Фонтан брачная карусель. «Прекрасный фонтан» на центральной площади Нюрнберга. Любовь изображает молодая пара на лебедином ложе

18.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Фотографии Антона Дергачева (кроме первой), комментарий Владимира Дергачева


Идеальная супружеская пара на лебедях, которая вот-вот поцелуются.

Фонтан «Супружеская или Брачная карусель» создан по мотивам немецкого средневекового поэта и композитора Ганса Сакса на месте вентиляционной шахты местного метро, которая не украшала городской пейзаж.

Каждая сторона фонтана представляет собой сценку из жизни супругов, романтические и не очень моменты брака. Шесть скульптурных композиций расположены по кругу на стилизованных вагончиках в виде разных животных и отражают различные эпизоды супружеской жизни.

В центре фонтана на початке кукурузы возвышается сам поэт Ганс Сакс.

Стихотворение Ганса Сакса «Горько-сладкая супружеская жизнь», фрагменты которого высечены на фонтане:
Слава Всесильному и Всемогущему,
Господу нашему славу пою.
Слава Тому, кто дает всему сущему,
Мне же послал Он супругу мою.
Брачная жизнь - воплощение сладости,
Вкус кисловатый добавит "букет".
Сколь вы прекрасны, семейные радости,
Столь же и тяжки, сомнения нет.
Ангел мой, спутница жизни примерная,
Так хороша, и мила, и добра.
В доме хозяйка, и женушка верная,
В дом мой приносит немало добра.
Правда, нередко гроза собирается,
громы и молнии, слезы и крик.
Очень уж громко супруга ругается,
Часто бранится, да я уж привык.
К дому спешить не хочу я порою,
Злющая баба там сводит с ума.
Но коль несчастье случится со мною,
Станет жена мне опорой сама.
В жизни надежный мой щит и подмога,
Столько в ней жизни, столько огня,
В зиму согреет, но - ради Бога! -
Пусть она меньше "пилит" меня.
Вкусно готовит, чисто стирает,
Шьет, вышивает, поет соловьем.
Спорит, кричит, ничего не прощает.
Радость моя, наказанье мое.
Мой исповедник и искуситель,
Там, где она - и дворец и тюрьма.
Благословен всемогущий Спаситель,
двадцать два года со мною она.

Фонтан Добродетель был сооружен в 1584/89 гг. для обеспечения горожан питьевой водой. На первом уровне сооружения представлены женские фигуры, олицетворяющие шесть человеческих добродетелей с символами:

Вера с крестом и чашей,
Надежда с якорем,
Любовь с двумя детьми,
Храбрость со львом,
Умеренность с кружкой,
Терпение с ягненком.

Фонтан это я обошла три раза, внимательно вглядываясь в его детали и поражаясь фантазии и мыслям скульптура, который его создал. «Брачная жизнь» – скульптура в чем-то спорная, а в свое время и скандальная.

Фонтан расположен на Людвигсплатц рядом с древней Белой башней (хотя она совсем не белая,ну такое название потому что в Средние века сварливых жен в качестве наказаниязаставляли белить эту башню:)). Здесь пешеходная зона и всех прогуливающихся непременно привлекает этот фонтан: он не очень большой, но весьма колоритный.

Убедитесь сами…

В объявленном творческом конкурсе (требовалась скульптурная группа, способная закрыть большое вытяжное отверстие прямо по среди площади) победил скульптор Юрген Вебер, который создал скульптуру по мотиву стихотворения «Горько-сладкая семейная жизнь» (1541 год), принадлежащего перу самого известного нюрнбергского поэта Ханса Сакса. Так решилась судьба маленькой площади и появилась в Нюрнберге новая достопримечательность. Случилось это в период 1977 – 1984 годы.

И вот скульптор Вебер на основе этого стихотворения создал фонтан, где чередуются счастливые и ужасные грани семейной жизни. Отсюда и название фонтана «Брачная карусель». Все детали продуманы и не случайны, так что помимо очевидного, много и тайного скрыто в этом фонтане. Рядом с фонтаном на земле лежит большое сердце из розового мрамора, на котором выбиты стихи Ханса Сакса.

Ну и подробные детали…

Чистая любовь изображена в виде обнимающейся обнаженной пары, которая лежит на ложе, созданной парой лебедей (думаю, все знают, что эти птицы однолюбы и символизируют вечную любовь).

Делаем несколько шагов и картинка сменяется: здесь пожилая пара, скованные одной цепью и ссорящиеся. Злые лица, вокруг языки пламени – в общем, ощущение не самые приятные. Вот люди, которые всю свою жизнь «грызутся» и это их и свзывает.

Дальше идет как бы начало фонтана – я начала расссказ не с него, потому что круговой цикл не описывает семейную жизнь в порядке времени, а просто показывает разные грани и хотелось начать с чего-то хорошего. Про это довольно необычное начало я расскажу в конце, когда круг замкнется. А пока проходим дальше и видим романтичную сцену: молодая девушка выходит из морской раковины (предполагаю, что отсылка к картине Боттичелли "Рождение Венеры") и парень с трубой (почему-то ассоциация с американским джазом лично у меня). Но в любом случае: легкость, влюбленность, романтика…

Мне кажется скульптор был чем-то обозлен на свою жену, так как следующий сюжет опять негативный и женщина представляется в нем жадной и злобной, а мужчина –подавляемый женой. Вглядитесь в эту сценку: толстая злобная жена и худой страдающий муж. Она жадно лопает кусок торта, причем с его тарелки! Вглядитесь: у нее есть свой! На ней золотые часы, украшения на шеи, кольца на пальцах…. На нем какие-то лохмотья. На столе золотая посуда (скульптор умело применяет золотой цвет в скульптуре, когда хочет сделать акценты на каких-то деталях).

Эта парочка расположилась на звере очень похожем на медведя, пожирающем рыбу. Тут надо уточнить, что это не медведь, а росомаха и смысл станет понятен, если перевести: по-немецки росомаха «Vielfraß», что означает «обжора», «чревоугодник».

Дальше снова «светлая» часть фонтана – на сей раз пеликан (символ материнства) и на нем семья с детьми. Мать кормит детей...чем бы вы думали? Конечно яблоком! Символизм во всем. Только почему-то отец семейства смотрит совсем в другую сторону от своей семьи. Еще один символ можно увидеть, обратив внимание, что пеликан, на котором расположилась семья, вырывает клювом свое сердце. Это напоминание о легенде, в которой мать накормила голодных детей своим сердцем.

Проходим еще не много и… ужас! Полуразлажившиеся трупы продолжат ссору и за гранью жизни, один пытается удушить другого (вернее одна другого, как мне показалось, трудно судить по этим останкам). Все это происходит на то ли ящерице, то ли драконе. Интересный момент: на лапе дракона есть гравировка с цифрами 01.07.1977. В этот день был принят в Германии новый закон о разводах.

Ну и про «точку разрыва», с которой начинается фонтан: это встреча женщины-нимфы и…козла! Понимаю, что козел символ плодородия, но на мой скромный взгляд мужчина с нимфой смотрелся бы лучше….. хотя автору виднее. :)

Во время установки фонтана 30 лет назад кипели не шуточные споры (особенно по поводу слишком уж интимных подробностей скульптур и яркого выражения скандальной части семейной жизни), даже в какой-то момент власти отказались оплачивать проект. Тем не менее работа была закончена за несколько лет и теперь это местная достопримечательность, пользующийся большим спросом у туристов.

Еще несколько деталей….

Надпись на камне: "Пока смерть не разлучит вас".


Фонтанные скульптуры Нюрнберга поразили и удивили меня и очень. Подобного я не видела нигде и никогда. Меня эти потрясающие скульптуры, выполненые удивительно гротескно и вместе с тем удивительно реалистично,искренне обрадовали. Очень надеюсь, что и вам они доставят искреннее удовольствие!

Фонтан "Супружеская карусель"

(а так же «Супружеский фонтан») вообще-то Hans-Sachs-Brunnen (Ханс Захс фонтан) – один из самых обширных по площади архитектурных фонтанов Нюрнберга, находящегося в непосредственной близости от известной Белой башни. Он считается самым большим фонтаном фигур Европы 20-го Века.
Фонтан был создан в Нюрнберге с 1977 по 1981 год скульптором Юргеном Вебером (J;rgen Weber) по заказу города и был введен в эксплуатацию 1984 году. Поводом для строительства этого замечательного фонтана стала прозаическая подземная вентиляционная шахта метро, которая должна была быть построена в то же время (и в настоящее время находится в центре фонтана). Бывшему в то время референту по строительству Нюрнберга Отто Петр Гёрль (Otto Peter G;rl) пришла в голову эта замечательная идея, чтобы скрыть отверстия для выхода вала – закрыть его фонтаном. С миссией замечательно справился брауншвайгерский скульптор Юрген Вебер и фонтан был введен в эксплуатацию.
Как произведение искусства, фонтан, в связи с выразительными и образными (на мой взгляд даже гротесковыми) фигурами, которые считаются частью населения, пресса окрестила резко вульгарным, а так же из-за значительного перерасхода бюджета это произведение искусства изначально было весьма спорным. Художника обвиняли и в "псевдо-барокко сексуализме» и эти упреки и обвинения были возобновлены в связи с его новой работой «Корабль дураков», выполненной также Вебером в 1988 году. Сегодня фонтаны является одними из наиболее важных туристических достопримечательностей современного искусства Нюрнберга.Вдохновением для фонтана послужило написаное поэтом Гансом Саксом для его жены стихотворение «Горько-сладкая супружеская жизнь». Фонтан наглядно показывает шесть различных сцен: состоящей из взлетов и падений супружеской жизни - от первой страстной любви, через семейные разлады до самой Смерти.
Фонтан состоит из окрашенных и частично огнем позолоченных бронзовых фигур. Автором текста на постаменте так же является Ганс Сакс.
Корпус бассейна сделан из бело – серого мрамора в стиле барокко, а части украшений изготовлены из цветного мрамора. На западной стороне находится «Розеншток» . Он состоит из зеленого и розового португальского мрамора с прожилками. Вебер сделал зеленые листья из мрамора зеленого цвета и лепестки розы из мрамора розового цвета.

Горько-сладкая
супружеская жизнь
то падения, то взлёты
а начало - страстная любовь
то закаты, то восходы...

Ее должны были поставить на одну из церквей, но у города не было денег и ее водрузили на фонтан. Имея высоту 19 метров, она возвышается над восьмиугольным бассейном фонтана.

Покрытый золотом фонтан украшают 40 фигур, стоящих друг над другом на четырех уровнях.

Причиной известности этого фонтана является кольцо, вставленное в красивую решетку.

По легенде, один молодой человек, бывший подмастерьем у слесаря и желавший жениться на дочери своего хозяина, вставил это кольцо за одну ночь, чем произвел неизгладимое впечатление на возлюбленную и на ее отца.

С тех пор жители города и туристы дотрагиваются до этого кольца и загадывают желания.

Кольцо сфотографировать не удалось,лишь только потому,что оно за решеткой не видно,а чтобы потрогать его надо ещё и подождать своей очереди.

Фонтан добродетелей был построен в 1589 году, по заказу городского совета вольный город империи, которые были предназначены для демонстрации их положение в мире.

Шесть аллегории из трех богословских и три главные добродетели с их атрибутами размещены на круглой платформе: Вера с крестом и чашей, Любовь с двумя детьми, Надежда с якорем, мужества со львом, Умеренность с кувшином и Терпение с ягненком.

Над фигурами, херувимы нести два гербы города Нюрнберга. Силу седьмой, юстиции, стоит на вершине столба с завязанными глазами, мечом и кран как символ бдительности.

Скульптурная группа Юргена Вебера создана по мотивам произведения конца 15 века сатирической книги "Корабль дураков" Себастьяна Бранта.

В книге Брант описал целую вереницу дураков, носителей глупостей и пороков, собирающихся отправится на корабле в Царство Глупости.

Когда с таким трудом, упорно
Корабль я этот стихотворный
Своими создавал руками,
Его наполнив дураками,
То не имел, конечно, цели
Их всех купать в морской купели:


Скреб каждый собственное тело.
А впрочем, тут другое дело:
Мне в книгу некие болваны
(Они изрядно были пьяны)
Подсыпали своих стишков.


Но среди прочих дураков
Они, того не сознавая,
Под жарким солнцем изнывая,
На корабле уже и сами
Валялись все под парусами:


Я им заранее, на суше,
Ослиные наставил уши!

Фонтан "Брачная карусель" в центре Нюрнберга считается значимым объектом современного искусства второй половины 20 века и является самым большим фонтаном, состоящим из скульптур, воздвигнутым в 20-м веке.

При прокладке линии метро было необходимо замаскировать выход вентиляционной шахты прямо посреди площади, поэтому решено было построить фонтан.

Был объявлен творческий конкурс на лучший проект, в нем победил скульптор профессор Юрген Вебер, который представил композицию на мотив стихотворения «Das bittersüße eh"lich" Leben» («Горько-сладкая семейная жизнь») самого известного нюрнбергского поэта Ханса Сакса.

Сакс отразил в своем произведении счастливые и горькие стороны своего 22-летнего семейного опыта.

Скульптор воплотил темные и светлые моменты брачной жизни в форме карусели, поэтому фонтан называют «Брачная карусель»

Разные эпизоды семейного пути отражают шесть скульптурных групп,причем ни один элемент композиции не случаен, все полно глубоких символов и намеков.

Любовь изображает молодая пара на лебедином ложе.


Любовники тянутся друг к другу в предвкушении поцелуя,также как два лебедя протягивают клювы навстречу один другому.


Лебеди в греческой и германской мифологии — птицы любви. И перья их изображены как языки пламени страсти.

На гондоле из языков пламени изображена зрелая пара в вечной ссоре, скованная одной цепью.


Он — словно черт с своём гневе, она — будто ведьма,не желающая подчиниться.


Полуразложившиеся фигуры,это души человеческие, ведут свою вечную войну и за земным порогом,кто кого.....

Здесь дело дошло до бесплодных попыток закончить ссору удушением партнера.


Семейная идиллия представлена на постаменте в виде пеликана — символа материнской любви. А вот отец как-то безучастно поглядывает в сторону.

Пеликан вырывает клювом свое сердце — аллюзия на легенду о матери, что накормила голодных детей своим сердцем.


Страдающая избыточным весом супруга уплетает кусок торта, похоже отняла у мужа последний кусок.

Муж исхудавший и раздетый догола молится небесам.




Когда фонтан "Брачная карусель" появился на площади около Белой башни, он тут же вызвал негодование благочестивой местной публики, посчитавшей скульптуры верхом непристойности. Случилось это в 1984 году. И что вы думаете, спустя тридцать лет "фонтанные страсти" угасли? Ничего подобного! Бурные споры и дискуссии случаются здесь и сегодня. Тема-то вечная.

// skripta.livejournal.com


А началось всё с Белой башни, которая появилась в Нюрнберге в 1250 году, став частью крепостной стены, окружавшей город. Белый цвет башни оказался не слишком практичным, башню приходилось часто белить, но горожане нашли выход - стали присылать сюда на принудительные работы особо сварливых жён. Прошло несколько веков...

После Второй Мировой войны, во время реставрационных работ, штукатурку с башни сняли.

С тех пор она уже не белая, да и жён на перевоспитание к ней давно не присылают. Одно название осталось.

В 1972 году Белая башня стала служить входом в метро. Именно строительство метро и послужило предпосылкой к появлению на площади фонтана, всколыхнувшего нешуточные страсти, а в истории Нюрнберга случился курьёз, связанный с прошлым. Думаю, вы его оцените.

// skripta.livejournal.com


В процессе строительства нюрнбергского метро перед Белой башней образовалась вентиляционная шахта, уродующая внешний вид площади. Стали придумывать способы маскировки шахты, объявили творческий конкурс. В итоге, победителем стал скульптор Юрген Вебер, предложивший оригинальную скульптурную композицию, созданную им по мотивам стихотворения "Горько-сладкая семейная жизнь" известного поэта Ханса Сакса, жившего в Нюрнберге в те самые времена, когда Белую башню еще белили. В стихотворении поэт описывает личный 22-летний опыт семейной жизни, ее горько-сладкий "привкус". Скульптор представил все этапы супружества в виде круговорота, отражающего течение жизни.

// skripta.livejournal.com


Вот так выглядела площадь до конца семидесятых. Фотографию со снимка 1920 года я сделала на выставке "Нюрнберг в фотографиях 1904 - 1944". Не появись здесь станция метро, возможно, не было бы и фонтана. Белая башня находится слева, на фото ее не видно, но мы же не о ней, а о страстях наших разговор начали.

// skripta.livejournal.com


Шесть бронзовых скульптурных групп фонтана "Брачная карусель" полны скрытых символов и намёков, в них сплелись ирония и грусть. А над всем этим великолепием возвышается на кукурузном початке из мрамора сам поэт Ханс Сакс. Он смеётся и пляшет, отвернувшись от своих семейных перипетий.

// skripta.livejournal.com


Выходящая из морской раковины молодая искусительница и поклонник-музыкант, а рядом с ними - скачущий козёл как символ жизни и плодородия. Внизу надпись: "Пока смерть не разлучит вас".

// skripta.livejournal.com


Вожделение

Молодые супруги нежатся на прекрасном лебедином ложе - символе любви и верности. Их гладкие, налитые здоровьем тела вот-вот сольются в экстазе.

// skripta.livejournal.com


Идиллия

Заботливая мать кормит детей яблоками на ложе в виде пеликана - символе материнства. Пеликан, вырывающий из своей груди сердце, как аллюзия на легенду о матери, накормившей своим сердцем голодных детей.

// skripta.livejournal.com


Обратите внимание на обращенный с сторону взор мужа, мечтающего о небесных пирожках:))

// skripta.livejournal.com


Рутина

Птенцы из гнезда разлетелись. Они остались вдвоём - истощенный, беспомощный, униженный, но продолжающий мечтать муж и упитанная жена-тиранка, уплетающая за обе щеки кусок жирного торта.

// skripta.livejournal.com


Апогей

Безобразия достигли пика: муж и жена устали друг от друга, от взаимных упреков и ссор, но ничего не могут изменить, они скованы навечно цепями брачных уз.

// skripta.livejournal.com


Финал

Громадный дракон поднимает из глубин Ада пару скелетов. Супруги уже закончили свой совместный путь, но не могут найти покой и на том свете. Мазохизм...такой вот мазохизм.

// skripta.livejournal.com


Примечательно, что на одной из лап дракона выбита дата 01. 07. 1977. В этот день в Германии приняли новый закон о разводах.

// skripta.livejournal.com


// skripta.livejournal.com


На сердце из розового португальского мрамора выбиты строки стихотворения Ханса Сакса и годы создания фонтана.

// skripta.livejournal.com


И в заключение истории - один из самых красивых переводов стихотворения "Горько-сладкая семейная жизнь":

Слава Всевышнему и Всемогущему
Господу нашему славу пою
Слава тому, кто дает всему сущему
Мне же послал он супругу мою
Брачная жизнь - воплощение сладости
Вкус кисловатый добавит букет
Сколь вы прекрасны семейные радости
Столь же и тяжки, сомнения нет
Ангел мой, спутница жизни примерная
Так хороша, и мила, и добра
В доме хозяйка и женушка верная
В дом мой приносит немало добра
Правда, нередко, гроза собирается
Громы и молнии, слезы и крик
Очень уж громко супруга ругается
Часто бранится, да я уж привык
К дому спешить не хочу я порою
Злющая баба там сводит с ума
Но коль несчастье случится со мною
Станет жена мне опорой сама
В жизни надежный мой щит и подмога
Столько в ней жизни, столько огня
В зиму согреет, но - ради Бога!-
Пусть она меньше пилит меня
Вкусно готовит, чисто стирает
Шьет, вышивает, поет соловьем
Спорит, кричит, ничего не прощает
Радость моя, наказанье мое
Мой исповедник и искуситель
Там, где она - и дворец, и тюрьма
Благословен Всемогущий Спаситель
Двадцать два года со мною она.

// skripta.livejournal.com


skripta
08/07/2014 15:00



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Последние материалы сайта