Суть учения дзен. Сон-буддизм в Корее. Особенности учения в Китае

22.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!

Три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения, а также рождения и смерти:

1. неведение о своей природе (глупость, ошибочные взгляды, неспособность видеть вещи такими, какие они есть, чувство безразличия) - является главной причиной страданий;

2. отвращение (ненависть, гнев, чувство «безобра́зности», отторжение, неприязнь);

3. желание или привязанность (к идеям существования и несуществования вещей, к умозрительности, к нирване, к желаниям и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям.

Дзен уникальное течение, не имеющее священных текстов, доктрин, догм и самого учения, он проникает в истинную природу ума. Столкнувшиеся с практикой дзен, отмечают, что суть его «невыразима», словами невозможно объяснить или изучить как любое писание. Первый патриарх Бодхихарма выразил дзен как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты», а шестой, Хуэйнэн, сформулировал как «прозрение в познании собственной природы».

Дзен не учит своих адептов ничему, в смысле рационального ума, анализа. Он не имеет доктрины, но каждый последователь этого течения имеет свою, исключительно личную доктрину, которая несёт свой индивидуальный характер и никак не возникла благодаря дзену. То есть у каждого свой путь. Каждый последователь сам создаёт себе своё учение, а дзен лишь указывает путь, не имея специально созданных доктрин или каких-либо философских систем. Не смотря на то, что дзен претендует на родство с буддизмом, с его точки зрения все буддистские учения содержащиеся в сутрах и шастрах не более чем макулатура, при помощи которой можно лишь смахнуть пыль с интеллекта.

Дзен ни в коем случае нельзя отнести к религии в признанном понимании, в нём нет бога, которому необходимо отбивать поклоны, нет церемоний и обрядов, рая или ада для отошедших в мир иной; и, нет такой идеи, как душа, о которой необходимо заботиться кому-то постороннему, и бессмертия, сильно волнующее неких индивидуумов.

Набожный читатель или просто европеец будет потрясён после такого высказывания, мол дзен не признаёт существование Бога, однако это не означает, отрицание Бога, в нём нет отрицания или утверждения. Что-либо отрицая мы уже включаем в это то, что отрицаем, также и утверждая, между этими двумя понятиями нет чёткой границы, они мягко сливаются. Это только логика требует чётких разграничений и разделений между да и нет. Дзен выше логики и стремится найти высшее утверждение, не имеющее противопоставлений. Поэтому дзен не отрицает Бога, но и не утверждает о Его существовании, в нём просто нет того Бога, к которому привыкли христианские и мусульманские умы.

Для практики медитации, человеку необходимо сначала умение сосредоточить на чём-то мысль, на пример на непостоянстве вещей и божественной любви. Однако именно это Дзен желает избежать, вместо этого он очень сильно настаивает на достижении свободы от всех неестественных помех и правил. При медитации то, особое состояние, конечно же, не являются естественным свойством ума. Подумайте сами, о чём размышляют животные и птицы, морские обитатели? Они просто живут, летают и плавают. И этого достаточно.

«Если человек имеет желание поразмышлять о единстве бога, человека и мира вокруг? Или величием, либо убожеством нашей жизни? Если есть желающие связать себя по рукам и ногам разными медитациями, размышляя над божественной милостью и вечным огнём ада? То пожалуйста, тратьте свои силы и время.»
Дзен не диктует безусловных отказов от всех желаний и побуждений, и не поддерживает аскетизма. Желания свои не надо подавлять, только необходимо глубоко и широко осознавать их. Всё, что происходит с человеком в течении дня, - может стать одной непрерывной медитацией – только с одним непреложным правилом: быть в полном присутствии выполняя каждое действие, при этом ни на что не отвлекаться. Чем бы не занимался – трудился, распивал в баре, отсыпался или чистил картошку. Любое увлечённое занятие, восприятие жизни с азартом, может оказаться способом постижения своей истинной природы. Дзен учит жить в гармонии с внутренней и внешней природой. У каждого последователя получается свой и неповторимый путь.

Дзен очень сходится с методами преподавания знаний со всеми школами истинных знаний. Передача от сердца к сердцу основа передачи знаний во всех школах кунг-фу и других видов боевых искусств. Только именно школ, а не секций, спортивных организаций и т.д.

Один раз император задал вопрос: «Кто ты?». На который Бодхихарма ответил: «не знаю» и этот ответ стал ключевой фразой для ряда школ. Конечно же Бодхихарма прекрасно знал, но это знание присуще к иной мере, недоступной ученику. Он Учитель и мыслит категориями не относящимися к «относительным вещам». В дзене это отправная точка верного пути решая коаны. Учитель отвергает разные ответы ученика, пока он не «узнает, что не знает».

Посетитель задал вопрос Учителю о том, в чём заключается сущность буддистского учения? На что получил ответ от чаньского Учителя: «делать добро, избегать зла, очистить своё сердце – таков путь Будды». Получив такой ответ от чаньского Учителя, посетитель испытал чувство разочарования: «И трёхлетний ребёнок сможет это полностью понять». Только Учитель уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить». На основе этого эпизода Дайсэцу Судзуки * отметил, что хоть для стороннего наблюдателя учение загадочно и очень противоречиво, только в действительности дзен можно свести к двум вещам: следовать внутренней дисциплине и словам, прозвучавшим в ответ посетителю от Учителя.

Отличия дзен-буддизма от других школ

Отличие, прежде всего в том, что хоть Дзен и включает в себя некоторые азы разных буддистских школ, он от них же имеет ряд различий.

Как уже упоминалось, что в Дзене, как и в других истинных школах и путях, важные знания передаются не через священные тексты, а от Учителя к ученику, метод «от сердца, к сердцу». Мастер при этом действии «передаёт» ученику, используя определённые методы, инициации, собственное состояние осознания, накладывая этим на ученика «печать сердца» (синь инь). Ученику теперь остаётся только закрепить это состояние медитативной практикой. Этот процесс поддерживает непрерывность линии непосредственной передачи знаний.

Дзен-буддизм - это восточное учение, которое учит достижению просветления. Если более широко взглянуть на это направление, то оно скорее является образом жизни и находится за пределами рационального. Цель практики довольно широка: это и духовное пробуждение, и раскрытие сущности абсолюта, и постижение самого себя.

Первым в линии дзен находится За ним следует Махакашьяпа, которому Будда передал особое состояние пробуждения, причем это произошло без помощи слов (так была основана традиция дзен о прямой передаче учения «от сердца к сердцу»).

Свое начало это учение получило в Китае в пятом веке н.э. Его принес Бодхидхарма. Позднее он стал первым патриархом «чань» на территории Китая. Бадхидхарма является основателем известного монастыря Шаолинь. В наше время он считается колыбелью чань-буддизма (китайского).

Последователями Бодхирхармы было пять патриархов. Потом учение разделилось на южную школу и северную. Южная, в свою очередь, разделилась на пять школ дзен (в наше время осталось две: Линьцзи и Цаодун.

Дзен-буддизм достиг Европы в середине XIX века, но первое знакомство западных людей с учением состоялось в 1913 году, именно тогда вышла в свет книга «Религия самураев», но она не получила популярности. Ей заинтересовался узкий круг специалистов. Философия дзен-буддизма начала набирать поклонников после выхода книг Судзуки Д.Т., это послужило толчком для роста популярности дзен. Уотс был первым западным автором, который написал об учении. Его получила название «Дух дзен». К Концу 50-х годов стало появляться множество литературы по данной тематике. Это были и европейские, и американские дзен-буддисты, которые описывали уже свой опыт погружения в медитацию и постижения истины. В этих книгах европейскому читателю все рассказывалось на доступном языке, употреблялись понятные термины. Описывались практические и теоретические стороны учения.

Линия передачи в дзен должна быть непрерывной, формироваться непосредственно от учителя к ученику. Это обеспечивает стабильность процесса обучения. Учителя не приветствуют написанные тексты и обсуждения («Истина не может быть выражена словами»).

Известно, что практикующие - спокойные и уравновешенные люди. Занятия дзен способствуют лучшему развитию интеллектуальных способностей. В основе практик лежит медитация. Отмечается, что в процессе обучения происходит профилактика болезней, а также решаются проблемы здоровья. Ученик без труда может победить любой стресс. Сознание становится ясным, ум - глубоким и острым. увеличивается во много раз. Помогает быстрому и уверенному принятию решений. Развиваются

Это и есть дзен-буддизм, философия, понятная многим в наши дни. Даже в самых критических ситуациях учение позволяет чувствовать себя раскрепощенным и уверенным в себе. Практикующие могут увидеть красоту в самых незначительных вещах, возможно, именно поэтому это учение и находит все больше поклонников.

Дзэн-буддизм и психоанализ Фромм Эрих Зелигманн

Принципы дзэн - буддизма

Принципы дзэн - буддизма

В кратком обзоре фрейдовского психоанализа и его развития в рамках гуманистического психоанализа я затрагивал проблему человеческого бытия и важности экзистенциального вопроса. Благополучие человека при этом рассматривалось как преодоление им отчужденности и изоляции, в то время как особенность психоаналитического подхода заключается в проникновении в человеческое бессознательное. Кроме того, я рассказал о природе бессознательного и сознательного и о том значении, которое психоанализ вкладывает в понятия «знать» и «осознавать». Наконец, я говорил о важности для психоанализа роли аналитика.

Можно было бы предположить, что систематическое описание дзэн- буддизма станет первоочередным условием его сопоставления с психоаналитическим методом, однако я затрону лишь те его аспекты, которые имеют с психоанализом непосредственные точки соприкосновения.

Главная цель дзэна состоит в достижении просветления, или сатори. Человек никогда не сможет полностью понять дзэн, если он не испытывал этого переживания. Так как сам я не переживал сатори, я не способен рассуждать о дзэне на том уровне, который подразумевается полнотой этого переживания, а могу говорить о нем лишь в самых общих чертах. В то же время, поскольку сатори «представляет собой почти непостижимые для европейского сознания искусство и способ просветления», я не буду рассматривать дзэн с позиций К. Г. Юнга. По крайней мере, дзэн для европейца является не более сложным, чем Гераклит, Майстер Экхарт или Хайдеггер. Огромное усилие, требующееся для достижения сатори, является главным препятствием на пути к пониманию дзэна. Большинство людей не способны совершить подобное усилие, поэтому даже в Японии сатори встречается весьма редко. Однако, несмотря на то что я не имею возможности говорить о дзэне компетентно, я имею примерное о нем представление, что стало возможным благодаря прочтению книг доктора Судзуки, присутствию на нескольких его лекциях и вообще ознакомлению с дзэн - буддизмом из всех доступных мне источников. Предполагаю, что я смогу осуществить предварительное сопоставление дзэн - буддизма и психоанализа.

В чем заключается главная цель дзэна? Судзуки говорит в этом отношении следующее: «Дзэн по своей природе представляет собой искусство погружения в суть человеческого бытия, он указывает путь, ведущий от рабства к свободе… Можно сказать, что дзэн высвобождает заложенную в нас природой естественную энергию, которая в обычной жизни подавляется и подвергается искажению в такой степени, что не способна реализоваться адекватным образом… Поэтому цель дзэна заключается в том, чтобы не позволить человеку лишиться разума и стать безобразным. Под свободой человека я понимаю возможность реализации всех внутренне присущих его сердцу созидательных и благородных побуждений. Обычно мы слепы в своем неведении о том, что наделены всеми необходимыми качествами, которые могут сделать нас счастливыми и научат любить».

Я хотел бы заострить внимание на некоторых важных аспектах дзэна, следующих из данного определения: дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым.

Главной целью дзэна является переживание просветления - сатори. Этот процесс подробно описан в работах доктора Судзуки. Здесь я хотел бы остановиться на некоторых особенно важных для западного человека, и в первую очередь психолога, аспектах данного вопроса. Сатори по своей природе не является умственной аномалией. Оно не характеризуется потерей чувства реальности, как это происходит в состоянии транса. В то же время сатори не представляет собой нарциссическое состояние разума, являющееся характерным проявлением некоторых религиозных учений. «Если Вам угодно, это абсолютно нормальное состояние разума…» По мысли Йошу, «дзэн - это ваше повседневное мышление». «То, в какую сторону открывается дверь, зависит от расположения ее петель». Переживающий сатори испытывает особенное воздействие состояния просветления. «Весь процесс нашего мышления станет протекать совсем по - другому, что позволит нам испытывать большее удовлетворение, больший покой, большую радость, чем это было прежде. Изменения претерпит сама атмосфера существования. Дзэн обладает и омолаживающими свойствами. Весенний цветок станет еще более прекрасным, а горный водопад - прохладным и чистым».

Как явственно следует из приведенного отрывка работы доктора Судзуки, сатори представляет собой истинное воплощение человеческого благополучия. Пользуясь психологической терминологией, просветленность можно определить, по моему мнению, как полностью осознаваемое и понимаемое индивидом состояние, его всецелую ориентацию на реальность, как внутреннюю, так и внешнюю. Это состояние осознается не мозгом человека или какой?либо другой частью его организма, а самим индивидом в его целостности. Оно осознается им не как нечто опосредованное его мышлением, а как абсолютная реальность: цветок, собака, другой человек. Пробуждаясь, человек делается открытым и отзывчивым для окружающего мира. Это становится возможным благодаря тому, что он перестает рассматривать самого себя как вещь. Просветление подразумевает «полное пробуждение» целостной личности, ее движение в направлении реальности.

Необходимо четко себе представлять, что ни транс, при котором человек пребывает в убеждении, что он бодрствует, в то время как он крепко спит, ни какое?либо разрушение личности человека не имеют никакого отношения к состоянию просветленности. По всей видимости, для представителя западной школы психологии сатори будет выглядеть как субъективное состояние, как некоторая разновидность самостоятельно вызываемого человеком состояния транса; при всей своей симпатии к дзэн - буддизму, подобного заблуждения не избежал даже доктор Юнг: «В силу того, что воображение само по себе представляет психическое явление, не имеет ровным счетом никакого значения, будем ли мы определять просветление как «подлинное» или «мнимое». Как бы то ни было, человек, будучи «просветленным», полагает, что он является таковым вне зависимости от того, соответствует ли это действительности, или он лишь заявляет об этом… Даже если бы он был неискренен в своих словах, его ложь была бы одухотворенной». Конечно, подобное утверждение является лишь фрагментом общей релятивистской концепции Юнга, определяющей его понимание «подлинности» религиозного переживания. Со своей стороны, я ни при каких условиях не могу рассматривать ложь как нечто «духовное»; для меня она не является ничем, кроме лжи. В любом случае дзэн - буддисты не являются сторонниками этой имеющей некоторые достоинства концепции Юнга. Наоборот, действительное и, следовательно, истинное изменение человеческого мировоззрения в результате подлинного переживания сатори для них чрезвычайно важно отличать от мнимого переживания, обусловленного, возможно, психопатологическими факторами, при котором постигающий дзэн предполагает, что достиг сатори, тогда как учитель его уверен в обратном. В наблюдении за тем, чтобы изучающий дзэн не подменял подлинное просветление мнимым, и заключается одна из главных задач наставника.

Оперируя терминами психологии, можно сказать, что полное пробуждение является достижением «продуктивной ориентации», что подразумевает творческое и активное, как у Спинозы, восприятие мира, а не пассивное, потребительское, накопительское и деляческое отношение к нему. Внутренний конфликт, обусловливающий отчуждение собственного «я» от «не - я», разрешается при достижении человеком состояния творческой продуктивности. Любой рассматриваемый объект уже не существует в оторванности от человека. Видимая им роза представляет объект его мысли именно как роза, а не в том смысле, что, говоря о том, что он ее видит, он лишь утверждает, что данный объект тождествен для него определению розы. Человек, находящийся в состоянии полной продуктивности, становится в то же время и в высшей степени объективным: его жадность или страх уже не искажают видимые им объекты, т. е. он видит их такими, какие они есть в действительности, а не такими, какими он хотел бы их видеть. Подобное восприятие исключает возможность возникновения паратаксических искажений. Человеческое «я» активизируется, происходит слияние субъективного и объективного восприятия. Активный процесс переживания происходит в самом человеке, в то время как объект остается без изменений. Человеческое «я» оживляет объект, и само оживляется посредством него. Только тот, кто не отдает себе отчета в том, насколько его видение мира ментально или паратаксично по своей природе, может рассматривать сатори как некий мистический акт. Человек, осознавший это, приходит и к другому осознанию, которое можно определить как абсолютно реальное. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно лишь мимолетного переживания этого ощущения. Обучающийся игре на фортепиано мальчик не может соперничать в мастерстве с великим маэстро. Однако игра маэстро не таит в себе ничего сверхъестественного, представляя собой совокупность тех же элементарных навыков, которым обучается мальчик; разница лишь в том, что навыки эти отточены маэстро до совершенства.

Две дзэн - буддистских притчи явственно свидетельсвуют о том, насколько значимым для концепции дзэна является неискаженное и неинтеллектуальное восприятие реальности. В одной из них повествуется о разговоре между наставником и монахом:

«- Стараешься ли ты утвердиться в истине?

Каким образом ты себя воспитываешь?

Я ем, когда я голоден, и сплю, когда я утомлен.

Но ведь так поступает каждый. Получается, что они воспитывают себя так же, как ты?

Потому, что во время еды они заняты не едой, а позволяют себе отвлекаться на посторонние вещи; когда они спят, они не спят вовсе, а видят тысячу и один сон. Этим они и отличаются от меня».

Наверное, нет необходимости как?либо комментировать данную притчу. Охваченный алчностью, страхом и неуверенностью в себе рядовой человек, далеко не всегда сам это осознавая, постоянно живет в мире иллюзий. Окружающий мир в его глазах приобретает свойства, существующие лишь в его воображении. Такое положение дел было в той же мере актуальным для эпохи, к которой относится приведенная притча, что и для наших дней: и сегодня практически каждый лишь полагает, что он видит, ощущает вкус или чувствует что?либо, нежели действительно испытывает подобные переживания.

Автором другого не менее показательного высказывания стал учитель дзэна: «До того времени, как я начал изучать дзэн, реки для меня были реками, а горы - горами. После того, как я получил первые знания о дзэне, реки перестали быть реками, а горы - горами. Теперь же, когда я постиг учение, реки вновь стали для меня реками, а горы - горами». И в данном случае мы становимся свидетелями того, что действительность начинает восприниматься по - новому. Как правило, человек заблуждается, принимая тени вещей за их подлинную сущность, как это происходит в платоновской пещере. Осознав свою неправоту, он обладает пока лишь знанием о том, что тени вещей не есть их сущность. Оставляя пещеру и выходя из темноты на свет, он пробуждается и видит теперь уже не тени, а истинную сущность вещей. Находясь во тьме, он не способен постичь света. В Новом Завете (Иоанн 1, 5) говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Но стоит ему выйти из тьмы, как перед ним сразу же открывается разница между миром теней, в котором он жил раньше, и реальностью.

Постижение природы человека является одной из первостепенных задач дзэна, направляющего человека к самопознанию. Однако речь здесь идет не о присущей современной психологии категории «научного» знания, не о знании познающей интеллектуальной личности, рассматривающей саму себя как объект. В дзэне же это знание является неинтеллектуальным и неопосредованным; это глубокое переживание, при котором познающий и познаваемый превращаются в единое целое. Судзуки сформулировал эту мысль так: «Главная задача дзэна заключается в максимально естественном и непосредственном проникновении в глубинные аспекты человеческого существования».

Интеллект не способен дать исчерпывающий ответ на экзистенциальный вопрос. Достижение просветленности становится возможным при условии отказа индивида от многих препятствующих истинному видению мира заблуждений, порожденных его разумом. «Дзэн требует полной свободы разума. Даже одна мысль становится препятствием и ловушкой на пути к истинной свободе души». Из этого следует, что постулируемое западной психологией понятие сочувствия, или эмпатии, по дзэн - буддистскому учению является неприемлемым. «Концепция сочувствия, или эмпатии, представляет собой интеллектуальное воплощение первичного переживания. Если говорить о самом переживании, то оно не допускает никакого разделения. В то же время в своем стремлении постичь переживание, подвергнуть его логическому анализу, предусматривающему различение, или раздвоение, разум тем самым вредит сам себе и уничтожает переживание. При этом исчезает подлинное ощущение идентичности, что позволяет интеллекту осуществить свойственное ему разрушение реальности. Феномен сочувствия, или эмпатии, являющийся результатом процесса интеллектуализации, в большей степени может быть свойствен неспособному испытывать подлинного переживания философу».

Однако спонтанность переживания может ограничиваться не только интеллектом как таковым, но и какой?либо идеей или индивидом. В этой связи дзэн «не придает большого значения священным сутрам, а также их трактовке мудрецами и учеными. Индивидуальное переживание входит в противоречие с мнением авторитета и объективными определениями». В рамках дзэна человек должен быть свободным даже от Бога, от Будды, что выразилось в дзэнском изречении: «Произнеся слово «Будда», омой свои уста».

Развитие логического мышления не является задачей дзэна, что отличает его от западной традиции. Дзэн «ставит перед человеком дилемму, которую он должен суметь разрешить на более высоком уровне мышления, чем тот, каковым является логика».

Как следствие и понятие наставника в дзэн - буддизме не соответствует западному аналогу. В дзэнском понимании польза, приносимая ученику наставником, состоит лишь в том, что последний существует в принципе: вообще, для дзэна наставник является таковым только в той мере, в какой он способен осуществлять контроль над собственной мыслительной деятельностью. «Что поделать - пока ученик не готов постичь что?либо, он не может ему ничем помочь. Высшая реальность постигается лишь самостоятельно».

Современный западный читатель, привыкший выбирать между безропотным подчинением подавляющему его и ограничивающему его свободу авторитету и полным отрицанием оного, оказывается озадаченным отношением наставника дзэна к ученику. В рамках дзэна речь идет об ином, «разумном авторитете». Ученик делает все лишь по собственной воле, не испытывая со стороны наставника никакого принуждения. Наставник ничего от него не требует. Ученик руководствуется собственным желанием обучаться у своего наставника, ибо хочет получить от него знания, которыми сам пока не располагает. Учитель «не имеет необходимости объяснять что?либо с помощью слов, для него не существует понятия священного учения. Прежде чем утверждается или отрицается что?либо, все взвешивается. Не стоит ни молчать, ни пустословить». Наставник дзэна полностью исключает какое бы то ни было навязывание ученику своего авторитета и в то же время настойчиво стремится завоевать у него истинный авторитет, основанный на реальном переживании.

Необходимо иметь в виду, что подлинное достижение просветления неразрывно связано с трансформацией человеческого характера; не отдающий себе в этом отчета вообще не будет способен понять дзэн. В этом проявляется буддистское происхождение дзэна, так как спасение в рамках буддизма подразумевает необходимость изменения человеческого характера. Человек должен освободиться от страсти обладания, должен укротить свою алчность, гордыню и высокомерие. Он должен с благодарностью относиться к прошлому, быть тружеником в настоящем и с чувством ответственности смотреть в будущее. Жить, руководствуясь принципами дзэна, - значит «относиться к себе и окружающему миру с благодарностью и благоговением». Для дзэна эта жизненная позиция, лежащая в основе «скрытой добродетели», является весьма характерной. Смысл ее в том, что человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении.

Дзэн ставит перед человеком цель освобождения от рабства и обретения свободы, достижения «абсолютной неуязвимости и отваги» в этическом понимании. «Дзэн основывается на характере человека, а не на его интеллекте. Следовательно, главным жизненным постулатом для него является человеческая воля».

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

ПРИНЦИПЫ ГИПНОТЕРАПИИ Я расскажу вам об одном исследовании, которое мы провели в прошлом году во Франции. Оно было посвящено изучению роли гипноза в медицине. Это даст вам представление о том, как мы используем гипноз. Было отобрано 150 пациентов, которые участвовали в

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

ПРИНЦИПЫ Мне сказали, что Вы можете объяснить, в чем дело, когда врачи бессильны поставить диагноз. У меня недавно начались сильные боли в спине, сейчас болят почки, не могу согнуться и разогнуться, причем острого не ел, не пил, переохлаждения не было. Врачи разводят руками,

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ПРИНЦИПЫ НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Я не знаю. Это и есть главное. Ты не знаешь чего-то. И хочешь или же не хочешь этому научиться. Это твой выбор, твоя свобода. Но если ты хочешь учиться чему-либо, то ты должен честно сказать: «Я не знаю».В этой книге речь пойдет о том, как учиться

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 17. Дзэн и традиция буддизма Когда Будду спросили, каким образом следует оценивать религиозные учения и духовных наставников, он ответил:«Вы, кто следует за мной, слушайте внимательно. Держите глаза открытыми, искатели истины. Относитесь взвешенно к слухам, обычаям,

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Новые тенденции: влияние буддизма Буддистское мышление оказало значительное влияние на различные области психологии. Медитация может обладать многими благотворными качествами психотерапии. Каррингтон, Эфрон (Carrington & Ephron, 1975) и Энглер (Engler, 1986, 1993) исследовали ряд

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

9 Дзэн-буддизм Будь сам себе светом. Будда Дзэн – не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к свободе и полной духовной самореализации. В

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Техника медитации дза-дзэн Техника медитации дза-дзэн как один из методов психической саморегуляции широко практикуется в настоящее время на Западе. Она состоит в следующем. Прежде всего необходимо соблюдать правильную позу. Нужно сидеть удобно, с выпрямленной спиной,

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Наш сегодняшний разговор пойдет о тонком, как аромат цветка, полноводном, словно Амазонка, и очень изящном направлении буддизма – о Дзен буддизме, а также о философии, истории, сути и принципах этого удивительного и наверно самого необычного учения на земле.

Суть Дзен Буддизма

Его сила и глубина всегда впечатляет, особенно если человек только начинает знакомиться с основами и затем с самой сутью Дзен Буддизма, глубокого как море и бескрайнего как небо ДЗЕН.

Вряд ли суть этого учения о «пустоте» вообще можно выразить хоть какими-то словами. Но его состояние философски можно выразить так: если взглянуть в небо – там птицы в полете не оставляют следов, а природу Будды можно понять лишь тогда, когда сможешь вынуть отражение луны из воды .

История возникновения Дзен буддизма

Не менее интересна, и сама история возникновения Дзен Буддизма, как одной из самых мудрых ветвей, этой мировой религии.

Когда-то в Индии Будда Шакьямуни передавал свое учение. И люди, собравшись, ждали первого слова Будды, который держал цветок в своей руке.

Однако Будда многозначительно молчал, а все застыли в ожидании, когда же начнется проповедь. И все же, нашелся один монах, который неожиданно стал улыбаться глядя на цветок.

Это было внезапное просветление Махакашьяпы, ученика Будды. Будда Шакьямуни сказал, что Махакашьяпа, один из всех присутствующих, понял смысл его учения, учения за пределами мыслей и форм, и стал просветленным, а также стал держателем этого великого учения.

Распространение учения Дзен

Можно сказать, что Дзен начал свое шествие по миру, когда в Китай прибыл из Индии великий мастер Бодхидхарма, которого многие считают первым патриархом или основателем всего Буддизма. После него это учение разделилось на школы.

Бодхидхарму встретил сам китайский император и задал вопрос, какова его заслуга, ведь он построил много храмов и заботится о монахах.

На что Бодхидхарма ответил, что нет у того никакой заслуги, что все чем он занимается иллюзия и в дополнение сказал, что настоящая суть всего пустота и пустота - это единственный путь, чем немало смутил императора . Из Китая Дзен Буддизм распространился в Японию, Вьетнам и Корею.

Происхождение и значение слова Дзен

Дзен переводится с санскрита (древнеиндийского) как дхьяна созерцание .

Следует так же знать, что в разных странах оно имеет разное название. Так, в Японии оно называется – дзен ; в Китае – чань; Корее – сон; Вьетнаме – тхиен .

Суть учения дзен буддизма

Учение дзен буддизма по сути опирается на пустую природу, природу ума, которую невозможно как-то выразить, но можно лишь осознать.

Причем осознать не умом, а той частью ума, которая знает обо всем без размышления и анализа. Такое сознание называется пробужденным , в отличие от обычного человеческого сознания, которое все делит на плохое и хорошее, на нравится и не нравится, и которое постоянно выносит суждения.

Несмотря на то, что учение дзен буддизма за пределами слов и понятий, на относительном уровне практики Дзен следуют общепринятым нравственным понятиям буддизма: отказ от ненависти и плохих поступков, а также следует другим знаниям традиционного буддизма.

Следовательно, и других знаниях из традиционного буддизма: понятию о карме – не привязываться к потере и прибыли; не иметь привязанности к внешнему, поскольку они являются источником страданий; и конечно следовать принципам Дхармы – все явления свободны от «я» и в них нет сущности.

Согласно учению Дзен, все вещи пусты по природе. А эту пустоту, как нашего ума, так и всех явлений, можно постичь, лишь созерцая их.

Ведь как можно понять, сам ум постичь пустоту не может, ведь он постоянно движется, одна мысль цепляется за другую.

Обычный ум слеп, и это называется неведение . Ум постоянно делит на хорошее и плохое, приятное и неприятное – это двойственное видение и оно приносит страдание и следующие перерождения. Вот обычный ум – он видит приятное и радуется, а видя неприятное мы страдаем. Ум разделяет и это причина страданий.

Философия Дзен буддизма

Дзен не опирается на интеллект, философию, и тексты, а прямо указывает на природу Будды и просветленного в каждом из нас . Иногда мастера дзен предают смысл учения весьма своеобразно.

Например, ученик может спросить у мастера в чем суть Дзен, на что мастер может ответить примерно так: «а спроси вон у того дерева» или может схватить ученика за горло и душить его говоря: «а я у тебя хочу узнать», или даже дат ему по голове табуреткой для медитации. В таком состоянии ум человека останавливается и наступает мгновенное просветление.

Не стоит, однако думать, что это будет надолго, но повторяя такие короткие состояния просветления или сатори, как иногда называют такое состояние – оно углубляется и становиться более продолжительным.

И вот, когда человек находится все 24 часа в этом состоянии за пределами мыслей – тогда в соответствии с философией дзен буддизма и наступает полное просветление.

Принципы дзен буддизма

Главный принцип дзен буддизма говорит, что по своей природе каждый человек является Буддой и каждый может открыть в себе эту просветляющую основу. Причем открыть без усилий и без деяний со стороны обычного ума. Поэтому дзен – это прямой путь, где Будда внутри, а не снаружи.

Так же один из важнейших принципов дзен в том, что состояния просветления можно достичь лишь в состоянии не-деяния.

Имеется в виду, что только когда обычный ум не вмешивается во внутреннюю природу человека, природу Будды – только тогда можно обрести счастливое состояние, за пределами сансары и нирваны. Поэтому путь Дзен иногда называют путь не-деяния . Что интересно – в тибетском бонском Дзогчене также говорится о не-деянии. Таков особый путь двух великих учений.

Дзенская притча

Здесь мы можем привести одну Дзенскую притчу — историю про Дзенского мастера и ученика.

Жил один мастер дзен и одновременно мастер стрельбы из лука и к нему пришел учиться один человек. Он хорошо освоил стрельбу из лука, но мастер сказал, что этого недостаточно и что его не интересует стрельба из лука, а интересует сам ученик.

Ученик не понял и сказал, я научился стрелять в десятку, и я ухожу. Он уже собрался уходить, когда мастер целился из лука в мишень и тут он все понял без ума.

Он подошел к мастеру, взял лук из его рук, прицелился и выстрелил. Мастер сказал: «очень хорошо, до сих пор ты стрелял, концентрируясь на луке и мишени, а сейчас ты концентрировался на самом себе и обрел просветление, я рад за тебя».

Практика Дзен буддизма

В Дзен – все практики являются только вспомогательными. Например, там есть практика поклонов: учителю, дереву, собаке – так выражается практика для самого себя, практика укрощения своего эго.

Ведь, когда нет эгоизма, человек поклоняется уже своей сути, сути Будды внутри себя самого.

В чем отличие медитаций в Дзен буддизме

А медитации дзен буддизме отличаются от обычных тем, что сам контакт с действительностью и познание своей сути через этот контакт и есть смысл медитации.

Так мастер Тит Нат Хан говорил: «когда я ем – я просто ем, когда иду, то просто иду» . Здесь присутствует только чистое наблюдение за процессом всего, что происходит, не вовлекаясь в мыслительный процесс. Так же и вы дорогие читатели, можете приобщиться к этой медитации, и сама ваша жизнь станет идеальной медитацией.

Обычный ум это просто сон

То, что нужно понять каждому из нас – это то, человек спит. Человек спит ночью и днем тоже спит. Он спит, потому что не видит внутреннего света, внутреннего состояния Будды.

Эта жизнь просто сон, и вы тоже есть сон, каждый человек это еще не реальность, а настоящая реальность внутри. Поэтому все мастера говорили — проснись и стань пробужденным, то есть Буддой.

Дзадзен медитация

Медитация, которая поможет нормализовать кровяное давление: называется она дзадзен – это когда вы смотрите, например, на точку на стене в течение длительного времени, или концентрируетесь на своем дыхании или каком-то звуке, к примеру, произнося мантру. Тогда ум сам собой останавливается, и вы постигаете себя.

Коаны в Дзен буддизме

Коаны это небольшие истории в дзен буддизме – которые основаны на парадоксальном мышлении, которое подобно шоковой терапии помогает остановить ум.

Например, мастер спрашивает: «какого цвета ветер?», а ученик отвечает «тем, что дует мастеру в лицо».

Ведь в повседневной жизни мы всегда обусловлены своим умом и то, как он думает по поводу чего-то внешнего. И вот представьте, что ум на мгновение не понимает, что уму сообщили и что ему сказали.

Допустим если на вопрос ученика, «откуда пришел Бодхидхарма», мастер ответит «а спроси вон у того дерева» — ум ученика или просто человека придет в замешательство и на некоторое время возникнет только внутренняя глубина без опоры и за пределами мышления.

Так может возникнуть так называемое сатори или просветление. Пусть и на короткое время, но человек уже будет ознакомлен с этим состоянием и встанет на путь дзен.

Практика боевых искусств в Дзен

Согласно легенде боевые искусства, в известный всему миру монастырь Шаолинь принес индийский мастер Бодхидхарма.

Он говорил, что нужно быть готовым ко всему. Конечно, это было связано с тем, что монахам дзен приходилось много перемещаться по стране, а в Китае было неспокойное время и нужно было постоять за себя.

Тем не менее, настоящим мастерам в боевых искусствах приходиться иногда действовать не логично, больше интуицией и внутренним чутьем, когда обычный ум уже не работает или его недостаточно для победы с намного более сильным противником.

Выходит, что действия в боевых стилях основанных на философии дзен буддизма опережают ум, и боец движется скорее за счет тела и «внутреннего ума», что помогает ему прочувствовать состояние дзен или созерцание.

Многие знают, что путь самурая – это смерть. Как можно понять, самурайское воинское искусство также основано на дзен.

Ведь, когда для человека неважно, когда он умрет – ведь он умер уже при жизни, тогда важно лишь состояние ума или сознания, которое не зависит и не колеблется из-за внешнего.

Как выполнять медитацию Дзен?

Обычно, когда вы идете по улице, вы замечаете все, что можете увидеть, но не замечаете самого главного – того, кто наблюдает это.

Итак, каждодневная медитация из дзенского буддизма очень проста – когда вы идете, то просто идете, наблюдая того, кто идет (наблюдаете себя). Когда что-то делаете: копаете, стрижете, моете, сидите, работаете – наблюдайте за собой, наблюдайте, кто это работает, сидит, ест, пьет.

Вот высказывание просветленного мастера дзен: «когда я хожу, то просто хожу, когда я ем – я просто ем» . Поэтому даже только так можно развить ясность ума и стать просветленным.

Как остановить свой ум?

Когда вы наблюдаете свой ум, вы начинаете замечать интервалы между двумя мыслями. Ум заставить остановить невозможно, он останавливается сам собой, наблюдай и не пытайся остановить свой ум.

Просто наблюдай свой ум, будь свидетелем. Ведь ум постоянно занят обдумывая прошлые события или занимается фантазиями о будущем.

Наблюдая за умом человек просыпается ото сна, от долгой спячки в нереальном мире. Индуизм говорит о колесе, о колесе перевоплощений и это все ум, который создает повторения.

Как достичь просветления в Дзен?

Философия Дзен утверждает, что бы ты ни делал в это жизни – обычная ходьба, прием пищи или просто лежите на травке или на берегу моря – никогда не забывайте, что вы наблюдатель.

И даже если мысль уводит тебя куда-то, снова вернитесь к наблюдателю. Вы можете наблюдать каждый шаг – вот вы на пляже лежите, наблюдайте себя, вы поднимаетесь и идете к морю, наблюдайте себя, вы входите в море и плывете – наблюдайте себя.

Через некоторое время вы будете изумлены, как внутренний диалог начнет замедляться и исчезать. Можно наблюдать свое дыхание или, когда идешь, наблюдай, что ты идешь.

Просто будь внутренним свидетелем. Ум и чувства будут останавливаться и останется лишь великая глубина, глубина внутреннего молчания, ты почувствуешь, что касаешься всей вселенной изнутри.

Настанет день, когда наблюдая, как ты засыпаешь ночью — твое наблюдение продолжится и во сне – тело спит, а вы наблюдаете.

Наши мысли бессознательны, наши действия бессознательны – мы как роботы движемся в этом мире. Пора становится сознательными и осознанными . И путь этот без усилий и вне деяния – просто будь свидетелем, просто будь наблюдателем.

Даже, когда придет смерть – ты просто будешь наблюдать, как растворяются элементы тела, из который состоит человек. А далее, наступает бардо ясного света, и просто наблюдая этот свет ты останешься в нирване, ты получишь просветление и освобождение во время смерти.

Три ступени созерцания Дзен

Условно мастерами дзен буддизма состояние просветленного ума разделено на 3 уровня .

Первый – это когда, подобно испугу от чего-то наш ум останавливается.

Вторая ступень – это когда человек утвердился в состоянии внемыслия и когда все явления равны для пустого ума.

А 3 ступень – это совершенство в Дзен, где нет уже страха перед любыми явлениями мира, когда ум просто течет за пределами мышления в состоянии Будды .

Эпилог

Несомненно, жизнь полна загадками и самая главная загадка или тайна в человеке – это его внутренняя природа или природа Будды. Оказывается, существует более счастливое состояние ума, когда находишься за пределами мыслей и чувств.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Для нас, людей западного мира, слово «дзен» ассоциируется с чем-то умиротворяющим, спокойным. Этот звук заключает в себе восточную мудрость, и одно только его упоминание переносит нас туда, где солнце восходит раньше.

Там, на востоке, существует целое направление, а правильнее будет даже сказать — мировоззрение, которое основано на этом понятии.

В сегодняшней статье мы расскажем вам кратко о философии , об истории его возникновения, и основных положениях. Мы постараемсядоступно и понятно объяснить, какие истинызаключает в себе дзен, чем отличается от других направлений буддизма и как жить согласно этому учению.

Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийскоймысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце » – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори.


Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.


Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.


К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует сконцентрироваться на «обычном», естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.


Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты ».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.


Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами.

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы желаем вам успешной практики в медитации и достижения умиротворенного состояния дзен.

Последние материалы сайта