Илья муромец на печи. Что мы знаем о нем? Уход Ильи в монастырь

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см - для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости - это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии - заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), - такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз - болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Все мы читали или слушали русские народные сказки. Помню в детстве я их просто обожал! Сегодня я хочу напомнить Вам Былину об Илье Муромце! А именно об исцелении Ильи Муромца.

Как это было? Тридцать три года сидел он и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И как то раз его родители ушли по делам, а он остался дома один, пришли под окна бродячие странники - калики. Просят отворить дверь, а он говорит, что не могу. Но они не унимаются и настойчиво просят впустить их. Илья кое-как открыл им дверь, впустил в дом, а они налили ему, что Вы думаете?


Чару медового питья! Уж не знаю, что это было квас, медовуха или просто медовая водичка. Но как только Илья её выпил, сердце его разогрелось, и почувствовал он в себе силу! А странники сказали, что отныне будет он великим богатырём и будет сражаться с сильными противниками и всех побеждать!

Так вот в чём оказывается силушка богатырская!) Сидел парень тридцать три года на печи, а тут раз выпил медового питья и стал великим войном! Напоминает историю про Астерикса и Абеликса и их волшебное зелье! А может в его состав тоже входит мёд?

Давайте разберёмся может ли мёд придавать силу? Во первых мёд усваивается организмом человека на 100%! В мёде готовые углеводы, которые не надо переваривать кишечнику, а они сразу усваиваются и снабжают организм энергией! Но кроме этого мёд ещё и нормализует обмен веществ, стабилизирует работу сердечнососудистой системы, а так же приводит в норму нервную систему! Кроме этого мёд улучшает работу кишечника и печени! Т.е. всё это в комплексе действует на организм и не только снимает усталость и восстанавливает запасы энергии, но и лечит! В среднем возрасте мёд помогает предотвратить многие возрастные болезни. А то, что мёд очень полезен в пожилом возрасте, свидетельствуют статистические показатели о том, что большинство русских, которые прожили более 100 лет - пчеловоды! Причём об этом написано в книге немецкого автора!

Раз уже в Русских былинах упомянули этот удивительный продукт, значит в древней Руси его очень ценили и знали о полезных свойствах мёда!

Например, для снятия усталости достаточно кушать по 1 чайной ложке мёда утром и вечером, а при сильной усталости до 4 чайных ложек в день. Это всё в лечебных целях! Очень экономно, согласитесь?!

Кушайте мёд и запасайтесь здоровьем!

В чём сила Илья Муромец? Сила в мёде! Так думаю он ответил бы!)

Где Илья Муромец 33 года сидел?

Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.

Мы здесь не о том, что наша гастрономия — это не только крестьянские щи и блины. А и более вычурные блюда, требующие совершенно других технологий (открытого огня, плиты и т.п.). Есть, однако, и другие, более важные обстоятельства, позволяющие говорить об относительности роли русской печи в становлении и развитии блюд русского стола.

Даже сегодня сооружение печи в доме — достаточно сложная инженерная и строительная задача. Правильно рассчитать, как будет идти дым и горячий воздух, выложить дымоход и свод печи, подобрать глину и кирпич (чтобы не трескались) — все это практически непосильно для неспециалиста. Вот почему сложить печь в загородном доме сейчас — это целая эпопея, сопровождающаяся поиском печника, скандалами и расставаниями с ним, новыми поисками, растрескиванием печи после первой топки, ее новым ремонтом и т.п.

Это при сегодняшних строительных технологиях, более или менее стандартных материалах и инструментах. Что же говорить о XV веке? Вот и у нас долгое время закрадывалось это сомнение. Неужели подобное сложное для той поры инженерное сооружение, как русская печь, было столь распространено и стояло практически в каждом крестьянском доме «испокон веку»? Так, что русскую кухню без нее и представить было нельзя?

В действительности, конечно, русская печь — это продукт длительного исторического развития. И далеко не сразу она приобрела тот вид, который знаком нам по фильмам и книгам. Более того, значительную часть русской истории (по крайней мере, отраженной в письменных источниках) печь на Руси не позволяла выполнить и малой доли тех кулинарных операций, которые приписываются ей сегодня. Давайте попробуем проследить эволюцию этого сооружения, которое стало неотъемлемой частью русского дома и русской истории.

Итак, самые отдаленные (но еще оставившие археологические следы) времена:

I-V века н.э.

Археологических свидетельств о конструкции и использовании печей в ареале расселения славян немного. Но они есть, и позволяют нарисовать следующую картину. Дома тогда отапливались открытыми очагами. Которые, в свою очередь, были либо «кострищами округлой формы диаметром 0,7-1 м на полу постройки или в небольшом углублении», либо выкладывался «обожженный под на полу жилища», который мог возвышаться над полом до 0,2 м. Эта картина раскопок в Среднем Поднепровье типична для той эпохи. Аналогичные остатки очагов археологи находили и на Правобережье Днепра, и под нынешним Житомиром, и у Западного Буга.

Понятно, что даже для выпечки хлеба они были слабо приспособлены. Для этого тогда существовали т.н. «хлебные» печи. В южнорусских областях их устраивали на склонах оврагов и косогоров в виде пещер, вырытых в глине. В такой печи разжигали сильный огонь, затем выгребали угли, сажали внутрь хлеб и закрывали устье печи камнями и глиной, чтобы сохранить жар.

Примитивный характер очага, несомненно, сказывался и на ограниченных кулинарных возможностях. Да, можно было пожарить мясо, сварить похлебку, кашу в котелке. Но что-то более сложное — вряд ли.

Но эволюция такого очага постепенно происходила. Наверное, общим для специалистов мнением является то, что на большей части Среднерусской равнины к VI веку открытый очаг уступил место глинобитной печи или каменке (в зависимости от наличия тех или иных материалов в данном районе).

VIII-XII века

Раскопки культурных слоев времен Киевской Руси (вокруг Киева) стабильно дают один результат: древнейшие обитатели этого региона использовали для отопления и приготовления пищи глинобитные печи овальной формы. Естественно, они топились «по-черному». Дым без всякой трубы попадал в дом и «вытягивался» через небольшое окошко в стене/потолке. Известный советский историк и археолог Михаил Григорьевич Рабинович (1916-2000) приводит в своей работе такую графическую реконструкцию жилья той эпохи:

Аналогичные процессы эволюции происходили и в других районах. Например, на новгородчине. Заселившие не позднее рубежа 760-770-х гг нижние берега Волхова (Старая Ладога) славянские племена «принесли с собой развитую технику строительства наземных срубных домов, отапливавшихся печью-каменкой, располагавшейся в углу».

Это был, несомненно, шаг вперед в возможностях кулинарного использования очага. Вот только с классической русской печью он имел мало общего. Скажем больше: ничего специфически русского (или славянского) в такой печи не было. Аналогичные сооружения встречались чуть ранее или позднее по всей Европе. Можете сравнить их на иллюстрациях:

Как видите, подобная конструкция печи — массовое явление для раннего Средневековья. Причем, где-то аналоги сохранились до сих пор (превратившись, например, в печь для фокаччо в Италии), где-то эволюционировали значительно больше. Но повторим: ничего специфически «нашего», свойственного только русской кулинарной практике, в них не было.

Да, сейчас кто-нибудь может сказать, что ставить горшок со щами можно и в такую печь. Вынуждены разочаровать. По мнению археологов, устье тех печей было очень узким — 20-30 см и не позволяло ставить внутрь что-нибудь более или менее объемное. Заметим в скобках, что семьи тогда были большие и меньше чем на 3-4 литра похлебку не варили. В чем же дело? Разгадка оказалась неожиданной.

Случайно найденные остатки верхней части печи дали ответ на этот вопрос. Свод печи оказался с отверстием, которое поначалу приняли за дымоотвод. Но затем стало очевидно, что на это отверстие в своде печи устанавливался горшок, полностью закрывая его своим днищем. Только, скажите нам теперь, чем таким уж радикальным это отличается от приготовления пищи на плите? Кстати, на одном из предыдущих изображений(Богемия, 1340) видно почти такое же отверстие. Может быть, автор древней миниатюры несколько исказил перспективу (Ну, действительно, зачем отверстие чуть сбоку — для выпуска дыма? Так он и через устье выходит, как хорошо видно на картинке). Так что, возможно, в той оригинальной богемской печи отверстие в своде было сверху и именно для этого — установки горшка, сковороды… Впрочем, это лишь предположение.

А вот — уже не догадки, а более важная деталь. Точнее, кулинарная тонкость. Дело в том, что в такой печи с отверстием сверху крайне неудобно было печь хлеб. Известно, что для него нужен закрытый свод печи, поскольку под этим сводом скапливается водяной пар, столь необходимый для правильного процесса хлебопечения. Ведь даже в более поздних печах с трубами при выпечке хлеба закрывали вьюшку… Значит опять — не универсальное кулинарное приспособление.

Ну, и чтобы уж разом — обо всех стереотипах. Скажите, как на такой округлой печи мог 33 года просидеть Илья Муромец ? Вот и попытаемся в нескольких следующих материалах разобраться в этом, а также понять, как развивалась и для чего использовалась наша печь.

(продолжение следует)

Впервые приезжая в Киево-Печерскую Лавру, многие с удивлением узнают, что в одной из её пещер похоронен святой, которого звали Илия Муромец Печерский. Но разве Илья Муромец – не вымышленный богатырь из русских былин? Разве этот человек жил в реальности? Попробуем разобраться…

Нет точных данных о том, когда родился и когда погиб Илья Муромец. Но то, что такой человек действительно существовал – исторически подтверждённый факт. «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» – так начинаются почти все былины про Илью Муромца. В селе Карачарове – когда-то оно располагалось рядом с городом Муромом, а позже вошло в его состав – в XII веке действительно жил богатырь по прозвищу Чоботок. Чобот – по-старославянски «сапог». Получил богатырь это прозвище за то, что однажды, когда он надевал сапог, на него набросилась шайка разбойников. Поскольку ничего другого под руками не было, он обратил разбойников в бегство, вооружившись сапогом, который не успел надеть. Вероятнее всего, он был из рода Гущиных, христианское имя Илия он принял позже. Во всяком случае, в Карачарове семья Гущиных, где рождаются сплошь богатыри, живёт до сих пор. В Муроме рассказывают, что в XIХ веке одному из Гущиных – Ивану Афанасьевичу – официально было запрещено принимать участие в распространённых тогда кулачных боях, потому что, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Считается, что дом одного из Гущиных стоит на том самом месте, где стоял и дом Чоботка. А рядом – Троицкая церковь, для фундамента которой, по преданию, богатырь в одиночку носил огромные дубовые брёвна. Теперь на месте храма – развалины. А Муром – один из самых древних русских городов – сегодня райцентр Владимирской области. Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года» – так повествует былина.

Но как же получилось, что в 33 года он встал и пошёл? В одной из былин говорится, что как-то раз в дом к Илье пришли странствующие старцы, монахи. Дома, кроме Ильи, никого не было. Старцы попросили у него воды, на что Илья ответил: «Да ведь не имею я ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Но старцы ещё настойчивее попросили дать им воды. Тогда Илья встал, подошёл к лохани, налил воды в ковш и подал старцам. Те пить не стали, а попросили самого Илью выпить эту воду. Он выпил ковш – и выздоровел окончательно, выпил второй – и почувствовал такую недюжинную силу, что гости попросили его выпить и третий – чтобы силы немного поубавилось. После этого старцы велели Илье идти «к стольному граду ко Киеву», потому что Русь нуждается в защите, в его силе и храбрости. И Илья пошёл в Киев. А по пути, как и было сказано ему, нашёл и оторвал от земли огромный камень, под которым обнаружил меч, доспехи и коня. На этом коне богатырь и поехал в Киев.

Верить былине или не верить? Правда ли, что человек, прикованный к постели, может выздороветь от трёх ковшей воды? Просто от воды – вряд ли. Но по молитве, если она искренняя, Господь посылает исцеление. И не так важно, что или кто является инструментом в руках Господа. Суть в том, что прикованный к постели богатырь искренне молил Бога помочь ему встать на ноги, чтобы принести пользу людям. И, кстати, наверное, не случайно в слове «богатырь», хотя оно и тюркского происхождения, отчётливо слышится слово «Бог».

До Киева Илья добрался, и, без всякого сомнения, его сила пригодилась для защиты Руси от врагов. Предположительно, Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем при поддержке половцев, которое произошло в 1204 году. Илия Муромец либо уже был к тому времени иноком Феодосиева монастыря, который позже перерос в Киево-Печерскую Лавру, либо стал им сразу после тяжёлого ранения. В любом случае, имя Илия он принял тогда, когда стал монахом. А того имени, которое Илия носил до пострижения в монахи, мы не знаем.

Бесспорно, одним из самых известных русских людей Илья Муромец стал благодаря былинам. Он много сражался и погиб за Родину, он верил в Бога и посвятил Ему свою жизнь. На его образ год за годом, век за веком наслаивались всё новые и новые подробности, реальные и вымышленные подвиги. Илия святой и Илья былинный уже неотделимы друг от друга. Цельный образ Ильи Муромца, который сложился за много веков – пожалуй, самое точное воплощение настоящего русского богатыря: сильного, смелого и искренне верящего в Бога.

Похоронен святой Илия Муромец в Киево-Печерской Лавре. Его мощи покоятся там и доныне.

Тропарь, глас 8-й

Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Это интересно

На вопрос, почему Илья Муромец лежал на печи 30 лет и 3 года, ответила современная медицина. В 1988 году комиссия Министерства здравоохранения Украины провела экспертизу мощей святого Илии Муромца из Киево-Печерской Лавры. Исследования показали, что этот человек был необыкновенно сильным и имел рост 177 см (для средневековья это очень высокий рост).

У Ильи Муромца были обнаружены явные признаки заболевания позвоночника. То есть богатырь 33 года если и не лежал на печи, то очень сильно был ограничен в движениях. На нетленных мощах святого были найдены следы многочисленных ранений. Да и умер он, согласно заключению, от раны, полученной, скорее всего, в бою. Смерть богатыря наступила от удара острым орудием (копьём или пикой) в грудь, сквозь прикрывавшую её левую руку. Правая рука святого сложена в крестном знамении.

Пасха.ру

Последние материалы сайта