Строение клетки ткани органы системы органов. Функции и виды тканей (биология)

06.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тело многих живых организмов состоит из тканей. Исключениями являются все одноклеточные, а также некоторые многоклеточные, к примеру, к которым относятся водоросли, а также лишайники. В этой статье мы рассмотрим виды тканей. Биология изучает данную тему, а именно ее раздел - гистология. Название этой отрасли происходит от греческих слов "ткань" и "знание". Существуют очень многие виды тканей. Биология изучает и растительные, и животные. Они имеют существенные различия. биология изучает довольно давно. Впервые они описывались даже такими древними учеными, как Аристотель и Авиценна. Ткани, виды тканей биология продолжает изучать и дальше - в ХІХ веке их исследовали такие известные ученые, как Мольденгауэр, Мирбель, Гартиг и другие. С их участием были открыты новые типы совокупностей клеток, изучены их функции.

Виды тканей - биология

Прежде всего следует отметить, что ткани, которые свойственны растениям, не характерны для животных. Поэтому виды тканей биология может разделить на две большие группы: растительные и животные. Обе объединяют большое количество разновидностей. Их мы далее и рассмотрим.

Виды животных тканей

Начнем с того, что нам ближе. Так как мы относимся к царству Животные, наш организм состоит именно из тканей, разновидности которых сейчас будут описаны. Виды животных тканей можно объединить в четыре большие группы: эпителиальная, мышечная, соединительная и нервная. Первые три подразделяются на множество разновидностей. Только последняя группа представлена лишь одним типом. Далее рассмотрим все виды тканей, строение и функции, которые им характерны, по порядку.

Нервная ткань

Так как она бывает только одной разновидности, начнем с нее. Клетки данной ткани называются нейронами. Каждый из них состоит из тела, аксона и дендритов. Последние - это отростки, по которым электрический импульс передается от клетки к клетке. Аксон у нейрона один - это длинный отросток, дендритов несколько, они более мелкие, чем первый. В теле клетки находится ядро. Кроме того, в цитоплазме расположены так называемые тельца Ниссля - аналог эндоплазматического ретикуллума, митохондрии, которые вырабатывают энергию, а также нейротрубочки, которые участвуют в проведении импульса от одной клетки к другой. В зависимости от своих функций нейроны разделяются на несколько типов. Первый вид - сенсорные, или афферентные. Они проводят импульс от органов чувств к головному мозгу. Второй тип нейронов - ассоциативные, или переключающие. Они анализируют информацию, которая поступила от органов чувств, и вырабатывают ответный импульс. Такого виды нейроны находятся в головном и спинном мозге. Последняя разновидность - двигательные, или афферентные. Они проводят импульс от ассоциативных нейронов к органам. Также в нервной ткани есть межклеточное вещество. Оно выполняет очень важные функции, а именно обеспечивает фиксированное расположение нейронов в пространстве, участвует в выведении из клетки ненужных веществ.

Эпителиальная

Это такие виды тканей, клетки которых плотно прилегают друг к другу. Они могут иметь разнообразную форму, но всегда расположены близко. Все различные виды тканей данной группы имеют сходство и в том, что межклеточного вещества в них мало. Оно в основном представлено в виде жидкости, в некоторых случаях его может и не быть. Это виды тканей организма, которые обеспечивают его защиту, а также выполняют секреторную функцию.

Данная группа объединяет несколько разновидностей. Это плоский, цилиндрический, кубический, сенсорный, реснитчатый и железистый эпителий. Из названия каждого можно понять, из клеток какой формы они состоят. Разного типы эпителиальные ткани отличаются и своим расположением в организме. Так, плоский выстилает полости верхних органов пищеварительного тракта - ротовой полости и пищевода. Цилиндрический эпителий находится в желудке и кишечнике. Кубический можно найти в почечных канальцах. Сенсорный выстилает полость носа, на нем находятся специальные ворсинки, обеспечивающие восприятие запахов. Клетки реснитчатого эпителия, как понятно из его названия, обладают цитоплазматическими ресничками. Данная разновидность ткани выстилает дыхательные пути, которые находятся ниже носовой полости. Реснички, которые имеет каждая клетка, выполняют очистительную функцию - они в некоторой степени фильтруют воздух, который проходит по органам, укрытым этим видом эпителия. И последняя разновидность данной группы тканей - железистый эпителий. Его клетки выполняют секреторную функцию. Они находятся в железах, а также в полости некоторых органов, таких как желудок. Клетки данного вида эпителия вырабатывают гормоны, желудочный сок, молоко, кожное сало и многие другие вещества.

Мышечные ткани

Данная группа подразделяется на три вида. Мышца бывает гладкая, поперечно-полосатая и сердечная. Все мышечные ткани похожи тем, что состоят из длинных клеток - волокон, в них содержится очень большое количество митохондрий, так как им необходимо много энергии для осуществления движений. выстилает полости внутренних органов. Сокращение таких мышц мы не можем контролировать сами, так как они иннервируются автономной нервной системой.

Клетки поперечно-полосатой мышечной ткани отличаются тем, что в них содержится больше митохондрий, чем в первой. Это объясняется тем, что им требуется больше энергии. Поперечно-полосатая мускулатура способна сокращаться значительно быстрее, чем гладкая. Из нее состоят скелетные мышцы. Они иннервируются соматической нервной системой, поэтому мы можем сознательно их контролировать. Мышечная сердечная ткань совмещает в себе некоторые характеристики первых двух. Она способна так же активно и быстро сокращаться, как поперечно-полосатая, но иннервируется автономной нервной системой, так же, как и гладкая.

Соединительные виды тканей и их функции

Все ткани этой группы характеризуются большим количеством межклеточного вещества. В некоторых случаях оно выступает в жидком агрегатном состоянии, в некоторых — в жидком, иногда — в виде аморфной массы. К этой группе принадлежат семь типов. Это плотная и рыхлая волокнистые, костная, хрящевая, ретикулярная, жировая, кровь. В первой разновидности преобладают волокна. Она расположена вокруг внутренних органов. Ее функции заключаются в придании им эластичности и их защите. В рыхлой волокнистой ткани аморфная масса преобладает над самими волокнами. Она полностью заполняет промежутки между внутренними органами, в то время как плотная волокнистая формирует только своеобразные оболочки вокруг последних. Она также играет защитную роль.

Костная и формируют скелет. Он выполняет в организме опорную функцию и отчасти защитную. В клетках и межклеточном веществе костной ткани преобладают в основном это фосфаты и соединения кальция. Обмен данных веществ между скелетом и кровью регулируют такие гормоны, как кальцитонин и паратиреотропин. Первый поддерживает нормальное состояние костей, участвуя в превращении ионов фосфора и кальция в органические соединения, запасаемые в скелете. А второй, наоборот, при недостатке этих ионов в крови провоцирует получение их из тканей скелета.

Кровь содержит много жидкого межклеточного вещества, оно называется плазмой. Ее клетки довольно своебразны. Они подразделяются на три типа: тромбоциты, эритроциты и лейкоциты. Первые отвечают за свертывание крови. Во время данного процесса формируется небольшой тромб, который предотвращает дальнейшую кровопотерю. Эритроциты отвечают за транспорт кислорода по организму и обеспечение им всех тканей и органов. На них могут находиться аглютиногены, которые существуют двух видов — А и В. В плазме крови возможно содержание аглютининов альфа или бета. Они являются антителами к аглютиногенам. По этим веществам и определяется группа крови. У первой группы на эритроцитах не наблюдается аглютиногенов, а в плазме находятся аглютинины двух видов сразу. Вторая группа обладает аглютиногеном А и аглютинином бета. Третья — В и альфа. В плазме четвертой нет аглютининов, но на эритроцитах находятся аглютиногены и А, и В. Если А встречается с альфа или В с бета, происходит так называемая реакция аглютинации, вследствие чего эритроциты погибают и образовываются тромбы. Такое может произойти, если перелить кровь несоответствующей группы. Учитывая, что при переливании используются только эритроциты (плазма отсеивается на одном из этапов обработки донорской крови), то человеку с первой группой можно переливать только кровь его же группы, со второй — кровь первой и второй группы, с третьей — первой и третьей группы, с четвертой — любой группы.

Также на эритроцитах могут находиться антигены D, что определяет резус-фактор, если они присутствуют, последний положительный, если отсутствуют — отрицательный. Лимфоциты отвечают за иммунитет. Они делятся на две основные группы: В-лимфоциты и Т-лимфоциты. Первые вырабатываются в костном мозге, вторые — в тимусе (железе, расположенной за грудиной). Т-лимфоциты подразделяются на Т-индукторы, Т-хелперы и Т-супрессоры. Ретикулярная соединительная ткань состоит из большого количества межклеточного вещества и стволовых клеток. Из них образуются клетки крови. Эта ткань составляет основу костного мозга и других органов кроветворения. Также существует клетки которой содержат в себе липиды. Она выполняет запасную, теплоизоляционную и иногда защитную функцию.

Как устроены растения?

Данные организмы, как и животные, состоят из совокупностей клеток и межклеточного вещества. Виды тканей растений мы и опишем дальше. Все они делятся на несколько больших групп. Это образовательные, покровные, проводящие, механические и основные. Виды тканей растений многочисленны, так как к каждой группе принадлежит несколько.

Образовательные

К ним относятся верхушечные, боковые, вставочные и раневые. Основная их функция — обеспечение роста растения. Они состоят из небольших клеток, которые активно делятся, а затем дифференцируются, образуя любой другой вид тканей. Верхушечные находятся на кончиках стеблей и корней, боковые — внутри стебля, под покровными, вставочные — в основаниях междоузлий, раневые — на месте повреждения.

Покровные

Они характеризуются толстыми клеточными стенками, состоящими из целлюлозы. Они играют защитную роль. Бывают трех видов: эпидерма, корка, пробка. Первая покрывает все части растения. Она может иметь защитный восковый налет, также на ней находятся волоски, устьица, кутикула, поры. Корка отличается тем, что не имеет пор, по всем остальным характеристикам она сходна с эпидермой. Пробка — это мертвые покровные ткани, которые формируют кору деревьев.

Проводящие

Эти ткани бывают двух разновидностей: ксилема и флоэма. Их функции — транспорт растворенных в воде веществ от корня к другим органам и наоборот. Ксилема сформирована из сосудов, образованных мертвыми клетками с твердыми оболочками, поперечных перепонок нет. Они транспортируют жидкость вверх.

Флоэма — ситовидные трубки — живые клетки, в которых нет ядер. Поперечные перепонки имеют крупные поры. С помощью данной разновидности растительных тканей вещества, растворенные в воде, транспортируются вниз.

Механические

Они также бывают двух типов: это колленхима и склеренхима. Главная их задача — обеспечение прочности всех органов. Колленхима представлена живыми клетками с одеревеневшими оболочками, которые плотно прилегают друг к другу. Склеренхима состоит из вытянутых мертвых клеток с твердыми оболочками.

Основные

Как понятно из их названия, они составляют основу всех органов растения. Они бывают ассимиляционные и запасные. Первые находятся в листьях и зеленой части стебля. В их клетках находятся хлоропласты, которые отвечают за фотосинтез. В запасающей ткани накапливаются органические вещества, в большинстве случаев это крахмал.

Вопрос№1.

Анатомия как наука, её место среди биологических наук и связь с ними.

Анатомия - наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма животных в целом.

Первоначально под анатомией подразумевалось искусство рассечения трупов (ana – поровну, tomeo – режу, отсюда anatemno – рассекаю) с целью познания строения живого организма. На современном этапе анатомия является наукой о закономерностях строения и развития животных с учетом их видовых, породных, конституционных, половых и возрастных особенностей.

Анатомия относится к естественно-биологическим наукам.

Биология – (bios – жизнь, logos – учение, понятие) – наука о живых объектах, их организации и жизнедеятельности. Живое – это совокупность животных и растительных организмов, населяющих нашу планету.

По объектам изучения биология подразделяется на ботанику – учение о растительных организмах и зоологию – учение о животных организмах.

По характеру изучения биология делится на морфологию – учение о формах животных и растительных организмов и физиологию – наука о функциях живого организма.

Анатомию принято изучать в трех аспектах становления организма животных:

a) В его вполне сложившемся, взрослом состоянии – нормальная анатомия

b) В процессе индивидуального развития, т.е. онтогенезе , когда изучаются особенности строения и развития организма от момента зачатия до рождения, что составляет предмет изучения науки эмбриологии, и от рождения до смерти, т.е. в постэмбриональном периоде, что входит в задачу возрастной анатомии.

c) В процессе исторического развития, т.е. в их филогенезе , когда предметом изучения являются особенности строения и развития организмов от низших форм к высшим.

Анатомия подразделяется на:

· Макроскопическую, или просто анатомию, изучающую детали строения организма на органном и системном уровне

· Микроскопическую анатомию, когда организм изучается на тканевом – гистология и клеточном – цитология уровнях

· Макро-микроскопическую анатомию, изучающую детали строения организма, занимающие пограничную область видения между анатомией и гистологией.

С учетом практических задач анатомия подразделяется на описательную, или системную, теоретическую, функциональную, сравнительную, пластическую, топографическую и патологическую.

Описательная, или системная, анатомия дает сведения о строение животного в определенной последовательности по системам органов.

Теоретическая, или общая анатомия, когда даются общие сведения о принципах строения и закономерностях развития систем и органов в процессе фило- и онтогенеза.

К основным объектам изучения анатомии домашних животных относятся: лошадь, свинья, собака, птица.

К методам, с помощью которых осуществляется изучение строения тела животных, относятся:

· Препарирование

· Распиливание замороженных трупов

· Коррозия и рентгенография сосудов и полостных органов

· Фото и видео съемка

· Микроскопия

· Морфометрия – изменение органов

Вопрос№2.

Основные морфологические понятия: клетка, ткань, орган, система органов, организм как целое.

Организм – это целостная, исторически сложившаяся, все время меняющаяся система, имеющая свое особое строение и развитие, обусловленное конкретными условиями окружающей среды, к которым он приспособлен и вне которых его существование невозможно.

Клетка – мельчайшая оформленная частица организма, возникшая и оформившаяся в процессе исторического развития как высокоорганизованная форма живой материи.

Ткань – исторически сложившаяся система гистологических элементов (клеток), наделенная определенными морфологическими, физиологическими и биохимическими свойствами, отражающими особенности развития и выполняемые ею функции. Ткани живого организма делятся на 4 типа:

1. Эпителиальная, покрывающая тело снаружи и выстилающая трубчатые внутренние органы и замкнутые полости тела.

2. Ткани внутренней среды, обеспечивают обмен веществ, защиту:

· Соединительная

· Жировая

· Костная

3. Мышечная, главная функция – сократимость.

4. Нервная, осуществляет передачу нервных импульсов.

Из тканей построены органы.

Орган – это оформленная часть организма с внутренним строением из закономерно сочетанных тканей, объединенных в единое функциональное целое.

Система органов – это исторически сложившаяся совокупность органов, находящихся между собой в тесной морфологической и функциональной взаимосвязи и взаимозависимости.

В организме все системы органов (их всего 12) принято подразделять на:

1. Соматические:

· Костная система

· Система соединений костей

· Мышечная

· Общий кожный покров

2. Висцеральная (внутренняя):

· Пищеварительная

· Дыхательная

· Выделительная

· Органы размножения

3. Интегрирующая:

· Сердечнососудистая

· Нервная

· Эндокринная

· Органы чувств

Вопрос№3.

11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите основные жизненные функции клеток человеческого организма.

2. Какова структура и функции ядра клетки?

3. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?

4. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?

5. Чем представлена транспортная система клетки?

6. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?

7. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений?

8. В чем состоит функция лизосом?

9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

10. Что такое регенерация клеток?

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

2. О чем говорит тот факт, что клетки большинства живых существ устроены примерно одинаково?

3. При изучении клеток животных было выяснено, что аппарат Гольджи наиболее развит в клетках поджелудочной железы и слюнных желез, а митохондрии – в клетках сердца. Объясните этот факт.

4. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

5. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

6. Каким образом осуществляется точная передача наследственной информации при делении клеток?

7. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?

8. Какое универсальное свойство жизни обеспечивается работой ядра?

9. Какое еще вещество, кроме ДНК, содержится в ядре?

10. Как вы думаете, почему развитие современной медицины тесно связано с цитологическими исследованиями?

ТКАНИ И ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:

2. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:

A. Эпителиальной тканью

Б. Мышечной тканью

B. Соединительной тканью

3. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

А. Витамины

Б. Минеральные соли

В. Гормоны

4. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

A. Мышечной ткани

Б. Нервной ткани

B. Эпителиальной ткани

5. Промежутки между органами заполнены:

A. Мышечной тканью

Б. Рыхлой волокнистой тканью

B. Жировой тканью

6. Транспортную функцию в организме выполняет:

Б. Жировая ткань

В. Хрящевая ткань

7. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки:

A. Гладкой мышечной ткани

8. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

9. Нервные импульсы от тела нейрона передаются по:

А. Клеткам нейроглии

Б. Дендритам

В. Аксону

10. Почки являются основным органом:

A. Эндокринной системы

Б. Мочевыделительной системы

B. Половой системы

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Группа клеток одинакового строения, общего происхождения и выполняющих определенную функцию, называется...

2... ткани образуют поверхность кожи и слизистые оболочки... органов.

3. Железистые эпителиальные клетки выделяют различные... и образуют... внешней и внутренней секреции

4. Железы... секреции не имеют протоков и выделяют... непосредственно в...

5. Промежутки между органами заполняет... соединительная ткань, костная и хрящевая ткани выполняют... функцию, а кровь осуществляет... веществ и... защиту организма.

6. Основная особенность мышечной ткани – способность...

7... мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов, сокращение ее клеток происходит... от воли человека.

8. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует... мускулатуру, сокращается... и состоит из многоядерных клеток с поперечной...

9. Поперечно-полосатая... мышечная ткань характеризуется переплетениями между клетками и сокращается не отдельными волокнами, а целой...

10. Нервная ткань состоит из основных клеток – ..., способных вырабатывать и передавать нервные... и клеток..., выполняющих вспомогательную функцию.

Волкова Т.В., Государственное учреждение "Средняя школа № 19

отдела образования акимата города Костаная" г Костанай, Казахстан.

Класс: 6.

Тема урока: Клетка. Ткань. Орган. Система органов.

Цель: дать представление учащимся о клетке, тканях, органах и системах органов.

Задачи:

Образовательные: создать условия для осознания и осмысления знаний о строении и составе клетки, познакомить с видами тканей, органами, системами органами животных;

Развивающие: научить учащихся систематизировать знания о клетке и тканях растений, работать с микроскопом, дополнительной литературой, использовать имеющиеся знания в новой ситуации;

Воспитательные: воспитывать чувства необходимости изучения биологии.

Оборудование : таблицы «Клетка», «Ткани», «Органы», презентация «Клетка. Ткань. Орган. Система органов», интерактивная доска,

интерактивное задание «Заполните таблицу «Сходство и различие простейших», карточки с заданиями.

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый, проблемный.

Приемы деятельности учителя: организация повторения материала

предыдущего урока, заполнение таблицы, решение головоломки, игры, карточки – задания в стихотворной форме, рубрика «А знаете ли вы…»

Организация деятельности учащихся : работа по карточкам, работа по

рядам на тему «Простейшие» (головоломка, игры), занимательные задания, обобщают материал, делают вывод по новой теме.

Основные понятия и термины урока:

    Клетка -

    Цитология –

    Кариоплазма -

    Органоиды -

    Ткань –

    Нейрон -

    Гистология -

    Орган -

    Система органов –

Источник информации: учебник под редакцией Жунусова К и др., стр. 128 – 131, таблицы, рисунки, презентация.

Ход урока:

I . Орг. момент.

II . Проверка домашнего задания:

А знаете ли вы, что А. Левенгук подарил Петру I микроскоп при тайной встрече, который до сих пор хранится в Кунсткамере в Петербурге.

А). Работа по карточкам.

1. Ползет амеба по субстрату,

Машет псевдоподией…

(О чем здесь говорится? При помощи чего передвигаются другие простейшие).

2. «А ведь мы – и корм для рыб,

И радость детям малым,

И фильтры мы живые для воды».

(О чем здесь говорится и продолжить).

3. Мы, зеленые Эвглены,

Вам расскажем непременно

Основные принципы

Процесса фотосинтеза!

Утром солнышко взошло -

И процесс у нас пошел,

И крахмал, и сахар есть,

Кислорода же не счесть.

(О каком процессе здесь говорится?).

Б). Слайд 2 . Игра. (1 ряд).

К каким классам они относятся?

В). Слайд 3. Головоломка . 2 ряд


(Ответ: Амеба дизентерийная – это возбудитель кишечной дизентерии у человека).

(Сообщение ученика).

Знаете ли вы, что за последние 2000 лет в Средиземноморье из – за малярийного плазмодия погибло больше людей, чем во всех войнах вместе взятых (Африка, Америка).

Малярийный плазмодий – возбудитель малярии. Переносится малярийным комаром – анофелесом. Со слюной последнего попадает в кровь человека и разрушает красные кровяные тельца – эритроциты. Опасен. Распространен

в основном в теплых странах.

Г). Слайд 4 . 3 ряд.


Д). Работа с классом.

1). Немецкий ученый Келлер в 1897 г. Записал в своем дневнике: «Дом, в котором я жил, стоял на берегу. С каждым ударом волны моя комната озарялась столь ярким светом, что я ясно мог различить отдельные предметы…» Объясните, с чем это связано свечение воды в теплых морях?

(простейшие – ночесветка).

2). О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»:

А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей…

(Простейшие не имеют постоянной формы).

3).Инфузория – туфелька переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся бактерии. Эвглена зеленая перемещается из темноты на освещенное место. Что общего между этими явлениями?

4). Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают?

Е). Работа учащихся на интерактивной доске .

Заполните таблицу «Сходство и различие простейших»:

Структура

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория- туфелька

1. Оболочка

2. Цитоплазма

3. Ядро

4. Ложноножки

5. Жгутики

6. Реснички

7. Сократительная вакуоль

8. Ротовое отверстие

9. Хлоропласты

10. Пищеварительная вакуоль

Ж). Слайд 5.


Ответ: Самыми древними среди простейших считаются жгутиковые.

III . Изучение нового материала.

Слайд 6 . Тема .

Слайд 7 . Основные понятия и термины темы.

1). Клетка – структурная единица строения организма.

1838 – 1839 гг. Т. Шванн и Т. Шлейден – осноположники клеточной теории: все организмы растений и животных состоят из клеток.

Как называется наука о клетке?

Клетка любого организма имеет общий план строения и сходный химический состав. В многоклеточном организме клетки специализированы.

Например, мышечные клетки (мышечные волокна) имеют удлиненную форму, нервные клетки, связывающие различные части тела, имеют длинные отростки.

Клетка – единица строения тела, или другими словами, структурная единица организма.

Что же является общим в строении всех клеток организма?

Слайд 8. Строение клетки .

Главными частями любой клетки являются ядро и цитоплазма .

Каждая клетка имеет оболочку мембрану.

Ядро – обязательная часть любой клетки, способной к делению. Оно заполнено ядерным соком – кариоплазмой . В ней находятся одно или несколько ядрышек и хромосомы – носители наследственных задатков организма. Ядро отделено от цитоплазмы клетки ядерной мембраной, через которую происходит обмен веществами между цитоплазмой и ядром.

Цитоплазма клетки - полужидкая среда, в которой располагаются ядро и мельчайшие структуры – органоиды клетки.

Органоиды – постоянные клеточные структуры.

К ним относятся митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, лизосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр.

Органоиды обеспечивают жизнедеятельность клетки:

Рибосомы – синтез белков, митохондрии – «энергетические станции», снабжают клетку энергией; лизосомы растворяют остатки и отжившие свой срок органоиды.

2). Ткани. Виды и функции тканей.

Гистология – наука о тканях.

Ткань – группы клеток и межклеточного вещества, имеющие сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции.

Каждый орган состоит из нескольких тканей, но одна из них является преобладающей.

Слайд 9 . Схема «Виды тканей ».

Рис75 стр. 129 учебник.

А). Эпителиальная (пограничная, покровная) ткань – наружный покров кожи, выстилают внутреннюю поверхность полых органов, кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников.

Таким образом , она располагается там, где тело соприкасается с внешней средой – с воздухом, пищей и т.д.

Ткани эпителия: плотный, ресничный, железистый эпителий и др.

Строение : клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Функции : защитная, всасывающая, секреторная.

От чего зависит развитие этой ткани? (От уровня организации животных).

Например, тело рака, насекомого покрыто хитином – плотной оболочкой, не пропускающей воду и газ.

У моллюсков тело упрятано в раковину; тело рыбы, ящериц, змей – роговой костной чешуей; у птиц – перьевой покров; у зверей – шерстью.

Б). Соединительная ткань.

Слайд 10.

Соединительная ткань – клетки располагаются рыхло, много межклеточного вещества.

Виды: костная (скелет); хрящевая (скелет, органы дыхания, ушная раковина); жировая (подкожная жировая клетчатка); кровь (полости сердца и

кровеносных сосудов); волокнистая – во всех органах.

Во многих тканях их основные функции определяются не столько строением клеток, сколько их межклеточным веществом. Так, прочность костей зависит от межклеточного вещества , содержащего твердые неорганические элементы, сцементированные органическими веществами.

Они имеют форму пластинок, расположение которых обеспечивает прочность кости. В костной ткани межклеточное вещество твердое и прочное, а в хрящевой – прочное и эластичное. Костная ткань – прочная, но менее гибкая, чем хрящевая, так как она пропитана минеральными солями.

мышцы

Мышечная ткань образована мышечными волокнами – вытянутыми клетками.

Гладкая – из веретеновидных клеток с одним ядром.

Поперечнополосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, сокращение которых зависит от воли человека, например, перемещение тела в пространстве. Она состоит из длинных многоядерных волокон .

Г). Нервная ткань. Слайд 12.

Нервная ткань состоит из нервных клеток- нейронов с отростками.

Нервная ткань способна возбуждаться и передавать возбуждение.

3. Органы и системы органов.

Из тканей построены органы организма.

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая определенные функции .

В состав каждого органа входят соединительная ткань, нервная и кровеносные сосуды. Обычно орган состоит из нескольких тканей, но одна из них играет ведущую роль. Например, желудок – железистый эпителий, вырабатывает желудочный сок; мышечная ткань в стенках желудка способствует измельчению и передвижению пищевой кашицы в кишечник.

Органы, выполняющие общие функции, объединяются в систему органов: покровная, опорно – двигательная, дыхательная, кровеносная, пищеварительную, выделительная, нервная, органы чувств, железы внутренней секреции, репродуктивная.

4. Организм – единое целое.

Объясните, почему все органы систем находятся в тесной взаимосвязи и работают согласованно? Приведите примеры.

IV . Закрепление.

    Что изучает цитология?

    Каково строение клетки?

    Перечислите виды тканей.

V . Вывод урока:

Клетка является структурной единицей многоклеточного организма, объединяясь которые образуют ткани, ткани - органы, а органы- системы органов.

VI . Д/З: 35. Объясните единство цепи: «клетка – ткани – орган – система органов».

VII . Рефлексия ( слайд 15).

Тест по биологии Общий обзор организма для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 12 заданий.

1 вариант

1. Основными признаками эпителиальной ткани явля­ются:

А. Развитое межклеточное вещество, обилие крове­носных сосудов, быстрая смена клеток
Б. Неразвитое межклеточное вещество, быстрая сме­на клеток, ороговение
В. Способность к сокращению, большой срок жизни клеток, отсутствие межклеточного вещества

2. Нейрон — это:

А. Многоядерная клетка с отростками
Б. Одноядерная клетка с отростками
В. Безъядерная, сократимая клетка
Г. Одноядерная клетка с множеством ресничек

3. Какая из тканей выполняет функцию согласованной регуляции жизнедеятельности организма?

А. Соединительная
Б. Мышечная
В. Нервная
Г. Эпителиальная

4. По какому наиболее точному признаку можно отли­чить под микроскопом гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых?

А. По цвету
Б. По количеству ядер в клетках
В. По количеству межклеточного вещества
Г. По наличию ресничек

5. Каковы особенности соединительной ткани?




6. Какие системы органов регулируют деятельность всего организма?

А. Опорно-двигательная и пищеварительная
Б. Кровеносная и дыхательная
В. Нервная и эндокринная
Г. Выделительная и покровная

7. Основная функция почек:

А. Выработка гормонов
Б. Газообмен
В. Фильтрация крови

8. Какой из перечисленных органов не относится к пищеварительной системе?

А. Печень
Б. Селезенка
В. Глотка
Г. Поджелудочная железа

9. Сформулируйте определение следующего понятия: Орган — __________

10. Перечислите функции кровеносной системы.

11. Какая из последовательностей понятий отражает ор­ганизм как единую систему?

А. Орган — ткань — организм — клетка — молеку­лы — системы органов
Б. Молекулы — ткани — клетки — органы — систе­мы органов — организм
В. Молекулы — клетки — ткани — органы — систе­мы органов — организм
Г. Системы органов — ткани — организм — клетки — молекулы

12. Обобщите пары понятий:

А. Кровь — кость __________
Б. Митохондрии — рибосомы __________

2 вариант

1. Какие функции выполняет эпителиальная ткань?

А. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ, от механических повреждений
Б. Обеспечивает движение тела в пространстве
В. Служит для отложения питательных веществ
Г. Обеспечивает связь между органами

2. Основу скелетной мускулатуры составляют:

А. Гладкие мышцы
Б. Поперечно-полосатые, многоядерные волокна
В. Поперечно-полосатые, одноядерные, переплетающиеся волокна

3. Нервная ткань в организме выполняет функцию:

А. Защиты от механических повреждений
Б. Регуляции процессов жизнедеятельности
В. Отложения питательных веществ
Г. Передвижения веществ в организме

4. Каковы особенности эпителиальной ткани?

А. Состоит из клеток с короткими и длинными отро­стками
Б. Состоит из мышечных волокон
В. Образована плотно прилегающими друг к другу клетками, межклеточное вещество слабо развито
Г. Клетки не прилегают друг к другу, между ними находится межклеточное вещество

5. Основная функция легких:

А. Выработка гормонов
Б. Газообмен
В. Фильтрация крови
Г. Всасывание питательных веществ

6. Какой из перечисленных органов не относится к нервной системе?

А. Спинной мозг
Б. Почки
В. Головной мозг
Г. Нервы

7. К какой ткани относится кровь?

А. Мышечной
Б. Нервной
В. Соединительной
Г. Эпителиальной

8. Какая ткань состоит из удлиненных заостренных клеток, содержащих по одному ядру?

А. Поперечно-полосатая мышечная
Б. Нервная
В. Гладкая мышечная
Г. Эпителиальная

9. Сформулируйте определение следующего понятия: Система органов — __________

10. Перечислите функции покровной системы органов.

11. Исключите лишнее:

А. Гортань — трахея — пищевод — бронхи — легкие
Б. Почки — мочеточники — семенники — мочевой пузырь

12. Обобщите пары понятий:

А. Дендрит — аксон __________
­Б. ДНК — РНК __________­

Ответ на тест по биологии Общий обзор организма
1 вариант
1-Б
2-Б
3-В
4-Б
5-Г
6-В
7-В
8 — В (глотка — орган пищеварения, все остальное — железы)
9 — орган — часть тела, имеющая определен­ную форму, строение, месторасположение и выполняю­щая одну или несколько функций
10 — защитная, транспортная, обмен веществ;
11-В
12.
А — соеди­нительная ткань
Б органоиды клетки
2 вариант
1-А
2-Б
3-Б
4-В
5-Б
6-Б
7-В
8-В
9 — система органов — это органы, объединен­ные анатомически, имеющие общий план строения, об­щее происхождение и выполняющие единые функции
10 — защитная, обмен веществ, терморегуляция, секре­ция
11 — пищевод, семенники
12.
А — отростки ней­рона
В — нуклеиновые кислоты

Последние материалы сайта