Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения.

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Так что я тут не первооткрыватель. Помню, как я был сильно поражен после прочтения его поста, и конечно же, включил поход по Соцгородку в свои сталинградские планы. Только я расширил ареал похода и приезжал на эти места дважды, так как в первый раз, 23 августа, меня застиг там сильный ливень, прямо в середине похода, и пришлось эвакуироваться. Потом приехал на следующий день, 24 августа, после осмотра «Баррикад», «острова Людникова» и «Красного Октября», и побродил ещё. Поэтому и снимки будут разные – одни солнечные, утренние, а другие пасмурные, послеобеденные.

Район этот уникальный: соцгород с индивидуальными квартирами для работников СТЗ – легендарной стройки СССР – был построен в 1930-1933 гг. как единый городской район на севере города, что для тех времен было не очень частым. Это уж потом появились массовые хрущевки, которые обьявили «первым массовым жильём», да и сейчас их часто в таком контексте упоминают. Нет, первыми были соцгорода промышленных гигантов, в том числе и Сталинградского Тракторного.
Потом соцгороду не повезло – он оказался на острие третьего и четвертого больших немецких наступлений в рамках директив фюрера Великогерманского Рейха по взятию этого упрямого города. В конце сентября 1942-го штурмовая волна 6-й армии вермахта дошла до этого района, и бушевала вплоть до 20-х чисел октября, когда немцы нечеловеческими усилиями и огромной кровью все-таки вытеснили войска 62-й армии Василия Чуйкова ближе к Волге, на цеха Тракторного Завода, где тотальная война продолжилась и далее, с невероятным ожесточением. За эти четыре недели дома соцгорода пережили многое, и затем три с половиной месяца принадлежали немцам, подвергаясь, в свою очередь, регулярным точечным ночным атакам «железных ворон» (или «швейных машинок» - так немцы тоже звали ночные бипланы-бомбардировщики По-2) с аэродромов подскока левого берега Волги, превращая жизнь немецких штабов и тыловых частей близ передовой у линии заводов в еженощный кошмар и ужас. 4-й воздушный флот фон Рихтгофена и немецкие зенитные батареи в борьбе с этими бесшумными тихоходными «воронами», как ни удивительно, оказались весьма малодееспособны.
Район этих домов, как и Тракторного Завода, капитулировал последним в Сталинградской битве. Фельдмаршал Паулюс со штабом ещё 31 января 1943-го рано утром , а северная группа войск 6-й армии еще двое суток после этого держалась. Так что советские войска вошли сюда с боями 2 февраля, таким образом освободив город полностью.
В конце 40-х район решили восстановить: на «красной линии» от Тракторного Завода вглубь района построили большие парадные дома (1948-1956), а скромные довоенные 4-этажки Соцгорода остались в глубине квартала. Их тоже восстановили, но израненные тела этих домов и следы снарядов становятся видны, когда отваливается штукатурка или выступают от сильного дождя, как в моей первой прогулке.

Итак, следы боев сентября – октября 1942-го в соцгородке Тракторного Завода Сталинграда. Смотрите.

Идём вдоль бульвара Дзержинского от Тракторного завода, и после кинотеатра «Ударник» заходим в обе стороны квартала в арки больших парадных домов, и исследуем внутренности кварталов.

Типичный 4-этажный дом Соцгорода начала 30-х. Обратите внимание на расположение балконов.

А вот пожалуйста – след от мелкокалиберного снаряда на нём, правей водосточной трубы, где отвалилась штукатурка.

Дом 1930 года постройки. Торцевые окна заделаны для упрочнения конструкции при послевоенном восстановлении дома. Обратите внимание на линию крыши: небольшие артефакты образутся как раз там, где были когда-то разрушения от попадания снарядов.

Дзержинского, 5. Это был один из последних опорных пунктов советских войск в кварталах Соцгорода (КП полка), покинутый штурмовой группой уже в неплотном окружении немцев 14 октября.

Балкон, укрепленный после восстановления конца 40-х и продержавшийся ещё 60 лет.

А вот табличка под этим балконом.

Ещё одна довоенная 4-этажка. Она – с элементами послевоенного «украшательства», которое потом так резко отверг Никита Хрущев, посчитав это лишним и нефункциональным.

Табличка под одним из балконов этого дома. Она уже погрознее, чем предыдущая.

Фрагмент дома: обратите внимание на послевоенное украшение над окном, а также на следы от пуль и пулеметного огня – у окна на втором этаже, а также под отвалившейся штукатуркой ниже подоконника окна 1-го этажа. Отверстие под украшением над окном – не результат боев, а след от крепления одного из элементов декора.

Этот же дом, только с непарадной стороны двора. Тут сейчас ни души, так как хлещет ливень (обратите внимание на поток из водосточной трубы).

А это уже другой квартал, левей бульвара Дзержинского, если смотреть от проходной СТЗ. Обнажившаяся под штукатуркой довоенная кирпичная кладка, со следами повреждений.

Довоенные дома, немного видоизмененные после восстановления после войны.

Фрагмент крупного повреждения кладки, под отвалившейся штукатуркой. Тут «поработали» артиллерийские снаряды более крупного калибра, возможно на излёте траектории. Ниже видны точечные повреждения от более мелких калибров.

Еще дом. Видите пояс (не знаю точно – декоративный или упрочнения)? Если вверху дома он полностью цел, то в нижней части он несколько раз прерывается. Это – места, заделанные от повреждений снарядов.

Вот этот же дом, фрагмент покрупнее. Правей и выше хорошо видны места заделок «пробоин» от артиллерии. Точки и пятна на штукатурке – это «следы» вчерашнего ливня, под который я и попал. Под пятнами и были повреждения военного времени.

Я не мог покинуть этот район, пока не нашел тот самый дом, так сильно поразивший меня в посте у Коли Калашникова. Искал его минут двадцать (Дзержинского, 32). Вся торцевая стена у него с незаделанными пробоинами от снарядов, минометного и пулеметного огня. Сначала он производит впечатление «мемориала», что вроде бы стена оставлена специально. Я обошел его весь, но не нашел никаких табличек или памятных досок. Так что «не специально»...

Верх этого дома со звездой и эмблемой СТЗ.

Утол этого же дома с балконом. В качестве элементов упрочнения вставлены рельсы (сбоку) и стальные балки (снизу). Выше балкона пробоина от снаряда.

Дом 1929 года, один из самых первых. Обратите внимание, что разрушения от неухоженности дома начинаются в местах военных повреждений (верх фронтона и крыши).

Перестроенный после войны довоенный дом на парадной линии бульвара Дзержинского.

Табличка на стене этого дома. Штабу батальона 27 сентября пришлось покинуть место дислокации, тут стала проходить линия соприкосновения войск 6-й немецкой и 62-й советской армий. Линия фронта колебалась внутри кварталов Соцгорода почти до середины октября, пока немцы в ходе четвертого генерального наступления не вышли к Тракторному заводу.

Тыльная сторона (двор) этого же дома и парадная, увитая плющом. Что интересно, выкрашена совсем в другой цвет, чем парадная сторона.

Вот что решил показать из снятого там.
Надеюсь, покажется вам интересным.


Этот вид оружия прочно ассоциируется с Австралией. Но намного раньше бумерангом пользовались народы Европы, самые древние находки были сделаны именно там. Древнейший экземпляр - 30000-летний бумеранг из мамонтового бивня - нашли в польских Карпатах. Древнейшие же австралийские находки бумерангов имеют возраст 10 000 лет.

Европейцы довольно долго использовали бумеранг - до первых веков нашей эры. Кельты называли его «летящий клубок», древние греки - «зайцебойка». Бумеранги были распространены среди народов всех континентов. Коллекция бумерангов была найдена даже в .

Почему же сейчас бумеранг ассоциируется только с Австралией? С ним произошла примерно та же история, что и с папирусом, на котором в древности писали по всему Средиземноморью, но дошли до нас (благодаря особому климату) только египетские папирусы. Так и бумеранг: в других местах его еще в древние времена сменили лук и стрелы. А австралийские аборигены так и не доэволюционировали до более продвинутого вида оружия, и, когда европейцы уже с пушками и ружьями прибыли в Австралию, местные жители по-прежнему охотились и воевали, вооружившись бумерангом.

Московский Кремль из Италии


Когда в иностранных фильмах (особенно времен холодной войны) хотят показать, что действие происходит в России, обязательно показывают Кремль и храм Василия Блаженного - это символы России, узнаваемые во всем мире.

Если относительно одного из этих символов - собора Василия Блаженного - пока точно не установлено авторство итальянских архитекторов, то Кремль совершенно определенно был возведен итальянцами, во множестве приглашенными московским великим князем Иваном III. Самым знаменитым из «фрязинов» (как тогда на Руси называли итальянцев) был Аристотель Фьораванти.

Княжеский дворец в Кремле был выполнен во вполне ренессансном стиле. , которые мы видим сегодня, строились с 1485 по 1516 год командой зодчих-муролей (от итальянского mura - стена) из Италии, в основном из Милана. Поэтому Московский Кремль имел такое сильное сходство с миланским замком Сфорца. Само слово «кремль» - итальянского происхождения, от «кремальера» («зубец»). Кстати, характерные кремлевские крепостные зубцы «ласточкин хвост» - отзвук борьбы в Италии между гвельфами и гибеллинами: именно зубцы крепостей гибеллинов имели форму ласточкина хвоста. Если бы среди итальянских зодчих в Москве оказалось больше сторонников гвельфов, то Кремль был бы с обычными прямоугольными зубцами.

Помимо стен и башен итальянцы возвели знаменитые дворцы и церкви внутри Кремля: Успенский собор, колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, старый Большой Кремлевский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и многое другое. Следующее поколение итальянских муролей построило укрепления Китай-города уже с учетом возросшей мощи огнестрельного оружия: его стены были толще и ниже кремлевских.

Французское шампанское родом из Британии

Шампанское наряду с Эйфелевой башней является самым узнаваемым символом Франции. И, конечно, у французов есть легенда, согласно которой это игристое вино из Шампани изобрел в 1697 году их соотечественник - бенедиктинский монах Пьер Периньон.

Но ирония состоит в том, что Периньон как раз боролся с образованием пузырьков в вине: создававшееся газом давление разрывало бутылки, производя разрушения в винных подвалах. Но даже пузырьки в уцелевших бутылках французы в те времена считали досадным недостатком.

А вот англичане как раз оценили пузырьки в вине. И первым, кто описал метод шампанизации, был английский врач и ученый Кристофер Меррет - в 1662 году. А еще раньше, в начале XVII века, другой англичанин, Роберт Мансел, наладил производство крепких бутылок, выдерживавших давление газа. В результате британские виноделы начали производить игристое вино почти за век до того, как Пьер Периньон якобы впервые представил публике изобретенное им шампанское.

Впрочем, нельзя сказать, что Периньон вовсе не имеет отношения к шампанскому: когда этот напиток явно стал пользоваться международным успехом, ученый монах сделал несколько улучшений в процессе производства - в частности, стал закрывать бутылки с шампанским пробкой из коры пробкового дуба и фиксировать ее проволочным воротником.

Что интересно, в Шампани игристое вино вытеснило вино традиционное лишь к середине XIX века.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро из Франции

Монумент Христа Искупителя возвышается над Рио-де-Жанейро и по праву считается символом города, а то и всей Бразилии. Более того, он избран одним из новых семи чудес света.

Но, как и статуя Свободы в Нью-Йорке, скульптура Христа Искупителя была создана во Франции. В 1921 году власти Рио-де-Жанейро, тогдашней столицы Бразилии, решили создать гигантский монумент к 100-летнему юбилею независимости Бразилии (1822). В итоге строительство затянулось до 1931 года. В самой Бразилии попросту не было технологических мощностей для воплощения столь амбициозного проекта (высота статуи - 38 метров, размах рук - 28 метров, вес - 1145 тонн). Поэтому все детали скульптуры, включая каркас, изготавливались во Франции, а потом в разобранном виде доставлялись в Бразилию. Голову и руки создавали француз польского происхождения Поль Ландовски и румын Георге Леонида.

Поскольку монумент является самым высоким в Рио-де-Жанейро, в него несколько раз в год ударяют молнии.


Сталинградский тракторный завод родом из США


Вопреки советским историческим штампам о молодом Советском государстве, окруженном кольцом врагов-буржуев, и о сталинской индустриализации, проведенной собственными силами, реальность была радикально иной. «Кольцо врагов» было придумано большевиками для внутреннего пользования (реальность была далеко не такой однородной), а индустриализация была проведена даже не при помощи Запада, а, скажем так, совместными усилиями западных специалистов (в основном американцев) и советских рабочих (в массе неквалифицированных).

Если известные гиганты социалистических строек были возведены при помощи западных специалистов (ГАЗ, АЗЛК, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Челябинский тракторный завод и сотни других предприятий), то Сталинградский тракторный завод (СТЗ), один из символов битвы за Сталинград, был вовсе построен в США.

Проектирование СТЗ осуществляла американская фирма Albert Kahn Inc. знаменитого архитектора Альберта Кана (кстати, только одна эта компания спроектировала для СССР 571 предприятие). Проект был выполнен в кратчайшие сроки, с учетом всех пожеланий советской стороны. Например, создание завода двойного назначения, гражданского (тракторы) и военного (), - американцы свои фабрики так не строили.

Затем в 1930 году завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Станки тоже были западные: в оборудовании завода участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Запускали завод и обслуживали его на первых порах 370 американских специалистов.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации: «Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!». После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии. Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р». «Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Следующий этап индустриализации можно назвать американским В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России. За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда. Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения. Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было. Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод. Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, http://fakeoff.org/history/mif-ob-industrializatsiihttp://fakeoff.org/history/mif-ob-industrializatsiiсовременные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве. Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией. Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке». К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей. Виктор Шевчук.

17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.

НАЧАЛО ЭПОХИ

В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.

Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие - машиностроения.

Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.

Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод - первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.

Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

Сначала был забор...

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский - Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР - выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:

«...Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода - освобождение от зависимости от импорта.

Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода - реализация одной из идей В. И. Ленина - о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».

ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?

Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте - постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе - Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно - три-Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых - обследование завода "Баррикады") - уже через неделю пребывания - вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год...»

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.

СТРОЙКА ВЕКА

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие - жители города и крестьяне из окрестных сел.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе - «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.

Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки - Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан - архитектор-бизнесмен, глава собственной - достаточно крупной - проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.

В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».

Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

Сталинградский тракторный завод. Первая смена идет с работы

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.

Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза - перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».

Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых - озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года - расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.

В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата - конец 1930 года. Позже дата уточняется - 15 июня 1930 года.

Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив - поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь - практически на пустом месте - разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

Виктория Гурьянова

17 июня 1930 года — с конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 (также именовавшийся СТЗ-15/30). Прототипом трактора стал американец Mc Cormic International 15/30.
Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.



Трактор СТЗ-1

В 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-3 был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (более половины тракторного парка страны) сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
Невероятные, по сегодняшним меркам, масштабы!


Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), ГДР 1950 год

Кстати, интересный факт - наши трактора оценил и противник.
За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест.

1 января 1942 года Сталинградский танковый завод был гигантом, располагавшим 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15464 рабочих и служащих.
Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 - 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода - К. А. Задорожный.
Организованную эвакуацию завода произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за Сталинград.
После войны Сталинградский тракторный завод был полностью восстановлен.

В постперестроечные годы гигант был приватизирован и переименован в ОАО «Волгоградский тракторный завод».

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) был разделен на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».

З.Ы.
К слову, к 85-летию, над заводом снова нависла угроза уничтожения: то что не удалось сделать фашистским захватчикам 70 лет назад, сегодня может сделать шведская компания ИКЕА, которая собралась строить свой очередной магазин на месте Волгоградского тракторного завода.
История? Священное место? Не, не слышали (с).
Главный довод комерсов - будущая коммерческая успешность и хорошая «проходимость».
Администрация города не против, а вот жителей Волгограда никто некто не спрашивает. Ветраны уже даже петиции пишут .


IKEA вообще, как выясняется, "любит" исторические места.
Если проанализировать места для постройки их супермаркетов - может сложиться впечатление, что корпорация старательно выбирает площадки для строительства своих магазинов, связанные именно с исторической памятью .
В интернете есть упоминания о скандалах, когда во время строительства первого магазина в Химках, IKEA пыталась перенести знаменитые противотанковые «Ежи» - памятник защитникам Москвы. Также IKEA намеревалась открыть магазин рядом с Федеральным мемориальным кладбищем-пантеоном в Мытищах. Также напомним о желании IKEA построить магазин на Поклонной горе. Все это выглядит как заранее спланированные акции.


Кстати, основателем ИКЕА, является

Последние материалы сайта