Тест «16 ассоциаций. Упражнение-тест «16 ассоциаций». Универсальное по работе с проблемами Упражнение для студентов ассоциации в парах

14.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

  • Введите первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
    Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
    Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  • Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
    Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
  • Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов .
  • Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
  • *Ваше Имя:

    *Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60

    *К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое

    *Ваше образование:
    -- начальное среднее среднее/специальное неполное высшее высшее 2 высших и более ученая степень

    *Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
    -- денег не хватает даже на самые необходимые продукты все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны можем себе практически ни в чем не отказывать не желаю отвечать на данный вопрос

    Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
    1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т :
    2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д :
    3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б :
    4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М :
    5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г :
    6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А :
    7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж :
    8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О :
    9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К :
    10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р :
    11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В :
    12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н :
    13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З :
    14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П :
    15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л :
    16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С :
    Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья Абер Мария

    Упражнение 24. Свободные ассоциации

    Перед выполнением

    Метод свободных ассоциаций был изобретен еще в пору классического психоанализа, с тех пор немало изменился по форме и по смыслу и в первоначальном виде сейчас почти не применяется.

    Однако в качестве упражнения, работающего на лучшее понимание и принятие себя, свободные ассоциации просто незаменимы!

    Выполнение

    Попросите кого-нибудь из близких, друга или родственника, написать для вас на листе бумаге список из 20–30 слов. Пусть это будут любые слова, но из разных сфер жизни, качественные и количественные характеристики, разные части речи, одушевленные и неодушевленные предметы. Пусть ваш помощник, так же как в предыдущем упражнении, запишет свои слова в столбик – по одному на строчку.

    Ваша задача состоит в том, чтобы, особенно не задумываясь, подобрать ассоциацию к каждому из этих слов. Рядом с каждым словом запишите первую ассоциацию, которая придет в голову.

    Второй вариант выполнения этого упражнения – на слух и под запись на диктофон: ваш помощник произносит слово, а вы быстро называете ассоциацию к нему.

    После того как дело сделано, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и поблагодарите близкого человека за участие.

    Перечитайте или прослушайте то, что получилось. Теперь пришло время для размышлений и рефлексии! Постарайтесь поймать эмоции, которые возникают при прочтении или произнесении того или иного слова. Подумайте, почему именно такую ассоциацию это слово вызвало. Попробуйте оценить ассоциации – нравятся ли они вам; какое отношение они имеют к вашей настоящей, прошлой или будущей жизни; что получится, если продолжить ассоциативный ряд.

    Всегда помните, что в подобных упражнениях не бывает правильных или неправильных ответов (или ассоциаций) . Это и подобные упражнения – все равно что задушевная, искренняя беседа с самим собой. Это попытка понять и – обнять себя.

    После выполнения

    Свободные ассоциации прекрасно годятся не только как упражнение вообще , но и как способ разобраться с насущными, актуальными задачами. Так, метод свободных ассоциаций эффективен, когда хочется (а не «можется») понять, как вы относитесь к той или иной ситуации, какое решение лучше принять, какую стратегию выбрать при преодолении проблемы.

    Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

    Движение зигзагом и свободные ассоциации Движение зигзагом - это именно мудрость процесса; оно происходит от чувства свободы и осознания всякого возникающего пути, или интереса к следованию ему. Оно кажется столь фундаментальной потребностью, что если его

    Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

    Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

    Из книги Архетипическое исследование сновидений автора Найденов Евгений

    Почему свободные мужчины выбирают замужних женщин Итак, почему же все-таки он выбрал именно замужнюю? Да потому, что с замужней женщиной проще. Замужняя дама на свободное время не посягает, беременностью не шантажирует, от венерических заболеваний страхует и связь не

    Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

    5. Свободные ассоциации

    Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

    Что есть отношения свободные? Отношения, включающие, по проницательному определению Э. Фрома, Заботу, Уважение, Ответственность и Знание.Ответственность – это то, чего не хватает в жизни, чтобы почувствовать себя свободным!Вы хотите свободы?А для чего вам

    Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

    Ассоциации Редукция ассоциаций - важный базовый эффект марихуаны. Он способствует расширению времени, сенсорному расширению и повышению внимания, предоставленного для фокусировки сознания. Тем не менее в состоянии кайфа не все ассоциативные паттерны теряют свою силу.

    Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

    Свободные отношения и стиль жизни Мужчины и женщины могут жить как поодиночке, так и вместе, будучи автономными, сотрудничающими и равными в правах. Женщины могут делать карьеру, не становясь при этом Королевой Пчел, или стать матерью множества детей в огромном доме с

    Из книги Человек - человек автора Воробьев Геннадий Григорьевич

    Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

    Римские ассоциации Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны.Козьма Прутков Прямо из автобуса мы попадаем в древний мир Помпеи. Здесь сохранилось все: улицы, переулки, дома, вещи. Нет только людей. Стертый от рук мрамор водопроводного фонтана.

    Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

    Ассоциации Самой эффективной мнемотехникой является метод ассоциативного запоминания, то есть соотнесения новой информации с чем-то уже знакомым. Чем более качественную ассоциацию вам удастся подобрать, тем больше шансов, что в будущем вспомните нужную информацию. Вот

    Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

    Свободные ассоциации и открытая форма Подход к деталям и относительной значимости в «Правилах игры» поразительно напоминает психоаналитический метод свободных ассоциаций, когда пациент говорит все, что приходит ему в голову. Уравновешенная «свободно парящим

    Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

    Меняйте ассоциации История служит отличным средством для создания ассоциаций, к которым вы можете привязать свои идеи, но использование одних только историй – это тоже шаблон. Поэтому время от времени прибегайте к аналогии или практическому

    Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

    Ассоциации Самый надежный способ запомнить имена – пользоваться ассоциациями. Вот несколько советов.Профессия. Иногда можно связать особенность внешности человека с его профессией, а профессию – с именем. Предположим, вы познакомились с господином Слони, пианистом.

    Из книги автора

    Глава 3 Свободные черты: нехарактерное поведение и сила характера Иногда я бываю настолько не похожим на самого себя, что меня можно принять за другого человека с характером, противоположным моему. Жан-Жак Руссо. «Исповедь» Знакомы мне глаза уже, все это знаю

    Из книги автора

    Мир идей: личные проекты и свободные черты Помимо биологических и социальных факторов, на наше поведение влияет мир идей, или идеогенные мотивы. Они представляют собой планы, стремления, обязательства и личные проекты, реализацией которых мы занимаемся. Они являются

    Когда мы работаем с запросом клиента в технике , то наблюдаем удивительную картину: Если удается в самом начале найти и проработать глубинные ассоциации по теме запроса, то зачастую сама тема либо обнуляется либо становится весьма незначительной, с которой клиент может легко справляться. Эффект этот зависит в наибольшей степени от умения терапевта выйти с клиентом на глубинные ассоциативные связи запроса.
    Техника «16 ассоциаций» помочь прорваться на этот глубинный уровень, обойдя ментальные ловушки и сопротивление клиента.

    «16 ассоциаций» — это упражнение из области психолингвистики, направленное на поиск вашей глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову или понятию.

    Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле – то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.

    С помощью упражнения «16 ассоциаций» можно потянуть за выбранное ключевое слово, как за ниточку, и вытащить на свет основные связанные с ним ассоциации – чтобы найти ту, которая оказывает наибольшее влияние на наше восприятие ключевого слова. Это влияние практически всегда подсознательное – ведь активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды.

    Результат техники «16 ассоциаций»
    1. Осознание того, что влияет на наше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту.
    Даже если вы выполните «16 ассоциаций» и ничего больше не будете предпринимать для работы над той сферой, слово из которой вы выбрали, а через три-шесть месяцев повторите упражнение – то получите уже другой результат и увидите, что ваше отношение к ключевому слову изменилось. Так работает осознание: выгрузив свои мысли и ассоциации на белый лист, мы, люди, просто не можем не начать их анализировать. Во-первых, перенося слова и из головы на бумагу, мы освободили часть мозговых ресурсов, во-вторых, мы видим графически выраженные взаимосвязи, а в-третьих – нам любопытно. Почему именно так? Откуда взялось то и это? Размышляем, вспоминаем, анализируем, делаем выводы – и получаем вторую пользу.

    2.Трансформационный эффект. Осознанное восприятие меняет отношение, и этому тоже есть объяснение в механизмах работы памяти: учеными установлено, что вспоминаем мы не само событие, а последнее воспоминание о нем. Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь. От того, какими эмоциями будут окрашены эти ассоциации, будет зависеть, насколько сильно изменится общий эмоциональный окрас цепи – и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова. А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

    3.Мы получаем готовую карту для дальнейшей работы и прояснение запроса. Становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

    Итак, осознанность, трансформационный эффект и вопрос «И что теперь, когда?..».
    Чем выше осознанность, чем честнее с собой человек и чем искреннее он настроен на работу над собой – тем сильнее будут изменения в результате выполнения техники.

    Выбираем слово, с которым будем работать. При запросе на беременность при бесплодии-это слово Ребенок или Беременность
    Подумайте о Беременности…Беременности вообще вообще… Беременности,как понятии… вашей личной Беременности… Теперь напишите в столбик 16 ваших ассоциаций к слову Беременность. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения… Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения.

    Объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.
    Для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.
    Когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку.

    И снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.
    Продолжаем, пока не останется одно слово.

    Обратите внимание, что при нахождении последнего слова – глубинной ассоциации – всегда присутствует реакция в теле.

    Обратите внимание на позитивные и негативные слова — каких больше? В каком столбце?
    Глубинная ассоциация-это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать.
    «Ключи» к технике «16 ассоциаций» — что скрывается в каждом столбце:
    Первая колонка слов показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…

    Вторая колонка – уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.

    Третья – образы наших эмоций в отношении ключевого слова.
    Последняя- последние два слова перед ключевым помогают выявить корень проблемы, самые значимые вопросы и внутренние стратегии выбора.
    Важно в ходе упражнения сосредоточиться не на общепринятых ассоциациях, а на своих личных, звучащих внутри вас.Если возникает ступор,еще и еще раз проговорите внутри себя пару слов и прислушайтесь- что их обьединяет или чем они для вас не являются оба.Правильно найденная ассоциация дает явную телесную реакцию, особенно это касается последней, глубинной.

    Вторая подсказка– следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.
    Реакция достаточно сильная, и тот, кто выполнял упражнение, никогда не сможет от себя скрыть – комфортно ему с такой глубинной ассоциацией или нет, негативная она или позитивная.
    Если одно и то же слово приходит к вам на разных уровнях снова и снова (а повторять уже использованные слова в упражнении нельзя) – то это подсказка от вашего подсознания. Скорее всего, запускаемая именно этим словом цепь влияет на ваше восприятие первого.
    Очень полезно предложить клиенту сделать это же упражнение, проведя его в состояние Внутреннего ребенка.
    Сравните результаты.
    Может всплыть глубокий внутренний конфликт и появится активный запрос на терапевтическую сессию.

    Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

    Что такое ассоциации?

    Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

    Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

    Виды ассоциаций

    Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

    1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
    2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
    3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
    4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
    5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
    6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
    7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
    8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
    9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

    В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

    • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
    • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
    • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

    Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

    Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

    С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

    Как развивать ассоциативное мышление?

    Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

    Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

    Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

    Упражнения

    Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

    Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

    Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

    Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

    • Русский поэт - Пушкин
    • Домашняя птица - курица
    • Фрукт - яблоко
    • Часть лица - нос

    Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

    Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

    Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

    Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

    1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
    2. затрагивать различные органы чувств;
    3. быть необычной, но осмысленной вами;
    4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

    А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

    Итак, второе правило запоминания:

    Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий - и совершенно непонятно, что?
    Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать.
    Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать - то эта статья для вас. Технику, которую хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении двух с половиной лет с привлечением более двухсот участников. Так что за качество отвечаю:)

    Почему мы вдруг впадаем в ступор?

    Часто причина в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.
    Моё спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.
    Вот что они говорят об устройстве нашего мышления.

    Наш мозг устроен так, что, когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле - то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Так работают ассоциации и цепочки ассоциаций.
    Добавьте к этому знание о том, что лучше всего мы запоминаем то, что окрашено эмоционально. Позитивная это окраска или негативная - для мозга не так важно, главное — наличие самой эмоции.

    Чтобы выявить причины внутреннего ступора и самостоятельно его преодолеть, предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.
    Упражнение «16 ассоциаций» помогает сделать это быстро, мягко и хитро́. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение основано на методе свободных ассоциаций Юнга и дополнено здесь теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

    Каких результатов ждать?

    В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко - это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.

    Инсайт (от англ. insight - озарение, прозрение) — состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации.

    • С помощью «16 ассоциаций» можно:
    • построить карту своих ассоциативных связей
    • отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы
    • увидеть корень проблемы
    • усилить осознанность
    • получить инсайт

    Техника выполнения

    Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине.
    Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 - это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

    Первый этап

    Создайте запрос. Что меня сейчас волнует больше всего? Сформулируйте одним словом или коротким словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома - возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив - возьмите слово «работа».
    Чтобы сделать результат более глубоким - выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.
    Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

    Второй этап

    Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии, как о том: 1) что имеет отношение лично к вам и 2) как об отвлечённом понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим - раз оно пришло, значит, это ваша ассоциация.

    Третий этап

    Соедините слова попарно, как на фотографии (фрагмент рабочего листа): первое со вторым, третье с четвёртым и так далее. Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое - это честность. Чем честнее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.
    Второе правило - слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.
    Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).
    Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию – слово, которое объединяет эти два лично для вас. Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе и к своему телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно - или можно сформулировать точнее?
    Используйте существительные, глаголы и наречия.

    Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится?

    Визуализируйте - представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?
    Прислушивайтесь к ощущениям в теле - выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь - какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.
    Проверка на честность. Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное - именно для вас?

    Четвёртый этап

    У вас получилось восемь слов. Объедините уже их попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется - запишите его внизу и ищите другую ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
    Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
    Теперь объедините получившиеся два слова в одно.
    Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

    Как работать с результатами.

    Первое и главное — разделять «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова - всего лишь ассоциации. (Депрессия не имеет ничего общего с учёбой.)

    Второе — посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учёба ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
    Финальное слово может быть и позитивным, тогда оно может стать ресурсом — той ассоциацией и тем образом, который придаёт вам сил и желания действовать.
    Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это даёт трансформационный эффект.

    Третье — определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.

    Что обозначает каждый из столбцов?
    Первый (16 слов) - это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
    Второй (8 слов) - это ментальный уровень: подсознательные мысли.
    Третий (4 слова) - уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырёх слов.
    Четвёртый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».

    Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.
    Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?
    Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса?

    Четвёртое — перепишите «деструктивный код» Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно - мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».
    Можно просто повычёркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

    Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

    Ещё более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдёте в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

    Пятое — посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас - признание достижений, а достижения - приносят доход… Но как ещё можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своём мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы поработали на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

    Шестое — зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
    Действуйте!

    Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нём дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.

    Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?

    Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса).
    Проделайте упражнение ещё раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

    И напоследок:

    Современные учёные утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем - тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление - и тренируем мозг!

    Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер. Обычно, когда мы задаём вопросы сами себе, бывает сложно обойти внутренние психологические защиты. А с помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.
    Лично для меня «16 ассоциаций» стали надёжным инструментом саморазвития и самоисследования.
    Меняйте своё мышление, получайте инсайты и действуйте!

    Последние материалы сайта