Русские игрушки из глины. Глиняная игрушка: происхождение. Абашевская глиняная игрушка

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Глиняные игрушки.

Глиняная игрушка - особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением некоторых свистулек и погремушек, предназначенных для определенных игровых действий, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX-XX веках даже как украшения в быту, наподобие фарфоровых статуэток. Видный исследователь русского народного искусства В.С. Воронов называл игрушку "малой бытовой скульптурой" и справедливо отмечал ее "внутреннюю непрактичность", что, по его мнению, только расковывало творческую фантазию мастеров. Он полагал, что сами создатели игрушек "часто чувствовали в них гораздо большее содержание, чем минутная утеха детства". Народные мастера выражали в них свои представления о мире, природе, людях. С минимальными затратами материала и технических усилий они создавали выразительные образы, и поныне впечатляющие своеобразным сочетанием искусства пластики и живописи. Один из исследователей верно заметил, что "игрушечное гончарное дело было не простым ремеслом, а творчеством крестьянина, где он как художник решал задачи формы и содержания".

В Санкт-Петербурге насладиться глиняной игрушкой можно в Русском музее, здесь представленная большая и разнообразная коллекция. Есть и самая знаменитая дымковская игрушка, и каргопольская, и филимоновская, и тульская, и другие. Все они схожи, но все-таки отличаются друг от друга: характером росписи, сюжетом, техникой лепки. Каждая имеет свой характер, свою энергетику, которую в нее заложил автор.

Самые ранние произведения, выставленные в музее, датируются XIX - началом XX в. Некоторые из них находились в музее еще до образования отдела народного искусства - в историко-бытовом отделе. Основная же часть, в которой оказались очень редкие экземпляры, поступила в 1938 г. из Кустарного музея. В последующие годы собрание пополнялось, главным образом, изделиями советских мастеров. Игрушки приобретались у авторов во время экспедиций.

История русской глиняной игрушки.

История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Но дошедшие до нас страницы ее очень отрывочны. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI-VIII веков н э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X-XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны, Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др. Все это фрагментарные, часто разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.

Для изучения глиняных игрушек средневековья много нового дали археологические работы 1940-1950-х годов в Москве - в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы. Здесь было обнаружено несколько сотен игрушек XIV-XVII веков, которые впервые позволили детально ознакомиться с их массовым производством. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, свидетельствующие о высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников.

Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары-погремушки, фигурки медведей. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность глиняной игрушки - обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями. При этом черты реальности, жизненной достоверности или преувеличены и заострены до гротеска, или опоэтизированы, что в обоих случаях лишает образы будничности. Эти черты - исконные и главные в народном творчестве - в игрушке получили особую широту и свободу воплощения. Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.

Игрушки старой Москвы вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Большинство игрушек вылеплено по частям, из отдельных комочков глины, которые соединялись воедино, а швы тщательно заглаживались. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно-бурого цвета, как фигурки медведей, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести (так называемым ангобом) и обжигали. Ангобом украшали фигурки людей, коней, птиц, погремушки. Его наносили пятнами и кругами или сплошь на всю поверхность, а потом, как по грунту, раскрашивали или исполняли простейшие орнаменты в виде полос, кругов, крестов и овалов. Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI-XVII веках глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве XVI - XVII веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей. Поэтому в собрании Русского музея глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины XIX-начала XX века.

Орловские глиняные игрушки.

В собрании Русского музея есть несколько игрушек из деревни Плешково Ливенского района Орловской области (см приложение 1, рис.1.). Они исполнены в 1960-е года мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой, перенявшей это искусство от своей матери. Любимые персонажи Иваниловой - барыни, всадники, коровы, петухи, причем все они свистульки. Игрушки грубоваты и примитивны по лепке и росписи, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы. Корова Иваниловой приземистых пропорций, на толстых коротких ножках, с упругим гладким телом, подчеркнутой грудью. Вскинутая голова с поднятыми и сведенными рогами; глаза и нос - отверстия, проколотые палочкой, - придают изображению комичное выражение гордого упрямства.

Фигурка барыни невелика по размерам. Форма ее близка к цилиндрической, несколько суженной в середине - для обозначения талии. Левая рука, прижатая к телу, примазана отдельно. Правая же, как бы поднятая в неопределенном жесте, является одновременно свистком, скрытым в теле фигурки. Три дырочки на плоском лице передают глаза и рот. Маленькую головку окружает ряд зубчиков, что означает уложенную в кольцо косу. На платье барыни по белому фону глины ритмично положены пятна темно-красного, лилово-коричневого и сине-голубого цвета. Среди пятен разбросаны косые кресты с кружочками на концах. И по рисунку, и по цвету они близки типичным орнаментам крестьянских кубовых набоек. Роспись исполнена ощипанным гусиным пером анилиновыми красками или самодельными - из листьев растений, тертого кирпича, разведенных чернил. Краски легко легли на поверхность игрушки и отчасти впитались в поры слабо обожженной глины.

Скопинские глиняные игрушки

Вырковские глиняные игрушки

Абашевские глиняные игрушки

Курские глиняные игрушки

Каргопольские глиняные игрушки

Филимоновские глиняные игрушки

Тульские глиняные игрушки

Дымковские глиняные игрушки

Таким образом в Русском музее представлена разнообразная и крупная коллекция русской глиняной игрушки, позволяющая узнать о разнообразии форм и представлений этого ремесла в разных регионах страны, проследить историю развития глиняной игрушки и просто насладиться этим прекрасным видом народного искусства.

Много работ отдельных мастеров представлено в музее, по ним можно охарактеризовать стиль автора, его влияние на игрушку региона, в котором он творил. Особенно широко представлена коллекция дымковской игрушки разных мастеров. В этом регионе было много известных мастериц: Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина, Елизавета Ивановна Пенкина и другие. В музее представлены их работы разных периодов, сюжетов. Есть и игрушки созданные в творческом союзе. Одна из таких знаменитая "Спорщица". Эта глиняная игрушка - самая большая в собрании музея.

Особенная гордость музея - коллекция игрушек из Тулы. В Русском музее самое большое собрание этой игрушки. Здесь представлены не только характерные для Тулы барышни с зонтиками, но и всадница, монашки и другие глиняные игрушки.

Интересна коллекция абашевской игрушки. В музее представлены ранние работы мастеров - это игрушки-свистульки покрытые глазурью, простые по форме. Работы сделанные позднее представлены в основном творчеством мастера Т.Н. Зоткина, который оказал сильное влияние на глиняную игрушку в Абашево. Это уже совсем другие игрушки - фантастические звери, расписанные темными насыщенными цветами.

Таким образом коллекция Русского музея показывает нам глиняную игрушку - как особый вид искусства, имеющий свои направления, сюжеты, формы, обладающий особым очарованием. Экспозиция музея раскрывает перед нами удивительный мир русской глиняной игрушки. Этот прекрасный мир доброты и тепла, которое вложили в свои творения мастера этого дела.

русская глиняная игрушка музей.

Глиняные игрушки

Выполнила Гилёва О.Л.

г.Новокузнецк

Тверская игрушка…………………………………………………...8

Филимоновская игрушка…………………………………………...9

Каргопольская игрушка……………………………………………10


  1. Знаковые значения игрушек……………………………………………..13

  2. Приложение 1. Символика игрушек: цвет и формы

  3. Приложение 2. Символы в Каргопольской игрушке

  4. Приложение 3. Символы в росписи игрушек

  5. Приложение 4. Стихи о глиняных игрушках

  6. Приложение 5. Загадки

  7. Приложение 6. Дидактические игры

  8. Приложение 7. Лепим глиняную игрушку (методические рекомендации)
Дымковская нянюшка с младенцем

Дымковская жар – птица

Дымковские животные

Лепка филимоновских игрушек

Как лепить глиняную свистульку

Лепим каргопольскую игрушку


  1. Приложение 8. Фотографии глиняных игрушек
Глиняная игрушка и ее история.

Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенности русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 год указано: « Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – 3 коровы, 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За все заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

В 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Игрушки лепили, в основном, женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) – глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что- нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня- черный цвет ее прозвали синикой . А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Дымковская игрушка (дымочка)

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Тверская игрушка

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Филимоновская игрушка

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Каргопольская игрушка

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Знаковые значения игрушек

Барыня с ребенком (со свистком)

Хранительница очага, связана с культом плодородия.

Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения,

которым наделена женщина, это могущественная сила,

отождествленная с силой плодоносящей земли. Как

земля умножает зерно, так женщина умножает род

человеческий. Роспись: вертикальные полосы – знак

падающего дождя, волнистые линии – земля, напоенная

дождем; пятна – знаки зерна, двойные кресты – солярные знаки (солнце). «Мать – Сыра земля» - это земля, способная дать жизнь всему живому.

Конник

Конник – знак солнца и неба, одно из главных

значений всадника на коне – солнце, совершающее путь

по небу на колеснице.

Коза, корова

Знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.

Отсюда поверье – при виде колеблющихся от ветра

коза (корова) на пшеничном поле, «ржаная» - на ржаном и т.д.

Медведь
«Ведающий, где мед» - не имя зверя, а знак тайны,

доступной только посвященным. Медведь наш

предок, пращур, символ могущества и плодородия.

Олень

Олень – знак неба, удачного брака и обильной

жизни. К тому же олень – знак славянских богинь

Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.

Баран

Баран – знак богатства, знатности и жизненного

Птица, петух

Птица – олицетворение весны, тепла, солнца.

Главный смысл – оберег.

Петух – знак воскресения природы, пробуждения

земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную

жизнь души. Главный смысл – оберег. В старину

обращались за помощью в заговорах: « За тридевять

земель, за тридевять морей, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь.»

Русалка

Русалка – загадочная птица с женским лицом.

Русалка у южнорусских славян – это не женщина –

рыба, а женщина – птица. Дух растительности,

летала над полями, охраняла урожай, жила на

деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса,

там леший бродит, русалка на ветвях сидит». С водой она тоже связана – отвечает за росу и дождь.

Утка (утица)

Утка – знак хорошего урожая. «Где утка шла – там

рожь густа» - говорили в народе. Главный смысл –

оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали

себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись

птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги, волхвы и кудесники отгоняли злых духов.

Русская троица с конями «Ладья»

Разновидность «русской троицы». По славянской

легенде дочь бога солнца Сурьи - жена братьев –

близнецов Ашвинов (буквально – конников).

Главное предназначение – помощь людям.

Русская троица с птицами (курами)

Справа, слева птицы – солнце восходящее и заходящее

зари утренней и вечерней. Справа весна-красна, слева –

История глиняной игрушки на территории России начинается задолго до нашей эры.

Чернышинская игрушка. Русский музей , CC BY-SA 3.0

Древнейшие игрушки обнаружены археологами среди предметов, относящихся ко II тысячелетию до н.э., среди них, кроме глиняных топориков и посуды, были и погремушки.

Славянские находки

В славянских погребениях VI–VIII веков обнаружены глиняные коньки и погремушки, а в X–XII веках - разнообразные свистульки (птицы, коньки, бараны), погремушки, обломки глиняных человеческих фигур.


Хлудневская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

География находок: Киев, Новгород, Рязань, Москвы, Дмитров, Коломна, Зарайск - древние русские города.


Кожлянская игрушка. Нач. XX века Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Эти древние игрушки были вылеплены из глины, обожжены, некоторые раскрашены и расписаны.

Средневековый период

В ходе археологических работ 1940–1950-х годов в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы в Москве были обнаружены сотни игрушек XIV–XVII веков - не только обломков и фрагментов, но и целых экземпляров художественного качества, что говорит о мастерстве московских игрушечников того времени.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сюжеты

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов: женские фигуры, кони, птицы, всадники, бараны, собаки, олени, медведи, шары-погремушки.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Ремёсла и промыслы

Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Игрушки же они делали «для привлечения покупателя, да детишкам на потеху».


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В более поздние периоды, особенно в XX в., в связи с появлением спроса и развитием рынка сбыта в отдельных регионах появились и чисто игрушечные промыслы.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Возрождение

Многие виды глиняной игрушки были по разным причинам утрачены в XX в. Сегодня их восстановили и восстанавливают отдельные мастера-энтузиасты, которые в каждом отдельном случае проделали огромную работу по возвращению традиционных образов фигурок и технологий.


Магазин Русские ремёсла , CC BY-SA 3.0

Для этого они потратили много времени в библиотеках, музеях, поездках по региону промысла, беседах со старожилами, потомками игрушечников, выясняя детали и секреты ушедшего мастерства. , например, артефакты которой можно сосчитать на одной руке, восстанавливалась со слов тех, кто её когда-то видел. Им показывали образец, спрашивали, что не так, после подпровляли под словесное описание.

Введение.

Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания - разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из саломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в Туле, Каргополе. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значитеьное место в декоративном искусстве. Для бгородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек- лошади в упряжках. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, создавших славу городетской росписи.

Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно - лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера - природы. И в раскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. У одних игрушкой лужила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей:игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие - луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей.Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занемательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,-ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам - быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где работали мастера разных профессий: лепщики, резчики, раскрасчики, столяры - ведь игрушку стал делать не один мастер, а несколько.

Мастером коргопольской игрушки жил в деревне Гринево, звали его Иван Васильевич Дружинин. Во многом блогодаря усилиям этого гончара игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер - это Ульяна Ивановна Бабкина. Бабушка Ульяна переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Изделия бабушки Ульяны еще больше «подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе Каргополе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев.Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции.Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Птица - это символ радости, счастья, это душа предков.

Конь - главный символ солнца и оберег.

Медведь - символ могущества, пробуждение природы.

Баран, корова - могущество, плодородие.

Козел - добрая сила.

Олень - символ изобилия.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дорящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью,быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

    Теоритические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой.

      Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи.

Удивительно богата земля народными промыслами и рукоделиями. Издревне производили знаменитые белевские кружева, пастилу, отливали сталь и, конечно, лепили глиняную игрушку. В свое время громкую известность получили изделия белевских ремесленников. Неподалеку от города добывали в небольших колличествах белевскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из нее делали различные виды местных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае. Существенно отличает белевскую барыню от прочих, прежде всего удивительно высокая и тонкая шея и стройная талия, гармоничные пропорции в соотношениях основных частей-опора-низ, плечевой пояс и шляпа с обязательным петушком-свистулькой. Летний и зимний вариант с длинным рукавом. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках,собакой, например. Так называемый «подарочный вариант», дарившийся в канун «года собаки».

Глина для изготовления используется светло-жгущаяся, как правило орловская, филимоновская или белевская. В росписи используются мягкие пастельные тона-бирюзовый, охра, полевые, розовые, серые и т.д. Цветовая гамма не ограничена, но не допускает открытых, ярких цветов. Роспись должна быть в меру, не «дробить» фигуру. В отличие от тульской росписывается также и ручка зонтика, и на самый низ юбки наносится узор-сетка, мотив, привнесенный из белевских кружев. Состав красителей-темпера (или гуашь с клеем ПВА), матовая, без применения лаков и глазурей.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Образцы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов женской фигуры на устойчивом конусе-юбке, обтекаемая форма птички-свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя. Дымковские игрушки самые «богатые», веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже раскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на какошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки состовляют несколько типов узоров.

Народная керамическая игрушка-особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишьпотехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образцы.

Видов керамики огромное множество-необыкновенные пластические свойства глин и богатство декора позволяют создавать произведения искусства в мелкой пластике.

Терракота-Это обоженная чистая глина, неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. После обжига они имеют цвет от светло-кремового до красно-коричневого и черного.

Майолика-керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

Фаянс-керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок, обычно белого цвета, покрытые прозрачной или непрозрачной глазурью. Для фаянса, как правило, применяют прозрачную глазурь, которая по химическому составу близка к обычному стеклу. В основном это борные или борно-свинцовые глазури, а также глазури на основе полевого шпата. После нанесения глазури фаянсовое изделие украшают керамическими красками.

Русский фаянс представлял собой белый опак с росписью печатными ресунками, с рельефами и цветными глазурями. Многие фаянсовые изделия, несмотря на свою дешевезну, отличались высоким художественным уровнем.

Филимоновская игрушка-русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины- «синьки». При просушке пластичная, благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п. Изображение людей-монолитные, скупые на детали-близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершает конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота»-сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их политры-малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета-игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращяли на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировке изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны-они крепки, выразительны, темпераментны. Среди образов скопинской керамики-Полкан-богатырь с дубинкой в руке. Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыбалова, скотовода-качевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известно, что на территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьянской культуры (2-е тысячелетие до п.э.)-глиняные топорики и посуда. Известны скифские игрушки-всадники и повозки из глины (2 в., до н.э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найдены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв. п.э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда-из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве(10-18 вв.)

      Значение и задачи ознакомления детей с народной глиняной игрушкой.

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Доступным и любимым материалом для детского творчества является глина. Большие возможности открываются перед ними в декоративной лепке, к которой относится создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок по типу народных игрушек и последующей росписи выполненных изделий.

Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти проблемы педагоги восполняют посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в «Сокровищницу народных умельцев», оборудованную и оформленную сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Занятия с глиной-лепка, разминание, работа на гончарном круге и т.д.-как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной, совмещая полезное с приятным.

В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности-важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить-это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Народное искусство-достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.

Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.

Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки-это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.

На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палитрами красок, с веселой радугой цветов.

Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечеслять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

Народная дымковская игрушка-одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставим следующие задачи:

    познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства-дымковской игрушкой;

    сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

    воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);

    развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

    воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;

    развивать чувство цвета и цветовое восприятие;

    развивать эстетическое восприятие;

    вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;

    закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;

    учить создавать изображение по мативам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины;

    уметь различать произведения народного прикладного искусства;

    лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

    создовать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

    знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

      Формы и методы ознакомления с глиняной игрушкой.

В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или « Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Прежде чем приступить к занятиям, воспитатель познакомит детей с историей промысла.

За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок обьединяются общим сюжетом: гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки - барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.

Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.

В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая- голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком - от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Заинтересовав детей, мы привлекаем и родителей, которые с желанием участвуют в сборе материала по дымковской игрушке. Мы сделаем альбом совместно с родителями и детьми, подбирем рисунки из групп подготовительного дошкольного возраста, их работы, собирем игрушки мастеров со всего детского сада.

После знакомства детей с историей промысла мы сделаем небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. На этой красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывает о ней. Дети любуются ими, рассматривают работы, роспись на игрушках, играют с ними.

С детьми проводится беседы по теме «Дымковская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Дымковская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.

Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с русскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству.

Воспитателем будут использованы все методы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

На шестом году жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры.

Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры. Игры, становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации.

Для детей 5-6 лет особенно важными становятся продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Они требуют владения определенными способами действий, знания сенсорных эталонов, стимулируют развитие ребенка. В этом возрасте особенно полезно для ребенка посещать развивающий центр для детей.

Совершенствуются трудовые навыки. У ребенка формируются представления о труде и профессиях взрослых, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить цель своей деятельности и удерживать ее до достижения, формируются некоторые личностные качества- трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, старательность.

Закладываются основы учебной деятельности, и происходит это во время игры. Ребенок начинает учиться, играя, причем относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник, незаметно для себя, овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность подчиниться конкретным регламентированным формам организации учебного процесса.

В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки), самооценка, уровень притязаний. Ребенок оценивает себя как представителя определенного пола, может регулировать свое поведение исходя из внутренних этичных убеждений.

На протяжении этого периода ребенок учится подчинять свои действия не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости, одобрения.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интелектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфере личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изенением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение « взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя- побудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это- обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек- самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Условием полноценного разития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способом действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель- равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодалеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодалению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.

Которыми играли в прошлом. К народным игрушкам относятся: Городецкая, хохлома, глиняные игрушки (дымка, ...

  • Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с произведениями художественной культуры

    Курсовая работа >> Психология

    1.3 Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой Одним из наиболее действенных средств... . Подобно тому, как тысячелетия назад глиняная баба – идол языческого женского божества...

  • Методика преподавания подраздела Электротехника

    Курсовая работа >> Педагогика

    На изучении передового педагогического опыта. Знакомство с программой начинается с объяснительной записки, в которой... мышления, эстетические взгляды, воспитание патриотизма Народная глиняная игрушка , Чудесные превращения проволоки 6. Качество иллюстраций...

  • Психологопедагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в

    Дипломная работа >> Педагогика

    И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом... глиняные игрушки сестер Гончаровых, с любопытством смотрели на изделия из болотной травы, сделанные народной ...

  • Натуральные материалы.

    Кукольный сундучок

    • Старооскольская народная глиняная игрушка

      Изучением и возрождением старооскольского промысла народной глиняной игрушки серьёзно занимаюсь с 1991 года.

      Вместе с младшей дочерью Бородиной Мариной Борисовной нашли более 400 глиняных игрушек XV – начала XX веков. Собрали полную коллекцию игрушек современных потомственных мастеров. Более 30 публикаций по этой теме в СМИ и в научных сборниках, десяток видеосюжетов на местном телевидении. Проведено более 20 семинаров по обучению технологии изготовления старооскольской народной глиняной игрушки воспитателей детских садов, учителей младших классов, студентов, школьников-инвалидов. С 2011 года к работам по изучению массива археологических и современных игрушек подключились мои внуки.

      Комментарии: 6

    • Каргопольские глиняные игрушки

      На столе - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, на балалайке бренчит в такт ему молодой деревенский франт. Рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, столь любимая среди каргопольских народных гончаров, делающих знаменитую глиняную игрушку.

    • Каргопольская глиняная игрушка

      Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.

    • Каргопольская игрушка

      Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

    • Скопинская керамика и игрушка

      Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

      До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIXначала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой.

    Последние материалы сайта