Выход тео адорно - секреты бильдербергского клуба. Теодор адорно - биография Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях

15.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).

В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.

Книги (8)

«Диалектика Просвещения» вышла в свет у Керидо в Амстердаме в 1947 году.

Книга, поначалу расходившаяся с трудом, теперь давным-давно распродана. Если спустя более чем двадцать лет мы ныне вновь издаем эту работу, то идем на это, не только уступая многочисленным просьбам, но и будучи убеждены в том, что многие из содержащихся в ней идей и сегодня отвечают духу времени и в значительной мере стати определяющими для наших последующих теоретических усилий. Постороннему взгляду вряд ли удастся легко представить себе, до какой степени являемся мы оба ответственными за каждую ее фразу.

Обширные разделы диктовались нами совместно; напряжение между двумя интеллектуальными темпераментами, соединившимися в «Диалектике», стало элементом ее жизни.

Избранное: социология музыки

В книге публикуются произведения одного из создателей социологии музыки Теодора В. Адорно, крупного немецкого философа и социолога, многие годы проведшего в эмиграции в Америке.

Выдающийся музыкальный критик, чутко прослушивавшийся к становлению музыки новейшего времени, музыки XX века, сказавший весомое и новое слово о путях ее развития, ее прозрений и оправданности перед лицом трагической эпохи, Адорно предугадывает и опасности, заложенные в ее глубинах, в ее поисках выхода за пределы возможного.

Исследование авторитарной личности

Теодор Адорно сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США.

Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Адорно выяснил весьма симптоматическое для антидемократической структуры сочетание таких личных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивизм и цинизм.

Негативная диалектика

Над текстом «Негативной диалектики» Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в College de France в Париже.

Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками; первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента «Мировой дух и всемирная история» заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантонского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.

Значительные идеи Авторитарная личность , негативная диалектика , нонконформистский конформизм , культурная индустрия Оказавшие влияние Иммануил Кант , Г. В. Ф. Гегель , Сёрен Кьеркегор , Карл Маркс , Макс Вебер , Зигмунд Фрейд , Эдмунд Гуссерль , Макс Хоркхаймер , Вальтер Беньямин

Теодо́р Лю́двиг Ви́зенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ; 11 сентября , Франкфурт-на-Майне , Германская империя , - 6 августа , Висп , Швейцария) - немецкий философ , социолог , композитор , музыковед . Представитель Франкфуртской критической школы .

Биография [ | ]

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году . Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты , и открыл филиал компании в Лейпциге . Семья матери Адорно - оперной певицы Марии Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952) - была итальянского происхождения и придерживалась католицизма . Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования . Родители поженились в 1898 году.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом , учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром , ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе , бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха , оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте , где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус , один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером . В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля .

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга , с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана . Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха .

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Искусство - это сфера, в которой воплощается «неидентичность» человека самому себе, она дает возможность выйти за пределы позитивности и стать доступным опыту иного.

Эстетика [ | ]

Теория эстетики у Теодора Адорно представлена, прежде всего, тремя работами: «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Эстетическая теория». Эстетическое учение не является самодовлеющем в философии Теодора Адорно, огромное содержательное значение играют понятия, развиваемые философом в других трудах, прежде всего в «Негативной диалектике». В частности, такие понятия как идентичность и неидентичность.

При написании своих работ по эстетике, Адорно вдохновлялся трудами Вальтера Беньямина , с которым он имел возможность общаться лично. Особенно повлияли на Адорно сочинения периода от «Происхождение немецкой барочной драмы» (1928) и до «Пассажей», работу над которыми Беньямин не успел завершить до конца своей жизни. Однако, реакция Адорно на работу Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» была достаточно негативной. В то время как Беньямин называл кино авангардным медиа и желал ему дальнейшего развития, Адорно видел в нём лишь избыток индустрии культуры .

Отправной точкой философских размышлений Адорно является предположение о фундаментальном различии между искусством и социальной реальностью . Он реконструирует историю и искусство методом «негативной диалектики», чтобы продемонстрировать общую тенденцию искусства к саморазрушению, доказать, что это является его внутренним законом. Для Адорно не может существовать чрезмерно исторического определения искусства, все идеи и теоремы философии искусства коренным образом истолковываются. Кроме того, Адорно трактует эмпирическое в искусстве как внеисторическое: его концепция применима как к классическому искусству, так и к искусству модернизма .

«Эстетическая теория» [ | ]

Философ Гюнтер Фигаль считает главной работой Адорно его посмертно опубликованную «Эстетическую теорию», которую автор так и не успел завершить. Данная работа является попыткой обратить внимание на недоступный опыт индивидуального и неидентичного в искусстве. Здесь более последовательно, чем в других своих работах, Адорно использует свои основные понятия, вокруг которых он формирует свои размышления, передавая нам всю целостность его позиции. Германист Герхард Кайзер писал об «Эстетической теории» Адорно как о работе, в которой показаны все мотивы его мышления.

Для Гюнтера Фигаля центральным тезисом работы является понимание искусства как результата рационального построения, который гармонично объединяет различные виды материала (звуки, слова, цвета, дерево, металл и т.д.) в единое целое. В произведении искусства материал преобразуется в нечто индивидуальное и, таким образом, его неидентичность сохраняется . Несмотря на то, что произведение искусства продумано до мелочей, оно появляется таким же, как если бы его создавала природа, потому что богатая форма сама по себе относится к природе субъекта, будь то предчувственность или рефлекс. Адорно понимает искусство не как подражание природе, а как красоту природы, которая имеет влияние на людей, но из-за её «несовершенности» она ускользает от человеческого понимания .

Уже в вводном разделе «Эстетической теории» Адорно говорит о двойственном характере искусства как автономного и социального факта. Термин «социальный факт», введённый Эмилем Дюркгеймом , обозначает общественно значимое событие. Произведения искусства интегрированы в условия производства и в качестве продуктов социума также являются продающимися товарами. Их автономия социально определена и это с трудом вытесняется из общества. Автономия олицетворяет произведение, поскольку оно само по себе подчиняется своему собственному закону формы. Из этой автономии следует, что произведения искусства нефункциональны: социальная функция, которая может быть связана с произведениями искусства, отсутствует. В своей непримиримой оппозиции обществу искусство утверждает свою автономию, критикуя общество через само свое существование.

Философия музыки [ | ]

В публикациях, посвященных творчеству современных немецких композиторов, музыка предстает той сферой искусства, в которой наиболее полно реализуется «неидентичность» в человеческой деятельности .

Общим элементом философии Теодора Адорно является борьба с тоталитарными формами сознания. Предзаданные формы тональности музыкального языка есть выражение тоталитарного характера общества. Теодор Адорно считал, что экспрессионизм музыки Шенберга пример выхода из этого замкнутого круга в искусстве. Поэтому критерием истинности искусства выступает актуализация конфликта между обществом и личностью. Его назначение философ видел в подлинном отображении проявлений антогонистических отношений между отдельным человеком и человеком как родом, его средство - бескомпромиссная форма. Адорно считал музыку Шенберга «ярчайшим свидетельством того, что в сфере искусства все еще обретают пристанище душевные порывы, которым уже нет места в бездушно-реалистичном современном мире» .

Таким образом, в области искусства и, в частности, музыки автор утверждает свободу индивидуального творчества без давления норм художественного выражения. Однако, существует упрек, что философ, способный постигать логику и скрытый смысл музыки, отказывался от своего дара, чрезмерно увлекаясь мотивами развенчания «ложного сознания».

Содержание и форма [ | ]

Кроме прочего, мыслитель отмечает противоречие содержания и формы в произведениях искусства. Подчеркивается их взаимосвязь: форма - «выпавшее в осадок содержание», а духовное содержание производно от формы. Форма никогда не может быть чистой, тем, «чем она как форма хочет быть». Дух же произведения выходит за её пределы: «В диалектике формы и содержания весы, вопреки Гегелю, склоняются в сторону формы». Также в диалектике самой формы Адорно выделяет противоречии между выражением и конструкцией. Через выражение произведения форма связывается с содержанием, а посредством конструкции выделяется его целостность.

В результате, Теодор Адорно говорит об отсутствии единства в искусстве. Одно творчество предстает нам в роли «идеологического сознания» с его навязчивыми тоталитарными формами, другое - подлинное искусство с его свободой высказывания художника. Вклад Адорно в эстетике состоит в разработке диалектико-материалистической концепции искусства.

Адорно как музыкант [ | ]

В 1925 г. в Вене брал уроки теории музыки и музыкальной композиции у Альбана Берга . Автор нескольких произведений - песен, камерной инструментальной и хоровой музыки, написанной в близкой экспрессионизму манере. В 1930-х гг. бросил сочинять (последнее законченное сочинение - 6 пьесок для оркестра op. 4 - датировано 1929 годом). Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито .

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне [ | ]

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне , где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского художника Вадима Захарова , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы на паркетной основе, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам.

На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, знаменитые афоризмы философа.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.

Сочинения [ | ]

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты . - М. : Медиум, 1997. - 310 с. - ISBN 5-85691-051-6 ..
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки . - М. : Университетская книга , 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). - ISBN 5-7914-0041-1 ..
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика , 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - ISBN 5-250-02744-X .
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem , 2000. - 320 с - (Философия по краям.) - ISBN 5-93321-015-3 .
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М. : Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). - ISBN 5-250-01806-8 ..
  • Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности . - М. : Серебряные нити , 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки : пер. с нем. - М. : Логос , 2001. - 343 с - (Сигма). - ISBN 5-8163-0013-X .
  • Адорно Теодор. Негативная диалектика . - М. : Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван . - 2006. - Выпуск VIII.
  • Адорно Теодор В. Негативная диалектика: Пер. с нем. - М. : Академический проект , 2011. - 538 с. - (Философские технологии). - ISBN 978-5-8291-1250-9 ..
  • Адорно Теодор. К логике социальных наук // Вопросы философии , 1992, № 10.
  • Adorno T. W. . Mahler: Eine musikalische Physiognomik

Примечания [ | ]

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays - 2 - Éditions Robert Laffont , 1994. - Vol. 1. - P. 19. - ISBN 978-2-221-06888-5
  3. Theodor W. Adorno - 2010.
  4. Адорно Теодор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.

Выход Тео Адорно

Ответственность за создание социальной теории рок–н–ролла лежит на Теодоре Адорно , немецком социологе, музыковеде и композиторе, «одном из основных философов франкфуртской школы социальных исследований, основанной британским «Фабианским обществом«[ 16] ». В 1939 году Адорно был направлен в США, чтобы возглавить Принстонский проект изучения радио, который являлся совместной попыткой Тавистока и франкфуртской школы установить контроль над массами. Этот проект финансировался Фондом Рокфеллера и был создан Хэдли Кэнтрилом, исследователем общественного мнения и консультантом Рузвельта, и Фрэнком Стэнтоном, который в 1940-е годы возглавлял информационный отдел, а затем стал главой радиовещательной компании CBS, а также президентом совета корпорации «Rand», тоже контролируемой Бильдербергским клубом. Целью проекта было изучение влияния радио на население, как в случае с радиопостановкой

Орсоном Уэллсом «Войны миров», знаменитого романа Герберта Уэллса, которая вызвала настоящую панику . Изучение отношения населения к радиопрограмме позволило вывести большинство основных законов влияния средств массовой информации на поведение больших групп населения в атмосфере информационной тревоги.

В частности, нацисты интенсивно использовали ради о пропаганду в качестве одного из важнейших средств промывания мозгов и сделали ее неотъемлемым элементом существования фашистского государства. Этот факт стал объектом изучения Тавистока и широко использовался в его собственных экспериментах. Целью данного проекта, как пишет Адорно в работе «Введение в социологию музыки» («Introduction to the Sociology of Music»), было «запрограммировать музыкальную массовую культуру как форму глобального социального контроля посредством постепенной деградации ее потребителей». «Обязательное отупение», которое, по плану Тавистока, должно стать основным результатом промывания мозгов, убийственный панк–рок и музыка ска, сопровождаемая соприкосновением тел, - это прямые последствия работы Адорно, который пишет: «Это процесс воображения, наполненный эмоциями. Слушатель, который запомнил хит, будет стремиться к идеальному субъекту этой песни, к человеку, который в ней идеализируется. В то же время, как одно из многих, кто идентифицирует себя с вымышленным субъектом, это музыкальное «я“, примкнув к обществу таких же «фанатов“, почувствует, что оно уже не так одиноко. Насвистывая песню, человек проходит ритуал социализации, хотя, несмотря на это ничем не обоснованное ощущение, он остается таким же одиноким, как и был […]. Сравнение с зависимостью неизбежно». Например, «алкоголики выходного дня» - это социально зависимые индивиды, которые пьют, когда выходят с друзьями, чтобы искусственно и ненадолго стать теми, кем они мечтают, - храбрыми, надежными и веселыми людьми. «Похожим явлением станет музыкальная зависимость», - утверждает Адорно. Данные исследования роли радио в жизни общества, опубликованные в 1939 году, подтвердили тезис «обязательного отупения». Они до сих пор служат учебником для тех, кто занимается промыванием мозгов. «Исследователи проекта [относительно влияния радио] доказали, что это средство информации настолько промывает мозги, что слушатели вообще перестают что–либо соображать, реагируя на формат, а не на содержание передачи».

По словам Пола Хирша, в докладе, подготовленном Институтом социальных исследований Мичиганского университета, «появление в послевоенные годы хит–парадов на радио превратило это средство массовой информации в учреждение культурного программирования. Радиостанции стали машинами, которые сутками прокручивали сорок лучших хитов». Когда на сцене появились «Beatles», Тависток понял, что нет лучшего инструмента для контроля над массами, чем «Тор 40» на радио. «Хит–парады, - пишет Хирш, - формируются, следуя абсолютно тем же принципам, что и ритуал жертвоприношения богине Исис в Египте, и преследуют те же цели: вербовка молодежи для дионисийской контркультуры». В действительности, по мнению автора, на сегодняшний день все и каждый из аспектов поп–культуры, начиная с фильмов и заканчивая книгами и музыкой, руководствуются использованием одного и того же принципа предварительного отбора.

Представьте себе, вам сказали, что «Битлз» - это результат социального эксперимента по изменению сознания, не имеющего аналогов в истории. Популярность которого была искусственно создана английскими и американскими учеными-социологами. Фанаты «ливерпульской четверки», наверняка, разорвут такого человека на части (до того они, судя по всему, на этой почве помешаны). Остальные поднимут сказавшего такие слова на смех или почтут за сумасшедшего. Особенно, если они в свое время участвовали в молодежном движении 60-х годов под девизом: «sex, drugs and rock-n-roll». А таких на Западе - большинство. И хотя СССР остался в стороне от тех потрясений, которым подверглись жители западных стран, веяния шестидесятых дошли и до нас.

Конечно, не будь «Битлз», не было бы ни рок-музыки, ни ее многочисленных «потомков» (практически все направления современной музыки, от металла до попа произошли от рока шестидесятых). Но, если верить автору «Комитета 300», «Битлз» никогда не стала бы сверхпопулярной группой, не приложи к этому свои руки Теодор Адорно, сочинивший музыку к большинству хитов «Битлз», и многочисленные СМИ, действовавшие по указке «сверху» (подробнее об этой версии читайте в вышеупомянутой книге).

Многие скажут, что это бред, потому что противоречит здравому смыслу. А задумывался ли кто-нибудь, откуда у него этот здравый смысл появился? И с чего это именно у вас он здравый? Впрочем, вернемся к «Битлз». Большинство возражающих непременно будет ссылаться на историю группы «Битлз» (как будто все там - истина от первой до последней строчки). В ней об Адорно - ни слова. А на нет, и суда нет. Но в том то и дело, что многочисленную толпу обмануть гораздо легче, чем одного человека. Толпе скажи, что все так думают, или - известнейшие и уважаемые обществом люди, говорят, что дело было так и так…. «Все так думают» - очень серьезный аргумент для обывателей.

Впрочем, это все лирика. Лучше перейдем к самой сути вопроса: подвергнем сомнению несколько общеизвестных «истин». А верить или не верить - дело ваше.

Они принесли с собой в мир «надежду, мир и любовь»

Каким образом «Битлз» завоевали такую бешеную популярность? Обычно отвечают примерно так: ребята из «Битлз» были не только талантливыми музыкантами, но и смогли найти ключ к сердцам миллионов молодых людей. Джон Леннон и сотоварищи протестовали против устаревшей социальной системы. Против богатства, людского эгоизма, жестокости и насилия. Одним словом, они что-то вроде рок-коммунистов (вспомните революционный лозунг «свобода, равенства и братство).

А теперь обо всем этом, но уже с другой стороны. Ральф Эпперсон, автор книги «Невидимая рука, или Введение во взгляд на историю как на Заговор» приводит слова американского писателя Gary Allen: «Молодежь верит, что бунтует против Истеблишмента. А Истеблишмент владеет и управляет радио- и телевизионными станциями, массовыми журналами и компании звукозаписи, которые превратили рок-музыку и ее исполнителей в могущественную силу американской жизни». Добавим, не только американской.

Спрашивается, для чего «капиталистам» помогать своим идейным «врагам»? Только в том случае, если «враги» неопасны и контролируются самими «Истеблишментом». Если это так, то понятно, почему в июне 1965 года «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании» королева наградила музыкантов орденом Британской империи (из-за протеста некоторых кавалеров ордена церемония прошло только в конце октября). Для чего монархия Великобритании - хранительница морали и протестантской религии - удостоила такой чести Джона Леннона, известного бунтаря и предводителя молодежной революции 60-х годов, который летом следующего года заявил «Христианство рано или поздно изживет себя. Оно съежится и исчезнет». Или т.н. молодежная революция была полностью спланирована и разыграна как по нотам?

Как творилась молодежная революция

После книги Джона Колемана, который привел немало фактов, подобное уже не кажется бредом. Он считает, что «феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли».

По его мнению, кроме небольшой кучки подростков «никто бы не обратил внимание на шутовскую группу из Ливерпуля, если бы пресса не подняла вокруг них настоящий ажиотаж» («неверующим» советую вспомнить каким образом «становятся» популярными современные поп-звезды). А двенадцати-атональную систему «музыки» для «Битлз» сочинил известный теоретик музыки. Тавистокский институт человеческих отношений и его Стэнфордский исследовательский центр сотворили специальные молодежный слэнг («тинэйджер», «cool» и другие слова были изобретены учеными социологами), новый стиль одежды, прически. Одним словом, был создан новый стиль жизни (битники, хиппи, «разбитое поколение»). Таким образом, была очерчена граница целевой группы воздействия (процесс «фрагментации - неадекватной адаптации»), которая затянула миллионы молодых людей в свой культ.
Западная молодежь (особенно Американская) подверглась радикальной революции (хотя многие считают, что молодежь сама эту революцию организовала), начавшаяся 7 февраля 1964 года, когда «ливерпульская четверка» прибыла в нью-йоркский аэропорт Кеннеди. Буквально за несколько дней при помощи СМИ «Битлз» стали сверхпопулярны. Вслед за «Битлз» в США стали прибывать и другие рок-группы. Рок концерты стали обязательным элементом повседневной жизни американской молодежи. В тандеме с этими «концертами» пропорционально росло и потребление молодежью наркотиков. Дьявольский бедлам тяжелых ударных звуков глушил сознание слушателей до такой степени, что любого можно было легко убедить попробовать новый наркотик лишь потому, что «все делают это».

В это время один из химиков швейцарской фармацевтической компанией «Sandoz» открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Это была лизергиновая кислота, более известная как ЛСД. Новый «чудо-наркотик» стал быстро распространяться в «пробных» упаковках, бесплатно раздаваемых в колледжах и на рок-концертах по всей территории США. ЛСД приобщил американскую молодежь и к другим наркотикам.
Несмотря на очевидный рост распространения наркотиков, Управление по борьбе с наркотиками США (УБН) не вмешивалось в ситуацию. Старшее поколение, разумеется, возмутилось. Но весь свой гнев обратило не на источник распространения наркотического зла, а на последствия наркомании. Обвиняли молодежь, родителей, правоохранительные органы, но только не тех, кто это все устроил.

Каким образом рекламировался новый образ жизни: сексуальная революция, наркотики? Очень просто. Так как рекламировать наркотики нельзя, можно просто начать о них говорить. Организуются всевозможные ток-шоу, где в прямом эфире группы «экспертов» рекламируют наркотические вещества под видом «обсуждения», а участники шоу демонстрируют различные точки зрения, сторонники и противники высказываются за или против. В газетах и журналах пишутся подробные статьи о проблеме. В результате обсуждавшийся вопрос прочно застревает в сознании публики. Кроме того, старшее поколение и молодежь (которые предварительно были «фрагментированы» друг от друга) по-разному воспринимают эту информацию, поэтому «пропагандисты наркотиков» с экранов телевизоров и с полос печатных СМИ высказывались таким образом, чтобы быть понятным только молодым. Как закономерный итог «обсуждения проблемы, которую надо создать»: рост распространения наркотиков. Таким же образом, в СССР (а позднее в России) «появился» секс, наркотики, гомосексуалисты и т.п. Все эти явления, разумеется, существовали и ранее, но стали серьезной проблемой только после того, как их начали прилюдно рекламировать под видом обсуждения.

Кстати, так называемая «война с наркотиками» - фарс (ловят лишь тех, кто пытается в одиночку начать влезть в этот бизнес или случайные мелкие партии). Истинные владельцы наркобизнеса вовсе не представители развивающихся стран, да и наркотики обычно перевозятся крупными партиями под надежным прикрытием.

Кому это все было нужно?

Если все-таки согласиться с тем, что молодежная революция шестидесятых годов была четко спланированной акцией, возникает закономерный вопрос: для чего все это было нужно?

Во-первых, ради денег. Торговля колебаниями воздуха приносит астрономические состояния. Причем доходы превышают расходы в десятки и сотни раз. Музыка не относится к товарам первой необходимости, но ею кормится огромное количество всевозможных музыкантов, продюсеров, промоутеров, компаний звукозаписи, СМИ и пр. Еще больший доход дает торговля наркотиками (в западных странах тесно связанная с музыкой).
И, самое главное, западные ученые и политики, усиленно очернявшие фашистов и коммунистов, создали новую форму тоталитаризма для контроля над личностью. Эта революция на самом деле не освободила молодежь, а, наоборот, закабалила (вспомните Дж. Оруэлла «свобода - это рабство»). Если раньше молодежь всегда активно протестовала против существующего миропорядка, то теперь вся их энергия направлена из политической сферы в сферу «лохматых причесок, грязных штанов и курения «травки» (то, что сейчас «рулит» поп, а не рок, совершенно неважно). Нынешний молодежный протест - пассивен и уже не имеет той былой силы, которая позволяла им активно изменять мир. Несмотря на то, что современная молодежь считает, что может иметь свободу выбора и самостоятельно мыслить, она никогда еще не была так управляема и направляема.

Некоторые странности в истории «Битлз» и их творчества

Как ни странно, но «Битлз», записав свою первую пластинку в 1963 году, уже через три года, в августе 1966 года дают свой последний концерт. И разбегаются в 1970 году на пике славы, просуществовав всего одиннадцать лет. Не потому ли, что в августе 1969 года умирает Теодор Адорно (их возможный идейный вдохновитель). Но популярность Джона Леннона только возрастала. А его убийство (возможно, подстроенное спецслужбами и до сих пор полностью не рассекреченное) окончательно закрепило за ним образ молодежного кумира.
В названиях некоторых песен «Битлз», оказывается, имеется скрытый наркотический подтекст.

«Желтая подводная лодка» - «Подводная лодка» - затормаживающий наркотик.
«Lucy in the Sky with Diamonds» - Заглавные буквы значимых слов названия складываются в наркотик LSD.

«Hey Jude» - в широком смысле толкуется как песня о наркотике, известном как метадрин.

«Земляничные поляны» - для сокрытия посевов опиумного мака его часто высаживают в зарослях земляники.

«Норвежский лес» - британское название марихуаны.

Надежда умирает последней. Потом умирают люди

Так что те, кто до сих пор верит в то, что «Битлз» принесли в мир «надежду, мир и любовь», глубоко ошибаются. Они принесли в мир наркотики. То есть уничтожили и надежду, и мир, и любовь.

Примечание

Фанаты грозятся убить Марка Чэпммена, застрелившего Джона Леннона 8 декабря 1980 года, если тот будет помилован.

Д-р Джон Колеман. «Комитет 300. Тайны мирового правительства». (более известна как «Комитет 300»).

Адорно (настоящая фамилия - Визенгрунд) Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. С 1931 преподавал во Франкфуртском университете (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в США. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель Франкфуртского института социальных исследований. Изучал процессы «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и ее восприятия слушателями. Постепенно перешел к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии. Автор нескольких серьезных работ в области социологии и искусства.

Существует две различные системы нот: 7-ричная - «тональная», «орфическая» или «белая», и 12-ричная - «атональная», «дионисическая» или «черная». Рок-музыка «Битлз» была основана на 12-ричной системе. А русская народная песня - по тональной системе.

Имеются данные, что американцы пытали иракских пленных, заставляя их постоянно слушать тяжелую рок-музыку.

Немецкий философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фортепиано - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском университете. В 1928-31 редактор венского музыкального журнала «Anbruch», в 1931-33 доцент Франкфуртского университета. Изгнанный из университета нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Института общественных наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором университета, одним из руководителей Института социологических исследований.

Адорно - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологические труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях Адорно (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критическая тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы американской эмиграции наступило окончательное духовное созревание Aдорно, сформировались его эстетические принципы.

В период работы писателя Т. Манна над романом «Доктор Фаустус» Адорно был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о музыкальном языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах Адорно.

Выдвинутой Адорно концепции развития музыкального искусства, анализу западноевропейской культуры посвящён ряд книг и сборников статей: «Очерк о Вагнере» (1952), «Призмы» (1955), «Диссонансы» (1956), «Введение в музыкальную социологию» (1962) и др. В них Адорно предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистическим выводам о судьбе западноевропейской музыкальной культуры.

Круг творческих имён в трудах Адорно ограничен. Он ориентируется главным образом на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, которым Адорно ставит в вину утрату естественности музыкального языка и органичности художественной формы, связанность математическим расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу.

С ещё большей непримиримостью обрушивается Адорно на так называемое «массовое» искусство, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. Адорно полагает, что истинное искусство должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом государственной власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако искусство, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании Aдорно, узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества.

В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологической концепции Адорно. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Некоторые её положения сформировались как реакция на демагогическую «культурную политику» национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции Адорно отчётливо сказались в его книге «Философия новой музыки» (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского.

Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает Aдорно, ведёт к распаду музыкальной формы, к отказу от создания композитором «законченного опуса». Целостное же замкнутое художественное произведение, по мнению Aдорно, уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения Адорно критикует неоклассицизм Стравинского, который якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и общества, превращая искусство в ложную идеологию.

Адорно считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в котором оно возникло. Истинное произведение искусства в современной действительности, по мнению Aдорно, может оставаться лишь разомкнутой «сейсмограммой» нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.

Адорно - крупный авторитет в современной западной музыкальной эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик буржуазной культуры. Но, критикуя буржуазную действительность, Адорно не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений Адорно проявилось враждебное отношение к музыкальной культуре СССР и других социалистических стран.

Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетической и социологической концепции Адорно выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и современную буржуазную идеологию и идеологию социалистическую, Адорно не видел реального выхода из духовного и социального тупика современной буржуазной действительности и остался по сути дела во власти идеалистических и утопических иллюзий о «третьем пути», о некой «иной» социальной действительности.

Последние материалы сайта