Танталовы муки значение. "Танталовы муки". Происхождение и значение фразеологизма

12.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Танталовы муки
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям - они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

  • - Из названного по первой строке стихотворения «Милый друг, я знаю...» русского поэта Семена Яковлевича Надсона: Милый друг, я знаю, я глубоко знаю, Что бессилен стих мой, бледный и больной...
  • - Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии, был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - тант"аловы м"уки, тант"аловых м"...

    Русский орфографический словарь

  • - страдания вследствие неудовлетворенных желаний Тантал - мученик Ср. Что меня держит? - думал он: - для чего я здесь сижу и изнываю, как истинный, не баснословный Тантал? В.И. Даль. П.А. Игривый...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Танталовы мученія страданія вслѣдствіе неудовлетворенныхъ желаній. Танталъ мученикъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - МУ́КИ АДА. Разг. Экспрес. Тяжкие мучения, страдания...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. УЧЕНЬЕ -...
  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - 1. Курск. О чём-л. очень трудном. БотСан, 82. 2. Прикам. Болезнь, напущенная по наговору. МФС, 60...
  • - Книжн. О сложностях писательского труда. /i> Выражение из стихотворения С. Я. Надсона «Нет на свете мук сильнее муки слова» . БМС 1998, 390...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 4 испытывавший мучения испытывавший страдания мучившийся страдавший...

    Словарь синонимов

  • - невзгоды, страдания, терзания, мучения...

    Словарь синонимов

  • - позднее сожаление, раскаяние, сожаление, угрызения...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 муки тантала мучение...

    Словарь синонимов

"Танталовы муки" в книгах

Незаслуженные муки

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

Незаслуженные муки Авдотья Матвеевна, измученная старостью и болезнями, отдала богу душу, вымолив кое-какие льготы для себя в той новой, немного пугающей жизни.Сделка состоялась далеко от дома, в городской больнице, на скрипучей казенной кровати с панцирной сеткой, в

Муки музы

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Муки музы Таланты рождаются плеядами.Астрофизики школы Чижевского объясняют их общность воздействием солнечной активности на биомассу, социологи - общественными сдвигами, философы - духовным ритмом.Казалось бы, поэзию двадцатых годов можно представить в виде

Муки любви

Из книги В поисках Марселя Пруста автора Моруа Андрэ

Муки любви Какой же будет вторая ступень? A priori кажется, что совместная жизнь двух существ, объединенных двумя недоразумениями, которые считают, что увидели друг в друге то, чего там на самом деле не было, может стать лишь мучительным пробуждением и провалом. Мы обручаемся

1. МУКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

1. МУКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И тут меня вызвал шеф-пилот фирмы Микояна Александр Васильевич Федотов. Он сидел в машине вместе с Петром Максимовичем Остапенко. Они со мной поговорили, и Федотов спросил: как я отнесусь к предложению пойти к ним на фирму?- Положительно, - ответил

Дамьеновы муки

Из книги Истории давние и недавние автора Арнольд Владимир Игоревич

Дамьеновы муки Когда Дамьен пырнул ножом Людовика XV в Версале, тот потребовал, чтобы охрана сохранила ему жизнь. Хотя ноги Дамьену и переломали, так что он вплоть до «казни по обычаю предков» лежал, прикованный к специальному матрацу и вставать не мог, он был вполне

Глава XII Танталовы муки

Из книги Сталинским курсом автора Ильяшук Михаил Игнатьевич

Глава XII Танталовы муки Словно наверстывая потерю времени на стоянках, поезд развивал бешеную скорость. Нас подкидывало и качало, как на судне во время шторма. Старые вагоны скрипели, трещали, грохотали. Казалось, крыша вот-вот сорвется и упадет на голову. Мы мчались «на

6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализмизм)

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализмизм) Одним из духовных наследников философии жизни стал экзистенциализм – широко распространенное направление в современной философии. Его родоначальником, а вернее, предшественником считается живший в XIX

§ 40. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 40. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм) Одним из духовных наследников философии жизни стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление в современной философии. Его родоначальником, точнее, отдаленным предшественником,

Танталовы муки

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Танталовы муки Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора

Муки ада

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Муки ада Новелла (1918) Дама, служившая при дворе его светлости Хорикава, рассказывает историю написания ширм «Муки ада». Его светлость был могущественным и великодушным правителем, поэтому все жители столицы почитали его как

Ловушка для профанов. Что такое журналистский талант? Заблуждения, которыми нередко вымощена дорога к профессии. Что тяжелее - «муки слова» или «муки мысли»? Быть журналистом - значит особым образом жить

Из книги Беседы о журналистике (второе издание) автора Ученова Виктория Васильевна

Ловушка для профанов. Что такое журналистский талант? Заблуждения, которыми нередко вымощена дорога к профессии. Что тяжелее - «муки слова» или «муки мысли»? Быть журналистом - значит особым образом жить - Как по-вашему, что такое журналистский талант? В чем основа

Глава 2. ТАНТАЛОВЫ МУКИ ДЛЯ МОБИЛЬНИКА

Из книги Черная книга корпораций автора Вернер Клаус

Как появилось выражение «танталовы муки»?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как появилось выражение «танталовы муки»? В греческой мифологии Тантал – сын Зевса и титаниды Плуто, царь лидийской Пафлагонии. Тантал славился своим богатством, поскольку был женат на нимфе Эврианассе, дочери бога златоносной реки Пактола. Зевс очень хорошо относился к

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня. Я взволнован... - можно перевести так: "я так взволнован,

Танталовы муки (значение ) - нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть (Толковый словарь , 1935-1940).

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

"Видел потом я Тантала , казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным".

Миф о Тантале по Куну Н.А.

В "Легенды и мифы Древней Греции" описывает историю Тантала (по поэме Гомера "Одиссея"):

"В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой."

Фразеологизм "танталовы муки " принято применять к тому человеку,который пережил в свой отдельный период жизни серьезные лишения и большие жизненные трудности.В разговорной речи о таком человеке говорят так:"Он перенес Танталовы муки " либо "Его подвергли всем Танталовым мукам ".
Однако не многие граждане свободно применяющие данное выражение знают истинный смысл этой идиомы.Некоторые начинают интересоваться,кто это такой - Тантал?Что же пережил этот человек,раз его имя стало нарицательным?

История возникновения выражения "Танталовы муки"

В древней Греции существовала легенда о царе Сипила,который правил Фригией.Звали его Тантал.Он являлся сыном прекрасной царицы Плуто и грозного бога Зевса.Поскольку Тантал имел божественное происхождение и был обласкан различных богов Олимпа,то он был вхож на совещания,на которых решалась судьба мира и на пиры,где праздновали удачно завершенные деяния.
Он был настолько популярен и сделал такую серьезную карьеру среди богов,что многие божественные личности его стали ненавидеть из зависти и позднее отправили его в Ад на мученья.
Существует несколько вариантов почему боги,ранее любившие Тантала,прониклись к нему столь жгучей ненавистью.

Вариант первый.
По этой версии этот любимчик богов Тантал,настолько заигрался,что раскрыл какие то особо секретные сведения или намерения своего отца Зевса.

Второй вариант.
Некоторые исследователи утверждают,что Тантал решив доказать своим друзьям,что он вхож в божественные чертоги,украл с пиршественного стола божественную амброзию и вкуснейший нектар и дал вкусить эти напитки простым смертным.Впоследствии он был разоблачен и жестоко наказан.

Третий вариант.
Она заключается в том,что Тантал стал клятвопреступником,солгав перед богами,что никогда не брал у Пандарея украденную из храма,в котором поклонялись богу Зевсу,золотого пса.

Четвертый вариант .
Имеется еще более страшная версия.Тантал убил своего родного сына по имени Пелоп,разделал его и приготовил вкуснейшие блюда.Затем он угостил ими пирующих богов.

В наше время про "Танталовы муки " известно,что сколько бы разнообразных вариантов преступлений перед богами у Тантала не существовало,но исход был только один.Жестокие боги отправили его в Ад,где он должен мучиться вечно стоя в воде по горло и испытывая мучительный голод,пытаясь достать плоды с ветки,но не в силах их забрать.Из всего написанного можно сделать логический вывод - "Танталовы муки " - это страшные и мучительные страдания,которые могут длиться вечно.

Танталовы муки видео

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» - один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления - воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь - Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю - ее осушает божество.

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

Тантал - персонаж мифологический. Никаких исторических свидетельств, которые бы подтверждали, что такой человек некогда жил, или у этого героя был реальный прототип, не существует. Тем не менее, античные авторы привязали миф к конкретным географическим координатам: Тантал был царем одного из государств малой Азии. Сегодня места, где оно располагалось, относятся к Турции.

Жил Тантал в те чудесные времена, когда боги не гнушались спускаться с Олимпа, а земных людей могли пригласить в свою обитель на посиделки. К завсегдатаям царства божьего относился и Тантал. Он был дружен с Зевсом и часто бывал у него в гостях. Царю знания о замыслах небожителей помогали разумно выстраивать политику и добиться процветания государства.

Дружеские посиделки с богами заставили Тантала возгордиться. Относительно того, чем именно он прогневал олимпийцев, существуют разные версии:

  • Монарх после пирушек на небесах любил рассказывать байки об увиденном и услышанном там своим земным товарищам.
  • Пристрастившись к лакомствам богов, гость выкрал амброзию и нектар, чтобы поставить на праздничный стол дома.
  • Зазнавшийся царь не поделил с Зевсом сторожевую собаку. Она предназначалась для храма, а Тантал и его смертные товарищи украли пса, а потом клялись богам, что не видели животное.
  • Желая обмануть богов, пригласил их на пир и приказал в качестве праздничной трапезы убить и приготовить своего сына. На вопрос Тантала о том, что это за лакомство, олимпийцы в один голос заявили, что перед ними человечина, есть они не станут, а детоубийца будет низвергнут в преисподнюю. Данная версия повторяет миф о Сизифе.

В наказание за гордыню боги отправили Тантала в преисподнюю, где Аид придумал для него оригинальное наказание. Чревоугодника и любителя хмельного поместили в озеро, около которого росли деревья. Когда Тантал захотел напиться воды, он склонил голову и вода отступила от его лица. Пытаясь утолить голод, он протянул руку к ветку дерева, но плоды и листья поднялись на большую высоту. Это и была уготовленная ему мука.

Смысл фразеологизма

Из древнегреческих мифов образ Тантала дошел до наших дней. Люди забыли, за что был наказан царь, но их впечатляло положение человека, который не может удовлетворить свои элементарные потребности. При этом то, что может прекратить страдания монарха, находится на расстоянии вытянутой руки, но недоступно, как будто находится на другой планете.

Танталовыми муками называют страдания от невозможности достичь цели. Это перманентное состояние. При этом желаемое должно находиться рядом и путь к нему должен казаться простым. Человек пытается следовать этим самым простым путем, но зримый успех недостижим, а цель, как будто дразня, отдаляется.

Предложения с фразеологизмом:

  • Будучи не в силах вытащить из стеклянной бутылки фантик, кошка испытывала танталовы муки.
  • Начинающий музыкант терпел танталовы муки от отсутствия приглашений на концерты.
  • и в рифму:

Толстяк на диете, в витрине кус сала -

Последние материалы сайта