Букварь аксеновой читать онлайн. Чтение А. К. Аксёнова, Букварь. Московская сага. Поколение зимы Василий Аксенов

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Список образовательных программ, реализуемых в филиале МБОУ СОШ д. Охона

VIII вида начальное образование 1 – 4 классы Научный руководитель проекта канд. психолог. наук, проф. И. М. Бгажнокова, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, начальное образование 0 – 4 классы - 2 – е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008 г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, основное образование 5 – 9 классы Научный руководитель проекта канд. психолог. наук, проф. И. М. Бгажнокова, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, основное образование 5 – 9 классы, - Издательство «Просвещение», 2003 г.


Чтение



С. Ю. Ильина Книга для чтения 2 класс - СПб.: Просвещение, 2007

С. Ю. Ильина Книга для чтения 3 класс - СПб.: Просвещение, 2009

С. Ю. Ильина Книга для чтения 4 класс - СПб.: Просвещение, 2006



Бгажнокова И.М., Книга для чтения. 5 кл. - М.: Просвещение, 2008.

Бгажнокова И.М., Е.С. Погостина. Книга для чтения. 6 кл. - М.:

Просвещение, 2005, 2006, 2010.


Аксенова А. К. Книга для чтения. 7 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2010,2011.

Малышева З.Ф. Книга для чтения.8 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2010.

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Книга для чтения.9 кл. - М.: Просвещение, 2006.

Русский язык



Э. В. Якубовская, Русский язык 2 кл. М.: Просвещение, 2009.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. 3 кл. - М.: Просвещение, 2007, 2008, 2011, 2012.

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 4 кл. - М.: Просвещение, 2009.



Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,1999.

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2002.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 кл. - М.: Просвещение, 2007, 2011.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2008, 2010.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 кл. - М.: Просвещение, 200

Галунчикова Н.Г. Русский язык. 8 кл. - М.: Просвещение,2006, 2011, 2012.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. 9 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2011.

Устная речь



Методическое сопровождение к урокам устная речь, наработанные творческой группой педагогов по программе Бгажноковой И.М.:

Коррекционно-развивающие задания;

Тексты для чтения и пересказа;

Сюжетные картинки с действием; - Составить рассказ по картинке.


Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1998.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010.

Математика





Эк В.В. Математика. 3 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2007, 2011.

Перова М.Н. Математика. 4 кл. - М.: Просвещение, 2007, 2009,2011

Методическое сопровождение к урокам математики, наработанные творческой группой педагогов по программе Бгажноковой И.М.:

Разработки уроков;

Геометрический материал;

Внеклассные мероприятия;

Коррекционно-развивающие задания по темам.


Касаткина Н.А. Занимательные Материалы к урокам математики в начальных классах. - Волгоград: Учитель, 2005.

Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия). - Волгоград: Учитель,2005.

Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Материалы для коллективных работ и индивидуальных занятий, уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2005.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010.

Перова М. Н. Методика обучения математики в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,1999 г.

Волина В. В. Мир математики – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,1999.

О. А. Бибина Изучение геометрического материала в 5 – 6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. 5 кл. - М.: Просвещение, 2005, 2011

Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 кл. - М.: Просвещение, 2010.

Алышева Т.В. Математика. 7 кл. - М.: Просвещение, 2008.

Эк В.В. Математика. 8 кл. - М.: Просвещение 2005, 2006.

Перова М.Н. Математика. 9 кл. - М.: Просвещение, 2008, 2009.

Живой мир (с основами природоведения)

Кудрина С. В. Окружющий мир. 1 класс - М.: ВЛАДОС, 2010, 2011.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром, 3 кл. - М.: Аркти, 2004, 2006.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром, 4 кл. - М.: Аркти, 2004.

Методическое сопровождение к урокам живой мир, наработанные творческой группой педагогов по программе Бгажноковой И.М.:

Коррекционно развивающие задания;

Тестовые задания по темам;

Дидактические игры;

Экологические сказки;

Конспекты уроков по предмету;

Внеклассные мероприятия;

Подборка материала (иллюстрированные) по изучаемым темам.


Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1-6 кл. - Волгоград: Учитель, 2005.

Поглазова О.Г. Окружающий мир. 3 кл. - СПб.: Ассоциация 21 век, 2002.

Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам природоведения в начальной школе. Пособие для учителей - Волгоград: Учитель, 2005.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010.

Природоведение

Романов И.В., Петросова Р.А. Природоведение – М.: Дрофа, 2010

Естествознание

Никишов А. И. Биология 6 кл. - М.: Просвещение, 2009.

Королева Н.В., Макаревич Е.В. Биология. 7 кл. - М.: ВЛАДОС, 2005, 2007.

Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.

Никишов А.И. Биология. Животные. 8 кл. - М.: Просвещение, 2008, 2009.

Романов И. В. Биология 9 кл. - М.: Дрофа, 2009.

Зарывахина Н.И. Занимательная ботаника. Пособие для учителей - Луганск: Янтарь, 2004.

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. - М: Москва, 2004.

Балабанова В.В. Предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 2004.

Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: ВАКО, 2004.

Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2002.

Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. - М.: Москва, 2002.

Бондарчук М.М. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. Пособие для учителей - Волгоград: Учитель, 2005.

Балабанова В.В. Биология, экология. Здоровый образ жизни. - Волгоград: Пособие для учителей Учитель, 2004.

География

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 6 кл. - М.: Просвещение, 2008, 2011.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России. 7 кл. - М.: Просвещение, 2006.

Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. География материков и океанов. 8 кл. -М.: Просвещение, 2010.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 9 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2007.

Лифанова Т.М. География. Государства Евразии. 9 кл. - М.: Классик Стиль, 2006.

Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2005.

Мелихова Г.И. География и ты. - М.: Просвещение, 1998.

Памятники истории и культуры Новгородской области. - Великий Новгород, 1999.

Боровичи в 21 веке. - Боровичи, 2005.

Попов А.И. Следы времен минувших. - Л.: Наука, 1991.

Пестово. - Пестово: Студия, 2004.

Литературное объединение «Лира». Пестовский муниципальный архив. Они прославили Пестово. - Пестово, 2002.

Пестово. Краеведческий альманах. - Пестово, 2006.

Мир истории

История Отечества


Б. П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н. М. Редькина Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

Б. П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н. М. Редькина Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004 .

Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII – XV в.в. Книга для учителя. – М.: Мирос, 1995.

Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. Мир истории 6 кл. - М.: Просвещение, 2011

Пузанов Б. П., Бородина О.И. и др. История России. 7 кл. - М.: ВЛАДОС, 2009.

Пузанов Б.П., Бородина О.И. и др. История России. 8 кл. - М.: ВЛАДОС, 2009.

Пузанов Б.П., Бородина О.И. и др. История России. 9 кл. - М.: ВЛАДОС, 2009.

Варнаева Н. В. Семёнова И. Е., История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XV века 6 (7) кл. – Санкт – Петербург: «Первый класс», 2008.

ИЗО


Дорожин Ю.Г. Сказочные узоры Гжели. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика - синтез, 2005.

Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. Рабочая тетрадь по художественному труду. - М.: Мозаика - синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка (роспись и лепка). Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика - синтез, 2005.

Шпикалова Т.Я. Наглядное пособие. - М.: Мозаика – синтез, 1996.

Орлова Л.В. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика - синтез, 2005.





Физкультура

Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей (пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Гринго, 1996.

Петров В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: творческий центр Сфера, 2001.

Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников (пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Академия развития, 1998.

Барышникова Т. Иры на свежем воздухе. - СПб.: Кристалл принт, 1998.

Бутин Н.М. Лыжный спорт.- М.: Владос – пресс, 2003.

Шапошникова В.Н. Многолетняя подготовка юных лыжников – гонщиков. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

Брошюры по игровым видам спорта.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка-пресс, 2000.

Научно - методический журнал. Коррекционная педагогика. - М.: Издательский дом «Образование плюс», 2008, 2009.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2009, 2010.

Журнал. Физкультура и спорт. - М: 2008 – 2009.

Журнал. Физкультура в школе. - М: 2008 – 2009.

Спортивный инвентарь.

Занимательный ручной труд



Кузнецова А. А Методические рекомендации Ручной труд - СПб.: Просвещение, 2006.

Кузнецова А. А. Ручной труд 2 кл.- СПб.: Просвещение, 2010, 2011.

Кузнецова А. А Методические рекомендации Ручной труд - СПб.: Просвещение, 2010,2011.

Кузнецова А. А. Ручной труд 4 кл.- СПб.: Просвещение,2012.

Кузнецова А. А Методические рекомендации Ручной труд - СПб.: Просвещение, 2012.

Лункевич Л.В. Конструирование. - М.: АСТ, 1997.

Лункевич Л.В. Аппликация. - М.: АСТ, 1996.

Геронимус Т. Учебный комплект для начальной школы. Урок труда. Я все умею делать сам. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Журнал Мастерилка. - М.: ИД КАРАПУЗ, 2008-2009.

Журнал. Коллекция идей. - М.: АСТ – Московский полиграфический дом, 2009.

Научно - методический журнал. Коррекционная педагогика. - М.: Издательский дом «Образование плюс», 2008, 2009.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2009, 2010.

Профильный труд

Картушина Г.Б. Швейное дело 5 кл. - М.: Просвещение, 2005, 2007.

Картушина Г.Б. Швейное дело 6 кл. - М.: Просвещение, 2005, 2006, 2007.

Картушина Г.Б. Швейное дело 7 кл. - М.: Просвещение, 2006, 2007.

Картушина Г.Б. Швейное дело 8 кл. - М.: Просвещение, 2007.

Картушина Г.Б. Швейное дело 9 кл. - М.: Просвещение, 2011.

Школа и производство. Научно-методический журнал. - М.: Школа пресс, 2006 -2009.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебное пособие для учителя. - М.: Школа пресс, 2000 .

«Фартук», «Швейная машина», «Терминология ручных, машинных, утюжильных работ», «Образцы тканей и ниток», «Материаловедение»,

«Образцы ручных стежков, машинных соединительных швов».


Дидактический материал по темам:

«Фартук», «Ночная сорочка», «Терминология ручных, машинных, утюжильных работ», «Образцы тканей и ниток», «Материаловедение», «Подготовка ткани», «Последовательность изготовления швейного изделия».


Дидактический материал по темам:

«Юбка», «Блузка», « Конструктор», «Подготовка ткани к раскрою», «Последовательность изготовления швейного изделия».


Дидактический материал по темам:

« Блузка», « Цельнокройное платье», « Силуэт в одежде», «Подготовка ткани к раскрою», «Последовательность изготовления швейного изделия», «Образцы тканей и ниток», «Материаловедение».


- Образцы машинных швов (соединительных).

Образцы ткацких переплетений.


Образцы бельевых швов.

Дидактический материал:

Схемы, карточки, образцы изделий.


Домоводство

Одинец А.А. Домоводство. - М.: АСТ – Пресс книга, 2005.

Мазнев Н.И. Энциклопедия народной медицины. - М.: Мартин, 2004.

Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками.- М.: Айрис пресс, 2002.

Семейный кодекс РФ. - М.: Юройт, 2006.

Куликова А.А. Защита прав ребенка. - М.: Эксмо, 2005.

Гражданский кодекс РФ. - М.: ОМЕГА – Л, 2006.

Сбитнева Е.М. Здоровье женщины от А до Я. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

Воробьева Т.М., Гаврилова Г.А. Большая кулинарная. Энциклопедия. - М.: Эксмо, 2004.

Савчук О. Блюда из духовки. - СПб.: Лениздат, 2006.

Молнг Годдард Вязаные игрушки. - М.: КОНТЕНТ, 2003.

Логопедия

Ивановская.О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2006.

Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004.

Мозанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками – М.: И ГНОМ И Д, 2006.

Мозанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. - М.: И ГНОМ и Д, 2006.

Мозанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии. - М.: И ГНОМ И Д, 2006.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. - М.:ГИЦ ВЛАДОС, 1999.

Мозанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М: И ГНОМ И Д, 2007.

Мозанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М: И ГНОМ И Д, 2007.

Дидактический раздаточный материал

Научно - методический журнал. Коррекционная педагогика. - М.: Издательский дом «Образование плюс», 2008, 2009.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2009, 2010.

Музыка, пение, танец.

Методический материал к урокам музыки:

Музыкальные произведения для слушания;

Музыкальный материал для пения.

Дополнительный материал для пения.


Соболева Э.В. Споем мы дружно песню. - М.: Просвещение, 2005.

Журнал. Музыкальный руководитель. - М: Молодая гвардия, 2008-2009.

Журнал. Музыкальная палитра. - М: Молодая гвардия, 2008-2009.



Психологический практикум



Газета «Школьный психолог» (Программа адаптированных встреч для пятиклассников). - М.: № 9, 2004.

Газета «Школьный психолог» (Учебные трудности пятиклассников). - М.: № 13, 2002.

Радионов В., Ступницкая М. Газета «Школьный психолог» Программа «Я и мы» (тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса) - М.: № 10, 2002.

Битякова М.П. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2004.

Рогов Е.И. Настольная книга психолога. ч.1. - М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

Сомова Н.Л. В пятом классе первый раз. Пособие для учителей - М.: Генезис, 2003.

Кораблик Е.Г. Первый раз в пятый класс.(Программа адаптации детей детей к средней школе).- М.: Генезис, 2003.

Семенова Г. Газета «Школьный психолог». Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников. Пособие для учителей – М.: № 10, 2004.

Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально – эмоциональные проблемы. - СПб.: ВЛАДОС, 2000.

Селевко Г.К. Познай себя. Серия самосовершенствование личности. – М.: Народное образование, Пособие для учителей 2001.

Газета. Школьный психолог. Уроки психологии в старших классах. – М.: № 41, № 43., 2003.

Евграфова Т. Газета. Школьный психолог. Групповые занятия для учащихся. Научная организация труда школьника. Осознанное мышление. – М.: № 38, 2002.

Акуфриев А.Ф., Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Пособие для учителей - М.: Ось – 89, 2003.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Резапкина Г. Газета. Школьный психолог. Шаги к профессии. - М.: № 14, 2006.

Научно - методический журнал. Коррекционная педагогика. - М.: Издательский дом «Образование плюс», 2008, 2009.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2009, 2010.

Этика

Волович А.И. Этика и этикет. 5 кл. Пособие для учителей - М.: Школьная пресса, 2005.

Насонкина С.А. Уроки этикета. Пособие для учителей - СПб.: Детство пресс, 2002.

Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Научный руководитель проекта Бгажнокова И. М. 1 – 7 класс

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007 г.


Устная речь

Маллер А.Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1985.

Худенко Е.Д., Кремнева С.А. Развитие речи. 1 кл - М.: Аркти, 2007.

Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи. 2 кл. - М.: Аркти, 2007.

Чтение

А. К. Аксёнова, Букварь - М.: Просвещение, 2009.

Письмо

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тетрадь по обучению грамоте. 1кл. - М.: Просвещение, 2003.

Аксенова А.К., Якубовская Э.Б. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1987.

Арифметика

Алышева Т.В. Математика. 1 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2010.

Алышева Т.В. Математика. 1 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2011.


О. А. Бибина Изучение геометрического материала в 5 – 6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.

Микрокалькулятор



Научно – методический журнал. Дефектология. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2008, 2009.

Элементарный счет

Алышева Т.В. Математика. 1 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2010.

Алышева Т.В. Математика. 1 кл. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2011.

Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Материалы для коллективных работ и индивидуальных занятий, уроков с дошкольниками и младшими школьниками. Пособие для учителя - Волгоград: Учитель, 2005.

Живой мир

Кудрина С. В. Окружющий мир. 1 класс - М.: ВЛАДОС, 2009.

Методическое сопровождение к урокам живой мир, наработанные творческой группой педагогов по программе Бгажноковой И.М.

Предметно-практическая деятельность

Научно - методический журнал. Коррекционная педагогика. - М.: Издательский дом «Образование плюс», 2006, 2007.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2008, 2009.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010.

Музыка, танцы

Кассеты с релаксационной музыкой.

Кононова Н.П. Обучение дошкольников на детских музыкальных инструментах. - М.: Просвещение, 1990.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010 г.

Адаптивная физкультура

Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей (пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Гринго,1996.

Изобразительное искусство

Кузнецова А. А. Ручной труд 1 кл.- СПб.: Просвещение, 2006, 2008.

Вохринцева С.В. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. - М.: Страна Фантазий, 2003.

Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2008, 2009.

Научно – методический журнал «Начальная школа» - 2010.


Линия УМК "Обучение грамоте".


Содержание учебника способствует развитию разговорной речи,...

Читать полностью

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Линия УМК "Обучение грамоте".
Учебник реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Переработанное издание букваря состоит из двух частей. В добукварный раздел вошли задания, направленные на развитие и формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, диалогической речи, графомоторных и графических умений. Система заданий букварного раздела обеспечивает поэтапность формирования лексико-грамматического строя речи, навыков чтения и звуко-буквенного анализа. Наряду с аналитико-синтетическим методом усвоения звуковой и графической системы языка вводится слоговой метод, рассчитанный на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую зрительную память обучающихся.
Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скрыть

Комплект учебных пособий по чтению и письму для первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлен по программе 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой. В данный комплект вошли альбом для добукварных занятий, учебник по чтению «Букварь» и тетради – прописи для обучения письму.

1. Добукварный период, согласно программе, рассчитан на первую четверть (если учащиеся не занимались в нулевом классе). При этом на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму без разделения данных занятий на отдельные предметы (чтение и письмо), как это было принято ранее. Данная позиция обусловлена, во-первых, тем, что коррекция сенсомоторной сферы учащихся и их речи направлена одновременно на подготовку обучения как чтению, так и письму. Во-вторых, включение в занятия упражнений, нацеленных на исправление недостатков слухового восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, артикуляции звуков, мелкой моторики руки, дает возможность варьировать деятельность детей в пределах одного урока, предупреждая утомление первоклассников и снижение их интереса к занятиям.

2. Выделение трех этапов обучения грамоте (вместо четырех) связано с временными границами учебного года (вторая, третья, четвертая четверти). При сильном составе класса учащиеся могут закончить обучение грамоте, уложившись в данные сроки. Однако, как указывает программа, третий этап изучения звуков и букв может быть перенесен на первую четверть второго года обучения. В этом случае послебукварный период продолжится всю вторую четверть второго класса. Данные изменения заложены в первую очередь в программе в связи с приходом в специальную школу детей с более сложными дефектами. Новые программные требования учтены и в первой учебной книге «Букваре».

3. В добукварный период предпочтение отдается игровым заданиям и упражнениям, так как у начинающих обучаться детей ведущей продолжает оставаться игровая деятельность. Опора на игровые сюжеты помогает первоклассникам адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Вместе с тем, доля учебных заданий постепенно увеличивается, что готовит учащихся к работе с первой учебной книгой «Букварем».

4. Основной целью книги для чтения явилось развитие речи учащихся. При этом имеется в виду не только формирование словаря и грамматического строя школьников, но и коммуникативной функции их речи. Для реализации последней задачи в «Букварь» включены тексты с диалогами, которые могут быть использованы для подготовки первоклассников к формированию у них умения вести разговор, к развитию первоначального умения читать по ролям.

5. В книгу включено значительное количество упражнений по формо- и словообразованию. Это важный участок работы с первоклассниками, предупреждающей ошибки в грамматическом строе речи умственно отсталых детей и восполняющей те пробелы речевого развития, которые спонтанно не устраняются, как это происходит у дошкольников с нормальным интеллектом. С этой целью введены упражнения по добавлению последнего слова предложения не только с опорой на картинку, но и по смыслу, составление предложений по схемам в связи с сюжетными картинками, чтение слов, значение которых раскрывается с помощью предметных картинок или текста.

6. Во все три составных части комплекта включены задания, требующие решения простейших проблем, направленных на развитие мыслительных возможностей первоклассников. Здесь и дорисовывание предмета по его части, выбор рисунков по их описанию, исключение лишнего предмета, определение по тексту, кто прав или не прав, вывод о том, можно ли это сделать или нельзя и т.д.

7. Тексты для чтения, включенные в «Букварь», носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для детей по содержанию. Здесь забавные случаи с различными животными, описание их примечательных качеств, игры детей, их хорошие и плохие поступки, профессии близких людей, характер их деятельности и т.д.

8. Для развития интереса школьников к первой книге для чтения в нее включены различные игровые задания: загадки, разбросанные кубики с буквами, из которых нужно собрать определенное слово, кроссворды, стихотворения с наглядным представлением содержания каждой строчки, введение условных обозначений в виде мальчика Володи, который «участвует» в работе школьников, привлекая внимание детей к выполнения тех или иных заданий и др.

9. В «Букварь» включены герои многих народных и литературных сказок, а также тексты, связанные с этими героями. Это потребует от учителя, воспитателя и родителей предварительного пересказа сказок, о героях которых пойдет речь в «Букваре». Авторы надеются, что рисунки и тексты, связанные со сказками, явятся стимулом для обязательного знакомства детей с данными сказками, расширения их кругозора и развития речи.

10. Большое внимание в «Букваре» уделено развитию важнейшей операции для формирования чтения и письма – звукослоговому интонированию (проговариванию) слов. С этой целью все вновь появляющиеся на страницах книги слоги и слова сопровождаются схемами. Первоначально эти схемы заполнены буквами, что дает школьникам опору при проговаривании звуков. В дальнейшем учащиеся с ориентировкой на схему интонируют звуки слога или слова, заполняя схему изученными буквами (все звуки слов, предлагаемых для установления последовательности звукового ряда, даются в сильной позиции).

11. Выделение звука из слова производится только из начала и конца слова. Это зафиксировано в схемах, приведенных в «Букваре». Средняя позиция звука в слове исключена из анализа. Как показала практика, а диссертационное исследование Е.Н. Буслаевой подтвердило данное наблюдение учителей, школьникам легче протянуть каждый звук слова, чем услышать его в средней позиции. При этом польза данной аналитической операции для умственно отсталых учащихся сомнительна. Она практически не нужна ни для чтения, ни для письма.

12. Некоторые подвижки произведены в порядке изучения звуков и букв. В частности, в значительной степени разведены по времени свистящие и шипящие. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия исследование В.И.Бельтюкова и Л.В.Неймана показало, что наиболее сложными для дифференциации являются звуки /С/ и /Ш/. Эта позиция ученых была учтена при определении последовательности введения знаков. Кроме того, на более поздние сроки отодвинуто изучение звука и буквы Р, в связи с отсутствием, как правило, этого звука в речи учащихся, а также сложностью его постановки и введения в речь. Следует отметить, что все основные закономерности порядка изучения звуков и букв, сформулированные первым методистом специальной школы М.Ф.Гнездиловым, в новой книге для чтения первого класса сохранены.

13. Большая работа заложена в «Букваре» по различению гласных и согласных звуков и букв, их обозначающих. Для различения данных групп звуков вводится различный цвет гласных и согласных буквенных знаков при первоначальном знакомстве с ними, в цветовом варианте эти же буквы даются в схемах. На всех «Володиных» страницах гласные и согласные буквы размещаются в домиках под крышами того же цвета. Дополнительно для протягивания и пропевания гласных звуков введены прямые и волнистые линии. Все наглядные опоры, приведенные в «Букваре», облегчают дифференциацию данных групп звуков и букв, что в дальнейшем поможет детям, во-первых, читать прямые слоги с опорой на гласную, во-вторых, легче овладеть правилами правописания гласных и согласных букв (четко различая их) во втором и последующих классах.

14. Кроме аналитико-синтетического метода обучения грамоте, обеспеченного в «Букваре» выполнением различных операций по звуковому анализу и синтезу, в книге широко представлен слоговой метод, ориентированный на более сохранную механическую память учащихся. Слоговой метод представлен разнообразными слоговыми таблицами, где слоги заключены в сетку, которая помогает зрительно более четко воспринять каждый слог и возвращаться к слоговым структурам, читая их по вертикальным или горизонтальным линиям.

15. Для лучшего запоминания букв в «Букварь» включены рисунки предметов, по абрису сходные с изображениями буквенных знаков и имеющих в своем названии начальный звук, обозначенный данной буквой.

16. Впервые в комплект для специальной школы включены прописи для обучения письму (три тетради в соответствии с тремя этапами букварного периода). На каждой странице представлены упражнения в написании элементов букв и собственно букв, бордюры, как тренировочные упражнения, а также задания игрового характера, направленные на развитие воображения учащихся (дорисовывание фигур). В прописи включены задания на списывание с печатного и рукописного шрифта.

17. В прописях вводятся одновременно написания прописных и строчных букв, что исключает расхождение в их изучении при чтении и письме. Кроме того, начиная с первых страниц «Букваря» и прописей предлагаются задания на чтение и написание предложений, имен собственных, что предполагает использование заглавных букв.

18. В связи с трудностями, присущими умственно отсталым учащимся в графическом изображении рукописных букв, авторы ввели некоторые упрощения в написании ряда букв: А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ.

Представленный учебный комплект написан на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой и предназначен для обучения грамоте умственно отсталых детей в специальных школах VIII вида. Весь комплект книг состоит из «Альбома» для добукварных занятий; «Букваря», являющегося книгой для формирования первоначальных навыков чтения; «Прописей», рассчитанных на каждый этап обучения грамоте и помогающих учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения.

Комплект учебных материалов для учащихся первого класса сопровождается «Методическим пособием для учителей», в котором представлены методические рекомендации по использованию учебного пособия.

ПРОГРАММА

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук - лук, стол - стул, палка - лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва ). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х .
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
о, м, с .
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р .
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла ).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом ).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р .
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т .
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил ).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик ).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д .
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ .
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле ).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э .
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сходных звуков и букв.

На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др.

Большинство слогов, которые читаются на первом этапе, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Для лучшего усвоения значения слова используют различные пособия (натуральные предметы, картины), демонстрацию действий.

Параллельно с усвоением навыков чтения дети учатся писать элементы изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.

Первые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на данном этапе занятий, связанные со звуковым анализом, ассоциацией звука с буквой, с необходимостью плавно и вместе тем достаточно быстро произносить один звук за другим (ГГ, ГС), соблюдая при чтении правильное направление движения глаз. Особенно сложным оказывается усвоение прямого открытого слога (СГ). При его чтении ученик должен увидеть сразу две буквы, настроить артикуляционный аппарат на уклад гласного и произнести два звука в пределах одного произносительного акта. Преодоление этих трудностей требует длительной работы и ряда специальных приемов.

Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический.анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность.

Для выявления наличия звука в слове используют следующие приемы.

Джон Хакворт – инженер нанотехнологий крадет копию "Иллюстрированного Букваря Для Благородных Девиц" для своей дочери Фионы. Букварь, на самом деле – суперкомпьютер построенный на нанотехнологии, и предназначавшийся для образования дочери Лорда Финкеля-Макгроу в Нео-Викторианском обществе будущего. Но Хакворт теряет Букварь до того как он может передать его Фионе. И теперь "книга" попадает в руки Нелл, девочки из бедной семьи, чья жизнь после этого меняется бесповоротно, как и судьба всего человечества… (Роман получил премию Хьюго в 1996 году)

Александр Молчанов

Занимательность, живость письма и остроумие не совсем те свойства, которых мы по умолчанию ждём от книги, озаглавленной «Букварь». Была бы доходчивой и полезной, и на том спасибо. Однако «Букварь сценариста» Александра Молчанова - редкое исключение из этого правила: внятный, удобный и по-хорошему утилитарный, он в то же время послужит изумительно приятным, остроумным и увлекательным чтением, в том числе для тех, кто даже в самых честолюбивых мечтах не видит себя в роли сценариста, пружинисто шагающего по красной ковровой дорожке навстречу заслуженной…

Вокальный букварь Е. Пекерская

“Вокальный букварь” предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой профессии (актеры, педагоги, лекторы, юристы). В этой работе суммированы вокальные советы лучших педагогов и упражнения, используемые при поиске необходимых ощущений, что делает ее практическим и медицинским справочником в работе с голосом.

Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй Людмила Стрелкова

Мы надеемся, что эта книга поможет ребёнку и в какой-то мере воспитывающему взрослому войти в мир эмоциональной культуры, овладеть способами и приёмами в проявлении и понимании эмоций, чувств в тех формах, которые приняты или были приняты в обществе (особенно в том самом Прошлом) и которые являются этически и эстетически ценными в различных социальных ситуациях. Кому и для чего предназначена эта книга? Конечно, детям и взрослым. Для чтения и дальнейших совместных размышлений и деятельности. Но для каких детей? Детей старшего дошкольного (но можно…

Ожог Василий Аксенов

Роман Василия Аксенова «Ожог», донельзя напряженное действие которого разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму шестидесятых – семидесятых годов и «столице Колымского края» Магадане сороковых – пятидесятых, обжигает мрачной фантасмагорией советских реалий. Книга выходит в авторской редакции без купюр.

Звездный билет Василий Аксенов

Блистательная, искрометная, ни на что не похожая, проза Василия Аксенова ворвалась в нашу жизнь шестидесятых годов (прошлого уже века!) как порыв свежего ветра. Номера «Юности», где печатались «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», зачитывались до дыр. Его молодые герои, «звездные мальчики», веселые, романтичные, пытались жить свободно, общались на своем языке, сленге, как говорили тогда, стебе, как бы мы сказали теперь. Вот тогда и создавался «фирменный» аксеновский стиль, сделавший писателя знаменитым. Пусть и нынешний читатель…

Московская сага. Поколение зимы Василий Аксенов

Московская сага. Тюрьма и мир Василий Аксенов

«Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» - эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Их действие охватывает едва ли не самые страшные в нашей истории годы: с начала двадцатых до начала пятидесятых - борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии. Вместе со страной семья Градовых, три поколения российских интеллигентов, проходит все круги этого ада сталинской эпохи.

Московская сага. Война и тюрьма Василий Аксенов

«Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир» - эти три романа составляют трилогию Василия Аксенова «Московская сага». Их действие охватывает едва ли не самые страшные в нашей истории годы: с начала двадцатых до начала пятидесятых - борьба с троцкизмом, коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии. Вместе со страной семья Градовых, три поколения российских интеллигентов, проходит все круги этого ада сталинской эпохи.

Москва Ква-Ква Василий Аксенов

В новом романе Василия Аксенова есть все, что вы захотите. На пятачке у слияния Москвы-реки и Яузы уместились гидропланы и подводные лодки, джазовые оркестры и зэковские «шарашки», чемпионки Олимпийских игр по гребле на байдарках и укротительницы тигров, пластинки на рентгеновских костях и чемодан, набитый миллионами долларов, засекреченный академик и сам Иосиф Виссарионович. И все это мелькает в метельном кружении: гайдуки Тито, латышские стрелки, грузинский коньяк «Греми», туркменские ковры, эротика на грани дозволенного, философские споры…

Последние материалы сайта