Значение слова нахичевань. Мавзолей праотца Ноя в городе Нахичевань. Азербайджан

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Общая информация

История древнего города, расположенного на одном из важнейших перекрестков торговых путей из Европы в Индию и Китай, очень богата. В свое время Нахичевань была столицей географически независимого государства. Сегодня же она зависит от политических настроений Баку.

По сути дела, Нахичевань – второй по величине город Азербайджана, однако колоссальные усилия, с которыми он поддерживает свой статус, незаметны. В глаза бросаются пыль, безработица, искалеченная промышленность, неразвитая инфраструктура, здесь нередки вспышки межнациональной розни.

А ведь город мог бы стать прекрасным, как прежде. Он расположен у подножия Занзегурской цепи Малого Кавказского хребта, возле реки, и древнее сердце города с узкими улицами хранит множество исторических памятников. Еще Птолемей писал о шумном очаровании роскошных садов и процветании города во II в. до н.э. Согласно легенде, именно здесь причалил ковчег ветхо-заветного Ноя. В XII-XIV вв. в Нахичевани сложилась местная архитектурная школа, сыгравшая важную роль в развитии азербайджанского зодчества. В городе сохранились крепость (X-XIV вв.), мечети и мавзолеи. Однако сегодня безликие кварталы советских и современных построек зачастую заслоняют многие из уникальных достопримечательностей.

Туристам предоставляется выбор: осмотреть множество интересных мест в самом городе или совершить поездку по его живописным окрестностям.

Когда приезжать

Избегайте крайностей: зимой бывает -30 °С, а летом +42 °С.

Не пропустите

  • Бирюзовый десятигранный мавзолей Момине-хатун XII в.
  • Потрясающее разнообразие красок в Государственном музее ковров, расположенном во дворце правивших здесь ханов.
  • Восьмиугольная гробница Юсуфа ибн Кусейира XII в. Шахматы - эта игра поможет ощутить всеобщее гостеприимство.

Следует знать

Городская больница славится успешным лечением легочных заболеваний, во время которого пациентов оставляют ночевать в местной соляной шахте.

Птолемея под названием «Наксуана» (др.-греч. Ναξουὰνα , лат. Naxuana ). Армянский историк Моисей Хоренский называл его «Иджеваном» .

Согласно толкованию иудейского историка Иосифа Флавия (I век), армянский топоним Нахджаван (Нахиджеван) означает «место первой высадки» (Ноева ковчега). Он писал, что город Нахиджеван был построен у подножия горы, к вершине которой во время библейского Всемирного потопа пристал Ноев ковчег .

История [ | ]

В составе Великой Армении [ | ]

С начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. Нахджаван (Нахчуан) представлял собой один из гаваров наханга (провинции) Васпуракан - 8-й провинции Великой Армении .

Согласно армянскому историку Фавстосу Бузанду , в области Нахджаван царь Великой Армении Тигран Великий поселил евреев, которых он вывел из Палестины . Во время персидского нашествия на Армению в 369 году персы вывели из Нахджавана „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“ .

Средние века [ | ]

С 428 года, после ликвидации Армянского царства, территория Нахджавана входила в состав Армянского марзпанства Сасанидского Ирана , с 623 года - Византии , а в середине VII века всё Закавказье, в том числе Нахджаван, попало под власть Арабского халифата и было объединено в составе единого Армянского эмирата .

Роберт Хьюсен. Сюник и соседние территории в VII-XI вв.

В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахджавана 800 представителей армянской знати, приглашённых ими якобы для заключения договора .

В IX веке население этой области было связано с движением Бабека , хотя большой роли в нём не играло .

В конце IX века Нахджаван был отвоёван у арабов вторым царем Армянского царства - Смбатом I Багратуни , который в 891-892 году отдал его на правах условного владения князю Сюника . В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году - вновь владетелю Сюника Смбату . После этого Нахджаван оставался в составе Сюника, который со временем стал фактически независимым от Ани.

Позднее за контроль над этой территорией боролись курдская династия Шеддадидов , иранская династия Саларидов и Раввадиды .

В 1064 году Нахджаван (Нахичеван) был завоёван сельджукским султаном Алп-Арсланом . В XII столетии Нахичеван был одной из столиц государства Ильдегизидов .

С начала XIII века в Нахичеване правили армянские князья из родов Орбелянов и Прошьянов, которые, как видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили своё значение и после тюркского завоевания .

В XIII-XIV вв. Нахичеван подвергся нашествиям монголов и Тамерлана . Гийом де Рубрук , посетивший город после монгольского нашествия, пишет, что он «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленькие, а остальные разрушили сарацины » .

В XV в. Нахичеван входил в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов . Примерно в 1500 году в Персидской Армении к северу от реки Аракс поселяется тюркское кочевое племя кангарлу (кенгерли), насчитывавшее 4-5 тыс. человек .

Оттеснение армянского населения тюрками [ | ]

Уже в сельджукскую эпоху на всём Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура . В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века принявший ислам Газан-хан подвергает гонениям армянское население, особенно в Нахичеване и соседних областях . Процесс изгнания армян из Нахичевана усилился с конца XVI - начала XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию . Аракел Даврижеци, современник „Великого сургуна “ ), организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, писал : „…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…“ . Одновременно, в XVI-XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору .

Число армян, переселённых в тот период из одной лишь Джульфы , составило до 20 тыс. человек . Аббас был настолько непреклонен в своей решимости оставить Джульфу безлюдной, что на следующий год послал армию, чтобы изгнать около тысячи вернувшихся жителей города, а в 1616/17 годах вновь изгнал около тысячи семей из разрушенного города и окрестностей .

Тем не менее турецкий путешественник Эвлия Челеби , посетивший Нахичеванский край в 1648 году , называл Нахичеван «гордостью среди городов иранской земли» и писал, что «город украшают 10 000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 бань, около 1 000 лавок» .

XVIII-XIX века [ | ]

В 1720-х гг. некоторые территории (район Ордубад -Агулис) Нахичеванского края были заняты Давид Беком и Мхитаром Спарапетом - предводителями армянского национально-освободительного движения в Сюнике (Зангезуре).

В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода кенгерли провозгласил Нахичеванское ханство , которое находилось в формальной зависимости от Ирана.

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичеванское ханство, признав его «в совершенной власти» Персии , однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичеван был занят войсками генерала Паскевича , встреченными населением с полной покорностью , и на основании подписанного в 1828 году Туркманчайского договора Нахичеванское и Эриванское ханства были переданы шахом «в совершенную собственность» России .

Ханы Нахичеванские остались фактическими правителями Нахичеванского края. Келбали Хан Нахичеванский был в своё время ослеплён Ага-Мохаммед ханом Каджаром , что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему был пожалован чин полковника русской службы, и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек - наибом Ордубадского округа .

В составе России [ | ]

Армянская область

В 1829-1832 годах численность местного населения присоединённых территорий составляла :

После Октябрьской революции [ | ]

4 июня 1918 года Турция подписала с Арменией Договор о мире и дружбе . Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которую к этому времени контролировало её правительство, - она ограничивалась Эриванским и Эчмиадзинским уездами . Среди прочих территорий к Турции отошёл Нахичеванский уезд .

Примечания [ | ]

  1. Flavius Josephus, William Whiston, Paul L. Maier. The new complete works of Josephus. - Revised and expanded edition. - Kregel Academic, 1999. - P. 56. - 1143 p. - ISBN 0825429242 , ISBN 9780825429248 .

    It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan…

  2. Josephus, Antiquities of the Jews, Chapter 3, прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood. «
  3. Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
  4. Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. - С-П. „Терра“, 1996. - Т.3, Стр. 50
  5. B. Crouse. Noah"s Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. - Summer, 1992. - Т. 5 , № 3 . Архивировано 12 марта 2008 года.

    According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, « Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.

  6. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. - М. : «Русские словари», 1998. - С. 160. - 372 с. - ISBN 5-89216-029-7 .
  7. «Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова . - СПб. , 1877.
  8. Анания Ширакаци. Армянская география : „8. Васпуракан … имеет 36 областей: 1. Рештуник, 2. Тосб, 3. Будуник, 4. Арчишаковит, 5. Аговит, 6. Кугановит, 7. Арберани, 8. Дарни, 9. Бужуник, 10. Арнойотн, 11. Андзевацик, 12. Атрпатуник, 13. Еритуник, 14. Мардастан , 15. Артаз, 16. Аке, 17. Великий Албак, 18. Андзахадзор, 19. Торнаван, 20. Чуашрот, 21. Крчуник, 22. Мецнуник, 23. Палуник, 24. Гукан, 25. Агуандрот, 26. Патспаруник, 27. Арташезьян, 28. Артаваньян, 29. Бакан, 30. Гапитьян, 31. Газрикан, 32. Танкриан, 33. Варажнуник, 34. обильный вином Гохтн , 35. Нахчуан с городом того же имени , и 36. Маранд.
  9. Фавстос Бузанд. История, IV, LV : „Все это множество евреев, которое увели в плен из армянской страны, великий армянский царь Тигран привел из Палестинской страны в древние времена, когда он взял в плен и привел в Армению первосвященника евреев Гиркана. Великий царь Тигран всех этих евреев в своё время поселил в городах Армении. А в это время (персы) разрушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю армянскую страну и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран, вывели они пленных, пригнали всех в город Нахчаван, который был средоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда вывели две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными.
  10. Encyclopaedia of Islam. - Leiden: BRILL, 1986. - Т. 1. - С. 642-643. :

    In Arab mediaeval times the most important towns of Armenia proper were: Dabil (Dwin) which was the residence of the centre of the Armenians, Nakhdawan (Nashawa) which, like Erivan, has played a pre-eminent role in Armenian history, and Alexandropol (the ancient Gumri), an important frontier fortress until 1878 and thereafter a town given over to the silk industry; in the government of Elizavetpol, Elizavetpol (the ancient Gandja), Shusha situated in the region of Kara-Bagh and formerly the capital of a separate khanate, and the frontier town of Ordubadh (Urdabadh) on the Araxes

  11. Всемирная история. М., 1956, т. 3, стр. 137
  12. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  13. Мовсес Каганкатваци , История страны Алуанк , гл. XVI"Оттуда он, пройдя по Армении, разгромил ромейские и армянские войска. А тех, кого не смог изловить, заманил в ловушку великими клятвами, коварством и обманом собрал у себя всех главных армянских [нахараров] - восемьсот мужей, угнал их в город Нахчаван, запер их в церкви и сжег живьем. Четыреста других мужей [из армянских нахараров] он сжег в Храме, а остальных предал мечу. "
  14. Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght"amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. - Ashgate Publishing, 2007. - P. 65. - 144 p. - ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 . :

    The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik" loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik".

  15. Ованес Драсханакертци. История Армении. Гл. 43 и прим.
  16. Naḵjavān - статья из Encyclopædia Iranica . C. Edmund Bosworth:

    Meskawayh (II, pp 148-49, tr. V, p. 157) records how a former commander of the Sajids, Daysam b. Ebrāhim, backed by a largely Kurdish body of troops, contended for supremacy in Azerbaijan during the years 327-45/938-57 and from a base at Ardabil expanded into Armenia and captured Naḵjavān and Dvin or Dābel. Subsequently, control of Naḵjavān was contested by the Shaddadids, who were apparently of Kurdish stock and whose main branch became based on Ganja and Dvin, by the Mosaferids, and by the Rawwadids, who were probably Kurdicized Arabs.

  17. Naḵjavān - статья из Encyclopædia Iranica . C. Edmund Bosworth:

    The Saljuqs appeared in northwestern Iran and then Arrān, first in the time of Ṭoḡrel Beg and then in greater strength under Alp Arslān, who began the systematic conquest of Armenia, but it was under the Ildegizid Atabegs of northwestern Iran (see ATĀBAKĀN-e ĀḎARBĀYJĀN) that Naḵjavān especially flourished in the later 6th/12th century.

  18. Encyclopaedia Iranica. K. A. Luther. Atabakan-e Adarbayjan
  19. Steven Runciman . The Emperor Romanus Lecapenus and his reign: a study of tenth-century Byzantium. - Cambridge University Press, 1988. - С. 160-161. :

    There were main branches of the family; of the elder the head at the time of Sembat’s martyrdom was the Grand Ischkan Sembat whose possessions lay on the west of Siounia, including Vaiotzor and Sisagan (which he apparently acquired from his cousins of the younger branch) and extending down to Nakhidchevan.

  20. Нахичеван
  21. Гийом де Рубрук. Путешествие в восточные страны , гл. 51
  22. Kangarlu - статья из Encyclopædia Iranica . P. Oberling:

    Many Kangarlu settled north of the river Aras, probably in around 1500, when the Ostājlu moved into Azerbaijan. At the beginning of the 19th century, J. M. Jouannin described these Kangarlu as «a small tribe established in Persian Armenia, on the shores of the Aras, and numbering up to four or five thousand individuals» (Dupré, II, p. 459).

  23. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., „Восточная литература“, 2002. ISBN 5-02-017711-3 : „В описаниях современников сельджукское нашествие предстаёт как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским.
  24. Armenia and Iran - статья из Encyclopædia Iranica . G. Bournoutian:

    Northern Armenia and eastern Georgia were ruined and plundered, and when Ḡāzān Khan accepted Islam (1295), strong persecutions were initiated against the Armenians, carried out pointedly in Naḵǰavān and nearby areas .

Нахичевань - город с особым колоритом, который впитал в себя сразу несколько различных культур и характерных черт, и стал чем-то вроде их своеобразного примирения. Здесь чувствуются и остатки когда-то великого советского государства, и влияние соседствующих Ирана и Китая. Сегодняшний город Нахичевань - это Азербайджанский город со множеством Иранских названий, потрясающими видами на кавказские горы (в особенности - на Арарат) и нещадной реконструкцией, упорно стремящейся замаскировать азиатские черты улочек и вокзалов под европейские.

Туристическая сторона города Нахичевань

Для туристов Нахичевань является практически неизведанной главой. Причины этого досадного недоразумения кроются в том, что въезд в город наравне со многими другими пунктами Азербайджана был заблокирован из-за боевых действий в рамках азербайджано-армянской войны в 1992-94 годах. И сейчас Нахичевань не позиционирует себя как город туристический - поэтому вниманием путешественников этот регион страны далеко не избалован.

На фоне общей картины вовсе не удивительно, почему в городе так немного развлекательных мест, нацеленных на туристов и гостящих здесь проездом путешественников. Достопримечательностей в Нахичевани критически мало, но, тем не менее, каждая из них достойна внимания и интереса.

Нахичевань: как добраться

Так как «наплыв» туристов в Нахичевань, мягко скажем, не пышет ажиотажем, авиарейсов и железнодорожных сообщений из России сюда существует минимальное количество. К примеру, самолет в Нахичевань из Москвы летает лишь один раз за неделю. В связи с этим и билеты следует покупать загодя. Несмотря на то, что на самом деле людей на этих рейсах не так много, у многих с собой зачастую присутствует багаж, занимающий по 2-3 пассажирских места дополнительно! Поэтому самолеты никогда не бывают пустыми.

Авиа перелет является наиболее целесообразным способом добраться до Нахичевани. А вот перемещаться внутри страны - гораздо удобнее и проще на поезде. Построенный около сотни лет назад, но при этом превосходно отремонтированный ж/д-вокзал выглядит гротескно-массивным на фоне того мизерного числа сообщений, которые он обслуживает. Дело в том, что в советское время Нахичевань представляла собой популярный транспортный узел, через который проходила уйма поездов в Ленинград и Москву, в Тегеран и по Закавказью.

Однако сегодняшние реалии намного менее вдохновляющие. Нынешний вокзал простаивает: он обслуживает лишь две пары поездов в день - из Ордубада в Шарур и обратно. Расписание этих поездов составлено с расчетом, что с утра любой житель НАР сумел прибыть в столицу республики, а уже в обед была возможность вернуться обратно в свой город.

Цены в отелях и магазинах

Попав, наконец, на азербайджанскую землю, возникает вопрос: как же доехать из аэропорта в центр Нахичевани? Где поселиться? Как ни странно, оптимальный транспортный вариант в этом случае - такси. Дорога от аэропорта займет около 2,5-3 км, за что таксист попросит около 5 евро. Подрабатывать в НАР таксистом, как нередко бывает в России или Украине, нельзя.

Каждому таксисту необходимо приобрести своеобразную лицензию - специальный номерной знак синего цвета. Лишь при наличии такого отличительного знака водитель имеет право работать в качестве таксиста.

Такси в городе много - все они, в основном, китайские. Проезд по городу обойдется не более чем в 2 евро. Центр Нахичевани удивительно чист, при том, что по улицам не снуют дворники и видимой работы по наведению порядка не проводится. Самой престижной гостиницей по праву считается «Тэбриз».

Неподалеку располагается небольшой комплекс, включающий в себя несколько ТРЦ и изящный парк с красивым каскадом водопадов. Что примечательно, в Нахичевани многие кафе и магазины носят названия крупных городов: Стамбул, Баку, Дубай.

Рядом раскинулся колхозный рынок, в котором лавки четко разграничены по регионам, из которых приехали торговцы. Стоимость всех товаров здесь поистине низка и ни с чем несравнима, при том качество их - всегда на высшем уровне. Здесь представлены натуральные, природные, выращенные собственными трудами и усилиями здешних жителей продукты.

Район железнодорожного вокзала находится в низине, в то время как центр города поднимается на возвышенности. На горном склоне расположился мемориальный комплекс, чествующий память погибших в военных действиях 90-х годов. На высоком холме стоит крепость Кехня-Кала, на которую следует подняться как минимум ради того, чтобы увидеть потрясающий открывающийся отсюда вид на южную часть города и долину р. Аракс, протекающей между Ираном и Азербайджаном. Здесь . Главная достопримечательность в крепости - Мавзолей Ноя (да, того самого, что согласно библейским сюжетам отстроил ковчег и пришвартовал его около горы , находящейся в 120 км от Нахичевани).

Еще один мавзолей (под открытым небом) превосходит гробницу Ноя по размерам и убранству. Это мавзолей Момине Хатун с высеченными в камне декоративными архитектурными элементами, поражающими воображение.

Северо-западная часть Нахичевани знаменита тем, что именно тут находится самая крупная городская мечеть. В остальном же примечательных для туристов мест в городе практически нет. Разумеется, уже сами виды, открывающиеся на горные хребты и разделяющие их реки, можно без сомнений называть бесценной достопримечательностью и особенностью этого скрытного города.

Библейского праотца Послепотопного человечества, расположен в южной части города Нахичевань (Нахчыван), Азербайджан, на территории Кехня-гала (Старой крепости). Его построение относится примерно к VIII-ХII векам нашей эры.

К.А.Никитин в статье «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд» так описывает находящуюся здесь могилу и мавзолей пророка Ноя: «Могила Ноя находится в южной части города Нахичевани, вблизи развалин древней крепости. Настоящий вид могилы был восстановлен в VIII столетии. В настоящем виде могила напоминает невысокую и не очень большую гробницу. Вначале здесь был храм, но впоследствии он был разрушен. Настоящая гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. Требующий спуска вниз по ступенькам с округлым интерьером храм, в типе склепа, укрепленный каменным столпом посередине. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В склепе нет образов и изображений украшений. Стены склепа побелены и заполнены именами на разных языках побывавших тут паломников и путешественников».

В.В.Сысоев в своем произведении, сообщая о гробнице Ноя, отмечает, что 2,5-ой метровые стороны склепа в форме восьмиугольной призмы. Основоположник азербайджанского реалистического художественного искусства Бехруз Кенгерли (1892-1922) в начале ХХ в. нарисовал масляной краской с натуры гробницу Ноя. На картине вместе с гробницей изображена и территория, на которой она находилась.

В Нахчыване бытуют много легенд, связанных в могилой Ноя. По преданию во время мирового потопа ковчег пророка Ноя коснулся на территории Нахчывана горы Иландаг (Змеиная гора) и бросил якорь вблизи подножия вершины Гапыджик.

Название горы Гямигая (Корабль-скала), существование вблизи эйлага Наби йурду(Приют Наби) и древнего поселения Нухдабан (Пята Ноя) дают основание предполагать о соответствии предания реальной жизни. В преданиях о пророке Ное нашли отражения сведения, касающиеся нахождения в городе Нахчыване не только его могилы, но и могилы его сестры. О нахождении в городе Нахчыване гробницы Ноя дали сведения И.Шопен, Дюбуа де Монпере, К.А.Никитин, В.В.Сысоев и другие исследователи.

Живший и занимающийся педагогической деятельностью в 80-е гг. ХIХ в. в городе Нахчыване русский просветитель К.А.Никитин с помощью местных жителей собрал и записал предания, связанные с пророком Ноем и этим древним краем, и выявил место его могилы.


Русские дореволюционные открытки с изображением гробницы Ноя.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, некоторые персидские и армянские историки относят основание гробницы к 1539 году до н. э. В настоящем виде мавзолей восстановлен по решению местных властей от 2006 года. Гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. В склеп спускаются по лестнице. Посреди склепа стоит каменный столп. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В Национальном Музее искусств Азербайджана сохранилась картина Бехруза Кенгерли, изображающая состояние могилы Ноя, в котором она находилась 100 лет назад.

Между прочим, само основание города Нахичевань также приписывается праотцу Ною. И даже в Энциклопеди Британика годом основания Нахичеваня указан 1500 год до н. э. Таким образом это один из древнейших городов на Земле и, если следовать Библейской хронологии истории, является первым городом, основанным людьми после Всемирного Потопа.

С этим городом связана одна из легенд о происхождении самоназвания чеченцев - нохчи. Согласно этой легенде, возникшей несомненно после принятия вайнахами ислама, их первопредок, потомок исламского пророка Мухаммеда, из Сирии (Шама) переселился в Нахичевань, где был правителем какое-то время, а потом ушёл на север, поселившись со своим семейством на территории нынешней Чечни. Такая легенда, насколько мне известно, существовала в 19 веке в тейпе Беной (к которому кстати принадлежал чеченский народный герой Байсангур Бенойский и принадлежит нынешний чеченский Хан Рамзан Кадыров).


Изображение Нахичеванского мавзолея на почтовой марке Азербайджана.

Замечу, предание о местонахождении могилы Ноя в Нахичевани бытует преимущественно среди армян и азербайджанцев. В других странах также показывают места погребения прародителя Ноя (Нуха) - например, в Ираке в священном шиитском городе

Прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood. «

  • Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
  • Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. - С-П. „Терра“, 1996. - Т.3, Стр. 50
  • B. Crouse. Noah"s Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. - Summer, 1992. - Т. 5 , № 3 . Архивировано 12 марта 2008 года.

    According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, " Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. - М. : «Русские словари», 1998. - С. 160. - 372 с. - ISBN 5-89216-029-7 .
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Britannica. Nakhichevan. «The republic, especially the capital city of Nakhichevan, has a long history dating back to about 1500 bc. »
  • Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской Империи . - СПб. , 1852. - С. 321-322.
  • Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван. Айастан. 1990 : «Ануйш же, первую жену Аждахака, и многих девиц из его потомства, вместе с юношами и множеством пленных, числом более десяти тысяч, он поселяет на восточном склоне великой горы <Масис (Арарат)> до пределов (области) Голтн , а именно - в Тамбате, Оскиоле и Дажгуйнке, а также в других дастакертах, одним из которых является Вранджуник, (расположенных) вдоль реки <Аракс> до места, находящегося напротив крепости Нахчавана. (Отводит им) также три авана - Храм, Джугу и Хошакуник - по другую сторону реки, всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана».
  • Эвлия Челеби. Книга путешествий. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана.
  • Страбон. География, XI, XIV, 5
  • Анания Ширакаци. Армянская география
  • Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. - Mazda Publishers, 2000. - С. 19.

    The large land of the Mardpetakan lay in the midst of these other principalities and probably comprised the districts of Mardastan, Bun (Main or Original) Mardastan, Chuash-rot, Tornavan, Arjishakovit, Khunghanovit, Aghand-rot, Krchunik, and, across Araxes River, the district of Nakhchavan. A royal land by the fourth century, the Mardpetakan may have been originally a part of Artaz. Its center was apparently the city of Nakhchavan (Greek: Naxouana or Apobaterion, the latter a translation of the Armenian folk etymology Nakhichevan «place of the descent »)

  • Cyril Toumanoff. States and Dynasties of Caucasia in the Formative Centuries. - 1963. - С. 169.

    The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrut’iwn (Grand Chamberlainship) and mardpetut’iwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Ma(n)tianian-Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake, as their territory and as the nucleus of Mardpetakan, or the generality of the Mardpet’s dominions that stretched from Van to Atropatene.

  • Фавстос Бузанд. История, IV, 40
  • ARMENIA AND IRAN ii. The pre-Islamic period - статья из Encyclopædia Iranica . M. L. Chaumont

    Оригинальный текст (англ.)

    In 610 Heraclius, who may perhaps have been of Armenian origin, seized the throne at Constantinople. In 623 he began a stubborn campaign, indeed a veritable crusade, to reconquer Byzantine Armenia. After passing through Armenia by way of Karin, Dvin, and Naḵčevān, he entered Atropatene, where he destroyed the great fire-temple of Ādur Gušnāsp.

  • V. Minorsky . Studies in Caucasian History . - CUP Archive, 1953. - С. 34.
  • Всемирная история. Т. 3. - М., 1956. - С. 137.
  • История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. - М.: Восточная литература , 2002. - ISBN 5-02-017711-3
  • Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght"amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. - Ashgate Publishing, 2007. - P. 65. - 144 p. - ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 . :

    The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik" loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik".

  • Ованес Драсханакертци . История Армении. Гл. 43 и прим.
  • Нахичеван
  • Ronald G. Suny, James Nichol, Darrell L. Slider. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Country Studies. p 88. ISBN 0-7881-2813-2 .
  • Аджа’иб ад-Дунйа. (Чудеса мира). / Пер. Л. П. Смирнова . - М. Наука; Восточная литература. 1993. - ISBN 5-02-016984-6

    Нахчуван. Это большой, благоустроенный город в Азербайджане, расположенный на возвышенности, сильно укреплён. В нём построено множество дворцов, замков и айванов. Рядом с городом на камнях выстроена цитадель. В крепости построены медресе, мечети и минареты, имеется приятный источник. Говорят, что нет на земле города благоустроеннее, чем этот. Все здания сделаны из жжёного кирпича и алебастра. Большая часть замков в три и четыре этажа, словно крепости. [Вокруг города] - приятные окрестности, проточная вода, много садов и лугов. Река Аракс течёт в пределах города; приятные фрукты. Говорят, нет во всем мире винограда лучше и полезнее нахчуванского.

    В августейшее время Илдегиза [город] достиг полного величия, [там] сделали царскую резиденцию и дом правления.

    [Как-то] передняя нога его (Илдегиза, - Л. С.) коня попала в какую-то щель. Он счёл это за хороший признак и сказал: «Здесь я построю дом!», - и сделал так.

    Жители [Нахчувана] - красивые и приятные по характеру, [придерживаются] суннитского и шафиитского толков. Они - [люди] отважные, борцы за веру, стрелки из лука, гостеприимны, красноречивы. Нахчуванцы могут говорить на всех языках, на их же языке говорить не умеет никто.

    Товары: китайской работы ткани, изящные покрывала, войлок, чуха, фута, миски, небольшие деревянные блюда, очень красиво расписанные, так что их развозят в качестве подарков по всему миру. Там попадаются также товары из Армении и Рума.

    Они знают добрые ремёсла и живут в [полном] благоденствии.

    Говорят, нет ни в одном месте кладбища, подобного нахчуванскому. Там на деревьях квакают лягушки, и это [одна] из диковин. Ни в городе, ни в деревне нет столько зданий, сколько на нахчуванском кладбище: [здесь] и мечети, и медресе, и мавзолеи, множество садов. На кладбище живут сторожа.

  • Peter Jackson, David Morgan //The mission of Friar William of Rubruck: his journey to the court of the Great Khan Möngke, 1253-1255 //Том 2,Часть 4,Выпуск 173 стр 265(312) Hakluyt Society, 1990 ISBN 0-904180-29-8 , 9780904180299

    It contained at one time eight hundred Armenian churches, but now there are no more than two tiny ones, as they have been demolished by the Saracens: in one of them I celebrated the Christmas feast.

  • Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны, гл. 51
  • Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока
  • James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires, p.44:

    Armenians were uprooted during these wars, and, in 1604, some 250,000 Armenians were forcibly transferred by Shah "Abbas to Iran. By the seventeenth century, the Armenian had become a minority in parts of their historic lands

  • Massoume Price. Iran’s diverse peoples: a reference sourcebook, p. 71:

    Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300,000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.

  • Последние материалы сайта