Сергей антоненко. Сергей Антоненко: «Старообрядчество, как носитель замечательной и яркой, сочной традиции жизни и бытоустроения, может быть мощной альтернативой неоязычеству

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Многим старообрядчество представляется неким монолитным образованием. Между тем оно достаточно сложно структурировано как в церковном, так и в социальном отношении - от таежных скитов до вполне светских городских слоев. Более того, старообрядчество разрозненно, состоит из мало общающихся между собой больших и малых групп верующих. С одними старообрядческими согласиями и группами верующих диалог, причем диалог продуктивный, возможен, с другими он попросту немыслим. Одни старообрядческие сообщества состоят, по определению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, из "православно верующих христиан", другие, в зависимости от степени самоизоляции, постепенно становятся на путь обретения признаков сектантских образований. Понятно, что поэтому конструктивный диалог принципиально возможен далеко не со всеми старообрядцами.

Выскажем некоторые предварительные замечания. При всей ясности понятия диалога, как беседы или переговоров двух сторон, в церковной жизни сложился свой стереотип понимания этого термина. Здесь под диалогом обычно понимается организованный двухсторонний переговорный процесс, преследующий какую-либо позитивную цель - объединение Церквей, создание общей вероучительной формулы и т.д. В отношении со старообрядцами пока реально речь может идти всего лишь о попытках найти общий язык для потенциально возможного диалога. Поэтому правильнее бы эту фазу отношений именовать, например, собеседованиями, имея в виду под ними такую форму диалога, когда целью ставится не создание некоего совместного продукта, а просто попытка понять друг друга. Для начала дальнейшего движения вперед необходимо прийти к пониманию, лучше обоюдному, что конкретно нас разъединяет. А для этого нужны встречи, собеседования, может быть даже дискуссии, пусть формально ни к чему не обязывающие, но позволяющие глубже понять друг друга.

На сегодняшний день важно, чтобы результаты таких собеседований стали доступными для всего русского православного сообщества, то есть как для чад Русской Православной Церкви, так и для старообрядцев, поскольку и тем и другим они могут принести несомненную пользу. На наш взгляд, именно возможность самоуглубления в русскую национальную историю ценна в таких собеседованиях, поскольку может способствовать поиску конструктивных решений на будущее.

Если говорить о проблемах, возникающих при сегодняшних попытках наладить общение со старообрядцами, то одна такая проблема уже названа - до сих пор не только не предпринималась совместная попытка объективно осмыслить явления прошлого с позиций современности, но отсутствует общая терминологическая база для этого. Приведем простой пример: абсолютное большинство представителей одного из двух крупнейших согласий старообрядцев-поповцев", имеющих уже несколько лет свою небольшую духовную семинарию, справедливо утверждают, что у членов этого согласия есть с Русской Православной Церковью обрядовые и канонические разногласия, но нет догматических, вероучительных; многие же представители другого согласия постоянно подчеркивают наличие также догматических расхождений, неизменно приводя в пример именно обрядовые.

В этом заключается другая проблема в налаживании общения. С одной стороны, в дораскольных книгах, скажем, крестное знамение, в соответствии с мироощущением того времени, называлось "догматом", что вызывает трудности в попытках взаимопонимания, но трудности преодолимые, если принципиально не отрицать ценности усвоения исторических и богословских наук. Но, с другой стороны, крупные старообрядческие согласия вобрали в себя за последние 10-15 лет достаточно большое количество людей, не воспитанных в старообрядческой традиции, но воинствующе настроенных против Русской Православной Церкви. Людям этим свойственна удивительная для воцерковленных христиан агрессия и непримиримость. С характерной для неофитов активностью они неустанно изыскивают в Русской Православной Церкви все новые и новые "ереси", внося в ряды своего сообщества всевозможные нестроения и нервозность. Не хотелось бы ошибаться, но, кажется, здоровые духом и исконно принадлежащие к старообрядчеству приверженцы церковной старины все же интуитивно начали распознавать явно чужие голоса в своей среде, достаточно откровенно дирижируемые той же палочкой, которой управляется и так называемое "альтернативное православие".

К сожалению, определенную проблему в развитии общения создают некоторые СМИ, в особенности светские, привыкшие искать сенсации и не обремененные чувством ответственности за содержание своих публикаций. Разумеется, развитое церковное сознание не может признать состояние церковного раскола явлением естественным и нормальным. Но чувство скорби не должно заслонять чувство реальности - ни о каком объединении со старообрядцами в настоящее время речь не идет. Как бы громко ни призывала нас христианская совесть покончить, и побыстрее, с грехом раскола, исходить следует из объективной действительности. Излечение многовекового раскола, породившего и насилие, и обиды, и недоверие, и взаимное отчуждение, если в принципе и возможно, то требует подхода тонкого, деликатного, не терпящего суеты и торопливости. В старообрядчестве сейчас немало людей, не готовых не только к диалогу, но даже к общению с православными. Следует всячески приветствовать, что большинство современных лидеров старообрядчества проявляет готовность к общению и сотрудничеству с Русской Православной Церковью. И не однажды приходилось слышать от этих людей справедливые сетования на сообщения масс-медиа о якобы уже ведущихся переговорах об объединении. Такие сообщения сегодня можно оценивать как провокационные, возможно, ставящие целью только усложнить общение, поскольку они не соответствуют действительности и поскольку реакция на такие сообщения разных групп верующих может существенно различаться. Следует помнить, что христианская добродетель тиха и некриклива по своей природе, а ее противники, сколь бы скромным ни было их число, способны многое разрушить и многие сердца смутить.

В целом можно сказать, что взаимоотношения со старообрядчеством сейчас развиваются динамично, хотя и не без определенных трудностей. И главной целью этих отношений в настоящее время можно было бы назвать достижение осознанного понимания не только многими старообрядческими лидерами, но и большинством верующих, что поддержание общения с Русской Православной Церковью сегодня и для них, и для нас не просто полезно, но и необходимо. И речь сегодня идет не о молитвенном общении, чего боятся многие старообрядцы, озабоченные сохранением своей идентичности. Когда на повестке дня стоит сохранение национальной идентичности, имеет смысл взглянуть хотя бы чуть-чуть повыше своего забора. А вдруг за этим забором не враг, а сосед, которому грозят те же опасности, едва ли преодолимые в одиночку?

Старообрядчество. Штрихи к историческому портрету

История диалога со старообрядчеством существует столько же, сколько существует и само старообрядчество. Почти за 350 лет был накоплен огромный опыт полемики с "ревнителями древлего благочестия". Диалог с ними ведется и поныне, однако мало кто из современников знаком с ним.

Государственная власть и официальная Церковь изначально относились к старообрядцам как к еретикам и преследовали их. Масштабы гонений отнюдь не придуманы самими старообрядцами, ибо именно эти гонения и породили раскол в Русской Церкви. Применять казни против "раскольников" царю посоветовали бывшие греческие иерархи на Соборе 1666-1667 годов. Боясь казней, тысячные толпы приверженцев старой веры ушли в глухие леса или подались за границу. Те, кого гонителям удавалось обнаружить, предпочитали пыткам самосожжение. По мнению историка Церкви А.В. Карташева, к 1690 году в самосожжениях погибли более 20 тысяч человек.

Светская власть и старообрядцы

Надо особо отметить, что именно государственная власть была инициатором как богослужебной реформы, так и гонений на старообрядцев.

Особенно жестокие гонения старообрядцы претерпевали при царевне Софье. За приверженность старой вере тогда могли даже казнить. Во времена Петра I открытых гонений на старообрядцев не было, но при этом старообрядческое население облагалось двойной податью. В царствование Екатерины II старообрядцы не испытывали особых притеснений со стороны государства. Благожелательную политику продолжали и императоры Павел I и Александр I. При Николае I начались новые гонения: старообрядческие храмы и монастыри закрывались и обращались в православные или единоверческие. Мало известен тот факт, что писатель П.И. Мельников-Печерский, написавший романы "В лесах" и "На горах", был чиновником Министерства внутренних дел и во время "противораскольнической" кампании лично занимался ликвидацией старообрядческих скитов, снискав особую нелюбовь старообрядцев.

Во время правления императоров Александра II и Александра III притеснения старообрядцев начали стихать. А при Николае II, после обнародования в 1905 году "Манифеста о началах веротерпимости", старообрядцы получили свободу. Период между двумя революциями в истории старообрядчества многие исследователи называют "золотым веком". За это время старообрядцами было построено более тысячи храмов; съезды и Соборы проходили практически ежегодно, было создано несколько союзов и братств. В 1912 году на Рогожском кладбище был открыт Старообрядческий педагогический институт с 6-летней программой обучения, которым руководил отец будущего академика АН СССР Б.А. Рыбакова. Институт так и не дождался своего первого выпуска: в 1916 году всех учащихся старшего курса направили в действующую армию. Все достигнутое было окончательно разрушено после 1917 года. На старообрядцев, как и на всех христиан, начались гонения со стороны нового правительства, появились новые мученики за старую веру.

Евгений Юферев

Церковь и старообрядцы

Старообрядчество было относительно единым только при жизни таких "ревнителей древлего благочестия", как протопоп Аввакум, диакон Феодор и др. После их смерти в среде старообрядчества начали выделяться различные направления. Часть староверов отказалась принимать священников от Русской Церкви и, следовательно, осталась вовсе без священства. За ними закрепилось название "беспоповцев". Другая же, менее радикальная часть старообрядцев не стала отказываться от "беглого" священства - это так называемые "поповцы". Как "поповцы", так и "беспоповцы" разделились, в свою очередь, на различные "толки" и "согласия".

Официальная Церковь продолжала относиться к старообрядцам как к еретикам. Митрополит Димитрий Ростовский в своем "Розыске о раскольнической брынской вере" писал, что старообрядцы веруют в "другого Исуса", в "равноухого". Дело в том, что, в соответствии с древней традицией, старообрядцы пишут имя "Iсус" с одной буквой "i". Митрополит Димитрий заметил, что такое написание похоже на греческое слово, которое переводится как "равноухий". Такой невысокий уровень аргументации не способствовал диалогу, но, к сожалению, именно он закрепился и использовался синодальными миссионерами в полемике со старообрядцами. Традицию подобной критики поддерживали такие иерархи Православной Церкви, как архиепископ Нижегородский Питирим, епископ Тобольский Игнатий и митрополит Ростовский Арсений.

Подобный уровень полемики возмущал не только старообрядцев, но и единоверцев. Единоверцы - это православные христиане-старообрядцы, присоединившиеся к Православной Церкви на условиях полного сохранения дониконовского обряда. В XVIII веке отмечено несколько случаев присоединения старообрядцев к Православной Церкви на этих условиях. Например, основатель Саровской пустыни иеромонах Исаакий († 1737) убедил присоединиться к Православной Церкви беспоповца-федосеевца по имени Иоанн. А в 1799 году целая группа рогожских старообрядцев обратилась к митрополиту Платону с просьбой о присоединении их к Православной Церкви. В ответ на это прошение митрополит Платон написал "Правила или пункты единоверия". Согласно им, клятвы Собора 1666-1667 годов на старые обряды были сняты только с тех старообрядцев, кто присоединился к Православной Церкви. Единоверцам было разрешено причащаться в новообрядческих храмах, но при этом новообрядцам запрещалось причащаться в храме единоверческом. Только в случае чрезвычайной нужды, при отсутствии в округе новообрядческого священника, новообрядец мог принять напутствие единоверческого священника. Эти ограничения были отменены на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

Из-за сохранения клятв на старые обряды старообрядцы не спешили присоединяться к Православной Церкви. Лишь в 1971 году старый и новый обряды были признаны равноспасительными. Постановления Собора 1971 года создали новые условия взаимоотношений со старообрядцами. После этого для старообрядцев открылись стены духовных школ Русской Православной Церкви, что дало возможность получить высшее богословское образование таким представителям современного старообрядчества, как Иван Миролюбов, епископ Антоний (Баскаков, Древлеправославная Церковь России) и архиепископ Александр (Калинин) (Русская Древлеправославная Церковь).

В XIX веке государственная власть, по сути, использовала единоверие для упразднения старообрядчества. В Российской империи насильственными методами закрывались старообрядческие монастыри и скиты. Они или полностью разрушались, или передавались единоверцам. В частности, в 1840-1850-е годы известный старообрядческий центр в Москве - Рогожское кладбище - был передан единоверцам, так как часть его прихожан присоединилась к единоверию. Один из рогожских храмов - Никольский - стал единоверческим, а в Покровском кафедральном соборе по просьбе митрополита Филарета (Дроздова) были запечатаны алтари. Вновь они были раскрыты лишь в 1905 году по указу царя Николая II.

В 1862 году среди белокриницких старообрядцев появляется так называемое Окружное послание. Целью его было изжить из среды старообрядцев-"поповцев" некоторые "беспоповские" идеи, которые ими ошибочно принимались за истинные. Послание утверждало, что Российская Православная Церковь есть Истинная Церковь, а имя Иисус в новом написании - не имя антихриста. Послание вызвало раскол, уврачевать который белокриницким старообрядцам не удалось. Впоследствии "противоокружники" утратили свою иерархию, однако небольшие их общины просуществовали в подмосковных Гуслицах вплоть до недавнего времени.

В начале ХХ века отношение Церкви и государства к старообрядцам постепенно меняется. После издания 17 апреля 1905 года "Манифеста об укреплении начал веротерпимости" религиозные общины стали свободными от государственного давления. Изменения произошли и в миссионерской работе со старообрядцами. Теперь миссионеры уже не могли рассчитывать на помощь государственной власти в борьбе с расколом. На заседаниях Предсоборного Присутствия (1905-1906 годы), посвященных проблемам миссии, была оговорена необходимость "принципиально изменить методы миссионерства среди раскольников". В 1908 году Синод издал "Правила по организации внутренней миссии", в соответствии с которыми государственная власть не могла быть в ней задействована. Однако переустройство миссионерской работы шло очень медленно.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов работу Отдела по вопросам единоверия и старообрядчества возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий). На пленарное заседание были вынесены два доклада, содержавших прямо противоположные точки зрения: протоиерей Симеон Шлеев предложил проект учреждения единоверческих епископий, подчиненных епархиальным архиереям, а епископ Челябинский Серафим (Александров) опасался, что учреждение единоверческого епископата приведет к отрыву единоверцев от Церкви. После 1905 года изменились отношения и к единоверцам, поэтому по решению Собора было создано 5 единоверческих епископских кафедр. Одну из них - Охтенскую (в Петрограде) занял рукоположенный во епископа Симеон (Шлеев). Получив единоверческих епископов, единоверцы отнюдь не покинули Православную Церковь. Епископ Симеон доказал свою верность Православной Церкви тем, что, не уходя ни в какие расколы, принял мученическую кончину. На Архиерейском Соборе 2000 года он был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Во времена гонений на Церковь единоверческие кафедры в России сохранить не удалось.

На Архиерейском Соборе 2004 года было принято решение о создании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядцами, что открывает новую страницу в отношении к старообрядцам.

Луковенко И.Г.

Русская православная старообрядческая церковь

Общая история старообрядчества

История старообрядчества насчитывает три с половиной столетия. Его возникновение было обусловлено комплексом общественно-политических, религиозных, мировоззренческих причин. В узком смысле слова – старообрядчество – религиозное движение, порвавшее с Православной церковью, формальным поводом к чему послужило несогласие его сторонников с проводимыми в середине ХVІІ века патриархом Московским Никоном церковно-обрядовых реформ. Однако следует помнить, что старообрядчество, это не только и не столько узко религиозное движение, это целый культурный комплекс во всем многообразии его внутренней сущности (общество, политика, экономика, уникальная духовная и материальная культура).

Первая половина ХVII века (после Смуты начала века) характеризуется как борьба за укрепление Русского государства, централизации, стремление укрепить, усилить самодержавную власть новой династии Романовых.

Централизаторские внутригосударственные тенденции (выразившиеся, среди прочего, в ущемлении привилегий боярской знати, торговой политикой, созданием регулярных войск с оттеснением на второй план стрельцов и т.д.) не могли не коснуться церкви. Поначалу реформа церкви не выходила за рамки исправления морального состояния духовенства и попыток унифицировать религиозные обряды. Главную роль в этом играл т.н. «кружок ревнителей благочестия», куда входили будущий лидер старообрядчества протопоп Казанского собора Аввакум Петрович, известные московские протопопы Иван Неронов, Стефан Вонифатьев (духовник царя Алексея Михайловича). Также в «кружок» входил будущий патриарх Никон. Реформа преследовала цель укрепления внутреннего порядка церкви. Активное продвижение реформы начинается после избрания Никона патриархом в 1652 году. Однако здесь начинаются противоречия в среде реформаторов. В качестве образца для унификации богослужения Никон и его сторонники взяли новые греческие богослужебные книги. Однако, поскольку греческий богослужебный канон за предыдущие века претерпел изменения, то исправление русских богослужебных книг привело к изменению богослужебного канона русской церкви. Исправляя русские богослужебные книги, Никон стремился, с одной стороны, унифицировать богослужебный канон внутри русской церкви а с другой – привести в единство с богослужебной практикой всего Восточного православия.

Изменение богослужебного канона вызвало недовольство со стороны Аввакума и части русского духовенства. Они видели в этом посягательство на традиционные, освященные прошлым устои русского общества; подобная практика рассматривалась как предательство веры отцов, тем более, что современная им греческая церковь, по их мнению, впала в ересь. Недовольство вызывали и методы, которыми Никон проводил реформы – не соборно, а единолично. Церковные реформы находили поддержку со стороны светской власти с той лишь разницей, что Никон видел в сильной церкви возможность подчинения ей светской власти («церковь выше государства», «власть патриарха выше власти царя»), тогда как царь видел в сильной церкви средство мощного идеологического контроля над обществом и хотел подчинить церковь светской власти. Поэтому, когда реформы в целом были завершены, Никон был отстранен от власти.

Собственно, реформы сводились к изменениям в чине богослужения и некоторых обрядов (троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного, написание имени «Иисус» вместо «Исус», хождение вокруг аналоя с запада на восток вместо с востока на запад и т.д.).

Противодействие реформам объединило представителей разных сословий, недовольных централизаторскими устремлениями царя и патриарха.

Тем не менее реформы были окончательно закреплены на соборах 1666 и 1667 годов. На старые обряды было наложено проклятие.

В старообрядческой среде быстро распространяются эсхатологические идеи. Аввакум учил, что окружающий мир стал царством антихриста, что царь и патриарх являються слугами дьявола. Его ученики пошли дальше, и обьявили антихристом самого царя и патриарха. Распространялись идеи о скором конце света. Это, а также последовавшие за официальным признанием реформ гонения на сторонников старых обрядов, способствовало тому, что старообрядцы бежали на незаселенные земли Русского государства, а также за границу. Одним из способов ухода из покоренного антихристом мира наиболее радикально настроенные староверы избрали самосожжения. Первые «гари» начинаются примерно с 1678 г. По приблизительным подсчетам до конца ХVІІ века так покончило с жизнью до 20000 человек. С 1685 года правительство начинает снаряжать специальные экспедиции для поисков старообрядческих поселений.

Одним из наиболее трагических событий истории старообрядчества стало уничтожение монахов Соловецкого монастыря, не принявших реформ Никона.

Духовный лидер старообрядчества протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 года.

Одним из наиболее революционных староверческих центров стал Дон. Под старообрядческими лозунгами проходило восстание Степана Разина.

Старообрядчество изначально не было социально однородным явлением. Сюда входили представители боярской знати (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Е. Урусова), посадские слои, и крестьянство. Староверие поддержала значительная часть приходского духовенства. Епископат по тем или иным причинам поддержал реформы. Единственный епископ Павел Коломенский, не принявший реформ, был уничтожен. Неоднородность социального состава старообрядческого общества, привела к тому, что уже к концу ХVII в. происходит распад староверия на два главных течения – поповство и беспоповство. Социальной базой первого течения стали посадские слои, а беспоповство, по преимуществу, было крестьянским движением. Первой формой поповщины стало беглопоповство. Это движение получило такое название потому, что, будучи менее радикальными, чем беспоповцы, представители этого направления считали необходимым восстановление нормальной церковной жизни, а поскольку к концу ХVII в. священники, рукоположенные до Никона умерли, то встал вопрос о том, где брать новых (своего епископа у поповцев не было). Приняв решение, что православная церковь, хоть и является еретичной, но все же церковью, поповцы стали принимать из неё беглых священников (отсюда название движения). Существовало три чина принятия еретиков: перекрещивание (священник должен был перерукополагаться), перепамазание, проклятие ересей. Споры разгорелись относительно последних двух чинов. Сторонники перепамазания в конце концов победили.

Первые по времени основания поповщинские поселения образовались на Стародубье (теперь Черниговская область Украины, Брянская область Российской Федерации). Здесь первое время староверы пользовались льготами, которые предоставляли, в частности, украинские гетманы, чтобы привлечь население на незаселённые земли. Однако после вмешательства правительства часть староверов вынуждена была бежать за рубеж на польские земли. Появляется новый старообрядческий центр – Ветка (теперь Брянская область Белоруссии). Население Ветки достигало 40000 человек. Ветковские староверы контролировали значительную часть торговли, а также торговые пути с юга на восток и северо-восток. Однако в 1735 и 1764 гг. правительство предпринимает меры по искоренению оттуда староверов (т.н. 1-я и 2-я «выгонки» Ветки), после чего ветковский центр был разгромлен. Значительная часть староверов вернулась на Стародубье.

Следующим важным центром поповщины стал Керженец (нижегородский край и далее вниз по Волге). Здесь староверы контролировали торговые пути на юг и восток, основывали мануфактуры, контролировали судостроение. Значительное количество староверов работало на заводах Демидовых. Подобные районы староверия были также и духовными центрами. Оттуда на места рассылались священники, здесь основывались скиты, часовни, церкви. Существование таких центров было залогом существования нормальной церковной жизни.

Беспоповцы были более радикальным движением, чем поповцы. Они считали, что с приходом в мир антихриста церковь исчезла, что благодать была взята на небо, а потому та церковная жизнь, что была ранее невозможна. Беспоповцы считали невозможным признавать светскую власть. Оставался единственный выход – бежать от мира. Беспоповство не являлось однородным явлением. В его среде на протяжении ХVІІІ –ХIХ веков появлялись согласия и толки, разные по социальному составу, по идеологии. Одним из первых беспоповских центров стало Поморье. Здесь была основана т.н. Выговская община (теперь Карелия; к северу от Онежского озера). Социальный состав общины – крестьяне и монахи Соловецкого монастыря. Были основаны два скита – мужской и женский. Постепенно радикальные настроения уходили в прошлое. Знаменитые «Поморские ответы» 1722 г. свидетельствуют о признании царской власти и покорении ей. Соглашательская политика выговцев привела к тому, что из их среды выделился самостоятельный филипповский толк (названный по имени основателя). В 1743 г. они покончили жизнь самосожжением.

В конце ХVІІ века дьяком Феодосием Васильевым был основан федосеевский толк (по имени основателя). В 1771 г. в Москве федосеевцами было основано Преображенское кладбище, ставшее одним из основных центров беспоповщины.

Постепенно из этих толков выделялись новые. Наиболее известными беспоповскими толками были аароновцы, самокрещенцы, лужковцы, нетовцы (спасовцы), странники (бегуны) и др.

При Петре І старообрядцы притеснялись. Они вынуждены были платить двойной подушный налог, налог на бороды и др. Была организована специальная контора раскольничьих дел, преобразованная при Петре ІІ в канцелярию разыскных раскольничьих дел (упразднена при Екатерине ІІ).

Екатерина ІІ в 1762 г. разрешила староверам, бежавшим за границу, вернуться. Были отменены указы Петра І. Часть вернувшихся из-за рубежа староверов основала новый поповский центр на реке Иргиз (Саратовский край), быстро ставший одним из главных поповских центров.

В 1771 г. поповцы основали в Москве Рогожское кладбище – главный российский центр поповщины.

На протяжении ХVІІІ – ХІХ вв. поповцы не оставляли попытки создать свою церковную иерархию и перестать зависеть от официальной церкви. Эти попытки увенчались успехом, когда в староверие перешел Сараевский митрополит Амвросий. В 1846 и 1847 гг. в Белой Кринице (теперь Черновицкая область Украины, а тогда территория Австро-Венгрии) он рукоположил несколько епископов, так что 1859 г. поповство насчитывало более десяти епархий.

Часть поповцев не признала каноничности новой иерархии и продолжала принимать священников из официальной церкви.

В 1800 г. часть поповцев, выступивших за то, чтобы принимать беглых священников по третьему чину (проклятие ересей), пошла на соглашение с правительством и православной церковью, признала власть местных епископов и получила священников из официальной церкви с тем, чтобы те служили по старым обрядам.

При Александре І староверы получили относительную свободу. Правительство в 1822 г. утвердило правила о недопустимости розыска беглых священников и тайных скитов, часовен. Однако новые часовни строить запрещалось. Однако уже при Николае І гонения усиливаются. В 1832 г. были отменены правила 1822 г.. В 20 – 30-е годы были разгромлены иргизские скиты.

В 1853 г. была основана старообрядческая архиепископия в Москве. Тогда же между митрополией в Белой Кринице и московской архиепископией было достигнуто соглашение о разделе административной власти: московской архиепископии подчинялись все приходы на территории Российской империи, тогда как под власть белокриницкой митрополии подпадали зарубежные приходы.

Важным событием старообрядческой истории ХІХ в. стало появление в 1862 году т.н. «Окружного послания», составленного наиболее лояльно настроенными поповцами белокриницкого согласия: император объявлялся лицом боговенчанным и богохранимым, православная церковь признавалась нееретичной т.к. также верует в Иисуса Христа. Культ, основанный Никоном, объявлялся правильным. Единственной виной церкви и правительства признавались гонения на староверов. Появление этого послания вызвало раскол в поповской среде. Появились т.н. «окружники» и «противоокружники (или «раздорники»)». С признанием «Окружного послания» выступила большая и влиятельная часть поповских центров. Однако раскол удалось преодолеть только в начале ХХ века.

Во времена советской власти старообрядчество разделило судьбу других религий в СССР. К концу 30-х годов ХХ века староверы-поповцы оказались фактически лишенными церковной иерархии. Все епископы находились в тюрьмах. Лишь в 1941 г. был выпущен на свободу архиепископ Иринарх (Парфёнов). В послевоенные годы церковь возглавляли: архиепископ Флавиан (Слесарёв; 1952-1960), архиепископ Иосиф (Моржаков; 1961-1970), архиепископ Никодим (Латышев; 1970-1986). На Освящённом Соборе в 1986 г. предстоятелем церкви был избран епископ Клинцовский Алимпий. В 1988 году на Освященном Соборе, посвящённом тысячелетию крещения Руси, было принято решение о преобразовании Московской старообрядческой архиепископии в Митрополию. Предстоятель церкви стал именоваться Митрополитом Московским и всея Руси. С этого времени церковь носит своё нынешнее название Русская Православная Старообрядческая Церковь. Митрополит Алимпий управлял церковью вплоть до своей кончины 31 декабря 2003 года.

В 1971 г. на Соборе Русской Православной Церкви со староверов были сняты проклятия и анафемы. Старые обряды были признаны спасительными и равночестными.

В настоящее время кроме поместной РПСЦ существует поместная старообрядческая церковь в Румынии (центр – г. Браиль). Предстоятель церкви (с 1996 г.) преосвященнейший Леонтий, архиепископ Белокриницкий и всех зарубежных древнеправославных христиан митрополит.

Нынешний предстоятель Русской православной старообрядческой церкви – Митрополит Московский и всея Руси Андриан.

Митрополит Андриан (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 года в старообрядческой семье города Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974 году закончил Казанский Авиационный Институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ Оптико-механического завода, а затем в СКБ Спортивной авиации. В 1980 году сочетался браком со Штринёвой Натальей Александровной, происходившей из рода нижегородских старообрядцев. В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие при реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремёсла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплётчика книг. Позднее был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для Храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного Кафедрального Собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон.

В 1998 г. овдовел, имея на попечении сына и 2-их дочерей. 17 октября 1999 года рукоположен в сан диакона к Казанскому Храму в честь Казанския Иконы Пресвятыя Богородицы. Тогда же на Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 г. был рукоположен в сан священноиерея. В 2001 г. принял иноческий (монашеский) постриг с наречением имени Андриан.

29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. Хиротонисан Митрополитом Московским и Всея Руси Алимпием в сослужении с Епископами Иоанном Ярославским и Костромским, Силуяном Новосибирским и всея Сибири, Савватием Киевским и всея Украины и Зосимой Кишенёвским и всея Молдавии. На Освященном Соборе 9 февраля 2004 года был избран Митрополитом Московским и Всея Руси.

Старообрядчество на Украине

В истории старообрядчества территория современной Украины представляет наибольшую важность. Здесь старообрядцы появляются сразу же после начала гонений на них со стороны правительства и официальной церкви. Первые старообрядческие поселения появляются на территории Стародубья (теперешняя Черниговская область Украины, Брянская область России) уже в 70-е годы ХVІІ века. Украинские гетманы были заинтересованы в заселении и освоении этих земель. По условиям «Вечного мира» (1682) между Россией и Речью Посполитой эта территория входила в состав Российского государства. Репрессивные меры московского правительства в конце XVII начале ХVIII веков вынудили значительную часть староверов покинуть эти террнитории и переселиться за польский рубеж, где был основан центр староверия – Ветка. Однако после разгрома Ветки в ХVIII веке староверы возвращаются на Стародубье. В последующем Стародубье становится одним из крупнейших центров староверия. В 20-е годы ХIХ века здесь насчитывалось до 40000 верующих-староверов. Стародубье был одним из ключевых центров староверов-поповцев. После основания Белокриницкой иерархии на этой территории была основана Черниговская епархия с центром в городе Новозыбкове (ныне районный центр Брянской области России).

Стремление укрыться от мира, а также репрессии правительства вынуждалb староверов бежать зарубеж. Одним из таких зарубежных центров стало Подолье, входившее в состав Речи Посполитой (ныне Винницкая, Хмельницкая области Украины). Наиболее крупными центрами староверия здесь были г. Балта (теперь в Одесской области), села Куреневка и Борсков (Винницкая область). В 1675 году в с. Куреневка был основан старообрядческий скит. Позднее здесь располагались Куреневский Никольский мужской монастырь и два женских Куреневских Успенских монастыря. Город Балта после основания Белокриницкой митрополии стал центром Балтской епархии (в начале ХХ в. центр перемещается в Одессу).

С конца ХVII в/ старообрядческие поселения появляются в южной Бесарабии. Сюда, на земли, находящиеся под турецким владычеством, приходят донские казаки под предводительством атамана И. Некрасова. Они пользовались здесь значительной вероисповедной свободой, правовыми и экономическими льготами. После присоединения Бесcарабии к России староверы продолжали пользоваться этими льготами. Территория расселения староверов здесь: Измаильский, Килийский районы Одесской области.

Значительное количество староверов проживало на территории Елисаветградской губернии. Здесь селились выходцы из Стародубья, Польши, староверы, возвращавшиеся из других зарубежных районов по приглашению Екатерины ІІ. Здесь впервые появляется единоверие (1800 год).

Также крупным центром староверия на территории современной Украины была Херсонская губерния (здесь насчитывалось около 30-ти поселений).

До 1917 г. на территории Украины действовало 36 старообрядческих монастыря. Среди них (кроме Куреневских) Черкасский Покровский женский монастырь, Красноборский мужской монастырь (Черниговская губерния).

На территории современной Украины располагался центр Белокриницкой иерархии – с. Белая Криница (теперь Черновицкая область). С 1774 и до 1918 года эта территория находилась под властью Австро-Венгерской империи.

В годы советской власти на территории УССР находилось две епархии архиепископии Московской и всея Руси: Одесская и Винницко-Киевская.

Ныне территорию Украины охватывает епархия Киевская и всея Украины Русской Православной Старообрядческой церкви. Правящий епископ (с 1993 г.) преосвященный Савватий, епископ Киевский и всея Украины. По данным на 1 января 2003 года на территории Украины 65 религиозных организаций РПСЦ.

Старообрядчество в Донбассе

На территории современной Донецкой области старообрядческие поселения появляются в конце ХVII начале ХVIII веков. Они основываются на порубежных землях южных границ Русского государства. Их основывают выходцы из Курской губернии. Наиболее крупными центрами старообрядчества были северо-восток (село Ольховатка) и юг области (село Мелекино и близлежащие поселения). Село Ольховатка основано в 1720 г. (официальная дата основания, хотя поселение появляется ещё в конце ХVII в.)) выходцами из Курской губернии. К началу ХХ в. численность верующих староверов Ольховатки составляла 2614 человек. Верующие имели церковь, в селе располагался небольшой женский монастырь. В 30-е годы монастырь был закрыт. Пожар в 1929 г. уничтожил церковь. Поселения староверов на юге области появляются в конце ХVIII века. В 1910 г. верующими была построена церковь, которая была закрыта в 1930 г. К середине 20-х годов на территории Донецкой губернии насчитывалось 9 общин староверов-поповцев, объединявших 3266 верующих. Кроме того на территории губернии действовало 2 общины староверов-беспоповцев (62 человека).

Во время Великой Отечественной войны религиозная жизнь верующих староверов оживляется. С 1944 по 1947 г. возобновляются богослужения в общине Мелекино. В это время община объединяла около 300-350 человек, членов местного рыболовецкого колхоза.

Численность верующих Ольховатки в 1945 г. – 550 человек.

В конце 40-х годов в южные районы области переселяются верующие-староверы из Румынии и Болгарии. Они поселяются в хуторах Безымянный, Еланчик, Седовка, селе Широкино, поселке Буденовка. Они возбуждают ходатайства об открытии церкви в Мелекино. В 1950 г. было разрешено совершать богослужения 2-3 раза в год приезжему священнику из Ростовской области.

В 1952 г. верующим Ольховатки также было разрешено приглашать для совершения богослужения священника из Луганской области. Долгое время приход Ольховатки окормлял священник Савелий Калистратович Голубятников. По состоянию на 1 октября 1978 года община Ольховатки объединяла 155 человек; 9 октября 1978 года община была официально зарегистрирована. В настоящее время это единственная официально действующая община Русской Парвославной Старообрядческой Церкви на территории области. В 1995 году верующие своими силами построили новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Папаяни И.В.

Новозыбковская иерархия (Русская Древлеправославная Церковь)

Старообрядчество зародилось в России в середине XVII столетия и развилось в отдельную религиозную конфессию, после собора Московской церкви 1666-1667 гг. Последний осудил реформы Никона, но и не поддержал его противников. Реформы Никона выходили за рамки обычных обрядовых реформ. Ситуация осложнилась тем, что все нововведения подкреплялись растущей ролью западничества, против которой очень ожесточенно протестовал кружок «Ревнителей благочестия», во главе с протопопом Аввакумом.

После собора 1666 г. в Московии происходят повсеместные гонения и преследования приверженцев древнего благочестия.

28 октября 1846 г. после перехода в старообрядчество Босно-Сараевского митрополита Амвросия устанавливается трехчинная иерархия, так называемая Белокриницкая (название происходит от села Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области). Некоторые старообрядческие приходы и монастыри не приняли Белокриницкую иерархию. Таким образом, выделяется еще одно направление в старообрядчестве: «беглопоповцы». 4 ноября последние принимают в свои ряды обновленца никонианина архиепископа Николая (Позднева), а позже в 1929 г. его соратника Стефана (Расторгуева). Отсюда берет начало трехчинная иерархия Древлеправославной церкви. Сразу следует отметить, что применительно к современности термин «беглопоповцев» относительно выше названной религиозной деноминации звучит религиоведчески неэтично.

Кафедра архиепископа Древлеправославной церкви находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. в городе Новозыбкове (Брянская область Российской Федерации). В 1923 г. первоиерарх Новозыбковской церкви именовался: Архиепископом Московским, Саратовским и Всея Руси Древлеправославных христиан.

В З0-е годы XX века часть священиков Русской Православной церкви (далее РПЦ), спасаясь от репрессий перешли к новозыбковцам. В основном это представители движения «Иосифлян». В их числе и уже упоминавшийся выше Стефан (Расторгуев), занявший Уральскую и Богуславскую кафедры. С его расстрелом в 1937 г. русская Древлеправославная церковь находилась на нелегальном положении. В 1938 г. был закрыт собор в городе Новозыбкове, но в 1943 г. богослужения в нем возобновились.

В СССР у Новозыбковского старообрядчества отношение с властями складывались более удачно чем у других старообрядческих ответвлений.

Они выделялись на общем фоне своей «патриотичностью». Последнее означает то, что они не критикуют государственную власть и связи РПЦ с нею.

По структуре РДЦ отличается своей менее жесткой централизацией, нежели РПЦ и Русская Старообрядческая Православная Церковь (РСПЦ) Белокриницкой иерархии. Отсюда в церкви, не привыкшей к особой строгой дисциплине, часто возникают локальные конфликты, например, в 90-е годы XX века церковь несколько раз была на грани раскола. Так, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов), попытался создать Иверскую самостоятельную Древлеправославную Церковь, кроме того, в Самаре в 1995 г. епископ Вадим (Коровин) выступил с критикой священноначалия, что могло привести к новому делению старообрядчества, если бы не его отлучение.

В 2001 г. обостряются отношения новозыбковцев с РСПЦ. Архиепископ Александр, глава РДЦ выступил с резким заявлением, обвинив РСПЦ в «прозелитизме» и в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в Белокриницкую иерархию. Особо он осудил то, что священноначалие РСПЦ позволяет себе общаться с внешним миром от лица всего старообрядчества. На Соборе РДЦ было заявлено необходимости четкой грани между новозыбковцами и Белокриницкой иерархией.

Это связано с тем, что РДЦ по-прежнему отрицает законность рукоположения Белокриницкой иерархии. Также, с точки зрения новозыбковцев, все остальные христиане находятся в ереси и заблуждении, но они не считают, что все они не будут спасены.

3 марта 2002 года на Соборе РДЦ глава церкви архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, а резиденция перенесена из Новозыбкова в Москву. В Украине зарегистрировано две общины РДЦ. Одна из них в Донецкой области.

В России, так же как и в Европе, период раннего Средневековья характеризовался исключительной ролью христианской церкви. На развалинах Римской империи возник настоящий хаос – огромные территории были совершенно не организованы ни государственно, ни этнически, ни религиозно.

Готы, вандалы, остготы, вестготы, франки, гунны, англы, норманны путешествовали, основывали свои владения, потом теряли их и переезжали в другое место. Христианские институты выступали в качестве организаторов больших государственно-этнических образований. Церковь обладала связующей, цементирующей силой. Кроме того, монастыри сыграли немаловажную роль в освоении новых земель – монахи уходили в леса и болота и основывали на пустом месте благоустроенные жилые районы.

На востоке Европы положение было аналогичным. Христианство объединило Киевскую Русь, где ранее царил хаос славянских и финских племен. Наши предки оборонялись от степных народов, печенегов, потом противостояли татаро-монгольскому нашествию. Благодаря православной церкви вся неорганизованная масса держалась в подтянутом и дисциплинированном состоянии. Это было необходимо, потому что на Русь постоянно нападали. Страна то переживала оккупацию, то находилась в свирепой вассальной зависимости от Золотой Орды и Крымского ханства.

Тревожные симптомы

Есть такой общемировой закон в истории: когда религиозные организации сливаются с государством, становятся его частью и используют силовые методы государства в своих интересах, это приводит к самым тяжелым последствиям для самой Церкви. Начинается ее саморазложение. В Европе так и произошло. Когда она сложилась в систему крупных этнических государственных организаций, бешено пошли процессы внутреннего разложения.

И как попытки их преодолеть в рамках единой Церкви стали возникать ордены францисканцев, доминиканцев и т.д. Тем не менее к XIV–XV векам в первую очередь в верхушке католической церкви эти процессы гниения достигли угрожающих размеров. Они вызвали протестантские движения, которые привели к расколу, отделению Северной Европы от Рима, подрыву влияния римских пап. Даже там, где католическая церковь устояла, как во Франции, ей пришлось отступить, и она перестала быть хозяйкой положения.

Та же история случилась и у нас. К середине XVI века Московское государство отбилось от разрушительных внешних движений, в нем сформировалась система самодержавной власти. И при Иване Грозном начались важные процессы, в которых Церковь сыграла ключевую роль.

Глава православной церкви митрополит Филипп решительно и определенно выступил против безумной террористической политики царя, подав пример самоотверженного служения своей стране и вере, – и погиб. Затем, в период Смутного времени, когда государство страшно ослабло из-за царского террора, Церковь в лице митрополита Гермогена выступила с серьезной общенациональной миссией. И в последующие десятилетия моральный и политический авторитет Московской метрополии, ее руководства и самих церковных структур был высок.

Но уже к 40-м годам XVII века положение стабилизировалось, от внешних врагов удалось отбиться, начался экономический рост внутри страны, появились большие деньги. И тут вдруг обнаружилось, что слияние Церкви с государством начинает давать отрицательные результаты. Симптомы внутреннего разложения как в верхушке Церкви, так и в низшем ее звене становятся настолько серьезными, что появляются группы борцов, священнослужителей, которые требуют принятия решительных мер. Из этой среды выходит самый энергичный и одаренный представитель духовенства того времени – Никон, митрополит Новгородский. Он завоевывает положение предстоятеля митрополита Московского и затем патриарха Московского – главы православной церкви.

Эпоха перемен

Однако Никон не учел, что обстановка в стране кардинальным образом изменилась. Раньше таким выдающимся деятелям, как Сергий Радонежский, было позволено иметь свою точку зрения на самые острые государственные вопросы (например, отношения между князьями), занимать свою позицию, предлагать достаточно жесткие меры.

В силу необходимости Великий князь Московский мирился с этим. В период преодоления террористического разгрома, которому подверг Русь Иван Грозный, митрополит Филипп, а затем, в Смутные времена, и митрополит Гермоген могли повышать свой голос, обличать царя в самых страшных преступлениях. Но Филипп заплатил за это жизнью, а потом был канонизирован, Гермоген погиб, хоть и выступал как верховный лидер. Позже патриарх Филарет, отец первого Романова, стал, пожалуй, правителем страны при своем сыне, уступавшем ему в интеллектуальных и волевых качествах.

Но эти времена закончились, страна начала быстро развиваться, и Церковь должна была занять свое место. А Никон, который опирался на понимание отрицательных явлений, происходящих внутри Церкви, стремился стать таким же великим государем, как царь, и принимать свои решения. И здесь он столкнулся с серьезнейшим противником в лице Алексея Михайловича.

Для того чтобы реорганизовать церковное хозяйство, Никон прибегнул к той же мере, что и впоследствии Петр Первый, – решился навести порядок в богослужении, пригласил ученых греческих монахов, которые начали править книги. Он стал пересматривать и кое-какие обряды – и тут наткнулся на колоссальную оппозицию как в среде верующих, так и в самой Церкви. Был поставлен вопрос о том, что никакая власть не имеет права вторгаться в сферу духовной жизни народа, а внутренняя жизнь церковной общины должна стать автономной и не подлежать изменению, чистке. То есть встала прежняя проблема: что такое Церковь – часть государства или общественная организация? Ведь до Константина христианство было общественной организацией. А вот с государством складывались разные отношения, случались периоды по 30–40 лет, когда оно терпело христианство. Представителей духовенства не всегда преследовали и свирепо казнили. Иногда на их деятельность смотрели сквозь пальцы. А потом кто-нибудь из римских императоров, испугавшись их влияния, устраивал гонения. Но в целом до Константина христианство не являлось частью государства. И на этом оно заработало колоссальный авторитет.

За три столетия суровых лишений и борьбы, которые прошли со дня смерти Иисуса Христа до принятия христианства как государственной религии Константином, и появилась эта колоссальная сила, были отобраны люди, установлены традиции, созданы организации.

На Руси происходило то же самое. В первые столетия после принятия христианства, во времена внешних и внутренних войн, вера, храмы и обряды объединяли миллионы людей. И вдруг все это с легкостью по чьим-то приказам начало меняться, и возник раскол. Церковная верхушка подчинилась государству. Алексей Михайлович был достаточно тонким человеком и политически мыслил не примитивно. С помощью Никона он ударил по раскольникам, а потом убрал и самого Никона. По степени жестокости расправа над Никоном сравнима с той, что совершили над Аввакумом. Почему в самом начале царь поддержал Никона? Государство хотело взять Церковь в свои руки, и священнослужитель оказался для этого очень удобным орудием. Однако и Никон хотел стать хозяином, соправителем Руси, поэтому впоследствии царь устранил его вместе со всеми его амбициями.

К этому времени прошло 100 лет с момента ликвидации Византии. Поэтому вселенские патриархи не имели под собой никакой опоры, они получали серьезную денежную поддержку из Москвы. Столица оказывала помощь в трудные минуты, когда священнослужители собирались здесь по приказу царя, решали вопросы, осуждали раскол и утверждали снятие Никона со всех постов. Однако произошла неожиданная вещь. Значительная часть русского народа ушла в раскольники. Несмотря на преследования, носившие очень жестокий характер, миллионы людей держались за старую Церковь.

Сторонники раскола

Верхушка церковной иерархии сначала поддержала реформу Никона, а потом поддержала царя в его противодействии патриарху. Только один епископ примкнул к старообрядцам, но его следы быстро затерялись. Раскол возглавили протопоп Аввакум, Иван Неронов – те, кто вместе с Никоном требовали очищения Церкви, но все они были уничтожены. Алексей Михайлович понимал силу влияния Аввакума, много раз пытался с ним договориться, но тот оказался непреклонен: говорил, что все изменения – козни сатаны, и самым серьезным образом обличал царя. Аввакум обладал невероятным мужеством и выдержкой и собирал вокруг себя последователей.

Бесспорно, то была героическая эпоха в развитии нашего старообрядчества. Раскол поддерживался акциями протеста, вплоть до массовых самосожжений – правда, сейчас трудно определить, где раскольники сами себя сжигали, а где сжигали их. Алексея Михайловича это сильно удивляло, и государство было вынуждено признать, что, несмотря на репрессии, раскол сохранится на протяжении достаточно длительного времени. За Соловецкий монастырь, например, держались многие люди. Они никого не убивали (не было случая, чтобы они расправились с какой-нибудь карательной экспедицией), а сами принимали смерть за веру.

Из-за гонений старообрядцы уходили, но полностью их вытеснить не смогли. Даже из Москвы. Хотя большинство ушли на окраины – на юг, в брянские болота, или в пустые незаселенные места – Карелию, Нижний Новгород, Заволжье. Раскольники доходили и до Восточной Сибири, Турции, Польши, Болгарии, Румынии.

Единства у них не было. Они разделились на три крупных направления. Старообрядцы поповского согласия принимали священство и считали, что иерархия нужна, но у них не было епископа. Самая крайняя ветвь – беспоповцы отрицали государство вообще и его право на регулирование отношений в частности, в том числе брачно-семейных (они даже не записывали свои браки). А беглопоповцы – священники, служившие в молельнях в скитах по старым книгам и обрядам. Несмотря на многочисленные распри, все три направления продержались до начала XX века.

Как же старообрядцы все это выдерживали? Они уходили в веру целыми семьями, не прекращая свой род, создавали собственные организации, в первую очередь экономические, – и здесь сказывалось их преимущество как общественно организованной массы. Главным у старообрядцев был принцип добровольности, отсутствующий в государстве. Они могли выбирать между тремя направлениями или уйти в господствующую церковь.

В XIX веке государство создает компромиссную церковную организацию. В ней сохраняются старообрядческие обряды, но ее храмы входят в систему государственной церкви. У старообрядцев не могло быть и речи о частном накоплении, присвоении церковных сумм, о том, чтобы представители верхушки становились церковными князьями. Государство преследовало лидеров старообрядческих общин.

Лев Толстой в начале ХХ века даже добивался освобождения трех епископов, заключенных в церковную тюрьму в Суздале. Никакого обогащения или карьеры – наоборот, люди обрекали себя на мученичество. В то же время старообрядцы понимали, что надо работать, не валять дурака, не отлынивать, зарабатывать деньги, с помощью которых можно нормально жить и откупаться от властей. Благодаря этому они и выживали. Низовое священство государственной церкви жило небогато, часто просто бедно. Об этом даже Чернышевский писал. Поэтому, когда такому священнику давали деньги на составление официального отчета о том, сколько у него старообрядцев, тот свидетельствовал, что никаких старообрядцев нет, хотя сам прекрасно знал, и кто придерживается старой веры, и где они молятся, и как живут.

Иногда старообрядцы составляли очень серьезные организации. На реке Выг на северо-западе Карелии возник целый старообрядческий район. Люди освоили незаселенную территорию, вели сельское хозяйство, промыслы – и очень неплохо жили. Чтобы разорить Выгскую обитель и разогнать старообрядцев, потребовалось ввести туда воинские части. Эта обитель стала примером того, что можно жить даже в самых суровых условиях. Правда, не крупными объединениями, а небольшими коллективами.

Коммерческая жилка

Уже Петр смотрел на старообрядцев иначе, чем во времена своего отца. Кажется, именно ему принадлежит фраза: «Пусть платят двойную подать и крестятся хоть ногой». При Елизавете раскольников преследовали и казнили, а вот Екатерина проводила в этой сфере более мягкую политику. Так же как христиане в Римской империи превосходили обычных римлян своими трудовыми качествами, преданностью и дисциплиной, старообрядцы отличались от русских крестьян. И когда появилась возможность (а она появилась, потому что государство развивалось) и Екатерина разрешила крепостным заниматься коммерцией, то есть создавать сначала свои мастерские, а потом и фабрики, старообрядцы ею воспользовались. Они были к этому готовы – их мобилизационная способность превышала обычную в десятки раз. Они могли собрать нужных людей вокруг подходящего руководителя и достать деньги. У каждой общины были свои средства, даже у самой мелкой. Старообрядцы создавали предприятия, где была совершенно особая дисциплина. Руководители такой фабрики одновременно были лидерами самой общины и, чувствуя свою ответственность, придерживались определенных нравственных правил поведения: не пили, не курили, никакой распущенности, приветствовались справедливость и трудолюбие.

Руководители показывали нравственный пример. И общины в какой-то степени становились инкубаторами коммерческих дел. В этом смысле очень интересна история Рябушинских.

Они были обычными монастырскими крестьянами. Выполняли строительно-отделочные работы в Свято-Пафнутьевом монастыре, на окраине Боровска. Когда Екатерина освободила монастырских крестьян, превратив их в государственных, Рябушинские решили заняться коммерческой деятельностью и перешли в старообрядчество (изначально они были новой веры).

Что их привлекло? Дисциплина, нравственная атмосфера. Кроме того, они хотели попасть в среду, где легче себя проявить и преуспеть. Впрочем, вряд ли они это сделали из прагматичных соображений. Владимир Рябушинский в ХХ веке в эмиграции писал работы о великой силе старообрядческой религии. Однако переходивших в эту веру сразу начинали преследовать. Они не могли быть причислены к купеческой гильдии (только к обычному мещанскому сословию). Их сыновья попадали под рекрутские наборы, а они сами – под телесные наказания. В отличие от купцов, их можно было драть розгами.

В начале XIX века государству, которое чувствовало силу старообрядческого субэтноса, пришлось открыть для него какие-то лазейки. Так, оно позволило осваивать побережье Черного моря. И Павел Михайлович Рябушинский вместе со своим братом приехал с деньгами в небольшой поселок (нынешний Ейск), где они получили документы купцов первой гильдии. Скорее всего, это было при Александре, в период относительной свободы. Государство делало попытки ликвидировать раскол, надеялось, что старообрядцы потом сами как-нибудь растворятся. Но эти люди настолько решительно способствовали экономическому развитию страны, что рука не поднималась придавливать их на корню.

Становление старообрядцев как сверхуспешных экономических субъектов происходило так же, как и у Морозовых, о которых мы уже говорили. В этой среде по отношению к молодым ребятам, конечно, было больше жесткости, в 14–15 лет им уже приходилось вставать на ноги, составлять какой-то деловой план. Как правило, они уходили в город. Например, Рябушинские – два четырнадцатилетних парня – ушли в Москву и начали мелкую торговлю. Но они были так хорошо вышколены в своей семье, что очень быстро поднялись до положения купцов третьей гильдии.

В авангарде экономики

Из соображений безопасности старообрядцам было удобно жить малыми общинами, разрозненными группами, но особых экономических связей между ними не возникало. Они работали с людьми разных направлений, потому что в противном случае это привело бы к слишком серьезным ограничениям. Конечно, когда тот же Федор Гучков только создавал свой коллектив, он брал к себе единоверцев, но позже больше думал о том, как бы пригласить специалистов из Европы для окрашивания тканей, осваивания новых типов станков. Дело стало выше веры.

И у Морозовых в третьем поколении уже не обнаруживалось никакого предпочтения староверам. У самых твердых из них, Викуловичей, как раз работало больше всего англичан. Иногда общины помогали друг другу деньгами, но это не было системой. Представители самых разных скитов съезжались на Пасху в Рогожскую слободу – центр поповского согласия. Праздновали пасхальную неделю и уезжали с какими-то небольшими деньгами. У одного из старообрядцев, Большакова Тихона Федоровича, была своя лавочка, где он торговал кожаными изделиями – сапогами, конской упряжью. В то же время он собирал старообрядческие древности – книги, иконы, тексты – и помогал единоверцам. У потомков сохранились письма из женской обители за Волгой, где монахини благодарят его за оказанную денежную помощь в 3–5 рублей. Вот такие связи между старообрядцами существовали.

Сейчас нам – советским и постсоветским людям – невозможно понять, почему староверов не ликвидировали. Как, например, в период Ленина и Сталина, когда ликвидированы были все. Но государственных деятелей, начиная с Петра, всегда останавливали те или иные соображения. С одной стороны, раскол – это не дело. Но с другой – старообрядцы были непротивленцами, они не отвечали никакими восстаниями. Разве что соловецкие стрельцы отбивались, а остальные никогда не применяли силы, от них не исходило никакой угрозы. Староверы не имели связи с католическим или мусульманским миром. Они очень четко и твердо стояли на своих позициях, были хорошими работниками и надежными людьми. Православным священникам тоже хотелось жить, и они получали от староверов деньги. А губернаторы обращались к ним за помощью – провести дорогу, выполнить какое-нибудь крупное задание из Петербурга.

Старообрядцев можно сравнить с христианами в Римской империи. Их тоже все время порывались стереть с лица земли, но видели, что народ крепкий, ценный, рубить голов придется очень много, крови прольется невероятное количество… И к ним присматривались. Отмечали нравственную дисциплину, единство, сплоченность и то, как они постепенно внедряются во все сферы жизни. Но в Римской империи христиане не были в авангарде экономического развития. В отличие от старообрядцев, которые стали играть очень важную роль в развитии экономики.

Существовал «Банкирский дом братьев Рябушинских». Хоть он и не входил в двадцатку лидеров, но обладал большой надежностью, устойчивостью. Лучшими считались петербургские банки, имевшие огромное преимущество: они сидели рядом с госбюджетом. А бюджет был огромным – более 3 трлн рублей. Все это проходило через какие-то финансовые структуры, и петербургские банки получали проценты. А старообрядцы в финансовую верхушку так и не вошли. Хотя в какой-то момент в обществе они стали легальными людьми. Тимофея Морозова, например, приглашали в царский вагон, следовавший из Петербурга в Москву.

Деньги общины

Исторически старообрядцы не победили, но и не проиграли. Они устояли, удержались. Конечно, чтобы выжить в таких суровых условиях, им приходилось чуть ли не обожествлять свои догмы. Сейчас их молодежь, которая пользуется мобильными телефонами и остальными благами современной науки и техники, уже не может принимать эти жесткие правила. Лужков все-таки выделил старообрядцам деньги на реставрацию полуразрушенного Рогожского кладбища.

Когда-то оно было духовным центром староверов. Во время чумы 1770-х годов, когда треть Москвы вымерла, старообрядцы обратились к властям с просьбой, чтобы им отвели земли для захоронения умерших. И Екатерина разрешила. Поповцы получили территорию за Рогожской заставой, беспоповцы – в другом месте, и там возникли кладбища. А потом началась борьба – если людей закапывают, их надо отпевать. Власти не могли отказать в этом христианам, пусть даже «неправильным». А где отпевать? Строится часовня, а потом из нее делают храм. На старообрядцев пишут донос, приезжает генерал-губернатор.

В конце концов храм строят более низкий, вносят какие-то изменения, но он все равно появляется. А Рогожское кладбище – это центр всей старообрядческой России.

Состоятельные старообрядцы завещают все деньги общине. Так и идут накопления. И они уже не теряются. Никакая любовница из актрис или моделей после смерти такого человека ни копейки не получит. Все это останется внутри. В отличие от того, как бывает в светском обществе. Община поможет тебе нажить деньги – даст беспроцентный кредит, поспособствует в создании фабрики. Ты будешь иметь все это, но когда умрешь, капитал не уйдет вовне, какую-то его часть вложат в твое дело, а солидная часть пойдет в качестве пожертвования на храм.

Тимофей Саввич Морозов Церкви завещал не много, а вот его жена выстроила огромную колокольню на Рогожском кладбище, выделила крупную сумму на нынешний МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Она жертвовала деньги Московскому университету и другим учреждениям, одаривала старообрядческую общину, хотя и не была сильно верующим человеком. Сами старообрядцы тоже давали деньги на больницы, учебные заведения, приюты, но община никогда не поглощала чьи-то капиталы. Старообрядцы жертвовали солидные суммы, но сами общины никакими финансовыми операциями не занимались. Все накопленные средства шли на благотворительные нужды внутри общины: призрение старых и малых, общежития, приюты.

Связи между членами общины были не такими уж сильными, но, конечно, свой мир они знали. Думаю, когда кому-то из Морозовых требовался хороший делец, он присматривал его среди своих. Но мог взять и не старообрядца. Когда у тебя на фабрике работают 200 человек, ты наберешь их среди единоверцев – это понятно. А когда 20 тыс., то формировать гигантские коллективы на конфессиональных началах просто смешно. Вопрос в том, сколько у тебя английских инженеров, немецких или русских.

Внешние связи

Есть убеждение, что одним из злокозненных и очень последовательных врагов России является Англия и что старообрядцы, в частности беспоповцы, для которых уже наступило царство Антихриста, становятся сторонниками англичан в деле развала российского государства, откачки экономических ресурсов или просто накопления экономической власти нужными людьми. Но это абсолютно нелепая теория.

Основа старообрядческой веры – исконное древнее православие, и его последователи не могли допустить даже мысли о сотрудничестве с католиками. Это полностью исключалось из-за идеологической несовместимости. Старообрядцы ведь потому и откололись, что государственное православие пошло на контакты с греками, а последних упрекали в том, что они заражены папизмом, католичеством. Исходные позиции старообрядцев – сугубо российские, поэтому любые внешнеполитические комбинации были исключены. Правда, они действительно в огромных количествах закупали у Англии хлопок и машины.

Поповцы в XVIII–XIX веках остались без иерархии и нуждались в священниках. Они нашли какого-то заштатного епископа в Боснии, но требовались особые процедуры, чтобы поставить его российским православным митрополитом. Старообрядцы перевезли его в австрийскую часть Польши и признали епископом над поповской общиной Рогожского кладбища. И в этом новом качестве тот начал посвящать в священники. Все это делалось на деньги Солдатенкова и Рахманова – богатейших московских старообрядцев, миллионеров. Но тут Николай I потребовал у императора Франца Иосифа ликвидировать этот новый центр старообрядчества. Митрополита Амвросия арестовали и выслали. Но он успел поставить епископов по России, и иерархия была восстановлена.

Постепенно происходила легализация старообрядцев, и они признали существующую реальность в России. Хоть и заняли круговую оборону и настаивали на двуперстном крестном знамении, но уже не выдвигали никаких обличительных манифестов. Государство де-факто допускало их деятельность, и они тоже изменили свое отношение к нему. Власти произвели серьезную реорганизацию: патриаршество убрали, Церковь сделали частью государственного аппарата.

Какое будущее ожидает старообрядцев? В каком-то виде это общественное движение сохранится. У них есть преимущество перед официальной Церковью и нет амбиций – они не претендуют на роль властителей духовной жизни русского народа. У старообрядцев свой мир, им нужно только, чтобы их не преследовали. У нас ведь много различных социальных групп. И старообрядцы – одна из них.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму

русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1б50-х гг.

Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной

церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу

применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности,

устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.).

Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные

малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за

рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром

старообрядчества была Москва.

К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство,

духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная

неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые

разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются

БЕГЛОПОПОВЩИНА, ПОПОВЩИНА и БЕСПОПОВЩИНА.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название

свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников,

переходящих к ним из православия.

От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло ЧАСОВЕННОЕ

СОГЛАСИЕ. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками,

которые вели богослужение в часовнях.

Группы ПОПОВЦЕВ по организации, вероучению и культу близки к

православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия.

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - это старообрядческая церковь, возникшая в 1846

г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем

старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также АВСТРИЙСКИМ

СОГЛАСИЕМ.

БЕСПОПОВЩИНА в свое время была наиболее радикальным течением в

старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других

старообрядцев отошли от православия.

Беспоповщина имела несколько направлений:

1) СПАСОВСКОЕ СОГЛАСИЕ, или НЕТОВЩИНА. Согласно их вероучению, спасение

можно получить, уповая только на Иисуса Христа (Спаса). Отрицали таинства,

православное священство.

2) РЯБИНОВСКИЙ ТОЛК - течение в спасовском согласии; признавали лишь

поклонение кресту, сделанному из рябины.

3) ПОМОРСКИЙ ТОЛК возник на реке Выге, в Поморье.

Одно из течений поморцев - ДАНИЛОВЦЫ, названное по имени одного из

основателей толка, Данилы Вакулова.

4) ФЕДОСЕЕВСКИЙЙ ТОЛК - одно из радикальных течений в беспоповщине.

Основан в конце XVIII в. Феодосией Васильевым.

5) СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (БЕГУНЫ) - одно из крайних течений в

беспоповщине. Проповедовали близкий конец света, уклонялись от

государственных повинностей, перед смертью принимали крещение и прятались в

тайник. Подробнее эта секта будет рассмотрена ниже.

В 1905 г. после обнародования указа "Об укреплении начал

веротерпимости" старообрядцы получили возможность открыто проводить

богослужение, официально переходить из православия в свою веру, но для этого

им необходимо было пройти регистрацию.

На протяжении длительного времени в старообрядчестве шли споры о

сущности "старой веры". Каждый особоблен-ный толк считал истинным только

свое вероучение, отвергая все прочие, как не имеющие ничего общего с

истинным православием. Однако знакомство с вероучением старообрядческих

течений и толков приводит к выводу, что религиозная догматика у всех

направлений едина. Более того, по своей догматике старообрядчество почти

ничем не отличается от православия.

Все толки и согласия старообрядчества признают непререкаемой истиной

христианский "символ веры". Как и все христиане, приверженцы

старообрядчества следуют букве Священного Писания, разделяют библейские

представления, верят в богооткровенность Ветхого и Нового заветов.

Исключение составляет верность старопечатным книгам дореформенного периода.

Одним из основных моментов в идеологии старообрядцев является

эсхатология - религиозные мифы о скором конце мира. В старообрядчестве этот

элемент вероучения получил свое развитие в конце XVII в. Готовясь к концу

мира, одни умирали голодной смертью, другие сжигали себя, третьи строили

гробы, чтобы лечь в них перед Вторым Пришествием, читали друг над другом

молитвы, отпевали друг друга. Были еще и омут, и топор, и нож.

За всю свою историю, начиная с 70-х годов XVII в., старообрядчество

истребило десятки тысяч своих приверженцев, в том числе и детей. Подавляющее

большинство предало себя самосожжению (самосожиганию, как говорили встарь).

А.С. Пругавин, историк старообрядчества и сектантства, в одной из своих

статей, напечатанных в 1885 году в журнале "Русская мысль", попытался

1772 года сожгли себя заживо не менее 10000 человек. Надо заметить, что это

семейных самосожжениях, архивные документы весьма часто прибавляют к той или

иной цифре стереотипные слова "и прочих с ними" (или - "и прочих с ним",

если было известно лишь имя наставникавдохновителя или главы семейства).

Костры самосожженцев вспыхивали и после 1772 года. По сведениям, собранным

тем же историком, например, в 18бО г. сожгло себя 18 ста рообрядцев.

Огонь самосожжения благословлен был высшими автор! тетами раскола, в

первую очередь протопопом Аввакумол В одном из его сочинений содержится

пылкое восхвален и. первых самосожигателей: "Суть уразумевша лесть отстушк

ния, да не погибнут зле духом своим, собирающеся во две ры с женами и

детками и сожигахуся огнем своею воле к Блажен извол сей о Господе". В наше

время об этом знаме нитом расколоучителе принято писать и говорить как о

человеке яркого и самобытного таланта, несокрушимой воли и мужества, как об

конечно. Но для всесторонней и объективной оценки личности и деятельности

Аввакума надо помнить о том, что его литературный талант и ораторский

темперамент, с одной стороны, и число его единоверцев, погубивших себя в

благочестивом огне, с другой, были связаны прямой зависимостью.

Характерной чертой старообрядчества на протяжении многих лет было

противопоставление "истинноверующих христиан" (т. е. старообрядцев) "миру",

в котором якобы воцарился антихрист. Все "мирское" не принималось: браки,

законы, служба в армии, паспорта, деньги, любая власть. Замкнутый образ

жизни, ограниченный контакт с "миром", учение о воцарении антихриста с

самого начала играли более значительную роль в беспоповских толках. Однако

несмотря на то, что старообрядцы всячески старались придерживаться "старины"

и как можно меньше общаться с "миром", их убеждения и действия не могли

оставаться такими, какими они были ранее. Особенно это стало заметно в

начале XX в. Старообрядцам все чаще приходилось общаться с иневерцами,

вступать с ними в экономические отношения.

В старообрядческих селениях люди жили замкнуто. В них редко звучала

музыка, не было слышно веселых песен. В семьях староверов бытовали очень

строгие нравы. Мужчинам не разрешалось стричь бороды; женщина обязательно

должна была носить платок и надевать его так, чтобы он закрывал волосы.

Детей подстригали под кружок. Мужчины носили куртки с бортами, а женщины

длинные платья. В быту староверы соблюдали чистоту. Сор подметался в

передний угол. К иноверцам они относились отрицательно. От верующего другого

исповедания и тем боле неверующего, если они хотели жениться на девушке из

старообрядческой семьи, требовали перейти в их веру. При посещении их на

дому отказывали в просьбе дать напиться воды, при настойчивой просьбе давали

посуду, а затем выбрасывали ее.

В их среде бытуют различные суеверия. Так, довольно широко

распространена вера в существование чертей, домовых, леших, бесов.

Сохранился и такой обычай: у старообрядцев не принято оставлять посуду

открытой, ее полагается накрывать, чтобы отогнать нечистую силу. При этом не

имеет значения, чем и как накрывать посуду: важно, чтобы действия

сопровождались молитвой.

Поминально-похоронный обряд у староверов почти ни в чем не отличается

от православного. Но у староверов имеются отдельные кладбища. Если же

кладбище общее, то староверов хоронят на одном конце кладбища, а всех

остальных - на другом. Между этими территориями проходит межа, отделяющая

одних от других. Поминальный обряд также не имеет существенного отличия от

православного. Разница лишь в некоторых словах "неугасимой" по усопшему, и в

том, что эта церемония продолжается дольше, чем у православных. За чтение

"неугасимой" получали когда-то очень солидные суммы - по 500 р. за один

"сорокоуст". Нередконаблюдались такие случаи, когда наставники прибегали к

услугам старых дев, а сами лишь исправно получали "мздовоздание" за "труд".

Для старообрядцев в прошлом считалось большим грехом несоблюдение

постов. Во время великого поста песен не пели, и тем более не танцевали.

славить Господа Бога.

Последние материалы сайта