Алексий человек божий икона. О чем молятся пред православной иконой алексея. Свт. Матрона Московская

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

НИЛ СОРСКИЙ (в ми-ру Ни-ко-лай Май-ков) - русский пра-во-слав-ный по-движ-ник, ду-хов-ный пи-са-тель, бо-го-слов, свя-той.

Све-де-ния о жиз-ни Нила Сорского край-не скуд-ны, основным ис-точ-ни-ком яв-ля-ет-ся «По-весть о Ни-ло-Сор-ском ски-те», со-хра-нив-шая-ся в ру-ко-пи-си XVII века. Про-ис-хо-дил из се-мьи московских дья-ков [его брат Ан-д-рей Фё-до-ро-вич Май-ко (умер 1502/1503 годы) был дья-ком великих кня-зей мо-с-ков-ских Ва-си-лия II Ва-силь-е-ви-ча Тём-но-го и Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча ]. По-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние.

Мо-на-ше-ский по-стриг при-нял в мо-ло-до-сти в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Пос-ле 1475 года Нил Сорский от-пра-вил-ся па-лом-ни-ком в Кон-стан-ти-но-поль и на Афон; воз-мож-но, по-се-щал так-же Па-ле-сти-ну; в афон-ских мо-на-сты-рях изу-чал прак-ти-ку «ум-но-го де-ла-ния» (см. Иси-хазм). К 1489 году вер-нул-ся на Русь, в 15 вер-стах от Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мон., на р. Со-ра, ос-но-вал скит в со-от-вет-ст-вии с прин-ци-па-ми древ-не-го скит-ско-го жи-тель-ст-ва. Сор-ский скит был ос-вя-щён в честь празд-ни-ка Сре-те-ния Гос-под-ня. Ке-льи, в ко-то-рых мо-на-хи жи-ли стро-го по од-но-му, стоя-ли на не-боль-шом уда-ле-нии друг от дру-га. На служ-бу ино-ки со-би-ра-лись два-ж-ды в не-де-лю: с суб-бо-ты на вос-кре-се-нье и со сре-ды на чет-верг (ес-ли на не-де-ле слу-чал-ся дву-на-де-ся-тый празд-ник, то все-нощ-ная со сре-ды на чет-верг от-ме-ня-лась). Основное вре-мя по-свя-ща-лось мо-лит-ве, ру-ко-де-лию, чте-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния и тво-ре-ний от-цов Церк-ви; об-щих по-слу-ша-ний в ски-ту не бы-ло, т. к. ус-тав за-пре-щал мо-на-хам дол-гое пре-бы-ва-ние вне ке-льи.

В 1490 году Нил Сорский уча-ст-во-вал в цер-ков-ном со-бо-ре, осу-див-шем ересь «жи-дов-ст-вую-щих». В це-лях борь-бы с ере-сью Нил Сорский в со-труд-ни-че-ст-ве с Ни-лом По-ле-вым соз-дал па-рад-ный спи-сок Крат-кой ре-дак-ции «Кни-ги на ере-ти-ков» («Про-све-ти-те-ля») прп. Ио-си-фа Во-лоц-ко-го. Нил Сорский пе-ре-пи-сал и от-ре-дак-ти-ро-вал 3-том-ный «Со-бор-ник» жи-тий; све-ряя раз-ные спи-ски, он ис-прав-лял ошиб-ки, вос-ста-нав-ли-вал ла-ку-ны в тек-стах. В 1503 уча-ст-во-вал в цер-ков-ном со-бо-ре, на ко-то-ром Иван III Ва-силье-вич по-ста-вил во-прос о се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ных и мо-на-стыр-ских зе-мель. Со-глас-но не-ко-то-рым ис-точ-ни-кам, Нил Сорский всту-пил в по-ле-ми-ку с Ио-си-фом Во-лоц-ким , ко-то-рый от-стаи-вал пра-во мо-на-сты-рей вла-деть вот-чи-на-ми. Уче-ние и ас-ке-тическая прак-ти-ка Нила Сорского ста-ли вер-ши-ной идео-ло-гии не-стя-жа-те-лей.

Основные со-чи-не-ния Нила Сорского - «Пре-да-ние уче-ни-ком» и гла-вы «От пи-са-ний свя-тых отец о мыс-лен-ном де-ла-нии...» (из-вест-но как «Ус-тав»). «Пре-да-ние...» пред-став-ля-ет со-бой мо-на-стыр-ский ти-пи-кон и со-дер-жит осн. пра-ви-ла жиз-ни в ски-ту. В гла-вах «О мыс-лен-ном де-ла-нии…» ана-ли-зи-ру-ет-ся при-ро-да вось-ми гре-хов-ных стра-стей че-ло-ве-ка и пред-ла-га-ют-ся спо-со-бы их пре-одо-ле-ния, ос-нов-ным из ко-то-рых яв-ля-ет-ся очи-ще-ние по-мы-слов, т. е. «ум-ное де-ла-ние». Вер-ши-ной та-кой прак-ти-ки, по уче-нию Нила Сорского, счи-та-ет-ся «ум-ная мо-лит-ва», бо-го-об-ще-ние. Ас-ке-тические взгля-ды Нила Сорского не яв-ля-ют-ся ори-ги-наль-ны-ми, од-на-ко но-виз-на его со-чи-не-ния со-сто-ит в том, что в нём осу-ще-ст-в-лён син-тез свя-то-оте-че-ско-го уче-ния о вось-ми стра-стях с тво-ре-ния-ми св. Гри-го-рия Си-наи-та об «ум-ной мо-лит-ве». Нилу Сорскому при-над-ле-жат так-же 4 по-сла-ния о ду-хов-ной жиз-ни мо-на-ха (од-но из них ад-ре-со-ва-но Вас-сиа-ну Пат-ри-кее-ву). Вы-ше всех доб-ро-де-те-лей Нил Сорский ста-вил сми-ре-ние. В сво-ём «За-ве-ща-нии» он про-сил бра-тию ски-та бро-сить его те-ло в ров или по-хо-ро-нить без вся-кой чес-ти. Нил Сорский был по-гре-бён в ос-но-ван-ном им ски-ту ря-дом с церковью Сре-те-ния Гос-под-ня.

Ка-но-ни-зи-ро-ван в 1650-х годах; день па-мя-ти по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 7(20) мая.

Сочинения:

Пре-да-ние и Ус-тав. СПб., 1912;

Со-бор-ник Ни-ла Сор-ско-го / Сост. Т. П. Лен-нг-рен. М., 2000-2004. Ч. 1-3;

Пре-по-доб-ные Нил Сор-ский, Ин-но-кен-тий Ко-мель-ский. Соч. / Под-гот. Г. М. Про-хо-ров. СПб., 2005.

В XIV - XV вв. после двух столетий татаромонгольского ига стало формироваться централизованное Московского государство, но оставались сильны центробежные тенденции, связанные с интересами удельных князей и боярской олигархической верхушки.

В это же время после унии с Римской католической церковью под натиском турок пала Византийская империя в 1453 г. Московская Русь стала последним независимым государством, в котором сохранялись устои православия. Западные славяне, греки оказались под владычеством мусульман. Естественно, что Московская Русь стала рассматриваться как преемница Византии - православной империи. В это же время среди православных народов были апокалиптические ожидания в связи с окончанием 7-го тысячелетия после сотворения мира, что вызвало целую волну религиозных течений, в том числе еретического характера. Ересь, имевшая, очевидно иудейские корни, охватило широкие слои духовенства, дворянства и даже проникло в великокняжеские круги, вплоть до царя Иван III. Формирование самодержавное власти, усиление церковной власти и нарастающие угрозы со стороны удельных князей, боярства, еретических движений породили целый ряд течений и имен в традиционной политико-правовой мысли России этого исторического периода - нестяжателей, иосифлян, Филофея, Ивана IV (Грозного), Ивана Пересветова, Андрея Курбского и

Особую роль в формировании традиционной политикоправовой идеологии Московской Руси сыграли два течения русской мысли - стяжатели и нестяжатели. До сих пор в отечественной литературе распространена концепция, рассматривающая эти духовные школы в качестве непримиримых противников. Отчасти, данная точка зрения содержит зерно истины. Действительно, между стяжателями и нестяжателями существовали отдельные идеологические противоречия, что привело к преследованию целого ряда представителей нестяжательства - Вассиана Патрикеева и Максима Грека. Но, все-таки между основателями названных течений Нилом Сорским и Иосифом Волоцкий было больше общих точек соприкосновения, чем это принято считать. В верности православию, устоям праведной жизни между ними нет никаких расхождений. Одинаковы были нестяжатели и иосифляне непримиримыми борцами против ереси. Известен случай, когда Нил Сорский сделал подарок Иосифу Волоцкому - книгу Иосифа «Просветитель» в красочном переплете. Нил

Сорский и Иосиф Волоцкий - скорее единомышленники, стоявшие на идеях исихазма - аскетической жизни монахов, внутреннего духовного деланья. Справедливо митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал о

том, что спора между ними никогда не было. Они лишь выдвигали на первый план разные формы иноческого служения. Ту же мысль проводит В.А. Томсинов: «На самом деле борьбу против Иосифа вел Вассиан Косой, между собой боролись «иосифляне» и «нестяжатели», взгляды которых не во всем совпадали со взглядами Иосифа и Нила. Факты свидетельствуют, что при всех разногласиях по вопросам устройства монастырского общежития в главном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины, а именно: в оценке «ереси жидовствующших» как чрезвычайно опасного для

русского общества и православной церкви движения» .

Различие можно усмотреть лишь в оценке ими более оптимальных форм иноческого служения. Нил Сорский был сторонником скитского житья, а Иосиф Волоцкий стоял на позиции аскетической жизни духовенства в монастырях. Но, едины они были в убеждении о превосходстве жизни духа над внешним миром, благами окружающего мира. Свидетельства историков показывают, что Иосиф Волоцкий, хотя и был сторонником неприкосновенности монастырских земель имущества, сам вел весьма аскетический образ жизни и пытался в своем монастыре Волоколамском сохранить строгие монастырские порядки - сам одевался в ветхие одежды, трудился наравне с остальными, раньше других приходил на службу и всячески истязал свою плоть, носил вериги, чтобы оградить себя от искушений и греха. Наконец, по-разному, идеологи нестяжательства и иосифлянства относились к ответственности еретиков. Нил выступал за прощение раскаявшихся еретиков, а Иосиф Волоцкий был на стороне строгих и жестких мер наказания еретиков, вплоть до лишения их жизни.

Основоположником идеологии нестяжательства стал Нил Сорский (1433 - 1508). О вехах его жизни известно немного. До сих пор среди историков нет единства мнений о его происхождении. Сам он лишь упоминал о своем мирском имении - Майков, что позволило ряду исследователей вести его происхождение из высших слоев общества (известен боярин по фамилии Майков, возможно, брат Нила Сорского). Хотя, некоторые историки, полагают, что он может быть выходцем из черносошного крестьянства, поскольку он именует себя «поселянином» и выступает за прекращение эксплуатации человека человеком, особенно в монастырских владениях.

Нил Сорский принял монашеский постриг в Кирилло- Белозерском монастыре. Известно, что он вместе со своим другом Иннокентием побывал на Афоне, Константинополе, Святой Земле, изучал там тексты отцов церкви, традиции исихазма. По возвращении в Московское государство на севере за Волгой у реки Соры он основал скит - поселение для нескольких отшельников, живущих исключительно своим трудом и взаимно поддерживающих друг друга в служении Богу. Такой иноческий подвиг был весьма суровым, и хотя и привлекал к себе новых сторонников, к концу жизни Нила Сорского в ските было не более 12 человек. Скит Нила за Волгой и дал второе название этому идеологическому течению - заволжских старцев.

Свое мировоззрение Нил Сорский выразил в нескольких посланиях, завещании и Уставе скитской жизни. Центральной идеей Нила Сорского было учение об умном делании - внутренней духовной работе, которая в противоположность внешней суетной жизни, закладывает путь к принятию благодати. Нил Сорский резко осуждает внешний мир, заботы о материальном достатке, мелочность человеческих страстей и желаний. В одном из своих посланий он говорит: «Какую пользу принес мир держащимся за него? Хотя и славу, и честь, и богатство некоторые имели, не все ли это ни во что обратилось и, как тень, прошло мимо и, как дым, исчезло? И многие из них, вращаясь среди дел мира сего и любя движение его, во время юности и благоденствия своего смертью пожаты были: как цветы полевые, процветше, опали и против желания отведены были отсюда. А пребывая в мире сем, не уразумели они зловония его и заботились об украшении и покое телес, изобретая способы, пригодные для получения прибылей в мире сем, и проходили обучение тому, что венчает тело в сем преходящем веке. И если это все они получили, а о будущем и нескончаемом блаженстве не позаботились, то что надо думать

о таковых?» .

Для него главное - это работа духа над своими страстями. Человек может и отступать от жестких канонов церкви в посте, молитве, благочестии, но если он внутренне борется с собой, дисциплинирует свой дух, душевно преображается. Поэтому Нил Сорский первенство отдает нравственному самосовершенствованию в противоположность формальному внешнему благочестию. По его мнению, все внешнее, земное, включая государственные и правовые учреждения - это тлен. Необходимо совершенствовать не внешние условия жизни, а душу человека. Нил Сорский продолжил линию традиционной духовной мысли Руси о приоритете нравственных устоев личности над внешними общественными порядками, о чем ранее замечали Владимир Мономах, Феодосий Печорский. Духовная работа по совершенствованию личности должна состоять в борьбе с человеческими страстями, которых Нил Сорский насчитывает восемь: «Поскольку сказали отцы, что главных [страстных] помыслов, от каковых и прочие многие страстные помыслы рождаются, восемь: 1) чревообъядения, 2) блудный, 3) сребролюбия, 4) гнева, 5) печали, 6) уныния, 7) тщеславия, 8) гордости, - и первым из всех поставили они [помысел] чревообъядения, то и мы о нем прежде скажем, чтобы чина премудрых нам, неразумным, не переменить; но, последуя словам святых отцов, сделаем так».

Для удержания страстей Нил Сорский советует использовать молитвы, предаваться

Нил Сорский идею первенства душевной работы распространил на всю человеческую жизнь, не только монахов, но и мирян. Поэтому Нил Сорский резко осуждал обладание монастырями земель, сел, имущества, богатых украшений и утвари в церквях, полагая, что погоня за внешним материальным устройством противно духу христианской религии. Нил Сорский в наставлении писал: «Не возжелай также вести беседы с обычными друзьями, думающими о мирском и занятыми попечением о бессмысленном - о приращении монастырского богатства и стяжании имуществ, воображающими, что они делают это как благое дело, и от незнания божественных писаний или от своих пристрастий полагающими, что идут путем добродетели. И ты, человек Божий, с таковыми не общайся. Не подобает на таковых и словами наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставлять это Богу: Бог в силах их исправить» 175 .

По его мнению, человек, и в особенности, инок должен жить только теми средствами и доходами, который он

заработал своим физическим и духовным трудом. Любое богатство, нажитое на эксплуатации человека человеком, Нил Сорский отвергал как несправедливое и нарушающее божественные установления. Вследствие погони людей за богатством и материальными благами вся внешняя человеческая жизнь несет на себе отпечаток греха и несправедливости. Более того, Нил Сорский при такой организации жизни, когда труд - единственный источник для проживания человека, становится невозможной милостыня. Милостыня есть там, где есть социальная несправедливость, существуют богатые и бедные. Отвержение мирской жизни, всего внешнего, наносного, тленного выразилось и в его завещании, в котором он просил после смерти бросить его недостойное тело на съедение птицам и животным.

Идеал нестяжания, освобождения человека от материальных забот выразился в обличении Нилом Сорским пороков монастырской системы землевладения и эксплуатации крестьянства. На Церковном Соборе в 1503 г. Нил Сорский прямо заявил о необходимости изъять земли у монастырей. Нестяжательские идеи Нила Сорского были по нраву Ивану III, который поставил этот вопрос на обсуждение среди духовенства. Большинство исследователей видели в этом факте не поддержку Иваном III концепции нестяжательства, а его давние планы по секуляризации церковных земель как средства обогащения царской казны и противовес возрастающему влиянию церкви как крупного землевладельца. Но, иосифляне во главе с Иосифом Волоцким отстояли неприкосновенность монастырских земель как материальной основы для осуществления церковью своей миссии по отправлению культа, просвещению, заботы о нуждающихся.

Наибольший интерес в творчестве Нила Сорского вызывает его концепция взаимодействия государства и церкви. Нил Сорский был сторонником четкого размежевания духовной и светской властей, их невмешательства в дела друг друга. Наиболее ярко эта идея проявилась в вопросе наказания еретиков. Нил Сорский стоял на позиции прощения тех еретиков, которые раскаялись и отказались от своих убеждений в пользу православия. Тех же еретиков, которые остались верными своим убеждениям, Нил Сорский не призывал казнить и преследовать, если эти убеждения не были опасны для общества. Нил Сорский по сути дела первым поднял вопрос о свободе мысли и убеждений, и отсутствии преследования за убеждения. Сферу убеждений человека он считал неприкосновенной и недоступной для государственного вмешательства.

Необходимость прощения раскаявшихся еретиков была выражена в «Послании кирриловских старцев по поводу слова Иосифа Волоцкого о еретиках». Заволжские старцы ссылались на Священное писание как основу для милосердного отношения к еретикам, которые отступились от противных христианству убеждений: «Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное - что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти».

Причем, нестяжатели приводили примеры из Священного Писания о прощении Богом еретиком. К тому же они отметили, что в основном положения о наказании еретиком смертью находятся в Ветхом Завете - источнике иудаизма, просветленный благодатью учения Христа. Новый же Завет исходи из принципа всепрощения и милости, который нес с собой Иисус Христос, простивший мытаря, разбойника, блудницу. В Послании говорится: «И когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный Судья:

«Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от Бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом Завете, что ненавистно Богу».

Несмотря на то, что все-таки с подачи иосифлян верхушка еретиков была казнена или отправлена в заточение, все-таки идеи нестяжателей были восприняты официальной идеологией Московского государства. По сути, по вопросу о свободе убеждений и веры концепция нестяжателей стала официально действующей правовой доктриной в рамках церковного и уголовного права России. В отличие от католической инквизиции, в России случаи преследования за убеждения были единичными и касались наиболее опасных для православия и государства ситуаций, как в случае с ересью жидовстующих, охвативших верхушку духовенства, родню великого князя и самого Ивана III, что угрожало православию и государственности. Н.М. Золотухина справедливо заметила, что «тем, что в России преследования за веру никогда не принимали такого характера, как в католических странах, она немало обязана Нилу, его сторонникам и последователям, которые со рвением доказывали невозможность применения смертной казни за вероотступничество. Смертную казнь за религиозные убеждения «нестяжатели» рассматривали как отступление от основных постулатов православного вероучения. И хотя в споре о формах воздействия на еретиков они проиграли (Собор 1504 г. приговорил еретиков к смерти), влияние нестяжателей на формирование общественного мнения несомненно. Казни еретиков носили единичный

характер и распространения не получили»

Область человеческого духа, веры, убеждений в российской правовой традиции рассматривается как сфера духовной жизни, доступной лишь церкви с ее

ненасильственной формой воздействия на человека. Для государства духовная свобода человека не может быть предметом вмешательства и преследования. В ней государство бессильно что-либо изменить или исправить. Говоря юридическим языком, нестяжатели были активными борцами за недопустимость юридической ответственности за голый умысел, его обнаружение - по принципу «мысли не наказуемы».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как убрать ПЛОХИЕ МЫСЛИ? Нил Сорский

    ✪ Великие русские старцы - Преподобный Нил Сорский. Житие (1433 - 1508)

    ✪ Как демоны внушают Помыслы? Нил Синайский. Бесовские мысли

    ✪ Борьба со страстями. Великие русские старцы - Из духовных поучений преподобного аввы Нила Сорского

    ✪ спор иосифлян и нестяжателей

    Субтитры

Жизнеописание

Социальное происхождение преподобного Нила точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином» (в письме Гурию Тушину), но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты характерны для такого рода литературы. Сам же преподобный Нил по этому поводу говорил: «Аще кто от родителей явленных мира, или сродники име от преимущихъ въ славе мира, или самъ в сану коемъ или в чести в миру бе. И сиа безумие суть. Сия бо сокрывати подобает». С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного , одного из близких Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» - Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Фёдорович Майко личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Ивана III . Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых . Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.

Пострижен Нил Сорский был в Кирилло-Белозерском монастыре при игумене Кассиане, постриженнике Спасо-Каменного монастыря . Временем его пострига можно считать середину 50-х годов.

По всей видимости, в монастыре Нил занимал заметное положение. Ряд монастырских документов от 1460 года до 1475 года имя Нила называет среди монастырских старцев, решавших хозяйственные вопросы. Возможно, другим монастырским послушанием будущего святого было списывание книг. Во всяком случае, его почерк угадывается в ряде рукописей из библиотеки Кириллова монастыря.

Примерно между 1475-1485 годами преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину , Константинополь и на Афон . Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне , где основательно познакомился со скитским устройством.

После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь). В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось знание Писания и решимость следовать им. «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». Поэтому в скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях.

Литературная деятельность

Подвизаясь в безмолвии с малой братией, преподобный, однако, не оставил книжных занятий, которым придавал большое значение. Судя по количеству цитат, наибольшее влияние на Нила оказали Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов , Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Василий Великий .

Главным его трудом следует назвать состоящий из 11 глав «Устав скитской жизни» . «Устав» предваряет краткое предисловие:

«Смысл этих писаний охватывает следующее: как подобает делание совершать иноку, хотящему истинно спастись в эти времена, что и мысленно и чувственно по божественным Писаниям и по житию святых отцов, насколько возможно, подобает поступать».

Таким образом, «Устав» преподобного Нила - это не регламент скитской жизни, а аскетическое наставление в духовной борьбе. Большое внимание преподобный уделяет «умной», или «сердечной», молитве, цитируя при этом Григория Синаита и Симеона Нового Богослова. Нет сомнений, что Нил Сорский принадлежит мистическо-созерцательному направлению в православном монашестве, возрождение которого связано с именем преподобного Григория Синаита . О связи преподобного Нила с исихазмом , как расширенно именуют монашеское харизматическое движение XIV-XV веков, писала М. С. Боровкова-Майкова. Из современных авторов этому аспекту уделили внимание Г. М. Прохоров , Е. В. Романенко.

Об отношении к Священному Писанию и церковному преданию

Мысль о разумном исполнении Священного Писания является одной из основных тем посланий преподобного Нила. Особенно часто он об этом говорит в послании Герману Подольному. В частности он пишет: «Повиноваться Богу по божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые: и когда в монастыре с братьями, будто бы в повиновении, в самоволии бессмысленно пасутся, и отшельничество так же осуществляют неразумно, плотской волей ведомые и разумом неразмышляющим, не понимая ни того, что делают, ни того, в чём утверждаются». В «самоволии» - то есть не по Божьей воле, не по Его Писаниям, а в мнимом послушании по человеческим представлениям и без разумения.

Требуя разумного прохождения монашеского подвига, преподобный Нил настаивает на разборчивости в чтении писаний. «Писаний ведь много, но не все они божественные»,- пишет он Гурию Тушину. Однако понимать эти слова, как критическое отношение к святоотеческому преданию было бы неверным. В «Предании» преподобного Нила приводится его исповедание веры, в котором, между прочим, говорится: «Прибегаю всею душою к святой соборной апостольской Церкви, и все учения, которые она приняла от Господа и от святых апостолов, и святых отцов Вселенских Соборов и поместных, и прочих святых отцов святой Церкви и, приняв, нам передала о православной вере и о практических заветах…». Вряд ли это дежурные фразы, которые святой зачем-то пересказывает ученикам. Да и сама его деятельность (о чём мы говорили выше) указывает на почтительное отношение Нила к церковному преданию. В данном случае речь может идти о сомнении относительно каких-либо неканонических книг «по преданиям человеческим», или же просто о неисправных списках. (Сравнить: по мнению болгарского реформатора церковно-славянского языка XIV века Константина Костенченского при расхождении слова и сущности возможны ереси и искажения. )

Отношение Нила Сорского к ереси жидовствующих

В вопросе отношения Нила Сорского к ереси жидовствующих среди историков нет единодушия. Предположения о близости идей Нила Сорского с идеями «жидовствующих» ранее высказывались рядом исследователей, среди которых Ф. фон Лилиенфельд, Д. Фенел, А. А. Зимин , А. И. Клибанов . В той или иной мере сближают его взгляды с еретиками А. С. Архангельский, Г. М. Прохоров. Сомнения вызывает его критика по отношению к писаниям, подозрение в отвержении церковного предания, его нестяжательские убеждения, терпимость к кающимся еретикам. На его безусловной православности настаивает Я. С. Лурье . Не сомневаются в его православии и известный историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) , протоиерей Георгий Флоровский .

Исповедание преподобного Нила не позволяет сомневаться в православии сорского старца. Обращает на себя внимание то, что в тексте исповедания отражены положения, неприемлемые для жидовствующих. Нил Сорский утверждает исповедание «единого Бога в Троице славимого», Боговоплощение, веру в Богородицу, почитание «святых отцов святой Церкви» отцов Вселенских и поместных соборов. Заканчивает своё исповедание преподобный Нил словами: «Лжеименных же учителей еретические учения и предания все проклинаю - я и пребывающие со мной. И еретики все чужды нам да будут». Вполне уместно предположить, что это исповедание, включённое в «Предание ученикам» как раз и имеет своей целью предупредить их от еретических шатаний.

Больший интерес представляет не отношение Нила к еретическим идеям, тут сомневаться особенно не в чём, а его отношение к самим еретикам и ереси, как явлению (А. С. Архангельский, например, говорит о веротерпимости Нила).

Известно, что вместе со своим старцем Паисием Ярославовым он принимал участие в соборе против новгородских еретиков в 1490 году . В IV-й Новгородской летописи имена авторитетных старцев упоминаются наравне с епископами. Существует устойчивое предположение, что относительно мягкий соборный приговор был принят под влиянием кирилловских старцев. Однако никаких сведений относительно того, насколько их мнение повлияло на решения собора, мы не имеем. Ранее, в 1489 году один из главных борцов с ересью архиепископ Новгородский Геннадий в письме к архиепископу Ростовскому Иосафу просил возможности посоветоваться со старцами Нилом и Паисием по вопросам ереси. Однако эти скудные сведения не могут прояснить картину: из них ровным счётом ничего не следует.

Косвенным указанием на позицию преподобного может служить известное отношение заволжских монахов к покаявшимся еретикам, выраженное одним из учеников преподобного Вассианом Патрикеевым. Уже после смерти Нила он в ряде «слов» выступил против карательных мер преподобного Иосифа, призывая его не бояться богословских диспутов с еретиками. Покаявшиеся еретики, по мнению Вассиана, должны быть прощены. Не казни и жестокие наказания, а покаяние должны исцелить ересь. При этом Вассиан ссылается на святых отцов, в частности, Иоанна Златоуста .

Е. В. Романенко обратила внимание на подборку житий в сборнике Нила Сорского. Эта подборка свидетельствует об интересе преподобного к истории Церкви, конкретно, к истории ересей. В «Житии Евфимия Великого» повествуется, как святой противостоял «жидомудренному» Несторию. Здесь же обличаются ереси манихеев, оригеновская, арианская, савеллианская, монофизитская. Даётся представление об этих учениях. Примеры из жизни Евфимия Великого и Феодосия Великого показывают твёрдость в исповедании веры святых, свидетельствуют о поведении святых во время смут . Романенко считает, что такой подбор житийной литературы связан с борьбой против жидовствующих, которые, как известно, отрицали Боговоплощение и Божественную природу Христа . Обращает внимание и на жития святых - борцов с иконоборчеством: Феодора Студита , Иоанна Дамаскина , Иоанникия Великого .

Как видим, Нил Сорский отнюдь не был сторонником уничтожения монастырского общежития и полного лишения монашеской братии общих имуществ. Но в монашеской жизни он призывал придерживаться «потребительского минимализма», довольствуясь лишь необходимым для пропитания и устройства элементарного быта.

Говоря об украшении церквей как о чём-то излишнем, преподобный цитирует Иоанна Златоуста: «Никто никогда не был осуждён за неукрашение церкви».

Г. М. Прохоров обратил внимание на пометы, сделанные рукой преподобного Нила на полях переписанных им житий. Они относятся к текстам, в которых говорится о скупости, жестокости, нестраннолюбии, сребролюбии. «Зрите, немилостивые», - написано рукой преподобного, - «Сие зело страшно». Преподобного волнуют прежде всего вопросы, связанные с недостойным поведением иноков. Примеры же нестяжания и избежания мирской славы он выделяет как достойные подражания. Пометы «зри» относятся и к примерам нестяжания, избежания мирской славы (Житие Иллариона Великого, удалившегося в Египет к язычникам) . Акцент нестяжательности Нила переносится в область личной морали, становится предметом и средством монашеского деланья.

Предупреждая Гурия Тушина от бесед «о прибыли монастырского богатства и стяжании имуществ пекущимися», он предостерегает и от полемики с ними: «Не подобает же на таковых и словом наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставить это Богу». Основной задачей монаха является молитва и внутреннее делание. Но если кто из братьев обратится с соответствующим вопросом, то надо отдать ему и душу. «С людьми иного рода беседы, пусть и малые, иссушают цветы добродетелей».

Кончина преподобного Нила и вопрос о его почитании

Преставился Нил Сорский в 1508 году . Перед кончиной он написал «Завещание», в котором просил своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сътворите, и вы, ископавшее ровъ на месте, идеже живем, съ всякимъ бесчестiем погребите мя». Однако это завещание ученики его выполнили формально: преподобный был погребён на территории скита у стены церкви Сретенья Господня. Несмотря на ранее почитание «начальника скитского жития», какого-либо акта, говорящего о его канонизации - нет. Очевидно, долгое время он был канонизирован только для местного почитания (для этого достаточно устного благословения местного владыки), но когда это произошло, сказать трудно. На факт канонизации указывают косвенные следы: наличие ему службы,

Последователь Иоанна Лествичника

Н ил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 года, принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре .

В это время Кирилов монастырь уже пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, хорошо обстраивался и быстро богател, что не способствовало, по мнению молодого Нила, образу жизни по закону Божию. Это подвигло его уйти из монастыря.

«Исшествие мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? - пишет Нил в одном из своих посланий, - Ей, ради нее, потому что я не видел в нем сохранения образа жизни, по закону Божию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу; много же обреталось и таких, которые, действуя столь превратно, мечтали еще будто проходят добродетельное житие» .

Он решил совершить паломничество в Палестину.

Остается не известным, как и каким образом, Нил Сорский встретился и общался с последователями Иоанна Лествичника, но по всей его последующей жизни и деятельности его можно с уверенностью отнести к проповедникам синаитской школы.

Учитывая, что во время своего странничества на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне, можно предположить, что именно здесь он и познакомился с трудами синаитов. Особенно необходимо отметить знакомство Нила с трудами Иоанна Лествичеика, с его «Лествицей» , ссылки на которую присутствуют постоянно в его произведениях.

Известно, что уже в Х-XI вв. «Лествица» переведена была с греческого на славянский язык в Болгарии. В XIV в. сделан был в Сербии другой перевод, при участии Георгия Бранковича и под руководством митрополита Савватия. Оба эти перевода известны были в древней Руси.

Если не учитывать того, что Лествица есть схоластическое изложение виденного в откровении Иоанном Лествичником, то трактат может восприниматься как процесс борьбы с собственными страстями и пороками, процесс духовного очищения на пути восхождения по Пути Божьему. Причем главную помощь инок находит в постоянной мысли о смерти. Естественно, при этом Лестивица не дает строгого и точного психологического анализа постепенного внутреннего самоулучшения человека и воспринимается как отдельные описания различных фазисов душевного состояния, не всегда ясна разграниченных. Можно предположить, что отсюда и сложилось за последователями Иоанна Лествичника, так называемая «мистическая» ветвь в богословии, которая, благодаря Нилу Сорскому появилась и в богословии Русской православной церкви.

Нил глубоко проникся идеей прямой беседы человека с Богом. Вот несколько фрагментов из главного сочинения Нила Сорского «От писаний Святых отец о мысленном делании, сердечном и умном хранении, чесо (чего) ради нуждно сие, и, како подобает тщатися о сем»: «...егда (когда) бывает неизреченная оная радость, и молитву от уст отсекает, престанут бо тогда уста и язык, и сердце, иже (которое) помыслам (желаниям) хранитель, и ум, чувствам кормчий, и мысль, скоролетящая птица и бесстыдная... И не молитвою молится ум, но превыше молитвы бывает... действом духовным двигнется душа к Божественным, и подобна Божеству уставлена будет непостижным соединением, и просветится лучею (лучом) высокого света в своих движениях... Зрю свет, его же мир не имать, посреде келлии на одре седя; внутрь себя зрю Творца миру, и беседую, и люблю... и соединився Ему, небеса превосхожду... любит же мя и Он, и в Себе Самом приемлет мя... на небеси живый, и в сердце моем есть, зде и тамо... и се Владыка ангелам равно показует мя и лучша тех творит: ниже бо теми невидим есть по существу, естеством бо неприступен; мне же зрим есть всяко, и естеству моему смесився существом» (то есть слился в этом горнем «диалоге» со мной воедино). Как мы замечаем, в истинной «беседе» с Богом человек, по убеждению Нила Сорского, способен, с точки зрения полноты «соединения» с Ним, «превзойти» (разумеется, по творящей воле Бога) даже самих ангелов...» .

Именно в этом ключе Нил Сорский воспринимает описанное им явление «умной молитвы» (которая, как он говорит, «превыше молитвы») и в заключительном разделе («Устава») своего сочинения настаивает, что «умная молитва - превыше всего в деятельности иноческой, равно как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его в себя с понуждением...». При этом указывая как наиболее благонадежный «средний» путь к «беседе» с Богом, ссылаясь на Иоанна Лествичника.

«Средний: безмолвное сопребывание с одним, иди с двумя много благонадежнее. Ибо, говорит, горе - единому, когда впадет в уныние, или сон, или в разленение, или в отчаяние; нет, кто бы его воздвиг и ободрил в тот час. В доказательство сего он приводит глагол самаго Господа: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их . И изречение Премудраго: блази два-паче единаго , т. е. благо отцу с сыном, при содействии Божественнаго Духа, совместно проходить путь иноческаго подвига...» .

В этом плане понятна близость произведений Нила Сорского Достоевскому, которые произвели на него очень сильное впечатление.

Данное обстоятельство повлияло и на дальнейшую судьбу Нила Сорского, ставшего в богословском споре по вопросу об умной молитве и Фаворском свете, как и все синаиты на позицию исихазма .

В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете любопытный богослово-философский спор между Варлаамом Калабрийским , Никифором Григорой , Акиндином , патриархом Иоанном Калекой и др. с одной стороны и прп. Григорием Синаитом , прп. Григорием Паламой , митрополитом Солунским (1297-1360 гг.), монахом Давидом , Феофаном Никийским, Николаем Кавасилой и патриархами Калмитом и Филофеем - с другой. Последние принадлежали к защитникам так называемого «умного» делания - особого вида молитвенного созерцания или так называемого исихазма. Противная партия считала такое созерцание делом не христианским, называла исихастов омфалопсихами (т.е. пупоумами) и признавала свет на Фаворе светом созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Она рассуждала по силлогизму: все видимое - создано, свет на Фаворе был видим, следовательно он был создан. Исихасты или «Паламиты» видели в Фаворском свете таинственное проявление Божественной славы, «Света присносущного». Борьба, в связи с переменами на императорском троне и попытками соединения церквей, продолжалась долго и упорно (соборы 1341 (два), 1347, 1351 и 1352 г.) и окончилась победой партии Гр. Паламы уже по его смерти. Учение его было признано истинно православным на соборе 1368 г., и сам он причислен к лику святых. Большая часть документов и сочинений той и другой стороны еще не изданы: из 60 сюда относящихся сочинений пр. Григория Паламы напечатано лишь одно - Θεοφάνης. Взгляды на борьбу варлаамитов и паламитов различны: И. Е. Троицкий, П. В. Безобразов, А. С. Лебедев считают ее борьбой белого духовенства с черным, борьбой, проявившейся еще в XIII веке, в деле так назыв. арсенитов; О. И. Успенский видит в ней борьбу аристотеликов с неоплатониками и сближает исихастов с богомилами; К. Радченко находит здесь борьбу западной рационалистической схоластики с восточной мистикой. Кое-что в учении исихастов сходно с учением западных мистиков Эригены и Эккарта. Учение их вошло в известный монашеский сборник «Добротолюбие».

Учитывая данное обстоятельство и причины ухода Нила из Кирилло-Белозерского монастыря, можно предположить, что из своего паломничества он возвратился (между 1473 и 1489 годами) в другой Кирилов монастырь, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Настоятель этого монастыря Преподобный Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками «заволжскими старцами» .

Но даже здесь Нил, как последователь синаитов, не мог довольствоваться тем господством внешности, которое он встречал в русском монашестве и вообще в русском благочестии. Он удалился за пятнадцать верст от монастыря, к реке Соре, где основывает скит, соорудил себе часовню и келью, а потом, когда к нему сошлось несколько братии, «которые были его нрава», построил церковь. Таким образом, основалось монашеское товарищество, но совсем на других началах, чем все русские монастыри.

Он отдается замкнутой, уединенной жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями. Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях «божественного писания», как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них «много неисправленна», старается исправить, «елико возможно его худому разуму». Если иное место ему кажется «неправым», а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «От зде в списках не право», или: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», - и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине...». Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на «писания» от обычных, господствовавших в его время, не могли пройти для него даром.

Становится понятным совпадение взглядов Нила Сорского и «заволжских старцев», поскольку Нил как бы теоретически с богословской стороны обосновал их позиции, став первым из российских священнослужителей, принесшим в Россию взгляды синаитов, и основателем скитского жития.

Можно предположить, что именно благодаря примеру своего иноческого служения и наставничеству Паисия Ярославова , Нил Сорский был признан главой Заволжских старцев. Поскольку данные взгляды не приветствуются официальной православной церковью, то становится понятным и то, почему церковь до сих пор не канонизирует преподобного Нила Сорского.

Около него, кроме самого Паисия, группировались Вассиан Патрикев , старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), Кассиан, еп. Рязанский, Троицкий игумен Порфирий и др. старцы заволжских монастырей. Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путем критического, сознательного изучения Священного Писания.

Неслучайно, поэтому и главным сочинением Нила является монастырский устав, в 11 главах, в котором особенно ярко прослеживается влияния «Лествицы» Иоанна Лествичника. Общее направление мыслей Н. Сорского - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «успокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости.

Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: еще ни один человек не осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити». Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против «самочинников» и «самопретыкателей», он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету - «божественных писаний». «Испытание» божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. Недостойная жизнь инока, да и вообще человека, исключительно зависит, по мнению Нила, «от еже не ведети нам святая писания...». С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: «писания многа, но не вся божественна». Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех «заволжских старцев» - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще «книга» являлась чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писания в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям, явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие «градстии законы», т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и другие дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую - все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково авторитетным. Иосиф Волоколамский , один из ученейших людей своего времени, прямо, например, доказывал, что упомянутые «градстии законы» «подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям», а сборник Никона Черногорца смело называл «боговдохновенными писаниями». Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам, что они «похулиша в русской земле чудотворцев», а также тех, «иже в древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, чудесем их вероваша, и от писания изметаша чудеса их».

Стремясь к евангельскому идеалу, Н. Сорский - как и все направление, во главе которого он стоял, - не скрывает своего осуждения тем нестроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал энергический протест Нила против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от мира и всего, «яже в нем» - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны «не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати»... Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями, и предосудительное иноку предосудительно и для монастыря. К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников.

Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединенной жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. В первом случае, его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о новгородских еретиках и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием новгородским и Иосифом Волоцким во главе.

В 1489 году новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский . Между тем, оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 года, разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора. Первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся (всех еретиков) сожещи достоит» - а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию.

Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 года в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-6елозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества.

«По его воззрению, вообще только то достояние и признавалось законным и богоугодным, которое приобреталось собственным трудом. Иноки, обрекая себя на благочестивое житье, должны были служить примером праведности для всего мира; напротив, владея имениями, они не только не отрекаются от мира, но делаются участниками всех неправд, соединенных с тогдашним вотчинным управлением. Так поставлен был вопрос о нестяжательности. Ивану III было по душе такое предложение, хотя из своекорыстных побуждений Иван Васильевич распространял вопрос о владении недвижимым имением не только на монастырские, но и архиерейские имущества. Собор, состоящий из архиереев и монахов, естественно, вооружился против этого предложения всеми силами и поставил целый ряд доказательств законности и пользы монастырской власти над имениями, доказательств, составленных главным образом Иосифом Волоцким . В его сочинении указывалось на то, что монастыри на собственные средства содержат нищих, странников, совершают поминовение тем, которые давали вклады, и потому для них нужны свечи, хлеб и ладан; автор приводил примеры из Ветхого Завета, из византийских законов, из соборных определений; вспоминал о том, что русские князья, начиная с самых первых, давали в монастыри вклады, записывали села и, наконец, приводил самые убедительные доказательства, что если монастырями не будет сел, то нельзя постригаться в них знатным и благородным людям, а в таком случае неоткуда будет взять на Руси митрополитов и прочих архиереев. Собор взял верх. Иван ничего не мог сделать против его решения. С этих пор Иосиф сделался отъявленным и непримиримым врагом Нила.

К вопросу о монастырских имуществах присоединился вопрос об еретиках. Нил, сообразно своему благодушию, возмущался жестокими мерами, которые проповедовал Иосиф против еретиков, в особенности же тем, что последний требовал казни и таким еретикам, которые приносили покаяние. Тогда, конечно, с ведома Нила, а может быть, и самим написано было от лица белозерских старцев остроумное послание, обличавшее Иосифа.

Иосиф разразился обличительным посланием против Нила, укорял и его последователей в мнениях, противных православию, в том, что сострадая еретикам, называет их мучениками, не почитает и хулит древних чудотворцев русских, не верует их чудесам, научает монахов чуждаться общежительства, не велит заботиться о благолепии церквей и украшать иконы златом и серебром. Таким образом, Иосиф хотел дать преступный смысл, назвав их ересью, тому предпочтению, которое оказывал Нил внутреннему благочестию перед внешним...

Тем более, что Нил подавал повод к толкованию в худую сторону его поступков и тем, что относился критически к разным житиям святых и выбрасывал из них то, что считал позднейшею прибавкою» .

Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик князь Патрикеев, инок Вассиан, бывший боярин Василий Иванович, постриженный насильно Иваном Васильевичем, прозванный Косым, внук сестры великого князя Василия Димитриевича.

Сам Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 году. Перед кончиной Нил написал «Завещание», прося своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят ё зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения». Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.

Не смотря на то, что Нил Сорский не канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Н. Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя «великого старца».

Последние материалы сайта