История блюд, фото и пасхальные рецепты. Пасха. Традиционные рецепты кулича, пасхи и других праздничных блюд

14.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как и другие основные праздники христианского календаря, Пасха - праздник торжественный, сопряженный со своими обрядами и ритуалами, многие из которых берут свое начало в древности. Особое место среди пасхальных обрядов занимают те, которые связаны с едой.

Фактически, для подавляющего большинства российских семей, вообще традиции и ритуалы Пасхи связаны исключительно с едой - в последние десятилетия остальные просто не передавались из поколения в поколение и часто забываются, а затем не вводятся заново в новых семьях. А ведь для того, что бы получить истинное удовольствие от праздника, необходимо понимать, что происходит, зачем и в какой последовательности. И традиционная праздничная еда тут не исключение.

Пасхальные куличи

Традиционно выпекаются в Страстной четверг, в день, когда, согласно Библейским преданиям, Христос преломил (то есть разделил) со своими учениками последний раз хлеб и сообщил, что «сие есть тело Мое, за вас ломимое», после чего вскорости и был предан Иудой.

Однако хлеб, как символ тела, являлся таковым задолго до Христа, и некоторые исследователи утверждают, что Христос использовал древнюю уважаемую традицию для того, чтобы подчеркнуть важность происходящего момента и в символическом виде показать ученикам то, с Ним будет происходить в ближайшее время.

Пасхальные куличи - образ одновременно и тела Христа и, одновременно, символ матушки-земли, которая дает нам всем жизнь физическую. Таким образом, пасхальный кулич - это как бы объединение и духовной, и физической составляющей нашей жизни и ежегодное напоминание об этом.

Для того, чтобы кулич был не рядовым, а значимым традиционным пасхальным блюдом, необходимо помнить о правилах его изготовления - замешивания опары, вымешивания теста, выпекания, и правилах его съедания. Так, опара замешивалась непременно с молитвой и в особом состоянии покоя, тишины и отсутствия суеты. Важно и последующее расстаивание теста - ведь это в определенном смысле уже символ здоровья и долголетия. Кроме этого, в процессе всего приготовления куличей в доме соблюдается особая атмосфера таинства и священнодействия: не открываются окна, по возможности не открывается входная дверь, соблюдается тишина и благостное настроение.

Есть и свои традиции для того, как есть кулич. Выпеченные куличи будут есться в течение как минимум недели после Пасхи (до Радоницы включительно), поэтому они должно особенно тщательно храниться. И первая после Великого Поста трапеза будет начинаться именно с пасхального кулича. Режется кулич также особым образом: по возможности главой семьи, после возвращения из церкви, освящения кулича и яиц. Режется кулич чаще колечками, и шапка кулича съедается в последнюю очередь, так как в случае, если кулич не был съеден в один присест, она выполняет роль крышки, помогая сохранить кулич свежим и не подсохшим.

У этого блюда много вариаций: и крашенки, и капанки, и писанки, и просто яйца, сваренные в луковичной шелухе. Символ яйца прост и незамысловат, с одной стороны, и могуч и непознаваем с другой. Яйцо суть символ жизни. Новой жизни.

" И, поскольку Пасха это праздник воскресения Христа из мертвых, то есть восстановление жизни после смерти, то яйцо, известное с самых древних времен, как символ жизни, было использовано Марией Магдалиной в качестве подарка, который символизировал воскресение Христа.

Для крашения используются свежие куриные яйца. Желательно мелкие, ведь раньше, до существования инкубаторов и гормональных подкормок для птиц, курицы начали нестись заново как раз незадолго до Пасхи, и первые яйца после зимней «спячки» были небольшие. Сейчас мелкие яйца несут те курочки, которые несутся в первый раз и еще не положили целью своей жизни нестись без перерыва.

Красятся яйца чаще тогда же, когда выпекаются пасхальные куличи - в Страстной четверг. Как и для приготовления полноценного обрядового кулича, яйца изготавливаются только в специальном, практически молитвенном состоянии. Решать, в какое время готовить яйца, хозяйке: главное, что бы это происходило без надрыва и не под гнетом обязательств.

Па́сха (творожная пасха ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пасха (блюдо)"

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru
  • // Российский Этнографический Музей

Отрывок, характеризующий Пасха (блюдо)

– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?

Творожные пасхи (на переднем плане)

Па́сха (творожная пасха, паска ) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи . Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).

Традиция и символика

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница . В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.

Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста , копья , трости , проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Способ приготовления

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй , влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз - на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами , бабами , крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

  • В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века , известная как «Кулич и пасха» , так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня - пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами , а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами ; колокольня - вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому .

Па́сха (творожная пасха, на церковнославянском - «млеко огустевшее», то есть творог) - особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году - на праздник Пасхи.

Оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма - пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.
Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов - символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие - дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.

Для пасхи полагается брать творог самого лучшего качества - свежий, сухой и однородный. Другие ингредиенты включают сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда в пасху добавляют миндаль, другие пряности, яйца. Пасху украшают изюмом, цукатами, орехами и т. п.

Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй, влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.

Вместе с другими пасхальными блюдами (куличами, бабами, крашеными яйцами) пасху освящают в церкви и подают к праздничному столу.

Рецепт

Для приготовления пасхи вам понадобится:

Творог 18% - 250 г
Масло сливочное - 70 г
Яйца перепелиные (желтки) - 2 шт
Сахар - 50 г
Сметана 20%-жирности - 30 г
Ванилин - 1 щепотка
Изюм (предварительно вымоченный в воде) - 20 г

Для украшения:

мед
мята
свежие ягоды

В отдельной миске взбиваем миксером творог, сливочное масло (размягченное), сахар, перепелиные желтки. Затем добавляем сметану и продолжаем взбивать до тех пор, пока масса не приобретет "пышную", но плотную консистенцию. Добавляем в миску изюм, предварительно вымоченный в воде (10-15 минут), и смешиваем с массой. В самом конце добавляем щепотку ванилина. Пасха готова.

В это воскресенье православные будут праздновать Пасху - один из самых важных праздников в христианской традиции. Тем не менее многие нерелигиозные люди в этот день тоже едят кулич и заранее красят к нему яйца. Мы узнали у священника, какие существуют правила, почему на Пасху пекут именно куличи и можно ли неправославным праздновать этот день.

Андрей Постернак

священник

Пасху, яйца и куличи готовят с незапамятных времен, очевидно, что эта традиция возникла даже в тот период, когда еще не было христианства, хотя об этом точно и подробно мы не знаем. Христианская традиция вложила в это совсем другой смысл: яйцо - это символ жизни. Известна история, которая вошла в Житие святой Марии Магдалины - о том, что она принесла яйцо императору Тиберию как символ воскресения Христа, рождения новой жизни. Конечно, мы не знаем достоверность этой истории, но житие ее зафиксировало. И понятно, что рождение новой жизни и красный цвет (как цвет крови Христа) с тех пор станет пасхальным цветом.

Пасха по форме напоминает гробницу Христа, по крайней мере, существует такое толкование, а вот кулич - это воспоминание о просфоре, с одной стороны, и с другой - о хлебе, который освящается в субботу, через неделю после Пасхи, и называется «артос».
Куличи, яйца и пасхи традиционно освящаются накануне самого праздника Пасхи, в субботу, или, реже, в сам день Пасхи, когда после праздничной службы всегда освящают как раз хлеб артос. Он на протяжении недели стоит в храме перед алтарем на специальной подставке - аналое, во время крестного хода его также носят вокруг храма. А через неделю после Пасхи, в субботу, его разрезают на части и раздают верующим как просфору, которую едят натощак. Именно артос по своей форме является прообразом кулича.

Понятно, что все эти три вида еды готовятся из непостных продуктов: Пасха также знаменует окончание Великого поста. И на Пасху, конечно, нет никакой жестко регламентированной традиции, связанной с церковными канонами, - что, как и когда есть. Самое главное - это чтобы были элементы не постной еды: творог, яйца, масло. А уж как там готовить эти блюда и в каких пропорциях, никакой регламентации нет. Также не существует никакой унификации в раскраске яиц - их можно украшать как угодно. Так что здесь сами ингредиенты не играют никакой роли, рецептуру можно менять и добавлять что-то от себя, никаких особых требований к этим блюдам нет.

Как есть пасху и кулич и в какой последовательности, тоже не принципиально, потому что нет никаких правил. Можно пасху мазать на кулич, можно этого не делать, кулич может быть сухим или нет, все зависит от рецепта, и здесь каждый выбирает свой. Никакой унификации в Русской православной церкви не существует, и в разных приходах и общинах к этому относятся спокойно.

Православные не против, что нерелигиозные люди тоже празднуют Пасху, главное, чтобы было уважение и благоговение к существующей традиции.

Последние материалы сайта