Световая и темновая адаптация. Светоощущение как основная функция зрения, световая и темновая адаптация, их нарушение. Темновая адаптация. Адаптометр

08.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

При переходе от яркого света в полную темноту (так называемая темновая адаптация) и при переходе от темноты к свету (световая адаптация). Если глаз, находившийся ранее на ярком свету, поместить в темноту, то его чувствительность возрастает вначале быстро, а затем более медленно.

Процесс темновой адаптации занимает несколько часов, и уже к концу первого часа чувствительность глаза увеличивается в раз, так что зрительный анализатор оказывается способным различить изменения яркости очень слабого источника света, вызванные статистическими флуктуациями количества излучаемых фотонов.

Световая адаптация происходит значительно быстрее и занимает при средних яркостях 1-3 минуты. Столь большие изменения чувствительности наблюдаются только в глазах человека и тех животных, сетчатка которых, как и у человека, содержит палочки . Темновая адаптация свойственна и колбочкам : она заканчивается быстрее и чувствительность колбочек возрастает лишь в 10-100 раз.

Темновая и световая адаптация глаз животных изучены путём исследования электрических потенциалов , возникающих в сетчатке (электроретинограмма) и в зрительном нерве при действии света. Полученные результаты в основном согласуются с данными, полученными для человека методом адаптометрии, основанном на исследовании появления субъективного ощущения света во времени после резкого перехода от яркого света к полной темноте.

См. также

Ссылки

  • Лаврус В. С. Глава 1. Свет. Свет, зрение и цвет // Свет и тепло. - Международная общественная организация «Наука и техника», Октябрь 1997. - С. 8.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Адаптация глаза" в других словарях:

    - (от позднелат. adaptatio прилаживание, приспособление), приспособление чувствительности глаза к изменяющимся условиям освещения. При переходе от яркого света к темноте чувствительность глаза возрастает, т. н. темновая А., при переходе от темноты… … Физическая энциклопедия

    Приспособление глаза к изменяющимся условиям освещения. При переходе от яркого света к темноте чувствительность глаза возрастает, при переходе от темноты к свету уменьшается. Меняется и спектр. чувствительность глаза: восприятие наблюдаемых… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - [лат. adaptatio прилаживание, приноровление] 1) приспособление организма к условиям среды; 2) переработка текста с целью его упрощения (напр., художественного прозаического произведения на иностранном языке для тех, кто недостаточно хорошо… … Словарь иностранных слов русского языка

    Не следует путать с Адоптация. Адаптация (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптивная система Адаптация (биология) Адаптация (теория управления) Адаптация в обработке… … Википедия

    Адаптация - внесение в ИР ЕГКО г. Москвы изменений, осуществляемых исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя, без согласования указанных изменений с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    адаптация сенсорная - (от лат. sensus чувство, ощущение) приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. последовательный о … Большая психологическая энциклопедия

    АДАПТАЦИЯ К ТЕМНОТЕ, медленное изменение чувствительности человеческого ГЛАЗА в момент, когда человек из ярко освещенного пространства попадает в неосвещенное. Изменение происходит из за того, что в СЕТЧАТКЕ глаза при уменьшении общей… …

    АДАПТАЦИЯ - (от лат. adaptare приспособлять), приспособление живых существ к окружающим условиям. А. процесс пассивный и сводится к реакции организма на изменения физ. или физ. хим. условий среды. Примеры А. У пресноводных про стейших осмотич. концентрация… … Большая медицинская энциклопедия

    - (Adaptation) способность сетчатой оболочки глаза приспособляться к данной силе освещения (яркости). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Адаптация приспосабливаемость организма … Морской словарь

    АДАПТАЦИЯ К СВЕТУ, сдвиг в функциональном доминировании от палочек к колбочкам (зрительным клеткам разных типов) в СЕТЧАТКЕ ГЛАЗА при увеличении яркости освещения. В отличии от АДАПТАЦИИ к ТЕМНОТЕ, световая адаптация проходит быстро, но создает… … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • The Painted Veil: Intermediate /Узорный покров. Книга для чтения , Моэм Уильям Сомерсет. В названии романа Узорный покров, написанного в 1925 году британским классиком Уильямом Сомерсетом Моэмом, получили отражение строки сонета Перси Биши Шелли Lift not thepainted veil which…

Если человек находится на ярком свете в течение нескольких часов, и в палочках, и в колбочках происходит разрушение фоточувствительных веществ до ретиналя и опсинов. Кроме того, большое количество ретиналя в обоих типах рецепторов превращается в витамин А. В результате концентрация фоточувствительных веществ в рецепторах сетчатки значительно уменьшается, и чувствительность глаз к свету снижается. Этот процесс называют световой адаптацией.

Наоборот, если человек длительно находится в темноте , ретиналь и опсины в палочках и колбочках снова превращаются в светочувствительные пигменты. Кроме того, витамин А переходит в ретиналь, пополняя запасы светочувствительного пигмента, предельная концентрация которого определяется количеством опсинов в палочках и колбочках, способных соединяться с ретиналем. Этот процесс называют темповой адаптацией.

На рисунке показан ход темновой адаптации у человека , находящегося в полной темноте после нескольких часов пребывания на ярком свете. Видно, что сразу после попадания человека в темноту чувствительность его сетчатки очень низкая, но в течение 1 мин она увеличивается уже в 10 раз, т.е. сетчатка может реагировать на свет, интенсивность которого составляет 1/10 часть от предварительно требуемой интенсивности. Через 20 мин чувствительность возрастает в 6000 раз, а через 40 мин - примерно в 25000 раз.

Кривую, называют кривой темповой адаптации . Обратите внимание на ее изгиб. Начальная часть кривой связана с адаптацией колбочек, поскольку все химические события зрения в колбочках происходят примерно в 4 раза быстрее, чем в палочках. С другой стороны, изменения чувствительности колбочек в темноте никогда не достигают такой степени, как у палочек. Следовательно, несмотря на быструю адаптацию, колбочки всего через несколько минут прекращают адаптироваться, а чувствительность медленно адаптирующихся палочек продолжает возрастать в течение многих минут и даже часов, достигая чрезвычайной степени.

Кроме того, большая чувствительность палочек связана с конвергенцией 100 или более палочек на одиночную ганглиозную клетку в сетчатке; реакции этих палочек суммируются, увеличивая их чувствительность, что изложено далее в этой главе.

Другие механизмы световой и темновой адаптации . Кроме адаптации, связанной с изменениями концентрации родопсина или цветных фоточувствительных веществ, глаза имеют два других механизма световой и темновой адаптации. Первый из них - изменение размера зрачка. Это может вызвать примерно 30-кратную адаптацию в течение долей секунды путем изменения количества света, попадающего на сетчатку через отверстие зрачка.

Другим механизмом является нервная адаптация, происходящая в последовательной цепочке нейронов самой сетчатки и зрительного пути в головном мозге. Это значит, что при увеличении освещенности сигналы, передаваемые биполярными, горизонтальными, амакриновыми и ганглиозными клетками, сначала интенсивны. Однако на разных этапах передачи по нервному контуру интенсивность большинства сигналов быстро снижается. В этом случае чувствительность изменяется лишь в несколько раз, а не в тысячи, как при фотохимической адаптации.

Нервная адаптация , как и зрачковая, происходит за доли секунды, для полной адаптации посредством фоточувствительной химической системы требуются многие минуты и даже часы.

Учебное видео определения темновой адаптации по методу Кравкова-Пуркинье

Оглавление темы "Физиология сетчатки. Проводящие зрительные пути":

Механизмы световосприятия. Зрительная адаптация. (темновая и световая).

Свет вызывает раздражение светочувствительных элементов сетчатки. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, которые имеют вид палочек и колбочек. В глазу человека насчитывается около 130 млн. Палочек и 7 млн. колбочек.

Палочки в 500 раз более чувствительны к свету, чем колбочки. Однако палочки не реагируют на изменение длины волны света, т.е. не проявляют цветочувствительность. Такое функциональное различие объясняется химическими особенностями процесса зрительной рецепции, в основе которой лежат фотохимические реакции.

Эти реакции протекают с помощью зрительных пигментов. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин или «зрительный пурпур». Свое название он получил потому, что, будучи извлеченным в темноте, имеет красный цвет, так как особенно сильно поглощает зеленые и синие световые лучи. В колбочках же находятся другие зрительные пигменты. Молекулы зрительных пигментов включены в упорядоченные структуры в составе двойного липидного слоя мембранных дисков наружных сегментов.

Фотохимические реакции в палочках и колбочках сходны. Они начинаются с поглощения кванта света – фотона, – что переводит молекулу пигмента на более высокий энергетический уровень. Далее запускается процесс обратимого изменения молекул пигментов. В палочках - родопсин (зрительный пурпур), в колбочках иодопсин. В результате энергия света превращается в электрические сигналы - импульсы. Так, родопсин под влиянием света претерпевает ряд химических изменений - превращается в ретинол (альдегид витамина А) и белковый остаток - опсин. Затем под влиянием фермента редуктазы он переходит в витамин А, который поступает в пигментный слой. В темноте происходит обратная реакция - витамин А восстанавливается, проходя ряд стадий.

Прямо напротив зрачка в сетчатке находится округлой формы желтое пятно – пятно сетчатки с ямкой в центре, в котором сосредоточено большое количество колбочек. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения глаз, все остальные участки сетчатки – поле зрения. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

Зрительная адаптация - процесс оптимизации зрительного восприятия, заключающийся в изменении абсолютной и избирательной чувствительности в зависимости от уровня освещенности.

Световая зрительная адаптация - изменение порогов чувствительности фоторецепторов к действующему световому стимулу постоянной интенсивности. В ходе световой зрительной адаптации происходит повышение абсолютных порогов и порогов различения. Световая зрительная адаптация полностью завершается через 5-7 минут.

Темновая зрительная адаптация - постепенное увеличение зрительной чувствительности при переходе света к полумраку. Темновая зрительная адаптация походит в два этапа:

1- в течение 40-90 сек. увеличивается чувствительность колбочек;

2- по мере восстановления зрительных пигментов в колбочках повышается чувствительность к свету палочек.

Темновая зрительная адаптация завершается через 50-60 минут.

Механизмы световосприятия. Зрительная адаптация.

Абсолютная световая чувствительность-величина,обратно пропорциональна наименьшей яркости света или освещенности объекта,достаточной для возникновения у человека ощущения света. Световая чувствительность будет зависеть от освещенности. При слабой освещенности развивается темновая адаптация, а при сильном- световая. По мере развития темновой адаптации АСЧ будет возрастать, максимальное значение будет достигаться за 30-35 минут. Световая адаптация выражается в уменьшении световой чувствительности при усилении освещенности. Развивается за минуту. При изменении освещенности включаются БУРмезанизмы, обеспечивающие адаптационные процессы. Размер зрачка регулируется по механизму безусловного рефлекса при темновой адаптации будет сокращаться радиальная мышца радужной оболочки и зрачок будет расширяться (эта реакция называется мидриаз). Кроме абсолютной световой чувствительности есть еще и контрастная. Ее оценивают наименьшей разницей в освещенности,которуя испытуемый способен различить.

3.Динамика кровяного давления, линейной и объёмной скорости кровотока вдоль большого круга кровообращения.

37.) Теории цветовосприятия.Цветовое зрение ,

цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трем «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета (эффект метамерии).

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета.

В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

Цвета разделяют на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета обладают тремя основными качествами: цветовым тоном, который зависит от длины волны светового излучения; насыщенностью, зависящей от доли основного цветового тона и примесей других цветовых тонов; яркостью цвета, т.е. степенью близости его к белому цвету. Различное сочетание этих качеств дает большое разнообразие оттенков хроматического цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) различаются лишь яркостью. При смешении двух спектральных цветов с разной длиной волны образуется результирующий цвет. Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешении с которым образуется ахроматический цвет белый или серый. Многообразие цветовых тонов и оттенков может быть получено оптическим смешением всего трех основных цветов красного, зеленого и синего. Количество цветов и их оттенков, воспринимаемых глазом человека, необычайно велико и составляет несколько тысяч.

Механизмы цветовосприятия.

Зрительные пигменты колбочек подобны родопсину палочек и состоят из светопоглощающей молекулы ретиналя и опсина, который отличается составом аминокислот от белковой части родопсина. Кроме того, колбочки содержат меньшее, чем палочки, количество зрительного пигмента, и для их возбуждения требуется энергия нескольких сотен фотонов. Поэтому колбочки активируются лишь при дневном или достаточно ярком искусственном освещении, они образуют фотопическую систему, или систему дневного зрения.

В сетчатке человека существуют три типа колбочек(сине-, зелено-и красночувствительные)различающихся между собой по составу аминокислот в опсине зрительного пигмента. Различия в белковой части молекулы определяют особенности взаимодействия каждой из трех форм опсина с ретиналем и специфическую чувствительность к световым волнам разной длины (рис. 17.7). Колбочки одного из трех типов максимально поглощают короткие световые волны с длиной 419 нм, что необходимо для восприятия синего цвета. Другой тип зрительного пигмента наиболее чувствителен к волнам средней длины и имеет максимум поглощения при 531 нм, он служит для восприятия зеленого цвета. Третий тип зрительного пигмента максимально поглощает длинные волны с максимумом при 559 нм, что позволяет воспринимать красный цвет. Наличие трех типов колбочек обеспечивает человеку восприятие всей цветовой палитры, в которой существует свыше семи миллионов цветовых градаций, тогда как скотопическая система палочек позволяет различать лишь около пятисот черно-белых градаций.

Рецепторный потенциал палочек и колбочек

Специфической особенностью фоторецепторов является темновой ток катионов через открытые мембранные каналы внешних сегментов (рис. 17.8). Эти каналы открываются при высокой концентрации циклического гуанозинмонофосфата, который является вторичным посредником рецепторного белка (зрительного пигмента). Темновой ток катионов деполяризует мембрану фоторецептора до приблизительно -40 мВ, что приводит к выделению медиатора в его синаптическом окончании. Активированные поглощением света молекулы зрительного пигмента стимулируют активность фосфодиэстеразы - фермента, расщепляющего цГМФ, поэтому при действии света на фоторецепторы в них уменьшается концентрация цГМФ. В результате управляемые этим посредником катионные каналы закрываются, и ток катионов в клетку прекращается. Вследствие непрерывного выхода ионов калия из клеток, мембрана фоторецепторов гиперполяризуется приблизительно до -70 мВ, эта гиперполяризация мембраны является рецепторным потенциалом. При возникновении рецепторного потенциала прекращается выделение глутамата в синаптических окончаниях фоторецептора.

Фоторецепторы образуют синапсы с биполярными клетками двух типов, различающихся по способу управления хемозависимыми натриевыми каналами в синапсах. Действие глутамата приводит к открытию каналов для ионов натрия и деполяризации мембраны одних биполярных клеток и к закрытию натриевых каналов и гиперполяризации биполярных клеток другого типа. Наличие двух типов биполярных клеток необходимо для формирования антагонизма между центром и периферией рецептивных полей ганглиозных клеток.

Адаптация фоторецепторов к изменениям освещенности

Временное ослепление при быстром переходе от темноты к яркому освещению исчезает спустя несколько секунд благодаря процессу световой адаптации. Одним из механизмов световой адаптации является рефлекторное сужение зрачков, другой зависит от концентрации ионов кальция в колбочках. При поглощении света в мембранах фоторецепторов закрываются катионные каналы, что прекращает вхождение ионов натрия и кальция и уменьшает их внутриклеточную концентрацию. Высокая концентрация ионов кальция в темноте подавляет активность гуанилатциклазы - фермента, определяющего образование цГМФ из гуанозинтрифосфата. Вследствие снижения концентрации кальция, обусловленного поглощением света, активность гуанилатциклазы повышается, что ведет к дополнительному синтезу цГМФ. Повышение концентрации этого вещества приводит к открытию катионных каналов, восстановлению тока катионов в клетку и, соответственно, способности колбочек отвечать на световые раздражители как обычно. Низкая концентрация ионов кальция способствует десенситизации колбочек, т. е. уменьшению их чувствительности к свету. Десенситизация обусловлена изменением свойств фосфодиэстеразы и белков катионных каналов, становящихся менее чувствительными к концентрации цГМФ.

Способность различать окружающие предметы исчезает на некоторое время при быстром переходе от яркого света к темноте. Она постепенно восстанавливается в ходе темновой адаптации, обусловленной расширением зрачков и переключением зрительного восприятия с фотопической системы на скотопическую. Темновую адаптацию палочек определяют медленные изменения функциональной активности белков, приводящие к повышению их чувствительности. В механизме темновой адаптации участвуют и горизонтальные клетки, способствующие увеличению центральной части рецептивных полей в условиях низкой освещенности.

Рецептивные поля цветового восприятия

Восприятие цвета основано на существовании шести первичных цветов, образующих три антагонистичные, или цветооппонентных, пары: красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный. Ганглиозные клетки, передающие в центральную нервную систему информацию о цвете, различаются организацией своих рецептивных полей, состоящих из комбинаций трех существующих типов колбочек. Каждая колбочка предназначена для поглощения электромагнитных волн определенной длины, однако сами они не кодируют информацию о длине волны и способны реагировать на очень яркий белый свет. И только наличие в рецептивном поле ганглиозной клетки антагонистичных фоторецепторов создает нейронный канал для передачи информации об определенном цвете. При наличии только одного типа колбочек (монохромазия) человек не способен различить ни один цвет и воспринимает окружающий мир в черно-белой градации, как при скотопическом зрении. При наличии только двух типов колбочек (дихромазия) цветовое восприятие ограничено, и лишь существование трех типов колбочек (трихромазия) обеспечивает полноту цветового восприятия. Возникновение монохромазии и дихромазии у человека обусловлено генетическими дефектами Х-хромосомы.

Концентрические широкополосные ганглиозные клетки имеют округлые рецептивные поля on- или off-типа, которые образованы колбочками, но предназначены для фотопического черно-белого зрения. Белый свет, попадающий в центр или на периферию такого рецептивного поля, возбуждает или тормозит активность соответствующей ганглиозной клетки, которая в итоге передает информацию об освещенности. Концентрические широкополосные клетки суммируют сигналы от колбочек, поглощающих красный и зеленый цвет и расположенных в центре и на периферии рецептивного поля. Поступление сигналов от колбочек обоих типов происходит независимо друг от друга, а потому не создает цветового антагонизма и не позволяет широкополосным клеткам дифференцировать цвет (рис. 17.10).

Наиболее сильным раздражителем для концентрических противоцветных ганглиозных клеток сетчатки является действие антагонистических цветов на центр и периферию рецептивного поля. Одну разновидность противоцветных ганглиозных клеток возбуждает действие красного цвета на центр ее рецептивного поля, в котором сосредоточены колбочки, чувствительные к красной части спектра, и зеленого цвета - на периферию, где имеются колбочки, чувствительные к нему. У другой разновидности концентрических противоцветных клеток в центре рецептивного поля расположены колбочки, чувствительные к зеленой части спектра, а на периферии - к красной. Эти две разновидности концентрических противоцветных клеток различаются ответными реакциями на действие красного или зеленого цвета на центр или периферию рецептивного поля подобно тому, как on- и off-нейроны различаются в зависимости от воздействия света на центр или периферию рецептивного поля. Каждая из двух разновидностей противоцветных клеток представляет собой нейронный канал, передающий информацию о действии красного или зеленого цвета, причем передача информации тормозится действием антагонистического или оппонентного цвета.

Оппонентные отношения при восприятии синего и желтого цветов обеспечиваются в результате объединения в рецептивном поле колбочек, поглощающих короткие волны (синий цвет) с комбинацией из колбочек, реагирующих на зеленый и красный цвет, что при смешении дает восприятие желтого цвета. Синий и желтый цвет оппонентны по отношению друг к другу, и сочетание в рецептивном поле колбочек, поглощающих эти цвета, позволяет противоцветной ганглиозной клетке передавать информацию о действии одного из них. Каким именно окажется этот нейронный канал, т. е. передающим информацию о синем или желтом цвете, определяет расположение колбочек внутри рецептивного поля концентрической противоцветной клетки. В зависимости от этого нейронный канал возбуждается синим или желтым цветом и тормозится оппонентным цветом.

М- и Р-типы ганглиозных клеток сетчатки

Зрительное восприятие происходит в результате согласования друг с другом различных сведений о наблюдаемых объектах. Но на низших иерархических уровнях зрительной системы, начиная с сетчатки глаза, осуществляется независимая переработка информации о форме и глубине объекта, о его цвете и его движении. Паралелльная переработка информации об этих качествах зрительных объектов обеспечивается специализацией ганглиозных клеток сетчатки, которые подразделяются на магноцеллюлярные (М-клетки) и парвоцеллюлярные (Р-клетки). В большом рецептивном поле относительно крупных М-клеток, состоящем преимущественно из палочек, может проецироваться цельное изображение крупных объектов: М-клетки регистрируют грубые признаки таких объектов и их движение в зрительном поле, отвечая на раздражение всего рецептивного поля непродолжительной импульсной активностью. Клетки Р-типа имеют малые рецептивные поля, состоящие преимущественно из колбочек и предназначенные для восприятия мелких деталей формы объекта или для восприятия цвета. Среди ганглиозных клеток каждого типа имеются как on-нейроны, так и off-нейроны, дающие наиболее сильный ответ на раздражение центра или периферии рецептивного поля. Существование М- и Р-типов ганглиозных клеток позволяет разделить информацию о разных качествах наблюдаемого объекта, которая перерабатывается независимо в параллельных путях зрительной системы: о тонких деталях объекта и о его цвете (пути начинаются от соответствующих рецептивных полей клеток Р-типа) и о движении объектов в зрительном поле (путь от клеток М-типа).

Светоощущение - способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости. Светоощущение отражает функциональное состояние зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях пониженного освещения; нарушение его - один из ранних симптомов многих заболеваний глаза. Порог светоощущения зависит от уровня предварительной освещенности: он меньше в темноте и увеличивается на свету.

Адаптация - изменение световой чувствительности глаза при колебаниях освещенности. Способность к адаптации позволяет глазу защищать фоторецепторы от перенапряжения и вместе с тем сохранять высокую светочувствительность. Различают световую (при повышении уровня освещенности) и темновую адаптацию (при понижении уровня освещенности).

Световая адаптация , особенно при резком увеличении уровня освещенности, может сопровождаться защитной реакцией зажмуривания глаз. Наиболее интенсивно световая адаптация протекает в течение первых секунд, окончательных значений порог светоощущения достигает к концу первой минуты.

Темновая адаптация происходит медленнее. Зрительные пигменты в условиях пониженного освещения расходуются мало, происходит их постепенное накопление, что повышает чувствительность сетчатки к стимулам пониженной яркости. Световая чувствительность фоторецепторов нарастает быстро в течение 20-30 мин, и только к 50-60 мин достигает максимума.

Гемералопия - ослабление адаптации глаза к темноте. Гемералопия проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено. Выделяют симптоматическую, эссенциальную и врожденную гемералопию.

Симптоматическая гемералопия сопровождает различные офтальмологические заболевания: пигментную абиотрофию сетчатки, сидероз, миопию высокой степени с выраженными изменениями глазного дна.

Эссенциальная гемералопия обусловлена гиповитаминозом A. Ретинол служит субстратом для синтеза родопсина, который нарушается при экзо- и эндогенном дефиците витамина.

Врожденная гемералопия - генетическое заболевание. Офтальмоскопических изменений при этом не выявляют.

5)Бинокулярное зрение и условия его формирования.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ.

Условия формирования бинокулярного зрения следующие:

Острота зрения обоих глаз должна быть не ниже 0,3;

Соответствие конвергенции и аккомодации;

Скоординированные движения обоих глазных яблок;

Изейкония - одинаковая величина изображений, формирующихся на сетчатках обоих глаз (для этого рефракция обоих глаз не должна отличаться более чем на 2 дптр);

Наличие фузии (фузионного рефлекса) - способность мозга к слиянию изображений от корреспондирующих участков обоих сетчаток.

6)Функции центрального зрения и особенности зрительного восприятия при их нарушении.

Центральное форменное зрение - способность различать форму и детали рассматриваемого предмета благодаря остроте зрения. Форменное зрение и цветоощущение являются функциями Центрального зрения .

Частичнозрячие дети с остротой зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Частичнозрячие дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях частично зрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучше видящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях. Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частичнозрячих и 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения. Его нарушения проявляются в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино. Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частичнозрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный – как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый – «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью – ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются – темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частичнозрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка. Например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) – сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это остановка автобуса и пр.

7)Функции периферического зрения и особенности зрительного восприятия при их нарушении.

Периферическое зрение –восприятие части пространства вокруг фиксированной точки

Поле зрения и светоощущение являются функциями Периферического зрения . Периферическое зрение обеспечивается периферическими отделами сетчатки.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности, нарушение его является одним из ранних симптомов многих заболеваний. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва. Следует создать условия, непровоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений; необходимо иметь шторы, а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К чему приводит нарушение поля зрения ? В первую очередь к нарушению зрительного отражения пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10˚, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30˚ - к категории слабовидящих. Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

Концентрическое сужение поля зрения,

Выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

Выпадение половины поля зрения по вертикали или по горизонтали.

8)Ограничения жизнедеятельности, возникающие у детей при нарушении основных функций зрения.

Нарушения функций зрения, вызванные разными причинами, называются нарушения зрения . Нарушения зрения условно делят на глубокие и неглубокие. Кглубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота и поле зрения (имеющие органическую детерминацию). Кнеглубоким относятся нарушения глазодвигательных функций, цветоразличения, бинокулярного зрения, остроты зрения (связанные с расстройством оптических механизмов: миопия, гиперметропия, астигматизм).

Наруш зр ф-й Особенности зрительного восприятия Ограничения жизнедеятельности
Нарушение остроты зрения затруднено различение: - мелких деталей - величин - сходных по форме предметов и изображений снижена: - скорость восприятия - полнота восприятия - точность восприятия - не узнают или путают предметы; - затрудняются в пространственной ориентировке (не воспринимают обозначения), социальной ориентировке (не узнают людей); - замедляется темп деятельности
Нарушение цветоразличения - все предметы воспринимаются серыми (полная цветовая слепота); - частичная цветовая слепота на красн и зел цв - цветовая слепота на зел цвет (встр чаще); - видят предметы окрашенными в какой-либо один цвет - затрудняются в определение цвета предмета, в узнавании предмета - затрудняются в различении одного из трех цветов (красного, зеленого, синего), - смешивают зеленый и красный цвета
Нарушение поля зрения - трубчатое зрение (обширное сужение поля зрения); - частичное выпадение поля зрения (появление в поле восприятия теней, пятен, кругов, дуг); - сукцессивное восприятие объектов - неспособность охватывать взором дистантно расположенные объекты - не узнают или путают предметы; - затрудняются устанавливать связи между объектами: пространственные, количественные; - затрудняются в пространственной ориентировке; - затрудняются в выполнении практич действий; - с трубчатым зр-м хорошо работают днем, при достаточном осв-ии, с центр скатомой – вечером; - с трубчатым зрением почти не видят в сумерках, в пасмурную погоду;
Нарушение светоощущения гемералопия – ослабление адаптации глаза к темноте: проявляется резким снижением сумеречного зрения, в то время как дневное зрение обычно сохранено. - при резкой смене освещенности становятся практически слепыми
Нарушение бинокулярного зрения затруднено восприятие объекта как единого целого - с трудом узнают или путают предметы; - затрудняются в пространственной ориентировке; - затрудняются в выполнении практических действий; - замедляется темп деятельности
Нарушение глазодвигательных функций Нистагм (непроизвольные колебательные движения глазных яблок) даже при достаточно высокой остроте зрения приводит к нечеткости восприятия Косоглазие (нарушение симметричного положения глаз) приводит к нарушению бинокулярного зрения - затруднения в ориентировке на микропространстве (удерживать строку, находить и удерживать абзац); - совершать плавные, без отрыва движения карандашом; - затруднения в овладении чтением и письмом

9)Направления педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Направления работы по РЗВ, определяемые программой. Сегодня решение задачи развития зрительного восприятия у дошкольников и младших школьников с нарушениями зрения сконцентрировано в деятельности учителя-дефектолога и реализуется на специальных коррекционных занятиях, которые отвечают требованиям программ «Развитие зрительного восприятия» на уровне дошкольного и школьного образования.

Программа развития зрит. восприят., разработанная Никулиной Г.В. Для целенаправленного развития данного процесса ею были выделены пять групп задач.

1-я группа задач по развитию зрительного восприятия направлена на расширение и коррекциюу де​тей с нарушениями зрения предметных представлений и спо​собов обследования предметов: ·​ обогащение зрительных представлений детей о свойст​вах и качествах предметов окружающего мира; ·​ обучение их зрительному анализированию частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида; ·​ развитие и совершенствование предметности восприя​тия через уточнение зрительных предметных представ​лений; ·​ обучение детей способности узнавать предметы, пред​ставленные для восприятия в разных вариантах и выде​лять признаки этого опознания; ·​ совершенствование способов зрительного обследова​ния.

2-я группа задач направлена на формирова​ние у детей с нарушениями зрения зритель​ных сенсорных эталонов (системы сенсорных эталонов): цвет, форма, величина.

3-я группа предполагает формированиеу детей умения устанавливать причинно-следственные связи при восприятии множества объектов окружающей действитель​ности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. Учащиеся должны: - целостно рассматривать три композиционных плана; - рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и т.д.; - целенаправленно определять информационные признаки, характеризующие явления природы и место действия; - определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода.

4-я группа задачсостоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп. 1-я подгруппа задач по развитию зрительного восприя​тия направлена на развитие восприятия глубины пространст​ва ; развитие способности оцени​вать глубину пространства на полисенсорной основе. 2-я подгруппа задач направлена на развитие у детей спо​собности ориентироваться в пространстве посредством освое​ния пространственных представлений ; расширение опыта со​циальных навыков. Решение этой группы задач позволяет це​ленаправленно развивать пространственное восприятие детей.

5-я группа задачнаправлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершен​ствование зрительно-моторной координации . Нарушения зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий.

10)Характеристика зрительных нарушений у детей раннего возраста (Л.И. Фильчикова).

Дистрофические заболевания сетчатки. Все ткани живого организма находятся в состоянии устойчивого равновесия с непрерывно меняющимися условиями внешней и внутренней среды, которое характеризуется как гомеостаз. При нарушении компенсаторно-приспособительных механизмов гомеостаза в тканях возникает дистрофия, то есть ухудшение питания. Иными словами, изменения метаболизма в ткани приводят к повреждениям ее структуры. Дегенерации сетчатки у детей проявляются преимущественно в виде пигментной и точечной белой дегенерации, а также дегенерации желтого пятна. Эта патология практически не поддается лечению. Обратное развитие процесса почти невозможно

Частичная атрофия зрительных нервов атрофия – это уменьшение размеров клеток, тканей и органов вследствие общих и местных расстройств питания. Расстройства питания могут быть вызваны воспалением, бездействием, давлением и другими причинами. Различают первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. К первичной относят атрофию, которой не предшествовали воспалительные явления или отек зрительного нерва; ко вторичной – ту, которая последовала за невритом-отёком зрительного нерва.

Ретинопатия недоношенных. Это тяжелое заболевание сетчатки и стекловидного тела, развивающееся преимущественно у глубоко недоношенных детей. В основе заболевания лежит нарушение нормального образования сосудов сетчатки в результате действия множества различных факторов. Хронические соматические и гинекологические заболевания матери, токсикоз беременности, кровотечения в родах способствуют развитию кислородного голодания плода, нарушают кровообращение в системе мать-плацента-плод и таким образом индуцируют последующее патологическое развитие сосудов сетчатки.

Врожденная глаукома. Глаукома – это заболевание, протекающее с повышением внутриглазного давления (глазной гипертензией), вызывающего повреждение зрительного нерва и сетчатки. Гипертензия развивается потому, что возникают препятствия нормальному оттоку внутриглазной жидкости.

Врожденная глаукома нередко сочетается с другими дефектами глаза или организма ребенка, но может быть и самостоятельным заболеванием. При повышении внутриглазного давления ухудшаются условия для циркуляции крови по сосудам глаза. Особенно резко страдает кровоснабжение внутриглазной части зрительного нерва. В результате развивается атрофия нервных волокон в области диска зрительного нерва. Глаукоматозная атрофия проявляется побледнением диска и образованием углубления – экскавации, которая сначала занимает центральный и височный отделы диска, а затем – весь диск.

Врожденные катаракты. катаракта – это полное или частичное помутнение хрусталика, сопровождающееся снижением остроты зрения от незначительного до светоощущения. Различают врожденные, приобретенные и травматические катаракты.

Врожденная миопия(близорукость). Близорукость (миопия) - заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость ), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия ). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Цель диагностики уровня РЗВ – определить уровень готовности ребенка к школьному обучению, наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы.

Изучают функции, нарушение которых провоцирует трудности в обучении.

1. Уровень сенсорной готовности ребенка к школьному обучению.(цвет,форма,размер)

2. Уровень развития зрительно-моторной координации.

3. Уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.

4. Уровень восприятия изображений сложной формы.

5. Уровень восприятия сюжетных изображений.

Ребенку предлагается комплекс заданий на узнавание, различение и соотнесение сенсорных эталонов. - Узнавание, называние, соотнесение и дифференциация основных цветов, цветов спектра; -Локализация нужного цвета из ряда близких; -Восприятие и соотнесение оттенков. -Смешение цветов; - Цветовая палитра (контрастные цвета.Сочетания цветов, холодные и теплые тона) и признаки основных цветов в ахроматическом переложении; - узнавание и называние основных плоских фигур. -полисенсорное восприятие геометрических форм; -Дифференцировка схожих фигур; -Восприятие сенсорных эталонов формы различной конфигурации и в различном пространственном расположении; -Праксис с геометрическими формами. -Соотнесение по величине различными способами; -Сериация по величине с постепенным уменьшением различий по величине;

Анализ результатов: высокий ур-нь - самостоятельно узнает, различает, соотносит сенсорные эталоны; средний ур-нь - незначительные недочеты, единичные ошибки при выполнении определенных заданий; низкий ур-нь - многочисленные ошибки и недочеты при выполнении трех и более заданий.

Уровень развития зрительно-моторной координации влияет на способность овладеть чтением и письмом, рисованием, черчением, определяет качество выполнения практических действий.

Используется стандартизированная методика М.М. Безруких и Л.В. Морозовой: атериалы: Тестовый буклет, простой карандаш. Инструкция ко всем заданиям субтеста: Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Текстовый лист не верти. Внимание! Не забывайте повторять инструкцию перед выполнением детьми каждого задания этого субтеста. Следите, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями.

В течение всего субтеста исследователь постоянно следит за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги. Детям не позволяется вертеть лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными и наоборот; если ребенок упорно старается перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении ребенком заданий, в которых даны направления движения руки, необходимо следить, чтобы он проводил линии в заданном направлении; если ребенок проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Проведи прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2 . Здесь нарисованы две вертикальные полоски – линии (показать). Найди середину первой полоски, а затем – второй. Проведи прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри, вот нарисована дорожка, которая идет от одной стороны к другой – горизонтальная дорожка (показать). Тебе нужно провести прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала краев дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе нужно соединить их, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Здесь нарисованы две полоски – верхняя и нижняя (горизонтальные линии). Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедини середину верхней полоски с серединой нижней.

Задание 6. Здесь нарисована дорожка, которая идет сверху вниз (вертикальная дорожка). Проведи вертикальную линию по середине дорожки сверху вниз, не задевая края дорожки. Закончив, отложи карандаш.

Задания 7-12. Тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такую же фигуру нарисовать самому. Рисуй так, как ты ее видишь; постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задания 13–16. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка, т. е. как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.

Анализ результатов диагностического исследования дает возможность выявить детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительно-моторной координации. Исходя из особенностей познавательной деятельности детей с амблиопией и косоглазием, в целях количественной оценки уровня развития зрительно-моторной координации детей с функциональными нарушениями зрения целесообразно использовать адаптированные количественные критерии. Так, высокий уровень развития зрительно-моторной координации предполагает правильное выполнение ребенком более 9 заданий, средний – от 8 до 5 заданий, низкий – менее 4 заданий.

В целях оценки уровня развития зрительно-пространственного восприятия целесообразно использовать задания, направленные на выявление уровня сформированности умений: – оценивать расстояния в большом пространстве; – оценивать взаимоположение предметов в пространстве; – узнавать положение предмета в пространстве; – определять пространственные отношения; – находить определенные фигуры, расположенные на зашумленном фоне; – находить все фигуры заданной формы.

Для оценки уровня сформированности умения детей с амблиопией и косоглазием оценивать расстояния в большом пространстве можно использовать задания, требующие от ребенка ответа на вопрос: что ближе (дальше) от одного предмета, от другого предмета?

Для оценки уровня сформированности умения детей определять взаимоположение предметов в пространстве можно применять задания, стимулирующие ребенка использовать при этом такие предлоги и наречия, как в, на, за, перед, у, слева, справа, под. В качестве стимульного материала можно использовать сюжетную картину, подобранную с учетом зрительных возможностей детей с амблиопией и косоглазием.

Для оценки уровня сформированности умения узнавать положение предмета в пространстве можно использовать задания, ориентирующие ребенка на распознавание фигур (букв), представленных в необычном ракурсе (положении).

Для оценки уровня сформированности умения определять пространственные отношения целесообразно использовать задания пяти видов: – задания на ориентировку относительно себя; – задания на ориентировку относительно предмета; – задания на анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов; – задания на фигурно-фоновое различие можно использовать задания на нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур; – задания на определение постоянства очертаний центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, цвет и разное положение в пространстве.

Анализ данных, полученных в ходе диагностического исследования уровня развития зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушением зрения, позволяет выявить этот уровень развития у каждого конкретного ребенка:– если ребенок обнаружил по всем заданиям высокий уровень выполнения, то можно говорить о высоком уровне развития зрительно-пространственного восприятия; – если ребенок обнаружил незначительные недочеты, одиночные ошибки при выполнении предложенных заданий или полностью не справился с одним из заданий, то можно считать, что у ребенка средний уровень развития зрительно-пространственного восприятия; – если ребенок допускает грубые ошибки при выполнении трех (или четырех) заданий или не справляется с выполнением двух и более заданий, то можно констатировать низкий уровень развития зрительно-пространственного восприятия.

Для оценки уровня развития восприятия изображений сложной формы можно использовать задания двух видов: – задание на конструирование образа (например, собаки) из геометрических фигур; – задание на составление целого из частей предметного изображения, например из изображения человека (изображение может быть разрезано по горизонтали и вертикали на 8 частей).

Анализ полученных в данной серии эксперимента данных предполагает использование следующих критериев: – если ребенок справился с обоими заданиями быстро и самостоятельно или при выполнении одного из заданий, используя метод проб и ошибок, быстро достиг правильного результата, то можно говорить о высоком уровне развития такой функции зрительного восприятия, как восприятие сложных изображений; – если ребенок выполняет оба задания путем неоднократного использования метода проб и ошибок, но в конечном итоге справляется с заданиями, можно определить данный уровень развития как средний; – если ребенок при выполнении обоих заданий использует метод наложения, то можно говорить о низком уровне развития данной функции зрительного восприятия.

Задания по оценке уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения функционального характера направлена на выявление уровня восприятия сюжетной картины. Предъявляемая наглядность должна соответствовать как возрасту испытуемых, так и их зрительным возможностям. В целях оценки уровня развития восприятия сюжетной картины детей с нарушениями зрения можно предложить вопросы, направленные: – на выявление содержания картины; – на выявление адекватного восприятия персонажей; – на понимание причинно-следственных связей и др.

Высокий уровень восприятия сюжетной картины предполагает свободное и точное определение ребенком ее содержания, адекватное восприятие, определение причинно-следственных связей.

Средний уровень восприятия сюжетной картины предполагает правильное выполнение вышеперечисленных заданий детьми при условии стимулирования деятельности ребенка тифлопедагогом и единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.

Низкий уровень восприятия сюжетной картины предполагает невозможность ребенка справиться со всеми тремя заданиями ни самостоятельно, ни в условиях вопросно-ответной формы. Восприятие сюжета искажено.

16)Требования к диагностическим материалам (размер, цвет, контурирование, фон и т.д.), особенности их предъявления.

Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы.

Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала – 20-30см. Педагог не должен допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы должна учитывать эргономические особенности глаза. В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов, способствующая уменьшению напряжению аккомодации, или же адаптация к белому фону средней яркости.

Определенные требования предъявляются к наглядному материалу. Изображения на рисунках должны иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, и т.д.). Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности. Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60-100%); его угловые размеры подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения.

Среди особенностей построения стимульного материала следует обратить внимание на несколько положений, которые должны быть учтены психологом при выборе и адаптации методик: соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от двух факторов – возраста и зрительных возможностей детей. Зрительные возможности определяются совместно с врачом-офтальмологом в зависимости от характера зрительной патологии.

Размер перцептивного поля предъявляемых объектов составляет от 0,5 до 50°, но наиболее часто применяются угловые размеры от 10 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3-35°.

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявляется под углом от 5 до 45° относительно линии взора.

Сложность фона. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей, иначе возникают затруднения в опо­знании объекта и его качеств в соответст­вии с заданием.

Цветовая гамма. Желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Насыщенность тонов – 0,8-1,0. При создании специальных стимульных материалов для детей с нарушением зрения необходимо использовать (разработанные Л.А. Григорян) 7 типов зрительных нагрузок для детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, с целью коррекции и охраны зрения.


Похожая информация.


Восприятие цвета заметно изменяется в зависимости от внешних условий. Один и тот же цвет воспринимается по-разному при солнечном свете и при свете свечей. Однако зрение человека адаптируется к источнику света, что позволяет в обоих случаях идентифицировать свет как один и тот же – происходит цветовая адаптация . В темных очках сначала все кажется окрашенным в цвет очков, но этот эффект через некоторое время пропадает. Аналогично вкусу, обонянию, слуху и другим органам чувств восприятие цвета так же индивидуально. Люди отличаются друг от друга даже чувствительностью к диапазону видимого света.

Приспособление глаза к изменившимся условиям освещенности называется адаптацией . Различают темновую и световую адаптацию.

Темновая адаптация происходит при переходе от больших яркостей к малым. Если глаз первоначально имел дело с большими яркостями, то работали колбочки, родопсин в палочках выцвел, черный пигмент проник в сетчатку, заслоняя колбочки от света. Если внезапно яркость видимых поверхностей значительно уменьшится, то вначале раскроется шире отверстие зрачка, пропуская в глаз больший световой поток. Затем из сетчатки начнет уходить черный пигмент, родопсин будет восстанавливаться, и только когда его наберется достаточно, начнут функционировать палочки. Поскольку колбочки совсем не чувствительны к очень слабым яркостям, то сначала глаз не будет ничего различать, и только постепенно приходит в действие новый механизм зрения. Лишь через 50-60 мин пребывания в темноте чувствительность глаза достигает максимального значения.

Световая адаптация – это процесс приспособления глаза при переходе от малых яркостей к большим . При этом происходит обратная серия явлений: раздражение палочек благодаря быстрому разложению родопсина чрезвычайно сильно (они "ослеплены"), более того, и колбочки, не защищенные еще зернами черного пигмента, раздражены слишком сильно. Только по истечении достаточного времени приспособление глаза к новым условиям заканчивается, прекращается неприятное чувство ослепления и глаз приобретает полное развитие всех зрительных функций. Световая адаптация продолжается 8-10 мин .

При изменении освещенности зрачок может изменяться в диаметре от 2 до 8 мм , при этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз . Сокращение зрачка происходит за 5 сек , а его полное расширение – за 5 мин .

Итак, адаптация обеспечивается тремя явлениями:

· изменением диаметра отверстия зрачка;

· перемещением черного пигмента в слоях сетчатки;

· различной реакцией палочек и колбочек.

Оптические иллюзии

Оптические (зрительные ) иллюзии – это типичные случаи несоответствия между зрительным восприятием и реальными свойствами наблюдаемых объектов . Эти иллюзии свойственны нормальному зрению, поэтому отличаются от галлюцинаций . Всего известно более сотни оптических иллюзий, однако нет общепринятой их классификации, а также убедительных объяснений большинства иллюзий.

А ) При рассматривании неподвижных объектов существуют следующие механизмы возникновения иллюзий:

1) несовершенство глаза как оптического прибора -

· кажущаяся лучистая структура ярких источников малого размера;

· хроматизм хрусталика (радужные кромки предметов) и др.

2) особенности обработки зрительной информации на разных этапах зрительного восприятия (в глазу, в мозге) –

· на этапе выделения сигнала из фона возникает ошибка восприятия "оптический обман " (на оптическом обмане основано применение защитной окраски при маскировке в животном мире);

· на следующем этапе классификации сигналов возникают ошибки

- выявления фигур (рис. а ),

- оценки параметров объектов (яркости, формы, взаимного расположения, рис. б );

· на этапе обработки зрительной информации возникают ошибки

В оценке характеристик объектов , таких как площади, углы, цвет, длины (например, "стрелы Мюллера - Лиера , рис. а ), т. е. геометрические иллюзии ,

- перспективные искажения (рис. б ),

- иллюзия иррадиации , т.е. кажущееся увеличение размеров светлых предметов по сравнению с темными (рис. в ).

Б ) При движении объекта процесс зрительного восприятия усложняется и может привести неадекватному восприятию, поэтому иллюзии можно объединить в группу динамических :

· если долго наблюдать за движущимся объектом и мгновенно прекратить наблюдение, то предмет кажется движущимся в обратном направлении, или "эффект водопада ", открытый Аристотелем (если смотреть на водопад и закрыть глаза, то струя "поднимается вверх"),

· если смотреть на модулированный по времени поток белого света, то возникает ощущение цвета , например , при вращении диска Бенхема , имеющего черные и белые сектора,

· инерция зрения (т.е. свойство глаза сохранять зрительное впечатление около 0,1 с ) приводит ко всем видам стробоскопического эффекта и наблюдению следа от движущегося светящегося источника (инерция зрения лежит в основе кинематографа и телевидения).

Гигиена зрения

Зрение - физиологический процесс, позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. 3рение возможно только при нормальном функционировании зрительного анализатора в целом.

Согласно учению И. П. Павлова, зрительный анализатор включает периферический парный орган зрения - глаз с его воспринимающими свет фоторецепторами - палочками и колбочками сетчатки (рис.), зрительные нервы, зрительные пути, подкорковые и корковые зрительные центры. Нормальным раздражителем органа рения является свет. Палочки и колбочки сетчатки глаза воспринимают световые колебания и превращают их энергию в нервное возбуждение, которое через зрительный нерв передается по проводящим путям в зрительный центр головного мозга, где возникает зрительное ощущение.

Под влиянием света в палочках и колбочках происходит распад зрительных пигментов (родопсина и йодопсина). Палочки функционируют при свете слабой интенсивности, в сумерках; зрительные ощущения, полученные при этом, бесцветны. Колбочки функционируют днем и при ярком освещении: их функция определяет ощущение цветности. При переходе от дневного освещения к сумеречному происходит перемещение максимума световой чувствительности в спектре по направлению к его коротковолновой части и предметы красного цвета (мак) кажутся черными, синего (василек) - очень светлыми (феномен Пуркинье).

Зрительный анализатор человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное зрение, т. е. зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения - фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки. Физиологическое двоение помогает оценивать удаленность предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.

При зрении одним глазом (монокулярное зрение) стереоскопичность зрении невозможна и восприятие глубины осуществляется гл. обр. благодаря вторичным вспомогательным признакам удаленности (видимая величина предмета, линейная и воздушная перспективы, загораживание одних предметов другими, аккомодация глаза и т. д.).

Для того чтобы зрительная функция осуществлялась в течение достаточно длительного времени без утомления, необходимо соблюдать ряд гигиенических условий, облегчающих 3. Эти условия объединяются в понятие <гигиена-зрения>. К ним относятся: хорошее равномерное освещение естественным или искусственным светом рабочего места, ограничение блескости, резких теней, правильное положение туловища и головы во время работы (без сильного наклона над книгой), достаточное удаление предмета от глаз (в среднем 30-35 см), небольшие перерывы через каждые 40-45 мин. работы.

Лучшим освещением считается естественный дневной свет. При этом следует избегать освещения глаз прямыми солнечными лучами, т. к. они оказывают слепящее действие. Искусственное освещение создается при помощи светильников с обычными электрическими или люминесцентными лампами. Для устранения и ограничения слепящего действия источников света и отражающих поверхностей высота подвеса светильников должна быть не менее 2,8 м от пола. Особенно важно хорошее освещение в учебных классах школ. Искусственная освещенность на партах и классных досках должна составлять не менее 150 лк [люкс {лк} - единица освещенности] при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при люминесцентном освещении. Необходимо создавать достаточную освещенность рабочего места и в домашних условиях: днем следует работать у окна, а вечером с настольной лампой 60 вт, прикрытой абажуром. Лампу ставят слева от предмета работы. Детям с близорукостью и дальнозоркостью необходимо назначение соответствующих очков.

Различные заболевания глаза, зрительного нерва и центральной нервной системы приводят к понижению зрения и даже слепоте. На зрение влияют: нарушение прозрачности роговицы, хрусталика, стекловидного тела, патологические изменения сетчатки, особенно в области желтого пятна, воспалительные и атрофические процессы в зрительном нерве, заболевания головного мозга. В некоторых случаях понижение зрения связано с профессиональными заболеваниями глаз. К ним относятся: катаракты, вызываемые систематическим воздействием лучистой энергии значительной интенсивности (рентгеновские лучи, инфракрасные лучи); прогрессирующая близорукость в условиях постоянного напряжения зрения при точной мелкой работе; конъюнктивиты и кератоконъюнктивиты у лиц, соприкасающихся с сероводородом и диметилсульфатом. Для предупреждения этих заболеваний большое значение имеет соблюдение правил общественной и индивидуальной защиты глаз от вредных факторов

Последние материалы сайта