Самбо история возникновения. Возникновение и развитие борьбы самбо. Школы, стили, направления

29.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России.

«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.

Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.

Открытие мемориального комплекса основателю советской школы дзюдо Василию Ощепкову и его учителям работы скульптора Петра Чегадаева во Владивостоке.

Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать.

В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом Архиепископа Николая Японского.

Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.

По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.

В 1913 году он достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство.

В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня).

Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х — человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.

Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио.

Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода.

От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.

В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо.

Дзюдо Ощепкова не было точным копированием японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде.

Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и созданию самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.

А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. В 1937-м он становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии.

К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.

В 1957 году , благодаря стараниям вдовы Ощепкова, Анны Ивановны (Казембек), он был реабилитирован.

В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова , в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова.

В честь самбиста Василия Ощепкова в 2017 году названа улица в Москве на территории жилого комплекса «Москвичка» в поселении

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937 )
- родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Родился в конце декабря 1892 года (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.

Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень - седан (первый дан) - и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества "Спорт" Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как "ценная" и "очень ценная". Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как "сменовеховские", и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция "вольной борьбы дзюдо", председателем которой стал Ощепков.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Спиридонов Виктор Афанасьевич
(основатель Самбо)

До революции Спиридонов был кадровым офицером. Но не полковником, и не гвардии. Служить начал рядовым, уйдя в армию с семнадцати лет — вольноопределяющимся, в современной терминологии — добровольцем. Получил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище. Юнкера еще осваивали тактику и фортификацию, кололи штыком чучело, а над Желтым морем у Чемульпо уже прогремели орудия «Варяга». В 1905 году в новеньких офицерских погонах Спиридонов отправляется туда, где разгорались сражения печально знаменитой русско-японской войны, в Маньчжурию.

На долю свежеиспеченного офицера выпал совсем недолгий период фронтовой жизни, но, должно быть, у подпоручика была настоящая солдатская хватка: домой он возвратился с крестом Анны и Станислава. Виктор Афанасьевич был знаком с вариантом джиу-джитсу, который оказался занесенным в Европу уже после русско-японской войны, в период мирового триумфа этой системы самозащиты. Время всеобщего увлечения джиу-джитсу отнюдь не прошло для Спиридонова даром. Был он человеком ловким и сильным, большим специалистом в военно-прикладной гимнастике, знал французскую борьбу, английский бокс и без особого труда основательно изучил японские приемы, хотя, вероятнее всего, пользовался при этом всего лишь описаниями в различных руководствах, изданных в России и за рубежом. Несмотря на фронтовые заслуги, успехи Спиридонова по службе, как и у любого армейского пехотного офицера, были невелики: истекшие десять лет приносят ему повышение всего лишь на один чин.

С первых же дней мировой войны он снова на передовой. Вторая война для командира пехотной роты поручика Спиридонова закончилась в тот самый день, когда в бою под посадом Лашевым над его головой разорвалась австрийская шрапнель. Тяжело контуженный и раненый, он год провалялся в госпиталях, а потом был «уволен от службы с произовдством в следующий чин и награждением мундиром и пенсией». Пенсия, впрочем, была мизерной. И не в те ли голодные годы пришлось раненому офицеру научиться тачать дамские ботинки? Вообще у него была уверенная хватка хорошего русского мастерового: при случае мог починить водопроводный кран, брался и за другие слесарные работы.

Революцию Спиридонов встретил в Москве. Время было нелегким для бывших офицеров: в них видели потенциальных врагов, подозревали в измене. Отставному штабс-капитану пришлось почувствовать это на себе... В девятнадцатом году он работает в Главном броневом управлении Красной Армии. А вскоре, оправившись от последствий контузии, становится преподавателем Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта. Среди многих дисциплин, изучавшихся курсантами, была также «защита и нападение без оружия». Должность главного руководителя по этому предмету занимал Виктор Афанасьевич.

В те далекие годы спорт, и главное, его преподавание стояли на очень низком уровне, особенно в России, где физическая культура еще не успела получить достаточного развития. Но если почти в любом из культивировавшихся тогда у нас видов спорта уже существовал пусть небольшой, но тем не менее какой-то опыт, то в самозащите не было даже этого. Более того: алчная и невежественная орава самозванных знатоков джиу-джитсу коммерческого толка успела настолько скомпрометировать эту систему, что многие из спортивных специалистов уже просто не принимали ее всерьез. Многие, но только не Спиридонов. Бросавшиеся в глаза недостатки японской самозащиты не могли помешать ему видеть ее несомненные достоинства, понимать ее «рациональное зерно». И его не испугали ни сложность, ни объем работы, которую предстояло выполнить. А начинать пришлось не то чтобы с нулевой отметки, а, если хотите, даже с отрицательной. Он вторгался в область, где все было неясно, а зачастую и намеренно запутано. Никакой методики преподавания не было и в помине. Да и какая там методика, когда единственное, с чем начинал Спиридонов — это пара десятков приемов, из которых далеко не все были достаточно надежны. Все, абсолютно все нужно было находить и решать самостоятельно: какие именно приемы он отберет и покажет курсантам, как объяснит, в какой последовательности построит обучение. Главный руководитель придирчиво отбирал только самые надежные и простые приемы, на которые можно было бы положиться в любой переделке. Этому правилу он будет неизменно следовать и в дальнейшем, в течение всех двадцати лет своей деятельности. И неудивительно, что просматривая современные руководства самообороны непременно встречаешь большее из того, на чем когда-то остановился Спиридонов. Работа, конечно, велась, что называется, на ощупь, почти вслепую. Далеко не все выходило гладко. Немало было ошибок, заблуждений. Да и могло ли их не быть при таких сложных условиях?

Главное, что с самого начала Спиридонову удается встать на тот путь, по которому пойдет развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: создание новой, «синтетической» системы, составленной из лучших приемов уже существующих систем. И тогда, всего лишь по истечении второго года работы, у Виктора Афанасьевича уже были основания говорить о преподаваемых им приемах, как о «проверенных на опыте, в жизни, обучавшимися ранее лицами». А впоследствии он вспоминал: «Впадая в начале своей работы в ошибку при определении ценности тех или иных приемов в смысле применения их к жизни, мне, тем не менее, в 1921 году, благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы. В то же время детальное изучение всех приемов, имевших применение в нашей действительности, указало новый и, как мне кажется, правильный путь.» В 1922 году перед работниками службы правопорядка была поставлена задача — постоянно совершенствовать свое стрелковое искусство и физическую подготовку. Ведь эти качества не только входили в число слагаемых, обеспечивающих успех проводимых операций, но даже гарантировали в определенной мере жизнь чекиста в опасных ситуациях. (Если, конечно, вообще могли существовать какие-то гарантии при такой изнурительной и нечеловечески напряженной службе!)

Созданное вскоре спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах спортсменов-чекистов, пограничников и милиционеров, приняло на себя солидную работу по выполнению поставленных задач. Естественно, что этому обществу, кроме всего прочего, предстояло возглавить работу в области такой специфической спортивно-прикладной дисциплины, как самозащита без оружия. И действительно, динамовская секция защиты и нападения вскоре стала общесоюзным центром по разработке техники, тактики, методики преподавания и пропаганде самозащиты. А начать всю эту деятельность и направлять ее в дальнейшем довелось, конечно же, Спиридонову. Он был в числе самых первых спортивных специалистов, пришедших на работу в новорожденное общество. И наверное, это было наиболее закономерно. В 1923 году Виктор Афанасьевич являлся наиболее знающим, если вообще не единственным специалистом в своей области. Входил он к тому времени и в спортивный актив столицы.

Все это, несомненно, предопределило его приход в «Динамо», но думается все же, что главная причина была иной. Как и прежде, на передний край Спиридонова вела сама логика его характера. Не даром же рассказывают, что этот бывший фронтовой офицер по собственной инициативе не раз участвовал в операциях по ликвидации воровских притонов вместе со своими учениками из угрозыска. Это был какой-то, может быть немного старомодный, но, поистине, рыцарь без страха и упрека... Спиридонов получил теперь огромную всесоюзную аудиторию, очень внимательную и очень нуждавшуюся в его суровой науке. И Виктор Афанасьевич не обманул ее ожидания. Несмотря на неизмеримо возросший объем работы, он трудился со свойственной ему энергией и, как всегда, с полной самоотдачей. Обучает боевым приемам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск. Вручает им то самое «невидимое оружие», которое так было необходимо в их опасном труде. И не одному здоровенному бандиту случалось изумляться тому, что скрутил его невысокий, на вид слабосильный чекист. Деятельность его в «Динамо» не только предъявляла новые возросшие требования, она давала еще широчайший простор Спиридонову для осуществления всех, даже самых смелых его планов. Решить задачу преподавания самозащиты во всесоюзном масштабе можно было только вырастив сотни хорошо подготовленных инструкторов. И вот Спиридонов работает еще и над проблемой подготовки инструкторских кадров.

Уже через несколько лет рядом с ним встала целая шеренга лучших его учеников, способных воспитывать не только рядовых самбистов, но и умелых преподавателей. Особенно выделялись двое из них: Д. А. Давыдов и М. И. Соломатин, которых Виктор Афанасьевич с благодарностью и уважением называл своими «постоянными помощниками в трудном и новом деле создания стройной системы самозащиты». Одна за другой выходят в свет три книги Спиридонова — об основных принципах его системы. Секции самозащиты (как их тогда называли — группы самосовершенствования) начинают функционировать не только в московской, но и во многих динамовских организациях: в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, на Украине, в Сибири и Закавказье. Неугомонный патриот своего дела, Виктор Афанасьевич объездил всю страну, пропагандируя приемы самозащиты. Всегда очень охотно выступал в чекистских и милицейских клубах, в учреждениях и воинских частях. Превосходный рассказчик, он умел быть интересным для любой аудитории. А. А. Харлампиев, пришедший в «Динамо» после Спиридонова, вспоминает: «Пропагандист был очень хороший. Куда бы мне не приходилось выезжать, я везде встречал огонек интереса к самбо, зажженный в свое время Спиридоновым». Виктор Афанасьевич ставил перед собой только практические цели: формирование системы самозащиты. Случилось однако так, что именно эта система стала самым первым этапом создания в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение болевых приемов. Того вида, который мы сегодня называем борьбой самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты», — такого было мнение Виктора Афанасьевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках (а чаще — просто в гимнастерках и носках) и проводили учебные схватки. Ненароком появившийся вид спорта оказался очень интересным и увлекательным. Постепенно стали организовываться соревнования и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись на семь «весовых групп», а проведение болевых приемов допускалось не только как теперь, при борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Все это, конечно, делало схватки сравнительно опасными и определяло высокие требования к хладнокровию, самообладанию спортсменов. «Состязающимся категорически воспрещается горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не происходила», — предписывали правила и грозили нарушителям немедленной дисквалификацией. Стоит заметить, что это с наивной прямолинейностью сформулированное предостережение «горячащимся» вошло впоследствии и в самые первые общесоюзные правила борьбы самбо. В феврале 1929 года впервые был проведен чемпионат московского «Динамо» по новому виду борьбы. В афишах, правда, для пущей общедоступности указывалось: «по джиу-джитсу». Из-за ограниченного числа участников первенство разыгрывалось только в четырех весовых категориях. И хотя считалось, что состязания эти закрытого типа, в течении всех трех дней пока проходили упорные схватки на ковре, спортзал Высшей пограничной школы и старый динамовский зал на Цветном бульваре были переполненными. Мастера самозащиты никак не могли пожаловаться на недостаток внимания со стороны болельщиков.

Интересно, что еще за полгода до этого первенства ученики Спиридонова, к тому времени уже неплохие борцы, успели получить боевое крещение в первой и единственной в истории советского спорта международной встрече по джиу-джитсу. В погожие осенние дни 1928 года вся Москва жила спортивной спартакиадой. На оживленных многолюдных улицах яркими пятнами горели красочные национальные костюмы посланцев всех республик. То и дело слышалась иностранная речь: для участия в Спартакиаде в красную столицу прибыли рабочие-спортсмены многих стран. В состав немецкой делегации вошли несколько специалистов по джиу-джитсу. Немцы выступали в московских парках с показательными схватками, демонстрируя молниеносные броски и неотразимые захваты. Японская система была тогда в новинку даже для задававших тон в спорте европейских стран. И конечно же, германских спортсменов очень удивило, что в далекой и все еще переживавшей трудности Москве оказались свои собственные мастера самозащиты. Да и не только оказались, но даже осмелились бросить им вызов. Однако самый большой сюрприз ожидал гостей впереди. Хотя они с чисто немецкой аккуратностью точно следовали всем предписаниям японских профессоров, московские парни сумели все-таки победить их в этой знаменательной товарищеской встрече. Спиридонов тщательно согласовал с немцами условия встречи.

Единственный оставшийся в живых участник этого исторического матча — почетный динамовец В. С. Харитонов — вспоминал, с каким волнением готовились они к состязанию. Борьба велась до первого удачного приема. Партнеры подбирались примерно равного веса. Состязались всего три пары — от легкого к более тяжелым весам. Первым из динамовцев вышел на ковер низкорослый энергичный Пронин и, несмотря на понятное волнение, сумел провести победный болевой прием. Вторым вступил в состязание Харитонов, чью внешне неторопливую манеру ведения борьбы товарищи в шутку называли «меланхолией». Этот «меланхоличный стиль» определил выигрыш его обладателя и победу всей советской команды. Все, что теперь могли сделать гости — это уйти от поражения «всухую», и они реализовали эту возможность: третий член динамовской команды — Василенко — ушел с ковра побежденным. Тот стиль борьбы, с которым столкнулись в Москве германские спортсмены, хотя далеко еще не стал борьбой самбо, какой мы видим ее сегодня, но уже не был и японским джиу-джитсу в точном смысле этого слова. Восемь лет упорного труда Спиридонова не пропали даром. Этот человек не мог оставаться ортодоксальным копиистом. Хорошо зная все достоинства джиу-джитсу, Спиридонов тем не менее никогда не был бездумным адептом этой знаменитой системы. Его мнение категорично и недвусмысленно: «Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе».

И Спиридонов смело вводит в практику лучшие приемы из вольной и классической борьбы, в том числе и опасные — запрещенные, берет на вооружение удары из английского и французского бокса, кропотливо отыскивает самобытные приемы, рожденные боевой и бытовой практикой. Отлично понимая, что любой прием «работает» только при необходимой быстроте исполнения, начинает (едва ли не впервые в практике вообще отечественной борьбы) хронометрировать время, затрачиваемое на их проведение. При всем этом он создает не некую абстрактную систему, не самозащиту «вообще», а четко ориентированную именно на наши условия.

По этой причине, в частности, оказались в основном безжалостно выброшенными излюбленные у японцев нажатия на «чувствительные точки». Значительно отличающийся от японского тип нашей одежды сводил на нет всю эффективность таких приемов. И вот в результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты, у которой общего с джиу-джитсу оставалось только название. От него, естественно, тоже пришлось в конце концов отказаться. Свою систему Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто «самозащиту». Впоследствие, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал системой «Сам». Но, вероятно, это название было не самым удачным. В среде спиридоновских учеников рождаются новые его варианты: «самоз», и, наконец, пришедшая на смену всем остальным звонкая аббревиатура «самбо» — «самозащита без оружия».Но хотя предыстория самбо начинается именно со Спиридонова, сам он едва ли когда-нибудь задумывался об этом. Делом своей жизни он считал созданную им систему самозащиты без оружия «Сам». Для ветерана-динамовца эта система была как бы его личным вкладом в дело борьбы с преступностью. Один из учеников Спиридонова рассказывал, что Виктор Афанасьевич умер прямо на самбистском ковре, когда в наиболее тяжелые военные годы обучал приемам наших диверсантов перед заброской их в немецкий тыл. Рассказчик называл город, где это якобы произошло. И хотя было все не так, хотя в действительности Спиридонов умер дома от неизлечимой болезни, но разве рождение такой вот легенды не показывало, что старый самбист, вопреки самой смерти, остался в строю, как солдат, навечно занесенный в списки своей роты.

История развития борьбы самбо началась с основания первой секции борьбы на базе общества «Динамо». Возглавил ее Виктор Спиридонов в 1923г. На занятиях он обучает работников силовых органов и бойцов пограничных войск боевым приемам.
Именно Спиридонов выделил два направления развития самбо - спортивное самбо и боевое самбо. Виктор Афанасьевич не просто обучал борьбе, он активно пропогандировал ее распространение по всей стране. Открыл спортивные секции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске и ряде других городов.
Предложил правила проведения соревнований, первым из которых было категорическое запрещение «горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не проходила».

Другим энтузиастом в деле развития самбо был Василий Ощепков, который в 1913г. закончил в Японии институт дзюдо «Кодокан», С 1918 по 1926 год был резидентом Главного разведовательного управления Красной Армии в Японии. До переезда в Москву работал инструктором по самозащите в новосибирском отделении «Динамо», обучая курсантов местной школы милиции. Там уже внедрялась закрытая система Спиридонова «САМ». В Москве Ощепков организовывает в ЦДКА группы по изучению рукопашного боя среди военнослужащих, проводит занятия для высшего командного состава Красной Армии. Работает в Московском институте физкультуры и преподает борьбу дзюдо. Идея Ощепкова — разработать систему приемов, доступных не для ограниченного числа «посвященных», а для всех желающих. Для этого он подготовил курс лекций и в 1932 году набрал первую группу слушателей для подготовки из их числа тренеров и пропагандистов спорта. Уже в те годы Ощепков отошел от правил дзюдо, активно дополнял японскую борьбу приемами, взятыми из богатого арсенала национальных видов борьбы народов Советского Союза. Он стал добавлять в дзюдо самые эффектные приемы из национальных видов борьбы, менять покрой куртки, правила проведения соревнований, ввел защитную обувь — борцовки. Так возник новый вид спорта, который назывался в то время «борьба свободного стиля».

Анатолий Аркадьевич Харлампиев именно он зачастую считается основателем борьбы самбо. Харлампиев много путешествовал собирая и систематизируя приемы и методы тренировки национальных видов спорта. В 1983 году был снят фильм о создании самбо - "Непобедимый".

Харлампиев автор первого учебника «Борьба самбо». Еще студентом, в 1936 году он защищает дипломную работу, в которой собраны и описаны приёмы, изученные им под руководством Ощепкова. На протяжении многих лет систематизировал приемы и методы борьбы народов СССР. Харлампиев — автор многих книг по теории и практики обучения самбо, организатор многочисленных судейских семинаров и учебных сборов для спортсменов. Он основал школы воспитания спортсменов в таких спортивных обществах как «Крылья Советов», «Динамо» и Московском энергетическом институте, подготовив более ста мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и тысячи разрядников.

В июле 1938г, будучи старшим тренером сбора, Анатолий Харлампиев предлагает культивировать свой, самобытный вид борьбы и выступает с докладом «Основы борьбы вольного стиля»: «…В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных борьб: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской... Наша борьба должна быть самой обширной по средствам победы, поэтому мы не ограничиваемся борьбами, которые культивируются в Советском Союзе, мы заимствуем технику борьбы из других стран…» Харлампиев предлагает систематизировать накопленный временами и народами опыт. Говорит, что за основу победы надо взять бросок из стойки на всю спину - «этим броском противника можно оглушить настолько, что он не встанет». Основным преимуществом зарождающейся борьбы называет её «прикладность».

День рождения самбо - или официальное признание.

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо.

Первый Всесосюзный зачет

1938 год. В комплекс норм ГТО II cтепени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).
Первые соревнования и первые чемпионы

1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля - матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда.

1939 год, Ленинград. Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях.

1940 год. Первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».

Первые герои

1941-1945 годы. Многие спортсмены уходят на фронт, самые опытные остаются в тылу: ленинградец Иван Васильев преподаёт навыки самозащиты десантникам, москвич Николай Гладков обучает бойцов воздушно-десантных войск. Призёры первых первенств СССР Е. Баев, Н. Сазонов, В. Шейнин, В. Салмин погибают во время сражений. Первый чемпион СССР Евгений Чумаков и ленинградец Иван Васильев проходят всю войну. Основывают школы самбо, прогремевшие на всю страну. Пермяк Леонид Голев возвращается с фронта Героем Советского Союза.

Первая популярная книга о самбо

1949 год. «Борьба самбо». Автор - Анатолий Харлампиев. Книга несколько раз переиздаётся. Единственный учебник того времени. В главе «Советы начинающим самбистам» Харлампиев пишет: «Занятия по борьбе самбо должны служить в первую очередь воспитанию и подготовке молодёжи - здоровой, политически грамотной, преданной партии Ленина-Сталина и готовой к труду и обороне нашей великой Родины. Поэтому важно, чтобы занимающихся было больше. Поставьте себе задачей: привлечь в секцию самбо не менее трёх своих товарищей».

Первая статистика

1952 год. По статистическим отчётам борьбой самбо в СССР занимается 4 тысячи 437 человек, работает 47 тренеров.
1965 год. Популярность самбо растет. Борьбой занимается более восьмидесяти тысяч человек.

Первые международные старты

1957 год. В Москве проводится товарищеская встреча между советскими самбистами («Динамо», «Буревестник») и венгерскими дзюдоистами («Дожа»). Наши борцы одерживают убедительную победу со счётом 47:1.

1967 год. В Риге стартует I Международный турнир по борьбе самбо. В соревнованиях принимают участие представители пяти стран: Болгарии, Югославии, Монголии, Японии, СССР.
Первое официальное мировое признание

1966 год. Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта.
Первое выступление самбистов на Олимпиаде

1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание - подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.

1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе.
Первые чемпионаты Европы и мира

1972 год. В Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы - В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов.

1973 год. Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира - Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.
Первые женские соревнования

1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают.

1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир.
Первый фильм о самбо

1983 год. Юрий Борецкий снимает фильм «Непобедимый» об Анатолии Харлампиеве. После выхода фильм в прокат, количество желающих записаться в самбо увеличивается в разы.
Первые старты нового тысячелетия

2001 год. В Москве открывается первый Международный юношеский турнир «Победа». Проходит первый чемпионат России по боевому самбо.
Национальный и приоритетный

23 апреля 2003 года состоялось заседание коллегии Госкомспорта России. Решение, принятое на этом заседании, изменило судьбу самбо. Самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта.

В 2007 год. В Москве проводится первый Кубок Президента Российской Федерации.

Самбо - уникальное отечественное единоборство, популярное во всем мире.
Самбо - это интернациональный вид спорта, достойный стать олимпийским.
Самбо - единственный в мире вид спорта, где русский язык признан официальным языком международного общения.

Традиции и философия самбо

Самбо - не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.

Самбо - это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.

Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы.

Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств.

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.

История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений.

История самбо - история России

Становление самбо пришлось на 1920-е-1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающем его защиту, сплачивающем активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка.

С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В.А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину - «самозащита». На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений.

В этот же период активно развивается спортивное самбо, изначально известное под названием «борьба вольного стиля». Выпускник института дзюдо «Кодокан», обладатель второго дана В.С. Ощепков начинает преподавать дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, однако постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается обогащением и совершенствованием техники самозащиты, формируя основы нового вида единоборства. Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова, и при непосредственном участии других основателей (А.А. Харлампиева, Е.М. Чумакова ) образовалось современное самбо, сохранившее в своем составе два направления: спортивное и боевое.

С момента своего основания самбо рассматривалось как эффективное средство всестороннего физического развития человека, повышения его ловкости, силы, выносливости, воспитания тактического мышления, формирования гражданско-патриотических качеств. Уже в 1930-х гг. самбо входит в нормативы комплекса ГТО, разработанного при активном участии В.С. Ощепкова. Миллионы советских граждан с раннего возраста приобщались к основам самозащиты без оружия, укрепляли здоровье, воспитывали характер.

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)». «Эта борьба, - говорится в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки самбистов, а также создана «Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (самбо)», позднее ставшая Федерацией самбо. В следующем году проходит первый чемпионат страны по новому виду спорта.

Начало Великой Отечественной войны прервало проведение чемпионатов СССР. Но война же стала жесткой проверкой жизнеспособности самбо в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные самбо, с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии. Самбисты награждены боевыми орденами и медалями, многие из них стали Героями Советского Союза.

В 1950-е годы самбо выходит на международную арену и неоднократно доказывает свою эффективность. В 1957 году, борясь с венгерскими дзюдоистами, советские самбисты в двух товарищеских встречах одерживают убедительную победу с общим счетом 47:1. Через два года самбисты повторили свой успех, уже во встречах с дзюдоистами ГДР. В преддверии олимпийских игр в Токио советские самбисты, борясь по правилам дзюдо, разгромили сборную Чехословакии, а затем победили чемпионов Европы по дзюдо, сборную Франции. В 1964 году советские самбисты представляют страну на Олимпийских играх в Токио, где дебютирует дзюдо. В результате триумфального выступления сборной СССР, занявшей второе место в общекомандном зачете, в Японии уже на следующий год создается собственная федерация самбо. Организуется обмен тренерами и спортсменами, переводится на японский язык методическая литература по самбо. Начинается процесс активного использования методик подготовки самбистов и способов ведения поединка в самбо для совершенствования дзюдо.

В 1966 году на конгрессе Международной федерации любительской борьбы (ФИЛА) самбо официально признается международным видом спорта. Начался уверенный рост популярности самбо по всему миру. Уже на следующий год в Риге состоялся первый международный турнир по самбо, в котором приняли участие спортсмены Югославии, Японии, Монголии, Болгарии и СССР. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году - первый чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из 11 стран. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. В 1977 году самбисты впервые выступают на Панамериканских играх; в этом же году впервые разыгрывается Кубок мира по самбо. В 1979 году проводится первый чемпионат мира среди молодежи, а через два года - первый чемпионат мира среди женщин. Также в 1981 году самбо вошло в Боливарианские игры Южной Америки.

При всем активном развитии и росте международной популярности в 70-80-ые годы самбо не было включено в программу Олимпийских игр.

В 70-80-е годы, продолжая традиции массового развития, самбо широко распространялось в вузах страны. Через секции самбо университетов и институтов Советского Союза, спортивное общество «Буревестник» прошло большое количество студентов, которые сейчас, став успешными государственными деятелями, спортсменами, военными, учеными, составляют активную часть всероссийского сообщества самбо. При этом велась активная работа по развитию самбо по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, подготовке высококвалифицированных спортсменов.

В 1985 году было принято постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо», способствовавшее значительному увеличению количества спортивных школ, культивирующих самбо, росту общей численности занимающихся, совершенствованию подготовки спортсменов высокой квалификации. Под эгидой Госкомспорта СССР проводились соревнования по самбо среди военно-патриотических клубов на призы Национального Олимпийского комитета СССР. Борьба самбо стала единственным видом спорта из неолимпийских, который получил широкую государственную поддержку.

На 1990-е годы пришелся тяжелый для самбо период. В условиях перестройки особую популярность приобрели различные виды восточных единоборств, чему в значительной мере способствовал западный кинематограф, пропагандировавший эффектные приемы карате, айкидо, ушу и т.д. Ранее находившиеся под запретом государства, эти боевые искусства стали особенно притягательными для населения. Но уже в конце 1990-х - начале 2000-х годов происходит становление новой дисциплины - .

В боевом самбо разрешены к использованию приемы спортивного самбо, а также действия, дозволенные правилами соревнований всех существующих единоборств (в том числе и ударная техника).

Формирование и развитие боевого самбо позволило объективно оценить эффективность самбо на фоне различных видов и стилей боевых искусств, стало мощным стимулом совершенствования самбо. В 2001 году состоялся первый чемпионат России по боевому самбо. В 2002 году Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту издал постановление об утверждении новой дисциплины «боевое самбо».

2000-е годы стали временем активного развития самбо, в первую очередь за счет укрепления региональных федераций самбо, повышения уровня государственной поддержки, роста финансирования, улучшения уровня подготовки спортсменов, развития системы спортивно-массовых мероприятий.

Самбо - отечественный вид спорта России

В 2003 году самбо официально признано НАЦИОНАЛЬНЫМ И ПРИОРИТЕТНЫМ ВИДОМ СПОРТА в Российской Федерации.

Сегодня в России самбо входит в число наиболее массовых видов спорта. Благодаря своей доступности (не требует дорогостоящих спортивных сооружений и экипировки) и роли в социальной жизни общества, самбо развивается .

Самбо занимаются болеее 200 тысяч россиян, в том числе 60 тысяч юных спортсменов в 589 отделениях спортивных школ и клубах по всей России.

Основными местами начальной подготовки и учебно-тренировочных занятий юных спортсменов-любителей являются клубы по месту жительства, спортивные залы образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы и секции, спортивные залы добровольных спортивных обществ и др. Разветвленная сеть организаций и учреждений, реализующих деятельность по привлечению детей и подростков к регулярным занятиям, выступает основой для повышения популярности и массовости самбо.

Большую работу по популяризации и развитию самбо, подготовке спортивного резерва, организации спортивно-массовых мероприятий проводят уникальные, не имеющие аналогов в мире, центры самбо: «Всемирная академия самбо» (г. Кстово, Нижегородская область), «Центр образования Самбо-70» (г. Москва).

Более 100 спортсменов высокого класса совершенствуют спортивное мастерство в отделениях самбо училищ олимпийского резерва Республики Бурятия, Чувашской Республики, Приморского края, Иркутской, Курганской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Саратовской и Свердловской областей.

Ежегодно более 12 тысяч спортсменов выполняют нормативы массовых спортивных разрядов.

Ежегодно на всероссийском уровне проводится более 150 соревнований - чемпионаты России среди мужчин и женщин, первенства среди юниоров, юношей, юниорок и девочек, среди ветеранов, а также вреди среди студентов; кубки России, турниры, посвященные памяти выдающихся спортсменов страны, знаменательным датам в истории Отечества. Глубоко символичным стало ежегодное проведение накануне Дня Победы в одном из городов-героев международного юношеского турнира по самбо "Победа" среди сборных команд городов-героев и федеральных округов. В России регулярно проводятся престижнейшие международные турниры, такие как Кубок Президента Российской Федерации по самбо, Суперкубок мира «Мемориал А.А. Харлампиева» и другие. Россия неоднократно удостаивалась чести принимать чемпионаты Европы и мира.

Самбо является неотъемлемым элементом физической и специальной подготовки личного состава силовых структур России. Так, самбо используется для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ.

Регулярно проводится чемпионат МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ; в 2010 году он был впервые совмещен с чемпионатом образовательных учреждений МВД России. Также с 2010 года проводится чемпионат ФСБ России.

День Рождения самбо - праздник всей страны


Впервые празднование Всероссийского дня самбо состоялось 2008 году, когда нашему виду спорта исполнилось 70 лет. Торжества проводились как единое крупное мероприятие - юбилей самбо на . Таким образом, в нашей стране было положено начало замечательной традиции - празднованию Всероссийского дня самбо. Прошло совсем немного времени и торжества стали популярным во всех регионах России. Сейчас это самое масштабное по количеству участников и географическому охвату мероприятие по самбо. Это не только самый массовый турнир, но и социально значимое событие, которое позволяет привлечь к спорту детей и молодежь.

В 2015 году участие в праздновании Всероссийского дня самбо приняло 120 городов России. 16 ноября на ковры в спортивных клубах и секциях, дворцах спорта вышло 150000 юных спортсменов России.

Спортсмены получали поздравления в этот день от руководителей региональных федераций и организаторов турнира, но самое яркое и запоминающиеся поздравление было от президента РФ Владимира Путина. В адрес всех участников Всероссийского дня самбо Владимир Путин направил и напутствия на бескомпромиссную борьбу. Наш национальный вид спорта любят и уважают во всем мире. Представители национальных федераций самбо также направили свои поздравления с днем Рождения самбо.

В 2016 году день самбо стал не только Всероссийским, но и международным - такое решение было принято на международном конгрессе в Марокко.

Мы нормы ГТО сдадим, спортсмен всегда непобедим!

С каждым днем Россия все спортивнее, и каждый спортсмен нашей страны заряжен на победу. А спорт - это большой движущий механизм современного российского общества, возращение комплекса «ГТО» в нашу жизнь тому подтверждение. Немаловажную роль в спортивном и нравственном воспитании будущего поколения в рамках ВФСК « ГТО» призван сыграть наш национальный вид спорта самбо. Поскольку самбо - не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.

По инициативе Всероссийской федерации самбо была создана рабочая группа, которая при анализе нормативов пришла к выводу о необходимости включения элементов самообороны в комплекс для подготовки молодежи призывного и допризывного возрастов. Таким образом, проделав серьезную подготовительную работу, проведя в ряде регионов среди молодежи экспериментальные испытания по самообороне, рабочая группа под председательством заместителя секретаря Совета Безопасности России Рашида Нургалиева предложила включить самбо в комплекс ГТО.

Первые результаты не заставили себя долго ждать. Так согласно от 16 ноября 2015 года самозащита без оружия (самбо) вошла в перечень испытаний IV – VI ступеней. Примечательно, что приказ был подписан 16 ноября, в день когда по всей России праздновался Всероссийский день самбо.

Самбо в школах

Дополнительный импульс развитию массового спорта среди молодежи должна дать программа «Самбо в школу». Эксперимент по внедрению самбо третьим уроком физкультуры проходит в нас в стране с 2010 года. На данный момент эксперимент был проведен в 60 школах и 3 регионах и был признан удачным. И об этом говорят многие факты. Так тестирование учащихся показало,что уровень общей физической подготовки школьников, занимающихся самбо,значительно улучшился.

Сегодня рабочая группа под руководством заместителя секретаря Совета безопасности Нургалиева Рашида Гумаровича ведет активную работу по продвижение этой программы в центральной части России, а также в регионах. Большую помощь и поддережку оказывают все участники проекта, а именно: Каганов Вениамин Шаевич (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Паршикова Наталья Владимировна (заместитель Министра спорта России), Елисеев Сергей Владимирович (президент Всероссийской федерации самбо ), Федченко Николай Семенович (директор ФГБУ «ФЦОМОФВ»), Табаков Сергей Евгеньевич (руководитель научно-методической комиссии Всероссийской федерации самбо, профессор кафедры теории и методики спортивных единоборств ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ) и другие. В 2016 году самбо введено в школьную программу.

Легендарные спортсмены


Сборная команда России по самбо поддерживает престиж Отечества на международной спортивной арене, уверенно одерживая победы в общекомандном зачете. Россияне регулярно становятся призерами чемпионатов и первенств Европы и мира, и во многих весовых категориях российские спортсмены являются сильнейшими на спортивной международной арене.

Прославили свой вид единоборств Заслуженные мастера спорта - одиннадцатикратные чемпионы мира Мурат Хасанов и Ирина Родина , восьмикратная чемпионка мира Светлана Галянт , семикратный чемпион мира Раис Рахматуллин , шестикратный чемпион мира Сергей Лоповок , четырехкратный чемпион мира по боевому самбо, многократный чемпион мира по боям смешанного стиля , победители Первых Всемирных игр боевых искусств Марианна Алиева, Екатерина Оноприенко и Баир Омоктуев (боевое самбо).

Самбо в мире: Олимпийские перспективы

Одним из наибольших достижений прошедших десятилетий стало формирование сплоченного сообщества самбо. Как в России, так и в мире тысячи людей, прошедшие и живущие самбо, объединены его ценностями, принципами и идеалами. Доступность, зрелищность, а также высокая эффективность самбо как вида единоборства позволила завоевать ему широкое международное признание. Сегодня самбо занимаются люди во всем мире, на разных континентах - в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии. В 92 странах мира действуют национальные федерации самбо, и 12 стран являются кандидатами на вступление в состав Международной любительской федерации самбо (FIAS) .

В настоящее время самбо обладает прочным фундаментом для активного развития.

В 2013 году в Казани самбо впервые вошло в программу Универсиады в качестве дополнительного вида спорта. Соревнования по самбо прошли успешно: турнир собирал от 5 до 7 тысяч зрителей ежедневно. Трофеи Универсиады увезли с собой представители 21 государства.

Тогда же в Казани состоялась встреча представителей Международной федерации самбо с президентом FISU, в ходе которой состоялось обсуждение возможности включения самбо в календарный план спортивных соревнований FISU. Проведение чемпионата мира по самбо среди студентов – один из этапов по включению самбо в постоянную программу Универсиады. Первый в истории чемпионат мира среди студентов состоится в 2016 году.

Самбо включено в официальную программу и Всемирной летней Универсиады 2013 года, наравне с олимпийскими видами спорта.

В октябре 2013 года соревнования по самбо открыли программу II Всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд» в Санкт-Петербурге. В церемонии открытия соревнований приняли участие президент Олимпийского комитета России Александр Жуков , министр спорта России Виталий Мутко и руководитель II Всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд» Сергей Соловейчик , а также советник министра спорта России, четырехкратный чемпион мира по самбо Федор Емельяненко . Участники и гости турнира приехали в Россию из 39 стран мира.

В год 75-летия самбо Президент России Владимир Путин дважды побывал на самбистских мероприятиях. Первый раз - в марте 2013, когда на территории знаменитой школы «Самбо-70» в Москве состоялось открытие Дворца самбо. Второй - во время церемонии открытия чемпионата мира в Санкт-Петербурге. Глава государства посмотрел финальные поединки и принял участие в награждении победителей и призеров. Внимание первого лица подчеркивает, насколько важен и популярен вид спорта, продемонстрировавший свою значимость на всех крупнейших комплексных спортивных мероприятиях и играх.

В 2014 году самбо официально включено в программу первых Европейских игр, которые прошли в столице Азербайджана с 12 по 28 июня 2015 года. В этом же году самбо получило призн ание Олимпийского комитета Азии и включено в программу Азиатских игр. Все это дает возможность национальным олимпийским комитетам многих стран признавать самбо как вид спорта наравне с другими олимпийскими дисциплинами. Таким образом, сделан очень важный шаг в продвижении самбо.

Самбо на I Европейских играх

Возможность выступить и бороться за медали на I Европейских играх в Баку – это большая гордость для самбистов. Цель каждого спортсмена была показать самбо всему миру. В соревнованиях участвовали представители 21 страны: Азербайджана, Австрии, Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Ираиля, Испании, Латвии, Литвы, Македонии, Молдавии, Польши, России, Румынии, Украины, Сербии, Словении, Турции и Франции. Самбисты 10 стран увезли с собой на родину медали первых Евроигр различного номинала.

Европейские игры сыграли значимую роль в истории развития самбо. Самбо впервые принимало участие в таких крупных соревнованиях, которые в некотором смысле похожи на олимпийские. Европейские игры – это показатель того, что самбо выходит на олимпийский уровень и вполне может претендовать на участие в соревнованиях такого высокого ранга.

Присутствие на официальной церемонии открытия финальных схваток президента Олимпийского комитета Патрика Хикки, президента Азербайджана Ильхама Алиева, председателя Организационного комитета Баку Мехрибан Алиевой, президента Международной федерации Самбо Василия Шестакова, вице-премьера и председатель Попечительского совета Всероссийской федерации самбо Дмитрия Рогозина подтверждает большую значимость развития самбо в мире и немалый интерес к нашему виду спорта. Также турнир посетили члены МОКа и члены национальных комитетов других стран.

Численность любителей и профессиональных спортсменов растет с каждым годом. Главная задача в мировом масштабе – войти в олимпийскую семью. Сообщество самбо ведет трудную и кропотливую работу по признанию самбо олимпийским видом спорта.

ВИДЕО: Самбо в СССР – эксклюзивная кинохроника:











Разработкой самбо начали заниматься в 30-х годах в СССР. Данная разновидность борьбы включает огромное количество приемов, взятых из национальных единоборств. Самбо можно разделить на спортивное и боевое. Они обладают отличиями. Надо различать между собой данные вариации, прежде чем будет выбрана определенная секция самбо. В данном обзоре речь пойдет об этом единоборстве.

Создание сотрудников НКВД

Разработкой самбо начал заниматься Спиридонов В. А. Именно он стал первым создателем этого боевого искусства. В период с 1922 по 1933 год им была разработана и описана в нескольких книгах техника самообороны. В качестве основы для ее создания были взяты английский и французский бокс, «бытовая драка», а также японское боевое искусство дзю-дзюцу.

Вся техника боя Спиридоновым разделена на несколько разделов. Это дожимы, рычаги, удары, комбинированные приемы, нажатия и сжатия, выводы из равновесия и выкручивания. На базе данной техники им предложены приемы защиты от разнообразных захватов и от нападения со стороны вооруженного противника. Курс самозащиты без оружия (самбо) Спиридонов проводил для сотрудников НКВД. Сначала борьба носила название «сам», потом ее переименовали в «самоз». И только со временем единоборство получило свое конечное название - самбо.

В технический арсенал боевого искусства входили удары руками, ногами, болевые приемы на суставы, а также удушения. Приемы должны были проводиться в стойке. Борьбы в партере тогда еще не существовало. Кимоно для самбо в те времена выглядело в виде куртки с пришитым к ней поясом. Также бойцы надевали В качестве обуви использовались ботинки военного образца.

Формирование спортивного единоборства

Второй создатель самбо - это С. Им в 1911 году был пройден курс обучения дзюдо, по окончании которого он получил 2-й дан. В период с 1922 по 1925 г. Ощепков сотрудничал с военной разведкой и находился на территории Китая. Там он познакомился со стилями ушу. В период с 1929 по 1939 г. он жил в Москве, часто ездил в Ленинград. Везде он пропагандировал дзюдо. И делал это не только среди командного состава армии, но и среди студентов. По сравнению со Спиридоновым, который не допускал обучения системе людей, не состоявших на службе, Ощепков стремился к противоположным целям. Он хотел, чтобы дзюдо было знакомо всем.

Им проводились семинары по самбо. Это происходило в разных городах. Программа подобных семинаров делилась на несколько разделов. Первый подразумевал демонстрацию бросков, рычагов, удушения и ударов (базовая техника). Второй раздел направлялся на показ приемов защиты от нападения со стороны противника, который был вооружен ножом, палкой или револьвером. На третьем этапе семинара демонстрировались приемы рукопашного боя между двумя безоружными противниками. Ощепков пытался научить стиля. Именно так он называл это единоборство.

Не остались без внимания показательные выступления Ощепкова по самбо. Это всегда производило большой фурор среди людей. В результате борьба была включена в программу обучения студентов физкультурных образовательных учреждений. Отдельные приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 году был выпущен сборник. В нем кратко излагались принципы системы вольной борьбы, в основе которой лежало единоборство дзюдо. Речь в книге шла о подготовительных упражнениях, страховке, правилах соревнований и т. п.

Отличия от дзюдо

Если сравнивать борьбу с классическим дзюдо, то она имела некоторые отличия. Ощепковым было изменено кимоно для самбо. Кроме того, он устранил ритуалы. Жесткое татами им было заменено на толстый мягкий ковер. Ко всему прочему, была дополнена техника некоторыми приемами, характерными для других единоборств. Борьба, которой обучал своих учеников тренер по самбо Ощепков, была более спортивной и доступной для массового распространения по сравнению с боевым искусством, которое разрабатывал Спиридонов.

Соединение двух единоборств в одно

В конце 30-х годов приемы единоборств Спиридонова и Ощепкова были соединены. Это сделал П., который обучался у обоих тренеров. Свою попытку он описал в пособии для школ НКВД. Его работа была продолжена Харлампиевым. Он также издал книгу под названием «Борьба самбо». Это пособие вышло в 1949 году. Однако им были исключены удары, удушения, опасные виды бросков и защитные приемы от вооруженных противников. Тем самым именно он разделил борьбу на спортивную и боевую. Обе разновидности были описаны в книгах.

Спортивная борьба

Итак, самбо - это спортивный вид единоборства. Боевое искусство пользуется большой популярностью во многих странах мира. На современном этапе оно включает в себя несколько тысяч самых разных приемов. И используют их не для нападения. Спортсмены России смогли выиграть много турниров за всю историю существования борьбы. Спортивная разновидность единоборства разделяется на весовые категории. За выполнение приемов разной сложности присуждаются очки. Спортсмен может победить досрочно. Ему для этого потребуется выполнить болевой прием, уложить соперника на спину, при этом оставшись в стойке, или получить на 12 очков больше.

Боевая разновидность искусства

Занятия самбо боевого вида подразумевают обучение нанесению ударов как по рукам, так и по ногам. Также есть возможность выполнять броски, болевые приемы, удержания и т. п. Многими считается, что такое единоборство нарушает философию спортивной борьбы, так как внимание акцентируется в большей степени на атаке. Однако ведущие эксперты не согласны с этим мнением, считая, что борьба используется для самообороны. Боевое самбо России стало развиваться в 30-х годах Спиридоновым. Но об этом уже было более подробно описано выше. Борьба включает в себя огромное множество ударов, приемов. Именно по этой причине она похожа на многие восточные единоборства. Но имеется одно большое отличием. Это наше национальное боевое искусство.

Важные элементы боевого искусства

Есть одно условие, которое учитывается вне зависимости от того, какая была выбрана секция самбо: занятия проводятся на борцовском ковре. Его собирают из плотно сложенных матов. Они могут обладать брезентовым, фланелевым либо другим видом покрытия. Ковер для борьбы включает в себя рабочее пространство, зону безопасности, которая выполнена из обкладных матов. Вся система должна быть прикреплена к полу с помощью реек, заведенных под маты, расположенные по краям.

Если матов нет, то можно воспользоваться стружкой и опилками. Первый слой должен быть не менее 20 см в толщину. Для его создания стоит использовать стружку. Толщина второго слоя не должна быть менее 15 см. Для его создания следует применить опилки. Оба слоя должны быть тщательно утрамбованы и выровнены. Надо подготовить рабочую поверхность. Для этого на полученную конструкцию потребуется натянуть брезент. Зафиксировать его потребуется по всему периметру с помощью реек. Их надо тщательно друг к другу подогнать. Это поможет предотвратить высыпание содержимого после ударов.

Если вы решили заняться борьбой, то следует понимать, что каждая секция самбо подразумевает наличие у спортсмена специальной одежды. Это боевая куртка без ворота, матерчатый пояс, спортивные трусы и специальная обувь - борцовки.

Также в борьбе активно используются спортивные снаряды. Речь идет о гантелях, гирях, штангах и других предметах, за счет которых можно развить силу. В системе подготовки используются как вес спортсмена, так и вес его противника.

Философия боевого искусства

Самбо России является не только разновидностью спортивного единоборства. Борьба подразумевает целую систему, с помощью которой можно воспитывать и развивать морально-волевые качества, патриотизм и гражданственность. Самбо является наукой обороны, но никак не нападения. Единоборство не только научит самозащите. Оно также предоставит богатый жизненный опыт, поспособствует формированию твердого характера, стойкости и выносливости. Именно эти качества потребуются не только в работе, но и в общественной деятельности.

Самбо для взрослых и детей является занятием, которое помогает вырабатывать самодисциплину. С помощью единоборства формируется внутренняя нравственная опора, сильная личная позиция, которая сказывается в достижении поставленных перед собой целей. С помощью борьбы будет сформирована социальная опора общества: люди, которые смогут постоять как за себя, так и за свою семью.

Традиции единоборства

Традиции берут свое начало из культуры народностей России, из В эту боевую систему входят лучшие приемы из национальных единоборств. В момент ее формирования в качестве основы были взяты кулачные бои, борьба (русская, грузинская, татарская, армянская, казахская, узбекская). Также учитывались приемы, характерные для бокса (французского и английского). Не осталась без внимания вольно-американская, английская борьба, дзюдо, сумо и другие виды единоборств.

Соревнования по самбо основываются на поиске всего передового и целесообразного, на постоянном совершенствовании, обновлении. Боевая система открыта всему самому лучшему. Совместно с многочисленными приемами борьбы национальное единоборство впитало нравственные принципы, характерные для разных народов. В самбо воплотилась часть культур, присущих разным странам. И на современном этапе люди, которые занимаются самбо, не только обучаются приемам самозащиты. Они получают огромный опыт, помогающий им сформировать достойное поведение, основанное на ценностях патриотизма и гражданственности.

Чего нельзя делать

История самбо связана с историей России, с победами. Борьба является живым символом преемственности разных поколений.

Для самбо, как и для других видов состязаний, характерно наличие запрещенных действий. За них судьи карают достаточно строго. Запрещено:

  1. Бросать визави на голову или с захватом на болевой прием. Запрещено падать на противника всем телом во время броска.
  2. Выполнять удушения, зажимать рот или нос.
  3. Выполнять удары, кусаться либо царапаться.
  4. Делать болевые приемы на позвоночник, выполнять скручивание шеи, сжимание головы руками и ногами.
  5. Придавливать голову к ковру и скрещивать ноги на теле визави.
  6. Упираться с помощью рук, ног и головы в лицо.
  7. Давить локтями или коленями сверху.
  8. Захватывать пальцы рук или ног.
  9. Загибать руки за спину, выполнять болевые приемы на кисти.
  10. Выкручивать ноги за пятку, выполнять «узлы» на стопы.
  11. Выполнять болевые приемы рывком или при борьбе стоя

Это основные запреты, которые прививают тренеры, проводя занятия самбо.

Заключение

В данном обзоре было рассмотрено такое боевое искусство, как самбо. Оно возникло сравнительно недавно. Но за все время своего существования сумело привлечь к себе внимание со стороны многих стран мира. И возможно, в скором времени борьба будет включена в программу Олимпиады. Чего мы искренне и пожелаем этому национальному боевому искусству России!

Последние материалы сайта