Кто над иноками поставлен 6 букв. Преподобные иноки аркадий и константин шамарские

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — "Положения о монастырях и монашествующих" был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий.

Еще в XII в. Феодор Вальсамон полемизировал с иноками, которые считали, что они вправе отложить иноческое одеяние и оставить свой монастырь, поскольку не давали монашеских обетов. Следовательно, таковые считали себя мирянами, не связанными монашескими узами. В начале XIX в. преподобный Никодим Святогорец в "Пидалионе" обличал рясофорных иноков за намерение оставить монастырь и монашеское житие и воспринять на себя образ мирян. В близкое к нам время воззрение на иноков, как на лиц, еще не вступивших в лик монашествующих, получило широкое распространение и в России. Игумения Таисия (Солопова), одна из подвижниц благочестия XIX в., в своих сочинениях писала, что рясофор "в сущности не считался пострижением и назывался "малым постригом" , поэтому многие рясофорные иноки и инокини покидали монастырь и возвращались к мирской жизни, считая себя не связанными обетами перед Богом .

Итак, как уже было сказано, совсем недавно этот вопрос был затронут еще раз в ходе обсуждения "Положения о монастырях и монашестве". Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что по своему каноническому статусу рясофорный инок — это лишь мирянин, имеющий благословение носить рясу. Подобный взгляд высказывается в частности и в статье архимандрита Иеронима (Николопулоса) , которая представляет собой исследование одного из греческих канонистов-богословов.

То явление, что такой взгляд на рясофор оказывается весьма устойчив, заставляет еще раз обозреть канонические и святоотеческие источники по этому вопросу, чтобы уточнить и прояснить, насколько это возможно, все его аспекты. Вопрос этот действительно заслуживает сугубого внимания, потому что, если мы приходим к выводу о том, что все постриженные в настоящее время рясофорные иноки являются мирянами и могут свободно покинуть монастырь даже без благословения своего игумена, как на это указывает и архим. Иероним в своем исследовании , — то последствия этого для Церкви в настоящее время могут оказаться плачевными.

В этой статье мы ни в коей мере не хотим полемизировать с теми, кто считает иноков всего лишь мирянами, а иночество — только подготовкой к приему монашества. Не хотим мы и настаивать на каких-то мерах прещения по отношению к инокам, покинувшим свой монастырь и вернувшихся к мирскому житию. Бог ждет от каждого из нас свободного служения Ему, и в первую очередь Ему дорого именно наше свободное произволение. Нашей целью было воодушевить иноков, носящих рясофор, к ревностному прохождению своего подвига и дать им святоотеческое понятие о всей важности их чина, о том, как дорого и желанно пред Богом их вступление в первоначальную степень монашеского звания.

Рассмотрим сейчас подробнее вопрос о статусе рясофорных иноков : отличаются ли носящие рясофор от мирян и почему? В настоящее время можно услышать мнение, что каноны не предусматривают отдельной степени рясофорного инокаи потомутаковые являются мирянами и не несут канонической ответственности в случае, если пожелают оставить монастырь.

С тем, что каноны на самом деле не предусматривают отдельной степени рясофорного инока, действительно, трудно не согласиться. Как не предусматривают они в то же время отдельных степеней малой и великой схимы, просто потому, что разделения на эти три степени еще не существовало в церковной практике того времени. Формирование особого чина иноческого пострижения (как, вероятно, и выделение рясофорных иноков в особую степень монашества) начало складываться, по замечанию Н. Пальмова , в XII в. И потому совершенно естественно, что каноны, установленные Вселенскими и Поместными соборами и святыми отцами во временной промежуток III-IX вв, не могут прямо и непосредственно выносить определения, посвященные статусу рясофорных иноков.

Показательно, что зачастую каноны не называют лиц, посвятивших себя Богу, даже и монахами, а используют для этого какие-либо описательные выражения, которые тем не менее ясно обозначают предмет речи. Ярким примером этого может послужить правило 60 святителя Василия Великого: "Обещавшаяся пребыти в девстве, и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодения с распределением, смотря по ея жизни. Тожде и для восприявших обет жития монашескаго, но падших" . Таким образом, если каноны не упоминают прямо о степени рясофорных иноков, это еще ни в коей мере не свидетельствует о том, что носящий рясофор принадлежит в Церкви к чину мирян.

Если мы будем взирать только на внешнюю, формальную сторону дела, мы можем прийти к совершенно абсурдному выводу. Как общеизвестно, высшей и совершеннейшей степенью монашеского пострига является великая схима. Если каноны говорят только о чине совершенных монахов и распространяются только на них, то, значит, наряду с рясофором можно вменить ни во что и пострижение в малый образ, как еще несовершенный, приготовительный, называемый всего лишь "обручением великого ангельского образа" и не дающий всей полноты монашеского достоинства. Таким образом, можно объявить, что и мантийный монах волен оставить монастырь и вернуться к мирской жизни. Но, конечно же, вряд ли найдется такой человек, который осмелится утверждать что-либо подобное.

Кроме того, замечательный аргумент приводит в своей статье "Περί τῆς ἀξίας ἥν κέκτηται ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ ἡ εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα Ἱερά Ἀκολουθία" ("О достоинстве, которое приобрело в Церкви священное последование пострижения в рясофор") архимандрит Тихон, настоятель Афонского монастыря Ставроникита . Рассуждая о том, почему каноны не делают никаких упоминаний о статусе рясофорных иноков, он говорит, что священные правила всегда наблюдают за сутью монашеского исповедания и за его духовными последствиями, а не за уставной его стороной. Они рассматривают как допустимую и приносящую те же духовные и, следовательно, юридические результаты, любую форму пострига из многих имевших распространение за многовековую историю монашеской жизни в Церкви. "Иначе говоря, они рассматривают монашеский образ как единый, под каким бы уставным видом он не совершался… — утверждает далее архимандрит Тихон. — То, что уставная сторона пострига не является объектом исследования священных правил, не составляет исключения и парадокса, поскольку то же самое происходит и с тем, что касается уставно-совершительной стороны и формирования последований всех священных таинств Церкви".

Что же делать в том случае, когда каноны ясно не говорят о каком-либо явлении?

В церковном праве, как говорит прп. Никодим Святогорец, отчасти может действовать принцип аналогии: "О том, о чем правила ясно не пишут, следует судить и выносить заключение на основе подобных случаев, описанных в правилах, или на основе писаний отдельных отцов, или даже по рассуждению здравого ума… Там, где нет правила или писаного закона, сохраняется добрый обычай, который проверен правым разумом и испытан многими годами и который, не противореча писаному правилу или закону, замещает правило или закон" . Поэтому мы можем с полным правом отметить, что многие из святых Православной Церкви имели благой обычай взирать на рясофор именно как на начальную степень монашеского чина и относились к нему с уважением. Приведем несколько мнений греческих и русских святых отцов:

Прп. Никодим Святогорец: "Рясофорные уже не могут сбросить рясу и вступить в брак — да не будет! Как они дерзнут на это, в то время как и власы на голове их пострижены, а это означает, что они отверглись всякого мирского мудрования и посвятили свою жизнь Богу? Как они дерзнут на это, когда с благословения носили монашескую рясу и камилавку, поменяли имя и над ними были прочитаны иереем две молитвы, в которых иерей благодарит Бога за то, что Он “избавил их от суетнаго мирскаго жития и призвал на честное обещание монашеское”, и просит Его принять их “во иго Его спасительное”? И если тот, кто только дал обещание стать монахом, пусть и не приняв рясофора, не должен нарушать обещание, но должен исполнять его, по изречению обеты мои Господу исполню , — то сколь более тот, кто носил рясу?"

Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого: "Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному..."

Теперь хотелось бы сказать подробнее и о том, какие именно элементы в чинопоследовании иноческого пострига сообщают рясофорному иноку монашеское достоинство .

Прежде всего, это две молитвы , читаемые в чинопоследовании пострижения в рясофор . По вопросу о времени их происхождения существуют разные мнения. Если Н.Пальмов считает, что в существующем виде это чинопоследование сложилось только к XIV в. , то современная исследовательница Е.Жукова в своей монографии "Γέννηση καί ἐξέλιξη τῆς ἀκολουθίας τοῦ μοναχικοῦ σχήματος κατά τούς 4-7 αἰώνες βάσει ἀγιολογικών πηγών" ("Зарождение и развитие чинопоследования монашеского образа в 4-7 веках на основе агиографических источников") говорит о том, что это последование очень древнее, и вероятно, является древнейшим видом последования великого ангельского образа .

Стоит указать, что молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа:

"Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего, имярек, от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание…" — по меткому замечанию преподобноисповедника Никона Оптинского, благодаря этим словам, "Святая Церковь Православная и на рясофор смотрит, как на обет Богу" .

"Сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии…" — нет нужды напоминать о том, что ангельским житием в святоотеческой традиции именуется именно житие монашеское.

"Во иго Твое, Владыко, спасительное приими раба Твоего, имярек" — образ ига Христова, по выводам Е.Жуковой, очень часто встречается в житиях святых преподобных отцов, и совершенно не случайно эта молитва обозначает вступление в монашескую жизнь через подъятие ига Христова .

"И сподоби его сочетатися пастве избранных Твоих" — прямой параллелизм с молитвой из чинопоследования пострига в малую схиму: "введи раба Твоего сего в духовный Твой двор и сопричти его словесному Твоему стаду".

Приняв во внимание всё это в совокупности, трудно согласиться с мнением архимандрита Иеронима (Николопулоса), настаивающего, что "некоторые из выражений этих двух молитв общие и преследуют цель выразить желание благополучного исхода духовной брани, а другие могут быть истолкованы разным способом, а не как обязательно упоминающие о монашеском достоинстве" . Нет, напротив, эти молитвы говорят именно о сопричислении к лику монашествующих и отныне брат, над которым они были прочитаны, вступает в монашеское жительство, жительство "земных ангелов и небесных человеков".

Наконец, надо сказать, что молитвы на пострижение в рясофор уникальны и читаются только в ходе чинопоследования пострижения в рясофор. Архим. Иероним ошибочно указывает, что подобная же молитва читается над учениками духовной школы Ризари, но это его мнение опровергается архим. Тихоном, игуменом монастыря Ставроникита . Отличаются молитвы на пострижение в рясофор и от молитв на поставление чтеца или псалта, о чем свидетельствует "Великий Евхологий" .

Еще одним доводом против того, что иноческое пострижение сообщает рясофорному иноку монашеское достоинство, является будто бы отсутствие оглашения перед постригом и отсутствие произнесенных вслух обетов .

Во-первых, необходимо заметить, что каноны и традиции Древней Церкви свидетельствуют о том, что если даже человек не произносил вслух обета стать монахом, но вступал в монастырь с намерением посвятить себя Богу, — он считался монахом со всеми вытекающими отсюда последствиями, как показывает правило 19 святителя Василия Великого: "А обета мужчин мы не знаем, разве только кто-либо причислил себя к чину монашествующих, которые своим молчанием показывают, что принимают безбрачие" . Иначе говоря, в древности даже то, что обеты не были произнесены вслух, не препятствовало быть причисленным к лику монашествующих. Практику произнесения обетов установил только сам святой Василий Великий в вышеупомянутом правиле. Стоит привести и толкование Вальсамона на этот священный канон: "Не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, но наденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак" .

Из современных греческих богословов профессор Панайотакос высказывает мнение о том, что рясофорный инок "молчаливо дает свое согласие с содержанием монашеского исповедания, которое, пусть и в сжатой форме, заключает в себе читаемая ради него молитва (Трисвятое, благословение, молитва на облачение в рясу (ῥασοευχή)), и принимает, как и монахи двух других видов пострига, то есть великосхимники и малосхимники, каноничный монашеский постриг" .

Во-вторых, нужно сказать, что последование пострига в рясофор прямо предписывает игумену совершить оглашение до пострига и тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность. В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед самим чином пострижения, указано, что игумен должен вручить новопостригаемого искусному монастырскому старцу и объяснить новичку важность главнейшей иноческой добродетели — послушания, а помимо того, до самого пострига постригаемый должен засвидетельствовать свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре: "Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать: обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах , и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя…" Конечно, собственно обетов послушания, девства и нестяжания постригаемый в рясофор не произносит, но тем не менее требование дать обещание пребыть в монастыре уже говорит о том, что чин пострижения в рясофор далек от простого благословения носить рясу, которое может быть дано мирянину в особых случаях. И кроме того, что собственно может означать обещание постригаемого "день и нощь преуспевати в добродетелех", как не то, что он с ревностью будет подвизаться в исполнении всех монашеских правил и установлений?

Примечательно, что Вальсамон, не упоминая об этом обещании перед постригом (оно сохранилось, вероятно, лишь в русских печатных требниках, по мнению Е.Жуковой ), тем не менее, настаивает на необходимости для рясофорных не покидать своего монастыря. В толковании на 5 правило Двукратного собора он делает это со ссылкой на мнение других: "Большинство людей более благоговейных думают, что кто вошел в монастырь и, как бы то ни было, надел черное одеяние и живет подобно монахам, тот не имеет права сделаться опять мирянином; ибо, говорят, ему можно было в течение трехлетия вынести испытание в мирской одежде" . В послании же Περί ρασοφόρων он излагает и свою собственную точку зрения: "То, чтобы … принявшим рясофор была дана свобода до истечения этого [трехлетнего] срока, если им не понравится суровость уединенной жизни, отложить монашеские одежды, а облечься в мирские, мне не кажется ни каноничным, ни достойным нашего жительства и обещания" . Особый интерес в этом отрывке представляет то, что известный византийский канонист открыто говорит: ему не представляется каноничным, то есть соответствующим правилам, то, чтобы принявшие рясофор могли покидать монастырь.

Важным элементом пострига является крестообразное пострижение волос и перемена имени . Архим. Иероним указывает на то, что эти элементы входят и в другие чинопоследования Православной Церкви (чин Таинства Крещения, хиротесия в чтеца или псалта; перемена имени в Элладской Церкви, как пишет архим. Иероним (Николопулос), может также входить в таинство хиротонии) и, следовательно, сами по себе не могут сообщать монашеского достоинства. Нужно сказать, что православное сознание и не смотрит на пострижение волос и перемену имени как на что-то, само по себе дарующее монашеское звание. Этим элементам постригам ни в коем случае не придается значение католической тайносовершительной формулы, которая имеет большое значение для католического богословия. Нет, пострижение волос и перемена имени рассматриваются только в совокупности со всем чинопоследованием пострига в рясофор. И именно тогда, когда человек воспринимает постриг в рясофор, пострижение волос обретает свое, свойственное только этому та инственному чинопоследованию значение: "Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское" . Достойный внимания взгляд высказан в упомянутой статье архим. Тихона: "Иное посвящение (смысл, содержание и результат посвящения) для таинства крещения, иное — для чтеца, и совершенно особенное и специфическое — для монаха. Не пострижение волос само по себе доставляет монашество принимающему постриг, но соединение [этого пострижения] со всем священным последованием рясофорного пострига, то есть с Трисвятым и двумя содержательными молитвами в важном церковном обряде, перед всем братством. Соединение этих элементов и дает приходящему к постригу упомянутое священное достоинство" .

Нужно сказать также и о том, что большое значение имеет и намерение постригающего и постригаемого . Священнослужитель, совершающий чин пострижения, намеревается дать Церкви именно такого Ее члена, который будет служить в лике монашествующих, — постом, молитвой, совершением монашеских добродетелей. Архиерей при совершении хиротесии в чтеца или псалта вводит в клир нового его члена, который будет призван совершать служение Церкви словом и своим, именно ему определенным служением. Поэтому смешивать значение этих двух чинопоследований никоим образом не должно.

Таким образом, несмотря на отсутствие священных правил Церкви, которые прямо говорили бы о рясофоре как о монашеской степени, очевидно, что монашеское достоинство усваивается рясофорным инокам, во-первых, святоотеческой традицией; во-вторых, самим значением рясофорного пострига, которое нельзя умалять или недооценивать.

Итак, принимая рясофор, человек оставляет чин мирян и вступает в лик монашествующих. Таким образом, он меняет свой статус в системе церковного права. Одновременно он берет на себя определенную ответственность сохранить свои обетования пред Богом. Теперь следует сказать несколько слов о последствиях этого.

1. Несомненно, как мы уже сказали, принявший рясофорный постриг (сейчас мы не говорим о рясофорных послушниках, облаченных в рясофор без произнесения молитв, пострижения волос и перемены имени) не должен оставлять место своего покаяния — монастырь, в котором он принял постриг. Вот как говорит об этом Вальсамон: "И от того, кто облечен в рясофор до истечения трех лет [испытания], не должно быть слышно ничего вроде: "Я раскаиваюсь. Ибо бремя уединенной жизни представляется мне тягчайшим и как бы бесполезным грузом. В общем, я не хочу потоплять корабль своей души грузом монашеского жития, но желаю, чтобы он несся на мирских парусах" .

В случае, если рясофорный инок решится оставить свой монастырь, он подлежит определенной канонической ответственности. Ее мера определяется духовником инока и правящим архиереем по тщательном рассмотрении всех обстоятельств и в согласии с церковными канонами и приличествующей настоящему немощному времени икономией, так, чтобы человек имел возможность остаться в лоне Церкви и жить церковной жизнью. Кстати, можно заметить, что и в древности епитимии за оставление монашеского пострига существенно варьировались. См., например, правило 18 святителя Василия Великого, где в начале он говорит: "О падших девах, обещавшихся Господу в чистоте жити, но потом впадших в плотския страсти и обеты свои нарушивших, отцы наши, просто и кротко снисходя к немощам поползнувшихся, законоположили: приимати их по прошествии года, учредя сие по примеру двоебрачных" . Ниже в этом же правиле, исходя из того, что Церковь укрепляется и чин дев увеличивается, святитель Василий предписывает наказывать за подобные канонические преступления епитимией, положенной за прелюбодеяния, то есть, по толкованию Аристина, отлучением от причастия на 15 лет . Разницу в сроке епитимии мы находим и в указаниях прп. Феодора Студита: монаха-великосхимника, впавшего в блуд, он отлучал от причастия на 5 лет, а монаха-малосхимника на 2 года, снисходя монахам, находившимся на более низкой ступени монашества .

Конечно же, подобные епитимии не под силу современному немощному человеку, и, говоря о них, мы ни в коей мере не хотим проявить к отступившим от иноческого жития какую-то жесткость или строгость. Монашество — это тесный путь, и во все времена найдутся те, кто не смогут на нем устоять, потому что душа человека переменчива. И потому мы хотим лишь показать ту глубину ответственности, которой требует от своих монашествующих чад Святая Церковь.

2. Касательно того мнения, будто бы рясофор накладывает лишь нравственную ответственность, но не каноническую, можно заметить следующее. Во-первых, как уже было сказано, постриг в рясофор изменяет канонический статус человека, переводя его из разряда мирян в чин монашествующих. Во-вторых, различие между нравственной и канонической ответственностью возможно провести только гипотетически и приблизительно. Ведь даже сами каноны — это не только и не столько юридические нормы, сколько нравственные ориентиры, указующие путь к духовному совершенству. По замечанию прот. В. Асмуса, "поскольку Церковь — нравственный союз, св. каноны и другие церковные законы, кроме законно-юридического, имеют и нравственно педагогический аспект, который иногда совершенно заслоняет первый (напр., VI Всел. 75) . Поэтому имеет большую важность и то, что не имеет чисто юридического значения" .

В этой небольшой статье были рассмотрены некоторые свидетельства святых отцов Церкви и канонистов о рясофорном постриге. Мы увидели, сколь великое значение они придают рясофору, и думается, что всякий, непредвзято мыслящий человек, будет рассматривать постриг в рясофор так, как он того заслуживает, — как первую ступень монашеской лествицы, возводящей к высшему евангельскому совершенству. Именно это сознание будет укреплять вступающих в монашескую жизнь в их благочестивом выборе и жизни согласно их честно му обещанию.

О преподобномучениках Аркадии и Константине знают далеко за пределами Урала. Множество паломников со всех краев приезжают в Шамары не только летом, чтобы принять участие в традиционном крестном ходе к месту их упокоения, но и зимой. 31 января , в день памяти священномучеников, в совершается торжественная служба.

Недалеко от Шамар, на берегу реки Сылва, в одном из живописнейших мест близ деревни Платоново, окруженная вековыми соснами, стоит одинокая могилка. Надпись на ветхом кипарисовом кресте гласит: «Здесь покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий стрыю (племянник — дяде, прим. ред.) в лето 7370-е индикта 5-го. Отец Василий Глухов ».

Весной 1996 года, после освящения новопостроенного храма в поселке Шамары, делегация Московской Митрополии во главе с Митрополитом в присутствии жителей окрестных деревень провела освидетельствование мощей. Когда вскрыли могилу, присутствующие ощутили благоухание. Были найдены хорошо сохранившиеся мощи, полуистлевшая одежда и железные вериги, рассыпавшиеся при прикосновении. Мощи преподобномучеников были погребены на прежнем месте, над могилой воздвигли новую часовню. Часть мощей перенесли в шамарский храм.

В конце октября 1997 года на Освященном Соборе РПСЦ состоялось общецерковное прославление двух святых иноков — преподобномучеников Аркадия и Константина, Шамарских чудотворцев, в середине XIX века подвизавшихся в уединении в горных лесах Урала. В 2011 году в Лысьве был освящен первый .

Жизнь и подвиги преподобномучеников Аркадия и Константина

Аркадий и Константин были родными братьями. Происходили они, по всей видимости, из часовенного согласия. Они были грамотные и начитанные. Понимая, что согласно Священному Писанию Церковь Христова пребудет до скончания века «и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18), они поехали в Москву к архиепископу (Шутову). После долгих бесед братья признали истинность белокриницкой иерархии. Вскоре после присоединения они были рукоположены в священнический сан.

Вернувшись на родину, братья поселились в окрестностях города Лысьвы Пермской губернии. Зимой и летом жили они в лесу, питались, чем Бог пошлет. На теле носили тяжелые вериги. Притеснения со стороны господствующей церкви и властей вынудили их переселиться.

Они облюбовали место в лесной чаще близ лога Митровка у речки Чучкановки в четырех верстах от села Гурьяновка Красноуфимского уезда Пермской губернии. Владелец земли Щукин Гурьян Иванович выделил им землю. Вскоре была готова келья. Весть, что в лесу подвизаются отшельники, разлетелась по округе. Люди стали приходить к подвижникам за благословением, помощью и советом. Приезжали даже издалека. Местные жители по-разному относились к Аркадию и Константину: одни радовались общению с подвижниками, а другие, в том числе и безпоповские наставники, из зависти и злобы клеветали на них, обвиняя во мздоимстве и сребролюбии.

Благочестивая женщина с внуком несколько раз в год приходили к подвижникам, приносили им продукты, исповедовались и причащались. Пришли они к священноинокам и во время Петрова поста в 1857 году. Но келья была пуста, на столе лежала записка: «Ищите нас под березовым выворотком».

Жители близлежащего села, вызванные на подмогу, нашли тела священноиноков на земле, под березовыми ветками. Несмотря на летнюю жару, тела были нетленными, за исключением мизинцев на руках.

Власти начали полицейское расследование. Врач, вызванный для проведения вскрытия, отказался резать тела угодников Божиих, ведь скальпель зазвенел о стальные вериги. Вскоре убийцу нашли. Он признался, что убил священноиноков, думая, что в их келье хранятся золото и ценности, поскольку христиане часто посещали подвижников. Но никаких ценностей в келье преступник не нашел.

Во время следствия выяснилось, что Аркадий и Константин приняли мученическую кончину 18 января по старому стилю (по новому — 31 января) 1857 года, а тела их были найдены через полгода нетленными. Это чудо так поразило местных жителей, что многие безпоповцы присоединились к Древлеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии.

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Лк. 9, 23).

Все преподобные и святые отцы шли путем самоотвержения, чтобы достигнуть вечного покоя в небесных обителях. Ибо, как «невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим — на землю», как со скованными ногами невозможно быстро и свободно двигаться, так и связанному различными заботами и попечениями житейскими невозможно идти путем духовного самосовершенствования.

Бывает, что святые отцы ставят нам в пример «мирских» людей, которые добиваются земных целей, жертвуя и многими телесными удобствами: сном, покоем, развлечениями и прочим. И если ради земного, скоропроходящего богатства нужны многие труды и усилия, тем паче трудиться до́лжно ради богатства вечного и нетленного, которому нет ничего равного в нашем видимом мире. Христианская религия — это крестоношение, узкий и скорбный путь, вводящий в жизнь блаженную и бесконечную.

Поучение о том, что такое иноческое отречение

Отречение есть не что иное, как клятва Кресту и смерти. Знай, о брат, что с сегодняшнего дня распинаешься и умираешь для мира ради полного отречения, потому что стал для мира, как мертвый ради Христа. Так не будь живым для мира и существующих в нем. Отрекаешься от родителей и братьев, жены и детей, и родственников, любимых друзей и их образа жизни, от волнений и хлопот о приобретении богатства, тщетной и ничтожной славы. Отрекаешься не только от этого, но еще и от своей души, по слову Господню: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Если действительно решил идти за Христом и хочешь быть Его верным учеником, приготовься с сегодняшнего дня не к отдыху, не к житейским заботам, не к достатку, ни к чему другому земному, красивому и приятному, но к духовным подвигам, к плотскому воздержанию, к очищению души, к нищете духовной, к благим слезам и ко всем страданиям и немощам, приносящим радость в святой жизни. Будешь терпеть алчбу и жажду, и будешь наг, и укоряем, и осуждаем, и оскорбляем, и поносим, и гоним, и впадешь во многие другие искушения и страдания, которыми воплощаемся в образ святой жизни. И когда все это вытерпишь:

Радуйся, — говорит Господь, — ибо велика награда твоя на небесах (Мф. 5, 11)

(«Цветник» священноинока Дорофея, глава 8).

Русское слово «инок» буквально обозначает «иной». Иной образ жизни, мыслей, иное одеяние, чем у прочих людей, которых называют «мирскими». Но если принять во внимание морально-нравственные нормы и правила, установленные в современном обществе, то смело можно прийти к выводу, что и все старообрядцы-христиане являются посреди сегодняшнего мира своего рода «иноками», ибо закон христианской жизни совершенно не соответствует нынешнему «духу времени». И святые отцы постоянно говорят о том, что само христианское звание является обязательством к непрестанному подвигу. Слово это непосредственно относится как к иночествующим, так и к людям семейным, живущим обыкновенным, «мирским» порядком.

«Я же говорю вам, что и мирским людям следует совершать все иноческие дела. Поскольку каждый православный христианин называется понуждающим себя ради Царства Небесного, потому что отрекается при святом крещении от всех дел сатаны, неугодных Богу, и обещает соблюдать заповеди Господни и являть жизнь, подобную жизни Христа и раны Христовы носить на теле своем. И с той поры имя его вписывается в Книгу Жизни, как жителя Царства Небесного. И, если исполнит обещание свое, удостоится бесконечной, невыразимой и неизреченной радости Царства Небесного. Если же нарушит обещание свое, то будет мучим сильнее не ведающих Бога, потому что, познав Бога и приняв святое крещение, не соблюдал заповеди Господни, апостольские и отеческие предания» («Цветник» священноинока Дорофея, глава 14).

Чудеса по молитвам преподобномучеников

Если видит Бог, что Ему верят больше, чем себе, — дает подтверждение. Несомненная вера возвышает человека над природой. Подтверждение этому — многочисленные чудеса, которыми прославляет Господь святых Своих избранников, от всего сердца Ему послуживших. Святые — посредники и ходатаи наши перед Богом, и доколе стоит этот мир, не оскудеет высшая благодать, которая нисходит к нам по молитвам святых Божиих угодников. Много читаем мы о прежде бывших чудесных знамениях, но, несомненно, ближе и чувствительнее трогают душу и сердце рассказы наших современников, которых Господь, по вере их, сподобил быть свидетелями некоторых дивных, сверхъестественных явлений.

«… Из окон домов деревни Гурьяновки многие жители видели, как в сумерках появлялось на месте упокоения мучеников (святых преподобномучеников Аркадия и Константина) неяркое свечение. Присмотревшись, можно было различить два огонька — две свечи, появляющиеся и зажигаемые неизвестным способом. Проезжающие или проходящие мимо запоздалые путники время от времени рассказывали о виденном своими глазами чуде.

Случалось кому подъехать к могиле. Вокруг ни души, а на могилке мучеников горящие свечи стоят, которые явно некому было принести и зажечь в такие минуты. По прошествии 70-ти лет со дня захоронения Константина и Аркадия одному из жителей села Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить их на другое место. Он сначала не предал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда решили выполнить просьбу и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указали во снах этому христианину…

… Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый родник, никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. И было замечено, что у источника начали исцеляться люди, страдающие теми или иными недугами…

… Было это в 1996 году, во время освящения шамарского храма во имя Рожества Иоанна Предотечи, Крестителя Господня. Приехали на празднества две женщины: у одной на ноге была трофическая язва. Увезла она домой немного землицы с могилы святых и воды из целебного источника. С большой верой на исцеление сделала она из воды и земли грязь, помолилась и привязала к открытой ране. Через несколько дней почувствовала, что нога не болит. Развязала — все затянулось.

Вторая женщина приехала на освящение храма в гипсе, с трещиной в стопе. До посещения Шамар лечилась у врачей. Узнала об излечении, сделала так: гипс сняла, изготовила кашицу из водицы и земли, взятой с могилы, привязала живительную кашицу к стопе и через некоторое время уже ходила, не чувствуя боли. После обратилась к лечащему ее травматологу. Рентген показал, что все срослось. Врачам она постеснялась сказать, чем лечилась, а они в свою очередь сказали, что это чудо: у старого человека трещина в стопе так быстро зажить не могла!

Жительница Перми долго лечилась от боли в суставах ног. После посещения источника и омовения ног чудотворной водою боли ног прекратились и более не возобновлялись.

Об исцелении сообщает житель города Саратова. Молодой человек с детства тяготился тем, что у него практически по всему телу была распространена сыпь. Его лицо покрывалось страшными прыщами. Он также приезжал на могилку, помолился и омылся. Все прошло, и ныне более не бывает прыщей.

86-летняя местная жительница Анастасия рассказывает, что во время войны, когда не было в округе ни врачей, ни священства (только поставят кого-нибудь, а его тут же забирают, и больше уж никто не видит его, не возвращались никогда), все к инокам за помощью ходили, у кого что болит — все туда. А куда же еще?.. Только там и лечились.

«У моей дочери на руках экзема была. Приехала она как-то ко мне и говорит: «Вот, мама, у меня руки как заболели». Я говорю: «Пойдем к источнику». Только как? Я в колхозе работала, на работу не выйти нельзя, а туда далеко добираться, одним часом не сбегаешь и правду не скажешь — заклюют потом. Я сказала бригадиру: «Сегодня я не могу выйти на работу, дочь приехала, мне надо ее в Шамары обязательно вести, а у нее котомка большая, надо нести помочь». Отпустил бригадир. Только светать начало мы побежали. Бежать далеко было, но не зря сбегали — прошла у нее экзема, как и не было. Ну как тут не будешь верить? Если какой врач исцелит, так говорят, снова к нему беги!..» (Из жития преподобномучеников Константина и Аркадия, изданного в Шамарах в 2011 году).

К часовне на месте упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия, к их чудотворному источнику постоянно идут паломники с просьбой об исцелении души и тела. Традиционно летом, на следующий день после престольного праздника Рожества Иоанна Предотечи, из Шамар в Платоново и далее к часовне направляется . Много богомольцев и зимой, в день преставления преподобномучеников. И если летом богомольцы идут к часовне через поле, то зимой едут в Платоново на машине и дальше - по льду Сылвы. Ни мороз, ни сугробы не помеха. И вот чудо: даже зимой удается набрать воды из чудотворного источника!

Этот храм особый, он поставлен над игуменскими, над иноческими могилами, осеняя вечный покой тех, кто подвизался в Валаамской обители. В 1795 году в крестьянской семье в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии родился младенец, которого отец Конон и мать Матрена при крещении нарекли Дамианом. С 20 лет он странствовал по монастырям Киева, Новгорода и Русского Севера. В 1819 году молодой паломник дошел и до Валаама, где один из старцев-прозорливцев, предвидя будущее Дамаскина, встретил его земным поклоном. Первоначально новый послушник был поставлен на конюшню, а затем - в хлебную. Позже ему поручили охрану острова, на этом послушании ревностный Дамиан много раз подвергался опасностям от приезжавших тайно стрелять дичь или рубить лес на Валааме чухонцев, которые нередко и в него целились, «но Господь хранил раба Своего, и Дамиан оставался невредим ».

На Рождество в 1823 году послушник Дамиан был пострижен в рясофор, принял рясу и камилавку. Через год, на Покров Пресвятой Богородицы, Дамиана первый раз благословили на череду чтеца в церкви и в трапезе.

12 декабря 1825 года на 31-ом году от рождения Дамиан был пострижен в монашество с именем Дамаскина. Об этом великом деле отец Дамаскин говорил: «Господь сподобил получить монашеский чин, слава Его милосердию и неизреченной Его благости! ».

С 1827 по 1833 год подвижник почти шесть лет безвыходно проводил свое «трудолюбное по Бозе пустынножитие, простирая себя все на больший и больший подвиг и прилагая труды к трудам ». 30 апреля 1833 года он был переведен в скит во имя Всех Святых для управления им.

Мы живем в то время, когда есть возможность восстанавливать храмы, есть возможность совершать Божественную литургию, молиться, каяться, причащаться святых Христовых Таин и всего того, что дает нам святая мать Церковь.

А ведь не всегда так было. И как этот храм был разорен, так множество, великое множество других храмов по всей матушке России было разграблено, осквернено. И я помню прекрасно то время, когда, проезжая где-нибудь, можно было обязательно увидеть такой опустевший храм, часто полуразваленный, черный, с надписями, с выросшими на его стенах березами.

Снова сияют кресты над просторами нашей Родины. Но вы должны помнить о том, что и наши души, как души тех людей, которые осквернили когда-то эти храмы, часто осквернены многими и многими грехами и в таком же горестном положении находятся, как вот эти разоренные, опустевшие храмы. Но милость Божия не имеет границ, и так мы совершаем, а точнее, Господь нашими руками и своею благодатью совершает обновление рукотворных храмов. Так же точно и благодать Божия через наши покаянные усилия тоже может обновить нерукотворные храмы. Как вы слышали в молитвах освящения, как мы знаем из Священного Писания, и наши души, и наши тела тоже есть храм, в котором Дух Божий совершает таинственное богослужение, если мы живем христианской жизнью, если мы стремимся так жить.

И вот наша задача, наша главная цель – обновить наши души обновлением истинным, благодатным, покаянным с тем, чтобы и в наши души вошла освящающая благодать Божия и чтобы наши внутренние храмы были полны молитвословий, славословий и благоговейного поклонения Богу в духе и истине ».



На могиле игумена был воздвигнут величественный памятник - гранитный полированный крест с надписью: «Раб Божий игумен Дамаскин, скончался 23 января 1881 года, 86 лет от рождения, управлял обителью в сане игумена 42 года, а всего жития его на Валааме 62 года».

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3 мая).

Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня в этой статье можно посмотреть вопросы в кроссворде №19 "АиФ" 2017 и ответы на них. Ответы на кроссворд в газете Аргументы и Факты №19 за 2017 год можно посмотреть ниже, в скобках указано количество букв в слове и место слова в сетке кроссворда. Ответы на кроссворд можно посмотреть внизу статьи в компактном виде.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала (14 слово по горизонтали).
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля (6 слово по горизонтали).
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? (12 слово по горизонтали).
10. Языковая трансформация (7 слово по горизонтали).
12. Мыльная, но не опера (4 слово по горизонтали).
13. Искусство попадать движениями в ноты (5 слово по горизонтали).
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя» (5 слово по горизонтали).
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? (7 слово по горизонтали).
20. Кто над иноками поставлен? (6 слово по горизонтали).
22. «Осиновое оружие» против вампиров (3 слово по горизонтали).
23. «Хмуриться не надо, …!» (4 слово по горизонтали).
27. Заготовка для вышибалы (5 слово по горизонтали).
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? (11 слово по горизонтали).
31. Где мыши без еды точно не останутся? (5 слово по горизонтали).
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? (8 слово по горизонтали).
34. Фамилия папы Иоанна Павла 2 (7 слово по горизонтали).
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? (6 слово по горизонтали).
39. Хрустяшка для сладкоежки (4 слово по горизонтали).
40. «У крупных неприятностей и … толще» (5 слово по горизонтали).
41. «Искусственное прерывание» власти (9 слово по горизонтали).
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям (4 слово по горизонтали).
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица) (3 слово по горизонтали).
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю (5 слово по горизонтали).
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку (9 слово по горизонтали).
47. Откуда родом Раймонд Паулс? (4 слово по горизонтали).
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? (5 слово по горизонтали).
49. Что на бирже котируется? (5 слово по горизонтали).
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне (7 слово по горизонтали).
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами (4 слово по горизонтали).
52. Игра метателей (5 слово по горизонтали).

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта» (12 слово по вертикали).
2. Столовый протектор (8 слово по вертикали).
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки (8 слово по вертикали).
5. Культовый фильм «… юрского периода» (4 слово по вертикали).
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? (6 слово по вертикали).
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? (6 слово по вертикали).
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман) (5 слово по вертикали).
11. У какой европейской страны самая протяженная в мире морская граница с Канадой? (5 слово по вертикали).
12. Жара в аду (5 слово по вертикали).
15. Ночное состояние здорового мозга (5 слово по вертикали).
17. Художественная эмаль (7 слово по вертикали).
18. Сотрудник, помогающий «свести счеты» (9 слово по вертикали).
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила (5 слово по вертикали).
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Черной шали» (5 слово по вертикали).
22. «Ареал чиновника» (7 слово по вертикали).
24. Чему посвящен культовый трактат «Молот ведьм»? (11 слово по вертикали).
25. Дымок над кипятком (3 слово по вертикали).
26. Мускатные заросли (11 слово по вертикали).
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? (5 слово по вертикали).
29. Венецианский правитель (3 слово по вертикали).
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих (5 слово по вертикали).
33. Кто «несет свет людям»? (8 слово по вертикали).
36. «Сало на сковородке» (7 слово по вертикали).
37. Чем с крупье расплачиваются? (3 слово по вертикали).
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? (7 слово по вертикали).
39. «Золотая столица» Сибири (7 слово по вертикали).
41. Что «на ночь глядя» надевают? (6 слово по вертикали).
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? (5 слово по вертикали).
46. Декор косы (4 слово по вертикали).

Последние материалы сайта