Синдром саморазрушения: почему мы себя не любим

10.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Мы попросили Елену Лаврову, психолога и старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», рассказать, что такое аутоагрессия и почему так важно уметь правильно выражать свой гнев.

То, что мы в повседневной жизни называем саморазрушением, психологи и психиатры называют аутоагрессией. Стоит отметить, что само это понятие очень многозначно. Если говорить об общем определении, то под аутоагрессией понимается причинение субъектом вреда самому себе в физической, психологической или социальной сфере. Под это описание подходит как членовредительство (нанесение себе увечий, например неглубоких порезов на ногах или руках), так и социально одобряемые формы аутоагрессии, например трудоголизм и увлечение экстремальными видами спорта. С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение - поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках - тоже является примером аутоагрессивного поведения. Но здесь важно понимать причину такого поведения и различать поведенческий и психологический уровни, например, не всегда трудоголизм свидетельствует об аутоагрессии. Ведь если человек занимается каким-то важным проектом и сроки поджимают, то вполне естественно, что он засиживается допоздна и работает в выходные.

Чаще всего в основе аутоагрессии скрыты такие чувства, как гнев и нелюбовь к себе. По сути, аутоагрессия - это совпадение субъекта и объекта выражения гнева. Таким образом, ненависть к себе является триггером самодеструктивного поведения. Это может проявляться как в злоупотреблении алкоголем, так и в нарушении пищевого поведения и насильственном лишении себя сна. Совсем необязательно, что человек в такие моменты думает: «я плохой, и я должен себя наказать» - нет, это происходит на неосознаваемом уровне. Чаще всего с проблемами аутоагрессивных поступков к психологам обращаются родители подростков. Например, юноши могут специально провоцировать драки или увлекаться экстремальными видами досуга. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Известны примеры, когда ребёнок ударяется специально, потому что знает - когда мне больно, меня жалеет мама.

В недовольстве собой нет ничего ужасного, напротив, оно абсолютно естественно - ведь если мы сделали что-то неправильно, мы можем себя поругать, можем чувствовать себя виноватым. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится привычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций - ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели. Если это происходит, самое время бить тревогу.

Фото:tamlynamberryan.files.wordpress.co

Где заканчивается норма и начинается патология

Важно всегда отдавать себе отчёт в том, что норма сама по себе - вещь в принципе относительная и договорная. Например, сейчас идёт активная дискуссия о включении синдрома избыточных тренировок в Международную классификацию болезней, но, согласитесь, на сегодняшний день человек, который много тренируется, вызывает скорее одобрение общества, нежели порицание. Его хвалят за силу воли, ему говорят, какой он молодец. И только сам человек (или его близкие) в какой-то момент понимает, что спорт перекрыл все остальные сферы жизни - вы перестали встречаться с друзьями из-за нежелания пропускать тренировки или начали осуждать людей, которые не ходят в зал. Таким образом, чем больше ситуаций вовлекает тот или иной стиль поведения и чем больше помех он создаёт субъекту и окружающим, тем более ненормальным такое поведение становится. Но, с другой стороны, мы же не можем обвинить профессионального спортсмена в злоупотреблении физическими нагрузками, так как это его работа, и она требует, чтобы он всегда был в идеальной форме. Или, например, бывают ситуации, когда человек усердно занимается спортом, потому что это единственная сфера, в которой он может всё контролировать - в других сферах жизни происходит что-то неладное, а здесь у него всё получается. Такое поведение также не является проявлением аутоагрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики - когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя. Для подобного «поворота против себя» есть три основные причины:

  • Объект личностно значим: страх потерять чью-то любовь останавливает от выражения гнева.
  • Подобное выражение гнева порицается обществом: чаще всего это характерно для подростков - я не могу выразить агрессию, так как все про это узнают и меня будут осуждать.
  • Объект недоступен: субъект испытывает гнев по отношению к человеку, которого нет рядом - например, отец ушёл из семьи, и ребёнок переживает из-за этого, но не может направить свой гнев на отца, так как его нет.

Часто самодеструктивному поведению предшествует серьёзная травма в прошлом, например, согласно данным статистики, дети и подростки, перенёсшие сексуальное или физическое насилие, склонны к проявлению аутоагрессии. Отчасти это связано с тем, что насилие изменяет физический ответ на болевое восприятие и провоцирует различные смещения в психике. Если со мной это произошло, значит, я плохой, значит, я этого заслуживаю. Но насилие - это не единственная причина перенаправления гнева внутрь. Высказывания вроде «лучше бы тебя вообще не было» или «вот Саша из первого подъезда такой-растакой, а ты ни то ни сё» также порождают у ребёнка ненависть к себе, а родительский призыв «Ты поступил неправильно - придумай сам себе наказание» в принципе является прямой инструкцией к проявлению аутоагрессии. При этом родителям кажется, что они гуманны и дают ребёнку право выбора. Очень опасное право выбора.

По мнению Евгения Ильина, доктора психологических наук, профессора и специалиста в области общей и дифференциальной психофизиологии, для женщин больше характерна аутоагрессия, а для мужчин - гетероагрессия (агрессия, направленная вовне). Во многом это связано с тем, что девочки ещё в детстве получают запрет на выражение гнева и агрессии. Согласно проведённым тестам аутоагрессия положительно коррелирует с женственностью у женщин и отрицательно - с маскулинностью у мужчин. Мужчины более склонны к проявлениям гетероагрессии.

Если говорить про связь аутоагрессивного поведения с особенностями нервной системы, то у меланхоликов, как у людей чувствительных, в том числе, к чувствам окружающих, аутоагрессия будет проявляться чаще, чем у холериков, которые, наоборот, склонны выносить всё вовне. Естественно, подростки чаще подвержены самодеструктивному поведению - подростковый период в принципе сам по себе конфликтный этап в жизни человека. Это возраст, когда мы восстаём против родителей и в результате отделяемся от них. Излишняя авторитарность родителей на этом этапе - прямой путь к аутоагрессии.

Почему так важно выражать свой гнев

В самой аутоагрессии, как и во многих других симптомах, изначально заложена положительная функция. Например, ребёнок не хочет портить отношения с родителями, поэтому подсознательно направляет весь гнев на себя. А Карл Меннингер, известный американский психиатр, считал, что, например, саморанение - это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Порезана только рука, а весь человек при этом жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться.

Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально - признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу. Согласно психоаналитическим концепциям, самым продуктивным механизмом считается сублимация - агрессивную энергию нужно перенаправлять в творчество. Можно попробовать нарисовать свой гнев на бумаге, а потом её разорвать. При этом битьё посуды и боксёрских груш не работает - Кэрол Таврис, социальный психолог, которая специализировалась на изучении гнева, проанализировав множество научных исследований, посвящённых этой проблеме, сделала вывод, что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку.

Важно научиться воспринимать свой гнев - осознавать его, «вытаскивать» и направлять на него внутренний луч сознания. Я сейчас очень злюсь, и мне нужно посидеть одному и подышать. Найдите то, что работает именно для вас - танцы, песни, крики. Но, повторюсь, если дело дошло до саморанения, тут нужно скорее идти к психиатру (часто аутоагрессия сопровождает другие психические заболевания, такие как обсессивно-компульсивное расстройство и шизофрению). Плюс если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, человек вряд ли сможет самостоятельно её «вытащить» и безопасно с ней поработать.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией часто используется техника навязанного симптома.

Аутоагрессия и гетероагрессия - не взаимоисключающие явления, которые противопоставлены друг другу. Гнев, вне зависимости от того, куда он направлен, имеет право на то, чтобы быть выраженным. Но вопрос в другом - насколько адекватен или неадекватен ситуации выбранный способ его выражения. Когда человек в порыве гнева избивает другого человека, громит всё вокруг - это неадекватное выражение гетероагрессии. Таким образом, не гетероагрессия противопоставляется аутоагрессии, а различные способы реагирования на поведенческом уровне. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь. Нет плохих эмоций и чувств - гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

    Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

    Причины аутоагрессии у ребенка

    Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

    • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
    • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
    • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
    • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
    • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
    • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

    Патогенез

    Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

    Классификация

    Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

    • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
    • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
    • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
    • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
    • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
    • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
    • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

    Симптомы агрессии у ребенка

    Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

    Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

    Осложнения

    Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

    Диагностика

    Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

    • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
    • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
    • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

    Лечение аутоагрессии у ребенка

    Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

    • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
    • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
    • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
    • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Человек в любом возрасте склонен к саморазрушению, но почему так происходит, в чем причина такого поведения? В современном мире и так существует много ситуаций, которые могут привести к гибели человека: транспортные и авиакатастрофы, терроризм, высокий уровень преступности, природные явления и т.п., поэтому от саморазрушения нужно избавляться.

Причины появления склонности к саморазрушению

Все люди индивидуальны и саморазрушение у них выражается по-разному. Для кого-то это происходит очень быстро – , а другие уничтожают свою жизнь долгие годы, например, используя наркотики, алкоголь, обжорство, курение и т.п. В общих случаях человек не осознает своей проблемы, поэтому справиться с ней самостоятельно не получится. Такое поведение формируется с самого детства и связано оно с различного рода психологическими травмами.

Типы поведения, которые ведут к саморазрушению

Аддиктивное поведение

Выражается в том, что человеку хочется убежать от реальности. Для этого он принимает различные вещества или же фиксирует свое внимание на предметах и действиях, которые сопровождаются появлением эмоций. Прием различного рода веществ вызывает привязанность и впоследствии они управляют жизнью человека, делая его беспомощным и подавленным. Такое поведение вызывает: употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, беспорядочные половые связи и т.п.

Возникает такое поведение чаще всего, когда на жизненном пути человека появляются какие-либо трудности, например, смерть близкого человека, увольнение и т.п.

Таким людям свойственно:

  • иметь серьезные проблемы в повседневной жизни;
  • иметь комплекс неполноценности;
  • говорить неправду;
  • обвинять окружающих во всех бедах;
  • другие более серьезные проблемы с психикой.

Главное вовремя заметить наличие проблем у близких людей и обратиться за помощью.

Антисоциальное поведение

Выражается в том, что человек совершает действия, которые противоречат этике, морали, закону и др. Взрослые люди с такой проблемой не чувствуют никакой ответственности, они плохие родители, работники, друзья и партнеры. Человек не чувствует угрызения совести, так как ему попросту все равно. Такое поведение сопровождается импульсивностью, агрессией и т.п. Возникают такие проблемы еще в детстве из-за неполных семей, недостаточного внимания и воспитания.

Суицидное поведение

Выражается в том, что человек хочет совершить самоубийство. Есть несколько видов:

  • анемическое – вызвано личными трагедиями, например, смертью близкого человека;
  • альтруистическое – совершается во благо чего-то, например, чтобы не быть обузой для других;
  • эгоистическое – вызвано не восприятием социальных норм и требований.

С каждым днем возрастает процент самоубийств среди детей, которые не осознают что делают. Возможные причины, которые толкают их на подобные действия:

Чтобы не потерять близких людей уделяйте им внимание и проявляйте заботу.

Конформистское поведение

Выражается в том, что человек не имеет своей точки зрения, поэтому приспосабливается к мнению людей, которые имеют власть. Такие люди ничего не знают о своей личности, они живут по принципам общества. Конформисты являются так называемыми «марионетками», которыми управляют окружающие. Такие люди считают, что их мнение не правильное, поэтому они отдают свою судьбу в руки другим.

Чтобы избавиться от всех этих проблем, человеку необходима поддержка близких и родственников, а также помощь специалистов. От подобных зависимостей избавиться трудно, но возможно.

Саморазрушение личности или самодеструкция – это мысли, эмоции и действия деструктивного характера, которые осознанным или неосознанным образом направлены на самого себя. В психологии для обозначения таких внутриличностных феноменов чаще используется термин «аутоагрессия». В биологической природе живых существ естественным образом заложена агрессия на внешние раздражители (возникающие опасности, угрозы и т.п.), а вот склонность к саморазрушению (саморазрушительному поведению и т.п.) – прерогатива человеческой природы, которая чаще определяется как патология. Что же такое аутоагрессия? Каковы её признаки? Как определить саморазрушающее поведение у близкого человека и как ему помочь? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Как проявляется самодеструктивное поведение? Аутоагрессия (саморазрушение) проявляется в самоуничижении, самоедстве, нанесении себе телесных повреждений (вплоть до самоубийства), в отклоняющемся поведении ( , выбор потенциально опасных видов деятельности).

Психосоматические расстройства также понимаются как вариант саморазрушающего потенциала. По оценкам ВОЗ к 2020 году из жизни добровольно будут уходить до 1,5 миллиона человек, критический возраст которых составит для женщин 15-24 года, а для мужчин – 12-34 года.

Ваш ребёнок или близкий вам человек ведёт себя импульсивно, испытывает трудности с вниманием, не может сосредоточиться? Проверьте себя и своих близких – возможно, речь идёт о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью или без неё. Эта патология, как правило, определяется на основе гиперактивности и устойчивой трудности с концентрацией внимания. Дети и взрослые с СДВГ часто бывают возбуждены и взволнованы, ведут себя импульсивно. То есть, не задумываются о последствиях своих действий. Они выполняют задачи, испытывая стресс, не думая о производительности, и легко отвлекаются на любой элемент окружающей среды или собственные мысли. Пройдите прямо сейчас!

Причины аутоагрессии

Каковы причины саморазрушения? Аутоагрессия – это сложный феномен человеческой психики. Считается, что он имеет под собой социальную и духовную подоплёку.

Одной из первейших причин называют дезадаптацию (частичную или полную утрату человеком способности приспосабливаться к социуму). Некоторые психологии усматривают причину в чувстве вины, другие рассматривают её, как способ привлечения внимания, крика о помощи.

Аутоагрессия может быть и способом переведения сильной душевной боли и внутреннего страдания в более осязаемый вариант физической боли, что частично гасит внутреннее напряжение. Агрессию может вызывать и социум, когда создаёт непреодолимые барьеры в реализации духовных и социальных потребностей личности.

Агрессировать впрямую на социальную среду довольно трудно (часто нет ресурсов, опыта, морального права), и тогда возникает канал аутоагрессии, позволяющий в искажённой форме, но все же, справиться с невыносимой ситуацией.

Виды аутоагрессии

Различают следующие виды самодеструкции:

  • Физическая аутоагрессия (нанесение увечий, травм, шрамирование) – доминирует на фоне всех других видов, поскольку наиболее доступна, понятна и создает быстрые эффекты снятия внутреннего напряжения и страдания.
  • Вербальная аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, преподнесение себя в невыгодном свете окружающим), – также позволяет снять и внутреннее напряжение и создать условия снятия внешней критики.
  • Саморазрушающее (девиантное – отклоняющееся от нормативного) поведение (суицидальное поведение, наркомания, алкоголизм, сексуальные эксцессы, нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия) и прочее) – действия человека направлены не на личностный рост и гармонизацию, а напротив, на деструкцию собственной личности.

Как распознать склонность человека к саморазрушению?

Увидеть в человеке склонность к аутоагрессии бывает очень сложно, так как люди склонны скрывать такие проблемы из-за страха общественного осуждения. А.А. Реан предложил понятие «аутоагрессивный паттерн личности», в котором автор выделяет четыре субблока:

  • Характерологический : включает такие особенности характера. как демонстративность, педантичность, интроверсия, невротичность и депрессивность.
  • Самооценочный : отражает связь с аутоагрессией (чем выше личностная аутоагрессия, тем ниже самооценка тела, своих способностей к познанию, способностей к самостоятельности).
  • Интерактивный : выражает способность к социальной адаптации и успешности межличностного взаимодействия (уровень аутоагрессии, как правило, обратно пропорционален степени общительности).
  • Социально-перцептивный : определяет особенности восприятия других людей (наличие аутоагрессии не связано с негативным восприятием других людей, но прямо пропорционально позитивному восприятию «других»).

Каковы последствия аутоагрессии?

Последствия саморазрушения всегда негативны: моральное и физическое страдание, реальные увечия и уродство, психосоматические заболевания (язвенная болезнь, онкология, мигрень, гипертония) и даже самоубийство.

От саморазрушения к саморазвитию: как справиться с саморазрушением?

  • Прежде всего, для человека важны идентификация и самопознание . Для каждого из нас очень важно найти свое «я» и своё место в обществе. Развитие сознания и рефлексивных способностей помогут гармоничному развитию личности. Не подавляйте до бесконечности свои эмоции и чувства , старайтесь в них разобраться, а если они не дают покоя – найдите безопасный способ для их выхода (стрельба в тире, активная уборка, спортивные нагрузки помогают многим).
  • Снижайте стереотипность мышления и восприятия , чтобы уметь дать более объективную оценку реальности. Люди с саморазрушающим поведением слабо умеют выстроить индивидуально-рефлексивную оценку ситуации или других: субъект либо идеализируется, чтобы в его свете дать себе негативную и ужасную оценку, либо ему приписываются ненастоящие качества, чтобы возненавидеть его.
  • Уменьшайте эмоциональную зависимость : выделите такие свои зависимости, которые действительно разрушительны для Вас. Подумайте о том, не пора ли с ними расстаться ( , засиживаться допоздна на работе или в интернете). Прорабатывайте постепенно все свои деструктивные зависимости. Это позволит Вам почувствовать себя более уверенным, здоровым, жизнерадостным и позитивно настроенным.

Как помочь склонному к саморазрушению человеку, если это кто-то из ваших близких?

Как победить аутоагрессию? Помощь родных и близких человеку, страдающему аутоагрессией, также очень важна. Необходимо поддерживать такого человека (присутствовать рядом и помогать переживать тяжелые или неприятные моменты, помогать понимать что происходит с ним, чаще хвалить и меньше критиковать, избегать оскорблений). Это поможет чувствовать человеку, что его любят и ценят.

Если же самостоятельной работы недостаточно, то лучше обратиться за помощью к психологу, психотерапевту или врачу, что даст возможность пройти индивидуальную или групповую терапию, или на некоторое время использовать медикаменты, позволяющие снять остроту нервного напряжения. Принудительное лечение показано только в случаях, когда есть угроза жизни и здоровью, как для страдающего аутоагрессией, так и для окружающих. Но самое лучшее, как всегда, – это профилактика аутоагрессии, которая определяется системой воспитания и образования личности.

А вы сталкивались с аутодеструктивным поведением у знакомых или близких? Как удалось справиться с самодеструкцией? Как всегда, будем признательны за ваши комментарии и вопросы.

Благодарим за помощь в подготовке материала Веронику Антонюк .

Дипломированный психолог в области психологии менеджмента. Занимается психологической практикой с 2011 года. Прошла повышение квалификации по программам «Детская и подростковая практическая психология», «Психологическая помощь при психосоматических расстройствах», «Сексология для практических психологов». В настоящий момент продолжает обучение в магистратуре МПГУ по профилю позитивной психологии, а также совершенствуется в гештальт-терапии.

А утоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в . А одним из самых распространенных видов аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников и молодых людей является нанесение себе порезов - чаще всего на запястьях.

Специалист по работе с Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой : их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие, что по статистике становится распространенной причиной агрессивного поведения школьников. Также часто такие пациенты упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обес ценивать себя и свои чувства. Такое поведение является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями.

В целом можно сказать, что аутоагрессия, как форма проявления и молодых людей свойственна эмоционально неуравновешенным людям - например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Агрессивное поведение школьников: как проявляется аутоагрессия

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

Надо сказать, агрессивное поведение школьников, в частности, аутоагрессия, имеет открытый характер. Школьники, которые совершили некое аутоагрессивное действие, как правило, осознают (не скрывая этого), что они вовсе не планировали умирать. Они просто хотели вызвать чей-то интерес или даже кого-то наказать. Часто они просто используют такой способ с целью заглушить эмоциональные переживания посредством физической боли.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть... Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых?!»

«Это случилось, когда мне было 15 лет... Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас все уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Теперь у меня на руках уродливые шрамы и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова...»

Некоторые подростки бравируют своими порезами, но большинство из них не спешат признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются один на один со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс-ауто агрессия». Зачастую это один из признаков агрессивного поведения школьников.

В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась - потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены или еще как-то причинить себе вред. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Наверное, со стороны это выглядело ужасно».

Как помочь при аутоагрессии в соответствии с критериями работы с агрессивным поведением школьников

«Я молодой педагог. Однажды на уроке семиклассник, узнав о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие дети смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что мальчик, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях…»

Надо сказать, госпитализация при аутоагрессии, как одной из форм проявления агрессивного поведения школьников, не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. При агрессивном поведении школьников требуется не в осуждение и высмеивание, а понимание и помощь. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь к старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась канцелярским ножом! Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы - и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил. Тогда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Я тогда ходила к школьному психологу, она заметила забинтованную руку, и я рассказала ей, что произошло. Тогда я чуть не разочаровалась в психологах! Она сказала, что нельзя так поступать “из-за какой-то ерунды”. Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно. Потом родители отвели меня к другому психологу, потому что я все время плакала. Другой психолог смогла меня понять. Она не осуждала меня, а говорила: “Тебе было так обидно и больно из-за этого парня, что ты не смогла с этим справиться”, “Это очень грустно, когда прерываются отношения с любимым человеком”, “Как жаль, что ты выбрала такой жесткий по отношению к себе способ”, “Давай подумаем, как можно было этого избежать, как еще можно было отреагировать”, “Я вижу перед собой хорошую, славную девушку, которая способна на сильные чувства и которой трудно бывает с ними справляться”, “Я хочу, чтобы ты увидела, сколько в тебе есть хорошего и сильного, чтобы ты научилась справляться с собой в такие моменты!”, “Я хочу тебе помочь и предлагаю свои консультации. Давай будем учиться переживать трудные чувства, будем искать путь”. Это было совсем другое дело. А не так: “Из-за какой-то ерунды”!

Я ходила на консультации к психологу, а потом еще на специальные групповые занятия (тренинги), где мы играли, делали упражнения и обсуждали разные эмоции. Я увидела, что не одинока, многому научилась, стала спокойнее. Я действительно больше не наносила себе повреждений и стала относиться к себе намного лучше».

Надо сказать, что некоторые подростки умеют справляться с проблемой аутоагрессии как формы агрессивного поведения школьников, самостоятельно, в результате чего постоянные порезы или иные травмы прекращаются. Однако на фоне каких-либо эмоциональных переживаний подросток в некоторых случаях продолжает процесс саморазрушения. К примеру, он совершает рискованные поступки, употребляет психотропные вещества, а в крайних случаях - совершает попытки суицида. В таком случае педагогам и родителям важно понимать, что при общении с такими подростками нужно пользоваться рекомендациями, сформулированными в памятке, которая следует далее.

Памятка для педагогов и родителей при агрессивном поведении школьников: как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Попытайтесь донести до подростка, что вы искренне беспокоитесь о нем, однако не делайте попыток усомниться в его психической полноценности.
  • Не стыдите школьника и не ругайте за его поведение, как правило, это вызывает реакцию протеста.
  • Выскажите желание помочь, выслушайте и поймите проблемы этого школьника.
  • Поинтересуйтесь, имеет ли он представление о том, как решить эти проблемы, а затем поделитесь своими мыслями по поводу решения и предложите помощь.
  • Поясните, что агрессивное поведение школьников - саморазрушающее, однако его возможно победить, преодолев свою печаль или гнев.
  • Акцентируйте внимание школьника на его достоинствах и сильные качествах.
  • Посоветуйте подростку воспользоваться анонимной психологической помощью (иногда можно самостоятельно организовать такую встречу в безопасной для школьника обстановке).
  • В случае, когда подросток совершает некие аутоагрессивные действия непосредственно в вашем присутствии, трезво оцените риск этих действий для его здоровья и жизни.
  • Помните, что не нужно поддаваться на шантаж, поскольку зачастую с помощью аутоагрессивных действий школьник может пытаться получить какую-то выгоду для себя. Мягко ответьте ему отказом и призывайте к прекращению такого поведения.
  • В случае, если ситуация складывается опасно, постарайтесь спокойно, но твердо убедить подростка прекратить аутоагрессивные действия (или обратитесь за помощью).
  • В случае, если действия носят явно демонстративный и неопасный характер, спокойно игнорируйте подростка. Однако помните, что характер поведения может меняться и повлечь риск.
  • Также помните, что школьники часто эмоционально реагируют на различные ситуации и могут нуждаться в чутком поддерживающем отношении.

Последние материалы сайта