Легендарный разведчик николай кузнецов. Николай иванович кузнецов. Смерть в Борятине - новая версия

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Буккер Игорь 04.04.2019 в 9:00

О том, что идейные противники западники и славянофилы вели беспощадный спор на страницах журнала "Колокол" и газеты "День", обвиняя друг друга во всех смертных грехах, многие помнят из школьного учебника. Но любопытен такой факт: печатались оба издания на деньги одно и того же мецената - Козьмы Солдатёнкова. Русский медичи был щедрым спонсором.

В церковно-славянской азбуке буквы "ё" нет, зато именно она делает фамилию московского предпринимателя, известного книгоиздателя и владельца художественной галереи Козьмы Терентьевича Солдатёнкова неповторимой и узнаваемой.

Про основателя знаменитого купеческого рода, крестьянина-старообрядца Егора Васильевича Солдатенкова известно, что он в 1795 или 1797 году переселился в Москву из подмосковной деревни Прокунино и записался во вторую купеческую гильдию. В 1820 году в благотворительных целях он пожертвовал на защиту Отечества 20 тысяч рублей. Сумма по тем временам сопоставимая со стоимостью небольшой деревеньки с крепостными душами, следовательно, дела у Егора Васильевича шли в гору.

Было у него два сына - Терентий и Константин. В 1810 году сыновья в Рогожской части Белокаменной владели бумаготкацкой фабрикой и торговали хлебом, хлопчатобумажной пряжей и ситцами. В 1825 году оба брата Солдатенковы числились купцами первой гильдии. Не много ни мало, но при визитах к высокопоставленному лицу имели право надевать шпагу и вполне могли рассчитывать получить звание потомственного почетного гражданина.

У Терентия росли два сына - Иван и Козьма, у младшего были две дочери - Ефросинья, прожившая всего пять лет, и Мария. Братья и сестры жили одним домом. Мальчики осваивали купеческую премудрость, а по выходным ходили в старообрядческую церковь на Рогожском кладбище. После смерти отца братья (разумеется, почетные граждане и московские купцы первой гильдии) получили в наследство огромную фабрику и целую сеть торговых лавок. Во главе семейного дела стоял старший брат, а Козьма промышлял спекуляциями паями и махинациями на бирже. И хотя оба брата не получили систематического образования - копейку сосчитать ох как могли. С кончиной брата, Козьма в 1852 году стал полноправным хозяином финансовой империи.

Известие о кончине Ивана Терентьевича застало Козьму Терентьевича за границей. Он как раз со знакомым искусствоведом Николаем Боткиным посещал колонию русских художников в Риме, Неаполе и Сорренто. В России картины отечественных живописцев продавались из рук вон плохо, а на Западе о русской художественной школе вообще никто ничего не слышал. Так будет продолжаться довольно долго. Даже в первой половине 1920-х годов английский разведчик Сидней Рейли для финансирования антибольшевистского восстания будет предлагать подпольщикам из "Треста" выкрасть из советских музеев и сбыть за границей исключительно картины европейских мастеров. Мода на русский авангард и абстракционизм придет несколько позже.

Боткин водил мецената только к хорошим художникам, а 33-летний московский купец покупал у них холсты не торгуясь. Уезжая на родину, он попросил художника Александра Андреевича Иванова покупать для него картины, которые будут выставлены в будущей московской галерее Солдатенкова. Друзья и знакомые обыгрывали имя Козьмы- присоединили к нему имя Медичи - известного рода также покровительствовавшего искусствам.

Прибыв в Первопрестольную, Козьма Терентьевич сделал широкий жест и в память о покойном брате за 30 тысяч рублей выкупил из долговой тюрьмы всех пребывавших там московских неплательщиков. Среди которых преимущественно были дворяне и представители творческой богемы. Так богач обеспечил себе паблисити в кругах интеллигенции и вызвал ржание прижимистых купчишек. Друзьями Солдатенкова- Медичи стали многие враги царского режима, такие как Герцен с Огаревым. На деньги этого мецената и покровителя искусств издавались герценовский "Колокол" и приложение "Общее вече".

Дом Солдатенкова на Мясницкой улице превратился в прибежище "лиц неблагонадежных", а сам Козьма Терентьевич попал в ряды "западников, желающих беспорядков и возмущения". Как только об этом доложили Солдатенкову, он моментально отсчитал нужную сумму на рупор славянофильского движения еженедельную литературно-политическую газету "День" и за свой счет издал сборник статей Б. Н. Чичерина. Сборник открывался статьей Чичерина, написанной им в соавторстве с К. Д. Кавелиным "Письмо к издателю "Колокола"". В этом программном документе высказывалось принципиальное расхождение с Герценом по поводу оценки французской революции 1848 года как "кровавого мятежа разнузданной толпы". Александр Иванович Герцен публично обозвал "русского Медичи" кретином, но деньги на издание "Колокола" продолжал просить.

Козьма Солдатенков состоял в гражданском браке с француженкой Клеманс Дюбуа. Клеманс Карловна родила в 1854 году сына, которого нарекли Иваном Ильичем Барышевым. Отец очень хотел, чтобы из сына вышел настоящий писатель. Сын взял себе литературный псевдоним Мясницкий и писал юмористические зарисовки из быта московского купечества, печатавшиеся в популярных тогда изданиях "Стрекоза", "Будильник" и других. В столице и в Москве ставили его комедии-фарсы, также пользовавшиеся успехом.

Свое состояние Козьма Терентьевич разделил между Клеманс Карловной, которой причиталось 150 000 рублей, сыну Ивану Ильичу - 25 000 рублей, слугам и крестьянам - 50 000 рублей, 100 000 рублей раздать бедным и нищим, полмиллиона на поддержку богаделен и вся недвижимость отходила племяннику Василию Ивановичу Солдатенкову. Картинная галерея и библиотека были завещаны Румянцевскому музею. 1 300 000 рублей он отписал на постройку ремесленного училища и около двух миллионов рублей на бесплатную больницу.

По завещанию Козьмы Терентьевича на его средства была построена "больница для всех бедных, находящихся в Москве, без различия званий, сословий и религий под названием Больница Солдатёнкова". В 1920 году больнице присвоили имя Сергея Петровича Боткина, лейб-медика царя Александра III и брата Николая Боткина, с которым Козьма некогда бродил по мастерским русских художников. Сергей Петрович человек был достойный и медик замечательный, вот только никакого отношения к больнице Солдатенкова он не имел.

Козьма Терентьевич Солдатенков вошел в историю и как удачливый предприниматель, и как покровитель искусств, и как просветитель.

Козьма Терентьевич Солдатенков родился 22 октября 1818 года в Москве и был вторым сыном зажиточного купца-старообрядца Терентия Егоровича Солдатенкова, в конце XVIII века перебравшегося вместе с братом Константином из Богородского уезда в Первопрестольную и развернувшего здесь активную предпринимательскую деятельность. Основной бизнес Солдатенковых был сосредоточен на текстильном производстве.

О детстве самого знаменитого представителя этой купеческой династии почти ничего не известно, и, видимо, оно мало отличалось от того, как проводили свои юные годы большинство купеческих сыновей тех лет. Козьму растили в благочестии, строгости и послушании, а большую часть своего времени он, как и его старший брат Иван, проводил в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела.


Не только выгода


Похоже, было у Козьмы одно качество, которое сильно отличало его от многих сверстников: его, не особенно образованного и росшего в простой среде, вдали от высококультурной жизни, интересовали не только материальные блага, но и ценности высшего порядка. Впрочем, надо признать, что и деловой хваткой Козьма Терентьевич обладал недюжинной. Войдя в лета и получив от отца положенную ему долю семейного предприятия, Козьма активно занялся бизнесом и приумножил полученные капиталы.

Тем не менее тяга к прекрасному не отпускала молодого купца: сначала он увлекся коллекционированием картин, а потом, в один прекрасный день, взяв заслуженный отпуск, поехал путешествовать за границу. В Италии Козьма Терентьевич особенно сблизился с представителем другой известнейшей купеческой семьи - Николаем Петровичем Боткиным. Младшее поколение элитной московской купеческой династии Боткиных оказалось близко Солдатенкову по духу, и, надо думать, их совсем не коммерческие пристрастия в свое время причинили немало беспокойства главе рода, основателю знаменитого чайного предприятия Петру Кононовичу Боткину. Четверо из девяти сыновей купца не имели пристрастия к семейному делу. Его первый сын, Василий, стал известным литератором и историком искусства; второй, Николай, с которым сдружился Солодовников, путешественником, другом писателей, среди его близких знакомых, в частности, был Николай Васильевич Гоголь , и художников. Еще один сын «чайного короля», Михаил, выбрал для себя поприще художника и коллекционера, а младший отпрыск основателя династии Сергей стал прославленным врачом и общественным деятелем. Через много-много лет, в другой России, когда давно уже будут покоиться с миром и Козьма Терентьевич, и Сергей Петрович, их фамилиям будет суждено снова «встретиться»: в 1920 году одна из крупнейших и авторитетнейших российских больниц, основанная по завещанию Козьмы Терентьевича Солдатенкова и до того времени носившая его имя, будет переименована в больницу имени Сергея Петровича Боткина.

Николай Петрович Боткин не скупился знакомить Солдатенкова со своими друзьями из мира искусства. Так, благодаря Боткину Солдатенков познакомился с Александром Андреевичем Ивановым , давно уже жившим в Италии и вот уже почти 20 лет работавшим над своим «всемирным сюжетом» - картиной «Явление Христа народу». По просьбе Солдатенкова, которому очень хотелось собрать свою картинную галерею, основу которой составляли бы произведения русских художников (как указывают исследователи, такое желание сформировалось у купца после того, как он купил картину Карла Брюллова «Вирсавия»), Иванов стал его гидом и советником в мире искусства. Несколько этюдов, в том числе первый эскиз картины «Явление Христа народу», Солдатенков приобрел и у Иванова. Кстати, считается, что коллекция русского изобразительного искусства Козьмы Терентьевича на несколько лет старше той, что была собрана Павлом Михайловичем Третьяковым .

Дома Солдатенкова ждали печальные известия: в 1852 году скончался его старший брат Иван, завещавший брату управление семейным предприятием и доверивший ему воспитание единственного сына. К племяннику Солдатенков отнесся как к собственному ребенку, и после смерти известного купца он стал наследником его предприятий. Сам же Козьма Терентьевич так и не вступил в законный брак и считался холостяком. Впрочем, подруга жизни у него была. Ею стала красавица-француженка Клеманс Дюпуи, с которой купец жил в гражданском браке. В Москве любили шутить о странности этого союза. Дело в том, что мадемуазель почти не говорила по-русски, а Солдатенков не владел ни одним иностранным языком, в том числе и французским. Впрочем, языковой барьер не препятствовал их совместной жизни - она была долгой и счастливой.


Книжное предприятие


Начало 50-х годов - время становления Солдатенкова и как крупного предпринимателя, и как мецената-просветителя. В Козьме Терентьевиче счастливым образом сочеталось два редких качества. С одной стороны, он был очень одаренным коммерсантом, с железной хваткой и хорошей интуицией, благодаря которым его многочисленные сделки оканчивались неизменным успехом. С другой стороны, в Солдатенкове было развито чувство, которое сегодня именуется социальной ответственностью, выражающееся в огромном желании послужить обществу и родной стране не словом, а делом. И еще он, по-видимому, был наделен завидным чувством меры, позволявшим двум его наклонностям мирно сосуществовать друг с другом. На свои социальные проекты Солдатенков жертвовал огромные средства, но как бы ни были масштабны его проекты, они никогда не приносили ему материального ущерба. И несмотря на всю свою щедрость, а в некоторых случаях и безотказность по отношению к просящим его о помощи, он, не в пример многим другим российским предпринимателям-просветителям, не разорился, помогая и просвещая других. В то же время Солдатенков никогда не позволял своей склонности к коммерции восторжествовать над социальной миссией.

В 50-годы любознательный Козьма Терентьевич, видимо, через тех же Боткиных близко сошелся с московскими западниками, главой которых был Тимофей Николаевич Грановский, и несмотря на свое патриархальное воспитание и исконно русское происхождение проникся идеями общественного движения, ратовавшего за развитие России по западноевропейскому пути. С этого знакомства начался просветительский этап жизни купца.

В 1856 году Солдатенков в партнерстве с Николаем Михайловичем Щепкиным (сыном великого актера и западником) открывает Товарищество книгоиздания К. Солдатенкова и Н. Щепкина, в советские годы приобретшего репутацию первого российского идейного издательства. Это был абсолютно некоммерческий проект, тем не менее оказавшийся прибыльным. Партнеры стали издавать труды передовых и по разным причинам доселе малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. В частности, здесь были выпущены первое в России 12-томное собрание сочинений Виссариона Белинского , сочинения Тимофея Грановского, стихи Николая Некрасова , Алексея Кольцова , Николая Огарева, Дмитрия Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» Александра Афанасьева, труды Адама Смита. Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоили всего ничего, и потому тиражи их на прилавках не залеживались.

Через несколько лет партнерство Щепкина и Солдатенкова распалось: как считают исследователи, интеллигент Щепкин не смог смириться с патриархально-купеческими замашками Козьмы Терентьевича в управлении компанией, и Солдатенков продолжил издательскую деятельность один, сохранив просветительскую политику предприятия. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями Ивана Тургенева (Солдатенков выпустил первое издание «Отцов и детей»), стихами Афанасия Фета , Якова Полонского, Семена Надсона , историческими трудами Василия Ключевского . Заслуга Козьмы Терентьевича, выпустившего огромное количество переводных сочинений, и в популяризации западной научной мысли. Так, Солдатенковым были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского ), «Римская история» Моммзена, «История упадка Римской империи» Гиббона. Выпускал издатель и мировую классику, в том числе Гомера и Шекспира . К тому же Солдатенков издавал дешевые учебники и книги для чтения для крестьянских детей.

В начале 60-х Солдатенков навлек на себя недовольство властей, не причинившее ему, впрочем, больших неудобств. Дело в том, что московские западники, к которым он принадлежал, были в очень тесной связи с лондонскими политическими эмигрантами - Александром Ивановичем Герценом и Николаем Платоновичем Огаревым, и, что греха таить, Солдатенков нередко материально поддерживал издательские проекты этих неспокойных вольнодумцев.

Позже Козьма Терентьевич разошелся с западниками, по крайней мере с радикальным их крылом, но до конца своей жизни придерживался либеральных воззрений.

Что же касается основного бизнеса Солдатенкова, то в нем никакого альтруизма не было и в помине. Купец был хозяином одного из крупнейших текстильных предприятий в России, активно занимался торговлей хлопчатобумажной продукцией, участвовал в организации ряда мануфактурных предприятий: Товарищества Гюбнера Альберта, Товарищества «Эмиль Циндель», Товарищества Даниловской мануфактуры, был пайщиком Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Кроме того, в конце 50-х Солдатенков стал одним из создателей и членом правления самого амбициозного и масштабного в тогдашней российской текстильной промышленности предприятия - знаменитого Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий. Козьма Солдатенков был среди основателей и членов правления известной страховой компании - Московского страхового от огня общества, членом совета директоров Московского учетного банка.


Дела художественные и не только


До конца жизни Козьма Терентьевич оставался верен своей страсти к коллекционированию. Как и было им задумано, основу его собрания составили произведения русских художников. Среди жемчужин русского искусства, бережно хранимых меценатом, были «Вдовушка» и «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Проводы покойника» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова , «Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль» Василия Тропинина , «Весна - большая вода» Исаака Левитана , скульптуры Матвея Чижова, Марка Антокольского , Николая Лаверецкого. Были в коллекции и произведения западного искусства, но в основном копии.

Особое место в собрании Солдатенкова занимали иконы, к которым он, всю жизнь бывший очень религиозным человеком, по-видимому, относился не только как к произведениям искусства. В основном это были произведения строгановской школы и среди бесценных - «Спас» Андрея Рублева.

Еще одной страстью Козьмы Терентьевича была библиофилия, его собрание книг и журналов насчитывало 20 тыс. изданий.

Коллекция Солдатенкова размещалась в огромном доме мецената, приобретенном им в середине 50-х годов на Мясницкой улице. Этот неоднократно перестраивавшийся особняк включал в себя палаты конца XVII века. Солдатенков его расширил, а для своего художественного собрания выделил роскошно убранные комнаты с эффектными названиями: «Помпейская», «Византийская», «Античная», «Мавританская», «Светелка». Коллекция была доступна для всеобщего обозрения - чтобы ее увидеть, требовалось лишь разрешение хозяина.

Козьма Терентьевич пользовался любовью представителей богемы, в его хлебосольном доме любили бывать известнейшие писатели, среди которых Антон Павлович Чехов , Лев Николаевич Толстой , Иван Сергеевич Тургенев, а также критики, ученые, общественные деятели, актеры. Что же касается художников, то те не могли нарадоваться на такого коллекционера, ведь очень часто он платил за картину цену большую, чем его просили, просто для того, чтобы поддержать ее автора.

Как известно, Солдатенков не получил систематического образования, но это не мешало ему на равных общаться с первыми интеллектуалами своего времени. Судя по всему, он был очень интересным и умным собеседником, а также радушным хозяином, умевшим тепло и непринужденно принять любого гостя. Козьма Терентьевич вообще умел ладить с людьми и находить общий язык и с власть имущими, и с собратьями-купцами, и с представителями общественной мысли, и с богемой. Ему даже удавалось дружить с членами соперничавших друг с другом политических лагерей.

В 1860-х годах коллекция Солдатенкова получила новые помещения, а его многочисленные знакомые - еще один гостеприимный дом. Купец приобрел у князей Нарышкиных усадьбу и 130 десятин земли в подмосковном Кунцеве. Этот живописный уголок был в те годы излюбленным местом дачного отдыха элиты купечества и состоятельной интеллигенции. С появлением нового хозяина имения в Кунцеве закипела веселая жизнь: летом, когда здесь жил Козьма Терентьевич, сюда стали съезжаться его богемные друзья, постаравшиеся запечатлеть красоты Кунцева и радушие своего колоритного хозяина в своих произведениях. Здесь Солдатенков устраивал для своих друзей великолепные праздники, с роскошными обедами, концертами и фейерверками. Не забывал он помогать и местным крестьянам, открыв, в частности, в Кунцеве детскую школу.

Много известно и о других социальных проектах Козьмы Солдатенкова. В частности, он помогал многим музеям. В 1861 году он материально поддержал создание в Москве публичного Румянцевского музея и, став почетным членом музея, ежегодно жертвовал на него 1 тыс. руб. Помогал Солдатенков и Художественно-промышленному музею, и Ивану Владимировичу Цветаеву , задумавшему создание в Первопрестольной Музея изящных искусств.

Солдатенков был учредителем двух московских богаделен: одна размещалась на Рогожском старообрядческом кладбище, вторая - на Мещанской улице. Жертвовал он и на дома призрения вдов и сирот, дома призрения душевнобольных, стипендии студентам и гимназистам.

Скончался известный предприниматель, меценат, издатель, коллекционер 19 мая (1 июня) 1901 года на своей даче в Кунцеве. Он ушел из жизни купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, академиком петербургской Академии художеств, коммерции советником. По воспоминаниям современников, в последний путь его провожала вся Первопрестольная, гроб с телом почившего несли на руках от имения до Рогожского кладбища.


Последняя воля


За несколько месяцев до смерти Козьма Терентьевич составил завещание. Оно не было похоже на то, что сделал другой миллионер, Гаврила Гаврилович Солодовников, также скончавшийся в мае 1901 года. Тот - один из богатейших купцов в стране, который при жизни славился изрядной бережливостью, если не сказать скупостью, что, впрочем, не мешало ему щедро жертвовать на благотворительность - свою последнюю волю изъявил с настоящим русским размахом, оставив по завещанию самое крупное пожертвование на социальные нужды в истории России. Из почти 21-миллионного состояния Солодовникова его многочисленным родственникам досталось менее одного миллиона, остальное пошло на создание женских земских училищ, профессиональных школ для детей всех сословий, приютов и строительство социального жилья для малоимущих.

Личное состояние Козьмы Терентьевича к 1901 году было меньше, чем у Солодовникова, но тоже очень немалое - свыше 8 млн рублей. Почти половина из них пошла на благотворительность. Около 2 млн рублей были оставлены на строительство в Москве бесплатной больницы «для всех бедных без различия званий, сословий и религий». Через несколько лет на Ходынском поле Московским городским управлением было выделено на эти цели 10 десятин земли, и в декабре 1910 года состоялось официальное открытие больницы имени Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Как уже говорилось, потом эта больница стала известна под названием Боткинской. О том, благодаря кому появилось медицинское учреждение, в России вспомнили лишь в начале 1990-х, когда на территории больницы был установлен памятник Козьме Терентьевичу.

Свыше 1 млн рублей были пожертвованы на создание в Москве ремесленного училища, которое тоже было названо именем мецената. Остальные средства пошли на содержание социальных учреждений, основанных купцом при жизни, поддержку крестьян деревни Прокунино Богородского уезда, откуда пошел род Солдатенковых, и Кунцева.

Свою коллекцию русской живописи и скульптур (258 картин и 17 скульптур), а также богатейшую библиотеку (8 тыс. книг и 15 тыс. журналов) Солдатенков завещал Румянцевскому музею. В 1925 году, когда музей был ликвидирован, коллекцию распределили между Третьяковской галереей, Русским музеем, Государственной библиотекой имени В.И. Ленина и другими музеями Советского Союза. Значительная часть редких икон из собрания Солдатенкова была отписана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Что же касается еще одного социального проекта Козьмы Терентьевича - издательства, то со смертью основателя оно прекратило свое существование, права на переиздание многих книг и нераспроданные тиражи были переданы московским властям.


Анастасия САЛОМЕЕВА
Босс №07 (2009)

Биография

Козьма Солдатёнков систематического образования не получил, но отличался незаурядным природным умом.

В 1852 году после смерти старшего брата Ивана стал управлять семейным предприятием, которое впоследствии унаследовал его племянник Василий Иванович Солдатёнков (1847-1910).

Был крупным текстильным фабрикантом; приобрёл широкую известность как покровитель искусства и бескорыстный издатель ряда ценных сочинений. С конца 1840-х годов собирал картины преимущественно русских художников (Карла Брюллова , Александра Иванова , Василия Перова , Павла Федотова и других). Помощь в их отборе ему оказывал брат Василия Боткина искусствовед Михаил Боткин и художник Александр Иванов. За богатое и щедрое покровительство искусствам Солдатёнков получил прозвище «Козьма Медичи».

Участвовал в создании крупнейшей в России текстильной фирмы - Товарищества Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве (1857, член правления), Московского учётного банка (1869, член совета). В 1870 году явился соучредителем и одним из первых акционеров основанного в Санкт-Петербурге Волжско-Камского коммерческого банка . Один из главных организаторов мануфактурных фирм - Товарищество мануфактур Альберта Гюбнера (1871), пайщик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» (1873).

Солдатёнков состоял членом Коммерческого суда (1854-1858), членом и старшиной Московского биржевого комитета (1855-1858); во время Крымской войны - членом Комитета для принятия от купечества средств на военные надобности (1855-1856), членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, выборным Московского купеческого собрания , гласным Московской городской думы (1863-1876), членом попечительского совета Художественно-промышленного музея (с 1865), действительным членом Общества любителей коммерческих знаний при Академии коммерческих наук , членом совета благотворительного общества при Басманной больнице , членом попечительного комитета женских курсов В. Герье , одним из основателей и почётных членов Общества для пособия нуждающимся студентам . В 1866 году Солдатёнков основал так называемую Солдатёнковскую богадельню («Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года») на 100 постоянных жителей Москвы и заезжих «всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Он предоставил для богадельни двухэтажное кирпичное здание (бывшая 4-я Мещанская, теперь - Мещанская улица , 15) и капитал в 15 тысяч рублей, затем ежегодное дополнительное финансирование, был её пожизненным попечителем . В 1894 году Солдатёнков перевёл 2400 рублей за гипсы Мюнхенской глиптотеки Ивану Цветаеву , собиравшему тогда коллекцию слепков всемирно известных произведений для создаваемого им Музея изящных искусств .

Скончался 19 мая (1 июня) года в Кунцево на 83-м году жизни и погребён на Рогожском кладбище . В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены (участок 4 кладбища) .

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея . Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища . .

Во исполнение духовного завещания Солдатёнкова были построены ремесленное училище имени К. Т. Солдатёнкова (1909) (по проекту архитектора Владимира Шервуда на Донской улице , 37) и городская больница для бедных (до 1920 года - Солдатёнковская больница).

Издательская деятельность

Религиозные убеждения

Солдатёнков принимал активное участие в жизни московской белокриницкой общины . Финансировал поездку в Лондон старообрядческому епископу Коломенскому Пафнутию (Овчинникову) и устроил его встречи с Николаем Огарёвым , Александром Герценом , Василием Кельсиевым . В один из периодов был склонен к принятию единоверия , о чём митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) сообщил председатель единоверческого Никольского прихода на Рогожском кладбище В. А. Сапёлкин.

В 1862 году приветствовал Окружное послание, составленное архиепископом Антонием (Шутовым) и Ксеносом (Кабановым) .

Московские адреса

Мясницкая, 37

Усадьба, в которой жил К. Т. Солдатёнков включала главный дом (№ 37), западный флигель (№ 33) и восточный флигель (№ 37 стр. 3). В конце XVIII века здесь был «двор купца А. И. Докучаева в приходе церкви Николая Чудотворца на Мясницкой».

После московского пожара 1812 года усадьба была восстановлена в 1819-1821 годах по проекту архитекторов О. И. Бове и А. Г. Григорьева ; затем перестроена А. И. Резановым . С 1857 года ей владел Солдатенков. Здесь находилась собранная им огромная библиотека и коллекция картин. Управляющим усадьбы был его сын от гражданского брака с Клемансо Карловной Дебуи (Дюпон) - И. И. Барышев .

В домашней молельне Солдатёнкова были иконы строгановской школы . К числу ценнейших относились подписные иконы XVI века - «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина . Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублева , приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре .

Солдатёнковская больница в Москве (ГКБ им. С. П. Боткина)

Согласно завещанию Солдатёнкова, из его капитала выделялись средства для постройки в Москве бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. Московское городское управление выделило в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. Строительство было начато в 1908 году , а в 1910 году состоялось её официальное открытие. В настоящее время больница носит название Городская клиническая больница имени С. П. Боткина (2-й Боткинский проезд , 5; в 1992 году у здания администрации был установлен памятник Солдатёнкову).

Усадьба Дебуи - Дёминой

В 1862 году купцы Золотаревы продали участок (нынешний адрес - Сверчков пер. , 3/2) вместе с садом Козьме Терентьевичу Солдатёнкову, который построил здесь одноэтажный особняк для своей гражданской жены Клемансо Карловны Дебуи (1822-1908).

После смерти Дебуи в 1910 году владелицей дома стала Мария Терентьевна Дёмина. При ней особняк перестроили по проекту архитектора Струкова; в 1967 году появился второй этаж и в особняке до 2003 года разместилось посольство Афганистана.

Кунцево

До 1974 года главный дом был деревянным, однако утратил бельведер. В 1976 году после пожара он был разобран и восстановлен в кирпиче, но первоначальные архитектурные формы сохранялись до августа 2014 года, когда новый пожар вновь уничтожил воссозданный бельведер и кровлю.

Примечания

  1. Здесь же он и похоронен; чудом уцелело надгробие - Ситнов В.

Последние материалы сайта