Первое кругосветное путешествие магеллана. Секретная карта колумба

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

— одна из самых загадочных личностей периода великих путешествий и географических открытий. Жизнь всякого выдающегося человека полна темных пятен, загадок, необъяснимых поступков и совпадений. Это легко объясняется тем, что человечество начинает интересоваться жизнью великого человека лишь после его смерти, спустя лет этак 100 - 150. Когда документы утеряны, очевидцы мертвы, а в живых остались лишь сплетни, домыслы и тайны. А если сама знаменитость всю свою жизнь скрывает свое происхождение, истинные мотивы своих поступков, даже свои мысли, все усложняется в тысячу раз. Таким человеком был известный всем Христофор Колумб.

Тайна первая: происхождение

До сих пор никто не может указать точную дату появления на свет великого мореплавателя. Даже год рождения — 1451 — не имеет под собой достаточно веских оснований. Точно известно лишь место рождения Христофора Колумба — Генуэзская республика. Родители Колумба были самыми обычными городскими жителями: отец — ткач, мать — домохозяйка. Открытым остается вопрос о национальной принадлежности Колумбов. Исследователи рассматривают несколько версий: испанская, итальянская, немецкая, славянская и еврейская. Именно последняя версия представляется наиболее вероятной. Известно, что Колумбы были достаточно замкнутыми, иногда уезжали всей семьей на несколько дней неизвестно куда. Старательно, даже слишком для католической Генуи, семья будущего мореплавателя посещала церковь, они регулярно причащались и исповедовались, никогда не пропускали воскресную или праздничную мессу, словно выполняя важную обязанность. Особые отношения были у семьи с финансистами из богатых семей крещеных евреев (марранов). Всё перечисленное говорит в пользу "еврейской" версии. Подтверждает это предположение и тот факт, что Колумб никогда не писал о своих корнях, хотя оставил после себя солидный литературный архив. Поскольку XV век стал разгулом инквизиции в Европе, "нехристианское" могло негативно сказаться на его карьере. Семья должна была скрывать свою историю.


Тайна вторая: образование

По традиции того времени, будущий путешественник и первооткрыватель получил домашнее образование. Судя по всему, учителя у него были замечательные. Юный Колумб поражал знакомых своими знаниями языков и широким кругозором будучи 14 лет от роду. Достоверно установлено, что учился в университете города Падуя. Вот тут и возникают вопросы: с чего бы это сыну ткача тянуться за интеллектуальной элитой? Да и стоимость обучения и проживания — ноша неподъемная для ткача-отца, который должен был кормить еще троих детей (у Колумба были два брата и сестра). Впрочем, если Христофору оказывали поддержку другие родственники из торговцев, то все выглядит очень правдоподобно. Несомненно одно, Колумб с детства отличался выдающимися способностями.


Тайна третья: как родилась идея поиска Индии на Западе?

Как человек образованный, Христофор Колумб не мог не знать, что идею о шарообразности Земли высказывали еще во времена античности весьма авторитетные ученые. С другой стороны, как человек XV века, Колумб понимал, что публичное признание истинности этих предположений чревато непониманием и недоверием общества, давно привыкшего к мысли, что Земля плоская, как блин. В этой ситуации попытки найти морской путь в "страну пряностей" обогнув Африку выглядят гораздо реальней и понятней. Что же подтолкнуло Христофора Колумба к идее искать на Западе? И точно ли Индию он искал?


Начало: университетская компания

Как человек общительный и незаурядный, Христофор Колумб еще в университете обзавелся многочисленными друзьями, как среди студентов, так и среди профессуры. Хорошо знакомый будущему мореплавателю астроном Тосканелли сообщает друзьям, что по его расчетам, Индия гораздо ближе к Европе, если плыть на Запад. Опираясь на расчеты друга, Колумб делает собственные. Результат его поражает: получается, что от Канарских островов до Японии не больше трех тысяч миль. Расчеты были ошибочные, но идея оказалась живучей.


Продолжение: собственный опыт

Морские путешествия начались в жизни Христофора Колумба в 14 лет. По традиции отец отправил своего старшего сына набираться опыта, пристроив его юнгой на торговое судно знакомого купца. Христофор не только изучал языки, навигацию, искусство торговли, но и зарабатывал деньги, чтобы помочь семье. Первые плаванья ограничивались средиземным морем, но ведь именно это море было средоточием всех экономических связей Европы и Азии. Поэтому, у Христофора Колумба была возможность встречаться с арабскими купцами, для которых Индия была страной отлично знакомой. Жадно впитывая рассказы арабов о богатстве далекой страны, о нравах и обычаях населения, о правителях и государственном устройстве, юный Христофор всё больше увлекается поисками путей в страну, которая сделает его баснословно богатым. После весьма выгодной женитьбы, Колумб перебирается с женой в . В это время Христофор Колумб принимает участие в нескольких торговых плаваниях, он посещает Западную Африку (Гвинею), Северную Европу ( , Ирландию, Исландию). Северное путешествие сыграло особую роль в жизни великого путешественника Христофора Колумба . То, что в Америке задолго до испанцев и португальцев побывали викинги известно давно. Но в XV веке просвещенная Европа предпочитала не замечать старинных хроник северных народов, считая их варварскими и недостоверными. Колумб не был столь заносчивым, к тому же, отличался необыкновенной любознательностью. Будучи в Исландии, путешественник знакомится с сагами, повествующими о путешествиях Эрика Рыжего и Лейва Эрикссона. С этого момента уверенность в том, что "большая земля" находится за Атлантикой, никогда не покидала Христофора Колумба.

Путь Христофора Колумба: от идеи до воплощения

Известно, что Христофор Колумб пять раз предлагал организовать экспедицию на запад от Канарских островов . Впервые он обратился с этим предложением еще в 1475 году к правительству Генуэзской республики и богатейшим торговцам, обещая небывалые прибыли и богатства Индии. Предложение было выслушано, но энтузиазма не вызвало. В глазах матерых генуэзцев пыл 24-летнего сына ткача был результатом молодости, жажды приключений и отсутствия опыта. Вторая попытка была предпринята в 1483 году, на этот раз прельстить сокровищами Индии Христофор Колумб хотел португальского короля. Прижимистый и здравомыслящий правитель приказал внимательно изучить предложение, но в результате также отказал в поддержке. Все дело в том, что к этому времени Колумб обзавелся довольно крупными долгами и, в глазах монарха, никак не мог считаться достойным доверия человеком. Третье предложение Христофор Колумб сделал испанской короне. Остро нуждавшаяся в золоте, болезненно переживала свою "провинциальность". Для рассмотрения предложения "генуэзца" была создана целая комиссия. Финансисты и богословы заседали четыре года, а Колумб всеми силами старался скрыть детали предстоящего путешествия, он боялся, что идею у него украдут. Чтобы "подстраховаться", неутомимый и одержимый своей идеей, путешественник обращается к английскому и французскому королям. Но английский Генрих занят внутренними проблемами страны, а молодой и растерянный Карл просто не придал значения посланию. Пока испанцы решали как поступить с предложением Колумба, португальский король прислал мореплавателю приглашение вернуться в Португалию и продолжить переговоры. Христофор Колумб не делает тайны из этого послания, испанцы заторопились. Наконец, были озвучены условия экспедиции: восьмую часть расходов должен оплатить сам инициатор экспедиции, остальные деньги поступят из "несобранных налогов королевы". Другими словами денег не было совсем. Странную схему финансирования монархи сдобрили произведением Христофора Колумба в дворянское достоинство и обещанием сделать его вице-королем всех земель, что он откроет. С другой стороны, монаршее внимание к путешествию помогло достаточно быстро найти спонсоров, кредиторов, помощников и сподвижников.

Четыре экспедиции Христофора Колумба: как проходило открытие Америки

Первая экспедиция Христофора Колумба

Вопреки расхожему мнению, отправился не в Индию, а в Японию и Китай. Именно эти страны должны были встретиться ему на пути согласно его расчетам. Три корабля — "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" отправились навстречу неизвестности в начале августа 1492 года. После недолгого ремонта на Канарских островах экспедиция двинулась на Запад. 12 октября 1492 года вопль матроса Родриго де Триана: "Земля! Земля!" — завершил эпоху Средневековья в Европе и дал старт Новому времени. Небольшой остров Багамского архипелага, названный Колумбом Сан-Сальвадор, стал первой сушей Америки, открытой европейцами во второй раз, после викингов. Увы, но никаких золотых россыпей на острове обнаружено не было. Колумб плывет дальше... Открыто побережье , Гаити. Установлен хороший контакт с аборигенами, которые имеют некоторое количество золотых украшений, но совершенно их не ценят, охотно меняют на стеклянные бусы. Природные красоты восхищают испанцев, но... Не за природой они сюда плыли. Узнав от жителей открытых островов о том, что "желтый камень" в больших количествах встречается в "южных землях", Христофор Колумб "открытие Америки" решает приостановить. Для первого раза увиденного и собранного достаточно, чтобы пробудить "аппетиты" испанской короны и получить финансирование для второй экспедиции, более серьезной и основательной.


Второе путешествие Христофора Колумба

Несмотря на то, что результаты первого плавания были гораздо скромнее заявленных ранее, впечатленная рассказами Христофора Колумба королевская семья охотно финансирует следующую экспедицию. На этот раз в путь отправляются 17 кораблей, на борту которых до полутора тысяч человек экипажа, домашний скот, огромное количество припасов, зерно, семена. Это уже не разведка, это экспедиция по колонизации открытых земель. Среди пассажиров кораблей несколько десятков рыцарей, священники, ремесленники, врачи, чиновники. Каждый отправляется в путешествие с надеждой разбогатеть... Путешествие проходит быстро, погода благоприятствует. Уже через 20 дней пути (3 ноября 1493 года) была замечена земля. И снова остров. В этот раз на карту мира удалось нанести Антильские и Виргинские острова, Ямайку, Пуэрто-Рико. Были исследованы открытые ранее Куба и Гаити. Все участники понимают, что открытые земли никак "не тянут" на Индию или Китай, но Колумб (к этому моменту адмирал и вице-король) продолжает настаивать на том, что они в Азиии, а богатства совсем скоро будут обнаружены. Чтобы хоть как-то оправдать расходы на экспедицию, Колумб отправляет в Испанию корабли с найденным золотом, ценной древесиной и рабами из числа туземцев. Полученные "трофеи" столь ничтожны, что испанская королевская фамилия принимает решение прекратить сотрудничать с Колумбом, поручив дело снабжения колонистов Америго Веспуччи. Узнав об этом, первооткрыватель бросает все дела и спешит в Испанию. Во время приема у королевской четы Христофор Колумб красочно и эмоционально врет: он нашел копи царя Соломона, он несет свет христианства сотням тысяч заблудших. В качестве доказательства он предоставляет хитро составленные карты, которые доказывают, что он достиг Азии (на карте был нанесен остров Куба, но кто же при дворе это понимает?)... Наконец, он требует вернуть ему все права на управление открытыми землями, титулы и звания. А он уж совсем скоро завалит Испанию золотом... Карта Христофора Колумба производит некоторое впечатление на короля, а рассказы об обращенных в христианство туземцах на королеву, а обещания "завалить золотом" впечатляют весь испанский двор. В этот раз выкрутился...


Третье путешествие Христофора Колумба

Провальное путешествие. Результатом его стало лишь открытие острова Тринидад. Болезнь Христофора Колумба (а желтая лихорадка выкашивала как минимум третью часть команды адмирала и вице-короля), не позволила достичь континентального берега. Оставшиеся на Гаити колонисты больше занимались внутренними разборками, чем освоением земель, общего языка с туземцами найти не могли... Тем временем в Европу возвращается . Возвращается с богатым грузом пряностей и шелка, парчи и драгоценностей. Португальцы счастливы, Испания в шоке. Столько средств вложено в экспедиции "генуэзца", а кроме красочных обещаний от него пока ничего нет. Все договоренности с Христофором Колумбом разорваны. За ним посылают Франсиско Бовадильо, приказ — арестовать и привезти "бывшего вице-короля" в кандалах в Испанию. Ситуация, казалось бы, безвыходная. Но тут Христофору Колумбу помогают главные кредиторы испанской короны — марраны. По сути это был выкуп, в надежде на будущие прибыли от освоения богатых новых земель. Забыв о претензиях, король разрешает Колумбу отправиться в четвертое плаванье, чтобы оправдать, наконец, доверие. Денег корона не дает, но желающих разбогатеть в Испании по-прежнему много...


Четвертое путешествие Христофора Колумба

Только с четвертого раза экспедиции Колумба удалось достичь континентального берега. Что же открыл Христофор Колумб в этот раз? Миновав южный берег Кубы, корабли "генуэзца" подошли к побережью Никарагуа, спустились южнее — до Коста-Рики и Панамы. Здесь индейцы рассказали путешественникам, что по суше можно легко дойти до Южного моря, а там живут воинственные инки, владеющие огромными золотыми запасами. Колумб не поверил. Желтая лихорадка уносила жизни моряков, продолжать экспедицию было все труднее. Приказ адмирала — повернуть на север, к известным уже землям. На пути к Гаити корабли экспедиции сели на мель. Только дипломатические способности Колумба, его умение убеждать и договариваться, позволили отправить несколько туземцев за помощью на лодке. Помощь пришла, но добираться до Испании было не на чем. Целый год путешественники ожидали корабль из Европы, который Колумбу пришлось оплатить из своих собственных денег. Возвращение было трудным, океан штормило постоянно. Из путешествия Колумб привез образцы золотого песка, собранные на континентальном берегу, а также несколько серебряных самородков. Доказательства богатства новых земель оправдали путешественника в глазах короля, но счастья Колумбу так и не принесли.


Закат

Никто уже и не помнил, что по договору с королевской четой именно Колумб является правителем открытых земель. Долгая и мучительная переписка с двором и министрами ни к чему не привели. Больной, уставший и обиженный Колумб умирал в скромном домике города Вальядолид. Все свои сбережения, накопленные за годы странствий с 1492 по 1504 годы, он потратил, чтобы расплатиться с участниками последней экспедиции. 20 мая 1506 года Христофора Колумба не стало. Его смерти никто и не заметил. Дело в том, что именно в это время в Испанию начинают поступать первые корабли из Нового Света, набитые золотом и серебром. Тут уж не до "генуэзца" было...


Главная тайна: Азия или Америка?

Почему же первооткрыватель Нового Света так упрямо говорил о том, что он открыл путь в Азию? Неужели он так и не понял, что на его пути возникла новая, неизвестная ранее часть Света? Все объясняется просто: Колумб с самого начала плыл навстречу Новому Свету. Но грандиозность этого открытия до поры до времени должна была остаться тайной. Хитрый "генуэзец" хотел быть владыкой целого мира, нового, неизвестного, богатого. Вот почему для него было важным закрепить за собой титул вице-короля, вот почему, даже при скромности результатов первых экспедиций, он так настойчив в подтверждении своих прав. Колумбу не хватило времени, не хватило здоровья. Мореплаватель и ученый, он не сумел рассчитать свои силы, не сумел обзавестись соратниками и друзьями. Он всё хотел сделать сам. Открытия Христофора Колумба современникам казались скромными и дорогостоящими. Только потомки смогли оценить значение его экспедиций. Хотя и открытую часть Света назвали именем главного конкурента Колумба — Америго Веспуччи.


Последнее путешествие Христофора Колумба

Умирая, Христофор Колумб завещал похоронить себя "там, где осталось мое сердце и жизнь", имея в виду Гаити, первый крупный остров, открытый в Америке. Завещание долго пылилось среди бумаг Колумба, пока, спустя 34 года после смерти мореплавателя, оно не попалось на глаза его внуку. Значение открытий "генуэзца" к тому времени было неоспоримым, поэтому обращение к королю с просьбой "помочь исполнить волю деда", встретило горячую поддержку. Прах мореплавателя Христофора Колумба отправился в 1540 году на Гаити, где был торжественно захоронен в главном храме города Санта-Доминго. Когда Гаити захватили французы, испанцы, как ценную реликвию, перевезли прах Колумба на Кубу. А после того, как и Куба перестала быть собственностью Испании, вернули в , в Испанию. Это путешествие в Америку стало последним, посмертным для великого мореплавателя.

Не так давно, исследуя останки Колумба в , ученые установили, что они не принадлежат мореплавателю (кости миниатюрные, а "генуэзец" отличался богатырским телосложением). Могила Христофора Колумба осталась и в Санта-Доминго. Впрочем, во время всех "переездов", кости Христофора Колумба могли попросту потеряться... Где-то на полпути из Нового Света в Старый Свет...


Практические работы к курсу «География», 5 класс по ФГОС

Учебник География 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.)

Практическая работа №1

«Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»

Цель работы:

    Познакомиться с путешественниками эпохи Великих географических открытий и их экспедициями.

    Показывать на карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий разного времени и периодов;

    Развивать предметные умения работы с контурной картой.

1. Ориентироваться в источниках географической информации (картах), находить и извлекать необходимую информацию о маршрутах путешественников;

2.Развивать практические навыки работы с контурными картами;

3.Формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

4. Развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые результаты:

Ученик научиться: Показывать на географической карте маршруты путешествий разного времени и периодов и переносить информацию на контурную карту

ХОД РАБОТЫ

    Используя текст §2, 3 учебника, заполните таблицу, выбрав из предложенного перечня необходимые даты и факты:

    Обозначить на контурной карте маршруты великих путешественников: выделите на карте цветом маршрут путешествия Марко Поло, в легенду карты впишите его имя у соответствующей стрелки.

    Выделите на карте цветными стрелками маршруты плаваний Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, впишите в легенду карты имена этих мореплавателей. Подпишите названия океанов, через которые проходили их маршруты.

    Выделите на карте маршруты русских путешественников(по выбору), используя задания на контурной карте, стр. 4-5

Практическая работа № 2

«Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в городе и в природе »

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут, ориентироваться в городе.

Развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

Развивать практические навыки работы с компасом, умения ориентироваться по Солнцу, сторонам горизонта, местным признакам, пользоваться планом местности;

Формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

Развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые результаты: ученик научится ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, местным признакам, пользоваться простейшим планом местности

Задание 1. Подпишите стороны горизонта на схеме.

Задание 2.Определите азимуты сторон горизонта


Задание 3. Определите направление на предмет.

Задание 4. Определите азимуты объектов на с

Задание 5.Определите стороны горизонта по Солнцу и часам.

Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол – важен он для нас:

Делите угол пополам

И сразу юг найдётся там.

Задание 6. Ответьте на вопросы, а затем приведите примеры определения сторон горизонта по другим признакам.

1.В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
2. С какой стороны на деревьях растет мох?
3. С какой стороны муравьи строят муравейник?
4. В какой стороне восходит Солнце?

6.С какой стороны ягоды краснеют раньше?

7.С какой стороны ветви деревьев гуще?

Практическая работа № 3

«Ориентирование по топографической карте:

чтение легенды карты, определение расстояний

между географическими объектами»

Цель работы:

2.Закрепить и проверить свои знания приемов изображения топографических знаков, рельефа на плане местности

    понимать практическое значение для человека умение читать топографическую карту;

    Определять расстояния между пунктами на топографической карте;

    Сравнить полученные результаты и объяснить причину их расхождения,

    Отработать прием определения расстояний с помощью масштаба

    Отработать навыки узнавания местности по топографическим знакам, выбора местности для различных практических целей.

Планируемый результат

Ученик научится: Создавать простейшие (топографические карты) карты, читать карту и правильно подписывать географические объекты

Ход работы:

    Используя атлас, определите и подпишите в легенде плана, что означает каждый условный знак.

    Выделите зелёным цветом растительные объекты. Обозначьте условными знаками подписанные на плане объекты: плотина, еловый лес, луг с кустарником, редкий лес.

    Подпишите название главной реки. Определите направление и скорость её течения.

    Используя атлас, выделите коричневым цветом формы рельефа: овраг, карьер.

    Определить расстояние между домиком лесника и школой в Лескове, колодцем у домика лесника и озером Мутное.

Практическая работа № 4

«Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, расстояния и направления по глобусу и карте.

1. Закрепить умения по определению направлений и нахождению географических координат;

2. Развивать практические навыки работы с картой;

3. Проверить и оценить своё умение определять географические координаты, измерять расстояния по карте;

4. планировать свою деятельность под руководством учителя

Планируемый результат

Ученик научится: Выбирать и использовать картографические источники географической информации (Физическая карта мира и России)для решения учебных и практико-ориентированнных задач(нахождение географических координат, определение расстояний между географическими пунктами)

Ход работы

Задание № 1. Определите координаты городов: Москва, Санк-Петербург, Каир, Сантьяго, Пекин, Вашингтон

Задание 2. Определить расстояние между населенными пунктами, используя масштаб карты.

А) Определите расстояние в км между Казанью и Москвой. В каком направлении нужно ехать из Москвы в Казань?

Б) Определите расстояние в км между Казанью и Екатеринбургом. В каком направлении нужно ехать из Казани в Екатеринбург?

Задание № 3 Выполнить задания по контурной карте 1, 3 на стр. 10-11

Практическая работа № 5«Многообразие стран мира»

Цель: закрепление практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.

Задачи: 1. Уметь выделять самые крупные страны, свою страну, уметь сравнивать по величине.

2. Уметь извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей и географической картой).

3. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Планируемый результат

Ученик научится: представлять в различных формах (в виде таблиц) географическую информацию, формировать образ стран на основе эмоционального описания

Ход работы:

Задание № 1 Найдите самые крупные страны на политической карте мира. Выпишите 5 стран, рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.

Задание № 2. Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский меридиан).

Задание № 3. Вставьте пропущенные слова в следующие предложение: Параллель …. пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

Задание № 4. В два столбца выпишите по 2 страны, которые имеют

А) только сухопутные границы;

Б) не имеют сухопутных границ.

Задание № 5.Напишите открытку другу (подруге). Расскажите главное о своей стране.

Практическая работа № 6

Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

Цель:

1.Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору.

2. Сформировать простейшие навыки определения горных пород, минералов, полезных ископаемых

      Формировать у учащихся умения по внешним признакам различать осадочные и магматические и метаморфические горные породы;

      Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу;

      Развивать умения заполнения таблиц;

      Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Ход работы:

Задание № 1 Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменный уголь, мел, мрамор, гнейс, базальт

Осадочные

Магматические

Метаморфические

Памятки со свойствами горных пород

    Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

    Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

    Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

    Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).

    Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.

    Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

Задание № 2 Образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

Гранит, Пемза Каменный уголь Торф Слюда

название

прозрачность

твердость

происхождение

Гранит (италь. Зернистый) – самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца и слюды. В зависимости от состава полевых шпатов и слюд может быть красным, розовым, серым. Используется как строительный материал и декоративный камень.

    Обсидиан (от имени римлянина Осиуса, привезшего камень из Эфиопии)- горная порода, аморфная стекловидная масса, часто темного цвета. Образуется при быстром охлаждении лавы при вулканическом извержении.

    Пемза (от лат. пена) – легкая (легче воды) губчатоноздреватая магматическая горная порода, образовавшиеся во время извержения в результатевспучивания и быстрого застывания лав, насыщенных парами и газами.

    Каменный уголь - твердое горючие осадочные породы растительного происхождения, всегда содержит некоторое количество минеральных примесей до (50%).

    Торф – Темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Торф применяется как дешевое топливо, широко используется как удобрение.

    Слюда – горная порода, обладающая способностью расщепляться на тончащие слои с гладкой поверхностью, в виде примесей встречается в осадочных породах. Различные слюды применяются как хороший электроизолятор для изготовления окон и т.д.

    Магнетит- минерал серого цвета, содержащий 50-60 % железа. Это высококачественная железная руда. Состоит из железа и кислорода, сильно магнитен.

    Известняк – широко распространенная осадочная горная порода, состоящая в основном из кальцита или кальцитовых скелетных остатков организмов. Чистый известняк белого или светло-серого цвета, примеси иногда меняют его цвет до черного. Используется как строительный материал, в стекольной промышленности и т.д.

    Песчаник – осадочная горная порода, состоящая в основном из песка. Желтовато-серого цвета. Широко применяется в строительстве.

    Кварц - горная порода серовато-белого цвета. Имеет жирный блеск.

Вывод: Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим, - осадочными.

Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Цель работы: Систематизация изученного материала по разделу «Природа Земли» через формирование и развитие УУД, комплексного ис­пользования физической и контурной карт.

Задачи:

    Формирование и развитие умений работать с картами (чтение, сопоставление, ана­лиз, владение навыками извлечения информации из карт): физичес­кой карты полушарий, физической карты России

    Формирование умений определять положение различных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов

    Формирование умений ориентировать­ся по карте, быстро находить нужный объект. Отработка умений не просто показать географический объект на карте, но и оценить его отношение к другим объектам, линиям градусной сетки

    Развитие умений обозначить на карте объекты географической номенклатуры, её усвоения и воспитание эстетического вкуса учащихся.

Планируемые результаты:

Называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара;

Ход работы:

1.Нанесите на контурную карту вулканы (значок*): в. Ключевская Сопка, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Кракатау Дайте пояснение в условных знаках.

2. Нанести на карту

3.Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите крупнейшие равнины Земли:

1. Амазонскую низменность;

2. Великие равнины;

3. Великую Китайскую равнину;

4. Восточно - Европейскую (Русскую) равнину;

5. Западно-Сибирскую равнину;

6. плоскогорье Декан;

7. Приволжскую возвышенность;

8. Прикаспийскую низменность;

9. Среднерусскую возвышенность;

10. Среднесибирское плоскогорье.

Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека

Цель : научиться распознавать разные формы рельефа, определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

Задачи:1. Научить распознавать высоты разнообразных форм рельефа с помощью шкалы высот

2. Распознавать на карте искомые объекты по существенным признакам

Планируемые результаты

Ученик научится: ориентироваться в источниках географической информации(Физическая карта мира и Физическая карта России), находить и извлекать необходимую информацию, представлять в различных формах географическую информацию(в виде таблиц)

Задание 1. Определяем высоты гор и равнин при помощи шкалы высот

Пользуясь рис. 1-2 и физической картой полушарий с. 14-15, заполни таблицу 1.

Таблица 1 Основные формы рельефа суши

Основные формы рельефа

Высота, м

Примеры

Высочайшие

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

    Вы знаете, что рельеф оказывает влияние на расселение людей. Люди издавна стремились селиться на ровных местах. Определи, какие трудности создает горный рельеф для проживания людей. ________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Оцени, всегда ли на равнинах жить легче? Как вы думаете, возникнут ли проблемы у жителей гор при переезде на равнину и, наоборот, у жителей равнин при переезде в горы на постоянное место жительства? _________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Описываем особенности рельефа своей местности

Записать текст

    Опиши особенности рельефа своей местности, используя приведенный ниже текст

Мой населенный пункт (город, село, деревня) расположен на ____________________ плите, на ____________________ равнине (или в горах). По высоте это ____________________ (горы, равнина). Формы рельефа в нашей местности сложены горными породами, среди которых наиболее распространены ____________________; есть (или нет) минералы ____________________. Из внутренних рельефообразующих процессов в нашей местности проявляются ____________________, а среди внешних процессов мы наблюдаем ____________________. Особенно интенсивно внешние процессы «работают» в___________________



6 сентября, 1492 года суда отплыли на запад от Канарских островов. 12 октября они достигли острова нетронутой красоты. Колумб водрузил королевский флаг и объявил, что остров теперь принадлежит Фердинанду и Изабелле. Остров получил название Сан-Сальвадор. Аборигенов, обитающих на острове, Колумб назвал индусами (индейцами). Экспедиция три месяца добиралась в Испанию.
Колумб полагал, что он плыл около Японии. Он был первый европейский исследователь, который видел Кубу, Гаити, Доминиканскую Республику, Гондурас, Панаму. Открытие Колумбом Америки подобно открытию двери между Европой и западной половиной земного шара.

Карта маршрута экспедиции

Утром 3 августа, 1492 года два 15-ти метровых испанских судна отправились в экспедицию, которая изменила ход истории человечества. Руководил этой экспедицией 41-летний моряк из Генуи - Христофор Колумб. Рейс задерживался, так как нужно было получить одобрение и финансирование короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Христофор Колумб хотел найти западный путь к Индии и Японии.
Для короля Фердинанда и королевы Изабеллы было выгодно открыть этот путь. В 1488 году португальский моряк Бартоломео Диас объехал вокруг Мыса Доброй Надежды и открыл путь к Индии. Это было угрозой для испанцев.
6 сентября, 1492 года суда отплыли на запад от Канарских островов. 12 октября они достигли острова нетронутой красоты. Колумб водрузил королевский флаг и объявил, что остров теперь принадлежит Фердинанду и Изабелле. Остров получил название Сан-Сальвадор. Аборигенов, обитающих на острове, Колумб назвал индусами (индейцами). Экспедиция три месяца добиралась в Испанию.

Что происходило во время последующих путешествий Колумба

Хотя Колумб вернулся без золота и пряностей, он был обласкан: ему пожаловали титулы адмирала и вице-короля Индии и сразу же стали готовить к следующей экспедиции. Испанцы, стремясь опередить Португалию, обратились к папе с просьбой предоставить им исключительное право на владение открытыми землями.

В результате в 1494 г. в городе Тордесильяс был подписан договор, по которому мир фактически был разделен между двумя странами: Испания получала все земли западнее демаркационной линии Север-Юг, на расстоянии 2000 километров западнее Азорских островов, а Португалия - все территории восточнее этой черты.

Тем самым к Португалии отошла и Бразилия, совершенно случайно открытая в 1500 году. В свои следующий поход Колумб отправился уже на семнадцати кораблях с полуторатысячной командой. С колонистами Навидада им встретиться не удалось - к этому времени они уже были вытеснены с Эспаньолы туземцами и почти все убиты.

Несмотря на это, Колумб решил организовать здесь новую колонию - Изабелла, всего в нескольких километрах от первой. Он также открыл и другие острова, но никаких сокровищ там по-прежнему не было. На южноамериканский материк он впервые ступил лишь во время третьей экспедиции, дойдя до устья реки Ориноко. Отсюда он вновь отплыл на Эспаньолу, где в то время его брат Бартоломео усиленно трудился над укреплением Изабеллы и нового города Санто-Доминго. Здесь возникли трудности с колонистами, среди которых было немало преступников, досрочно выпущенных из тюрем.

Колумб старался установить жесткую дисциплину, но ему это не удалось. Слухи о его неудачах дошли до Испании, и король направил сюда губернатора с приказом заковать Колумба в цепи и доставить обратно в Испанию. Однако испанская корона предоставила ему еще одну, последнюю возможность - совершить четвертую экспедицию, но при условии, что он не приблизится к Эспаньоле. Колумб мечтал на этот раз пройти между островами и выполнить, наконец, свое обещание - дойти до богатой Индии.

Целый ряд современных исследователей обратили внимание на уникальные детали путешествия Колумба. В августе 1492 года Христофор Колумб отправился искать новый путь в Индию. Как известно, мореплаватель не смог достичь индийских берегов, но судьба вознаградила его открытием целого континента.

О великом Колумбе написаны горы литературы, сняты фильмы, его именем названа страна, но в его путешествии есть по меньшей мере одна загадка, до сих пор ставящая в тупик исследователей.

Прежде чем отправиться в свое знаменитое плавание, завершившееся открытием Америки, Колумб показывал некие географические карты потенциальным спонсорам своего путешествия. Об этом есть свидетельства, например, воспоминания его сына.

Но существуют и объективные доказательства того, что у Колумба такие карты были, причем они радикально отличались от широко известных и очень неточных карт Средневековья.

Дело в том, что пересечь океан на паруснике - не простое дело: нужно учитывать господствующие ветра и течения. Так вот, Колумб откуда-то заранее знал маршрут, являющийся оптимальным. Он спустился сначала до Канарских островов, а потом вышел на линию пассатов, которые и погнали его корабли через океан.

На обычных средневековых картах Индия находится прямо напротив Испании, но Колумб почему-то не поплыл напрямую к Индии. Случайность? Маловероятно.

Далее, наткнувшись на острова Карибского моря, он снова поступил не так, как предписывали ему обычные карты, Колумб поплыл вниз. Более того, он раздал своим капитанам запечатанные пакеты на случай, если буря раскидает корабли в разные стороны. Там говорилось, что не нужно возвращаться назад, а следует идти по линии пассатов на расстояние в 700 лиг. Дальше начнутся рифы, и поэтому плыть ночью уже запрещается. Поразительно, но именно там и находилась Куба с другими карибскими островами.

Известно, что на кораблях Колумба чуть было ни случился бунт. Матросов испугало, что пассаты все время дуют в западном направлении, и они не понимали, как смогут вернуться назад. Но Колумб откуда-то знал и обратный маршрут. Он показал некие документы, которые всех успокоили. Карта не подвела снова, и Колумб, пробившись через ветра, достиг Гольфстрима, который и помог вернуться в Европу. Такого многократного «везения» не бывает.

Целый ряд современных исследователей обратили внимание на уникальные детали путешествия Колумба, и они сходятся во мнении, что у знаменитого мореплавателя должны были быть какие-то документы, содержащие более точную географическую информацию, чем всем известные средневековые карты.

Откуда мог Колумб взять свои тайные карты? Видимо, из античных источников, а откуда они у античных авторов? Платон прямо пишет, что он получал сведения от египетских жрецов. Так вот, у Платона говорится о некоем континенте, который лежит западнее Атлантиды.


Интересно, что про Атлантиду ведутся бесконечные разговоры, а о том, что Платон указывал на еще один материк, обычно забывают. Этот материк - Америка. Известно, что многие великие греки ездили учиться в Египет. Считается, что там побывал и Демокрит, выдвинувший идею атома за 2 тысячи лет до того, как ее признали в XIX веке. Откуда он это знал? Сам Демокрит не скрывал, что эта теория пришла из индийских источников.

Географические загадки не исчерпываются картами Колумба. Все знают знаменитую карту XVI века османского адмирала Пири-реиса, на которой изображена Антарктида. Менее известно, что американский исследователь Хэпгуд изучил и систематизировал множество аномальных карт, и на одной из них Антарктида была показана и вовсе без льда. Причем эта карта 1559 года очень точна.

Существуют необычные карты, относящиеся и к нашей стране. Например, задолго до путешествий Дежнева и Беринга, европейцам было известно, что Азия и Северная Америка разделены проливом. Этот пролив, называемый в Европе Анианом, сейчас называется Беринговым.

Волей-неволей начинаешь задумываться о том, что когда-то существовали высокоразвитые цивилизации, создавшие эти необычные карты, а средневековые картографы перерисовывали со старых источников. Тот же Пири-реис писал, что для своей карты он пользовался источниками времен Александра Македонского... Откуда? Откуда люди могли знать такое?!

Последние материалы сайта