Пропорциональная избирательная система РФ (признаки, достоинства). Пропорциональная избирательная система: азы политологического понимания

15.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым . Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

  1. Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от , считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.
  2. Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
  3. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
  4. В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  5. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

  1. Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
  2. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.
  3. При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.
  4. Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.
  5. Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
  6. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
  7. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

В научных изданиях понятие "избирательная система" используется, как правило, в широком и узком значениях. В первом случае данный термин отражает структуру общественных отношений, которые касаются формирования институтов публичной власти. Эта сфера отношений достаточно велика. К ней относят вопросы формирования круга кандидатов и избирателей, выборной инфраструктуры, а также в целом взаимодействия, которые имеют место на каждой стадии процесса.

Особенности регулирования

В качестве юридической базы для избирательной структуры выступает соответствующая система норм. Ее нередко именуют подотраслью государственного (конституционного) права. Однако следует отметить, что данная нормативная система регулирует не всю избирательную структуру. В состав сферы отношений входят некоторые связи, управление которыми осуществляется посредством корпоративных актов. Это, в частности, уставы партий и прочих политических сообществ. Кроме того, регулирование в сфере избирательной системы осуществляется и с помощью электоральных традиций и обычаев конкретного общества.

Российские тенденции

В РФ на федеральном уровне применяется пропорционально-мажоритарная система выборов. 10 января 2003 года был принят Федеральный Закон. В соответствии с ним, президент страны выбирается по мажоритарной системе (по абсолютному большинству). До 2005 года формирование Госдумы осуществлялось смешанным образом.

Нововведения

После принятия ФЗ, регламентирующего представительство депутатов, при образовании нижней палаты используется пропорциональная система выборов. По Закону к процессу распределения мандатов допускаются списки, которым удалось преодолеть семипроцентный барьер. При этом должны быть соблюдены определенные условия. В частности, списков должно быть не менее 2-х, и в комплексе они должны набрать минимум 60% голосов. Система выборов в субъектах имеет свои особенности. В частности, это касается представительства глав регионов. Ранее они избирались по мажоритарной системе при тайном голосовании на основе прямого и равного права. Участвовать в процессе могли граждане России, которые проживают на территории субъекта.

Пропорциональная система выборов

Эта одна из форм, используемых при образовании представительных органов власти. Для пропорциональной избирательной системы характерно особое распределение мандатов. В частности, оно осуществляется в соответствии с количеством голосов, поданных за кандидатские списки. При этом они должны преодолеть определенный процентный барьер. Пропорциональная система применялась при образовании Госдумы с 2007-го по 2011 год.

Историческая справка

Пропорциональная система начала формироваться в 19-м столетии с появлением партийной структуры. Предположительно, свое первое обоснование она получила в работе Виктора Консидерана, опубликованной в 1892-м. Автор являлся последователем утописта-социалиста Фурье. Практическая реализация этой избирательной системы обосновывалась разными математиками. В связи с этим ее варианты носят различные имена. Первая страна, в которой была использована пропорциональная политическая система, стала Бельгия. Это произошло в 1899 году.

Закрытые списки по многомандатным округам

Пропорциональная система может использоваться разными способами. Однако, как показывает практика, благодаря ей результаты голосования становятся более ясными. Расположение кандидатов в партийном списке осуществляется в порядке предпочтения. Сами они могут быть открытыми либо закрытыми. В последнем случае голоса отдаются за весь список, а не за отдельных кандидатов. Пропорционально им будут распределяться и места.

Представители занимают их в том порядке, в котором они расположены в списке. Это наиболее явные признаки пропорциональной избирательной системы. Такое формирование списков и способ голосования применяется при образовании Европейского парламента во всех государствах Евросоюза. Такая система используется и в Израиле. Здесь вся страна выступает в качестве одного округа, в котором только один закрытый список. С 2007 года такой метод стал использоваться и в России. Таким образом формируется Госдума. Выбор депутатов осуществляется по федеральному округу пропорционально количеству голосов, которые поданы за списки. При этом округ составляет вся Российская Федерация.

Открытые списки

Если используется такая система, то голоса отдаются в зависимости от используемого метода. Так, указывается или один кандидат, или два, или определяется порядок их предпочтения в перечне. Такая система применяется в Республике Конго, Бразилии, Нидерландах и Финляндии.

Дополнительные одномандатные округа

Данная система считается "гибридной". Она имеет определенные преимущества для государств с большим населением, поскольку позволяет сохранять баланс между общенациональными или местными интересами. В ней присутствуют признаки пропорциональной избирательной системы в сочетании со структурой одномандатных округов. Такая форма голосования применяется также в государствах с неоднородным населением, проживающим в различных экономических, социальных, культурных и географических условиях. В частности, она используется в Великобритании и Новой Зеландии, Мексике и Лесото, Германии и Боливии, а также в Шотландии при образовании парламента и создании законодательной ассамблеи Уэльса. До 2007 года она применялась также и в России.

"Передаваемый голос"

Признаки пропорциональной системы в данном случае выражаются в использовании метода "предпочтения". Представители электората отдают голос за 2-х и более кандидатов. В итоге выбранных оказывается больше, чем число мест. Для победы в данном случае кандидату необходимо набрать минимальную квоту. Она определяется путем деления общего количества голосов на число свободных мест +1. К примеру, если есть 9 вакантных мест, то деление осуществляется на это количество плюс одно, то есть на десять. Те кандидаты, которые наберут число голосов, равное этому результату, и займут их. На практике достаточно редко удается распределить все места по результатам первого подсчета. На втором этапе голоса, которые поданы за кандидатов сверх установленной минимальной квоты, автоматически переходят другим.

Последние, таким образом, добирают необходимое количество и также занимают места. При использовании другого варианта подсчета голоса от кандидатов, которые набрали меньше всех, передаются первому в списке, не набравших квоту. Таким образом, он получает возможность занять свободное место. Весь этот процесс длится до того момента, пока не будут заняты все вакансии. Следует сказать, что, несмотря на сложность подсчетов, в результате избиратели в большинстве случаев находят своего кандидата в списке получивших места. Такая система используется в Австралии при образовании сената и палаты представителей Столичного округа страны и Тасмании, а также законодательных советов штатов Виктория, Западная и Южная Австралия, Южный Уэльс (Новый). Ее применяют и в таких государствах, как Мальта, Ирландия, Шотландия при формировании местных органов власти, а также в ряде округов Новой Зеландии.

Каковы плюсы этой формы представительства?

К достоинствам системы эксперты относят то, что каждая партия получает количество мест, пропорционально отданным за нее голосов. Именно поэтому она считается наиболее справедливой. Если квота будет низкой, то у мелких фракций также появится возможность занять свободные места. Преимуществом системы считается и то, что разные группы избирателей могут обеспечить вакансии своим представителям. В связи с этим результат голосования признается населением справедливым.

Данная система позволяет выбирать кандидатов, позиция которых близка их собственной, а не тех, у которых больше шансов. При использовании открытого списка представители электората могут отдать голос и за кандидата, и за партию. В результате снижается влияние фракций на персональный состав своих кандидатов в парламенте. Установление низкой квоты позволяет более адекватно отражать в представительном органе все политические силы страны в соответствии их действительному влиянию на население. Кроме прочего, достаточно низок процент проникновения в государственный аппарат представителей теневого бизнеса либо криминальных структур, способных не совсем легальными методами обеспечивать победу в регионах.

Недостатки пропорциональной системы

В случае проведения голосования по закрытым спискам вероятно использование "принципа паровоза". Речь идет, например, о том, что в начало списка ставятся популярные кандидаты. Впоследствии они отказываются от мандатов, в связи с чем в парламенте оказываются никому не известные люди из конца перечня ("вагоны"). В государствах, где формой правления выступает конституционная монархия или парламентская республика, формирование правительства осуществляет партия, имеющая преимущество в парламенте.

В пропорциональной системе, больше чем в мажоритарной, существует вероятность того, что ни одна фракция не наберет абсолютного большинства. В связи с этим появится необходимость в образовании коалиционного правительства. Если же оно будет состоять из идеологических врагов, то, надо полагать, станет неустойчивым и не сможет провести никакие реформы. В регионах, где присутствует большое количество разнородных групп избирателей, вероятно появление многочисленных мелких фракций. В результате будет затруднено формирование работоспособной коалиции. Уменьшить данную проблему может применение квот.

При использовании закрытых списков отмечается ослабление связи между электоратом и выборными представителями. При использовании открытой системы голосования данной проблемы нет. Закрытые списки дают большую власть лидерам партий, поскольку они распределяют кандидатов в них. Это, в свою очередь, может привести к внутрипартийной диктатуре, торговле местами. Однако в объединениях данные вопросы регулируются специальными методами. Для многих избирателей остается не до конца ясным порядок распределения голосов. Это отрицательно влияет на популярность всей системы в целом.

Другая сфера применения

Принцип пропорциональности используется не только в избирательной системе. В целом, он характерен для многих сфер жизни человека. В частности, в страховании используется система пропорциональной ответственности. Она касается компенсационных выплат. Пропорциональная система возмещения предусматривает отчисление в заранее установленной доле. Страховая компенсация определяется в соответствии с величиной ущерба. Проще говоря, возвращается не вся сумма, а только то количество процентов, на сколько было застраховано имущество.

К примеру, если сумма будет равняться 80% от оценки объекта, то выплачено будет столько же процентов вреда. Оставшаяся доля (20% в данном случае) останется на риске страхователя. Предел ответственности ограничивается страховой суммой. Использование такого метода предположительно должно способствовать повышению заинтересованности в увеличении страховой суммы и взноса. Как и в случае применения в выборной системе, в страховании принцип пропорциональности считается наиболее справедливым, а потому достаточно быстро стал популярным.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между получаемыми голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональной системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

При пропорциональной системе создаются многомандатные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, а избиратель голосует за список своей партии в целом. После того, как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр или избирательная квота , т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов партия получит.

Избирательная квота определяется разными методами :

1) Метод Томаса Хейра . Это самый простой метод. Голоса избирателей в рамках конкретного округа, поданных за списки всех партий, суммируются и делятся на количество депутатских мандатов, подлежащих избранию в данном избирательном округе. Такая квота также называется естественной.

Пример :

Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов:

А) 50; Б) 24; В) 16; Г) 10.

Делим на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов): 100/5=20. Это и есть квота. То есть для того, чтобы партии получить одно место в парламенте, надо получить 20 голосов.

Теперь определим, сколько мест получит каждая из партий.

В) и Г) 0 мандатов.

В итоге распределено 3 мандата, а 2 еще осталось.

Как же распределяются оставшиеся мандаты? Чаще всего используется способ наибольшего остатка , т.е. мандат получает та партия, у кого осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Г.

Может также использоваться способ наибольшего избирательного числа : нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

2) Метод Хогенбах-Бишофа , называемый искусственной квотой. Смысл заключается в том, что к числу мандатов добавляется единица, и это искусственно уменьшает в итоге избирательный метр, что дает возможность распределить большее количество мандатов.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1)=16,6.

В) и Г) 0 мандатов.

Таким образом, нераспределенным остается 1 мандат.

3) Метод Генри Друпа. К числу мандатов добавляется две единицы, что еще больше уменьшает метр.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1+1)=14,28.

В таком случае мандаты распределятся более полно:

А) 50/14,28=3 мандата (остаток 7);

Б) 24/14,28=1 мандат (остаток 9);

В)16/14,28=1 мандат (остаток 1);

Г) 0 мандатов.

Таким образом, распределены все 5 мандатов.

4) Метод делителей Виктора Д’Ондта или правило наибольшего среднего.

В нашем примере это выглядит таким образом:

А - 50 16,6 12,5
Б - 24 4,8
В - 16 5,33 3,2
Г - 10 3,33 2,5

Затем полученные частные размещают в порядке убывания: 50; 25; 24; 16,6; 16 ; 12,5; 12 и т.д.

То число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов (в нашем примере пятое число, т.е. 16, т.к. число мест равно 5), является общим делителем, т.е. избирательной квотой.

Каждая партия получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в собранном этой партией числе голосов.

Конечный результат будет следующим:

А) 50/16=3 мандата (остаток 2);

Б) 24/16=1 мандат (остаток 8);

В)16/16=1 мандат (остаток 0);

Г) 0 мандатов.

Существуют и иные методы.

Второй вопрос касается того, как распределить полученные мандаты среди кандидатов, выдвинутых партией в список. Выделяют три подходы в решении этого вопроса:

1) Метод связанных списков – мандаты получают кандидаты в порядке очередности их расположения в списке, начиная с первого.

2) Метод свободных списков – предполагает преференциальное голосование. Избиратель во время голосования проставляет напротив фамилий кандидатов цифры 1, 2, 3, 4 и т.д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами.

3) Метод полусвязанных списков – один мандат получает кандидат, первый по списку, а остальные мандаты распределяются по преференциям.

Законодательство некоторых зарубежных государств вводит так называемый «заградительный барьер», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5%голосов избирателей всей страны.

! Самостоятельно смотреть, что такое панаширование, блокирование .

Выделяют также систему единственного передаваемого голоса . Она применяется в Ирландии, Австралии, Индии. При этой системе избиратель выбирает одного из кандидатов, указанных в списке, а также одновременно указывает, кому из списка он еще отдает предпочтение. Если кандидат номер один набирает необходимое число голосов для получения мандата, то остальные («лишние») голоса передаются кандидату под номером два.

Смешанная избирательная система соединяет в себе черты мажоритарной и пропорциональной систем.

Так, в ФРГ половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а сенат - по пропорциональной системе.

Если количество избираемых депутатов по двух системам одинаковое, то смешанная система является симметричной, а если разное – то ассиметричной.

Выше рассмотрены лишь основные виды мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, однако в действительности картина выглядит значительно сложнее.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в государстве.

? Смотреть самостоятельно, какие разновидности избирательной системы существуют еще.

Референдум.

Понятие и виды референдума.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус - если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса - если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица.

При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совершенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны. Ими являются лишь вся стран, либо регион.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов, или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Виды :

Общенациональный и региональный;

Конституционный и законодательный;

Консультативный и императивный (решение обязательно);

Обязательный (проведение референдума обязательно) и факультативный;

Утверждающий и охраняющий.

Можно классифицировать и по другим основаниям (например, по инициаторам проведения).

Наряду с референдумом существует также такое понятие как плебисцит . В одних странах эти термины отождествляются, в других применяются оба (Бразилия). Встречается точка зрения, что плебисцит носит обязательный характер, а референдум консультативный, либо плебисцит проводится по наиболее важным, судьбоносным вопросам.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Важное значение имеет вопрос о формуле референдума (то есть о вопросе, выносимом на референдум), так как во многом от постановки вопроса зависит результат голосования. Вопрос должен быть четко и недвусмысленно сформулирован и должен предполагать однозначный ответ.

В законодательстве зарубежных стран могут определяться вопросы, которые не допускается выносить на референдум.

Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс)

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.
Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой) Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума)

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест) На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), кᴏᴛᴏᴩый партии нужно преодолеть для того, ɥᴛᴏбы провести ϲʙᴏих кандидатов в парламент; в результате ϶ᴛᴏго мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство ϶ᴛᴏй системы — представительство партий в выборных органах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов , если эти кандидаты преодолели процентный барьер .

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему .

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий . Вероятно, система получила своё первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье , члена Первого Интернационала Виктора Консидерана (фр. Victor Considérant ), опубликованной в 1892 году . Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.

    Обществознание ЕГЭ 2017. Выборы Типы избирательных систем

    ✪ Избирательная система. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (Политика)

    ✪ #Избирательные системы ЕГЭ | Часть 1| Подготовка к ЕГЭ по обществу 2018...

    ✪ Избирательные системы: всё, что надо знать в ЕГЭ

    Субтитры

Различные системы пропорционального представительства

Существуют различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

Партийные списки в многомандатных избирательных округах

Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза . Эта система используется также в Израиле , где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке .

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

Эта система выборов объединяет две системы - пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах, где население неоднородно и живёт в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии , Германии , Лесото , Мексике , Новой Зеландии и Великобритании [ ] и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса . До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов.

При втором подсчёте голосов, голоса, поданные за кандидатов, сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчёта голоса, поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту.

Этот процесс подсчета голосов продолжается, пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчёта голосов и определения победителей выборов относительно сложен, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс , Южная Австралия , Западная Австралия и Виктория . Она также используется в Шотландии , Ирландии , Северной Ирландии , и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

Достоинства

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными .
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и, таким образом, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства, и потребуется сформировать коалиционное правительство . Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и, таким образом, будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Последние материалы сайта