Зенон из кития был представителем. Зенон из Китиона. Теория познания и логика

23.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Зенон (древнегреч. философ)

Зено"н (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения З. дошли до нас только в отрывках.

Учение З., складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З. строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З. провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у З. учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую З., в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом З. отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. видит лишь недостаток знаний). В учении З. о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.

В учении об обществе З. развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З. распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З. с нравственным. В педагогических идеях З. намечены предпосылки учения о характере. Вера З. в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.

Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (см. указатель имён): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gott., 1959.

В. Ф. Асмус.

Зенон из Китиона.

Зено́н из Китиона (лат. Zeno, греч. Зи́нон) (334/333 до н. э., Китий (Китион), Кипр - 262/261 до н. э., Афины), древнегреческий философ, основатель стоической школы . Потомок выходцев из Финикии, сын купца Зенон около 311 года с торговыми целями прибыл в Афины. Близ Пирея его корабли потерпели крушение и Зенон остался жить в Афинах. Он слушал киника Кратета, академика Полемона, мегариков Стильпона и Диодора Крона; совокупность этих влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию , учение сицилийских врачей-«пневматиков », а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма .

Около 300 года Зенон основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика», где преподавал Зенон. Среди 25 сочинений Зенона (сохранились только фрагменты) выделяются: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или о природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе». Зенон сформулировал основные принципы стоической философии: 1) космос - это одушевленный организм, разумный и чувственно воспринимаемый; 2) Зевс-Логос управляет космосом и отождествляется с природой; 3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство мира и придает ему внутреннюю одухотворенность; 4) заимствованное у Гераклита положение о циклическом возникновении и уничтожении миров. Цель жизни, согласно Зенону, состоит в достижении безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обстоятельств и следовании разумной природе (Логосу).

Идеальным обществом Зенон считал государство, в котором не будет денег, судов, семьи и брака. Из утверждения о существовании единого космоса Зенон выводил мысль о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального происхождения. Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения Зенона в его полном виде, они свидетельствуют, что Зенон наметил школьную догматику, как минимум, во всех основных частях (включая разработку базовой оригинальной терминологии) и позволяют выяснить специфику его позиции по отдельным вопросам. Предложенная Зеноном схема построения и изложения учения - логика-физика-этика (Клеанф и Хрисипп допускали иное расположение частей) - подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы.

Зенон разработал учение о «постигающем представлении» и ввел соответствующий термин (52 сл.), задав, таким образом, номиналистические (критика теории «идей») параметры стоической гносеологии ; формальной логикой не занимался. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме , о причинности и космических циклах (85 сл.), а также заложил основы космологии (мироздание - система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром - 115 сл.), телеологии , мантики и учения о судьбе (152 сл.). В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа , рассматривал влечения (включая их пара-рациональную этическую разновидность - «страсти») как эпифеномены суждений разума (205; 209).

В этике Зенон предложил объективные «природные» масштабы целеполагания и сформулировал «конечную цель» как «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и «безразличном») (178 сл.). Вместе с тем, распространенное мнение, согласно которому учение о «первичной склонности» сформулировано и терминологически оформлено Зеноном, не находит убедительного подтверждения в сохранившихся фрагментах (197-198). Единая добродетель, понимаемая (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состояние души (διαϖθεσι), приобретает видовую специфику сообразно обстоятельствам своего применения (199-204); вероятно, уже Зенон соединял добродетель и счастье аналитически (в духе школьной догмы «добродетели довольно для счастья»).

Формальным завершением этики служит учение о мудреце - автаркичном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе» (216 сл.). Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ - 262), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» - одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным киническим влиянием. К числу наиболее известных учеников Зенона принадлежали Аристон, Герилл, Дионисий, Персей, Сфер и Клеанф. Свою жизнь Зенон покончил самоубийством.

Если современные города Лимасол и Пафос построены в стороне от своих античных предшественников, то Ларнака находится как раз на том самом месте, где когда-то был (Kition - Κίτιον, ударение на первое "и").

То есть, чтобы раскопать всю территорию древнего города Китиона − пришлось бы взрыть практически всю Ларнаку... Вот поэтому археологические раскопки велись и ведутся, скажем так − местечково Если вы любитель древних "развалин", то купите билет и зайдите внутрь, потому что из-за оградки мало что видно.

Мы "разорились" на 1,7 евро с каждого (тогда вход ещё столько стоил), чтобы иметь общее представление о городе, глядя изнутри... и сделать несколько фотографий. И то попали внутрь ограждения с третьего раза: в первый приезд было воскресенье, выходной день − а это "святое" на Кипре даже для музеев, уже не говоря про магазины. Во второй приезд калитку закрыли буквально перед нашим носом. Но мы мудро прочитали часы работы для посещения (до двух часов дня, по крайней мере, в зимний период) и уж в третий раз войти таки удалось, поскольку приехали ранее этого времени.

Время работы : понедельник, вторник, четверг, пятница: 08:00 - 14:00, среда: 08:00 - 17:00, суббота, воскресенье: закрыт
Телефон : +357 24304115
Входная плата : 2,50 €

Вот, что предстало нашему взору в первые два раза.


Наиболее ценные экспонаты, найденные в ходе раскопок, можно увидеть в Кипрском музее Никосии. В годы британской колонизации часть археологических находок английские "отцы города" вывезли, а часть использовали для благоустройства Ларнаки.

Давайте теперь немного узнаем об истории этого города − она действительно интересна. Возможно тогда и посетить раскопки Китиона всё-таки захочется.

История Ларнаки

Название города Китион этимологически связано с библейским наименованием Кипра – Киттим . Кстати, Киттимом в те времена называли не только сегодняшний Кипр, но и другие острова и страны Средиземноморья. В свою очередь Киттим - это производная от хеттов - загадочного народа древности, пришедшего в Малую Азию с северо-востока ещё в XVIII веке до н.э. Но будем понемногу перемещаться по оси времени в нашу сторону.

Первые постройки Киттима, обнаруженные археологами, относятся к XIII веку до н.э. Два века спустя, находясь уже в руках греков-ахейцев, город получает более греческое название – Китион. Греков на долгие годы сменили финикийцы. Даже после разрушительного землетрясения, произошедшего в 1075 году до н.э., финикийцы его восстановили, так как Китион для них был важным торговым форпостом и "перевалочной базой" Восточного Средиземноморья. Достаточно взглянуть на карту того времени, чтобы оценить значимость расположения Китиона для Финикии.

В VIII веке до н.э. Китион, как и многие другие города-государства Кипра, был захвачен ассирийцами. Далее последовали египтяне, которых вскоре сменили персы. А что же финикийцы? А они никуда и не уходили с острова. Они просто вовремя соглашались, что на сегодня, скажем, «начальниками» являются персы во главе с тогдашним царём Персии Киром II. Сами, при этом, продолжали выплавлять на острове медь, развивать искусство и заниматься торговлей с близлежащими регионами. Правда, порой приходилось выплачивать дань и даже участвовать в военных походах на стороне «покровителей». Но главное было в том, что в те времена города-государства Кипра сохраняли свою, пусть относительную, но независимость, и оставались при этом целыми и невредимыми.

В V веке до н.э. шли греко-персидские войны. Персы заставляли киприотов выступить против Греции. В 449 до н.э. знаменитый греческий полководец осадил Китион, но был смертельно ранен. Кимон успел приказать отступить, чтобы враги не узнали о его смерти. Как сказал древнегреческий историк Фанодем, афиняне благополучно возвратились «под начальством Кимона, за тридцать дней до того умершего».

Греко-персидские войны окончились победой греков, но по договору Кипр остался под властью персов. А вот памятник Кимону в настоящее время установлен на финиковом променаде Ларнаки, по которому мы ещё побродим .

Почему именно ему памятник, а не кому-то другому, пытавшемуся завоевать Кипр? − спросите вы. Ответ прост − потому что он был греком и боролся за свободу эллинов, также населявших в то время Кипр. Греко-киприоты это ценят и сегодня.

Господство персов окончилось лишь после разгрома Персидской державы Александром Македонским. После смерти Македонского в 323 году до н.э. империя Александра была поделена между его соратниками. Правителем Кипра стал Птолемей – один из военачальников и близкий друг Александра. Ему достались Египет и Кипр. Это произошло в 321 году до н.э., и с тех пор династия Птолемеев правила Кипром в течении трёх веков.

Примерно в это же время, в 320 году до н.э., не известный тогда никому Зенон покинул Китион, в котором родился и вырос, и перебрался в Афины. Получив там образование, он впоследствии основал свою философскую школу − школу стоиков. Его потом так и называли Зенон Китийский или Зенон-стоик.

Дань уважения киприотов к Зенону прослеживается в том, что на кипрской монете в 20 центов, которая была в ходу на Кипре до введения евро, изображён его портрет. Похожий портрет можно обраружить и на эмблеме Ларнаки. Памятник Зенону установлен на площади рядом с набережной Финикудес, его именем также названа одна из гимназий города.

В 58 году до н.э. Кипр был присоединён к Римской империи и почти 400 лет оставался её частью. Был период, когда островом в качестве подарка владела египетская царица Клеопатра, но это длилось недолго. Римляне переименовали Китион на свой манер − при них он стал называться Цитиум .

Начало нашей эры связано с зарождением на Кипре христианства. Цитиум сыграл в этом не последнюю роль. В I веке, после вынужденного бегства из Иудеи, в Цитиум приехал Лазарь − друг Христа. По преданию Христос воскресил его из мёртвых на четвёртый день, поэтому его иногда так и называют − Лазарь Четырёхдневный. Несколькими годами спустя Кипр посетили апостолы Павел и Варнава. Они рукоположили Лазаря в сан епископа Китийского.

Бывает так, что город в какую-то эпоху процветает, а после наступает «чёрная полоса». Так произошло и с Цитиумом. Несколько землетрясений первых веков нашей эры основательно разрушили город. Арабские нашествия на остров в VII – IX веках способствовали его окончательному упадку. Только при лузиньянах (1192 – 1489 гг.) Цитиум стал постепенно возрождаться, благодаря разработкам соли на близлежащем озере Алики. Город поэтому поменял даже имя и стал называться Салина . Череду переименований продолжили генуэзские купцы, обосновавшиеся здесь в XIV веке. Они дали городу имя Скала . Хотя в переводе это слово означает «лестница», но смысл названия придавал городу статус портового города, гавани. Современное название Ларнака город получил от венецианцев, правивших на Кипре с 1489 по 1571 год. В этом названии отразился тот факт, что город расширялся, и его приходилось строить прямо на древних захоронениях Китиона. Слово λάρναξ в переводе с греческого означает «саркофаг».

Во время османского владычества (1571 – 1878 гг.) Ларнака имела даже большее значение для Кипра, чем потом при англичанах, сменивших турок в 1878 году. При турках Ларнака стала самым крупным портом острова. Кроме того, она являлась коммерческим и дипломатическим центром Кипра. Наверно турки так отблагодарили город за то, что при завоевании острова Ларнака не оказала им никакого сопротивления, в отличие от Никосии и Фамагусты. Англичане же стали большей частью вкладываться в развитие Лимасола и Фамагусты, а Ларнака при них постепенно превращалась в провинциальный город.

Всё изменилось в 1974 году, после оккупации части острова Турцией. Фамагуста осталась на оккупированной территории, а международный аэропорт Никосии остался в буферной зоне и перестал действовать. Год спустя, всего за пару месяцев на месте старого закрытого аэропорта Ларнаки был построен новый. Морской порт также получил развитие, и сегодня это второй порт острова. Ну и конечно же, Ларнака стала развиваться как курортный город. И надо признать − достаточно успешно.

ЗЕНОН из Кития (Ζήνων) (334/333 до нашей эры, Китий, остров Кипр - 262/261 до нашей эры, Афины), древнегреческий философ, основатель стоицизма. Потомок выходцев из Финикии, около 311 года приехал в Афины, где слушал киника Кратета, академиков Ксенократа и Полемона, а также представителей мегарской школы Стилпона и Диодора Крона. Наряду с этим можно предположить влияние ионийской натурфилософии (учение Гераклита о логосе и космических циклах и др.) и теорий сицилийских врачей-«пневматиков»; несомненно воздействие аристотелевской физики. Эти элементы в переработанном виде вошли в состав целостной доктрины Зенона, создавшего при этом оригинальную терминологию. Около 300 года Зенон начал преподавать в афинской Расписной Стое (портик на Агоре). Из 25 известных сочинений Зенона важнейшие - «Логика», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «Государство», «О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «О законе». Сохранилось около 300 текстов небольшого объёма, содержащих цитаты из сочинений Зенона или пересказы его мнений.

Философию Зенон делил на три части: логику - физику - этику (этот порядок отражал, вероятно, и последовательность обучения). В логике в разработанной Зеноном классификации видов представлений наиболее важно его учение о «постигающем представлении». В физике сформулированы ключевые положения доктрины Зенона: учение о всеобщей телесности (уникальное для античной философии), о двух началах - активном (Бог-Логос) и пассивном (бескачественный субстрат), объединённых в пневме (божественном эфире), о четырёх элементах мироздания (огонь, воздух, вода, земля) и «сперматических» логосах, об одушевлённости и разумности мира, управляемого божественным промыслом, о цикличности рождения и гибели сменяющих друг друга миров, о всеобщем смешении («симпатии») как всеобщей причинности, тождественной мировой судьбе. Человеческую природу Зенон понимал как гармоничное смешение элементов, а душу - как частицу мировой пневмы («чувствующее испарение»), состоящую из 8 частей: пяти чувств, речевой и порождающей способностей и разумного «ведущего начала», находящегося в сердце.

В центре внимания Зенона (как и всей стоической школы) - этика. Конечная цель - жить «согласно» с природой, или мировым разумом, т. е. сообразно добродетели: этого довольно для счастья. Единственное благо - добродетель, единственное зло - порок, подлежащий полному искоренению, а всё остальное - безразлично (адиафора). Долг существа разумного - нравственное действие, проистекающее из внутреннего убеждения в согласии с требованиями высшего природного детерминизма. Однако это доступно только «апатичному» мудрецу, который обладает совершенным интеллектуально-нравственным настроем, свободным от ошибочных суждений и страстей, и способен отождествить свою судьбу с судьбами мироздания. Учение о «космополисе» - всемирном государстве, равноправными гражданами которого являются все разумные существа вне зависимости от происхождения и социального положения, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» - одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным влиянием киников. Самым значительным учеником Зенона был Клеанф.

Соч.: Фрагменты ранних стоиков / Пер., коммент. А. А. Столярова. М., 1998. Т. 1: Зенон и его ученики.

Лит.: Weltmann Е. Die Philosophie des Stoikers Zenon. Lpz., 1873; Jagu А. Zénon de Cittium. Son rôle dans l’établissement de la morale stoïcienne. Р., 1946; Graeser А. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. В., 1975; Hunt Н. А. А physical interpretation of the universe. The doctrines of Zeno the Stoic. Carlton, 1976. Смотри также литературу при ст. Стоицизм.

Последние материалы сайта