«Сложное предложение. Тема «Бессоюзные сложные предложения

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Определение смысловых отношений между частями
бессоюзного сложного предложения.
Интонация.
Технологии: технология проблемного и разноуровневого
обучения, игровые, компьютерные технологии.
Цели урока:
1 познакомить с бессоюзным сложным предложением,
смысловыми отношениями между частями бессоюзного
сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения в устной
речи в зависимости от интонации; умение опознавать
бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к
русскому языку; бережное отношения к рабочему времени;
воспитывать нравственные качества учащихся: умение жить
дружно, помогать друг другу, чувство взаимопомощи, умение
ценить и беречь дружбу.
Метапредметные умения: воспринимать и перерабатывать
информацию, применять полученные знания на практике,
строить диалог, распределять выполнение действия во
времени.
Место урока в теме: первый

1.Актуализация знаний.
ЗАДАНИЕ:
Мы с вами изучали на прошлых уроках
сложноподчиненные предложения.
Посмотрите слайды, сколько сложноподчиненных
предложений вы увидите?

1. [Мне не нужно друга], (который во всем со мной
соглашается)… (Плутарх) – сложноподч., прид.
определительное
2. [Душа любит свет солнца], [она верит его лучам].
(В.Гюго) бессоюзное
3. [Дружба и чай хороши], (когда они крепки и не очень
сладки). (Ф.Гладков) – сложноподч., прид.
обстоятельственное

4. [Два человека могут спасти друг друга там], (где один
погибнет). (О.Бальзак) – сложноподч., прид.
обстоятельственное
5. [Никогда счастье не ставило человека на такую
высоту], (чтобы он не нуждался в друге). (Сенека) –
сложноподч., прид. определительное
6. [Время не любит], (когда его тратят впустую). (Генри
Форд) - сложноподч., прид. изъяснительное.
Сколько всего было картинок? – 6 штук
Сколько сложноподчиненных предложений у вас
ЗАДАНИЕ:
Заметили ли вы другие разновидности сложных
получилось? – 5
предложений?
Какова тема нашего урока?

Цель нашего урока - познакомиться с бессоюзным
сложным предложением, научиться находить его в
тексте.

2.Повторение.
Типы сложных предложений
Бессоюзные
Союзные: сложносочиненные, сложноподчиненные.
Примеры: с помощью чего соединяются между собой
части сложного предложения?
на что указывает союз?
1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели
птицы.
2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели
птицы.
3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы.
4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели
птицы.
В чем же отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений?
Меняется ли интонация в зависимости от союза?
(Интонация - звуковые средства языка, оформляющие
высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность
Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства
звучания.
говорящего).
3.Новая тема.
Отличия союзных и бессоюзных сложных
предложений.
Части сложного предложения могут соединяться между
собой с помощью интонации, союзов или союзных слов.
Такой способ связи как интонация, присутствует во всех
сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова
употребляются в сложных предложениях не всегда.
Определение

Сложное предложение, части которого
соединяются только при помощи интонации, без союзов
называется бессоюзным.

4.Работа у доски: определи вид предложения.
1. [Ювенал утверждал], (что ни один злой человек не
бывает счастлив) сложноподчиненное
(Ювенал - римский поэт-сатирик)
2. [Достаток транжиры равняется короткому одеялу] :
[ ты натянешь его к носу] – [ обнажатся ноги]
бессоюзное
(Козьма Прутков - литературная маска, под которой выступали
в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей,
Владимир и Александр Жемчужниковы, а также Пётр Ершов).
3. Час мужества пр
о бил на наших часах], и [мужество нас не
покинет] сложносочиненное
(А. Ахматова)
4. [Изумрудные лягушата прыгают под ногами] ; [между
корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт
их] бессоюзное
(М. Горький)
5. [В здании человеческого счастья дружба возводит
стены] – [любовь же образует купол] бессоюзное
(Козьма Прутков)

5. Интонация в бессоюзном сложном
предложении.
Какие знаки мы ставили в сложносочиненных и
сложноподчиненных предложениях? ,
Какие знаки могут стоять в бессоюзном сложном
предложении?
,
;
:
-
Почему в бессоюзном предложении такое разнообразие знаков
препинания?
Рассмотрим примеры:
1. Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, сочинительным
союзом И, основное значение которого – указывать на
последовательность событий)
2.Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы
хлопьями посыпался снег.
(две части соединены, кроме интонации, союзным словом
ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на
следствие тех событий, которые описаны в главной части
сложного предложения)
3.Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы
хлопьями посыпался снег.
(союз отсутствует, определить суть отношений между
частями предложения точно мы не можем. Можно сказать,
что там присутствуют и причинно-следственные

отношения и указание на последовательность событий
одновременно)
Таким образом, знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях помогают понять смысловые
отношения между его частями, при произнесении
вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем
самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
(в сложносоч., сложноподч. - союзы)
Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в
зависимости от знака препинания?
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок ­ начался урок
1. Запятая – интонация перечислительная.
,
.
2. Двоеточие – предупредительная интонация с некоторым понижением
голоса в 1 предложении.
,
.
3.
Тире– интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.
,

6.Самостоятельная работа (синтаксический
разбор предложений).
Разноуровневые задания.
[Небо снова всё покрылось тучами], и [посыпался дождь]
сложносочиненное предложение.
[Вакса чернит с пользою] – [злой человек чернит с
удовольствием]
(Кузьма Прутков) -
[Владимир с ужасом увидел], (что он заехал в незнакомый
лес) сложноподчиненное предложение.
[Путешественники спешили]: [в горах ночь наступает быстро]
бессоюзное сложное предложение.
[Катятся ядра], [свищут пули], [ нависли хладные тучи] -
бессоюзное сложное предложение.
[В лесу весело и беззаботно поют птицы], [над цветами
летают бабочки] бессоюзное сложное предложение.
[Слышно было], (как над полем пел жаворонок) и (как вдали
куковала кукушка)
сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.

7.Итоги урока
1. Укажите верное утверждение.
части соединены только интонацией.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены только союзным словом.
Бессоюзным называется предложение, в котором
части соединены интонацией и союзным словом.
Бессоюзные предложения делятся на
сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Какое сложное предложение является
бессоюзным?
Когда было темно, механики работали с фонарями.
Там было темно, механики работали с фонарями.
Механики работали с фонарями, ведь там было темно.
Там было темно, поэтому механики работали с
фонарями.
3. Какие знаки могут стоять между частями
бессоюзного сложного предложения?
Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие.
Запятая, тире, дефис, двоеточие.
Только запятая, точка с запятой.
Только тире и двоеточие.
Как вы думаете, какова будет тема наших
следующих уроков? Что мы будем изучать?
8.Вывод.
Сложное предложение, части которого соединяются
только при помощи интонации, без союзов называется
бессоюзным.
9.Рефлексия: выберите смайлик, соответствующий
вашему настроению.
1.Самостоятельная работа (сделайте
синтаксический разбор предложений,

6.3. Интонация обособления

Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами. Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:

1) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона).

2) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона).

3) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и является фразой восходящего тона).

Вводная часть

6.4. Разделительная интонация

Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой.

Тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ 3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым. Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

Наш долг (ПЗ 3) – защищать крепость.

6.5. Предупредительная, или пояснительная, интонация

Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается понижение тона и значительно увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ 3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ 3): угощу я друга (изъяснение).

Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ 3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

Нередко я плакал , читая (ПЗ 3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).

6.6. Присоединительная интонация

Если присоединительный член находится в конце предложения, то он имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов). Перед присоединительным членом делается понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ 3) имеет меньшую длительность, по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации:

Мы зашли в ельник (ПЗ 3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

От этого зависит наше счастье (ПЗ 3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).

6.7. Исключительная интонация

Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ 3), например:

Посидели (ПЗ 3) – больше для приличия (ПЗ 3) – несколько минут .

Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

Мой приход – я, конечно, это мог заметить – смутил гостей.

Вводная часть

Тема 7. Постановка основных знаков препинания в соответствии с интонацией

В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

Знак препинания

Вид интонации

Вид синтаксической конструкции

Примеры

Запятая

перечислительная

однородные члены в простом предложении

Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.

перечислительная параллельная

независимые простые предложения в составе бессоюзного сл. предложения

Но вот набежал ветер, зашумели деревья.

интонация обособления

обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия

По степи, не успевшей остыть за ночь, опять тянет тёплый ветер. Барин, не прикажешь ли воротиться?

интонация сложного предложения

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Солнце спряталось, и от оврага повеяло холодом. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Тире

разделительная

между подлежащим и сказуемым

Доброе дело – правду творить смело.

разделительная

неполные, эллиптические предложения

разделительная

Подсолнухи, акация, сухая трава – всё было покрыто пылью.

разделительная

Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.

присоединительная

обособленные члены в конце предложения

Мы поехали на Кавказ – к морю, к солнцу, к живописным горам.

(замена двоеточия)

присоединительная

бессоюзное сложное предложение (пояснение и изъяснение)

Ясно одно – оставаться здесь опасно. Иногда я думаю – надо бежать.

(замена двоеточия)

присоединительная

при наличии обобщающего слова

И теперь всё это– и плёс, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру.

исключительная

при обособлении членов предложения в середине предложения

Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина.

исключительная

вставные конструкции в середине и в конце предложения

Однажды – не помню почему - спектакля не было.

Двоеточие

после обобщающего слова

Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям.

пояснительная, или предупредительная

бессоюзное сложное предложение

Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире.

Вводная часть

Тема 8. Вывод

Приведенный обзор синтаксических конструкций позволяет сделать вывод о возможности проведения комплексного интонационно-грамматического анализа при пунктуационном оформлении текста. Такой метод имеет преимущество по сравнению с обычным грамматическим анализом, так как пунктуационные задачи решаются с применением интонационных схем, без заучивания большого количества правил.

Тема 9. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)

1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта. Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца, однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения. Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов, а позднее - использование знаков препинания между словами, предложениями и другими синтаксическими конструкциями.

Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.

2. Краткая характеристика знаков препинания

Точка

Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Различались точки разного вида: срока - точка в середине строки и собственно точка, которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.

Вопросительный знак

В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].

Восклицательный знак

Восклицательный знак назывался «точка удивления». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике»

М. В. Ломоносова (1755) .

Запятая

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность говорящему сделать паузу при чтении.

Двоеточие

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Вводная часть

Тире

Одним из названий тире является «молчанка», так как знак обозначает паузу в речи. Считается, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако он лишь способствовал его популяризации. Впервые знак тире описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

Скобки

Скобки назывались «вместительным» знаком, они встречаются в письменных памятниках с XVI века.

3. Разработка теоретических основ постановки знаков пунктуации в XVIII веке

Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII веку система знаков препинания требовала разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI – XVII веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку пунктуационных знаков (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий).

Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов. В своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году, он даёт точный перечень имеющихся знаков препинания, излагает правила их употребления в соответствии со смысловой и грамматической основой текста. Ломоносов впервые подвел теоретический фундамент под практически уже существовавшую пунктуацию, сведя все правила употребления знаков препинания к единому семантико-грамматическому принципу.

4. Академический свод правил пунктуации Грота

Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту, чей труд «Русское правописание» стал первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержал 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил, подводя итог исканий предшествующих авторов. Пунктуационные правила Грота в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время. В «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года лишь уточнены некоторые противоречия и неясности и рассмотрены ранее нерегламентированные случаи.

5. Развитие теории русской пунктуации в XX веке

В первой половине XX века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, а во второй половине XX века появились фундаментальные исследования А. Б. Шапиро. Однако и сейчас теория пунктуации недостаточно изучена и не соответствует общему теоретическому уровню языкознания. До настоящего времени у лингвистов, работающих в этой области, нет единой точки зрения на основы современной пунктуационной системы. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной.

Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуационной системы остаются неизменными, что говорит о ее функциональной достаточности и устойчивости. В то же время отдельные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием грамматической теории, а также русского языка в целом.

§ 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

§1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола, например:

Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное). Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное). Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное). Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени). Мой дядя самых честных правил (словосочетание). Вишнёвый сад – мой ! (местоимение). Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот). Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив).

Примечание. В приведенных примерах глагольная связка БЫТЬ в форме настоящего времени отсутствует.

Навыки.

Ход урока

1. Оргмомент .

2. Лингвистическая разминка .

Найдите лишнее предложение, объясните свой выбор (знаки не расставлены):

Группа А.

1. Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

2. Тихо дышит зимний лес почуяв приближение весны и постепенно пробуждается ото сна.

3. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Группа Б.

4. Он был рад что весело провел время и что все довольны.

5. Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постепенно стала петлять как я нашел грибное место и отстал от друзей.

6. Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел свое отражение.

Группа В.

1. Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

2. Бывает что если не повезло с утра не везет весь день.

3. Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.

Группа Г.

1. Стояла тишина среди которой раздался плач ребенка.

2. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на коня и мы выехали за ворота крепости.

3. Перебрав по пальцам знакомые села я обнаружил они все стояли на реке.

3.Объяснение нового материала .

Слово учителя .

Итак, уже на разминке мы с вами перебросили мостик от старого материала к новому. Бессоюзные предложения отличаются от союзных особой выразительностью.

-А почему? Почему в БСП так важна интонация

Да, именно отсутствие союзов и союзных слов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. А от этого зависят знаки препинания.

Формально части БСП независимы, самостоятельны, однако части БСП могут быть и равноправны, и неравноправны. И, уловив эту логическую связь между частями БСП, почувствовав интонацию, можно справиться со знаками препинания.

Наблюдение.

Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

(В первом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой.

Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первой части.

При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первой части и понижается во второй.)

Когда нам трудно уловить интонацию, мы призываем на помощь союзные предложения. Давайте попробуем заменить данные БСП на СП.

Бабушка сердилась, и внучка не слушалась.

Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.

Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.

Самостоятельная работа с учебником (конспект с построением схем и записью примеров).

1 ряд готовит материал о постановке запятой и точки с запятой.

2 ряд – двоеточия.

3 ряд – тире.

Выступления учащихся.

1.Запятая, точка с запятой.

одновременность действий, перечисление событий

[ ocложнение ] ; [ осложнение ]

2. Двоеточие.

: [ причина ] (потому что )

: [ пояснение ] (а именно )

: [ дополнение ] (что; и увидел, что )

[ время ] - (когда )

[ условие ] - (если )

- [ противопоставление] (а )

- [вывод, следствие] (так что )

- [ сравнение] (как )

- [ быстрая смена событий ]

4.Закрепление изученного материала.

1)Устно объяснить пунктуацию, указав смысловые связи .

Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.)

На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.)

Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.)

Труд кормит – лень портит. (Пословица)

Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть.

Я подошел к окну: снегопад был в полном великолепии .

Назвался груздем – полезай в кузов. (Пословица)

Было решено: на сборы выезжаем завтра.

2)Спишите, опустив выделенные союзы и превратив данные предложения в сложные бессоюзные .

Я поднял глаза и увид(и/е)л, что высоко в небе неслись над станицей птиц(ы/и).

Староста спросил у него документ, но документа (не)оказалось.

Мороз не страш(и/е)н, потому что воздух сухой, ветра нет.

Со(?)нце сильно п(а/о)лит, так что к вечеру (по)видимому соб(и/е)рется гроза.

3)Предупредительный диктант .

Я вас любил – меня вы не любили. (И. Тургенев)

В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. (А. Фет)

Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать. (М. Лермонтов)

Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (В. Ключевский)

Зазеленел листок – стал пригож лесок. (Пословица)

Костров нельзя было разводить – легли спать не раздеваясь.

У зайцев шерсть побелела – зима близко.

4)Тест .

1.Укажите бессоюзное предложение:

А) Луна взошла сильно багровая и хмурая звезды также хмурились.

Б) Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого известно всему городу.

В) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров.

2.Какой знак должен стоять на месте вопроса в предложении Дед оказался прав(?)к вечеру пришла гроза ?

А) запятая;

Б) двоеточие;

Г) точка с запятой.

3.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?

А) По улице шагает ночной сторож (…) рядом с ним трясется собака.

Б) Он попробовал пошевелить левой рукой (…) она не двигалась.

В) Я любил бродить с ним по лесам (…) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники.

4.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

А)Погода стояла совсем неблагоприятная (…) по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.

Б)Облако пойдет (…) озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.

В)Обычно мы помогаем друг другу (…) один чистит картошку, другой растапливает печь.

5.Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: все слилось в однородную массу.

А)Это бессоюзное предложение, вторая часть которого указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Б)Это предложение с обобщающим словом при однородных членах.

В)Это бессоюзное предложение со значением противопоставления.

Г)Это бессоюзное предложение со значением перечисления.

6.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?

Приоткрыв глаза, я увидел (1) что очутился в незнакомом месте (2) вокруг расстилался ковер невиданных цветов (3) деревья вокруг (4) обвивались каким-то диковинным, стелющимся плющом.

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

7.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?

Цели у воспитания во все времена одинаковы (1) пробудить у растущего человека (2) любопытство ко всему (3) что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки, что составляет понятие «жизнь».

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 1, 3

5.Самостоятельная работа.

6.Итог.

7.Домашнее задание.


Дополнение учителя. Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи.

3. В упр. 187 читаются выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Учитель обращает внимание на особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая - понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

Дополнение учителя. В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

4. В упр. 188 читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.

5. Конструирование.

На доске записаны три простых предложения:

Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

6. Речевая разминка. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Зимнее утро» с оправданным использованием бессоюзных сложных предложений.
V . Итог урока. Учитель может подвести его в вопросо-ответной беседе:

Понятна ли тема?

Какое самое важное средство связи в данном виде сложных предложений?
V I. Домашнее задание: § 31, 32, упр. 189, 190 (устно), составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».

Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.
I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.
1) Люди рады лету а пчела - цвету.

2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.
Задания:

1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

2. Составьте схему каждого предложения.
III. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.
1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)
Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.
I V . Закрепление материала.

1. Выборочный диктант по упр. 191.

Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

2. Конструирование.

В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

3. Лингвистический эксперимент.

На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.
1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.
Задания:

1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

а) Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

б) Только песне нужна красота

Красоте же и песен не надо.

в) Соловей поёт себя тешит.

г) Было так из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

Ответ: а, б.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

а) Прошумели весенние воды

Загремели весёлые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы.

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Ответ: в.
V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)
I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?
II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?
I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.
I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Объявление темы и целей урока.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)



3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)


III. Закрепление материала.

1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

3. Выборочный диктант (упр. 197).

Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Конструирование.

На доске записаны простые предложения.
1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.
1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

Общие сведения

Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором образующие его части связаны между собой 1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное высказывание. Например: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер (М. Г.). В этом сложном предложении рисуется общая картина, детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.

Интонационная связь частей сложного предложения имеет различный характер. Это может быть интонация перечисления, например: Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес (Н.); интонация противопоставления, например: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); интонация пояснения, например: Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.); интонация предупреждения, например: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает (Т.); интонация обусловленности, например: (посл.) и др.

Порядок расположения частей в составе бессоюзного сложного предложения является средством выражения смысловых отношений между ними. Ср.: Стало прохладно: наступил вечер (причина указывается во второй части, следствие - в первой; между частями можно вставить причинный союз потому что ). - Наступил вечер - стало прохладно (при перестановке причинно-следственные отношения с временным оттенком выражены по-другому: причина указана в первой части предложения, следствие - во второй; между ними можно вставить наречие поэтому ).

Средством связи частей предложений в составе бессоюзного сложного предложения служат также формы времени, вида и наклонения глагола в них. Так, для обозначения временной или пространственной связи между явлениями обычно употребляются однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли (М. Г.); В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор , изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари (Л.).

Виды бессоюзных сложных предложений

Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений: соотносительные с союзными сложными предложениями и несоотносительные с ними. Предложения второго типа встречаются сравнительно редко, гораздо распространеннее предложения первого типа, которые в свою очередь подразделяются на две группы: а) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями) и б) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями).

В первую группу входят предложения, приближающиеся по выражаемым ими значениям и по некоторым структурным признакам к сложносочиненным предложениям: как в тех, так и в других выражаются временны е отношения (одновременность или последовательность явлений, событий), отношения сопоставления или противопоставления действий и т.п.; как тем, так и другим присуща перечислительная интонация, интонация сопоставления и др.; как у тех, так и у других входящие в их состав части предложения обычно имеют однородные формы сказуемых и т.д. Например: ...Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.). Части предложения, входящие в состав этого бессоюзного сложного предложения, связаны между собой одновременностью описываемых явлений, характеризующих наступление утра, перечислительной интонацией, однотипными видо-временными формами глаголов-сказуемых. Ср. сложносочиненное предложение: Отсырела земля, и запотели листья . Возможность вставки союза и между частями бессоюзного сложного предложения этого типа свидетельствует о наличии соединительных отношений между ними, что характерно для аналогичных сложносочиненных предложений. Однако далеко не всегда стилистически приемлема такая вставка; ср. приведенное выше бессоюзное сложное предложение Наступал вечер, шел дождь... (М. Г.), которое звучало бы неудачно, будучи превращенным в сложносочиненное (Наступал вечер, и шел дождь ).

Однородность видо-временны х форм глаголов-сказуемых в бессоюзных сложных предложениях, выражающих одновременность действий, не является обязательной ; ср.: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) (в первых двух частях сказуемое выражено глаголом в форме несовершенного вида, в третьей части - глаголом в форме совершенного вида); ...Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане, лампада гаснет, дым бежит, кругом все смерклось, все дрожит... (П.) (разные времена глаголов-сказуемых).

Бессоюзные сложные предложения этого типа могут выражать последовательность действий или явлений, например: Ветка закачалась, с нее посыпался снег (Пауст.).

Сказуемые частей бессоюзных сложных предложений с временными (или пространственными) отношениями могут быть разноформенными: наряду с глагольными формами в них могут быть именные и причастные формы с тем или иным временны м значением. Например: Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист (Гонч.); Цветы полевые завяли, не слышно жужжанья стрекоз... (Бл.).

В первую группу бессоюзных сложных предложений входят и такие, в которых выражаются отношения сопоставления или противопоставления, например: Ноги носят - руки кормят (посл.); Трижды громкий клич прокликали - ни один боец не тронулся... (Л.). Возможность вставки союзов а, но между предикативными частями этих предложений свидетельствует о близости их к сложносочиненным предложениям, выражающим противительные отношения.

Часто в предложениях этого типа наблюдается структурный параллелизм образующих их частей, например: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.); Один за всех - все за одного (погов.).

Вторую группу бессоюзных сложных предложений образуют такие, которые в смысловом отношении приближаются к сложноподчиненным предложениям: между частями этих бессоюзных предложений существуют отношения объектные, определительные, причинно-следственные, условно-следственные и т.д. Сближает бессоюзные сложные предложения этого типа со сложноподчиненными также и то, что обычно в этих случаях одна из частей предложения, входящая в состав бессоюзного предложения, содержит основную часть высказывания (условно ее можно было бы приравнять к главной части в составе сложноподчиненного), а другая (или другие) поясняет, раскрывает содержание первой (условно ее можно было бы приравнять к придаточной части).

Например:

Жилин видит: дело плохо (Л. Т.) (вторая часть имеет объектное значение).

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению (Вересаев) (вторая часть имеет определительное значение).

Одно было несомненно: назад он не вернется (Т.) (вторая часть выполняет функцию субъекта по отношению к первой части , поскольку слово одно, выступающее в роли формального подлежащего, лишено конкретного значения).

А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значение местоимения-предиката такой в первой части).

Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали (Н. Остр.) (вторая часть указывает на причину).

Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.) (первая часть указывает на условие).

Пашню пашут - руками не машут (посл.) (первая часть указывает на время).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значение местоименного наречия - обстоятельства образа действия так в первой части).

Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор... (Фад.) (вторая часть имеет значение следствия).

...Посмотрит - рублем подарит (Н.) (вторая часть имеет значение сравнения).

Между бессоюзными сложными предложениями обоих типов имеются переходные случаи, сочетающие в себе элементы смыслового и структурного сочинения и подчинения. Возможность переходности объясняется тем, что бессоюзные сложные предложения, лишенные таких четких грамматических показателей, какими являются союзы и относительные слова, менее поддаются определенной классификации. Подразделение их на отдельные типы основано в первую очередь на сходстве выражаемых ими смысловых отношений с теми отношениями, которые существуют в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Смысловые различия тесно связаны с различными типами интонации, которая служит важной формальной стороной разграничения отдельных типов бессоюзных сложных предложений.

Имеется несколько типов переходных бессоюзных сложных предложений.


  1. Переходными являются бессоюзные предложения с пояснительными отношениями (между двумя частями можно вставить слова а именно), напоминающими отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... (П.). Основная часть высказывания содержится в первой части, но вместе с тем предложения второй части обладают известной смысловой самостоятельностью.

  2. Переходный характер имеют бессоюзные сложные предложения с присоединительными отношениями , например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (М. Г.); Бросится женщина в омут головой от любви,- вот актриса (А. Остр.). Независимость второй части в подобных случаях ущемляется наличием в начале ее слов это, то, вот что и др., понятных только из контекста.
Особую группу бессоюзных сложных предложений с присоединительными отношениями образуют такие, у которых между обеими частями отсутствует связующее звено (сочетания «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т.п.), например: Он оглянулся: перед ним стоял Василий (Т.); Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.). Переходный характер этих предложений обусловлен тем, что вторая часть, относительно независимая , содержит вместе с тем оттенок объектного значения при сказуемом первого предложения.

  1. К переходным относятся также бессоюзные сложные предложения с противительно-уступительными отношениями (ср. такой же характер предложений с союзами хотя - но , образующими пару, состоящую из подчинительного и сочинительного союзов). Например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л. Т.); На образ взглянешь - свят не станешь (М. Г.). В этих примерах возможна вставка противительного союза (а, но ) и вместе с тем использование союзов, оформляющих присоединение придаточного уступительного (хотя - но ).
Наряду с бессоюзными сложными предложениями, образующими смысловое и синтаксическое единство, существуют бессоюзные сочетания предложений, сохраняющих относительную смысловую и синтаксическую самостоятельность и интонационную законченность. Например: Вокруг меня щелкают любопытные синицы; они смешно надувают белые щеки, шумят и суетятся, точно молодые кунавинские мещанки в праздник; они хотят все знать, все потрогать и попадают в западню одна за другой (М. Г.).

Сложные синтаксические конструкции

Общие сведения

Сложными синтаксическими конструкциями являются многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа.

Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную). Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее (Фад.) четыре части: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони ; 2) но он знал, что гонятся за ним ; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него ; 4) и он припустил еще быстрее. Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части).

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций: 1) с сочинением и подчинением; 2) с сочинением и бессоюзной связью; 3) с подчинением и бессоюзной связью; 4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Примеры: 1) Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова (Сим.); 2) Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта (Казак.); 3) В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества (Пришв.); 4) Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (Пришв.).

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство)

Общие сведения

Сложное синтаксическое целое , или сверхфразовое единство,- это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.

Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами.

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений. Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». Итак около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами (Ч.) - средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и , наречие так , форма прошедшего времени глаголов. Предложения в составе сложного синтаксического целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе (Бун.) - связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо-временных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению. Например: Двенадцать телогреек мирно отдыхают до утра в железных шкафчиках. И двенадцать зюйдвесток в верхних отделениях. И двенадцать пар сапог, усталых-усталых (из журн.).

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава . Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).

При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.).

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя предложениями - параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

Большую роль в структуре сложного синтаксического целого может играть первое предложение - зачин . Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами целого. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).

Примеры :


  1. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя (Пауст.). Зачин - первое предложение, основная тема сообщения. Назначение второго предложения - передать противительно-выделительные отношения (связь осуществляется посредством сочетания но особенно ). Третье предложение обосновывает второе (показатель связи - местоименный повтор в них, замещающий субстантивное словосочетание горные леса около моря ). Кроме лексико-синтаксических показателей связи (особенно хороши; в них ) имеются и собственно синтаксические - союз но и порядок слов во втором и третьем предложении: сказуемое предшествует подлежащему, что предопределено структурой первого предложения.

  2. Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.). Зачин - погода мучила . Все содержание последующих предложений подчинено этой исходной теме: дается ее детальное обоснование. Структурная связанность выявляется в следующем: основные глаголы имеют один временной план (мучила, светило, парило, обещал, заходили, меняли, поднимался, бежал ); параллелизм в построении поясняющих предложений (второе и четвертое предложения); повторение обстоятельства времени в начале каждого предложения (с утра; с утра; но к обедам ); противительные отношения на стыке третьего и четвертого предложений (союз но ), положение глагола-сказуемого перед подлежащим (второе и четвертое предложения).

Последние материалы сайта