

«Сурб Хач» переводится с армянского как «святой крест». Существует предание, что основатель монастыря, Ованес Себастаци - духовный предводитель армян Крыма - увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 га у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. В историческом научном сообществе существует мнение, что монастырь был построен армянами как способ сопротивления обращению в католическую веру: генуэзцы предпренимали попытки обращать армян, проживавших в Кафе (теперь Феодосия), в католицизм.

Всякий, попавший внутрь построек монастыря, обратит внимание, что он больше похож на крепость: в те годы близость Крымского ханства несла дополнительную угрозу. Татары часто совершали набеги на монастырь, поэтому узкие окна в стенах больше похожи на бойницы, а ворота по ширине расчитаны только на 1-го всадника. Маленький дворик перед входом в храм - это древняя оружейная. Прихожане перед молитвой в храме оставляли здесь свое оружие, чтобы не входить с ним внутрь.

Этот монстырь не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз - при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь.

Во время Второй мировой войны на территории монастыря находился штаб немецкого командывания. Поэтому Советская армия бомбила монастырь, и в ходе бомбежек было разрушено почти все, кроме самого храма. В 70-80-ых годах 20-го века на территории монастыря была проведена небольшая реставрация, и в здании келейной был устроен санаторий.

В 1995 году монастырь был возвращен в лоно Армянской Церкви. Но его официальное открытие произошло лишь в 2008 году после большой реконструкции: в монастырь было проведено электричество, обустроена подъездная дорога, назначен настоятель. Армянские кресты на входе, в которых зашифрована надпись «Сурб-Хач», были привезены из Армении перед официальным открытием монастыря в 2008 году.

«Сурб хач» - духовный центр армян в Крыму

В древности монастырь был очень знаменит: в нем была своя рукописная и духовная школы. Здесь переписывались многие духовные книги. Памятные записи некоторых армянских рукописей XIV-XV вв. сообщают, что они были переписаны «у подножия монастыря Сурб-Хач». Даже турецкое вторжение в 1475 году не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках монастырь неоднократно перестраивается, что отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах его зданий. Обитель превратилась в одно из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и на территории Северного Причерноморья.

Как жили монахи

Изначально все монахи жили в одной келейной, но с ростом количества послушников площадь жилых помещений увеличивалась. Как вы можете видеть на фото ниже, площадь комнат монахов была очень небольшая, где-то 2 м х 2 м, в каждой комнате находился камин. Современному человеку трудно представить, что можно каждый день существовать рамках такого ограниченного пространства, с другой стороны, в кельях монахи только лишь молились, а для этого не требуется много места. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.

В монастыре существовал глиняный водопровод, прямо внутри монастыря, недалеко от келий, также находилась одна общая душевая. Также при монастыре было 2-е трапезные (одна для мирян, другая - для монахов). Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.
Рядом с кельями у монахов был отдельный вход в храм для того, чтобы меньше контактировать с мирянами.
Над кельями, в отдельной башне, находилась комната священника, который проводил литургию: здесь он оставался в полном одиночестве в течение недели и готовился к службе, а потом спускался по специальной лестнице и входил в алтарь. Литургия проводилась 1 раз в неделю или в честь больших церковных праздников.

Божественная литургия в христианской традиции проводится по воскресеньям и церковным праздникам. Во время литургии совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных. "Литургия" в переводе с греческого означает совместное дело . Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься к Святым Христовым Тайнам.

Келья для одного монаха:

Внутренний двор монастыря (келейный):

О внутреннем убранстве храма

Вход в храм украшен изображениями армянского креста: первое из них датируется 1401 годом. Интересно, что в армянской церкви не принято делать подношения, как в православной церковной традиции, поэтому паломники в знак благодарности делали на стенах храма изображения армянского креста: многие через молитву здесь избавилялись от болезней, излечивались от бесплодия.

У входа в двери храма - надгробные плиты. Это захоронения монахов, которые здесь некогда жили, и основателей монастыря. В традиции Армянской Церкви быть захороненным у входа в храм - считается большой честью. Как сказал наш экскурсовод - настоятель: «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм - это для них это уже благословение». Над входом в храм есть древнейшая фреска - изображение Богородицы с младенцем Иисусом и святых, но она очень плохо сохранилась. По историческим данным в монастыре было много фресок, которые, однако до наших дней дошли в очень плачевном состоянии, черты изображений на них почти неразличимы.

В Армянской Церкви нет как такового иконостаса - в алтаре лишь одна икона Божьей Матери с младенцем. Алтарь отделяется от основного помещения храма занавесом. В христианской традиции иконостас появился только в VIII-IX вв. В этом смысле Армянская Церковь максимально близка к самым ранним христианским традициям. В храме также находится купель для крещения, место, где можно поставить свечу (здесь, в отличие от православных храмов, все свечи - и за упокой, и за здравие - ставятся в одном месте).

Алтарь:


Также в храме находится икона «Моргающий Иисус». В мире существуют только 3 списка с оригинала, оригинал - полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение: одно находится в монастыре Сурб-Хач, другое - в Грузии и третье в кафедральном соборе в Риме. Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови. Икона производит очень сильное впечатление на всех, кто увидел ее.

Настоятель монастыря около иконы "Моргающий Иисус":

Подробнее об иконе «Спас нерукотворный»

Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме - это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.

Немного из истории Армянской Церкви

Армяне - это первая нация, которая приняла христианство на государственном уровне в 301 году. Полное название армянской церкви: Апостольская Святая Церковь , а не Грегорианская, как некоторые ее называют. Это в корне неверно, поскольку основатели церкви - потомки апостолов, а не Григория-просветителя (первый глава Армянской Церкви).

До 455 года все церкви в мире были едины и провели вместе 3 Вселенских собора. А уже на 4-ом Вселенском соборе (451 г.) армяне не участвовали, и после него Армянская Церковь отделилась в силу расхождений по вопросу толкования личности Иисуса.

С армянами отделились ассирийцы, копты, эфиопы и индийская церковь. Именно эти 5 церквей до сих пор соблюдают старые традиции первых христиан (всех вместе их объединяют в группу «дохалкидонских» церквей ). Единственное, что было со временем изменено - язык литургии (с древне-греческого и ассирийского литургия переведена на армянский язык в начале V в.).

Православная и католическая церковь разделились в 1054 году: основное их отличие состоит в календаре (православные пользуются юлианским календарем, а католики - григорианским) и способе крестного знамения (православные крестятся справа на лево, а католики слева направо).

Армянская Церковь подразумевает крестное знамение слева направо и в целом живёт по григорианскому календарю , но общины в армянских диаспорах, на территории церквей, использующих григорианский календарь, по благословению епископа могут жить и по юлианскому календарю. То есть календарю не придается «догматического» статуса. Армянская патриархия Иерусалима, согласно статус-кво, принятому между христианскими церквями, имеющими права на Гроб Господень, живёт по юлианскому календарю, как и греческая патриархия.

Вокруг монастыря

Сам монастырь находится в очень живописном месте: он затерян в лиственном лесу, в предгорье. Вокруг нет жилых построек и дорог, место очень уединенное. Сюда не долетают посторонние звуки, слышится только пение птиц и духовная музыка из храма. На территории монастыря бъют несколько источников, в которых можно набрать воды: вода очень вкусная и абсолютно чистая. В отдалении, в сени старых кленов, монахи и их помощники соорудили несколько лавок и простой стол. Здесь можно выпить вкусный кофе из турки, что варится в песке, и съесть кусочек простой монастырской сдобы. Когда мы с моими спутниками сидели за этим столом после долгого дня, нас охватило необычное умиротворение: никуда не хотелось отсюда уезжать.

Источник на территории монастыря:


Мои впечатления

Есть места, которые православные называют «намоленными», мистики «местами силы». «Сурб хач» - одно из таких мест. В храме монастыря почему-то захлестывают чувства, всех -разные. Некоторые из моих спутников плакали без остановки. Я не могу этого объяснить рациональными причинами. Признаюсь честно, что и сама я испытала это воздействие, хотя по натуре являюсь человеком скорее рассудочным и всему ищу логическое объяснение. Сейчас, когда я пишу об этом замечательным месте, я снова вспоминаю его с теплотой и ощущаю духовный трепет.

Еще фото на территории монастыря, очень узкий вход:

Полуциркульные своды в кельях 1-го этажа:


Камин в одной из келий:

Внутренний двор:

Трапезная с печью:

Вид с горы Монастырская на окрестности:

_____________________________________

Исторические факты и информация о правилах поведения на территории монастыря

ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ

Монастырский комплекс Сурб-Хач (Святого Креста, постройки 14-19 века) расположен в трех с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый - Солхат) в лесистой долине северо-западного склона горы Святого Креста (Грыця, Святая, Монастырская) на высоте 500 метров над уровнем моря.

Монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) - древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 году от Рождества Христова иноком Ованнесом Себастаци и его братьями.

Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в укромную долину частицы святого Креста - святыни, привезённой с родины, из Армении.

Со времён Средневековья и Нового времени сохранились храм обители (1358 г.), притвор с башней (конец 14 века), братский корпус (1694 год), трапезная (18 век), а на территории усадьбы монастыря - гостиница для паломников (вторая половина 19 века), три фонтана (18-19 века), лестница (19 века).

Усадьба монастыря Сурб-Хач открыта для посещения. При осмотре обители просьба соблюдать приведённые здесь правила.

Правила поведения на территории усадьбы монастыря

1. Паркуйте машины на специально отведённых для этих целей участках. Проезд в охранную зону памятника закрыт для всех видов транспорта, кроме служебного.

2. Установка палаточных лагерей и устройство пикников допустимо с разрешения администрации и в строго определённых для этих целей местах. Непозволительно посетителям громко включать светскую музыку.

3. На всей территории усадьбы без соответствующего разрешения запрещены: рубка деревьев и кустарника, выпас домашнего скота, покос, сбор фруктов в монастырском саду, ягод и лекарственных растений. Выгул собак разрешён только на поводке.

4. Посещение строительных площадок без разрешения запрещено.

Правила поведения в монастырском комплексе

1.Вход на территорию комплекса без разрешения и сопровождающих служащих монастыря запрещен.

2.Всем входящим в монастырь надлежит иметь одеяние, приличествующее церкви.

3.В связи с проведением в монастыре реставрационных работ и аварийным состоянием отдельных строительных конструкций запрещено:

Посещение лестничных маршей, ведущих на второй этаж, башни, подвала; келий нижнего этажа братского корпуса; строительных площадок;
- хождение по парапетам опорных стен, каменным кладкам;
- недопустима самовольная перестановка объектов лапидария.

4.Без благословения отца-настоятеля не разрешается фото- и видеосъёмка в храме и притворе; посещение Святого алтаря и амвона.

5.Запрещено: курить в стенах обители; посещать монастырь в нетрезвом виде, с животными и с оружием.

Это - резные каменные кресты из туфа, ХАЧКАРЫ, каждый имеет свое посвящение:


План-схема строений монастыря:

Купол храма Святого Знамения:


Гостиница для паломников:


Последние материалы сайта