Твердые и мягкие согласные звуки (конспект урока). Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных Конспект урока твердые и мягкие согласные звуки

16.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Согласные твёрдые и мягкие

Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развитие УУД

Личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;

Регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;

Коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

Личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.

Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.

II. Повторение изученного ранее.

1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.

Вода – водичка , май – майский, друг – друга , косить - косьба , расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках.(Один делает у доски). (Приложение №).

III. Подготовка к восприятию темы урока.

Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех . Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.

Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).

О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.

Выход на проблему . - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.

Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)

Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов (Приложение №4).

Инструктаж обучающихся.

Система само-и взаимооценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок;

1 балл - допущены 1-2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)

V. Работа над новой темой.

1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? (Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях!

2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.

1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова . Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.

2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости (обозначают мягкость согласных).

Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.

Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.

3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)

Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.

4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город , герб, флаг, школа , памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка

5. Деревня «Траскрипция».

Запись транскрипции слов . (1 ученик у доски ) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.

6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.

Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).

Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь.- Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.

7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Карточка №2 . мягких согласных.

(И. Бунин) Самопроверка.

V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279

VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.

Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.

Проанализируйте, как вы работали на уроке.

Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.

Итоговая оценка:

9-10 баллов – «5»

7 -8 баллов -«4»

4-6 баллов – «3»

1-3 баллов – «2»

0 баллов –«1»

Приложение №1

Карточка №1. Задание:

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Приложение №2

Маршрутный лист

Фамилия, имя_________________________________

Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.

1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.

Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____

2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.

[буквар, ], [дач, н, ик], [каз, ба], [р, эщ, ик], [й, ама], [й, ош]. Количество баллов _____

3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.

Количество баллов _____

4 Вставьте пропущенные буквы. П одчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Кругом нас были п…ля, глушь Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)

Количество баллов _____

5. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________

Самооценка Количество баллов ______

2 балла - нет ошибок.

1 балл – допущены ошибки.

0 баллов – задание не выполнено.

Всего баллов: ________

Приложение №3

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Приложение №4

Маршрутный лист

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было дОрОга отцов

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Цель: закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать потребность детей в обращении к словарю;
  • уточнять ориентировки в пространстве и времени;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки со словами “вьюга” , “метель” , “зима” , “пурга” ; “снежный ком” – скомканный лист белой бумаги; детский рисунок с “неправильными” снежинками; карточки со снежинками, на которых написаны названия месяцев и слова пословицы; альбомы; карандаши; таблица в виде домика для гласных букв; барабан для игры “Поле чудес”; конверты с заданиями; компьютер; диск с компьютерными играми “Помоги Гномику”, “Пчёлка собирает мёд”; Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова; массажные коврики синего и зелёного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Мы будем хорошо работать. У нас всё получится.

2. Словарная работа.

а) На столах лежат карточки с “половинками” слов (Приложение 1 ).

– Прочитайте слова про себя.

– Вслух первым слова прочитает тот, у кого карточки лежат на столе слева.

– Какое слово лишнее? Почему? (Зима)

– Уточните значение слов в словаре. В каком порядке расположены слова в словаре? (По алфавиту) Какое слово будет в словаре первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?

Дети работают со словарём, используя закладки.

Вьюга – снежная буря

Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

б) Игра “Снежный ком”

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

в) Упражнение в образовании слов.

Сам летит – самолёт,
сам катит – самокат,
везде ходит – вездеход,
листья падают – листопад,
вода падает – водопад,
звёзды падают – звездопад,
снег падает – снегопад.

г) Игра “Снегопад”.

На столах появляются “снежинки”. (Приложение 2 )

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Растираем ладони.

б) Игра “Ладушки”. (Дети играют парами)

4. Работа в альбомах.

– Рисовать будем снежинки. Сколько лучей у настоящей снежинки? Рассмотрите рисунок. На детском рисунке правильные снежинки? (Нет. У настоящей снежинки всегда 6 лучей.)

Альбомы закрепляются на партах. Ученики по сигналу учителя одновременно обеими руками 5 раз рисуют снежинки.

5. Введение в тему.

а) Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

– Закройте глаза. Послушайте и определите, какой мягкий согласный звук в слове “вторник”?

– Посмотрите на слово, объясните, почему буква н обозначает мягкий звук? (После буквы н написана гласная и )

б) На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

6. Физкультминутка.

Дети встают на массажные коврики. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля, ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

7. Игра “Поле чудес”.

На барабане 6 секторов. Дети по очереди крутят барабан, открывают конверт и выбирают любое задание. (В каждом конверте по 2–3 задания)

Задания по секторам:

Гласные а – я .

а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.

кра…ная лент…

м…тое пл…тье

гор…чий п…р

б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я .

Ирин…, Т...н..., пр...тки, и, игр...ли, в

в) Игра “Пчёлка собирает мед” (Приложение 4 ).

На экране 2 улья, на которых написаны слова с пропущенными гласными буквами а и я . Появляется пчела. На ведёрке с мёдом написана буква а (я).

– Прочитай слова. Определи, в какое слово вставить гласную. Щёлкни мышкой по слову.

Дети по очереди выполняют задание.

Гласные у – ю .

а) Загадка:

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

б) Игра “Хоккей”.

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это “хоккейные ворота”. “Шайбой” будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо “ловить”, “закрывать ворота”.

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

в) Прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Гласные о –ё .

а) Разминка.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

б) Прочитай слова. Замени гласную о на ё . Запиши слова парами:

нос – нёс вол – …

воз – … мол – …

в) Игра “Помоги Гномику”.

На экране река. На одном берегу стоит Гном. Его дом находится на другом берегу. Чтобы построить мост, надо восстановить слова, подобрав слог с гласной о или ё .

– Прочитай начало слова и слоги. Определи, какой слог добавить. Щёлкни мышкой по слогу.

Гласные ы – и.

а) Прочитай слова. Вставь буквы ы и и . Запиши 3 слова в тетрадь.

Сл_в_, р_б_, в_лк_, пт_ц_, к_т_, в_шн_, пл_т_, н_тк_, л_п_.

б) Исправь ошибки:

Сёстри Нына и Марына былы малы. Они любыли играть в кукли.

Буква ь .

а) Прочитай слоги. Соедини слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова.

школь чик

крыль ный

б) Прочитай слова первого столбика. Запиши слова, изменив их по образцу.

гуси – гусь журавли – …

голуби – … лебеди – …

снегири – … караси – …

– Какая пара слов лишняя? Почему? (Караси – карась)

8. Итог урока:

– Чему учились на уроке?

Т – трудно Т И С

И – интересно

С – старание

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – Л.Н. Ефименкова. – М.: “Просвещение”. – 1991. – 224 с.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Р.И. Лалаева. – Мю: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1998. – 224 с.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – И.Н.Садовникова. – Москва: “Гуманитарной издательский центр Владос”. – 1997. – 256 с.

Цель : создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твердости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество)

Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 (автор Т.Г. Рамзаева), карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для групповой работы, 3-цветные фишки (для оценивания).

Ход урока

1. Организационный момент.

Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

Жи-ши пиши (с буквой и)

Ча-ща пиши (с буквой а)

Чу-щу пиши (с буквой у)

Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

Наша речь состоит (из предложений)

Предложения (из слов)

Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Звуки мы (говорим, слышим)

Буквы мы (пишем, читаем, видим)

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

3. Актуализация знаний.

Найдите лишнюю букву. (ь знак звука не обозначает)

Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.

Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах) Приложение № 1 .

Например:

Но кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.

Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз. я
корен.
чел. век

Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?

(Дети высказывают свои предположения).

Дерево живет корнями, а человек – друзьями. /Человек без друзей, что дерево без корней/

В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.

4. Постановка проблемы.

Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):

  • Огонь

(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).

Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: Приложение № 2 ; Приложение № 3 .

Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)

5. Решение проблемы.

Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)

А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)

Вывод: не только ь знак, но и гласные е , ё , и , ю , я обозначают мягкость согласных

Сверяем наши выводы с правилом в учебнике на стр. 83. Записываем в тетрадь в виде схемы.

Физкультминутка (музыкальная) Приложение № 4 .

6. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа по карточкам:

  • 1 вариант - выписать слова с твердыми согласными
  • 2 вариант – выписать слова с мягкими согласными

Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.

7. Повторение. Работа в группах. Приложение № 5 .

В конвертах находятся слова на карточках разного цвета. Задание: распределить слова в три группы по определенным признакам.

Как проверить себя? Перевернуть карточки со словами, если в одном столбике слова одного цвета, значит задание выполнено верно.

8. Итог. Оценивание фишками

За что бы вы себя могли похвалить?

Какие трудности встретились на уроке?

9. Домашнее задание (по учебнику с.83 упр.143)

Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:

«Твердые и мягкие согласные»

составитель учитель-логопед

Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе

Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные "

ТИП УРОКА: урок -повторение .

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные:

Закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;

Повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

    Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза,

Совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;

Развивать речевую активность;

Развивать память, внимание и мышление.

    Воспитательные:

Повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;

- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;

Воспитывать умение слушать говорящего;

Формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

- Личностные : выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда .

- Метапредметные:

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

    Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности . (Слайд 1)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Вместе мы с тобой друзья.

Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).

Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.

3. Актуализация знаний, умений, навыков

Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э ).

Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).

Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)

Итак, давайте повторим еще раз правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).

Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ) .

4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:

- изолированных. Игра «Семафор».

Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….

- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»

По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.

- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)

В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.

Нос – нёс
Вол – вёл
Воз – вёз

была – била
выли – вили
мыла – Мила

рад – ряд лук – люк
мал - мял тук – тюк

сэр – сер ложка – Лёшка

5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:

- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…

Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай

- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?

6. Физминутка для глаз ( Слайд 5)

Дети следят за движущимися предметами на мониторе.

Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.

7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.

Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.

Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.

Прочитайте слоги, которые вы выписали.

Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.

Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.

Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.

По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Логопед: Итак, ребята, н аше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. ( Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).


Список использованных источников.

1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007

4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».

«Лесенка успеха»

Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

Последние материалы сайта