Психологическая инерция. Инертность мышления – пути преодоления

10.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

У любого изобретения есть много врагов. Один из самых грозных – психологическая инерция мышления. Давайте познакомимся с ней поближе.

Надо сказать, что психологи не признают такого термина и дают взамен много других: низкая оперативность мышления, нежелание прилагать усилия для поиска решения и т. д. Может быть, они и правы, но термин "психологическая инерция мышления" выражает все это короче и понятнее.

Психологическая инерция мышления – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Это определение довольно четко отражает сущность психологической инерции мышления, хотя и не охватывает всего ее многообразия.

С психологической инерцией мышления мы встречаемся постоянно, она вносит комфорт и спокойствие в нашу жизнь, хотя иногда и может сослужить плохую службу. Привычка есть одни и те же блюда, одеваться одинаково, сидеть на одном и том же месте и даже писать одной и той же ручкой – все это проявления психологической инерции.

Психологическая инерция мышления тем сильнее, чем большим объемом знаний мы обладаем. Получив информацию о чем-то новом и неизвестном, мы стремимся найти ему объяснение в рамках имеющейся у нас системы знаний. Если оно туда не вписывается – на то оно и новое, – то делаются попытки как-то втиснуть его в имеющуюся систему знаний или отбросить. Примеров этому много. Вспомним, как тяжело принимаются научной средой принципиально новые направления. Да что там далеко ходить, вспомните, как тяжело внедряются новые оригинальные предложения.

Вся деятельность конструкторов и проектировщиков ориентирована на использование известных, проверенных технических решений, имеющихся в нормативной документации, и, когда возникает необходимость решить нестандартную задачу, многие заходят в тупик или пытаются приспособить известные решения. Но это не значит, что все люди подвержены психологической инерции мышления, и с ней невозможно бороться. Есть люди, от природы обладающие живым, подвижным умом, хорошо принимающим все новое.

Психологическая инерция мышления наносит огромный вред развитию техники, поэтому с ней необходимо бороться. Рассмотрим внимательно, что же представляет собой враг, в каких видах и формах он проявляется.

Наиболее вредное проявление психологической инерции мышления – это непринятие принципиально новых идей и решений людьми, от которых зависит дальнейшее развитие и внедрение этих идей. Обычные последствия этого – запаздывание в использовании идеи на годы или десятилетия, огромные экономические убытки. История знает массу примеров подобного рода. Рассмотрим несколько из них.

К Наполеону однажды явился молодой американский изобретатель Фултон и предложил заменить французский парусный флот кораблями на паровых двигателях. Они могли бы пересекать Ла-Манш при любой погоде и осуществлять десантные операции в самые неожиданные для противника моменты. Корабли без парусов? Сама эта идея показалась великому полководцу настолько невероятной, что он высмеял изобретателя. По мнению британских историков, Англия была спасена от вторжения во многом потому, что Наполеон не сумел должным образом оценить изобретение Фултона. В данном случае психологическая инерция мышления проявилась в виде полного отрицания новой идеи без особых доказательств.

Итак, можно выделить первую форму проявления психологической инерции мышления.

Полное отрицание и неприятие новой идеи

Для нее возможны две разновидности. Мы рассмотрели первую из них: без доказательств нелепости и ненужности предложения. Но возможна и другая форма проявления: с приведением аргументов, отрицающих или ограничивающих возможность использования изобретения. Здесь нужно сразу отметить, что из рассмотрения исключаются случаи, когда человек сознательно отвергает новые идеи ради сохранения своего приоритета, престижа, должности, знаний и т.д. Мы рассматриваем только случаи неосознанных заблуждений.

Известный русский военный мыслитель, передовой человек своего времени генерал Драгомиров так отзывался о новом изобретении – пулемете:

– Если бы одного и того же человека нужно было убивать по нескольку раз, то это было бы чудесное оружие, так как при 600 выстрелах в минуту приходится 10 пуль в секунду. На беду поклонников столь быстрого выпускания пуль, человека довольно подстрелить один раз, и расстреливать его затем вдогонку, пока он будет падать, надобности, сколько мне известно, нет.

Так генерал Драгомиров убедительно доказывал ненужность пулемета.

Даже известные изобретатели иногда попадали под действие психологической инерции мышления. Например, Т. Эдисон, автор многих изобретений, в том число телефона, категорически отрицал возможность когда-либо говорить по телефону через Атлантический океан. Однако еще при жизни Эдисона эта идея была реализована.

Следующая форма проявления психологической инерции мышления.

Принятие на веру положений, высказанных авторитетными людьми

Есть такой исторический пример. Аристотель, великий естествоиспытатель древности написал в одном из своих сочинений, что у мухи 8 ног. Этому свято верили почти два тысячелетия, пока кто-то не удосужился пересчитать ноги назойливого насекомого. Их оказалось шесть.

Разновидностью этого вида психологической инерция мышления является упорное отстаивание общепринятой точки зрения. Такая форма проявления психологической инерции мышления характерна для всех времен, не исключая наших дней.

Использование старых принципов действия в новых устройствах

Первый паровоз отталкивался от земли торчащими сзади ногами. Первый электродвигатель был полной копией парового двигателя, только поршень тянули по очереди два электромагнита, переключающиеся золотником, и т. д.

Как столяр строгает доски? Ход вперед – снимается стружка, затем рубанок отводится назад – холостой ход, затем опять рабочий ход и т. д. Человеку трудно работать в обе стороны, а машине? И вот, оказывается, в продольно-строгальных и шлифовальных станках заложен тот же принцип: один ход рабочий, один холостой. А нельзя ли оба хода сделать рабочими? Конечно, можно, но психологическая инерция мышления не позволила конструкторам увидеть эту возможность, и современные станки, снабженные микропроцессорами и манипуляторами, используют старый принцип действия.

Неумение переносить знания в смежные или друге области

Можно привести много примеров, подтверждающих такую форму психологической инерции мышления. Физик Герц, открывший радиоволны, никак не мог согласиться, что его открытие найдет применение в технике связи. "И не спорьте, отмахивался Герц,- я сам открыл эти волны. Мне лучше знать". Это продолжалось до тех пор, пока А. С. Попов, не споря с Герцем, построил первую радиостанцию.

Еще пример.

Ученые-микробиологи ставили тысячи опытов, чтобы найти пути победы над болезнетворными бактериями. Но проведению опытов часто мешала плесень. Там, где она появлялась, микробы сразу гибли. Микробиологи отчаянно боролись с плесенью, берегли от нее лабораторную посуду. И только через 20 лет английский исследователь Флеминг пришел к выводу, что плесень содержит какое-то вещество, уничтожающее микробов, и его можно использовать для лечения болезней. Так появился пенициллин. Его изобретение опоздало на 20 лет. За это время от разных инфекционных болезней погибло около 20 млн. человек, которых можно было бы спасти.

Следующий пример. В 50-х годах ученые-металлурги пробовали использовать для плавления металла нагрев высокочастотным электромагнитным полем. Однако ничего не получалось, металл нагревался только у поверхности и упорно не хотел нагреваться внутри. Несколько лет опытов не принесли успеха, и эксперименты были прекращены. И только через десять лет уже другие ученые сумели использовать это свойство высокочастотного поля для поверхностного нагрева и закалки изделий. Опять изобретение опоздало на много лет по вине психологической инерции мышления.

К этой же форме психологической инерции мышления можно отнести решение изобретательских задач в рамках узкой специализации.

Наш век – век узкой специализации. Специалист по железнодорожной автоматике не знает, как работает автоматика в лифтах, конструктор самолетов очень далёк от конструктора комбайна и т. д. Каждый из них использует литературу только по своей специальности, общается только с коллегами и все задачи стремится решать только в рамках своей специализации. Во многих случаях никому не приходит в голову посмотреть, как решаются такие же задачи в других областях техники, в животном и растительном мире, в микромире и т.д.

Использование объектов только по прямому назначению

Такая форма психологической инерции мышления тоже довольно частое явление. Мало кому приходит в голову использовать устройства и технологии по другому назначению. Когда удается преодолеть психологическую инерцию мышления такого вида, возникают изобретения на применение.

Итак, можно подвести итоги. Психологическая инерция многолика и вездесуща. Как же с ней бороться? Прежде всего, знать, в каких формах она проявляется, и стараться избежать ее.

Изобретательская мысль накопила ряд приемов и рекомендаций, позволяющих преодолевать психологическую инерцию мышления в ходе решения задач.

Вот некоторые из них:

  1. Отказ от терминов. Термины навязывают старое представление о технологии работы объекта, скрывают особенности веществ и сужают представления об их возможных состояниях. При формулировке задачи необходимо заменять термины простыми, нетехническими словами, всячески избегая специальной терминологии.
  2. Переформулировка задачи для другой области техники. В основе этой рекомендации лежит известная предпосылка: творческая – деятельность человека продуктивна в новой и неизвестной для него области. Особенно эффективен этот прием при постановке задачи перед группой узких специалистов. Он широко используется при проведении мозгового штурма.
  3. Развивать умение видеть скрытые свойства объекта.
  4. Находить новые применения известным объектам.
  5. Развивать ассоциативное мышление. Для этого можно рекомендовать упражнение по составлению как можно более длинной цепочки ассоциативных связей между двумя внешне совершенно не связанными выражениями.

Мы рассмотрели только несколько видов проявления психологической инерции мышления. Конечно, трудно охватить всё их многообразие, но даже приведенные здесь материалы могут помочь в борьбе с этим явлением.

Зачем надо думать?

серия «Секретное оружие интеллекта»

Сима Крейнин

© Сима Крейнин, 2015

© Хелен Лимонова, дизайн обложки, 2015

© free images dreamstime.com, иллюстрации, 2015

Редактор Хелен Лимонова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Что вы узнаете

Почему в детстве вундеркинд, в молодости – подающий надежды, а после сорока – заурядная личность, хотя и опытный профессионал.

Как развивать свои «серые клеточки» и не позволять им застывать в неподвижности

Что такое психологическая инерция и как с ней бороться

Как убрать ограничения с полета мысли и придумывать совершенно новые оригинальные идеи

Как преодолевать барьеры в мышлении и противоречия в сложных проблемах

Что такое творческое мышление и как им овладеть

Кому это особенно надо

ИНЖЕНЕРАМ, НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ, СТУДЕНТАМ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ и ВОСПИТАТЕЛЯМ

РОДИТЕЛЯМ, чьи дети хотят гордиться своими нестандартными папами и мамами

Тому, кто по роду своей деятельности, обязан постоянно «выдавать» новые идеи

Тому, кто по складу своего характера, хочет быть «не таким, как все», любит выдумывать и не любит скучать

Зачем надо думать?

Одно время были очень распространены дискуссии: человек – это венец природы или наоборот, деятельность человека идет на благо природе или во вред и так далее…

Из всех этих вопросов нас интересуют выводы: чем же этот «венец» отличается от всех остальных природных объектов?

Оказалось, что человек обладает тремя способностями, которых нет ни у одного другого живого существа:

– интеллектом (мышлением и воображением)

– членораздельной речью

– способностью к сознательной целенаправленной творческой деятельности (креативностью)

Причем, эти способности связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Мышление – это просто течение мыслей, картинок и смыслов Если в процессе мышления проводится анализ – частное общее, причина и следствие, процесс и результат – мышление человека становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание проблемы и поиск решения, которое сможет пригодиться в аналогичных ситуациях. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность – тип мышления, когда человек находит простые и быстрые решения, неожиданные и непривычные для стандартной точки зрения.

В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из словесной формы сообщения.

Творческое мышление или креативность – это способ мыслить, который ведет к созданию нового. Творческое мышление связано с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека.

Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем образы отличаются от реальной действительности. В образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве результата творчества.

Итак, человек умеет думать. А зачем надо думать?

В обычной жизни взрослые люди думают довольно мало. Как только человек научился чему-то новому, он перестает думать об этом. Новый навык переходит на уровень привычек и рефлексов. Это как с ездой на велосипеде – все делается само собой. Получается, что подавляющее большинство того, что человек делает на протяжении всей жизни, он делает машинально, а мыслительная деятельность проявляется в учебе и, если повезет, немного в работе.

Вот приблизительный график интенсивности мышления среднестатистического человека.

В детстве мы учимся, овладеваем новыми знаниями и навыками, в молодости тоже еще сталкиваемся с различными новшествами.

Поэтому, все наши дети, конечно же, вундеркинды. Да мы и сами были такими. Потом студент и даже молодой специалист подает большие надежды. Но время идет, работа становится привычной, и к сорока годам мы вдруг обнаруживаем, что занимаемся рутиной. Нам заранее известно, что в какой ситуации надо делать, и если, не дай бог, происходит что-то необычное, то это скорее пугает нас, нежели радует.

А ведь чем больше в жизни событий, тем интереснее жить. Конечно, многие события требуют от нас креативную реакцию. Зато умение мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Способность быть креативными может пригодиться в любой ситуации.

Обратите внимание, как сильно изменилась наша жизнь за последние 20-25 лет. Мы сейчас вынуждены конкурировать со всем миром, и условия конкуренции ужесточаются с каждым годом. Умение думать и придумывать новое повышает наши шансы в этой борьбе.

Кстати, самый большой доход приносят именно новые идеи.

1. Брэд Хьюз (более 5 млрд. долл.)

Очень чудная, однако одна из наилучших бизнес идей, содержится в установке камер хранения вдоль автострады. Желающих пользоваться такими камерами было так много, что доход превзошел все возможные ожидания и прогнозы. Сейчас корпорация «Public Storage» является одной из огромнейших организаций в сфере хранения.

2. Amazon.com (более 5 млрд. долларов)

Джеффри Бэзос был первым, кто начал бизнес в интернете путем торговли книгами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых - недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

Б. В. Зейгарник (1976) называет инертным мышлением мыслительную деятельность больных эпилепсией. Нам этот термин представляется более широким - инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения». Г. В. Залевский (1976) под фиксированными формами поведения понимает акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга. Поэтому мы не можем говорить о их каузально-этиологическом родстве, речь идет о сходных патогенетических механизмах, которые могут быть обусловлены и функциональными и органически-деструктивными изменениями.

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. Вязкое мышление больных эпилепсией может быть охарактеризовано в первую очередь как ригидное, недостаточно лабильное.

прав» означает, что руководитель и не собирается слушать специалистов, которые в отдельных вопросах могут знать и понимать больше него. Сотрудники-«профи» обычно уходят из компании, где их не ценят и где от них ничего не зависит. При слабой же команде авторитарность управления будет только увеличиваться. Возникает заколдованный круг. Ожидаемый итог – увеличение числа управленческих ошибок и ослабление компании.

1.4. АВТОМАТИЗМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ЛЮДЕЙ

Если какая-либо ситуация повторяется, то повторяется и программа поведения; при многократном повторении её выполнение приобретает стереотипный характер, осуществляется автоматически, становится навыком. Автоматизмы, навыки, как писал выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, «это выключение из поля сознания отдельных компонентов действий».

Многие действия человека (действия в быту, трудовые операции) имеют автоматический характер. Автоматизмы являются необходимыми компонентами самых сложных (в том числе творческих) видов деятельности.

Автоматизмы образуются при осуществлении и умственных действий. Очень ярко эта закономерность развития подсознания видна в процессах развития речи.

Однако в процессе творческой деятельности автоматизмы проявляются с негативной стороны, создавая, так называемые, векторы инерции мышления. И как всякая инерция, данная заставляет наше мышление следовать сформированным автоматизмам, закрывая путь к «видению» новых возможностей и к творческому преобразованию исходного объекта.

Таким образом, автоматизмы играют положительную роль при стандартном функционировании мышления, экономя нам время и наполняя словесные формы однозначным (для говорящего – одним, а слушающего – другим) содержанием и отрицательную роль, при творческих актах.

1.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ

Выделяют 16 видов психологической инерции1 :

1) инерция привычной функции и функциональной направленности;

2) инерция привычных терминов (спецтерминов);

3) инерция привычной формы, привычного внешнего вида;

4) инерция привычных свойств, состояний, параметров;

5) инерция привычного принципа действия, области знаний;

6) инерция привычной неизменности объекта (псевдостатичности);

1 Нами используются материалы Санкт-Петербургской школы ТРИЗ, автор – С.С. Литвин.

7) инерция привычного состава, привычных компонент;

8) инерция привычного измерения;

9) инерция несуществующего запрета;

10) инерция привычного действия;

11) инерция единственности решения;

12) инерция монообъекта;

13) инерция привычной ценности (значимости) объекта;

14) инерция традиционных условий применения;

15) инерция известного псевдоаналогичного решения;

16) инерция лишней информации.

1.5.1. Инерция привычной функции и функциональной направленности

Направленность мышления выражается в том, что наше сознание закрепляет за данным объектом привычную для него функцию (объект всегда её выполняет), и когда необходимо применить объект по-новому, мы не можем «увидеть» другого применения объекта, а только привычное, стандартное (стереотипное)

Мы привыкли к тому, что каждый предмет предназначен для выполнения какой-то одной (закрепленной за ним) функции. Так, авторучка – это предмет, которым пишут, портфель – это предмет для хранения и переноски книг, бумаг.

А может портфель выполнять другую функцию? Да, и много. Понятно, что все предметы могут выполнять разные функции. Тем не менее, эта сильнейшая инерция постоянно, как цепной пес, подстерегает нас. Она связана с тем, что мы привыкли: «... вот это стол, за ним едят, вот это стул, на нем сидят...».

Есть любимая психологами задача К. Дункера: как закрепить свечку на стенке.

Дана свечка, она толстая. Её надо закрепить на вертикальной деревянной стенке в вертикальном положении. В вашем распоряжении для этого есть только молоток и коробочка с маленькими (меньше диаметра свечки) гвоздями. Спичек нет, других инструментов нет. На пол ставить нельзя, её надо закрепить на высоте человеческого роста. Гвоздики весьма маленькие, свечка толстая, поэтому сразу отсекаем предложение – набить гвоздиков в стенку и наколоть – держаться не будет.

Как правило, поступают предложения наколоть свечку; тереть так, чтоб гвозди нагрелись; выбить молоточком в стенке ямочку...

Напомним условия задачи: выделив то, на что большинство из вас не обратило никакого внимания и что является гарантированным ресурсом для ответа.

Надо закрепить свечку на вертикальной деревянной стене. Для этого в вашем распоряжении есть только молоток и коробочка с гвоздями.

Ответ: надо прибить к стенке коробочку и вставить туда свечку.

Вы просто забыли про коробочку. И совершенно правильно забыли – это и есть психологическая инерция: коробочка для вас – тара для гвоздей.

Точно также инерция привычной функции проявляется и в социальных системах, не позволяя менеджеру увидеть потенциальные ресурсы своих

сотрудников. Уборщица – моет полы и протирает поверхности, что же еще ей можно делегировать (передать)? Но ведь она человек и возможно в прошлом (до пенсии, выйдя на которую она стала подрабатывать уборщицей) занимала достаточно высокий пост, обладает полезными для предприятия знаниями и умениями, а не только уборщица…

Помнится в старое время, был снят фильм «Большая семья», в котором старый рабочий (бывший передовик) выйдя на пенсию, устроился на своем заводе ночным сторожем. Директор, уважая его и доверяя, разрешил ему находиться во время дежурства в своем кабинете. Однажды раздался звонок, звонили с обкома партии. Сторож, владея информацией, стал не только отвечать на вопросы, но и поучать собеседника. Тогда тот спросил его – «Кто вы?». Нерастерявшийся сторож ответил – «Ночной директор». С этого и повелось. Стал сторож решать дела завода в неурочное время…и хорошо решать!

А сколько талантов скрыто в наших работниках …

1.5.2. Инерция привычных терминов (спецтерминов)

Любая информация формулируется словами (терминами) за каждым из которых наше сознание закрепляет определенное содержание со временем становящееся стереотипным. Воспринимая информацию, мы слышим (читаем) термин, и из памяти в сознание подгружается соответствующее содержание, которое, в дальнейшем, и участвует в мыслительном процессе

Следовательно, за каждым понятием достаточно жестко закрепляются свойства, функции, форма и т.д . Это и создает психологическую инерцию мышления. Трудно «увидеть» под привычным термином другую информацию, которая отсутствует в его содержании. Можно выделить цепочку специальных терминов от узкоспециализированных до абстрактно обобщенных (универсальных).

Виды специальных терминов:

узкоспециальные (допустим, В-19);

общетехнические (датчик, коннектор);

функциональные (держалка, резатель, емкость, чернитель бумаги);

бытовые, детские (например, кастрюля, палка, веревка – понятные ребенку 5-ти лет). Бытовые термины иногда вызывают возмущение специалистов: «я не позволю мой ледокол называть ящиком». Тем не менее, любую лазерную технику можно описать при помощи палки и веревочной петли;

универсальные (штуковина).

Уйти от исходного объекта, представить его как совокупность свойств, на которых можно строить и другие функции. Вместо рассмотрения предмета рассматривать набор свойств. Любое свойство может быть базовым для какой-то функции.

Понятие терминологической цепочки.

«Терминологическая цепочка» – механизм наработки содержательной части понятия (категории); это механизм снятия вектора инерции мышления – инерции специальных терминов

Применяется при решении нестандартных задач и ситуаций, сложность анализа которых часто связана с действием векторов инерции мышления.

При освобождении от терминологии задачедателя наиболее предпочтительные направления перехода между уровнями терминологической цепочки показаны на схеме (рис. 5):

Рис. 5. Терминологическая цепочка

Наиболее предпочтительными для творческой деятельности являются функциональные термины, однако и они формируют инерцию привычной (закрепленной) функции. Поэтому после первичного ухода к функциональной терминологии следует перейти к общеупотребительной или универсальной терминологии.

Уже при переформулировании исходной информации у вас могут появиться идеи разрешающий данную проблему. Это происходит за счет расширения поля ассоциаций и срабатывания аналогий в расширенном поле. Поэтому следует практиковать многоразовую переформулировку задачи. Используя термины различных уровней, мы запускаем механизм наработки содержательной части понятия; механизм снятия вектора инерции мышления – инерции терминов.

Приведем, в качестве примеров, несколько задачек.

1) Известный предсказатель предсказывал счет любого матча до его начала,

и никогда не ошибался.

2) Еще пример. Надо быстро, не задумываясь, ответить на следующие простенькие вопросы: а) назовите домашнюю птицу; б) назовите русского поэта; в) назовите часть лица.

А теперь сверьте свои ответы с ответами: 1) счет «0:0»; 2) а) индюшка, б) Некрасов, в) бровь. Если ответ не совпал, следовательно, сработала инерция привычных терминов.

Если обратиться к социальным и концептуальным системам, то задача ещё больше усложняется, поскольку мы не можем гарантировать, что у всех, по отношению к этому объекту или субъекту, одинаковые содержания. Однако именно так мы и думаем. Разговаривая, передавая информацию или задание, мы

не уточняем, как его поняли другие. Мы уверены, что все должны понимать, так как это понимаем мы. Следовательно, большее число проблем социального плана, конфликтов связано с тем, что мы понимаем термины по-разному (в меру своей образованности и опыта). В системном подходе мы будем пользоваться методом качественных структур – цель использования, которого и состоит в уточнении и согласовании содержания понятий.

При решении практических задач сильный «туман в проблеме» часто связан с изначальной терминологией.

1.5.3. Инерция привычной формы, привычного внешнего вида

Внешний вид объекта, его форма тесно связана в нашей памяти с содержанием, которое и становиться единственно верной информацией для нашего сознания в мыслительном процессе

Какова бы ни была привычная форма – все знают, что она такая, но если появилась новая задача... следует вспомнить, что ничего нет неизменного для решения новых задач .

Изменение геометрии напрямую связано для многих объектов с эффективностью их работы. Иногда кажется, что главными для работы объекта являются физические принципы, а внешний вид – это так ничто. А может нечто!?

Дизайн – это привычка, и не более того. Это круглое, потому что круглое, это ромбическое, потому что ромбическое. Либо в этом сидит какая-то функция, либо это просто психологическая инерция.

1) ни в коем случае нельзя по внешнему виду объекта судить о его принципе действия;

2) привычный внешний вид, привычная форма знакомого объекта может меняться для решения новых для этого объекта задач.

Приведем пример задачи. Нужно перекинуть через широкое ущелье нитку трубопровода. Посчитали, выяснили: будет провисать, жесткости не хватит. Опоры ставить дорого. Как быть? Мы обсуждаем инерцию привычной внешней формы. Как только нам говорят «труба», мы представляем привычный внешний вид трубы: круглая. На семинарах много предлагают ввести ребра жесткости, а американцы предложили изготовить трубу с сечением в виде – двутавра, прочность которой выше, чем круглой. Немцы пошли еще дальше: они предложили перекинуть конструкцию из трех труб, соединенных треугольником.

Нельзя судить по внешнему виду о возможностях человека, но это мы делаем почти постоянно. Вспомним: «Встречают по одежке, провожают – по уму».

Общеизвестный стереотип – лицо кавказской внешности как синоним террориста…

Часто создавая отдельные типологии личности, авторы пытаются связать свойства с внешним видом. Где-то это срабатывает, но чаще всего это является вектором инерции мышления, сложившимся стереотипом.

1.5.4. Инерция привычных свойств, состояний, параметров

Этот вид психологической инерции связан с тем, что у всех знакомых нам предметов есть привычные для нас параметры, величины, значения параметров, привычные состояния которые стали для нас стереотипными Мы привыкли, что тот или иной объект обладает привычным для нас весом,

цветом, размерами, температурой. Это и вызывает в нас сильнейшую психологическую инерцию

У любого объекта есть какие-то, как говорят философы, имманентно присущие ему:

свойства: гравитационные, размеры, тепловые, инерционные и другие;

состояния: тяжелый – легкий, короткий – длинный, горячий – холодный, широкий – узкий, теплопроводный – изолирующий тепло, толстый – тонкий и другие;

параметры: масса, импульс, длина, толщина, температура, ширина, теплопроводность;

количественное значение параметра: 10 кг, 20 т, 10 м, 250 м/сек...

В курсах ТРИЗ и ФСА регулярно употребляются эти термины: свойства, состояния, параметры.

1а) Любое значение параметра, которое нам дано в задаче, нужно проверять. Таково ли оно на самом деле, это значение параметра? Действительно ли он (параметр) такой, или просто все привыкли считать его таковым?

Например, есть легенда, миф о том, что толщина волоса – 0,1 мм (100 микрон). На самом деле в зависимости от того, какого цвета эти волосы (черные или рыжие, светлые или седые, у молодых или пожилых, у негров или у китайцев), – это такой разброс... Это может быть 30 микрон, может быть и 200. Толщина может отличаться на порядки – как же можно говорить о толщине человеческого волоса?

1б) Нужно проверять: почему этот параметр такой, действительно ли он нужен такой, какой есть?

2) Любые параметры, даже «намертво привязанные» к объекту, можно менять, если это нужно для решения новых задач.

3) У каждого объекта есть главные, очевидные свойства, параметры, состояния, и скрытые (латентные) свойства. Для решения новых творческих задач надо искать именно скрытые (латентные) свойства.

Задача. В комнате имеются три электрические лампочки. В прихожей расположено три выключателя. Нужно зайти в прихожую и произвести любые действия с этими выключателями, так, чтобы потом, заглянув в комнату один раз, абсолютно однозначно установить, какой выключатель какой лампочке соответствует.

Здесь психологическая инерция связана с тем, что все помнят об одном свойстве – это свет лампочки. На самом деле горящая лампочка имеет скрытое свойство: она нагревается.

Попытайтесь решить эту задачу, и если вас постигла неудача, следовательно, опять сработала инерция мышления привычных свойств.

Это была психологическая задачка на скрытые свойства, а вообще эта проблема ярко проявляется и при решении реальных проблем.

Примечание: На этом скрытом, латентном свойстве объекта можно строить новую функцию.

1.5.5. Инерция привычного принципа действия, области знаний

Замена принципа действия любой системы практически всегда связана с переходом к новой области знаний, и это всегда вызывает большие психологические затруднения у специалистов (особенно у хороших)

Самое сильное впечатление производит психологическая инерция людей вовсе не в случае каких-то там шариков (прыгающих или не прыгающих), а среди привычных предметов – мясорубка, кипятильник, очки.

Возьмем объект, который все знают: штопор для открывания бутылок. Принцип действия его сугубо механический. В детстве вы видели, как папа заворачивал этот штопор, потом, напрягаясь и покряхтывая, мучительными движениями начинал эту пробку выдергивать. Казалось бы, какой новый принцип действия можно придумать у штопора?

Но вот в Швейцарии придумали штопор новой модели, который действует на совершенно другом принципе. Есть полая игла, которой очень легко проткнуть пробку. После этого легкими движениями под пробку накачивается воздух, и пробка спокойно вылезает. Это намного проще. Это изменение принципа действия. Скажите, пожалуйста, как давно можно было это изобрести? Лет сто назад. А начали использовать только тридцать лет назад. Как видите, есть изобретения, которые непонятно почему-то стали только недавно входить в наш быт. Ведь они существенно упрощают жизнь.

Пример: Пришел в цирк человек и говорит: «У меня есть номер уникальный». Директор: «А какой у вас номер?» – «Я могу поставить бутылку посреди арены, воткнуть туда мизинец, сделать стойку на этом мизинце, в другую руку взять скрипку и играть на ней зубами.» «Вася, иди посмотри», – говорит директор своему заместителю. Через некоторое время тот возвращается. Директор, продолжая попивать пиво, спрашивает «Ну что?» «…Нет, не Ойстрах».

Но ведь этому гению и не надо играть, как Ойстрах. Попробуйте хотя бы сделать стойку на пальце без бутылки, а в ней?…

1. Если вы хотите бороться с инерцией привычного принципа действия, уйдите от железки, от предметного рассмотрения привычного объекта, перейдите к рассмотрению его функций.

2. Затем постройте образ идеальной технической системы, которая бы оптимальным образом реализовала эти функции.

Строится этот образ точно так же, как портрет (фоторобот) некоего искомого преступника:

Искомая система

Искомая технология должна иметь: уши вот такие-то, нос такой-то, глаза такие-то

Она должна: действовать сжатием со сдвигом; через слой материала; с использованием частоты собственных колебаний

Этот вид инерции очень тесно связан с конкретной реализацией объекта. Вот цепочка подобного «ухода»:

Техническая система (ТС)  ее функции Портрет идеальной

ТС с её составляющими

Мы строим портрет искомого объекта. Получается некий набор свойств или признаков. После этого решаем, где его искать? Либо мы сразу его узнаем – «это Петр Иванов», портрет понятен, либо, если я не знаю, это «Иванов, Сидоров или кто-то там еще» – значит, я должен обращаться к литературе, к экспертам в тех областях, в которых используется данный набор свойств. Кроме того, есть соответствующие рекомендации (это будем далее изучать). Чаще всего нужно искать в ведущих областях техники для данных технических функций.

Пример на изменение принципа действия. Многим знакома проблема закапывания лекарства в глаз. Когда некое лекарство вводится в любой орган, в частности, в глаз человека, идеальный образ воздействия лекарства должен быть следующим. Рекомендуемая доза подается в течение некоторого рекомендуемого времени. Доза на протяжении этого времени должна быть постоянна.

А как происходит сейчас? Мы вводим очень много лекарства, и дальше слезная жидкость очень быстро вымывает это лекарство из глаза. Поэтому сначала его гораздо больше, чем нужно, в один короткий момент времени его столько, сколько надо, но потом остается только чуть-чуть и оно вообще перестает действовать. Так выглядит действие обыкновенных глазных капель

А теперь сравните реальную картину и идеальную. Изменим принцип действия введения вещества в глаз, используя ресурсы. Самый лучший ресурс, согласно ТРИЗ, – вредный. Вспомним, что нам вымывает лекарство? Конечно, слезная жидкость. Давайте используем её полезным образом.

Решение: в глаз закладывается так называемая глазная лечебная пленка (ГЛП). Это тоненькая пленочка, рассчитанная на определенное время действия.

Слезная жидкость эту пленочку постепенно растворяет. Пленочки есть 5-, 10минутные, получасовые и т.д. Из неё в течение этого времени выделяется столько, сколько нужно, и всегда примерно одна и та же доза. Такая картина существенно ближе к идеальной, чем картина действия обычных глазных капель. К сожалению, появилось это решение задачи относительно недавно.

1.5.6. Инерция привычной неизменности объекта (псевдостатичности)

Мы привыкаем к тому, что объект всегда такой, как мы привыкли его воспринимать. Он практически не меняется. А ведь внешние обстоятельства применения почти всех объектов меняются

В ТРИЗ есть такой закон – повышения динамичности систем. Это и есть база этого вида психологической инерции. Смысл закона в следующем.

Если какой-то объект работает с каким-то изделием, например, авторучка действует на бумагу, мясорубка – на мясо, то состояние изделия практически всегда меняется, а инструмент, которым мы действуем, чаще всего неизменный, иначе говоря, нединамичный.

Закономерности развития техники говорят, что если техническая система статична, то уходом от психологической инерции (а часто простейшим решением проблемы!) является переход к динамической системе, согласованной с изменяющимся внешним миром.

Примеры подобных изменений . Возьмем проблему щеток для волос. Во-первых, это щетка, её неудобно положить в карман, она занимает довольно

много места даже в дамской сумочке; а во-вторых (как бы нам ни рекламировали всевозможные шампуни и прочие укрепляющие средства), волосы иногда выпадают, поэтому возникает проблема – вытащить их из щетки. В щетке с выдвижными зубьями, одним махом решено сразу несколько проблем. Она не занимает места в кармане. После того, как причесались, все волосы остаются снаружи, их можно спокойно снять, а когда нужно причесаться, она опять раскладывается. Это динамичная щетка: тогда, когда надо, она имеет выступы гребешка, когда не надо – они исчезают. Обстоятельства применения разные, а все обычные щетки нединамичны. Они всегда с торчащими зубьями.

В социальных системах этот вектор инерции возникает при взаимодействии партнеров. Поступают только так, как учили, как освоили. Такой стереотип управляет нами в процессе взаимоотношений. Но ведь не все имеют одинаковый стереотип и, следовательно, необходимо творческое отношение к вхождению в разговор. Как говорят … «У вас есть 30 секунд, чтобы составить первое впечатление» и следует сюда добавить «… и чтобы выбрать верный стиль общения».

1.5.7. Инерция привычного состава, привычных компонент

1) Обязательность наличия того или иного элемента в техническом объекте может быть результатом чистой психологической инерции. Просто привыкли, что объект состоит из таких-то элементов.

2) Даже если элемент в системе нужен, то его исполнение может оказаться неоптимальным. Возможно, что он должен быть совершенно другим

Компоненты системы могут нести сильную психологическую инерцию.

Довольно давняя история про самоопрокидывающуюся баржу. Речь идет о баржах, которые возят грунт, камни для насыпки плотин. Задача такой баржи: после того, как её буксир притянул, вывалить весь этот грунт. У баржи есть два понтона, которые накачивают воздухом, и мощный металлический киль. Когда баржа приходит на место, где нужно высыпать грунт, один понтон затопляют – вместо воздуха туда попадает вода. Баржа опрокидывается, из нее высыпается гравий, и на какое-то время этот тяжелый металлический киль оказывается над водой. Судно делает так называемый поворот – «оверкиль». Но, как только вывалился груз, центр тяжести перемещается, и тяжелый киль стремится повернуть баржу обратно. Баржа с жутким хлюпом и плеском возвращается в обратное положение, в несколько накрененном состоянии, потому что второй понтон не накачан.

В Египет на строительство Асуанской плотины были доставлены две такие баржи. Но на торжественное открытие их работы поехал не инженер (разработчик этой конструкции), а какой-то важный начальник. Ему дали подробную инструкцию: когда баржа доставит груз на место, нужно дернуть за один шнурок, тогда один понтон затопится и баржа разгрузится.

Ни в коем случае нельзя дергать за два шнурка сразу. Приехав в Египет на первое испытание, начальник дернул за оба шнурка и затопил оба понтона. Баржа, естественно, пошла ко дну. На следующий же день это торжественное затопление описывалось во всех газетах мира. В течение двух последующих недель египетские ныряльщики выгружали грунт из баржи. На очередное открытие приехал уже инженер, причем визу ему оформили за один день (а начальнику оформляли месяц). Собрались толпы репортеров, существенно большие, чем в первый раз: всем хотелось посмотреть на тонущую советскую технику. Инженер дернул за веревочку, воздух вышел из понтона, баржа перевернулась килем вверх, высыпав весь грунт. Присутствующие ликовали: баржа точно утонет. Но баржа перевернулась обратно, и вот это уже был настоящий шок. После этого на Западе писали: «Кажется, русские наконец-то научились рекламировать свою технику». Решили, что первое неудачное открытие было сделано русскими специально, чтобы привлечь внимание («пропиариться»).

Структуры социальных систем более или менее отработаны и уже стали стереотипом. Поэтому, создавая новую фирму (особенно в малом бизнесе) структуры копируются, а при этом закладывается неэффективность функционирования данной организации с самого начала.

Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. В психоневрологическую больницу они поступают в связи с декомпенсацией состояния. В историях болезни отмечается, что больные принимают участие в трудовых процессах, читают газеты, проявляют часто интерес к жизни отделения; вместе с тем качество их умственной продукции невысоко, темн работы замедлен.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию предметов, понять условность инструкции), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.

Эта тугоподвижность мыслительного процесса приводила в конечном счете к тому, что больные нс справлялись даже с элементарными заданиями, если последние требовали переключения. Так, например, один больной в опыте, где ему надо было опосредовать свой процесс запоминания и воспроизведения слов с помощью рисунка (составление пиктограмм), сразу придумывал условные обозначения для опосредования слов, если он мог нарисовать "человека", и не мог этого сделать в тех случаях, когда ему казалось неудобным рисовать человека.

Плохую переключаемость обнаруживают больные и в опыте на опосредованное запоминание по методу А. Н. Леонтьева. Выбрав для запоминания слова какую- нибудь карточку, больные не в состоянии подобрать для этого слова другую. Следовательно, решение задачи доступно больным, если оно выполняется только одним определенным способом.

Подобная инертность связей прежнего опыта, в которой проявляется нарушение динамики мыслительной деятельности, в результате приводила к снижению операции обобщения и отвлечения. Выполняя задачу "классификация объектов", больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичный экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне. Процесс сортировки, классификации, требующий оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т.е. известной гибкости оперирования, переключения, для них затруднен. Так, один больной, выделив группу людей, разделяет ее на две подгруппы: людей, занятых физическим трудом, и людей, занятых умственным трудом (к последним относит и лыжника).

Экспериментатор предлагает объединить некоторые группы, например домашних и диких животных, людей разных профессий. Больной соглашается, начинает заново сортировать картинки, но в итоге приходит к прежнему способу, отстаивает его.

Такая же трудность переключения обнаруживается и в эксперименте по методу "исключение объектов". Так, больной при предъявлении карточки, на которой изображен "стол, стул, диван и настольная лампа", заявляет: "Конечно, все это мебель, это точно, а лампа не мебель. Но ведь на столе должна стоять лампа, если дело происходит вечером или хотя бы в сумерки... Ну, зимой рано темнеет, а тогда лучше удалить диван... Ежели есть стул – можно без дивана обойтись". На замечание экспериментатора: "Ведь вы же сказали сами, что лампа не мебель" – больной отвечал: "Конечно, правильно, надо выделить мебель, но лампа-то настольная, она на столе стоит. Я бы предложил выделить диванчик". Несмотря на то что сам больной не только понял, но и указал на принцип обобщения (мебель), он в реальном действии – сортировке предметов – снова и снова возвращается к выделенному им свойству: "Лампа настольная, она должна стоять на столе". Больной не может переключиться с принятого им решения.

Конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений.

Из-за подобной инертности связей прежнего опыта больные часто не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и в результате не приходят даже к элементарному обобщению. Из этого стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все многообразие фактических отношений и возникает то своеобразное эпилептическое "резонерство", проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, которое метафорически обозначается в клинике как "вязкость" мышления.

Особенно часто обнаруживается подобная инертность связей прежнего опыта при выполнении задания, которое требует более развернутого объяснения – при определении понятий. Для иллюстрации приведем типичное определение простого понятия.

Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. "Это предмет, в котором хранится что-то... Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней не помещается буфет или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – четыре полки; там и посуда и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это порошок от моли. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы встраиваются в стены, но все равно – это шкаф".

Приведенная иллюстрация показывает, что больной начинал правильно определять понятие "шкаф", но тут же приводил всевозможные отклонения от своих определений, уточнял возможные варианты, и в результате всех этих уточнений и описаний больной так и нс мог остановиться на каком-нибудь одном четком определении. Сам больной оставался неудовлетворенным своими объяснениями, потому что они казались ему недостаточно полными.

Инертность конкретных связей прежнего опыта выявляется и в ассоциативном эксперименте с инструкцией отвечать словом противоположного значения.

Полученные данные показывают, что латентный период довольно значителен и составляет в среднем 6,5 с, у отдельных больных он временами достигал 20–30 с.

Обращает на себя внимание большое число "запаздывающих" ответов: больные отвечают не на предъявляемое слово, а на прежнее. Например, ответив на слово "пение" словом "молчание", больной на следующее слово "колесо" отвечает словом "тишина"; ответив на слово "обман" словом "вера", на следующее "голоса" больной реагирует словом "ложь".

"Запаздывающие" ответы больных являются существенным отклонением от нормального протекания ассоциативного процесса. Они свидетельствуют о том, что следовой раздражитель имеет большее сигнальное значение, нежели актуальный. Для уточнения механизма этих особенностей следует обратиться к анализу построения ассоциативного эксперимента.

Слово, которым испытуемый реагирует на слово-раздражитель, не является единственной возникающей у него ассоциацией. Однако реагирование лишь одним словом объясняется тем, что инструкция экспериментатора, т.е. задание, предусматривает лишь одно и притом первое пришедшее на ум слово. Остальные возникшие при этом связи затормаживаются. Предъявление другого слова вызывает новые ассоциации, иначе говоря, ответная реакция больного обусловлена всякий раз актуально звучащим словом. Актуальность же раздражителя зависит от поставленной задачи, от ситуации.

В работах советских психологов изучались зависимость образования ассоциативных связей от условий и содержания деятельности. А. Н. Леонтьев и Т. Ф. Розанова показали, что при изменении смысла задания (инструкции) одни и те же раздражители вызывают различные ассоциативные связи. Закрепление и воспроизведение ассоциативных связей должны происходить именно в зависимости от поставленного задания.

В применении к нашей экспериментальной ситуации это должно означать, что только произнесенные в данный момент слова должны были вызывать ассоциативные связи, что только они должны были служить сигналом для ответной реакции. Ассоциации же, вызванные произнесенными ранее словами, не должны были актуализироваться; прежние раздражители должны были остаться нейтральными, утратив свое сигнальное значение.

У наших же больных актуально звучащие слова не приобретали значения раздражителя. В силу инертности связей прошлого опыта больные отвечают на отзвучавшее слово.

Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать и синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия.

В ситуации эксперимента, так же как и в любой жизненной ситуации, выступают все новые стороны предметов и явлений, меняются условия деятельности. Для того чтобы правильно познать эти различные отношения, чтобы правильно действовать согласно изменившимся условиям, человеку нужно уметь переходить от одного способа действия к другому, он не должен автоматически оперировать прежними застывшими операциями или способами.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Последние материалы сайта