Поделки для первоклассников своими руками из бумаги. Детские поделки из бумаги (104 фото-идеи). Сестрички из цветной бумаги

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Куклы-закрутки

Закрутка — это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы — дело вкуса хозяйки!

Последовательность выполнения работы:

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной тканиэто грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

Столбушка

Береза — одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки — кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской — плотно скрученная столбиком грубая ткань.

Тряпичная кукла-закрутка

Простую тряпичную куклу-«закрутку» можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы — свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному — в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине — получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы — все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности — это особенно интересно!

Принципы изготовления народной игрушки — лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Некоторые из вас, наверное, замечали, как ваша бабушка, причесавшись, не выбрасывает с расчески волосы, а складывает в пакет или мешочек; это отголосок древнего обычая - прятать волосы за зеркальцем или в укромном месте кукле на «косу». Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, вы наверняка задавали себе вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела завороженно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла — их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы-закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы - папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, по пробуйте сделать для себя куклу-закрутку.

Организация: МБДОУ «Комсомольский детский сад»

Населенный пункт: Пермский край, п. Комсомольский

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое куклы»

Цель -расширение знаний об истории создании куклы.

Задачи:

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, умение работать в коллективе.

Обучающие: Познакомить с разновидностями кукол разных времён;

дать представление о прошлом, настоящем и будущем.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, инициативность, общительность через создание игровых ситуаций.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Предварительная работа: 1. Беседа о назначении и разнообразии игрушек.

2. Составление рассказов «Моя любимая кукла»

3. Лепка, рисование, аппликация по теме «Моя любимая игрушка»

4. Сюжетно – ролевая игра «Дом».

Оборудование: Экран, проектор, мольберт, слайды с изображением разных эпох, куклы разных эпох, ткань, камушки, палочки, бумага, брусочки, платочки, юбочки, пластилин.

Вводно – организационный этап:

Воспитатель сообщает детям, что хотела бы пригласить их в путешествие в страну Кукляндию.

Как вы думаете, почему она так называется?

А что такое кукла?

Есть ли у вас любимая кукла?

Чтобы попасть в страну кукол, нужно пройти карту времени.

Введение нового содержания:

На слайде: изображение пещеры, куклы, камень, доска.

Давным – давно, когда на земле жили первобытные люди, их жильём была пещера. Добыча огня и пищи была целью их выживания. Взрослые уходили на охоту, на рыбалку, дети оставались одни.

Чем же было заняться малышам? Какие же это были игрушки?

Доски, гальки – самые первые куклы. У них просили пощады от огня, воды и солнца, ветра; ведь многие изменения в природе они объяснить не могли. Впервые куклы облегчили жизнь людей, потому что можно было её попросить о помощи, ей пожаловаться, спеть для неё.

Шло время, менялись люди, менялась их жизнь. Холодная каменная пещера осталась далеко в истории прошлого.

Давайте посмотрим, как же жили люди во времена крестьянства.

(На слайде: изображение крестьянской избы; куклы – полено, куклы из соломы, тряпичной куклы).

Первой куклой у славян была кукла – полено. Звали её «Колодней». В дальнейшем появились новые имена: Морена, Кострома, Купала, Русалка. Куклу – полено наряжали в сарафан или юбку, в цветной платочек.

Как вы думаете, интересно было играть куклой – поленом? А почему?

Крестьяне научились делать кукол из соломы. С песнями водили они вокруг них хороводы; носили на руках, играли около них. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Один обряд остался и знаком нам. В наши дни встречают и провожают Масленицу, сжигают её. А потом лакомятся вкусными, сытными блинами.

Любимой куклой крестьянских ребятишек была тряпичная кукла, то есть сделанная из ткани. До появления в семье малыша, мама из тряпочек, свивальничка готовила куколку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моей дитяткой, а играй с этой куколкой». Звали её Берегиней. Когда мама шила куколку, напевала колыбельные песенки:

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Катю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Катя крепко спать.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И укусит за бочок». (На слайде показ приемов игры с тряпичной куклой)

А интересно тряпичной куклой играть? Почему?

Игровой момент

Предлагаю вам игру с пальчиками:

Кукле кашу я сварю (мешают кашу)

В миску молока налью (наливаем молоко)

Положу туда крупу (накладываем крупу)

И поставим на плиту (ставят).

Будет каша хороша (хлопают в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша (грозят пальчиком).

Спустя много лет, человек нашёл природный материал – глину. Поместив её в ведро, добавив воды, было видно, что из неё можно лепить. Так появились глиняные куклы, расписанные яркими, красивыми красками.

(На слайде: куклы из глины) .

Какие глиняные игрушки вы знаете?

В наше время такие игрушки хранятся в музее. Они считаются выставочными, так как встретить их можно на выставках.

В дальнейшем люди придумали делать куклы из другого материала. Так была создана новая кукла «Зина», изготовленная из синтетического материала – резины, пластмассы. Она была с миловидным лицом, в яркой разнообразной одежде. Появились новые имена: Даша, Таня.

(На слайде коллекция пластмассовых и резиновых кукол).

В это время создаются этнографические куклы, т. е. куклы одетые в национальные костюмы с характерными особенностями людей разных национальностей.

А какие национальности вы знаете?

(На слайде коллекция этнографических кукол).

В наше современное время в магазинах появились куклы,

похожие на людей, которые многое умели делать.

Как вы думаете, что умеют делать куклы?

По размеру куклы стали выше, а материал, из которого они делались разнообразнее: резиновая голова, тряпичное туловище, пластмассовое туловище. (На слайде: коллекция современных кукол).

В какие игры можно играть с куклами?

Впервые в наших магазинах появилась совершенно новая кукла – иностранка. Она приехала к нам из далёкой страны Америки, была создана по последнему слову парижской моды. Её имя – Барби. Она умеет двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях; фигурка тонкая, личико миловидное – этим она привлекательна. У куклы Барби есть подруги: Синди, Тутси, Стаси; друг Кен. Кукла Барби находится в музее восковых фигур в Англии и её называют «Мисс кукла Мира».

Какие чувства у вас вызывает эта кукла?

Творческая мастерская:

«Сделаем куклу своими руками».

Какая получилась кукла?

На какую куклу она похожа?

Рефлексия

Ребята, вы сегодня побывали в большой и интересной стране Кукляндии. Увидели кукол разных времён.

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Кому бы вы хотели об этом рассказать?

Кому бы хотели подарить свою куклу?

Мотивационно – побудительный этап последующей деятельности

Я предлагаю вам создать куклу будущего третьего тысячелетия и в дальнейшем будет оформлена выставка кукол.

План-конспект

открытого урока по обслуживающему труду

5 класс

Тема урока: Изготовление народной куклы.

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

Научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, на примере изготовления куклы - мотанки;

Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

Развивать образное мышление, творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы изделий, иллюстрации; фотографии национальных костюмов, карты инструкций по изготовлению куклы.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: лоскуты ткани, нити разного цвета, кружево, тесьма, бисер для украшения, ножницы.

ТИП ЗАНЯТИЯ : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к учебному занятию.

II. Актуализация опорных знаний:

Давайте с вами посоревнуемся и узнаем, чья команда лучше подготовилась к уроку. Для этого разделимся на две группы. Отвечая на вопросы, вы будете собирать бонусы, у кого их окажется больше тот и победит. Итак, начнем:

Из чего получают ткани?

Из чего получают нити?

Какие вы знаете волокна?

Назовите происхождение натуральных волокон и приведите примеры

Из чего получают искусственные волокна?

Из чего получают синтетические волокна?

Приведите примеры формообразования

Вспомните, какие вы знаете ручные швы

Какой образ возникает у вас в сознании при слове «кукла»?

Отвечают ученики.

III. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилье, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнем деревья, разрушал жилье. И человек задавался вопросом: «А кто все это делает?» И нашел для себя ответ: «Конечно, это были выше и мощнее существа – боги». И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (бог огня), Даждьбог (бог солнца), Макошь (бог воды, земли, семейного очага и рукоделия), Перун (бог грома и молнии), Стрибог (бог ветра) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь древних людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека - куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву различных кукол-чучел, у которых были свои имена: Морено, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем "отдавали" богам - топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А вместо них просили здоровья, урожая, любви.

Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления кукол из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы делали безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По старинным поверьям, кукла с лицом как бы смотрела в душу и могла навредить ребенку, его сглазить. Поэтому, безликая кукла была одновременно и оберег.

Тряпичных кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Такие куклы были в любой крестьянской семье, в некоторых домах их насчитывала до сотни. Куклы делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукла-оберег изображала человека, она была партнером в игре, учила понимать внутренний мир человека. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.

А какие?

Ответы учащихся.

Учитель: Совершенно верно.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани. Желательно использовать ситец, лен, сатин мелких расцветок. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, легко склеиваются и сшиваются.

Показ образцов тканей

Современному, особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции села. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой - общеизвестные веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным дат. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Сельские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

По определению В. Даля «Кукла - сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. подобие человека, а иногда и животного ».

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Будучи частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты народа. Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы украинской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама. В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка. А как вы думаете почему?

Ответы учащихся.

Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он был и оберегом и имел практическое назначение. Пояс был границей, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал фартук, за него подтягивали рубашки, под него подтыкали плахту, он поддерживал шаровары, к поясу крепились ключи, кошельки и т.д.

Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев.

Традиционная обрядовая кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.

У каждой хозяйки в доме в "красном углу" была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким “веником-куклой "выметала сор из избы"- из-за которого ссоры в доме.

Я расскажу о некоторых названиях кукол, они были очень просты и наивны. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях, в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.

Известна еще одна очень древняя история. Когда женщина остригала свои волосы, то она собирала их в небольшой мешочек и делала куклу, когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Так же были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняет мужчину и напоминает о доме.

Вы подготовили сообщения и теперь можете дополнить мой рассказ.

Ученические сообщения :

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства - это "вепсская кукла" в некоторых районах Руси, она называлась капустка или рванка. Делалась из старых вещей матери, без использования ножниц и иглы. для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Самая простая кукла, которая использовалась для детских игр делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.

Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Для новорожденного с матерью делалась кукла “младенчик-пеленашка”. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). В основе правил изготовления. Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая деталь – голова, Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую, потешку уже могла делать любая девочка.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Продолжает учитель:

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный - это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый - тепло, младенчество; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и духовное общение; черный - сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Их руками отрывали от “счастливых” платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку, как и капустку, нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используются иголка - только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.

Показ презентации.

IV. Практическая работа

Любимой и запоминающейся всегда была и будет только та кукла, сделанная своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается современная кукла от рукотворной? Если "да", то чем?

Ответы учащихся.

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. Берём кусок ткани, скручиваем его, согнём пополам. Делаем перетяжки нитью в области шеи и талии. Это у нас получилась заготовка под тулово. Для устойчивости в него можно закрутить вату или предложенный вам синтепон. Затем из ваты формируем шарик, вкладываем его в центр белой ткани, обкручиваем тканью и затянем ниткой, одновременно прикрепляя к тулову в области шеи. Из противоположных концов ткани сделаем ручки. Концы ткани завернём и затянем ниткой, получились кисти или ладошки рук. На поясе вновь затянем ткань ниткой – это будет кофточка. На голову повяжем платочек. Юбочку можно сделать любую, на ваш вкус пышную или узкую закрепив её на талии всё тем же способом – обмотав ниткой, также и фартук.

М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки - словно лапки,
Глазки - пара точек
А лицо - комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.

Вот и пришло время приступить к работе. Обратите внимание, сначала делаем тулово, затем головку, ручки, кофточку, и наконец повяжем платочек, юбочку и фартучек.

После повторения Т.Б. при работе с инструментами и тканями, учитель показывает этапы выполнения куклы.

V. Закрепление новых знаний

1) С чем связано изготовление кукол?

2) Почему так почитали куклу и берегли?

3) Почему народная кукла была безликой?

4) Как называется кукла-сувенир, которую вы сделали на этом уроке?

5) Чем она вам понравилась?

VI. Итоги урока

А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

Скажи мне, о Мудрейший, что у меня в кулаке?

Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

VI I . Демонстрация лучших работ.

VI II . Домашнее задание: Подготовить сообщение о нитяных куклах.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»

Чепёлкина Оксана Валентиновна

МКОУ «Ш-И № 18»

Пояснительная записка

Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации : беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся : 8 лет

Ожидаемые результаты : Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование : ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук, колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка

Раздаточный материал : вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии : куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь

Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

А как появились они у вас?

Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях.)

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: (слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

(слайд 3) (на экране появляется кукла)

Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. (слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини, их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю – бай, баю – бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9)

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

Кто запомнил заветные слова?

Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Все вместе проговариваем заветные слова)

(Открываю сундучок, а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.

Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!

Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!

Последние материалы сайта