Свято троицкий холковский пещерный монастырь. Холки. Свято-Троицкий Холковский монастырь

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.

1. Вид с трассы на монастырь.

Главной достопримечательностью Чернянского района является Холковский подземный монастырь с его таинственными пещерами, который по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала VII века. Село Холки, на территории которого находится этот историко-архитектурный комплекс, имеет древнюю и богатую историю.


2. Стилизованные указатели на повороте к монастырю.

По предположению ряда источников и археологов с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории — поход князя Игоря Святославовича против половцев. Наиболее убедительной и логичной представляется точка зрения доктора исторических наук, профессора Института археологии АН РФ С.А. Плетневой и некоторых других ученых, которые утверждают, что войско князя Игоря двигалось из Путивля к месту битвы с половцам» по территории нынешней Белгородской области. Более того, на основании археологических раскопок С.А. Плетнева доказывает, что именно в Холках князь Игорь сделал двухдневную остановку, чтобы дождаться своего брата — Трубчевского и Курского князя Всеволода, который спешил ему на помощь Курска. Князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость — Холок.


3. Келейные корпуса монастыря.

Прошлое Холковских меловых подземелий уходит корнями в глубь столетий. Несколько веков назад, в 1620-1764 гг., в них размещался Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь, который был основан иноком Геласием, ставшим его первым настоятелем. Монастырь пользовался государевым вниманием. Так, в 1653 году новый настоятель монастыря старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу реки Холок. В 50-е гг. XVII в. в монастыре стал строиться Преображенский храм, а в документальных источниках того времени, «Ревизских сказках» за 1772 г., уже упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря.


4.

Однако недолго подземный монастырь был отдохновением монашеских душ. С приходом на российский престол Екатерины II для монастыря наступают не лучшие времена. Самодержавица Всероссийская в 1764 году своим указом упразднила монастырь, который просуществовал всего 144 года. Холковский мужской монастырь стал одним из многих упраздненных по Российской империи монастырей.


5.

Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. Стараниями князя А.Б. Голицына в 30-х гг. XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, и пещерная церковь были возобновлены к действию, но по разным причинам монастырь не открыт.
В последующие годы служба проходила в Верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили.


6.

Шли годы... И в 1890 г. местный житель села Холки Никита Бычков по религиозным убеждениям начинает рыть недалеко от главной пещеры еще одну. Тяжелый труд Н. Бычкова продолжался до 1920 г. Главной его целью в течение 30-ти кропотливых лет было соединиться с главной пещерой, а помощниками ему служили лопата, кирка и ведро. Однако осуществить замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его в подземном коридоре, на 98-м метре работы, когда до соединения с монастырем оставалось около 40 метров. В память о Н. Бычкове местные жители называют это подземное сооружение «Никитские пещеры».
С 70-х годов XX века в с. Холки началась активная подготовка к возрождению пещер (у истоков стоял Василий Дмитриевич Понамарев).


7.

Благодаря стараниям энтузиастов 14 октября 1990 г. в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие Xолковских пещер для посетителей, а приказом управления культуры Белгородской области был учреждён музей «Холковские пещеры» — филиал муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернянский районный краеведческий музей».
Для дальнейшей деятельности по восстановлению монастырского комплекса в 1997 г. был сформирован попечительский совет. Его возглавил начальник вневедомственной охраны Чернянского района В.В. Сбитнев. Активную поддержку в создании комплекса оказали главы администраций: Белгородской области Е.С. Савченко и Чернянского района — И.С. Ааптев, П.В. Гапотченко.


8. Небо затянуло дождевыми облаками, на минуту выглянуло солце, осветив церковь, чем я и воспользовался - получился интересный кадр.

11 мая 1997 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Владыка Иоанн освятил закладные камни в строительстве храмов. За 2 года и 7 месяцев была проделана грандиозная работа. Построен жилой монастырский корпус на 23 человек. Засияли золотыми куполами храмы возрожденного Холковского архитектурного ансамбля. Перед входом в пещеры сооружен небольшой надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры преподобных отцов Антония и Феодосия.


9. Часовня над могилой архитектора А. Родыгина, посвящение неизвестно.

На самом высоком холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира. Возле кладбища на месте разрушенной приходской церкви возведен новый храм иконы Донской Божией матери — покровительницы русского воинства. Напротив храма на холмике — памятник комплекса - часовня и могила скончавшегося здесь талантливого московского архитектора Андрея Родыгина, который проектировал и выполнял самые сложные архитектурные элементы комплекса.


10. Памятник Святославу Храброму.

12 декабря 1999 года, в канун 2000-летия Тождества Аристова, состоялось торжественное открытие и освящение Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря.
Сегодня Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь — действующий. Для посещения туристов предлагается пещера подземного монастыря. Общая площадь пещеры — 255,5 кв.м., церкви — 57,9 кв.м., келий — 172 кв.м., общая длина коридоров — 125,8 м. Средняя температура в пещере — 8-10 градусов тепла.


11.

На территории историко-архитектурного комплекса в ноябре 2005 года установлен памятник Святославу Храброму - князю-воину, положившему конец Хазарскому каганату, скульптор — Клыков Вячеслав Михайлович — признанный 1 мастер в России, СНГ и за рубежом, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Сердце Святого Белогорья, Холковский подземный монастырь, открывает свои врата для всех, кто хочет прикоснуться к духовным истокам Белгородчины.


12.


13. Святые врата.


14.


15. Пещера, со слов экскурсовода, выкопанная работниками колхоза для хоранения овощей.


16.


17. Надвратный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.


18.


19. Вход в пещерный храм.


20. Слева и справа бывшие кельи монахов, при советской власти использовались для хранения овощей колхозом.


21. Высота потолка около 190 см.


22. Ещё одна келья монаха.


23.


24.


25.


28.


29. Идём на гору, на самый верх.


30.


31. Храм Святого равноопостального князя Владимира.


34. Вид с горы, виднеется быза отдыха с водоёмом, река Оскол протекает параллельно пруду.


35. В монастыре имеется и свое подсобное хозяйство.


36.


37. Церковь Донской иконы Божией Матери.


38. Калины куст органично вписался в композицию.


39. Ну и на последок белая лошадка:)

Координаты: 50°51"48.4"N 37°45"17.8"E
________________________________________ ________________________________________ _____
Литература:
Историко-архитектурный комплекс Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь - духовное наследие Белгородчины. Белгород 2015.
Ссылки:

У села Холки в Белгородской области, рядом с рекой Оскол, открываются величественной красоты Жестовые горы. Название села, полагают, произошло от очертаний, напоминающих лошадиные холки. В ХI-ХII веках здесь располагалось городище, представлявшее крепость с мощными укреплениями. На самом высоком Жестовом холме была сторожка, откуда велось наблюдение за половецкой стороной. Обнаружив приближение конницы, сторожевой спускался вниз для сигнала, но не по открытой местности, а по подземному ходу, чтобы не обнаружил неприятель.

По преданиям, подтверждённым экспедицией Воронежского университета, 5 мая 1185 года сюда прибыл князь Игорь Святославович. На вершине Жестового холма он ждал прибытия из Курска своего брата Всеволода. Объединённая дружина направилась на битву с половцами, навстречу трагической гибели. «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Е.Н.Савотченко. Встреча князя Игоря с братом Всеволодом в Холках. Холковский монастырь. 1993-1995 гг.

В 1620 году в меловых отложениях был открыт Свято-Троицкий подземный мужской монастырь, возглавляемый игуменом Геласием. Монастырь имел ряд узких коридоров, по сторонам которых располагались кельи, трапезная, места захоронения, а также церковь с шестью колоннами. Вокруг церкви шёл коридор, по которому совершался крестный ход. Интересно и загадочно выполнен неведомым архитектором свод алтаря: он четырёхсторонний, а рёбра его образуют крест, причём два луча раздваиваются. Местные знатоки называют это огненным крестом и убеждены, что он имеет символический смысл, а некоторым он напоминает двойную спираль молекулы ДНК - носителя генетического кода человека. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С годами вход в пещеру завалило, и это место было забыто. Остался только могильник наверху.

По прошествии ряда лет здесь, на уступе, была сооружена Казанская церковь. Мне было пять лет, когда я проживал в Холках и, проходя мимо, задерживал маму, чтобы посмотреть на красивую церковь. Но перед самой войной церковь разрушили, а кирпич использовали для сооружения взлётной полосы аэродрома в посёлке Чернянка. Отец Пётр, благочинный Чернянского округа, говорил: «Разрушение храма - это ещё и разрушение человеческих душ, которые не получили возможности пообщаться с Богом. Конечно, человек верующий может молиться везде, а вот приобщить к Богу людей, не имеющих веры, но ищущих её, легче в храме».

Холковский подземный монастырь

Годы спустя усилиями холковских и чернянских патриотов вход в подземный монастырь отыскали, очистили коридоры, сделали надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры - преподобных отцов Антония и Феодосия, а 14 октября 1990 года, в день праздника Покрова Богородицы, Холковские пещеры были открыты для посетителей. В подземном храме зажглись свечи. Сделано это было, конечно, по высокому повелению. Руководил работами активный педагог, а в то время инструктор райкома компартии (!) Василий Дмитриевич Пономарёв, создатель фольклорного ансамбля и этнографического музея. Он родился в селе Холки и ещё в школьные годы проникал в монастырские пещеры через известные лишь пацанам лазы. У Василия Пономарёва красивый сильный тенор, и на открытии монастыря он пел многие мелодии и тексты вместе с мамой, Ульяной Марковной, и двумя сёстрами. Ульяна Марковна пела в церковном хоре и передала детям многие церковные службы. «Мама пела пятиголосие», - с гордостью говорил сын. Я слушал их во время службы, и это было незабываемое впечатление. Представьте белые колонны, высеченные в толще мела, загадочный крест в своде алтаря, старинные иконы, которые принесли жители села, мерцающие огоньки свечей, сидящую, уже пожилую Ульяну Марковну, а рядом - красивого стройного сына и дочерей. И все с замечательно звучащими голосами.

Храм иконы Донской Божией Матери

Но это было лишь первое Господне благословение. По призыву митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна здесь начали сооружать новый церковный архитектурный комплекс. Работы энергично возглавил начальник отдела райотдела милиции (!) Владимир Сбитнев, побывавший у многих памятников христианства. Он крепко вдохновлял местных бизнесменов на помощь строительству, в основном материалами. На месте разрушенной приходской церкви возвели новый храм иконы Донской Божией Матери, покровительницы русского воинства. В воздвигнутом храме работами руководил и выполнял самые сложные элементы декора талантливый московский архитектор Андрей Родыгин. К сожалению, он не дожил до открытия комплекса. По желанию строителей и жителей района он похоронен рядом со своим творением.

Колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого

На самом высоком Жестовом холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого. Мне мечталось, чтобы этот холм оставался нетронутым, в память о князе Игоре. Холм доминирует над старым городищем. Воздух здесь пропитан запахом трав и истории. Совсем не надо особого воображения, чтобы увидеть на этом холме рядом братьев-князей. Вид отсюда открывается на многие километры: река Оскол, рощи, степь с ковылём, а если прищуриться, то можно представить и половецкую конницу...

Современный вид на Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь

Но зато теперь колокольня на нём прекрасно смотрится и слышится издалека. Торжественное открытие Холковского Свято-Троицкого монастыря состоялось в канун 2000-летия Рождества Христова. Ульяна Марковна передала храму старинный псалтырь. Небо разъяснилось, солнце высветило белизну снега на склонах Холковских холмов и золото куполов церквей. «Вот они стоят, красавицы, как Христовы невесты!» - воскликнул владыка Иоанн. А вот и моя песня о монастыре:

Над рекой Осколом костры ярко горят,

Пахнет там чабрецом, майским садом.

На Жестовом холме верховые стоят -

Княже Игорь и Всеволод рядом.

Над Каялой-рекой коней ржанье стоит,

Звон мечей слышен в битве кровавой,

Туча стрел половецких калёных летит,

Гибнет в поле дружина без славы.

Пять столетий - эпоха над степью прошла,

Встала Русь под московскою властью.

Монастырь христианский уходит в мела.

Там монахов игумен Геласий.

На Жестовом холме нету дыма в кострах,

В подземелие вход завалили,

Лишь могильник селян и лишь птицы в кустах,

Как попасть в монастырь, все забыли.

Пролетели года, ещё семьдесят лет,

И порушили церковь и веру,

Но великий наш Бог, Он один знал ответ,

Как в страстях удержать нашу веру.

На Жестовых холмах снова храмы стоят,

Нам открыта небесная сфера,

Над рекой Осколом колокольни звонят,

И в Христа возвращается вера.

На обширной поляне рядом с рекой Оскол, у подножия монастыря, на праздник Святой Троицы проводится Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное». Утром митрополит Иоанн проводит молебен, а потом совершается крестный ход. Звучит концерт, и тут можно услышать пятиголосие. Но мне мечтается, чтобы здесь были поставлены «Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Улетай на крыльях ветра»…

Главная достопримечательность Холок - подземный Холков-Царев-Николаевский монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. Это единственный в Белгородском крае, уникальный по архитектуре и планировке пещерный монастырь. Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью.

История его создания связана с основанием села Холки. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым его настоятелем.

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».

Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли их монахи сами, или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и из нее сооружен вход в пещеры.

Монахи жили в постоянной тревоге, вызванной тем, что слобода, ее окрестности и сам монастырь постоянно подвергались набегам татар. Для защиты от татар в 16666637 г. на самом высоком холме над монастырем было сооружено сторожевое укрепление «Жестовая сторожка», входившее в систему инженерно-оборонительноего сооружения белгородской черты.

В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен. В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А.Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «...Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота...

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец, взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи... На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами - один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет, с 1890 по 1920 год. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, питаясь подаяниями односельчан. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел - проложить коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров…

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь даже не могла идти. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня - на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, совершена в нем первая литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялась официальная передача храма в ведение епархии, были вручены почетные архиерейские грамоты строителям и попечителям храма.

Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района.

Сейчас настоятелем-священноархимандритом обители является архиепископ Иоанн. Непосредственное руководство жизнью братии осуществляет его наместник. Завершено строительство жилого корпуса. Братия пока немногочисленна. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Вячеслав Клыков поставил свою тринадцатиметровую скульптурную группу в Холках, поскольку северная граница Хазарского каганата проходила приблизительно в тех краях. Скульптор изобразил киевского князя Святослава Игоревича верхом. Его конь попирает упавшего воина, который держит в руке щит. На щите изображена "звезда Давида" (Звезду давида со щита поверженного хазарина стёрли. ).

Князь Святослав в 964-965 годах успешно воевал против хазар и разорил их крупнейшие города - Саркел на Дону и Итиль на Нижней Волге. Вопрос об иудейском вероисповедании хазар в науке не решен. Считается, в каганате уживались несколько религий, и возможно, приближенные правителя - кагана - действительно приняли иудаизм на рубеже 8-9 веков. Во всяком случае "звезда Давида" как символ иудеев тогда еще не существовала, самое раннее упоминание о ней (под названием "щит Давида") содержится в рукописи начала 12 века.

Упоминание о Холковском монастыре встречается в документах начала XVII столетия. Кроме патриаршей грамоты на основание Холковского монастыря, имеется документ за № 7936,датируемый в описи за 1620 год.

Первым настоятелем был священноинок Геласий.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный храм.

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня - вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Распорядок монастырской жизни:

    6 утра -подъём;

    6-30 -утренние молитвы-полунощница;

    8-00 -Божественная литургия, после службы -время послушаний;

  • после обеда свободное время до 14-00;

    14-00 - 17-00-время послушаний;

    17-00-вечернее Богослужение;

    после вечернего богослужения ужин, вечерние молитвы;

    Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) - единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Святая обитель расположена в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

    Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

    В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1917 году, священник Вячеслав Васильчиков производит раскопки и открывает один из входов в монастырь. Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.


    Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».

    Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли их монахи сами, или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

    В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и из нее сооружен вход в пещеры.

    Монахи жили в постоянной тревоге, вызванной тем, что слобода, ее окрестности и сам монастырь постоянно подвергались набегам татар. Для защиты от татар в 1637 г. на самом высоком холме над монастырем было сооружено сторожевое укрепление «Жестовая сторожка», входившее в систему инженерно-оборонительноего сооружения белгородской черты.

    В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен. В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А.Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

    В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

    С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «...Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота...

    Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец, взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи... На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами - один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.

    Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

    Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет, с 1890 по 1920 год. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, питаясь подаяниями односельчан. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел - проложить коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров…

    Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

    Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь даже не могла идти. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

    Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня - на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, совершена в нем первая литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялась официальная передача храма в ведение епархии, были вручены почетные архиерейские грамоты строителям и попечителям храма.

    Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района.

    Сейчас настоятелем-священноархимандритом обители является архиепископ Иоанн. Непосредственное руководство жизнью братии осуществляет его наместник игумен Софроний (Китаев). Завершено строительство жилого корпуса. Братия пока немногочисленна. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

    Адрес: 309573, Белгородская область, Чернянский район, с. Холки,

    Телефон: +7 (447 32) 4 06 23

    Координаты:

    N50° 51"48.95"
    E37° 45"19.07"

    Для пожертвований Банковские реквизиты:

    Свято-Троицкий мужской монастырь
    Новооскольское ОСБ №03867
    р/с 40703810307050100193
    БИК 41403633, ИНН 311004400
    кор/с 30101810100000000633

Последние материалы сайта