Зрение у новорожденных. Зрение у новорожденных: этапы развития Фокусировка зрения у новорожденных

27.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Зрение играет для человека практически ключевую роль в изучении мира. Благодаря зрению ребенок начинает воспринимать цвета и формы, размеры предметов, а его мозг значительно развивается. Ребенок способен неясно видеть уже с момента появления на свет. Зрение малыша развивается постепенно в течение примерно 6-8 первых месяцев жизни, но и после этого не останавливается в развитии.

Первые месяцы жизни

Нечеткое зрение сразу после появления ребенка на свет становится для него защитной реакцией: мир так велик и огромен, в нем столько красок и предметов, что психика ребенка еще не может выдержать подобное многообразие. Следовательно, природа сама ограждает его от этого. В первый месяц жизни ребенок еще плохо различает цвета, видит предметы расплывчато, нечетко. Все, что занимает его внимание - это лицо склонившейся над ним мамы, а иногда папы. Малыш способен различить предметы на расстоянии всего 20-30 см, которого как раз хватает, чтобы увидеть человека, держащего его на руках. Поэтому для мам очень важно в этот период почаще сохранять зрительный контакт с малышом - ничего другого он разглядеть пока не в силах.

Интересный факт заключается в том, что в первые один-два месяца после рождения ребенок еще не умеет смотреть только в одну сторону. Поэтому его глазки могут немного косить. В этом ничего страшного нет, слабые мышцы глаза не позволяют малышу фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами. После второго месяца жизни такое проходит у большинства детей. Кроме того, его глаза пока не задерживаются ни на одном предмете долгое время. Эта способность также появится у него уже к третьему месяцу жизни.

Младенцы в возрасте до трех месяцев хорошо реагируют на контрастные цвета: черный и белый, светлый и темный, синий и желтый. Кроме того, для них лучше всего выбирать чистые цвета, а не оттенки. Так, белый, красный, синий, желтый цвета они будут улавливать лучше, чем розовый, серый или оранжевый. Малыши любят рассматривать цветные картинки или предметы, особенно если в них много цветов и деталей. Поэтому в возрасте двух-трех месяцев нужно давать им погремушки, показывать картинки, фотографии, предметы.

Возраст с 4 до 8 месяцев

Примерно к четырем месяцам у младенца начинает развиваться глубина зрения. Именно это позволяет ему правильно оценивать, на каком расстоянии находится предмет. Вместе с развитием зрения у малыша развивается и моторика рук. Он уже может отлично их контролировать, хватать предметы и удерживать их. К пяти месяцам малыш учится различать довольно мелкие предметы и с успехом наблюдает за их передвижением. В зрении продолжаются изменения: ребенок учится различать тона и оттенки, может различить уже внешне похожие цвета.

К восьми месяцам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Но все же пока ближе он видит гораздо лучше, чем на расстоянии. В этом же возрасте окончательно устанавливается цвет глаз ребенка. Окончательно зрение будет сформировано только к 4 годам, когда ребенок сможет полностью использовать возможности своих глаз, а зрение еще не успеет ухудшиться вследствие большой нагрузки в школе.

При рождении малыша его зрительная система обладает отдельными рефлексами. Несмотря на то что зрение у новорожденных несовершенно, зрачки реагируют на свет, есть движение глаз и поворот головы на движущийся объект. Остальные зрительные рефлексы формируются, развиваются и усовершенствуются параллельно со взрослением ребенка.

Как видит новорожденный?

Исследования доказали, что малыш замечает яркие вспышки еще в утробе матери. При появлении на свет перед глазами ребенка возникают нечеткие, размытые предметы. Острота зрения в этот период одна тысячная от 100%, а укороченная зрительная ось обуславливает характерную дальнозоркость. Зрение у новорожденного ребенка сильно отличается, он не видит как взрослый человек. Вот что замечает он после рождения:

  • Воспринимает свет, при ярких отблесках зажмуривает глазки.
  • Улавливает силуэты, формы предметов, которые находятся в 20-25 см от него, все остальные объекты сливаются в серые пятна.
  • Различает лица людей, которые склоняются над ним, но родных он узнает по запаху.
  • Все объекты воспринимаются в черно-белых тонах. В первые дни жизни ребенок начинает различать ярко-красный цвет.

У младенцев после рождения может наблюдаться нескоординированные движения органов зрения, но в течение 6 месяцев все приходит в норму. Кроме того, вместе с увеличением размеров происходит изменение формы, в связи с этим проходит дальнозоркость. Если наблюдаются стойкие отклонения, нужна консультация специалиста.

Размеры глаза

Орган зрительной системы растет до 21 года и достигает в размерах приблизительно 24 мм.


В этот период глазные яблоки малыша по размеру составляют больше половины взрослого человека.

У грудничков размер глазного яблока довольно большой - 65% от величины взрослого органа. Несмотря на это, в первый год жизни оно интенсивно растет, и уже к 2 года его размер увеличивается на 40%. Но в этот период рост приостанавливается, вступая в фазу медленного развития, и возобновляется в возрасте 12-14 лет. Масса зрительного органа малыша меньше чем у совершеннолетних в 3 раза и составляет 2,3 грамма.

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8-10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Второй месяц


На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Зрение в полгода


К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3-4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

На первом году жизни происходят сильные изменения и полная трансформация зрительных функций.

Обследование зрения новорожденных


Первый осмотр у врача малыш проходит сразу после своего рождения.

Первый осмотр проводит врач-неонатолог при рождении. Он позволяет выявить врожденные патологии. Но многие болезни проявляются через время, поэтому через 1 месяц жизни малышу нужно пройти осмотр у офтальмолога. В этом возрасте специалист проводит осмотр: форма, размер, чистота склер, простые рефлексы. Следующий осмотр должен состояться в полгода, у недоношенных деток обязательно проводят проверку в 3 месяца, а затем уже в 6.

У полугодовалого малыша можно визуально оценить зрительные функции, а также проверить двигательную функцию, синхронность взгляда, фокусировку, приспособление органа к изменениям. Если возникают сомнения, в помощь для проверки зрения приходит специальная таблица. Одна половина которой белая, вторая разделена горизонтальными черными полосами. Если полосатая часть привлекает внимание малыша, при этом один глазик прикрыт, со зрительным восприятием все в порядке.

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12-14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2-3-м месяце замечает грудь матери. На 7-10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2-3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005-0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство . В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс . При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства . Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет , когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения - во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде - из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев - зеленый и только потом - синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием - волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц . Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну.
  • Зрение новорожденного в 2 месяца . Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает. Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди.
  • Зрение новорожденного в 3 месяца . Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев.
  • Зрение новорожденного в 4 месяца . Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет.
  • Зрение ребенка в 5 месяцев . Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие.
  • Зрение ребенка в 6 месяцев . Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры.

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске - не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими - сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом - лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально - в возрасте после 2 месяцев, вертикально - в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза.

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.

Специально для - Лариса Незабудкина

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.

  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.

  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги. В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые - отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже. Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Последние материалы сайта